Информационная карта ДООП
I.
Наименование
программы
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Книга сказок»
II.
Направленность
Социально-гуманитарная
III.
Сведения об авторе составителе
3.1.
ФИО
Каплина Анна Юрьевна
3.2.
Образование
ВПО
3.3.
Место работы
МАУ ДО «ДД(Ю)Т»
3.4.
Должность
Педагог дополнительного образования
3.5.
Электронный
адрес
annykaplina75@gmail.com
IV.
Сведения о программе
4.1.
Нормативная база
(отдельные
основные
документы)
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
2.
«Стратегия развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года» (утверждена
распоряжением
Правительства
Российской
Федерации от 29.05.2015 № 996-р);
3. Концепция
развития
дополнительного
образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением
Правительства
Российской
Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р (в
редакции от 15 мая 2023 г.);
4.
Постановление Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
5.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
6.
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
2
общеразвивающих программ (письмо Министерства
образования и науки Российской Федерации от 18
ноября 2015 года № 09-3242);
7.
Устав и другие локальные акты МАУ ДО
«ДД(Ю)Т».
срок 1 год 68 часов
4.2.
Объем и
освоения
программы
4.3.
Форма обучения
Очная
4.4.
Возраст
обучающихся
6-9 лет
4.5.
Особые категории нет
обучающихся
4.6.
Вид программы
экспериментальная
методы:
демонстрация
(показ),
Ведущие формы Наглядные
и
виды наблюдение.
Словесные методы: беседа; объяснение, диалог,
деятельности
консультация, тренинг.
Практические методы: проектный, игровой и др.,
активные формы познавательной деятельности
(викторины, выставки, творческие конкурсы).
Методы
поощрения:
похвала,
одобрение,
награждение и т.п.
Входная аттестация (наблюдение, беседа и
VI. Формы
анкетирование) для выявления индивидуальных
мониторинга
результативности особенностей ребенка (интересов, первичных
умений и навыков, мотивации).
Текущая аттестация (беседа, анализ выполнения
практических заданий).
Промежуточная
аттестация
по
полугодиям
(творческое задание, выставка).
Программа рекомендована к реализации, протокол
VII. Дата
ПС №4 от «27» мая 2025г.
утверждения
последней
корректировки
V.
3
Содержание
I.
Титульный лист
1
Информационная карта ДООП
2
Комплекс основных характеристик ДООП
1.1.Пояснительная записка ……………………………………………….. 5
1.2. Цель, задачи программы ………………………………………........... 12
1.3.Планируемые результаты. Уровни усвоения программы…………... 13
1.4.Учебный план, содержание ………………………..…………………. 15
II. Комплекс организационно-педагогических условий ДООП
2.1. Условия реализации программы ………………….…………………. 18
2.2. Календарный учебный график ………………………………….…… 18
2.3. Формы аттестации ………………………………………………….… 19
2.4. Оценочные материалы ………………………………………….……. 19
2.5. Кадровое обеспечение …………………………………………..……. 20
2.6. Материально-техническое обеспечение ……………………..……… 20
2.7. Методическое обеспечение программы ……………………….……. 21
Список литературы для педагога и обучающихся ……………….……... 24
4
1.1. Пояснительная записка
Введение. Перед современным педагогическим сообществом возникает
ряд задач, связанных с формированием правильного типа читательской
деятельности младших школьников. Сегодня это осознается нами, как
проблема, связанная с организацией не только обучения, но и воспитания
школьников. Низкий уровень развития речи, размытость нравственных
ориентиров, нечеткость мировоззренческих и воспитательных позиций
затрудняют становление личности современного школьника, развитие и
актуализацию его личностного потенциала. Негативное влияние средств
массовой информации и рекламы выступает фактором, затрудняющим
гармоничное развитие личности ребенка. Мы считаем, что на формирование
нравственного сознания ребенка большое воздействие могут оказать сказки,
которые появляются в мире человека с самых ранних лет и остаются с ним на
всю жизнь.
Сказка
привлекает
ребенка
волшебством,
неограниченностью
возможностей, высокой нравственностью, оптимизмом, удовлетворенным
чувством справедливости. Слушая сказки в детстве, ребенок выделяет свои
любимые, подражает героям, осознает образы добра и зла. Часто ребенок не
просто воспринимает сказку, но и создает ее, живет в ней. При этом
происходит формирование его личности.
Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают
ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение
жизни. Роль народных, да и авторских сказок в воспитании, становлении
духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Язык сказок,
насыщенный афоризмами, повторами и эпитетами, очень поэтичен, он
утончает, возвышает и преображает душу слушающих.
Но, при изучении нескольких сказок из литературы по детскому чтению,
нельзя гарантировать, что ребенок сразу станет трудолюбивым, умным и
храбрым. Необходима комплексная работа в данном направлении: чтение,
разъяснения, беседы, ручной труд, творчество, театрализованные постановки,
фольклорные празднества и т.п. Это помогает сформировать не только
правильный тип читательской грамотности, но и способствует развитию
критичности мышления, формирует личность, приводит к принятию
нравственных и духовных ценностей общества, социализации и
самоопределению ребенка.
Программа «Книга сказок» разработана с учетом требований
современных нормативных документов:
5
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации»;
3. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 № 996-р);
4. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден
на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование»
07 декабря 2018 г., протокол № 3);
5. Концепция развития дополнительного образования до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 № 678-р);
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности организациями, осуществляющими образовательнуюдеятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным
программам
среднего
профессионального
образования,
основным
программам
профессионального
обучения,
дополнительным
общеобразовательным программам»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
18.09.2020 № 508 «Об утверждении Порядка допуска лиц, обучающихся по
образовательным программам высшего образования, к занятию педагогической
деятельностью по общеобразовательным программам»;
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
11. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 09-3242);
6
12. Устав и другие локальные акты МАУ ДО «ДД(Ю)Т».
Направленность программы – социально-гуманитарная. Данная
программа ориентирована на социально-гуманитарное развитие личностного и
творческого потенциала ребенка, пробуждение интереса к моральным и
культурным ценностям, развитие коммуникативных навыков путем
вовлечения детей младшего школьного возраста в проектную деятельность по
изготовления авторской книги сказок.
Актуальность программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Книга сказок» соответствует современным запросам общества, дополняет
знания и умения детей, получаемых на уроках чтения, музыки,
изобразительного искусства, технологии и окружающего мира. Содержание
программы также способствует творческой самореализации детей,
формированию у обучающихся личностных, регулятивных, познавательных,
коммуникативных учебных действий и подготовки личности к социальному
взаимодействию путем постижения мира искусства.
Новизна программы заключается в том, что она не привязана к какомулибо одному предмету или направлению, а включает в себя комплекс
различных видов деятельности и декоративно-прикладного творчества для
наиболее полной реализации потребностей и интересов каждого ребенка. При
этом содержание программы позволяет вовлечь детей в проектную
деятельность и использовать не только передовые педагогические технологии,
но и удовлетворить современные требования общества в развитии
психологической зрелости ребенка.
Отличительные
особенности.
Анализ
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ по данному направлению
позволяет выделить следующие особенности, придающие программе
своеобразие:
содержание программы базируется на изучении и анализе различных
видов сказок, включая региональный компонент;
программа реализует проектный метод обучения в сочетании с другими
педагогическими технологиями;
при проектировании программы учтены возможности реализации
творческого потенциала через ручной труд и применение различных
видов декоративно-прикладного творчества в дополнение к школьной
программе;
для развития коммуникативных и речевых способностей, создания
психологического комфорта и формирования основ социально7
психологической зрелости в программу включены элементы психологопедагогической работы.
Категория обучающихся.
На обучение принимаются все желающие без предъявления специальных
требований. Программа рассчитана на детей в возрасте 6-9 лет. Количество
детей в группе составляет от 10 до 15 человек.
Срок реализации образовательной программы составляет 1 год.
Общий объем учебного времени - 68 часов.
Уровень программы – ознакомительный.
Особенности организации образовательного процесса:
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что
при освоении новой темы (произведения) детям предоставляется возможность
развивать фантазию, мышление, творческие способности, эстетический вкус,
внимание, то есть все психологические процессы, которые способствуют
развитию ребенка, осуществляют психологическую и практическую
подготовку, как к индивидуальному, так и к коллективному труду.
Формирование читательской грамотности происходит за счет анализа сказок,
направления внимания детей на детали произведения, хронологию, характер и
поступки героев. Создание художественных изделий помогает переключаться с
одного вида деятельности на другой, что способствует снижению утомляемости
и нервного напряжения. А разработка и реализация авторской задумки
формирует личность ребенка, позволяет ему быть успешным в соответствии со
своими способностями, поддерживает его интерес к результатам своей
деятельности, способствует доведению начатого дела до конца и т.д.
В комплексе сказок есть такие направления как:
1. Фольклор (в т.ч. народные сказки). Фольклор в развитии детей играет
важнейшую роль. Он не только развивает устную речь ребенка, но также
позволяет обучить его нравственным нормам. Фольклорные произведения
представляют собой уникальное средство для передачи мудрости, накопленной
многими поколениями. Народная культура воплощена в доступных для
младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках. Это мир очень
яркий и выразительный, и поэтому он интересен для детей. Еще в нем
привлекает и то, что предмет изучения позволяет ребенку стать активным
участником игры. Дети могут попробовать себя в разных ролях и видах
деятельности. Петь, плясать, мастерить, участвовать в театральных
постановках, разгадывать загадки — все эти возможности предоставляет
изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию
личности ребенка и патриотизма.
8
2. Проза. Проза учит детей строить отношения со сверстниками и
взрослыми. С помощью нее, дети познают такие понятия как: вежливость,
совесть, ответственность, героизм.
3. Литературные сказки. Литературные сказки помогают узнать, что в
мире существует не только добро и мамина любовь, но здесь есть место и для
злобы, ненависти, болезней, смерти, но добро всегда стремится бороться со
злом и побеждает.
4. Мифы, предания, героический эпос народов мира. Читая мифы,
предания, дети начинают подражать героям, в них формируют такие качества
как: храбрость, отвага, бескорыстие, любовь к Родине.
Возрастные особенности обучающихся. Младший школьный возраст в
современной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до
8-9 лет.
В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: новые
требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид
деятельности - учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые
знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие
своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь
его уклад жизни.
Социальная ситуация в младшем школьном возрасте:
1. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью.
2. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому
мышлению.
3. Отчетливо виден социальный смысл учения (отношение маленьких
школьников к отметкам).
4. Мотивация достижения становится доминирующей.
5. Происходит смена референтной группы.
6. Происходит смена распорядка дня.
7. Укрепляется новая внутренняя позиция.
8. Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими
людьми.
В школе возникает новая структура отношений. Система «ребеноквзрослый» дифференцируется на «ребенок-учитель» и «ребенок-родители».
Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте - учебная
деятельность. Ее характеристики: результативность, обязательность,
произвольность. В результате учебной деятельности возникают психические
новообразования: произвольность психических процессов, рефлексия
(личностная, интеллектуальная), внутренний план действий (планирование в
уме, умение анализировать).
9
Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода. С
физиологической точки зрения - это время физического роста, когда дети
быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно
опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на
временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная
утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях.
Также он отличается интенсивным умственным развитием, становлением
произвольного внимания и развитием воссоздающего (репродуктивного)
воображения.
Дети в этом возрасте обращают свое внимание на то, что им
непосредственно интересно, что выделяется яркостью и необычностью.
Направлять и сохранять внимание на нужных предметах или информации
ребенок учится постепенно. Лишь к 9-10 годам у ребенка формируется
произвольное (целенаправленное) внимание и умение направлять его на
решение конкретной задачи. Младшие школьники обладают не богатым
воображением. Воссоздаваемые образы и объекты отличаются бедностью
деталей и лишь приблизительно характеризуют реальный объект. В процессе
обучения педагогу необходимо уделять внимание
формированию
воссоздающего (репродуктивного) воображения, которое является важнейшим
условием развития творческого (продуктивного) воображения.
В этом возрасте детей интересуют не содержание деятельности, а свое
продвижение в ней. Для развития интереса к занятиям любым видом
деятельности на занятиях важно создавать и поддерживать «ситуацию успеха»
для ребенка, постоянно показывать ему положительные результаты его
деятельности.
Формы и режим занятий. Характерными формами организации учебной
деятельности для данной программы являются коллективная, групповая,
индивидуальная. Формы занятий определяются местом и временем занятия, его
целями, спецификой выполняемых работ.
Продолжительность учебного занятия определена уставом учреждения,
исчисляется в академических часах и составляет: 30 мин для детей в возрасте до
7 лет, 40 мин – 8 лет и более. Рекомендуемый режим занятий: 1 раз в неделю по
2 часа. Перерывы для отдыха между занятиями - 10 мин.
Здоровьесбережение. Сбережение здоровья обучающихся на занятиях,
формирование у них установки на здоровый образ жизни происходит путем
подбора таких технологий преподавания, которые с учетом возрастных
особенностей могут максимально помочь снизить перегрузки детей и сохранить
их здоровье при статичном обучении. Работа по сохранению физического
здоровья на занятии включает в себя несколько компонентов:
10
Физкультминутка из 3-х лѐгких упражнений, позволяющих снять
накопившееся утомление.
Смена видов учебной деятельности на занятии.
Чередование
методов
обучения
(словесные,
наглядные,
практические).
Применение методов, способствующих активизации деятельности
(свободная беседа, самооценка, взаимооценка).
Соблюдение санитарно-гигиенических норм в кабинете.
Создание психологического комфорта.
Данные компоненты позволяют параллельно решать задачи охраны и
сохранения здоровья обучающихся как в физиологическом, так и в
психологическом аспектах. Благодаря использованию современных технологий
оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому
ребенку, учесть его индивидуальные особенности, а, следовательно,
минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его
здоровью.
1.2. Цель и задачи
Цель программы. Развитие духовного и нравственного мира ребенка
путем
формирования
личностных,
регулятивных,
познавательных,
коммуникативных навыков и подготовки личности к социальному
взаимодействию с помощью декоративно-прикладного творчества.
Задачи программы:
обучающие
формировать практические умения по выполнению творческой работы в
различных техниках декоративно-прикладного искусства;
формировать правильный тип читательской деятельности;
изучить элементы соответствующих видов декоративно-прикладного
творчества и применять их на практике;
познакомить с проектной деятельностью;
учить планировать свою работу;
учить общим основам композиции при изготовлении книги;
формировать умение выполнять изделия по собственному замыслу.
развивающие
развивать познавательные интересы, абстрактное, образное, логическое
мышление, наблюдательность;
11
развивать эстетический и художественный вкус;
расширять общекультурный кругозор;
развивать мотивацию к самовыражению и творческую активность.
воспитывающие
приобщать
к
нормам
социальной
жизнедеятельности,
к
общечеловеческим ценностям, к социальному самоопределению;
воспитывать трудолюбие, уважение к традициям и обычаям своего
народа, его культуре;
содействовать
формированию
нравственного,
патриотического,
духовного чувства к родному краю;
воспитывать потребность в здоровой коммуникации со сверстниками и
взрослыми;
воспитывать у детей волю, терпение, трудолюбие, самоорганизованность.
1.3. Планируемые результаты. Уровни усвоения.
К концу обучения дети овладеют/будут знать, уметь:
выполнять творческие работы в различных техниках декоративноприкладного искусства;
правильным типом читательской деятельности;
делать проект, защищать его публично;
планировать свою работу;
общие основы композиции при изготовлении книги;
выполнять изделия по собственному замыслу.
основами самовыражения и творческой активности.
Также освоение содержания программы обеспечивает обучающимся
овладение компетенциями, включающими:
предметные компетенции - рационально организовывать и содержать в
порядке рабочее место; правильно пользоваться необходимыми инструментами
(ножницы, иголки, стеки и др.); разрабатывать эскиз изделия; выполнять
изделие конструктивным и комбинированным способами;
учебно-познавательные компетенции - ставить, пояснять цель и
организовывать еѐ достижение; планировать, анализировать, осуществлять
рефлексию и самооценку своей
деятельности; задавать вопросы к
наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое
понимание/непонимание по отношению к изучаемой теме; выбирать
необходимые инструменты; работать с инструкциями; выступать устно и
письменно с результатами своей деятельности, используя компьютерные
12
средства и технологии; проявлять познавательную активность; интерес к
обучению; готовность решать интеллектуальные задачи;
информационные компетенции - самостоятельно искать, анализировать и
отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать,
сохранять и передавать ее;
компетенции личностного совершенствования - организовать свой
режим дня; соблюдать правила личной гиены; организовать свой досуг;
проявлять общительность, отзывчивость, умение сопереживать другим; умение
управлять своими чувствами, контролировать свое поведение и эмоции;
адекватная самооценка и принятие себя;
социальная компетентность - участие в различных видах социальной
деятельности; адекватные представления о социальных ролях младшего
школьника; умение бесконфликтно взаимодействовать с членами семьи,
одноклассниками, педагогами и пр.; умение понимать и учитывать мнение
других;
общекультурные компетенции – понимать особенности образного языка
искусства, значение искусства в жизни человека, уважительно относиться к
культуре и традициям России и родного края.
Уровни усвоения программы:
Минимальный уровень – обучающийся овладел менее чем ½ объема
знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, как правило, в
беседах избегает употреблять специальные термины. В ходе практических
работ выполняет простые операции. В процессе выполнения работы постоянно
обращается за помощью к педагогу. Очевидны ошибки на всех этапах
выполнения работы. Низкая активность предъявления результатов своей
деятельности (участие в выставках, конкурсах только на уровне детского
образовательного объединении).
Базовый уровень – обучающийся овладел более ½ объема знаний, умений
и навыков, предусмотренных программой. В беседах сочетает специальную
терминологию с бытовой. Практические работы выполняет на основе образцов,
с достаточной степенью самостоятельности, с соблюдением технологической
последовательности. Изделие выполняет достаточно аккуратно, при
выполнении отдельных операций допускает небольшие погрешности. Хорошая
активность предъявления результатов своей деятельности (участие в выставках,
конкурсах на уровне детского образовательного объединении или учреждения).
Повышенный уровень - объем знаний, умений и навыков соответствует
программным требованиям. В беседах специальные термины употребляет
осознанно и в полном соответствии с их содержанием. Изделия выполняются
13
аккуратно, с соблюдением последовательности ведения работы, с элементами
творчества. Высокая самостоятельность при выполнении практических работ и
активность в предъявлении результатов своей творческой деятельности
(участие в конкурсных и выставочных мероприятиях муниципального и
регионального уровня).
Творческий уровень - объем знаний превышает программные требования.
В работе использует различные способы выполнения операции. Практические
работы выполняются самостоятельно, качественно и творчески по
собственному замыслу и фантазии. Высокая активность в предъявлении
результатов своей творческой деятельности (участие в конкурсных и
выставочных мероприятиях на муниципальном, региональном, всероссийском
уровнях).
Формы проверки результатов: наблюдение, контрольные вопросы,
творческие задания, практическая работа, беседа, выставка, самооценка. В
процессе обучения дети получат опыт проектной деятельности, участия в
выставках и конкурсах различного уровня, совместной работы в коллективе.
1.4. Учебный план, содержание
Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа. В
программе предусмотрено изучение правил техники безопасности при работе с
ручным инструментом, а также обеспечение санитарной гигиены.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п
1.1.
1.2.
1.3.
2.1.
Тема
Всего
часов
В том числе
Форма
контроля
теория практика
Раздел 1. Мир сказок
Вводное занятие. Инструктаж.
2
1
1
Беседа
Разнообразие жанров, особенности 4
2
2
Опрос,
сказок.
беседа,
наблюдение
Образы и характер героев сказки – 6
3
3
Опрос,
формируем
читательскую
наблюдение,
грамотность.
практическая
работа
Раздел 2. Художественная мастерская
Декоративно-прикладные техники 14
4
10
Опрос,
изображения героев и дизайна
наблюдение,
сказки.
практическая
14
2.2.
Изготовление
коллективной 6
открытки «Зимняя сказка».
5
Раздел 3. Проектная мастерская
проектной 4
2
2
3.1.
Подготовка
деятельности.
3.2.
Работа над проектом «Моя сказка».
22
4
18
3.3.
Защита проекта
4
-
4
3.4.
Итоговое занятие
2
2
-
4
68
4
23
45
Резерв времени*
ИТОГО
к
1
работа,
выставка
Творческая
работа,
выставка
Опрос,
наблюдение,
практическая
работа
Творческая
работа,
наблюдение
Защита
проекта,
презентация
Выставка,
беседа
*Резерв времени используется преподавателем на участие обучающихся в
мероприятиях Дворца детского (юношеского) творчества, проведение
экскурсий, воспитательных мероприятий, посещение выставок.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Мир сказок
Тема 1.1. Вводное занятие. Инструктаж.
Теория. Знакомство с содержанием курса. Инструменты и материалы,
необходимые в работе. Инструктаж
Практика. Правила техники безопасности. Правила поведения на дороге,
правила поведения при пожаре, при террористической угрозе.
Тема 1.2. Разнообразие жанров, особенности сказок.
Теория: Жанры сказок. Отличительные особенности. Структурные
элементы сказки.
Практика: Чтение сказок разных жанров. Тренинг «Закончи
историю…». Дидактические игры на определение структурных элементов
сказки.
Тема 1.3.
Образы и характер героев сказки – формируем
читательскую грамотность.
15
Теория: Понятие «образ» героя сказки. План описания героев сказок.
Характер героев сказки. Беседа «Как образы и характеры героев сказки
отражаются на развитии сюжета.
Практика: Определение и анализ особенностей образа героя сказки.
Тренинг «Какой я? Какой ты?». Описание характера героев сказки по плану.
Дидактическая игра на внимательность к деталям, необходимую при
формировании читательской грамотности «Отгадай героя и сказку по
описанию».
Раздел 2. Художественная мастерская
Тема 2.1. Декоративно-прикладные техники изображения героев и
дизайна сказки.
Теория: Презентация «Знакомство с техниками (видами) декоративноприкладного творчества». Понятия аппликация, объемная аппликация,
бумагопластика, вытынанка, мозаика и др. техники с применением бумаги.
Беседа о свойствах бумаги, инструментах. Понятия витраж, граттаж, коллаж,
отпечатки листьев, монотипия и др. техники декоративного искусства с
использованием акварели, гуаши, карандашей и т.п., а также природных
материалов. Беседа о видах красок и используемых инструментах. Понятия
шитье, плетение (кружево, бисер), пэчворк, вязание и др. техники с
использованием ниток и швейных принадлежностей. Беседа о свойствах
тканей, ниток, швейных инструментах. Правила техники безопасности.
Практика: Рассматривание книг со сказками. Игра-обсуждение: в какой
технике можно изобразить героев и экспозицию сказок. Создание образа героя
или дизайна сказки в одной из изученных техник (на выбор ребенка). Создание
образа героя или дизайна любимой сказки в 2-3 техниках с использованием
бумаги, красок и (или) природных материалов, ткани, ниток.
Тема 2.2. Изготовление коллективной открытки «Зимняя сказка».
Теория: Художественное выразительное чтение или слушание сказок с
«зимним» сюжетом, в том числе сказок народов Севера (региональный
компонент). Беседа о прочитанном.
Практика: Игра «Кто живет в зимнем лесу?». Разработка плана
изготовления коллективной открытки, выбор техник и материалов
декоративно-прикладного творчества. Создание элементов коллективной
открытки в одной из изученных техник (на выбор ребенка). Изготовление
Снеговика и др. элементов из ваты. Сборка и оформление общей работы.
Правила техники безопасности при работе с различными инструментами.
Раздел 3. Проектная мастерская
Тема 3.1. Подготовка к проектной деятельности.
16
Теория: Понятие проект, план и защита проекта. Понятие «эскиз»,
«дизайн». Понятие о сюжетной композиции, компоновке. Схема размещения
деталей на листе. Беседа о выбранных техниках, обсуждение героев и дизайна
подобранной сказки.
Практика: Составление плана проекта. Анализ составленных планов.
Индивидуальная работа по подготовке эскиза, подбору необходимых
материалов.
Тема 3.2. Работа над проектом «Моя сказка».
Теория: Презентация «Как изготовить книгу». Инструктаж по технике
безопасности при работе с различными инструментами.
Составление и обсуждение плана подготовки защиты проекта. Тренинг на
снятие страхов, стеснительности и т.п. при подготовке к публичному
выступлению.
Практика: Подготовка основы книги. Защита планов и эскизов проектов.
Работа по плану проекта (изготовление элементов). Индивидуальная помощь.
Проверка хода выполнения плана проекта (рефлексия). Корректировка планов
при необходимости. Компоновка. Оформление.
Тема 3.3. Защита проекта.
Практика: Защита проектов. Обсуждение, выбор лучших презентаций.
Тема 3.4. Итоговое занятие.
Теория: Подведение итогов работы (чему научились за учебный год).
Выставка работ. Награждение.
2.1. Условия реализации программы.
Продолжительность учебного года составляет 34 недели.
Начало занятий первого года обучения не поздне 15 сентября.
Окончание занятий – не позднее 31 мая.
Нерабочие и праздничные дни устанавливаются в соответствии с
Постановлениями Правительства РФ.
Промежуточная аттестация проводится по итогам освоения ДООП за 1-е
полугодие в III декаде декабря, за 2-е полугодие - в мае.
2.2. Календарный учебный график
№
Год обучения
Объем учебных часов
1
Первый
68
17
Всего
недель
34
учебных Режим работы
1р х 2ч = 2ч
2.3. Формы аттестации
Формы контроля. Программа предусматривает три вида аттестации
обучающихся.
Предварительная (вводная) аттестация, проводится в целях выяснения
уровня готовности ребенка и выявления его индивидуальных особенностей
(интересов, первичных умений и навыков, мотивации для занятия и т.д.).
Проводится в начале учебного года в форме собеседования, наблюдения или
анкетирования.
Текущая аттестация проводится в целях оценки качества усвоения
обучающимися содержания отдельных разделов образовательной программы и
проводится по полугодиям в форме практических заданий и работ, анализа
выполнения проектов.
Промежуточная аттестация, проводится в целях оценки степени и
уровня усвоения обучающимися образовательной программы в целом и
проводится в конце обучения в форме защиты проектов.
Одной из форм контроля может быть проведение отчетных выставок
творческих работ обучающихся.
Достижения обучающихся оцениваются безотметочным способом.
Оценке подлежат качество выполнения работы, степень самостоятельности
выполнения работ, уровень творческой деятельности, уровень активности в
представлении результатов своей деятельности.
2.4. Оценочные материалы
Аттестуя обучающихся, следует учитывать их возраст и индивидуальные
особенности, способности к обучению. Ведется постоянное наблюдение за
детьми, педагогом оценивается и определяется качество выполненных работ. В
процессе обучения дети научатся выполнять проект, творческие работы,
оформлять их в соответствии с требованиями, участвовать в выставках МАУ
ДО ДД(Ю)Т, муниципальных и региональных, а также в выставках более
высокого
уровня
(международных).
Результатами
образовательной
деятельности можно считать:
1.Изделия, изготовленные детьми;
2. Участие в выставках, конкурсах.
Поэтапная система отслеживания образовательных результатов по
каждому ребенку, начинается с первого момента взаимодействия с педагогом,
позволяет увидеть его собственные успехи по сравнению с исходным уровнем.
Регулярное отслеживание результатов, может стать основой
стимулирования и поощрения обучающегося за его труд, старание, прирост
мастерства – что поддержит его стремление к новым успехам.
18
Параметры
Образовательные
результаты
Эффективность
воспитательных
воздействий
Социальнопедагогические
результаты
Критерии
Освоение детьми содержания образования:
1.Разнообразие умений и навыков.
2.Глубина и широта знаний по предмету.
Детские практические и творческие достижения:
1.Позиция активности ребенка в обучении и устойчивого интереса к
деятельности.
2.Разнообразие творческих достижений (выставки, конкурсы, их
масштаб).
3.Развитие общих познавательных способностей (моторика, воображение,
память, речь, внимание).
1.Культура поведения.
2.Аккуратность в выполнении задания и соблюдения порядка на рабочем
месте.
3.Наличие стремления доводить начатое дело до конца.
1.Выполнение санитарно-гигиенических требований.
2.Выполнение требований техники безопасности.
3.Характер отношений с товарищами в коллективе.
4.Отношение к педагогу.
2.5. Кадровое обеспечение
Программа может быть реализована одним педагогом дополнительного
образования, имеющим высшее образование или среднее профессиональное
образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего
образования и специальностей среднего профессионального образования
«Образование и педагогические науки», или к реализации дополнительной
общеразвивающей программы могут быть допущены лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных
общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную
аттестацию не менее чем за два года обучения, прошедшим обязательный
медицинский осмотр (обследование) и не имеющем ограничений к занятию
педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской
Федерации.
2.6. Материально-техническое обеспечение
Для
реализации
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Книга сказок» необходимо следующее:
помещение: учебный кабинет, соответствующий требованиям
СанПиН
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
19
перечень оборудования (мебели) учебного помещения: классная
доска 1 штука, стол и стул для педагога, до 8 ученических стандартных столов
и до 16 стульев, регулируемых по высоте, 2 шкафа для хранения инструментов,
наглядных и дидактических пособий и учебных материалов, стеллажи;
перечень технических средств обучения: персональный компьютер
или ноутбук для педагога, точка подключения к сети «Интернет»,
мультимедийный проектор, экран по 1 штуке; магнитно-маркерная доска;
перечень материалов и инструментов, необходимых для занятий
для детей и педагога:
Инструменты:
стеки
подкладные доски
кисти
емкости для воды
палитра
ножницы
набор иголок с игольницей
Материалы:
пластилин
клей ПВА
лак бесцветный
краски водоэмульсионные, гуашевые, темперные
карандаши, фломастеры
бумага и картон
лоскутки ткани
вата, ватные палочки
различная фурнитура (пайетки, бусины, пуговицы и т.п.)
Информационное обеспечение: презентации по темам; инструкции и
технологические карты; электронные образовательные ресурсы (аудио, видео),
специальные компьютерные программы, информационные технологии.
2.7. Методическое обеспечение
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
является частью учебно-методического комплекса, который представляет собой
целостную систему учебно-методических документов и материалов,
обеспечивающих образовательный процесс:
календарно-тематический план;
20
методические рекомендации по выполнению практических работ,
проектной деятельности;
учебно-наглядные материалы (картины, книги со сказками,
демонстрационные образцы, иллюстрации и репродукции материалов
декоративно-прикладного искусства, технологические карты изготовления
изделий);
дидактический раздаточный материал по темам образовательной
программы;
компьютерные презентации по темам программы;
правила безопасности труда в кабинете, правила противопожарной
безопасности, правила поведения обучающихся в кабинете.
Основные педагогические приѐмы, принципы и технологии,
используемые в образовательном процессе.
При
определении
содержания
деятельности
учитываются
следующие принципы:
- воспитывающего характера труда;
- научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики,
установленной размеренности);
- связи теории с практикой (практике отводится около 70% учебного
времени);
- систематичности и последовательности;
- доступности и посильности (с учетом возрастных и психологических
особенностей);
- комплексности, системности и последовательности (образовательный
процесс тесно связан с воспитательной работой);
- сознательности и активности (заинтересованность детей);
- наглядности (мышление опирается на восприятие);
- прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией
всех вышеперечисленных принципов).
Педагогические приемы:
- Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
- Организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание,
требование);
- Стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование,
оценка, взаимооценка и т.д.);
- Сотрудничества, позволяющего педагогу и ребенку быть партнерами в
увлекательном процессе образования;
- Свободного выбора, когда детям предоставляется возможность
21
выбирать для себя направление деятельности, степень сложности задания и т.п.
Формы организации учебной работы: фронтально - групповая - по
группам; индивидуальная - с каждым ребенком;
Подгруппы могут быть:
Разноуровневые
По типу выполняемого изделия.
Методы обучения. Наиболее продуктивными при реализации целей и
задач данной программы являются:
словесные методы обучения (объяснение, рассказ, беседа, диалог,
консультация), позволяют связать учебный материал с личным опытом
ребенка, обеспечить оперативную обратную связь, являются средством
формирования научного мировоззрения, поведения, положительных качеств
личности человека;
наглядные методы обучения (иллюстрация, демонстрация, показ),
облегчают восприятие новых сведений, сокращают время для объяснения, дают
обучающимся не только точные и определенные сведения и понятия, но и
новые представления, впечатления и ощущения, развивают наблюдательность,
повышают уверенность в своих силах;
метод наблюдения (зарисовка эскизов, рисунки), используется для
решения различных дидактических задач. Наблюдение предметов искусства
формирует у обучающихся умение различать техники выполнения изделий и их
элементов, развивает эстетический вкус ребенка, помогает почувствовать яркие
эмоциональные переживания, вырабатывает собственное отношение к
увиденному;
метод игры и тренинги позволяют формировать равноправные,
партнерские отношения сотрудничества, привлекать к решению проблем
жизненный опыт обучающихся, вырабатывать решение задач на основе учета
широкого спектра мнений и точек зрения, обеспечивает формирование
социальной компетентности;
проектный
метод
обеспечивает
условия
для
личностноориентированного обучения. Выполняя проект, обучающиеся имеют
возможность выбрать задание в соответствии со своими способностями и
интересами, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию,
интегрировать и применять полученные знания. В итоге развиваются
творческие
и
интеллектуальные
способности,
самостоятельность,
ответственность, формируются умения планировать и принимать решения;
22
практические методы (практические работы) обеспечивают связь теории
и практики, способствуют закреплению и конкретизации полученных знаний
обучающихся, формированию компетенций.
Список литературы для педагогов
1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников
/ Н. Г. Аверина // Нач. школа. — 2005 — № 11 — С. 68–71
2. Аникин В.П. Русская народная сказка [Текст] /В. П. Аникин. — М., 2005.
3. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А. В. Бабаян
// Педагогика — 2005 — № 2 — С. 67–68
4. Беляева Е.В. Психолого-педагогические функции сказки // Развитие
личности в образовательном процессе: Сборник научных статей. —
Курск: Изд-во Курского гос. ун-та, 2003. — С. 25–31.
5. Васильева М.А. Учебное издание. Искусство детям.- М.: Мозаика-Синтез,
2002.
6. Гаричева В.С., Нагибина В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега,
пластилина.- Ярославль: Академия развития, 1998.
7. Горяева Н. Островская О. Декоративно-прикладное искусство в жизни
человека.- М.: Просвещение, 2006.
8. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного
образования в современных условиях / Т. Г. Жарковская // Стандарты и
мониторинг в образовании — 2003 — № 3 — С. 9–12
9. Ковтун Т.В. Влияние сказок на формирование личности младшего
школьника на уроках чтения / Т.В. Ковтун. — Текст: непосредственный //
Инновационные педагогические технологии: материалы I Междунар.
науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 171174. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6250/
10.Костюченко М. Путешествие по России Русские праздники.- СПб, 2015.
11.Костюченко М. Путешествие по России Русские промыслы.- СПб, 2016.
12.Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.
С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании — 2002 — № 6 — С.
3–6.
13.Сокольникова Н.М.. Изобразительное искусство и методика его
преподавания в начальной школе: учебное пособие для студентов
высш.пед.учеб.заведений/ 3-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр
Академия, 2006.
14.Хананова И. Соленое тесто.- М.: АСТ Пресс Книга, 2006.
23
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
5.
Список используемых сайтов.
https://edunews.ru/additional-education/info/
https://edunews.ru/deti/info/uud-v-dopolnitelnom-obrazovanii.html
https://edunews.ru/deti/programmy/v-shkole.html
https://infourok.ru/vidi-tehnik-dekorativnoprikladnogo-tvorchestvaspravochnik-po-dekorativnoprikladnomu-tvorchestvu-masterklassi307804.html
Список литературы для обучающихся и родителей
Дайн
Г.
Детский
народный
календарь.
Сергиев-Посад,
Цветографика,2012.
Зотов В. Лесная мозаика: кн. для воспитателей дет. сада и родителей. М.: Просвещение, 1993.
Леденцов Н.И. Белоснежка. - Магадан, Магаданское книжное
издательство,1987.
Новогодние чудеса: Стихи, сказки, загадки. - М.: Махаон, 2008.
Рутковская А. Рисование в начальной школе. - СПб.: Издательский Дом
«Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2001.
Дополнительная литература для обучающихся
(рекомендована к изучению в начальной школе)
Для учащихся 1–2 классов:
1. Фольклор.
Василиса Прекрасная; Царевна — лягушка: рус. народ. сказки /.- М.:
Махаон, 1999.- 46с.: ил. — (Золотая серия).
Гримм, Я. Лучшие сказки / Я. Гримм, В.-К. Гримм; пер. с нем. — М.:
Эгмонт Россия Лтд., 2003.- 198с.
Илья Муромец: былинный сказ.- М.: Дет. лит., 2000.- 32с.: ил.
Русские народные сказки. — М.:Росмэн, 2008.- 63с.: ил.
2. Проза.
Абрамов Ф.Л. Где дето с зимою встречаются: Рассказы о природе / Ф. А.
Абрамов, В. П. Астафьев, Ю. П. Казаков. — М.: Малыш, 1989. — 93 с: ил.
Бианки В.В. Тайна ночного леса: [рассказы] / В. В. Бианки. — М.:
Стрекоза, 2007. — 95 с: ил.
Гайдар А.II, Чук и Гек: [рассказы] / А. П. Гайдар. — М.: Оникс, 2008. —
158 с: ил.
Грибачѐв Н.М. Волшебные очки. Лесные истории. — Смоленск:
Русич,2011. — 128 с: ил.
Драгунский, В. Ю. Друг детства; Денискины рассказы / В. Ю.
24
Драгунский. — М.: Оникс 21 век, 2007. — 63 с.: ил.
Зощенко, М. М. Рассказы для детей / М. М. Зощенко. — М.: ACT:
Астрель, 2007. — 189 с: ил.
Куприн, А. И. Белый пудель: рассказ / А. И. Куприн.- М.: Дрофа-Плюс,
2005. — 62 с: ил.
Носов Н.Н. Живая шляпа: [рассказы] / Н Н. Носов. — М.: Махаон, 2008.
— 143 с: ил.
Пермяк Е.А. Волшебная Радуга: сказки/ Е. А. Пермяк.-М.: Эксмо, 2008. 144 с: ил.
Чарушин Е.И. Никитка и его друзья / Е. И. Чарушин.- М.: Мир
«Искателя», 2004. — 125с. ил.
3. Литературные сказки.
Андерсен Х.-К. «Соловей»; «Снежная королева» и др. сказки / Х.-К.
Андерсен; пер. с дат.- любое издание.
Барри Дж.М. Питер Пэн: сказочная повесть /Дж. М. Барри; пер. с англ.. —
М.: Махаон, 2008. — 175с: ил.
Дружков Ю.М. Приключения Карандаша и Самоделкина: [сказочная
повесть] / Ю. М. Дружков. — Пушкинская библиотека: ACT: Астрель, 2005.
— 445 с: ил.
Милн А., Заходер Б. Винни-Пух и все-все-все (и многое другое) / А.
Милн, В. Заходер; сказку А. Милна рассказывает В. Заходер. — М.: ACT:
Астрель,2000. — 384 с: ил.
Наши сказки: сказки любимых писателей: [книга для внеклассного
чтения] / В. П. Катаев, К. И. Чуковский, В. Д. Берестов, Б. В. Заходер, Ю. И.
Коваль, Т. И. Александрова, С. В. Михалков, С В. Сахарнов, Е. А. Пермяк, Ф.
Г. Лев. А. А. Логунов, С. Я. Маршак. П. П. Бажов. — М.: Дет. лит, 2004. —
217с.
Пушкин А.С. Сказки / А. С. Пушкин. — М.:РОСМЭН, 1999.
Уайт Э.Б. Паутинка Шарлоты; Стюарт Литтл / Э. Б. Уайт; пер. с англ. —
М.: ACT: Астрель: Хранитель, 2006. — 271 с: ил.
Успенский Э.Н. Дядя Федор, пес и кот: повесть-сказка / Э. Н. Успенский.
— М.: Оникс, 2006. — 127 с: ил.
Успенский Э.Н. Крокодил Гена и его друзья: повесть-сказка / Э. Н.
Успенский. — М.: Росмэн, 2002. — 111с: ил.
Шварц Е.Л. Сказка о потерянном времени: (сказки, пьеса) / Е. Л. Шварц.М.: Оникс, 2007.-158с.
Для учащихся 3–4 классов:
4. Мифы, предания, героический эпос народов мира.
Боги и герои Древней Европы: мифы и легенды.- М.: Стрекоза — Пресс,
25
2007.- 156 с.: ил.
Вавилонская башня и другие древние легенды / под ред. К. И.
Чуковского.-Петрозаводск: Карелия, 1990.- 12 с.: ил.
Двенадцать подвигов Геракла: мифы Древней Греции.- М.: Малыш,
2006.- 93с.: ил.
Приключения Одиссея: по мотивам мифов Древней Греции / пересказ Л.
Яхнина. — М.: Кристина и Ольга, 1993. — - 96 с: ил.
Русские богатыри: былины и героические сказки /сост. Г. И.. Карнаухова.
— М.: Оникс, 2008, -191с.
Юдин Г.Н. Муромское чудо: о святом богатыре Илье Муромце, Петре и
Февро-нии, епископе Василии и окаянном змее. — М.: Эллис Лак, 1995. —
144 с: ил.
Яхнин Л.Л. Мифы и герои Древней Руси / Л. Л. Яхнин. — М.: СтрекозаПресс, 2007. — 127 с.: ил.
5. Проза.
Воронкова Л.Ф. Девочка из города; Гуси-лебеди: повести / Л. Ф.
Воронцова. — М.: Дет. лит., 2005. — 222 с: ил.
Зощенко М.М. Рассказы для детей / М. М. Зощенко. — М.: Дет. лит.,
2005. — 202 с.
Казаков Ю.П. Арктур — гончий пес / Ю. П. Казаков.- М.: Сов. Россия,
1980. -88 с: ил.
Короленко В.Г. Дети подземелья: [повесть] / В. Г. Короленко. — М.:
Стрекоза-Пресс, 2007. — 77 с.
Лоскутов М.П. Рассказ о говорящей собаке: рассказы / М. П. Лоскутов. —
М.: Дет. лит., 1990. — 52 с: ил.
Пантелеев Л. Честное слово: рассказы / Л. Пантелеев. — М.: Астрель:
ACT, 2006. — 185с.
Рассказы о природе и животных / И. С. Соколов-Микитов, В. В. Бианки,
М. М. Пришвин, А. П. Чехов, А. И. Куприн, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев и др.М.: Дрофа-Плюс, 2005. — 255 с: ил.
Ребятам о зверятах: рассказы русских писателей / сост. е. Шукшина. —
М.: Планета детства, 2000. — 88с: ил.
Сказки зарубежных писателей: пер. / Х.-К. Андерсен, Я. Гримм, В. К.
Гримм, П. К. Асбьернсен, 3. Топелиус и др. — М.: Дрофа-Плюс, 2004.- 511 с:
ил.
Смешные рассказы о школе / В. Ю. Драгунский, Ю. И. Коваль, В. В.
Медведев, Л. Д. Каминский. — М.: Самовар, 2008. — 108 с: ил.
Чехов А.П. Каштанка / А. П. Чехов.- М.: Эксмо, 2007. — 205 с.
6. Литературные сказки.
26
Александрова Т.И. Домовенок Кузька: сказки, рассказы и фантастическая
повесть / Т. И. Александрова.- М.: Астрель: ACT, 2003. — 575 с.: ил.
Андерсен Г.-Х. Большая книга лучших сказок Г.-Х. Андерсена / Г.-Х.
Андерсен;пер. с дат.- М.: Эксмо, 2006.- 206с.
Бонзельс В. Пчелка Майя: [повесть] / В. Бонзельс; пер, с нем.. — СПб.:
Азбука-классика. — 249с.
Гераскина Л.Б. В Стране невыученных уроков: (волшебное
происшествие) / Л. Б. Гераскина.- М.: Самовар, 2004. — 134с.
Гофман Э.-Т.-А. Щелкунчик и Мышиный Король: сказка / Э.-Т.-А.
Гофман; пер. с нем.- М.: Эксмо, 2008. — 63 с: ил.
Губарев В.Г. Королевство кривых зеркал: сказочная повесть / В. Г.
Губарев. — М.: Астрель, 2008.— 383 с: ил.
Дружков Ю.М. Приключения Карандаша и Самоделкина: правдивая
сказка / Ю. М. Дружков.- М.: Астрель, 2005. — 187 с: ил.
Ершов П.П. Конек-Горбунок: русская сказка: в 3-х ч. — Любое издание.
Жуковский В.А. Сказки / В. А. Жуковский.- М.: Стрекоза-Пресс, 2005. —
60с.
Носов Н.Н. Приключения Незнайки и его друзей: роман-сказка / Н. Н.
Носов. — Любое издание.
Пушкин А.С. Сказка о Золотом петушке / А. С. Пушкин.- М.: Изд-во им.
Сабашниковых, 1997. — 24с.
Пушкин А.С. Сказка о рыбаке и рыбке / А. С. Пушкин.- М.: Фламинго,
2007. — 28 с: ил.
27