«Согласовано»
Зам. директора по НМР __________________
Рецензенты программы
1.Баринова Татьяна Михайловна, профессор, кандидат педагогических наук
2.Баландович Ольга Анатольевна, заместитель директора по учебной работе
Муниципального образовательного учреждения дополнительного
образования детей «Детская художественная школа», учитель высшей
категории, Отличник народного просвещения, лауреат премии губернатора
Магаданской области в сфере художественного образования.
Гриф «Допущено», 08.07.2013 г., приказ департамента образования
администрации Магаданской области №704
2
Информационная карта ДООП
I.
II.
III.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
IV.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
4.6.
V.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
Наименование
программа «ИЗО для детей»
программы
художественная
Направленность
Сведения об авторе составителе
ФИО
Грачева Марина Борисовна
Образование
Высшее педагогическое
Место работы
МАУ ДО «ДД(Ю)Т»
Должность
Педагог дополнительного образования
Электронный адрес
Gracevamarina72@gmail.com
Сведения о программе
Нормативная база
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании
(отдельные основные
в Российской Федерации»;
документы)
2. Указ Президента РФ от 7 мая 2024 года № 309 «О
национальных целях развития Российской Федерации на
период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»,
3. Национальный проект «Молодѐжь и дети», разработанный в
соответствии с Указом Президента Российской Федерации от
7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года и на
перспективу до 2036 года»;
4. Концепция развития дополнительного образования детей до
2030 года, утверждѐнная распоряжением Правительства РФ
от 31 марта 2022 года № 678-р;
5. Постановление Главного государственного санитарного
врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
7. Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (письмо
Министерства образования и науки Российской Федерации
от 18 ноября 2015 года № 09-3242);
8. Устав и другие локальные акты МАУ ДО «ДД(Ю)Т».
Объем
и
срок 1 год
68 часов
освоения программы
Форма обучения
Очная
Возраст обучающихся 5 – 7 лет
Особые
категории нет
обучающихся
Вид программы
модифицированная
Ведущие формы и Методы обучения: словесный, наглядный практический;
3
объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частичнопоисковый,
исследовательский
проблемный;
игровой,
дискуссионный, проектный.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение,
стимулирование, мотивация.
Формы организации учебного занятия: беседа, вернисаж,
встреча с интересными людьми, выставка, галерея, диспут,
защита проектов, игра, концерт, КВН, конкурс, конференция,
круглый стол, лекция, мастер-класс, «мозговой штурм»,
наблюдение, олимпиада, посиделки, поход, праздник,
практическое занятие, представление, презентация, семинар,
соревнование, творческая мастерская, тренинг, фестиваль,
экскурсия, ярмарка
Методы поощрения: похвала, одобрение, награждение и т.п.
Формы мониторинга Входная аттестация (беседа, наблюдение) для выявления
индивидуальных особенностей ребенка (интересов, первичных
результативности
умений и навыков, мотивации).
Текущая аттестация (наблюдение, практическая работа, игра,
соревнование, выставка, самооценка).
Промежуточная
аттестация
по
полугодиям
(беседа,
самостоятельная работа, выставка).
Дата
утверждения Программа рекомендована к реализации в 2025-2026 учебном
году, протокол ПС № 4 от «27» мая 2025 г.
последней
корректировки
виды деятельности
VI.
VII.
4
Оглавление.
Титульный лист
Информационная карта ДООП
3
1.
Комплекс основных характеристик ДООП
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
2.
Пояснительная записка……………………………………………………
Цель, задачи программы………………………………………………….
Планируемые результаты, уровни усвоения программы……………….
Учебный план, содержание…………………….…………………………
Комплекс организационно-педагогических условий ДООП
6
9
10
12
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
2.8.
Условия реализация программы………………………………………….
Календарный учебный график……………………………………………
Формы аттестации…………………………………………………………
Оценочные материалы…………………………………………………….
Кадровое обеспечение…………………………………………………….
Материально-техническое обеспечение…………………………………
Методическое обеспечение программы…………………………………
Список литературы для педагога и обучающихся………………………
14
14
15
16
20
20
21
22
5
1.1. Пояснительная записка
Введение. Занятия изобразительным искусством занимают важное место в
воспитании и обучении обучающихся от дошкольного до юношеского
возраста, являются наиболее эффективной формой художественноэстетического развития личности ребенка, так как способствует
раскрепощению обучающихся, стимулирует их творческое общение,
активизирует развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, воли.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО
для детей» разработана с учетом современных нормативных документов:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2.
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации»;
3.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утверждѐнная распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 года
№678-р.
4.
Указ Президента РФ от 7 мая 2024 года №309 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до
2036 года»;
5.
Национальный проект «Молодѐжь и дети»;
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
18.09.2020 № 508 «Об утверждении Порядка допуска лиц, обучающихся по
образовательным программам высшего образования, к занятию
педагогической деятельностью по общеобразовательным программам»;
9.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
10. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 09-3242);
11. Устав и другие локальные акты МАУ ДО «ДД(Ю)Т».
Направленность (профиль) программы.
6
Программа имеет художественную направленность и создает условия,
обеспечивающие развитие творческих способностей обучающихся с учетом
их возможностей и мотивации, выявление, развитие и поддержку способных.
В программе представлены современные идеи и актуальные направления
развития изобразительного искусства.
Актуальность программы. Актуальность программы «ИЗО для детей»
основывается на анализе педагогического опыта, детского или родительского
спроса, современных требований модернизации образования.
Данная программа составлена и направлена на повышение общего
образовательного
уровня
обучающихся,
развитие
творческой
индивидуальности ребенка и его художественного вкуса.
Основные направления развития детей
определены Федеральным
государственным
стандартом.
Одним
из
направлений
является
художественно-эстетическое развитие, которое предполагает формирование
элементарных представлений о видах искусства; умений восприятия
изобразительного искусства, а так же вовлечение детей в творческую
деятельность средствами изобразительной деятельности. Однако, для детей,
имеющих повышенный интерес к занятиям ИЗО деятельностью, содержание
и объем времени, отводимый на занятия изо творчеством в учреждениях
образования, является не достаточным.
Педагогическая целесообразность программы. Программа «ИЗО для
детей» имеет практическую направленность, так как развивает у
обучающихся умения пользоваться различными инструментами и
материалами изобразительного искусства, художественные выразительность.
Программа формирует интерес к изобразительному искусству, открывает
детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные
способности.
Новизна программы заключается в том, что в короткий срок обучающиеся
знакомятся с разнообразными видами и техниками изобразительного
творчества:
- изобразительное искусство (рисунок, композиция, живопись, графика);
- декоративно-прикладное направление (роспись, бумагопластика).
Приобретенные знания, умения и навыки на занятиях помогают в
создании самостоятельных композиций и творческих работ. Направленность
на деятельностный и проблемный подходы в обучении изобразительному
искусству диктует необходимость экспериментирования учащихся с разными
художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для
создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов
и техник, используемых на занятиях, будет поддерживать интерес учащихся
7
к художественному творчеству. Изобразительное искусство развивает
чувство прекрасного, формирует высокие эстетические вкусы, умение
понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и
архитектуры, красоту и богатство природы. Занятия изобразительным
творчеством помогают развитию творческого воображения и зрительной
памяти, пространственного представления, художественных способностей,
изобразительных умений и навыков, волевых свойств, качеств личности, его
индивидуальности. Изобразительное искусство – средство нравственного и
эстетического воспитания.
За один год обучения закладывается фундамент эмоциональных
связей между собственной изобразительной деятельностью детей и большим
увлекательным миром искусства. У ребенка формируется устойчивый
интерес. Для этого темы занятий подобраны таким образом, чтобы ребенок
познакомился с различными изобразительными техниками.
Для выполнения творческих заданий могут быть выбраны различные
художественные инструменты и материалы.
Отличительные особенности программы. Программа построена по
концентрическому
принципу,
по
содержательному
наполнению
соответствует возрасту. Например, тема 4. Пейзаж. 1-ый год обучения. Дети
5-6 лет изображают крупные детали на первом плане, воздух однотонный,
тени. Обычно работа формата А-4 делается за одно занятие (2 часа), формат
А-3 – за 2 занятия. Сначала рисуют общие формы предметов, потом детали.
В зависимости от возраста учащихся идет усложнение сюжета работы и
акцент на цветовые оттенки.
Программа «ИЗО для детей» направлена на формирование ключевых
компетенций (информационно-коммуникативной, ценностно-смысловой и
общекультурной, компетенции личностного самосовершенствования. См.
«Мониторинг результатов обучения по образовательной программе
дополнительного образования «ИЗО для детей»)
Эффективность выполнения данной программы предполагает
наличие у педагога разнообразного наглядного материала.
Категория обучающихся. Программа рассчитана на свободный набор детей
в возрасте 5-7 лет. Состав группы как постоянный, так и переменный,
разновозрастной. Наполняемость групп, согласно Уставу учреждения,
составляет 10-15 человек. Форма занятий: групповая.
Срок реализации образовательной программы 1 год. Общий объем
учебного времени составляет 68 часов.
Формы и режим занятий. Форма обучения очная. Характерными формами
организации учебной деятельности для данной программы являются
8
групповая форма обучения, характер группы может быть как
одновозрастной, так и разновозрастной, численный состав групп 15 человек.
Рекомендуемый режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа.
Продолжительность учебных занятий определена уставом учреждения,
исчисляется в академических часах и составляет 20 минут для обучающихся
5-7-ми лет. Перерыв между занятиями 10 мин.
Начало занятий первого года обучения не позднее 15 сентября.
Окончание занятий – не позднее 31 мая.
Продолжительность учебного года составляет 34 недели для 1 года обучения
(в количестве 68 учебных часов для 1-го года обучения).
Нерабочие и праздничные дни устанавливаются в соответствии с
Постановлениями Правительства РФ.
1.2. Цель и задачи
Цель: развитие творческих способностей детей, формирование их
познавательного интереса, навыков работы с различными художественными
материалами.
Обучающие задачи:
1. дать общее представление о видах и жанрах изобразительного и
декоративно-прикладного искусства;
2. систематизировать знания о композиции в изобразительном и
декоративно-прикладном искусстве, раскрывая особенности декоративной
композиции в отличие от композиции пейзажа, сюжетного рисунка;
3. систематизировать цветоведческие знания, научить видеть и создавать
гармонию цвета, уделяя внимание наблюдениям за природой;
4. постоянно работать над развитием творческого воображения.
Развивающие задачи:
1.Развивать художественные способности;
2.Развивать коммуникативные умения для сотрудничества, общения.
3.Поощрять стремление к выполнению художественных произведений и
предметов декоративно-прикладного искусства.
4. Развивать воображение, желание и умения подходить к любой своей
деятельности творчески
Воспитательные задачи:
1. Сформировать интерес к изобразительному искусству
2. Обогатить нравственный опыт, представления о добре и зле; воспитать
нравственные чувства, уважение к культуре народов многонациональной
России и других стран
9
3.
Поощрять стремление к выполнению общественно-значимых
художественных произведений и предметов декоративно-прикладного
искусства.
Для наиболее успешного выполнения поставленных учебновоспитательных задач программой предусмотрены следующие виды занятий:
рисование с натуры, рисование на заданные темы; декоративное рисование;
бумагопластика, беседы об изобразительном искусстве; посещение выставок;
подготовка к выставкам.
Задания по этим видам занятий тесно связаны и чередуются в
логической последовательности в соответствии с содержанием тем. Как
правило, рисунки с натуры, наброски и зарисовки предшествуют рисованию
на темы, декоративным работам. Беседы об изобразительном искусстве
проводятся в начале каждого раздела программы.
Программа «ИЗО для детей» комплексная, по направлению
деятельности относится к художественному творчеству, в образовательной
области – изобразительное искусство, направленность – образовательная,
форма реализации – учебное занятие; способы реализации: эвристическая,
алгоритмическая.
1.3. Планируемые результаты обучения
Программные
требования к знаниям
1
год Сведения о рисунке,
обучения живописи,
узоре,
палитре, 3 основных
цвета (синий, красный,
желтый), понятие о
цветовом
ряде,
дополнительных цветах,
теплые, холодные цвета,
особенности
работы
гуашевыми красками.
Понятие о композиции,
компоновке, понятие «
набросок, эскиз».
Отличительные
признаки Дымковской
игрушки, росписи.
Инструменты
и
Программные требования к Программные
умениям
требования
к
навыкам
Правильно разводить и Работать в технике
смешивать
гуашевые плоской аппликации
краски. В рисунках на темы Правильно
правильно
строить пользоваться
композицию.
Выполнять инструментами
и
узоры на шаблонах (ватман), материалами изо.
изделиях из глины из
растительных
и
геометрических
форм.
Видеть красоту времен года,
знать палитру осени, зимы,
весны, лета.
10
материалы для изодеятельности,
аппликации,
бумагопластики
Этапы работы в технике
гратаж, отличительные
особенности
«облегченного»
граттажа.
Уровни усвоения программы
Минимальный уровень – обучающийся овладел менее чем ½ объема
знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, как правило, в
беседах избегает употреблять специальные термины. В ходе практических
работы выполняет простые виды изделий. В процессе выполнения работы
постоянно обращается за помощью к педагогу. Очевидны ошибки на всех
этапах выполнения работы. Низкая активность предъявления результатов
своей деятельности (участие в выставках, конкурсах только на уровне
детского образовательного объединении).
Базовый уровень – обучающийся овладел о более ½ объем знаний,
умений и навыков, предусмотренных программой. В беседах сочетает
специальную терминологию с бытовой. Практические работы выполняет на
основе образцов, с достаточной степенью самостоятельности, с соблюдением
технологической последовательности. Изделие выполняет достаточно
аккуратно, при выполнении отдельных операций допускает небольшие
погрешности. Хорошая активность предъявления результатов своей
деятельности (участие в выставках, конкурсах на уровне детского
образовательного объединении или учреждения).
Повышенный уровень - объем знаний, умений и навыков соответствует
программным требованиям. В беседах специальные термины употребляет
осознанно и в полном соответствии с их содержанием. Изделия выполняются
аккуратно, с соблюдением последовательности ведения работы, с
элементами творчества. Высокая самостоятельность при выполнении
практических работ и активность в предъявлении результатов своей
творческой деятельности (участие в конкурсных и выставочных
мероприятиях муниципального и регионального уровня).
Творческий уровень - объем знаний превышает программные
требования. Практические работы выполняются самостоятельно, качественно
и творчески по собственному замыслу и фантазии. Высокая активность в
предъявлении результатов своей творческой деятельности (участие в
11
конкурсных и выставочных мероприятия на муниципальном, региональном,
всероссийском уровнях).
1.4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№
темы
Наименование
раздела и темы
Количество часов
Формы
контроля
Теория
Практика Всего
Раздел 1. Рисунок
1.1
Вводное занятие
1
1
2
наблюдение
беседа
выполнение
заданий
выполнение
практического
задания
1.2
8
12
1.3
Средства выразительности в 4
рисунке
Композиция
2
4
6
1.4
Пейзаж
3
11
14
1.5
Тематический рисунок
9
17
26
3
3
6
выполнение
практического
задания
1
1
2
Беседа
наблюдение
23
45
68
выполнение
заданий
выполнение
заданий
Раздел 2. Декоративно-прикладное творчество
2.1.
Бумагопластика
Раздел 3. Итоговое занятие
Итоговое занятие
Итого
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
1 год обучения
Раздел 1. Рисунок (22 ч.)
Тема 1.1. Вводное занятие.(2 ч)
Теория. Знакомство с особенностями изобразительного искусства как вида
художественного творчества, со средствами изобразительной деятельности.
12
Инструменты и материалы, необходимые в работе. Показ детских работ.
Правила техники безопасности.
Практика. Выполнение рисунков на тему «Теремок».
Тема 1.2. Средства выразительности в рисунке. (12 ч.)
Теория. Характер линии, силуэт, светотень, фон – в графике; линия и пятно,
контур и силуэт, тоновые отношения – в живописи.
Практика. Графика - выполнение различных линий и штрихов простым
карандашом (ТМ), фломастерами. Выполнение силуэтов деревьев различного
характера. Выполнение градации тона от светлого к темному различными
приемами: штриховка карандашом, фломастерами, гелевыми ручками, пером
и тушью. На основе силуэта случайной кляксы создать выразительный образ
растения, животного, насекомого. Листография «Краски осени» (понятие о
монотипии – отпечатки листьев растений).
Живопись – упражнения по составлению градации: насыщенности цвета,
различных оттенков одного цвета, контрастных цветов. Упражнения по
составлению теплой, холодной, контрастной гаммы. Виды красок (акрил,
акварель, темпера, масло и др.), их применение в различных видах искусства.
Гуашь, ее свойства.
Тема 1.3. Композиция. (6 ч.)
Теория. Понятие о композиции (статичная, динамичная. симметричная.
асимметричная), компоновке. Плановость в рисунке. Соотношение неба и
построек. Показ иллюстраций (натюрморт, пейзаж, портрет). Понятие о
набросках, эскизах, рисунке.
Практика. Упражнения в составление композиции (наброски, эскизы),
игровые упражнения на выявление неправильности постановки композиции.
Тема 1.4. Пейзаж. (14 ч.)
Теория. Понятие «пейзаж – как жанр изобразительного искусства», виды
пейзажа, «техника исполнения – живопись». Городской, сельский, горный,
морской пейзаж. Беседа об особенностях жанра. Закрепление знаний и
навыков по созданию композиции.
Практика. Выполнение выставочных работ по собственным эскизам.
Выставка детских работ.
Тема 1.5. Тематический рисунок. (26 ч.)
Теория. Тема «В мире животных». Беседа о фауне, о разнообразии
животного мира Севера. Показ иллюстраций представителей животного мира
13
Севера. Знакомство с геометрическими фигурами, при помощи которых
можно изобразить животных. Показ схем животных (птицы, северные
бараны, олени, медведи, лисы, зайцы, лошади, собаки, рыбы). Закрепление
знаний о повадках и характере животных.
Тема «Изображение человека»- портрет, сюжет с изображением человека.
Тема «День Победы» - сюжет с изображением парада Победы
Тема «Элементы дворцовой архитектуры». Беседа о возникновении
дворцовой архитектуры. Показ произведений искусства художников разных
эпох, иллюстраций. Показ схем элементов дворцовой архитектуры.
Практика. Выполнение эскизов и набросков по схемам с передачей
характера и повадок животных. Выставка детских работ.
Раздел 2. Декоративно-прикладное творчество (6 ч.)
Тема 2.1. Бумагопластика. (6 ч.)
Теория. Понятия аппликация, объемная аппликация, бумагопластика,
мобильная композиция, развертка, трафарет, шаблон. Показ детских работ.
Беседа о свойствах бумаги, инструментах. Правила техники безопасности.
Практика. Выполнение аппликации «Новогодняя елочка», «Преобразование
квадрата Малевича», мобильная композиция «Символ года» («Подарок
маме»), объемная аппликация «Пасхальная корзина» («Маскарад»). Выставка
детских работ.
Тема 3. Итоговое занятие. (2 ч.)
Теория. Опрос детей (чему научились за учебный год: тесты, опросники,
кроссворды) Практика. Игра-викторина «Что мы знаем? Что умеем?» для 57лет. Показ лучших детских работ
2.1. Условия реализации программы
Продолжительность учебного года составляет 34 недели.
Начало занятий первого года обучения не поздне 15 сентября.
Окончание занятий – не позднее 31 мая.
Нерабочие и праздничные дни устанавливаются в соответствии с
Постановлениями Правительства РФ.
Промежуточная аттестация проводится по итогам освоения ДООП за 1-е
полугодие в III декаде декабря, за 2-е полугодие - в мае.
2.2. Календарный учебный график
№
Год обучения
1
Первый
Объем
часов
68
учебных Всего
недель
34
учебных Режим работы
1 р х 2 ч=2 ч
14
2.3. Формы аттестации
Программа предусматривает три вида аттестации обучающихся.
Предварительная (вводная) аттестация проводится в целях выяснения
уровня готовности ребенка и выявления его индивидуальных особенностей
(интересов, первичных умений и навыков, мотивации для занятия и т.д.).
Проводится в начале учебного года в форме наблюдения и беседы.
Текущая аттестация проводится в целях оценки качества усвоения
учащимися содержания отдельных разделов образовательной программы и
проводится по полугодиям в форме беседы, анализа выполнения
практических заданий, участия в выставках.
Промежуточная аттестация проводится в целях оценки степени и уровня
усвоения обучающимися образовательной программы в целом в конце
учебного года, в том числе анализ выполнения творческих работ, участия в
выставках различного уровня.
Достижения учащихся оцениваются безотметочным способом. Оценке
подлежат
знания основ изобразительной грамоты; основ прикладного искусства.
умения и навыки самостоятельно выполнять различные виды работ по
изобразительному творчеству; уровень выполнения рисунка и изделий
декоративно-прикладного
творчества,
соблюдение
требований
к
безопасности при выполнении изо работ;
личностные результаты: способность к самооценке; уровень социально
ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность,
добросовестное отношение к делу, инициативность, умение быстро
переключать внимание, проявлять такие качества, как терпение,
аккуратность, умение общаться со своими сверстниками в коллективе.
Промежуточная аттестация проводится по итогам освоения образовательной
программы за 1-е полугодие в III декаде декабря, за 2-е полугодие - в мае.
15
2.4. Оценочные материалы
Параметры
Критерии
Образовательные
результаты
Освоение учащимися содержания образования.
1. Разнообразие умений и навыков.
2. Глубина и широта знаний по предмету.
Практические и творческие достижения учащихся.
3. Позиция активности учащегося в обучении и устойчивого
интереса к деятельности.
4. Разнообразие творческих достижений (выставки, конкурсы).
5. Развитие общих познавательных способностей (моторика,
воображение, память, речь, внимание).
Эффективность
воспитательных
воздействий
1. Культура поведения учащегося.
2. Стремление к аккуратности в выполнении задания.
3. Наличие стремления доводить начатое дело до конца
Социальнопедагогические
результаты
1. Выполнение санитарно-гигиенических требований.
2. Выполнение требований техники безопасности.
3. Характер отношений в коллективе.
4. Отношение к педагогу.
Мониторинг образовательных результатов
Признаки
минимальный
Базовый
Повышенный
Творческий
Формы
контроля
1.Количество работ,
выполненных за год
6
8
10
12
Выставки
2. Посещение занятий
Не
пропускает
Частые пропуски
без без
уважительных причин
уважительных
причин
Посещает регулярно
Хочет
заниматься
Наблюдение
дополнительно
Постоянный
Стремление
Устойчивый
интерес,
выполнить
все
3. Проявляемый интерес к занятиям
Минимальный интерес
интерес к виду стремление
задания, помимо
деятельности
выполнить
программных
все задания
Усвоение
Объем усвоенных
4.
Владение
теоретическими
менее
Усвоение почти всего
знаний
более
Усвоение
всего
знаниями по основным разделам
половины
объема знаний
половины
объема знаний
программы
объема
по программе
Программы
программы
Сочетает
Избегает
Спецтермины
Свободно владеет,
спецтерминологию
5. Владение терминологией употреблять
употребляет
употребляет
на
с
бытовой
спецтермины
осознанно
практике
лексикой
Объем
усвоенных
Овладел
Свободно
6.
Соответствие
практических
умений
и
Объем усвоенных практически
владеет
всеми
умений
навыков
умений и навыков всеми умениями умениями
и
и навыков программным
составляет
более половины
и навыками по навыками
по
менее
программе
программе
половины
Наблюдение
опрос,
наблюдение
выставки
Собеседование
Контрольные
задания
16
7. Использование инструментов
Работа с помощью
Испытывает затруднения
и материалов
педагога
Самостоятельная
Самостоятельная
работа, помощь
работа
другим
8. Креативность в выполнении
Выполнение простейших
Задания на основе
практических заданий
заданий
образца
Задания с
творчества
9.аккуратность
ответственность
работе
удовлетворительноХорошо
Отлично
Объем навыков
составляет
менее
половины
Практически все
усвоил
усвоил
и
в
10.навыки
соблюдения
правил безопасности в
процессе деятельности
Более половины
Самостоятельное
элементами
выполнение
творческих
заданий
отлично
Наблюдение,
контрольные
задания
Тематические
задания
Наблюдение
Наблюдение
Мониторинг результатов обучения по образовательной программе дополнительного
образования «Изо для детей»
Низкий
Достаточный
Оптимальный
Высокий
Уровни
Критерии
1. Результаты выполнения воспитательных задач
Признаки проявления показателей по каждому уровню воспитанности
Показатели
воспитанности
– знание
усвоение,
эмоциональная
поведение,
отношение
к элементарных
применение
значимость
- построенное
на
ценностям
норм,
правил, элементарных норм ситуативное
убеждении:
принципов
и
правил
по проявление
осознание значения
инициативе «извне»
смысла и цели
(педагог, родители)
Он знает правила Он
соблюдает Он
способен
к Он
постоянно
К человеку
общения;
правила поведения;
сопереживанию,
ориентирован
на
сосредоточен
думает
о не прочь оказать других людей:
исключительно на потребностях
и помощь другим, но Всегда готов помочь
собственной
чувствах
других делает это тогда, другим людям, не
персоне.
Ему лишь изредка. Он
когда его об этом ожидая просьбы с их
нравится получать предпочитает
все попросят.
стороны. В своих
подарки
больше, делать с выгодой Испытывает
действиях
чем дарить. Он во для себя. Он уверен, удовольствие, делая бескорыстен.
всем ищет выгоду, что всякое дело подарки, но при этом
думать о других не должно
адекватно в
глубине
души
входит в его планы. вознаграждаться, не рассчитывает
на
стесняется узнать, а ответный дар.
«что мне за это
будет».
знает
правила знает
правила проявляет интерес к общественно
К обществу
поведения
поведения, но иногда событиям,
активен,
в обществе, но их не соблюдает.
переживает успехи и инициативен.
испытывает
Считает, что можно неудачи.
Считает,
что
к
некоторые
решить
ситуации В целом разделяет насилию прибегают
затруднения.
главным
образом идеи ненасилия, но только слабые люди.
для
него не силой, угрозами и при этом считает, что К проявлениям силы
существует
это
естественный в отдельных случаях он
относится
ценностных
способ разрешения применение
силы отрицательно.
установок. Он не конфликтов. По его оправданно. К силе Уверен, что всегда
будет
мнению,
«сильней он
относится
со есть
возможность
противостоять
тот, кого боятся».
смешанным
уладить конфликт, не
конфликтам,
чувством, полагает, ущемляя
права
спорам и т. п.
что надо всегда быть других людей, уметь
17
К культуре
слово «культура»
во всех формах
вызывает
равнодушное
отношение. Знает,
что представляют
собой культурные
формы поведения,
но
в
своей
повседневности
реализует
их с
точностью
«до
наоборот».
К труду
имеет
представление
о
своих обязанностях
в группе;
более-менее
сложная
работа
вызывает у него
негативное
отношение.
Он
придумывает массу
причин, по которым
за нее
не стоит
браться.
Он
с
удовольствием
воспользуется
«плодами» чужого
труда,
выдавая
даже их за свои.
Между
трудолюбием
и
жизненным
благополучием для
него нет никакой
связи.
самооценка
неадекватна;
не принимает себя,
отрицательно
относится к своему
внешнему
виду,
речи, одежде и т.п.
Любое изменение
воспринимает
потенциально
катастрофичное для
К себе
готовым
к
противостоянию,
потому что не хочет
показаться слабым в
глазах окружающих,
но к силе будет
прибегать как можно
реже.
идти на уступки.
культурные формы
поведения
рассматриваются как
нечто догматичное,
идущие от мира
взрослых, а потому
обременяющее его
повседневную
жизнь. Он сторонник
естественного
выражения
своих
мыслей,
чувств,
желание и считает,
что
культурная
огранка
только
помешает ему быть
таким, какой он есть.
выполняет трудовые
обязанности,
но
инициативы
при
этом не проявляет;
по
возможности
переложит
часть
своей работы на
другого
и
не
перетрудится.
признает
объективную
ценность культурных
форм поведения, но
отнюдь не всегда
руководствуется ими
в своей повседневной
жизни. Он находит
оправдания
эпизодическим
проявлениям со своей
стороны хамства и
т.п.
культурные формы
поведения, значимы
и реализуются в
повседневной
жизни, он тактичен,
внимателен
по
отношению к людям,
понимает
необходимость
сбережения
культурного
достояния.
трудолюбив;
уважение вызывает
престижная работа,
он
может
поучаствовать
в
другом виде работы
только
за
«компанию».
Он
может помочь и в
другой работе, но это
его будет раздражать.
самовоспитание
трудовых умений и
навыков;
его
отличает
трудолюбие во всем,
он
берется
за
сложную,
трудоемкую,
даже
нудную работу. Не
стыдится
никакой
работа, может сам
предложить что-то
сделать.
не позволяет себя
обижать;
принимает
себя
таким, какой он есть,
лишь в отдельные
моменты
соей
жизни. В глубине
души он надеется на
свою
привлекательность
для
других,
но
адекватно оценивает
свои достоинства;
принимая себя в
целом,
все
же
испытывает
неловкость по поводу
некоторых
своих
особенностей.
Присутствует в нем
доля сомнения и
неуверенности.
Самовоспитание;
принимает
себя
таким, какой он есть.
Он верит в свои силы
и
возможности,
честно относится к
себе, искренен в
проявлении чувств.
Комфортно
чувствует себя в
незнакомой
18
него. Собственная
неполноценность
является
его
навязчивой идеей.
Принцип его жизни
–
«не
высовываться».
семья
не
представляет какой
либо
ценности,
сознательное
неприятие
принятых в семье
норм
поведения,
взглядов,
принципов.
Устойчиво
негативное
отношение к семье.
2.Результаты выполнения развивающих задач
уверен, что они в
первую
очередь
видят
недостатки.
Одиночество
одновременно
и
тягостно для него, и
спасительно,
предпочитает быть
на «вторых» ролях.
отношение
к
родителям
потребительское.
Сам считает, что
никому и ничем не
обязан. Отношения в
целом ситуативнонегативные.
компании. Он не
боится одиночества,
минуты
уединения
для
него
плодотворны. Он не
боится
быть
смешным
семья представляет
определенную
ценность, но сам факт
наличия
семьи,
семейных традиций
воспринимается как
естественный («а как
же иначе?»). Забота
родителей
воспринимается как
само
собой
разумеющееся.
ценность
семьи
высоко значима. Он
дорожит семейными
традициями,
устоями. Помнит о
разных вещах, делает
приятное
семье.
Устойчиво
позитивное
отношение.
внимание
ситуативное, объем
запоминаемой
информации от 1\3до
1\2
внимание устойчивое
- знания более 2\3
внимание
устойчивое,
прочные
хорошо выполняет
задания,
но
инициативу
проявляет
редко.
Репродуктивное
воображение
с
элементами
творчества
Проявляет интерес к
восприятию
эстетического
в
окружающем мире.
Составляет
композиции
с
помощью педагога
может
придумать
интересные идеи, но
не всегда может их
оценить,
чтобы
выполнить
самостоятельно
обладает творческим
воображением,
способен
к
импровизации
Отзывчив
на
настроение
произведения
искусств. Проявляет
элементы
самостоятельности в
подборе
цветов,
форм и материала.
проявляет интерес к
деятельности,
настойчив
в
достижении
цели,
проявляет
активность только на
определенные темы
3.Показатели сформированности ключевых компетенций
1.ИнформационноНизкий
Достаточный
коммуникативная
компетенция:
Умение вступать в Неумение вступать Умение вступать в
диалог
с речевое общение с
контакт
с в
собеседником
не любым
типом
собеседником
умеет
соблюдать собеседника;
проявляет интерес к
деятельности,
настойчив
в
достижении цели
Обогащает
образ
выразительными
деталями,
цветом,
расположением.
Наблюдается
эмоциональноэстетическое
отношение
к
выполнению задания.
проявляет активный
интерес
к
деятельности,
стремится
к
самостоятельной
творческой
деятельности
К семье
1.Развитие
внимания
памяти,
2.Развитие
творческого
мышлентворческих
способностей
3.Развитие
художественного вкуса
(умение
сочетать
цвет,
форму,
материал,
эмоциональная
выразительность)
4.Развитие интереса к
какой-либо
сфере
деятельности
внимание
неустойчивое,
Объем
запоминаемой
информации менее
1\3
производит
операции
по
заранее заданному
плану; воображение
репродуктивное
Умения
отсутствует,
эмоционально
невыразителен
присутствует
на
занятиях, но
не
активен, выполняет
задания только по
инструкциям
знания
Оптимальный
Высокий
Умение составлять
планы,
конспекты,
приводить примеры,
делать выводы;
Умение
самостоятельно
вступать в контакт с
любым
19
правила общения
соблюдать правила
формального
и
неформального
общения;
4.Ценностно-смысловая и общекультурная компетенция
Понимание
Умение брать на себя Умение
высказывать свое универсальных
ответственность
отношение
к моральных
поступкам людей, человеческих
давать
оценку ценностей.
своим
действиям
(«что такое хорошо
и что такое плохо»)
Умение
Умение
Толерантность
контролировать
анализировать
и
себя
давать адекватную
оценку
своим
действиям
и
деятельности.
Умение с пользой
Организация
своего Неумение
организации досуга проводить свободное
досуга
время.
5.Компетенция личностного самосовершенствования
Соблюдение
норм Умение соблюдать Умение
личной самостоятельно
поведения
в правила
режим поддерживать свое
окружающей
среде, гигиены,
здоровье и не иметь
правил
здорового дня.
вредных привычек.
образа жизни.
собеседником,
учитывая
особенности.
его
Умение
контролировать
и
оценивать
свою
деятельность, свои
достижения.
Уметь отвечать
свои действия.
за
Умение
видеть
последствия
действий,
регулировать
свое
поведение
Быть терпимым по
отношению к людям
других
взглядов,
национальности,
вероисповедания.
Умение организовать
полноценный досуг.
Умение
быть
лидером
при
организации своего
досуга и других.
Умение
контролировать
и
оценивать
свою
деятельность,
предвидеть
последствия
действий
Умение
противостоять
к
действиям
и
влияниям,
представляющим
угрозу
жизни,
здоровью
и
безопасности
личности и общества.
2.5.Кадровое обеспечение
Программа может быть реализована одним педагогом дополнительного
образования, имеющим высшее образование или среднее профессиональное
образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего
образования и специальностей среднего профессионального образования
«Образование и педагогические науки». Или к реализации дополнительной
общеразвивающей программы могут быть допущены лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям
подготовки,
соответствующим
направленности
дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие
промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Прошедшим
обязательный медицинский осмотр (обследование) и не имеющем
ограничений к занятию педагогической деятельностью, установленных
законодательством Российской Федерации.
2.6. Материально-техническое обеспечение
Помещения:
20
учебный кабинет не менее 45 кв. м., соответствующий требованиям СанПиН
2.4.4.3172-14 утвержденных Постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 04.06.2014 г. № 41;
Мебель:
мебель для педагога (стол и стул)
мебель для учащихся (столы и стулья)
шкафы для хранения наглядных пособий
магнитно-маркерная доска
стеллажи для хранения материала
раковина
Инструменты и оборудование:
ПК, проектор, экран, кисти, краски разных видов, бумага различного
качества, картон, клей различного вида.
2.7. Методическое обеспечение программы
Педагогические технологии:
технология индивидуализации обучения, технология группового обучения,
технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого
обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного
обучения, технология дистанционного обучения, технология игровой
деятельности, коммуникативная технология обучения, технология
коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология.
Методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительноиллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, игровой.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование,
мотивация.
Формы организации учебного занятия: беседа, вернисаж, встреча с
интересными людьми, выставка, галерея, игра, конкурс, лекция, мастеркласс, наблюдение, посиделки, праздник, практическое занятие,
представление, презентация, соревнование, творческая мастерская, тренинг,
экскурсия,
Дидактическое оснащение
1.Для учащихся:
-карточки для дифференцированной работы с наиболее подготовленными и
слабоуспевающими детьми;
-карточки с заданиями для проведения упражнений всеми учащимися
группы;
21
-средства индивидуальной наглядности (шаблоны, трафареты фигуры
человека, животных, птиц, геометрические формы, рисунки по темам,
карточки-консультации, листья растений, объемные изделия из глины) ;
-материалы для дидактических игр (смешивание, сочетаемость цвета,
геометрическое лото).
2.Для педагога:
-наглядные пособия: плоские и объемные геометрические формы, муляжи,
образцы изделий из глины, из бумаги (объемная аппликация, мобильная
композиция), батик, таблицы смешивания цветов, цветового сочетания, схемы
по каждой теме программы, плакаты, гербарий, работы учащихся прошлых лет
обучения в различных техниках, фотографии, пособия «Цветовой круг»,
«Пропорции фигуры человека», «Рисование животных», тематические папки
«Декоративно-прикладное искусство», «Наброски», «Орнаменты», «Пейзаж»,
репродукции картин русских, зарубежных художников;
-книги и журналы по изобразительному искусству;
-cd-rom «Энциклопедия изобразительного искусства», 2005; cd-rom «Школа
рисунка и живописи», 2005; cd-rom «Большая советская энциклопедия»,
2005;
-методическая папка «Открытые занятия» 2015-2020.
Список литературы
Литература для учащихся
1. Асланов В., Дубко О., Зайцев Е. Словарь терминов изобразительного искусства.
под ред.Кантор А.М. – Москва: Просвещение, 1994.
2. Альбедиль М. Народы мира. – Санкт-Петербург: Лань, 1997.
3. Библия для детей. – Москва: Белый город, Дарь, 2007.
4. Болтон Р. Живопись: от первобытного искусства до 21 века. – Москва: Эксмо,
2007.
5. Бриджмен Д.Б. Человек как художественный образ. Полный курс анатомического
рисования. – Москва:Эксмо,2005.
6. Вурст И. Весеннее настроение. Идеи поделок из бумаги и картона. – Челябинск:
Издательство «Аркаим», 2006.
7. Гагарин Б.Г. Конструирование из бумаги. – Ташкент: Издательство ЦК Компартии
Узбекистана, 1988.
8. Гнедич П.П. Всеобщая история искусств. – Москва: Эксмо, 2007.
9. Гольдштейн А.Ф. Зодчество. Книга для учащихся старших классов. – Москва:
Просвещение,1979.
10. Дайн Г. Игрушечных дел мастера. Книга для учащихся. – Москва: Просвещение,
1984.
11. Жолобчук А.Я. Подарки из батика. – Москва: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005.
12. Коновалов Э.Г. Словарь русских художников. – Москва: Эксмо, 2008.
13. Копцев В.П. Бумажная пластика. Москва: Министерство народного образования
РСФСР, 1990.
22
14. Милан К. Удивительные прищепки. Идеи для поделок из прищепок. - Челябинск:
Издательство «Аркаим», 2006.
15. Насекомые. Полная энциклопедия – Москва: Эксмо, 2008.
16. Никодем Г.Б. Масляная живопись. Общие сведения, материалы, техника:
практическое пособие. – Москва: Эксмо, 2006.
17. Педевилла П. Веселый мир прищепок. Идеи для поделок из прищепок. Челябинск: Издательство «Аркаим», 2006.
18. Птицы. Полная энциклопедия – Москва: Эксмо, 2008.
19. Риттерхофф А. Псомотрите, что я умею! Идеи для детского творчества. Челябинск: Издательство «Аркаим», 2006.
20. Селиверстова Д. Рисование. Первые шаги. – Москва: Эксмо, 2007.
21. Туберовская О.М. В гостях у картин. Рассказы о живописи. – Ленинград: Детская
литература,1973.
22. Ушакова О.Д Великие художники. Справочник школьника. – Санкт-Петербург:
Издательский дом «Литера», 2007.
23. Ушакова О.Д. Великие скульпторы. Справочник школьника. – Санкт-Петербург:
Издательский дом «Литера», 2007.
24. Федотов Г. Послушная глина. – Москва: Аст-Пресс,1997.
25. Хальбингер В. Рисуем портрет: пропорции, пластика, техника. – Москва: Эксмо,
2007.
26. Чиварди Д. Комбинация красок в живописи. – Москва: Эксмо, 2006.
27. Чиварди Д Рисунок. Техника рисования обнаженных натуры. - Москва: Эксмо,
2006.
28. Шалаева Г.П. Рисование. Первый учебник вашего малыша. – Москва: Слово,
Эксмо,2007.
Литература для педагога
1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Книга для
учителя. - Москва: Просвещение, 1984 .
2. Багдасарьян О.Н. Авторская программа «Образовательная программа студии
изобразительного искусства» - Ярославль: ГОУ ЦРСДОД, 2003.
3. Базанова М.Д. Пленер. – Москва: Просвещение, 1994.
4. Барадулин В.А. Основы художественных ремесел. - Москва: Просвещение, 1999.
5. Берсеньева В.А., Романова Н.В. Вопросы орнаментации ткани. – Москва:
Просвещение,1977.
6. Блинов Г.М. Сказки без слов. - Тула: Приокское книжное издательство, 1974.
7. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. - Ленинград: Искусство, 1975.
8. Гусакова М.А. Аппликация: учебное пособие для учащихся пед. училищ по спец. №
2002 «Дошкольное воспитание». - Москва: Просвещение, 1987.
9. Дайн Г.Л. Русская глиняная игрушка. - Москва: Легкая и пищевая промышленность,
1981.
10. Джексон Д. Поделки из бумаги. – Москва: Просвещение, 1979.
11. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. - Москва: Просвещение, 1994 г.
12. Дурасов Г.П. Каргапольская глиняная игрушка. - Ленинград: Художник РСФСР, 1986.
13. Жарретт Л., Ленард Л. Рисунок. – Москва: АСТ, Астрель,2004.
14. Заболотская И.А. Образовательная программа по изобразительному искусству «Юный
художник». – ж. «Внешкольник».-№1-2-2007.
15. Зайцев А.А. Наука о цвете и живописи. - Москва: Просвещение, 1978.
16. Кирцев Ю.М. Рисунок и живопись. – Москва: Просвещение, 1992.
23
17. Корлов В.К. Основы художественного оформления текстильных изделий. – Москва:
Просвещение, 1981.
18. Костерин Н.П. Учебное рисование. - Москва: Просвещение, 1995.
19. Купцов И.И. Родина жар-птицы. - Москва: Советская Россия, 1987.
20. Латынин Л.А. Образцы народного искусства. - Москва: Знание, 1983.
21. Лясковская О. Пленер в русской живописи. – Москва: Просвещение, 1966.
22. Макарова М.Н. Перспектива: графические задания и методические рекомендации. –
Москва: Просвещение, 1989.
23. Миловский А.С. Скачи, добрый единорог. - Москва: Детская литература, 1983.
24. Методика развития творческих способностей на занятиях по рисунку, живописи и
композиции. – Москва: Просвещение, 1989.
25. Натюрморт. – Москва: Просвещение, 2001.
26. Некрасова М.А. Народные мастера. Традиции школы. - Москва: Изобразительное
искусство, 1985.
27. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. Книга для
учителя. – Москва: Просвещение, 1987.
28. Перевертень Г.И. Самоделки из бумаги: пособие для учителя начальных классов по
внеклассной работе. – Москва: Просвещение, 1983.
29. Программы для учреждений дополнительного образования детей. - Выпуск 4 –
Москва: ГОУ ЦРСДОД, 2002.
30. Поповых О.С. Русская народная керамика. - Москва: КОИЗ, 1957.
31. Программы для учреждений дополнительного образования детей. Выпуск 4. – Москва:
ГОУ ЦРСДОД, 2002.
32. Рогов А.П. Народные мастера. - Москва: Молодая гвардия, 1982.
33. Розенблюм Е.А. Художник в дизайне: опыт работы Центральной учебноэкспериментальной студии художественного проектирования на Сенеже. – Москва:
Искусство, 1974.
34. Розова Л.К. Дымковская игрушка. - Москва: Планета, 1971.
35. Роспись по шелку. – Москва: Валентина, №1,1995.
36. Роспись по шелку. – Москва: Валентина, №2,3, 1996.
37. Синеглазова М.А. Распишем ткань сами. – Москва: Просвещение,1998.
38. Салтыков А.Б. Русская народная керамика. – Москва: Советская Россия, 1970.
39. Соколов Г.И. Образы древней Эллады. Серия «Памятники мировой художественной
культуры. – Москва: Просвещение, 1994.
40. Танкус О.В. Наука о цвете и живописи. - Москва: Просвещение, 1978.
41. Программирование образовательного процесса в системе дополнительного
образования детей (методические рекомендации). - Магадан: ДДЮТ, 2002 .
42. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. - Москва: Наука, 1987.
43. Халезова Н.Б. Лепка в детском саду. - Москва: Просвещение, 1986.
44. Шембел А.Ф. Основы рисунка. - Москва: Просвещение, 1969.
45. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного
искусства. – Москва: Просвещение, 1974.
46. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. - Москва:
Просвещение, 1979.
47. Яблонский В.А. Преподавание предметов "Рисунок" и "Основы композиции". Ленинград: Нева, 1959.
24