Проект «Год педагога и наставника в лица»

10.04.2023

Технология наставничества подразумевает постановку реальных задач, путей их достижения, методологическое, информационное и технологическое обеспечение этого процесса, взаимную заинтересованность, административный контроль за процессом и наличие методики оценки результатов, а также обоснованные требования к личности наставника.                 

          Целью наставничества является построение отношений между наставником и наставляемым.

           Модель включает в себя 5 форм наставничества:

· «ученик – ученик»

· «педагог – педагог»

· «студент (выпускник) – ученик»

· «работодатель – ученик»

· «работодатель – студент»

             Эти формы реализуются по-разному: индивидуальное сопровождение наставником обучающегося или молодого специалиста, с учетом индивидуальных образовательных или профессиональных дефицитов и других индивидуальных особенностей последнего. Групповое сопровождение одним наставником (или командой наставников) группы наставляемых, обладающих общим или сходным образовательным дефицитом. Коллективная организация наставничества в работе с коллективом (большой группой) обучающихся, обладающих различными типами образовательных дефицитов. Онлайн поддержка наставляемых, находящихся в удаленном доступе, с использованием интернет-технологий (социальные сети, скайп, Youtube и т. д.).

В рамках целевой модели МАУДО «ДД(Ю)Т» применяется форма «педагог-педагог», выделены пары наставников и наставляемых:

Пары наставников и наставляемых «Учитель-учитель»

№п/п

наставник

наставляемый

1.

Трошечкина И.В., зав ХПО

Садовникова А.В., ПДО

2.

Яценко И.П., методист

Аникина Л.Н., ПДО

3.

Грачева М.Б., ПДО

Черкасова В.Ю., ПДО

4.

Яценко И.П., методист

Фролов А.В., ПДО

Процесс наставничества затрагивает как минимум трех субъектов взаимодействия: обучаемого, наставника и организацию–работодателя. Наставляемый (молодой/вновь прибывший специалист) получает знания, развивает навыки и умения, повышает свой профессиональный уровень и способности, развивает собственную профессиональную карьеру, учится выстраивать конструктивные взаимоотношения с наставником. Наставник (педагог с большим опытом работы, выпускник, студент или подросток-обучающийся) развивает свои деловые качества, повышает свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения. Организация осуществляет культурный и профессиональный уровень подготовки кадров, улучшаются взаимоотношения между сотрудниками и в детском коллективе.         Хочу такой сайт

                 К областям потребностей, в которых может проходить взаимодействие наставников с наставляемыми, можно отнести академические знания, личностное развитие, профориентацию и профессиональное развитие. Как любой процесс, наставничество должно иметь свои результаты, которые можно измерить какими-либо показателями. Федеральный проект «Современная школа» и Целевая модель наставничества содержат целевой показатель результативности: до конца 2024 года не менее 70% обучающихся образовательных организаций от 11 до 18 лет будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества, 70% педагогов будет вовлечены в Программу наставничества или как наставники, или как наставляемые. Показателями результативности участия в программе наставничества в образовательной организации будут являться также данные мониторинга в начале, в середине и в конце реализации цикла. Практика наставничества как работа с начинающими или новыми сотрудниками, отражает давнюю традицию и сейчас является наиболее распространенной. Однако в современных динамичных условиях развивается и такая практика наставничества, которая охватывает не только новых сотрудников, но в идеале — всех участников образовательного процесса. И в этом инновационный подход к вопросу наставничества.  


Поэтому процесс наставничества в дополнительном образовании более краткосрочный, может быть рассчитан на учебный год или на более короткий срок.  Для взрослых педагогов-наставников и наставляемых создана закрытая группа в социальной сети Телеграм, на официальном сайте МАУ ДО «ДД(Ю)Т», где размещается материал для самообразования, проводится мониторинг участия в программе, группа, которая является средством общения с куратором программы. Это не заменяет и очные встречи-консультации с куратором, которые происходят постоянно в рабочем режиме. Наиболее оптимальными моделями взаимодействия с молодыми педагогами, к которым должен стремиться педагог-наставник, можно считать следующие: «общение-коррекция». Этот вид общения направлен на выполнение диагностической функции педагогом-наставником. Она включает в себя беседы, которые помогут избежать ошибок, которые планируются в зависимости от целей, ситуации, условий и особенностей взаимодействия в паре. Общение-поддержка. Когда необходимо помочь молодому педагогу в разрешении сложных ситуаций, с которыми он не в силах справиться самостоятельно. Общение-снятие психологических барьеров. Этот тип общения предполагает владение педагогом – наставником технологией общения на достаточно высоком уровне, наличие у него потребности в общении с подопечным, желания помочь ему в установлении доверительных отношений. Чтобы взаимодействие с наставляемыми было конструктивным и приносило желаемый эффект, необходимо помнить и соблюдать определенные правила общения.

Они зафиксированы в кодексе наставника:

1. Не осуждаю, а предлагаю решение

2. Не критикую, а изучаю ситуацию

3. Не обвиняю, а поддерживаю

4. Не решаю проблему сам, а помогаю решить ее наставляемому

5. Не навязываю свое мнение, а работаю в диалоге

6. Разделяю ответственность за наставляемого с куратором, родителями и организацией

7. Не утверждаю, а советуюсь

8. Не отрываюсь от практики

9. Призывая наставляемого к дисциплине и ответственному отношению к себе, наставническому взаимодействию и программе, сам следую этому правилу

10. Не разглашаю внутреннюю информацию.

            Наставничество – не решение всех проблем, стоящих перед вашим наставляемым и его/ее семьей. Суть наставничества заключается в создании и поддержании устойчивых человеческих взаимоотношений, в которых ребенок/подросток чувствует, что к нему относятся как к личности и что он имеет значение для общества. Помните, что вы должны являться позитивным примером для подражания, другом, советником, защитником вашего наставляемого!

Результат наставничества:

· Перспективы карьерного роста

· Признание заслуг и повышение статуса

· Репутация профессионала и доверие коллег

· Развитие навыков управления

· Участие в формировании команды

· Систематизация имеющегося опыта

· Возможность увидеть новые пути решения типовых задач.



Год педагога и наставника в лицах

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 10.04.2023

Дата обновления: 10.04.2023

Дата публикации: 10.04.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».