10.04.2023
Технология
наставничества подразумевает постановку реальных задач, путей их достижения,
методологическое, информационное и технологическое обеспечение этого процесса,
взаимную заинтересованность, административный контроль за процессом и наличие
методики оценки результатов, а также обоснованные требования к личности
наставника.
Целью наставничества является
построение отношений между наставником и наставляемым.
Модель включает в себя 5 форм
наставничества:
· «ученик – ученик»
· «педагог –
педагог»
· «студент
(выпускник) – ученик»
· «работодатель –
ученик»
· «работодатель –
студент»
Эти формы реализуются по-разному: индивидуальное
сопровождение наставником обучающегося или молодого специалиста, с учетом индивидуальных
образовательных или профессиональных дефицитов и других индивидуальных
особенностей последнего. Групповое сопровождение одним наставником (или
командой наставников) группы наставляемых, обладающих общим или сходным
образовательным дефицитом. Коллективная организация наставничества в работе с
коллективом (большой группой) обучающихся, обладающих различными типами
образовательных дефицитов. Онлайн поддержка наставляемых, находящихся в
удаленном доступе, с использованием интернет-технологий (социальные сети,
скайп, Youtube и т. д.).
В
рамках целевой модели МАУДО «ДД(Ю)Т» применяется форма «педагог-педагог»,
выделены пары наставников и наставляемых:
Пары наставников и
наставляемых «Учитель-учитель» |
||
№п/п |
наставник |
наставляемый |
1. |
Трошечкина И.В., зав
ХПО |
Садовникова А.В., ПДО |
2. |
Яценко И.П., методист |
Аникина Л.Н., ПДО |
3. |
Грачева М.Б., ПДО |
Черкасова В.Ю., ПДО |
4. |
Яценко И.П., методист |
Фролов А.В., ПДО |
Процесс
наставничества затрагивает как минимум трех субъектов взаимодействия:
обучаемого, наставника и организацию–работодателя. Наставляемый (молодой/вновь
прибывший специалист) получает знания, развивает навыки и умения, повышает свой
профессиональный уровень и способности, развивает собственную профессиональную
карьеру, учится выстраивать конструктивные взаимоотношения с наставником.
Наставник (педагог с большим опытом работы, выпускник, студент или
подросток-обучающийся) развивает свои деловые качества, повышает свой
профессиональный уровень в процессе взаимообучения. Организация осуществляет
культурный и профессиональный уровень подготовки кадров, улучшаются
взаимоотношения между сотрудниками и в детском коллективе.
К областям потребностей, в
которых может проходить взаимодействие наставников с наставляемыми, можно отнести
академические знания, личностное развитие, профориентацию и профессиональное
развитие. Как любой процесс, наставничество должно иметь свои результаты,
которые можно измерить какими-либо показателями. Федеральный проект
«Современная школа» и Целевая модель наставничества содержат целевой показатель
результативности: до конца 2024 года не менее 70% обучающихся образовательных
организаций от 11 до 18 лет будут вовлечены в различные формы сопровождения и
наставничества, 70% педагогов будет вовлечены в Программу наставничества или
как наставники, или как наставляемые. Показателями результативности участия в
программе наставничества в образовательной организации будут являться также
данные мониторинга в начале, в середине и в конце реализации цикла. Практика
наставничества как работа с начинающими или новыми сотрудниками, отражает
давнюю традицию и сейчас является наиболее распространенной. Однако в
современных динамичных условиях развивается и такая практика наставничества,
которая охватывает не только новых сотрудников, но в идеале — всех участников
образовательного процесса. И в этом инновационный подход к вопросу наставничества.
Поэтому процесс
наставничества в дополнительном образовании более краткосрочный, может быть
рассчитан на учебный год или на более короткий срок. Для взрослых педагогов-наставников и
наставляемых создана закрытая группа в социальной сети Телеграм, на официальном
сайте МАУ ДО «ДД(Ю)Т», где размещается материал для самообразования, проводится
мониторинг участия в программе, группа, которая является средством общения с
куратором программы. Это не заменяет и очные встречи-консультации с куратором,
которые происходят постоянно в рабочем режиме. Наиболее оптимальными моделями
взаимодействия с молодыми педагогами, к которым должен стремиться
педагог-наставник, можно считать следующие: «общение-коррекция». Этот вид
общения направлен на выполнение диагностической функции педагогом-наставником. Она
включает в себя беседы, которые помогут избежать ошибок, которые планируются в
зависимости от целей, ситуации, условий и особенностей взаимодействия в паре.
Общение-поддержка. Когда необходимо помочь молодому педагогу в разрешении
сложных ситуаций, с которыми он не в силах справиться самостоятельно.
Общение-снятие психологических барьеров. Этот тип общения предполагает владение
педагогом – наставником технологией общения на достаточно высоком уровне,
наличие у него потребности в общении с подопечным, желания помочь ему в
установлении доверительных отношений. Чтобы взаимодействие с наставляемыми было
конструктивным и приносило желаемый эффект, необходимо помнить и соблюдать
определенные правила общения.
Они зафиксированы в
кодексе наставника:
1.
Не осуждаю, а предлагаю решение
2.
Не критикую, а изучаю ситуацию
3.
Не обвиняю, а поддерживаю
4.
Не решаю проблему сам, а помогаю решить ее наставляемому
5.
Не навязываю свое мнение, а работаю в диалоге
6.
Разделяю ответственность за наставляемого с куратором, родителями и
организацией
7.
Не утверждаю, а советуюсь
8.
Не отрываюсь от практики
9.
Призывая наставляемого к дисциплине и ответственному отношению к себе,
наставническому взаимодействию и программе, сам следую этому правилу
10.
Не разглашаю внутреннюю информацию.
Наставничество – не решение всех проблем,
стоящих перед вашим наставляемым и его/ее семьей. Суть наставничества
заключается в создании и поддержании устойчивых человеческих взаимоотношений, в
которых ребенок/подросток чувствует, что к нему относятся как к личности и что
он имеет значение для общества. Помните, что вы должны являться позитивным
примером для подражания, другом, советником, защитником вашего наставляемого!
Результат
наставничества:
· Перспективы
карьерного роста
· Признание заслуг
и повышение статуса
· Репутация
профессионала и доверие коллег
· Развитие навыков
управления
· Участие в
формировании команды
· Систематизация
имеющегося опыта
· Возможность увидеть новые пути решения типовых задач.
Год педагога и наставника в лицах
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.04.2023
Дата обновления: 10.04.2023
Дата публикации: 10.04.2023