I.
II.
III.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
IV.
4.1.
4.2.
Информационная карта ДООП
Дополнительная
общеобразовательная
Наименование
общеразвивающая программа «Северные узоры»
программы
Направленность Художественная
Сведения об авторе составителе
ФИО
Лобко Ирина Леонидовна
Образование
Высшее
Место работы
МАУ ДО «ДД(Ю)Т»
Должность
Педагог дополнительного образования
Электронный
адрес
Сведения о программе
Нормативная база 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ
(отдельные
«Об образовании в Российской Федерации»;
основные
2. «Стратегия развития воспитания в Российской
документы)
Федерации на период до 2025 года» (утверждена
распоряжением
Правительства
Российской
Федерации от 29.05.2015 № 996-р);
3. Постановление Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
4. Приказ
Министерства
просвещения
Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам»;
5. Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(письмо
Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18 ноября 2015 года № 09-3242);
6. Устав и другие локальные акты МАУ ДО
«ДД(Ю)Т».
Объем и срок 1 год
освоения
2
4.3.
4.4.
4.5.
программы
Форма обучения
Возраст
обучающихся
Особые категории
обучающихся
Вид программы
Ведущие формы
и
виды
деятельности
Очная
7-13 лет
нет
модифицированная
Наглядные
методы:
демонстрация
(показ)
картинок, готовых изделий, наблюдение.
Словесные методы: беседа; объяснение, диалог,
консультация.
Практические методы: упражнения, письменные
опросы, игровые методы, активные формы
познавательной
деятельности
(выставки,
творческие конкурсы и т.п.).
Методы
поощрения:
похвала,
одобрение,
награждение и т.п.
Входная
аттестация
(собеседование,
VI. Формы
анкетирование, тестирование, наблюдение) для
мониторинга
результативности выявления индивидуальных особенностей ребенка
(интересов, первичных умений и навыков,
мотивации).
Текущая аттестация (тестирование, наблюдение,
викторины, выставки, кроссворды, игры).
Промежуточная аттестация по полугодиям
(тестирование,
выполнение
практических
упражнений, творческих работ, а также через
выставки).
Программа рекомендована к реализации в 2025VII. Дата
2026 учебном году, протокол ПС № 4 от «27» мая
утверждения
2025 г.
последней
корректировки
4.6.
V.
3
Содержание
I.
Титульный лист
1
Информационная карта ДООП
2
Комплекс основных характеристик ДООП
1.1.Пояснительная записка ……………………………………………….. 5
1.2.Цель, задачи программы ………………………………………........... 7
1.3.Планируемые результаты. Уровни усвоения программы…………... 7
1.4.Учебный план………………………………………………………
9
1.5. Содержание ………………………..………………………………11
II. Комплекс организационно-педагогических условий ДООП
2.1. Условия реализации программы ………………….…………………. 15
2.2. Календарный учебный график ………………………………….…… 15
2.3. Формы аттестации ………………………………………………….… 15
2.4. Оценочные материалы ………………………………………….……. 16
2.5. Кадровое обеспечение …………………………………………..……. 17
2.6. Материально-техническое обеспечение ……………………..……… 18
2.7. Методическое обеспечение программы ……………………….……. 19
Список литературы для педагога и обучающихся ……………….……... 22
4
1.1. Пояснительная записка.
Введение. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Аппликация» разработана согласно требованиям следующих
нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
3. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015 № 996-р);
4. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка»
(утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту
«Образование» 07 декабря 2018 г., протокол № 3);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования,
основным программам профессионального обучения, дополнительным
общеобразовательным программам»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
18.09.2020 № 508 «Об утверждении Порядка допуска лиц, обучающихся по
образовательным программам высшего образования, к занятию
педагогической деятельностью по общеобразовательным программам»;
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
10. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки
5
Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 09-3242);
11. Устав и другие локальные акты МАУ ДО «ДД(Ю)Т».
Направленность (профиль) программы. Данная программа имеет
художественную направленность. Содержание программы ориентировано на
развитие личности учащегося, формирование и развитие его творческих
способностей.
Актуальность программы определяется тем, что она направлена на
развитие творческих способностей учащихся, решение актуальных задач
социального и культурного самоопределения учащихся.
Новизна. Акцент программы делается на творческое развитие детей
путем освоения творческих видов деятельности, характерных для данного
периода детства (познание, труд и общение) в рамках единой
организационной формы занятия.
Отличительные особенности программы. Занятия комплексные,
объединенные едиными темами, которые разносторонне раскрываются и
последовательно меняют друг друга.
Программа имеет модульную структуру и включает в себя несколько
направлений.
Категория обучающихся. Программа рассчитана на обучающихся в
возрасте 7-13лет. На обучение принимаются все желающие без предъявления
требований к уровню предварительной подготовки.
Оптимальное количество обучающихся в группе 15 человек. Состав
группы формируется из детей одного возраста.
Срок реализации программы 1год. Общий объем учебного времени
составляет 136 часов (4 часа в неделю).
Уровень программы – ознакомительный.
Особенности организации образовательного процесса:
Педагогическая целесообразность программы. Занятие по
программе
способствуют развитию у детей чувства прекрасного,
формированию эстетического вкуса, повышению сенсорной культуре,
развивают навык зрительного анализа.
Формы и режим занятий. Форма обучения очная. Характерными
формами организации учебной деятельности для данной программы являются
групповая, мелкогрупповая и индивидуальная форма обучения.
Рекомендуемый режим занятий 2 раза в неделю по 2 часа,
Продолжительность учебных занятий определена уставом учреждения,
исчисляется в академических часах и составляет 30 мин для обучающихся до
8 лет, 40 минут для обучающихся старше 8 лет. После 30-40 мин занятий
предусматривается обязательный 10 минутный перерыв.
6
1.2. Цель и задачи
Цель программы: развитие творческих способностей и формирование
потребности в творческой самореализации путем приобщения обучающихся
к декоративно-прикладному искусству.
Задачи:
Обучающие
- расширять знания учащихся по истории развития декоративноприкладного творчества;
- обучить основным приѐмам работы с бисером, мехом, кожей;
- обучить приемам работы с инструментами;
- формировать умение выполнять работы по образцу.
Развивающие
- развивать фантазию, образное, ассоциативное
мышление, творческую активность и самостоятельность.
и
логическое
Воспитательные
- воспитывать трудолюбие, творческую инициативу, отзывчивость на
художественный вымысел, бережное отношение к традиционной народной
культуре, любовь к природе.
1.3. Планируемые результаты. Уровни усвоения программы.
По окончанию обучения дети
будут знать:
Правила техники безопасности при работе с колющим и режущим
инструментом;
Инструменты, используемые в работе;
Сведения о материалах, с которыми работают;
Термины по данному виду работ.
будут уметь:
осуществлять контроль за своей деятельностью в процессе работы;
организовать рабочее место;
выбрать рисунок в соответствии с заданной темой и подобрать
соответствующий фон и форму для панно;
отличать натуральные материалы от их заменителей и определять, в
чем заключается это отличие;
Приобретут навыки работы:
с бисером, мехом, кожей.
7
с ножницами, клеем, специальными инструментами (пробойники,
резаки, лезвие).
Уровни усвоения программы
Оценка результативности обучения осуществляется на основе
критериев, определяющих уровень подготовки учащихся. В МАУ ДО
ДД(Ю)Т г. Магадана приняты минимальный, базовый, повышенный,
творческий уровни подготовки обучающихся.
Минимальный уровень – обучающийся овладел менее чем ½
объема знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, как
правило, в беседах избегает употреблять специальные термины. В ходе
практических работы выполняет простые виды изделий. В процессе
выполнения работы постоянно обращается за помощью к педагогу. Очевидны
ошибки на всех этапах выполнения работы. Низкая активность предъявления
результатов своей деятельности.
Базовый уровень – обучающийся овладел не более ½ объема
знаний, умений и навыков, предусмотренных программой. В беседах
сочетает специальную терминологию с бытовой. Практические работы
выполняет на основе образцов, с достаточной степенью самостоятельности, с
соблюдением технологической последовательности. Изделие выполняет
достаточно аккуратно, при выполнении отдельных операций допускает
небольшие погрешности. Хорошая активность предъявления результатов
своей деятельности.
Повышенный уровень - объем знаний, умений и навыков
соответствует программным требованиям. В беседах специальные термины
употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием. Изделия
выполняются аккуратно, с соблюдением последовательности ведения работы,
с элементами творчества. Высокая самостоятельность при выполнении
практических работ и активность в предъявлении результатов своей
творческой деятельности.
Творческий уровень - объем знаний превышает программные
требования. Практические работы выполняются самостоятельно, качественно
и творчески по собственному замыслу и фантазии. Высокая активность в
предъявлении результатов своей творческой деятельности (участие в
различных конкурсных и выставочных мероприятиях).
Формы проверки результатов:
выставки;
беседа;
8
конкурс творческих работ;
кроссворды;
учебное занятие контроля знаний.
Для поддержания интереса, самостоятельности дошкольников,
проявления индивидуальности предоставляется как можно больше свободы в
выборе конкретной техники изготовления изделий. Лучшие работы
принимают участие в различных выставках.
1.4. Учебный план, содержание
Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа.
В программе предусмотрено изучение правил техники безопасности при
работе с ручным инструментом, а также обеспечение санитарной гигиены.
Учебный план
№
п/п
Наименование
Количество часов
раздела/ темы
теория практика всего
программы
Раздел 1. Введение в программу
1.1. Вводное занятие.
2
2
Правила ТБ.
Раздел 2. Бисероплетение
2.1. Знакомство с
1
1
2
бисером.
2.2.
2.3.
2.4.
- брелоки, игрушки,
сувениры;
1
- украшения из
бисера;
1
- «дерево счастья»;
1
11
12
11
12
11
12
- цветы из бисера,
1
11
12
Формы контроля
беседа,
анкетирование
практическое
задание,
педагогическое
наблюдение
практическое
задание,
педагогическое
наблюдение
беседа,
практическое
задание,
педагогическое
наблюдение
практическое
задание,
педагогическое
наблюдение
практическое
9
задание,
педагогическое
наблюдение
2.6. Новогодний
1
9
беседа,
выполнение
сувенир.
10
практического
задания
2.7. Пасхальный сувенир.
1
7
8
практическое
задание
Раздел 3. Изделия национального искусства народов Северо – Востока
3.1. Вводное занятие.
2
педагогическое
2
наблюдение
Правила ТБ.
3.2 Женское украшение.
1
9
практическое
задание,
10
педагогическое
наблюдение
3.3 Игольница
1
11
практическое
задание,
(сувенирные
12
педагогическое
тапочки).
наблюдение
3.4 Сувенир «Яранга».
1
9
практическое
задание,
10
педагогическое
наблюдение
3.5 Кирпичный стежок.
1
9
практическое
задание,
10
педагогическое
наблюдение
3.6 Бисероткачество.
1
9
практическое
задание,
10
педагогическое
наблюдение
3.7 Сумочка –
1
7
практическое
задание,
косметичка.
8
педагогическое
наблюдение
3.8 Выставки.
3
1
анализ
выставочных
4
работ
3.9 Экскурсии.
4
анализ
выставочных
4
работ
4.0 Итоговое занятие.
1
1
анализ
2
выставочных
2.5.
декоративные
веточки.
10
работ,
беседа,
выполнение
практического
задания
Всего часов
25
118
136
Содержание
Раздел 1. Введение в программу.
1.1 Вводное занятие. Правила ТБ:
Теория:
• цели и задачи кружка, ознакомление с планом работы и с
материально –
технической базой;
• знакомство детей и педагога;
• знакомство с видами деятельности, материалами и инструментами
для работы;
• ознакомление с изделиями выполненными ранее;
• Правила ТБ с колюще - режущими инструментами.
Раздел 2. Бисероплетение.
2.1. Знакомство с бисером
Теория:
• история возникновения и виды бисера;
• инструменты необходимые для работы с бисером - иглы, нити, леска,
проволока, основа.
Практическая работа - определение видов бисера, упражнения в
нанизывании
бисера и закрепление его по прямой линии, по кругу и
др.
2.2. Брелоки, игрушки, сувениры.
Теория:
• Показ изделий, образцов;
• Приѐмы выполнения изделия (по схеме);
• Материалы для работы: леска № 0,25 мм, проволока № 0,3 мм,
ножницы, салфетка для бисера, схемы, разнообразный бисер.
Практическая работа – изготовление игрушек, брелоков, сувениров по
предложенным схемам и по собственным. Запись схем в тетрадь.
Составление сюжета и композиции.
2.3.Украшения из бисера.
Теория:
• История низания бисером;
• Техника низания;
• Показ узоров, орнамента;
11
• Набор необходимых материалов для работы – леска, капроновые
нити, иглы и салфетка для бисера, разнообразый бисер;
• Схема изделия.
Практическая работа – Изготовление простых и сложных цепочек,
объѐмных шнуров (по схеме). Запись схем в тетрадь. Выставка готовых
работ.
2.4. «Дерево счастья».
Теория:
• Показ готовых изделий, образцов;
• Приѐмы выполнения изделия;
• Материалы для работы: проволока № 0.3-0.32 мм, ножницы, салфетка
для бисера, разнообразный бисер, бусины, пайетки.
Практическая работа – выполнение изделия по собственному
замыслу.
2.5. Цветы из бисера, декоративные веточки.
Теория:
• Показ готовых изделий, образцов;
• Приѐмы выполнения изделия (по схеме);
• Материалы для работы: проволока № 0,3-0,32 мм, ножницы,
салфетка для бисера, схема, разнообразный бисер.
Практическая работа – выполнение цветов: ромашка, лилия,
незабудка, декоративные веточки (по образцу). Запись схем в
тетрадь. Оформление в виде букета, броши (по желанию). Выставка
изделий.
2.6. Новогодний сувенир:
Теория:
• беседа о Новогодних праздниках в разных странах;
• уточнение знаний;
• показ новогодних открыток;
• обсуждение.
Практическая работа – подбор материала для работы, изготовление
сувенира по образцу или по собственному эскизу (ѐлочка, снежинка,
снегурочка и др.).
Выставка выполненных работ.
2.7. Пасхальный сувенир:
Теория:
• история украшения пасхальных яиц;
• показ сувениров и иллюстраций, готовых образцов;
• значение выбора орнамента;
• цветовое решение;
• материалы для работы (бисер, бусины, пайетки).
12
Практическая работа – украшение пасхального яйца (сувенира).
Оформление работы. Выставка пасхальных сувениров.
Раздел 3. Изделия национального искусства народов Северо –
Востока.
3.1 Вводное занятие. Правила ТБ:
Теория:
• сведения из истории возникновения данного вида искусства:
• показ изделий, образцов, иллюстраций;
• знакомство с материалами животного происхождения - мех, кожа,
замша;
• показ инструментов для работы и их использование;
• правила техники безопасности в работе с инструментами.
Практическая работа - выполнение упражнения в определении вида меха,
вырезание по контуру, составление орнамента и др.
3.2. Женское украшение:
Теория:
• повторение сведений о бисере;
• основы цветоведения;
• показ работ, образцов;
• назначение украшений;
• последовательность выполнения украшений.
Практическая работа - вышивка одной нитью, двумя и в круговую.
Упражнения в вышивке. Изготовление украшения и его отделка. Выставка
работ.
3.3. Игольница (сувенирные тапочки):
Теория:
• сведения о назначении сувенира;
• знакомство с готовым изделием;
• этапы выполнения работ (выкройка, вышивка, сборка, оформление).
Практическая работа – запись в тетрадь последовательности этапов
работы. Подбор материала, бисера, меха. Сборка подготовленных деталей
и их оформление. Выставка готовых сувениров.
3.4. Сувенир «Яранга»:
Теория:
• знакомство с готовым изделием;
• этапы выполнения работ (заготовка подставки, яранги и украшение их);
• подбор материала для работы (бусины, кожа, мех, ткань, иголка –
гвоздик, деревянные палочки (веточки), картон, бархатная бумага).
13
Практическая работа – выполнение изделия по образцу, с применением
собственных материалов. Выставка готовых сувениров.
3.5. Кирпичный стежок.
Теория:
• знакомство с готовыми изделиями;
• требования предъявляемые к материалу;
• знакомство с техникой плетения (по схеме);
Практическая работа – выполнение предложенных изделий (на выбор,
по схеме). Выставка готовых изделий.
3.6. Бисероткачество.
Теория:
• история бисероткачества;
• знакомство с техникой бисероткачества;
• понятие о направляющей нити;
• инструменты и материалы, необходимые для работы: станок для
ткачества, капроновая нить или леска, игла бисерная № 11 (Япония),
разнообразный бисер;
• цветоведение;
• Схемы и основные элементы орнамента.
Практическая работа – выполнение простейших приѐмов тканья.
Закрепление понятия об орнаменте, цветовых сочетаниях. Изготовление
браслета (фенечки) по предложенным схемам. Подбор цвета и цвета
сочетания. Выставка готовых работ.
3.7. Сумочка – косметичка:
Теория:
• показ изделия;
• последовательность этапов работы;
• подбор и выбор материала для работы (ткань, пайетки, бисер, мех,
кожа).
Практическая работа – изготовление сумочки – косметички. Выставка
готовых изделий.
3.8. Выставка:
Теория:
• обсуждение и отбор лучших детских работ на городскую и областную
выставки художественно - прикладного творчества.
Практическая работа – участие в выставках лучших детских работ.
3.9. Экскурсии:
Теория:
• экскурсии на городскую и областную выставки;
14
• беседа и обсуждение увиденных экспонатов;
• беседа о лучших экспонатах с акцентом на интересные сюжеты (как
раскрыт замысел, аккуратность исполнения);
• экскурсии в детские образовательные объединения г. Магадана;
• экскурсии в краеведческий музей: - "Национальная одежда коренных
народов Севере - Востока";
• посещение тематических выставок г. Магадана.
4.0. Итоговое занятие.
Теория:
• обзор выполненной работы;
• итоги деятельности ДОО за год - "Чему мы научились", "Что нового
узнали";
• награждение отличившихся детей в течение года;
• анкетирование;
• обсуждение детских работ;
• задание и рекомендации на время летних каникул.
Практическая работа - оформление итоговой выставки детских
работ.
2.1. Условия реализации программы
Продолжительность учебного года составляет 38 недель.
Начало занятий первого года обучения 21 сентября.
Окончание занятий – не позднее 31 мая.
Нерабочие и праздничные дни устанавливаются в соответствии с
Постановлениями Правительства РФ.
Промежуточная аттестация проводится по итогам освоения ДООП за 2-е
полугодие - в мае.
2.2. Календарный учебный график
№
Год обучения
1
Первый
Объем
часов
136
учебных Всего
недель
34
учебных Режим работы
2р х 2ч = 4ч
2.3. Формы аттестации
предусматривает
следующие
Программа
виды
аттестации
обучающихся:
- входная (предварительная) аттестация проводится в целях
выяснения уровня готовности ребенка и выявления его индивидуальных
15
особенностей (интересов, первичных умений и навыков, мотивации для
занятий и т.д.). Проводится в начале учебного года в форме наблюдения,
беседы и анкетирования;
- текущая аттестация проводится в целях оценки качества усвоения
обучающимися содержания отдельных тем, разделов образовательной
программы и проводится в форме беседы, анализа выполнения практических
заданий;
- промежуточная аттестация проводится в целях оценки степени и
уровня усвоения обучающимися образовательной программы в целом и
проводится за 1-е полугодие в III декаде декабря, за 2-е полугодие - в мае в
форме тестирования, творческих заданий, выставки и т.д.
В качестве аттестации возможен зачет результатов участия выставках
различного уровня.
Достижения обучающихся оцениваются безотметочным способом.
Производится
оценка
качества
выполнения
работы;
степень
самостоятельности выполнения работ, уровень творческой деятельности,
уровень активность в представлении результатов своей деятельности.
2.4. Оценочные материалы
Аттестуя обучающихся, следует учитывать их возраст и
индивидуальные особенности, способности к обучению. Ведется постоянное
наблюдение за детьми, педагогом оценивается и определяется качество
выполненных работ. Количество выполненных работ постоянно заносится
детьми в личный творческий паспорт. В процессе обучения дети научатся
выполнять творческие работы, оформлять работы в соответствии с
требованиями, участвовать в выставках МАУ ДО ДД (Ю) Т, муниципальных
и региональных, а также в выставках более высокого уровня
(международных). Результатами образовательной деятельности можно
считать:
1.Изделия, изготовленные детьми;
2. Участие в выставках, конкурсах.
Поэтапная система отслеживания образовательных результатов по
каждому ребенку, начинается с первого момента
взаимодействия с
педагогом, позволяет увидеть его собственные успехи по сравнению с
исходным уровнем.
Промежуточные результаты в виде детских работ предоставляются по
окончании темы (раздела) работы на выставке в кабинете.
16
Регулярное отслеживание результатов, может стать основной,
стимулирование и поощрение обучающегося за его труд, старание, прирост
мастерства – что поддержит его стремление к новым успехам.
Параметры
Образовательные
результаты
Эффективность
воспитательных
воздействий
Социальнопедагогические
результаты
Критерии
Освоение детьми содержания образования:
1.Разнообразие умений и навыков.
2.Глубина и широта знаний по предмету.
Детские практические и творческие достижения:
1.Позиция активности ребенка в обучении и устойчивого
интереса к деятельности.
2.Разнообразие творческих достижений (выставки, конкурсы, их
масштаб).
3.Развитие общих познавательных способностей (моторика,
воображение, память, речь, внимание).
1.Культура поведения.
2.Аккуратность в выполнении задания и соблюдения порядка на
рабочем месте.
3.Наличие стремления доводить начатое дело до конца.
1.Выполнение санитарно-гигиенических требований.
2.Выполнение требований техники безопасности.
3.Характер отношений с товарищами в коллективе.
4.Отношение к педагогу.
Формы подведения итогов реализации программы
Формы предварительной
(вводной)
аттестации
Собеседование,
наблюдение.
Формы текущей
Тестирование,
наблюдение, викторины,
выставка
Формы промежуточной
аттестации результатов
образовательной деятельности
Выставки, контрольные
вопросы, тестирование,
творческие задания.
2.5. Кадровое обеспечение
Программа может быть реализована одним педагогом дополнительного
образования, имеющим высшее образование или среднее профессиональное
образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего
образования и специальностей среднего профессионального образования
«Образование и педагогические науки», или к реализации дополнительной
общеразвивающей программы могут быть допущены лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям
подготовки,
соответствующим
направленности
дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие
17
промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения, прошедшим
обязательный медицинский осмотр (обследование) и не имеющем
ограничений к занятию педагогической деятельностью, установленных
законодательством Российской Федерации.
2.6. Материально-техническое обеспечение
Для
реализации
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Аппликация» необходимо следующее:
помещение: учебный кабинет, соответствующий требованиям
СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»; подсобное помещение для хранения поделочного фонда;
перечень оборудования (мебели) учебного помещения: классная
доска 1 штука, стол и стул для педагога, 8 ученических стандартных столов и
16 стульев, регулируемых по высоте, 2 шкафа для хранения инструментов,
наглядных и дидактических пособий и
учебных материалов,
демонстрационные витрины;
перечень технических средств обучения: персональный
компьютер или ноутбук для педагога, точка подключения к сети «Интернет»,
мультимедийный проектор, экран; магнитно-маркерная доска;
перечень инструментов и материалов, необходимых для занятий:
Инструменты:
ножницы детские 15 шт.
кисти для клея
подставка для клеевой кисти
баночка для клея
простой карандаш
коробка для обрезков
лезвие и иглы
Материалы:
мех: натуральный и искусственный
натуральная кожа
картон
18
клей ПВА, клей - карандаш
салфетки цветные и белые
нити
бисер и бусины
леска
проволока
2.7. Методическое обеспечение
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
является частью учебно-методического комплекса, который представляет
собой целостную систему учебно-методических документов и материалов,
обеспечивающих образовательный процесс:
календарно-тематический план;
методические рекомендации по выполнению практических работ,
проектной деятельности;
учебно-наглядные материалы (презентации, плакаты, таблицы по
темам программы, демонстрационные образцы, иллюстрационный
материал);
дидактический материал; справочные таблицы;
правила безопасности труда в кабинете, правила противопожарной
безопасности, правила поведения обучающихся в кабинете.
Основные педагогические приѐмы, принципы и технологии,
используемые в образовательном процессе.
При
определении
содержания
деятельности
учитываются
следующие принципы:
- воспитывающего характера труда;
- научности (соблюдение строгой технической терминологии,
символики, установленной размеренности);
- связи теории с практикой (практике отводится 75% учебного
времени);
- систематичности и последовательности;
- доступности и посильности (с учетом возрастных и психологических
особенностей);
- комплексности, системности и последовательности (образовательный
процесс тесно связан с воспитательной работой);
- сознательности и активности (заинтересованность детей);
19
- наглядности (мышление опирается на восприятие);
- прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией
всех вышеперечисленных принципов).
Педагогические приемы:
- Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение,
дискуссия);
- Организации деятельности (приучение, упражнение, показ,
подражание, требование);
- Стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование,
оценка, взаимооценка и т.д.);
- Сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть
партнерами в увлекательном процессе образования;
- Свободного выбора, когда детям предоставляется возможность
выбирать для себя направление деятельности, педагога, степень сложности
задания и т.п.
На занятиях используются следующие педагогические технологии:
Технология проблемного обучения, которая ставит своей целью
развитие познавательной активности и творческой самостоятельности
обучающихся.
Технология дифференцированного обучения, которая включает в себя
учѐт индивидуальных особенностей, группирование на основе этих
особенностей, вариативность учебного процесса в группе.
Технология личностно-ориентированного обучения – организация
воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребѐнка,
учѐте особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к
сознательному,
полноправному
и
ответственному
участнику
образовательного процесса. Это формирование целостной, свободной,
раскрепощѐнной личности, осознающей своѐ достоинство и уважающей
достоинство и свободу других людей.
Технология разноуровневого обучения это педагогическая
технология организации учебного процесса, в рамках которого
предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть
глубина и сложность одного и того же учебного материала различна, что дает
возможность каждому обучающемуся овладевать учебным материалом в
зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности.
Технология развивающего обучения, которая способствует развитию
образного мышления, формированию потребности в самоопределении и
самоанализе личности воспитанника.
Технология мастерских, при помощи которой формируются основы
20
художественных представлений и художественных знаний обучающихся и
способствует эффективному развитию практических умений в работе с
материалом. Центральное место на занятиях отводится практической
индивидуальной и самостоятельной работе, а также взаимопомощи
воспитанников с разным уровнем обучения.
Игровые технологии, основной целью которых является обеспечение
личностно-деятельного характера усвоения знаний, умений и навыков.
Основным механизмом реализации этого вида технологий являются игровые
методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность (работа с
карточками, загадки, тематические игры, конкурсы).
Здоровьесберегающие технологии, предусматривающие создание
оптимальной здоровьесберегающей среды, обеспечивающей охрану и
укрепление физического, психического и нравственного здоровья
воспитанников. В основе данных технологий лежит организация
образовательного процесса (длительность занятий и перерывов), методы и
формы
работы,
стимулирующие
познавательную
активность,
психологический фон занятий (доброжелательность и тактичность педагога),
санитарно-гигиенические
условия
(проветривание
помещения,
температурное соответствие, чистота), двигательный режим обучающихся (с
учѐтом их возрастной динамики).
Проектное
обучение это
исследовательский
метод,
ориентированный на выявление новых коллективных форм образовательной
деятельности в развивающем обучении и нацеленный на активизацию
творческих возможностей личности. В полной форме работа над проектом
проходит 6 стадий: подготовка, планирование, исследование, выводы,
представление или отчѐт, оценка результата и процесса. Педагог выступает в
роли куратора или консультанта: помогает обучающимся в поиске
источников, сам является источником информации, поддерживает и
поощряет обучающихся, координирует и корректирует весь процесс,
поддерживает непрерывную обратную связь.
Информационные технологии – все
технологии,
использующие
специальные технические информационные средства: компьютер, аудио,
видео, телевизионные средства обучения.
Планируя практическую работу обучающихся, учитываются
индивидуальные способности и особенности детей. Поэтому не обязательно
выполнение всех предусмотренных программой изделий. Важно усвоение
ребенком основных технологических процессов.
21
Занятия проводятся на принципе добровольного посещения
объединения. Общение с педагогом носит неформальный характер, что ведет
к комфортности условий для занятий, повышает уровень результативности.
Литература для педагога
1. Гомозова Т.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел. Популярное пособие для
родителей и педагогов. - Ярославль: "Академия развития», 1999. - 208 с., с
ил - (серия "Умелые руки").
2. Гусева Н.А. 365 фенечек из бисера. - М.: Рольф, 1999.-208 с. + вклейка, с
ил. - (Внимание: дети)
3. "Из цветной бумаги" – М., 1985. - 20 с.
4. Куликова Л.Г., Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно,
бутоньерки. - М.: Издательский Дом МСП, 2005.- 104 с., ил.
5. Литвинец Э.Ж. И дивный видится узор. М.: Молодая гвардия, 1988. - 92
[4] с. - ил. - (Мир твоих увлечений).
6. Ляукина М.В. Подарки из бисера: украшения, сувениры, офисные
фенечки. - М.: Издательский Дом МСП, 2005.- 96 с., ил.
7. Ляукина М.В. Бисер: Техника. Приѐмы. Изделия. – М.:АСТ - Пресс Книга,
2003.-288 с.: ил. - (Энциклопедия).
8. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Популярное пособие
для родителей и педагогов./ художники М.В. Думин, В. Н. Куров. Ярославль: "Академия развития", 1997. -192 с, ил. - (серия "Учимся вместе
мастерить"),
9. Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и
Дальнего Востока: Кн. для учителя, Сост. Т. Б. Метлянская М.-1983.- 256
с; 40 л., ил.
10.Сколотнева Е.И. - Бисероплетение. Сп.Б.: ТОО "Диамант, 000 "Золотой
век", 1999. -336 с; ил.
11.Федотова М.В., Валюх Г.М. Цветы из бисера. М.: Культура и традиции. 2003.- 88 с., цв. ил.
12.Фигурки из бисера. Сост. Ю. Лындина.- М.: Культура и традиции. - 2003.
– 88 с., ил.
13.Художественная обработка меха и кожи народностей крайнего Северо –
Востока/ (Магадан. научн. – метод. центр нар. творчества и
культпросветработы; Ленинград, Гос. музей этнографии народов СССР,
Магадан. обл. краевед музей) - Магадан: Кн. изд - во, 1990. 1: Чукчи,
Эскимосы/Андреева Л.В., Горбачева В.В. - 1990, 294 с., ил.
14.Чиотти Д. Бисер. М.: Изд. дом « Ниола 21- й век ».- 2002.- 160 с., цв. ил.
Литература для обучающихся
1. Елкина Н.В., Тарабрина Т.И. Тысяча загадок. – Ярославль: Мысль, 1994.
22
2. Калинич М., Павловская Л., Савиных В. Рукоделие для детей. – Минск:
Полымя, 1998.
3. Костерина Н.А. Учебное рисование. – М.: Просвещение, 1984.
Интернет-ресурсы
1. http://www pochemu4ka..ru/ Детям, родителям, педагогам.
2. http://www.mironovacplor.org
3. http://www.handhold.ru humans-color/influence/of color/
4. http://www.onenclass.ru/master classes.
5. nsportal.ru. metodicheshoe-posobie…Методическое пособие «Декоративно прикладное искусство».
6. infourok.ru metodicheshoe-posobie…materiala-dlya…Методическое пособие
аппликация.
7. infourok.ru metodicheshoe-posobie…
23