I
II
III
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
IV.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
4.6.
Информационная карта ДООП
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
Наименование
программа «Занимательная логика»
программы
Социально-гуманитарная
Направленность
Сведения об авторе составителе
ФИО
Каплина Анна Юрьевна
Образование
Высшее
Место работы
МАУ ДО «ДД(Ю)Т»
Должность
Педагог дополнительного образования
Электронный адрес
annykaplina75@gmail.com
Сведения о программе
Нормативная база
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
(отдельные
образовании в Российской Федерации»;
основные
2. Указ Президента РФ от 7 мая 2024 года № 309 «О
документы)
национальных целях развития Российской Федерации на период
до 2030 года и на перспективу до 2036 года»,
3. Национальный проект «Молодѐжь и дети», разработанный
в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7
мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу
до 2036 года»;
4. Концепция развития дополнительного образования детей
до 2030 года, утверждѐнная распоряжением Правительства РФ от
31 марта 2022 года № 678-р;
5. Постановление Главного государственного санитарного
врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации
от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам»;
7. Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(письмо
Министерства образования и науки Российской Федерации от 18
ноября 2015 года № 09-3242);
8. Устав и другие локальные акты МАУ ДО «ДД(Ю)Т».
Объем и срок
1 год
68 часов
освоения программы
Форма обучения
Возраст
обучающихся
Особые категории
обучающихся
Очная
6-7 лет
Вид программы
модифицированный
нет
2
V.
Ведущие формы и
виды деятельности
Наглядные методы: карточки с заданиями, показ иллюстраций,
картинок, наблюдение, демонстрация и т.д. Данные методы дают
возможность более детального изучения объектов, дополняют
словесные описания.
Словесные методы в сочетании с наглядными способствуют
развитию пространственного мышления, внимания, памяти,
воображения.
Практические методы: игра, упражнения, игровые ситуации,
моделирование,
театрализация,
позволяют
воплотить
теоретические знания на практике, способствуют развитию
навыков и умений детей.
Методы поощрения: похвала, одобрение, награждение и т.п.
VI.
Формы
мониторинга
результативности
Входная диагностика (опрос, наблюдение). Промежуточная
аттестация (наблюдение, опрос, тестирование). Итог (наблюдение,
опрос, тестирование).
VII.
Дата утв. последней Программа рекомендована к реализации в 2025-2026 учебном
году, протокол ПС № 4 от «27» мая 2025 г.
корректировки
3
Содержание
Титульный лист………………………………………………………………….1
Информационная карта ДООП……………………………………...………….2
I.
II.
Комплекс основных характеристик ДООП
1.1.
Пояснительная записка.......................................................................5
1.2.
Цель, задачи программы……………….………………………….9
1.3.
Планируемые результаты. Уровни усвоения программы….……10
1.4.
Учебный план, содержание…………………………………….….13
Комплекс организационно-педагогических условий ДООП
2.1.
Условия реализации программы………………………………….18
2.2.
Календарно-учебный график………………..…………………….18
2.3.
Формы аттестации……………………………………………..….18
2.4.
Оценочные материалы……………………………………………..19
2.5.
Кадровое обеспечение……………………………………………..22
2.6.
Материально-техническое обеспечение программы…………….22
2.7.
Методическое обеспечение программы………………………….23
2.8.
Список литературы для педагога и обучающихся………………25
4
1.1. Пояснительная записка
Логическое мышление формируется на основе образного и является
высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического
мышления требует не только высокой активности умственной деятельности,
но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и
явлений действительности, которые закреплены в словах. Не следует ждать,
когда ребенку исполнится 14 лет, и он достигнет стадии формально логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные
для мыслительной деятельности взрослых. Начинать развитие логического
мышления следует в дошкольном детстве.
Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на
каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором
формируются психические функции, важные для перехода следующему
этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный
период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития
способностей в более старшем возрасте - в школе. И важнейшим среди этих
навыков является навык логического мышления, способность «действовать в
уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее
будет даваться учеба - решение задач, выполнение упражнений потребуют
больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье
ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
Овладев
логическими
операциями,
ребенок
станет
более
внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент
сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.
Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь
будут приносить радость и удовлетворение.
Лев Николаевич Толстой говорил о первых годах своей жизни, что
именно тогда приобрел все то, чем теперь живет, и приобрел так много, так
быстро, что за всю остальную жизнь не приобрел и сотой доли того: «От
пятилетнего ребенка до меня только один шаг. А от новорожденного до
пятилетнего огромное расстояние».
Логические приемы - сравнение, синтез, анализ, классификация,
доказательство и другие - применяются во всех видах деятельности. Их
используют, начиная с первого класса для решения задач, выработки
правильных умозаключений.
Регулярные
занятия,
по
данной
программе, создают условия для формирования у детей способности к
саморазвитию. Все занятия основаны на упражнениях и заданиях,
5
проводимых в форме игры. В программе широко представлены
математические развлечения: задачи – шутки, загадки, головоломки,
словесные игры, пальчиковые игры, игры на внимание, лабиринты, игры на
развитие пространственных представлений. Они не только вызывают интерес
своим содержанием и занимательной формой, но и побуждают детей
рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Особое внимание уделено
развитию у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости,
сообразительности. Этому способствуют разнообразные логические игры,
задачи, упражнения. Например: «Найди недостающую фигуру», «Найди
лишнее», «Чем отличается?», «Найди пару». Для решения этих заданий
необходим анализ условий, правил, содержания игры или задачи и, в итоге,
требуется применение математического умозаключения.
Большое место на занятиях занимают дидактические игры и
упражнения. Они являются ценным средством воспитания умственной
деятельности детей, активизируют психические процессы (внимание,
мышление, память, воображение), вызывают интерес к процессу познания и,
что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний.
В программу включены игровые и занимательные задания на развитие
пространственных представлений, развитие умений математического
конструирования, на расширение знаний о величине, форме, размере
предметов.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Занимательная логика» разработана согласно требованиям следующих
нормативных документов:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2.
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации»;
3.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утверждѐнная распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 года
№678-р.
4.
Указ Президента РФ от 7 мая 2024 года №309 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до
2036 года»;
5.
Национальный проект «Молодѐжь и дети»;
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
18.09.2020 № 508 «Об утверждении Порядка допуска лиц, обучающихся по
образовательным программам высшего образования, к занятию
педагогической деятельностью по общеобразовательным программам»;
9.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
10. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 09-3242);
11. Устав и другие локальные акты МАУ ДО «ДД(Ю)Т».
Направленность (профиль) программы.
Данная программа имеет социально-гуманитарную направленность.
Содержание программы ориентировано на развитие личности обучающегося,
формирование и развитие его познавательных способностей.
Актуальность и новизна программы.
Логическое мышление является инструментом познания окружающей
действительности, поэтому, формирование основных форм и приѐмов
логического мышления является важным фактором становления всесторонне
развитой личности.
Занимаясь с детьми, нами было замечено, что многие дети не справляются с
простыми на первый взгляд логическими задачами.
Актуальность данного опыта обусловлена тем, что начинать работу по
становлению высших психических процессов: памяти, внимания,
воображения, логического мышления необходимо с дошкольного возраста.
В старшем дошкольном возрасте у детей только начинают появляться
элементы логического мышления, которое необходимо развивать, и данная
программа ребенку в этом поможет.
Новизной программы является сочетание традиционных подходов и
использование современных методов в работе с детьми дошкольного
возраста. Игры, подобранные в программе, содержат разносторонние условия
для формирования наиболее ценных качеств личности.
Отличительные особенности программы.
В работе с дошкольниками над развитием познавательных процессов одним
из необходимых условий их успешного развития и обучения является
системность, т. е. система специальных игр и упражнений с последовательно
7
развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими
задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры и
упражнения могут быть очень интересны, но, используя их вне системы
трудно достичь желаемого обучающего и развивающего результата.
Категория обучающихся. Программа рассчитана на обучающихся в
возрасте 6-7 лет. На обучение принимаются все желающие без предъявления
требований к уровню предварительной подготовки.
Оптимальное количество обучающихся в группе 12 - 25 человек.
Состав группы формируется из детей близких по возрасту.
Срок реализации программы 1 год. Общий объем учебного времени
составляет 68 часов.
Уровень программы – ознакомительный.
Особенности организации образовательного процесса:
Педагогическая целесообразность программы.
Программа построена на основе основных принципов, которые
решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего:
1. Принцип деятельности включает ребенка в познавательный процесс.
2. Принцип целостного представления о мире в деятельном подходе тесно
связан с дидактическим принципом научности. У детей формируется
личностное отношение к полученным знаниям и умение применять их в
своей практической деятельности.
3. Принцип наглядности - широкое представление соответствующей
изучаемому материалу наглядности.
4. Принцип психологической комфортности предполагает снятие, по
возможности, всех стрессообразующих факторов на занятиях.
5. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного
мышления, то есть понимания возможности различных способов решения
заданий и умения осуществлять систематический перебор материалов.
6. Принцип занимательности - изучаемый материал должен быть
интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей
желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению
результата.
Формы и режим занятий. Форма обучения очная. Характерными
формами организации учебной деятельности для данной программы
являются групповая и индивидуальная форма обучения.
Рекомендуемый режим занятий 1 раз в неделю по 2 часа,
Продолжительность учебных занятий определена Уставом учреждения и
составляет 20 мин для обучающихся до 7 лет. После 20 мин занятий
8
обязательный 10 мин перерыв. Для снятия напряжения физкультминутки и
малоподвижные игры.
Форма работы: Групповые занятия (до 25-и человек), включающие в
себя: развивающие игры логико-математического содержания;
словесно-логические упражнения;
самостоятельную деятельность детей;
рассматривание и беседу по картинке;
раскрашивание «умной» картинки;
использование литературных текстов;
интеллектуальные викторины.
Для достижения ожидаемого результата и соблюдения здоровья
обучающихся целесообразнее придерживаться определенной структуры
занятия, например:
Разминка. Разминка в виде загадки, знакомства со сказочным персонажем
позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает
настроить на образовательную деятельность, на общение с педагогом.
Основное содержание занятия
– изучение нового материала.
Основное содержание занятия представляет собой совокупность игр и
упражнений, направленных на решение поставленных задач данного занятия.
Физ минутка. Физ минутка позволяет детям расслабиться, переключиться с
одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и
мелкой
моторики.
Закрепление нового материала. Закрепление нового материала дает педагогу
возможность оценить степень овладения детьми новым знанием.
Развивающая игра. Развивающая игра, раскрашивание «умной» картинки по
теме в конце занятия является своеобразной рефлексией, логическим
окончанием проделанной работы и служат стимулом для ее продолжения.
1.2. Цель и задачи
Цель программы - овладение детьми дошкольного возраста на
элементарном уровне приемами логического мышления через систему
занятий познавательной направленности.
Задачи программы:
1.Воспитывать у детей устойчивый интерес к математическим знаниям,
умение пользоваться ими и стремление самостоятельно их приобретать.
2.Развивать элементарные математические представления детей через
обобщение, систематизацию, расширение и углубление знаний детей.
3.Углублять представления детей о свойствах и отношениях объектов
(в основном, через игры на классификацию и сериацию, практическую
9
деятельность, направленную на воссоздание, преобразование форм
предметов и геометрических фигур).
4.Развивать у детей умения и способности:
- Оперировать свойствами, отношениями предметов, числами,
выявлять простейшие изменения и зависимости по их форме, размеру.
- Сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять
закономерности чередования и следования, оперировать в плане
представлений, стремиться к творчеству.
- Проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в
уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и
достижении результата.
- Рассказывать о выполняемом или выполненном действии, составлять
диалог со взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового
(практического) действия.
5.Развивать познавательные и творческие способности детей через
вовлечение их в содержательную, активную и развивающую деятельность на
занятиях, в самостоятельную игровую и практическую деятельность.
6.Развивать
умственные
способности
детей,
смекалку
и
сообразительность,
самостоятельность
и
гибкость
мышления,
мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, пространственного
воображения.
7.Учить детей использовать знания и навыки математического
содержания в разных видах детской деятельности, проявлять волевые усилия,
приучаться действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить
дело до конца.
8.Развивать трудовые умения в подготовке к занятию.
9.Воспитывать привычку к точности, аккуратности, умение
контролировать свои действия.
10.Формировать дружеские взаимоотношения между детьми,
взаимопомощь в выполнении заданий.
1.3. Планируемые результаты, уровни усвоения программы
В результате проведения занятий дети будут уметь:
выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по
внешним признакам;
сравнивать,
классифицировать,
обобщать,
систематизировать
предметы окружающей действительности (выделять свойства предметов,
находить предметы схожие и различные по внешним признакам);
10
ориентироваться в пространстве, различать предметы, находящиеся справа,
слева, вверху, внизу;
разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим
свойством;
сопоставлять части и целое для предметов и действий;
называть главную функцию (назначение) предметов;
расставлять события в правильной последовательности;
выполнять перечисляемую или изображенную последовательность
действий;
применять какое- либо действие по отношению к разным предметам;
описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;
проводить аналогию между разными предметами;
запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать.
работать в парах, подгруппах; проявлять доброжелательное отношение к
сверстнику, выслушать, помогать по необходимости.
Уровни освоения программы.
Низкий. Ребенок различает предметы по форме, размерам, называет их,
группирует в совместной со взрослым деятельности. Пользуется числами до
3-5, допускает ошибки при сосчитывании. Выполняет игровые и
практические действия в определенной последовательности; ошибается в
установлении связей между действиями (что сначала, что потом).
Средний. Ребенок различает, называет, обобщает предметы по выделенным
свойствам («все большие», «все некруглые»). Выполняет действия по
группировке, воссозданию фигур. Затрудняется в высказываниях,
пояснениях. Обобщает группы предметов по количеству (числу, размеру,
устанавливает неравенство). Считает до 4-7.
Высокий. Ребенок оперирует свойствами предметов, обнаруживает
зависимости и изменения в группах предметов в процессе группировки,
сравнения, сериации; сосчитывает предметы до 8-10. Устанавливает
закономерность увеличения (уменьшения) количества, размеров предметов
по длине, толщине, высоте. Отвечает на вопрос: «А что будет, если уберем,
добавим?» Самостоятельно экспериментирует с целью определения
неизменности количества и размера, объясняет, почему стало больше или
меньше. Проявляет творческую самостоятельность в практической, игровой
деятельности, применяет известные ему способы действий в иной
обстановке.
11
Мониторинг освоения детьми программного материала помогает
педагогу определить уровень детской умелости, подсказывает, на что следует
обратить внимание в работе с детьми.
1.4.Учебный план, содержание
Учебный план
Количество часов Общее
кол-во
часов
теория практика
№
Название темы
Темы
Формы
контроля
(кол-во
часов)
1. Вводное занятие
1.1
Вводное
занятие.
Знакомство
с
учащимися.
Правила
техники безопасности и
поведения на занятии.
Выявление
уровня
развития
детей
с
помощью
дидактического
материала.
1
1
2
наблюдение
Раздел 2. Игры и задания на развитие логического мышления
2.1.
Парные картинки
1
1
2
2.2.
Путешествие в сказку
1
1
2
2.3.
Разложи карточки
1
1
2
2.4.
Кто это? Что это?
1
1
2
2.5.
Нарисуй и зачеркни
1
1
2
Практическое
задание,
наблюдение
Практическое
задание,
наблюдение
Практическое
задание,
наблюдение
Практическое
задание,
наблюдение
Практическое
задание,
наблюдение
12
2.6.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
Чем похожи и чем
1
1
2
викторина
отличаются?
Раздел 3. Развитие графомоторных навыков
Штриховка
1
1
2
Практическое
задание
наблюдение
Рисование по точкам
1
1
2
Практическое
задание
Геометрические
1
1
2
наблюдение
фигуры
Прямо пойдешь, что-то
1
1
2
игра
найдешь
Куда
указывают
1
1
2
Викторина,
стрелки
наблюдение
Раз
колечко,
два
1
1
2
Практическое
колечко…
задание,
наблюдение
Раздел 4. Занимательная логика
Что изменилось?
1
1
2
Практическое
задание,
наблюдение
Кто лишний?
1
1
2
Практическое
задание,
наблюдение
Чем похожи?
1
1
2
Практическое
задание,
наблюдение
Круглый стол «Угадай1
1
2
Практическое
ка»
задание,
наблюдение
Игры с логическими
1
1
2
Практическое
блоками
задание,
наблюдение
Раздел 5. Увлекательная математика
5.1.
1,2,3,4,5-начинаю
играть
5.2.
Раз
кирпичик,
я
1
1
2
два
1
1
2
Практическое
задание,
наблюдение
Практическое
13
кирпичик
5.3.
Выложи цифры
1
1
2
5.4.
Расставь знаки
1
1
2
5.5.
Как измерить время?
1
1
2
5.6.
Дни недели
1
1
2
5.7.
Подбери
четвертую
1
1
2
фигуру
Так умею только я!
1
1
2
Раздел 6. Основы конструирования
5.8.
6.1.
Угадай картинку
1
1
2
6.2.
Часть-целое
1
1
2
6.3.
Высокий-низкий
1
1
2
6.4.
Длинный-короткий
1
1
2
6.5.
Широкий-узкий
1
1
2
6.6.
Легкий-тяжелый
1
1
2
6.7.
Игра
строители»
1
1
2
«Веселые
задание,
наблюдение
Практическое
задание,
наблюдение
Практическое
задание,
наблюдение
Практическое
задание,
наблюдение
Практическое
задание,
наблюдение
наблюдение
викторина
Практическое
задание,
наблюдение
Практическое
задание,
наблюдение
Практическое
задание,
наблюдение
Практическое
задание,
наблюдение
Практическое
задание,
наблюдение
Практическое
задание,
наблюдение
Практическое
задание,
14
Итоговое занятие
Итого
33
2
2
35
68
наблюдение
Итоговое
тестирование
Содержание программы.
Раздел 1. Вводное занятие. 2 часа.
Знакомство с учащимися. Знакомство с материалами и инструментами
необходимыми для занятий. Инструкция по технике безопасности и охране
труда, правилами поведения в чрезвычайных ситуациях, правилам
дорожного движения. Текущий контроль, наблюдение.
Раздел 2. Игры и задания на развитие логического мышления. 12часов.
Занятие 2.1 «Парные картинки». Подвижная игра «Колокольчик». Игра
«Парные картинки», «Овощи», «Запомни картинки». Аппликация «Найди
пару».
Занятие 2.2 «Путешествие в сказку». Подвижная игра «Снежки».
Знакомство с математической сказкой «Репка», игра «Выложи фигуры по
сюжету сказки». Рисуем двумя руками.
Занятие 2.3 «Разложи карточки». Пальчиковая игра. Работа на карточках.
Подвижная игра на внимание.
Занятие 2.4 «Кто это? Что это?» П/и «Школьный портфель», «Прямо
пойдешь, что-то найдешь» .Игры с карандашами. Опыт «Твердый-мягкий».
Лепка.
Занятие 2.5 «Нарисуй и зачеркни». Пальчиковая игра. Зеркальное
отражение, симметрия. Работа по карточкам. П/и «Зеркало»
Занятие 2.6 «Чем похожи и чем отличаются?». Викторина. Игра «Найди
отличие». П\и «Горячо-холодно».
Раздел 3. Развитие графомоторных навыков. 12 часов.
Занятие 3.1 «Штриховка». Пальчиковая игра. Игра «Крокодильчики».
Работа по карточкам. П/и «Горячо-холодно».
Занятие 3.2 «Рисование по точкам». Игра «Веселый художник». Работа по
карточкам. П/и «Зеркало».
Занятие 3.3
«Геометрические фигуры». Геометрические фигуры.
«Круглый -квадратный» Работа по карточкам. Пальчиковые игры.
Занятие 3.4 «Прямо пойдешь, что-то найдешь…». Игра «Прямо пойдешь,
что-то найдешь…». Работа по карточкам. П/и «Зеркало».
Занятие 3.5 «Куда указывают стрелки». Игра «Найди стрелку нужного
цвета». Работа по карточкам. П\и «Указать направление».
Занятие 3.6 «Раз колечко-два колечко…». Пальчиковая гимнастика. Работа
по карточкам. П\и «Круг, шарик, кольцо».
Раздел 4. Занимательная логика. 10 часов.
15
Занятие 4.1 «Что изменилось?» Пальчиковая игра. Работа по карточкам.
П\и «Зеркало». Оригами.
Занятие 4.2 «Кто лишний?» Пальчиковая игра. Работа по карточкам. П\и
«Горячо-холодно». Оригами.
Занятие 4.3 «Чем похожи?» Пальчиковая игра. Работа по карточкам. П\и
«Горячо-холодно». Оригами.
Занятие 4.4 Круглый стол «Угадай-ка». Викторина. Игра «Разложи»
Ситуационные задачи. Лото. П\и «Найди пару»
Занятие 4.5 «Игры с логическими блоками». Пальчиковая гимнастика.
Работа по карточкам. Оригами.
Раздел 5. Увлекательная математика. 16 часов.
Занятие 5.1 «1,2,3,4,5-начинаю я играть». Пальчиковая гимнастика. Работа
по карточкам. Работа со счетным материалом. П/и «Кто лишний?».
Занятие 5.2 «Раз кирпичик, два кирпичик». Пальчиковая гимнастика.
Работа по карточкам. Работа со счетным материалом. Задание «Бусы». П\и
«Твердый-мягкий».
Занятие 5.3 «Выложи цифры». Пальчиковая гимнастика. Работа по
карточкам. Лепка цифры 1 и 2.
Занятие 5.4 «Расставь знаки». Развивающая игра «Какие знаки»
Ситуационные задачи. Работа по карточкам. П\и «Внимание». Лепка цифры 3
и 4. П\и «Встань в пару».
Занятие 5.5 «Как измерить время?». Знакомство с часами. Д\игра «Как
измерить время?». Пальчиковая гимнастика. Работа по карточке. Лепка
цифры 5 и 6. П/и «Часики».
Занятие 5.6 «Дни недели». Театрализация «Сказочная неделя». Дни недели.
Пальчиковая гимнастика. Работа по карточкам. Раскрашивание цифры 7.
Занятие 5.7 «Подбери четвертую фигуру». Игра «Сосчитай». Работа по
карточке. Аппликация «Засели домики». Раскрась цифру 8 и 9.
Занятие 5.8 «Так умею только я!». Пальчиковые игры. Игра «Продолжи
ряд». Викторина «Так умею только я!» Работа по карточке. Раскрась число
10.
Раздел 6. Основы конструирования. 14 часов.
Занятие 6.1 «Угадай картинку». Пазл. «Собери картинку». Ориентирование
на плоскости. Понятие «Слева», «справа». Работа по карточке.
Занятие 6.2 «Часть-целое». Пальчиковая гимнастика. Работа по карточкам.
П\и «Собери узор(цифры)».
Занятие 6.3 «Высокий-низкий». Пальчиковые игры. Ориентирование на
листе бумаги. Собери так же, но не так…». Конструирование «Городок».
Занятие 6.4 «Длинный-короткий». Логические задачи на сравнение.
Понятия «Длинный-короткий». Игра «Придумай и создай», на основании
услышанного текста. П/и «Море волнуется».
Занятие 6.5 «Широкий-узкий». Пальчиковая гимнастика. Конструирование
на тему «Сложи узор». Д\и «Собери лесенку». Работа по карточкам. П/и
«Шире круг».
16
Занятие 6.6 «Легкий-тяжелый». Пальчиковая гимнастика. Мозаика
«Выложи по образцу». Работа по карточкам. П\и «Легкий-тяжелый».
Занятие 6.7 «Веселые строители». Конструирование «Сложи узор», на
основании предложенной модели. Танец с геом-ми фигурами. Работа по
карточкам. Пальчикова гимнастика.
Итоговое занятие. 2 часа
Итоговое занятие. Текущий контроль, практическое задание. Беседа о
безопасности в летний период. Прощание.
II. Комплекс организационно-педагогических условий ДООП.
2.1.Условия реализации программы
Продолжительность учебного года составляет 34 недели.
Начало занятий первого года обучения не позднее 15 сентября.
Окончание занятий – не позднее 31 мая.
Нерабочие и праздничные дни устанавливаются в соответствии с
Постановлениями Правительства РФ.
Промежуточная аттестация проводится по итогам освоения ДООП за 1-е
полугодие в III декаде декабря, за 2-е полугодие - в мае.
2.2.Календарный учебный график
№ Год обучения Объем учебных Всего
учебных Режим работы
часов
недель
1
Первый
68
34
1 р х 2 ч=2 ч
2.3.Формы аттестации.
Программа предусматривает три вида аттестации обучающихся:
Предварительная (вводная) аттестация, проводится в целях
выяснения уровня готовности ребенка и выявления его индивидуальных
особенностей (интересов, первичных умений и навыков, мотивации для
занятия и т.д.). Проводится в начале учебного года в форме собеседования,
наблюдения или анкетирования.
Текущая аттестация, проводится в целях оценки качества усвоения
учащимися содержания отдельных разделов образовательной программы и
проводится по полугодиям в форме тестирования, анализа содержания
творческих паспортов обучающихся, выполнения проектов.
Промежуточная аттестация, проводится в целях оценки степени и
уровня усвоения учащимися образовательной программы в целом и
проводится в конце года обучения в форме практических работ.
Достижения учащихся оцениваются безотметочным способом. Оценке
подлежат уровень ЗУН по начальному техническому конструированию,
17
качество выполнения работы; степень самостоятельности выполнения работ,
уровень творческой деятельности, уровень активность в представлении
результатов своей деятельности. Основой для определения уровня освоения
образовательной программы являются критерии оценивания.
2.4 Оценочные материалы.
Критериями усвоения программного материала воспитанниками можно
считать:
Наличие эмоционально благоприятной атмосферы между детьми, педагогом,
родителями;
расширение круга общения и положительная мотивация детей к процессу
обучения и воспитания;
ребенок владеет основными логическими операциями;
При определении уровня освоения обучающимся программы
используется 10-ти балльная система оценки показателей качества
результатов обучения:
минимальный уровень – 1-4 балла,
средний уровень – 5-8 баллов,
максимальный уровень – 9-10 баллов
Оценка результативности обучения детей
Показатели
(оцениваемые
параметры)
1.Теоретическая
подготовка детей:
1.1. Теоретические
знания (по основным
разделам учебнотематического плана
программы)
Критерии
Степень выраженности
оцениваемого качества
Методы
диагностики
Соответствие
теоретических
знаний
программным
требованиям
Опрос
Наблюдение
2. Практическая
подготовка детей:
2.1. Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой (по
основным разделам)
Соответствие
практических
умений и
навыков
программным
требованиям
минимальный уровень
(овладели менее чем ½
объема знаний);
- средний уровень (объем
освоенных знаний
составляет более ½);
- максимальный уровень
(дети освоили практически
весь объем знаний,
предусмотренных
программой)
- минимальный уровень
(овладели менее чем ½
предусмотренных умений и
навыков);
- средний уровень (объем
освоенных умений и
навыков составляет более
½);
- максимальный уровень
(дети овладели практически
Наблюдения,
Практическая
работа
Решение
ситуационных
задач
18
2.2. Творческие навыки
2.3. Умение аккуратно
выполнять работу
3. Учебнокоммуникативные
умения:
Умение слушать и
слышать педагога
всеми умениями и
навыками,
предусмотренными
программой)
Креативность в - начальный
выполнении
(элементарный, выполняют
практических
лишь простейшие
заданий
практические задания)
- репродуктивный
(выполняют задания на
основе образца)
- творческий (выполняют
практические задания с
элементами творчества)
Аккуратность и - удовлетворительно
ответственность - хорошо
в работе
-отлично
Адекватность
- минимальный
восприятия
- средний
информации,
- максимальный
идущей от
педагога
Оценка развития личностных качеств детей
Показатели (оцениваемые
Критерии
Степень
параметры)
выраженности
оцениваемого
качества
1.Организационноволевые Способность
-терпения хватает
выдерживать
меньше чем на ½
качества:
1.1. Терпение
нагрузки,
занятия
преодолевать
- терпения хватает
трудности
больше чем на ½
занятия
- терпения хватает
на все занятие
1.2. Воля
Способность
- волевые усилия
активно побуждать побуждаются
себя к
извне
практическим
- иногда самими
действиям
детьми
- всегда самими
детьми
1.3. Самоконтроль
Умение
- находятся
контролировать
постоянно под
свои поступки
воздействием
контроля извне
- периодически
контролируют
себя сами
- постоянно
контролируют
Наблюдение,
Практическая
работа
Наблюдение,
Практическая
работа
Наблюдение
Методы
диагностики
наблюдение
наблюдение
наблюдение
19
2. Ориентационные
качества:
2.1. Самооценка
2.2. Интерес к занятиям
3. Поведенческие качества:
3.1. Конфликтность
3.2. Тип сотрудничества
Способность
оценивать себя
адекватно
реальным
достижениям
Осознанное
участие детей в
освоении
образовательной
программы
себя сами
- завышенная
- заниженная
- нормальная
наблюдение
- интерес
наблюдение
продиктован извне
- интерес
периодически
поддерживается
самим
- интерес
постоянно
поддерживается
самостоятельно
Отношение детей к - периодически
наблюдение
столкновению
провоцируют
интересов (спору)
конфликты
в процессе
- в конфликтах не
взаимодействия
участвуют,
стараются их
избегать
- пытаются
самостоятельно
уладить
конфликты
Умение
- избегают участия наблюдение
воспринимать
в общих делах
общие дела, как
- участвуют при
свои собственные
побуждении
извне
- инициативны в
общих делах
Мониторинг освоения детьми программного материала по уровню
освоения программы.
Низкий. Ребенок различает предметы по форме, размерам, называет их,
группирует в совместной со взрослым деятельности. Пользуется числами до
3-5, допускает ошибки при сосчитывании. Выполняет игровые и
практические действия в определенной последовательности; ошибается в
установлении связей между действиями (что сначала, что потом).
Средний. Ребенок различает, называет, обобщает предметы по выделенным
свойствам («все большие», «все некруглые»). Выполняет действия по
группировке, воссозданию фигур. Затрудняется в высказываниях,
пояснениях. Обобщает группы предметов по количеству (числу, размеру,
устанавливает неравенство). Считает до 4-7.
Высокий. Ребенок оперирует свойствами предметов, обнаруживает
зависимости и изменения в группах предметов в процессе группировки,
20
сравнения, сериации; сосчитывает предметы до 8-10. Устанавливает
закономерность увеличения (уменьшения) количества, размеров предметов
по длине, толщине, высоте. Отвечает на вопрос: «А что будет, если уберем,
добавим?» Самостоятельно экспериментирует с целью определения
неизменности количества и размера, объясняет, почему стало больше или
меньше. Проявляет творческую самостоятельность в практической, игровой
деятельности, применяет известные ему способы действий в иной
обстановке.
Мониторинг освоения детьми программного материала помогает
педагогу определить уровень детской умелости, подсказывает, на что следует
обратить внимание в работе с детьми.
2.5. Кадровое обеспечение
Программа может быть реализована одним педагогом дополнительного
образования, имеющим высшее образование или среднее профессиональное
образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего
образования и специальностей среднего профессионального образования
«Образование и педагогические науки», или к реализации дополнительной
общеразвивающей программы могут быть допущены лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям
подготовки,
соответствующим
направленности
дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие
промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения, прошедшим
обязательный медицинский осмотр (обследование) и не имеющем
ограничений к занятию педагогической деятельностью, установленных
законодательством Российской Федерации.
2.6. Материально-техническое обеспечение
Для
реализации
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Книга сказок» необходимо следующее:
помещение: учебный кабинет, соответствующий требованиям
СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
перечень оборудования (мебели) учебного помещения: классная
доска 1 штука, стол и стул для педагога, ученические стандартные столы и
стулья, регулируемые по высоте (по числу обучающихся), 2 шкафа для
хранения инструментов, наглядных и дидактических пособий и учебных
материалов, стеллажи;
перечень технических средств обучения: персональный
компьютер или ноутбук для педагога, точка подключения к сети «Интернет»,
мультимедийный проектор, экран по 1 штуке; магнитно-маркерная доска;
21
перечень материалов и инструментов, необходимых для занятий
для детей и педагога:
тетрадь в клетку
пластилин
карандаши, фломастеры
бумага и картон
клей-карандаш
ножницы
Информационное обеспечение: презентации по темам; инструкции и
технологические карты; электронные образовательные ресурсы (аудио,
видео), специальные компьютерные программы, информационные
технологии.
2.7. Методическое обеспечение
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
является частью учебно-методического комплекса, который представляет
собой целостную систему учебно-методических документов и материалов,
обеспечивающих образовательный процесс:
календарно-тематический план;
методические рекомендации;
учебно-наглядные материалы (картинки,образцы);
дидактический раздаточный материал по темам образовательной
программы;
компьютерные презентации по темам программы;
правила безопасности труда в кабинете, правила противопожарной
безопасности, правила поведения обучающихся в кабинете.
Основные педагогические приѐмы, принципы и технологии,
используемые в образовательном процессе.
При
определении
содержания
деятельности
учитываются
следующие принципы:
- систематичности и последовательности;
- доступности и посильности (с учетом возрастных и психологических
особенностей);
- комплексности, системности и последовательности (образовательный
процесс тесно связан с воспитательной работой);
- сознательности и активности (заинтересованность детей);
- наглядности (мышление опирается на восприятие);
- прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией
всех вышеперечисленных принципов).
Педагогические приемы:
22
- Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение,
дискуссия);
- Организации деятельности (приучение, упражнение, показ,
подражание, требование);
- Стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование,
оценка, взаимооценка и т.д.);
- Сотрудничества, позволяющего педагогу и ребенку быть партнерами
в увлекательном процессе образования;
- Свободного выбора, когда детям предоставляется возможность
выбирать для себя направление деятельности, степень сложности задания и
т.п.
Формы организации учебной работы: фронтально - групповая - по
группам; индивидуальная - с каждым ребенком;
Методы обучения. Наиболее продуктивными при реализации целей и
задач данной программы являются:
1.практические (игровые);
2.развития;
3.исследования;
4.экспериментирование;
5.моделирование;
6.воссоздание;
7.преобразование;
8.конструирование.
Эффективность занятий достигается через использование
современных образовательных технологий. В работе используются
следующие технологии обучения:
1.здоровьесберегающие технологии (физкультминутки во время
занятий на укрепление мышц глаз, шеи, позвоночника);
2.проблемное обучение (использование упражнений, позволяющих
найти самостоятельный путь решения);
3.технологии личностно – ориентированного подхода (дети получают
задания соответственно своему индивидуальному развитию).
Для успешного освоения содержания программы численность детей в
группе не должна превышать 25 человек.
2.8.
Список литературы для педагога и обучающихся
Литература для педагогов
1. Популярное пособие для родителей и педагогов. И учеба, и игра:
математика. Ярославль «Академия развития» 1997г.
2. Никитин Б. П.. Ступеньки творчества или развивающие игры. Москва
23
«Просвещение» 1991.
3. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль,
1997.
4. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления (для пятилетних
детей). М., 1984.// www.pedlib.ru
5. Гурьянова Ю. Математические игры и головоломки для детей 5-7 лет.
М., 2008.
6. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. М., 2008.
7. Копытов Н. Задачи на развитие логики. М., 1998.
8. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998.
9. Немов Р.С. Психология. Книга 1. М., 2001.
10. Светлова И. Логика. М., 2007.
Литература для обучающихся и родителей
1.Гурьянова Ю. Математические игры и головоломки для детей 5-7 лет.
М., 2008.
2. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. М., 2008.
3. Копытов Н. Задачи на развитие логики. М., 1998.
24