Информационная карта ДООП
I.
II.
III.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
IV.
4.1.
Дополнительная
общеобразовательная
Наименование
общеразвивающая программа «Мастерская декора»
программы
Направленность Художественная
Сведения об авторе составителе
ФИО
Анаева Юлия Олеговна
Образование
Среднее профессиональное
Место работы
МАУ ДО «ДД(Ю)Т»
Должность
Педагог дополнительного образования
Электронный
anaeva.julia@gmail.com
адрес
Сведения о программе
Нормативная база
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании
в Российской Федерации»;
(отдельные
2. Концепция развития дополнительного образования детей
основные
до
2030 года, утверждѐнная распоряжением Правительства
документы)
РФ от 31 марта 2022 года №678-р.
3. Указ Президента РФ от 7 мая 2024 года №309 «О
национальных целях развития Российской Федерации на
период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»,
4. Национальный проект «Молодѐжь и дети» от 7 мая 2024
года №309;
5. Постановление Главного государственного санитарного
врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
6. Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
7. Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (письмо
Министерства образования и науки Российской Федерации
от 18 ноября 2015 года № 09-3242);
8. Устав и другие локальные акты МАУ ДО «ДД(Ю)Т».
4.2.
Объем и
освоения
программы
срок 1 год
136 часов
2
4.3.
4.4.
4.5.
4.6.
V.
VI.
VII.
Форма обучения
Возраст
обучающихся
Особые категории
обучающихся
Вид программы
Ведущие формы и
виды
деятельности
Очная
9-14 лет
нет
модифицированная
Наглядные
методы:
демонстрация
(показ),
наблюдение.
Словесные методы: беседа; объяснение, диалог,
консультация.
Практические методы: составление композиции
поделок, метод проблемного обучения, игровые
методы,
активные
формы
познавательной
деятельности (викторины, выставки, творческие
конкурсы).
Методы поощрения: похвала, одобрение, награждение
и т.п.
Входная аттестация (наблюдение, беседа) для
Формы
выявления индивидуальных особенностей ребенка
мониторинга
результативности (интересов, первичных умений и навыков, мотивации).
Текущая аттестация (беседа, анализ выполнения
практических заданий).
Промежуточная аттестация по полугодиям (творческое
задание, практическая работа, выставка).
Программа рекомендована к реализации в 2025-2026
Дата
учебном году, протокол ПС № 4 от «27» мая 2025 г.
утверждения
последней
корректировки
3
Содержание
Титульный лист.............................................................................................. 1
Информационная карта ДООП....................................................................
2
I. Комплекс основных характеристик ДООП
1.1. Пояснительная записка........................................................................ 5
1.2. Цель, задачи программы...................................................................... 8
1.3. Планируемые результаты. Уровни усвоения программы...............
9
1.4. Учебный план, содержание................................................................. 10
II. Комплекс организационно-педагогических условий ДООП
2.1. Условия реализации программ........................................................... 17
2.2. Календарный учебный график............................................................ 17
2.3. Формы аттестации ............................................................................... 17
2.4. Формы подведения итогов.................................................................. 18
2.5. Методические материалы.................................................................... 19
2.6. Алгоритм учебного занятия................................................................ 22
Список литературы для педагога и обучающихся...................................... 23
4
1.1. Пояснительная записка
Введение. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое
воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то,
что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало,
сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке
- это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству.
Художественная обработка кожи – широко распространенный на территории
России вид декоративно-прикладного искусства. Его изучение на основе
историко-культурных традиций имеет глубокий социальный смысл, являясь
средством нравственного, эстетического и патриотического воспитания детей. А
знакомство и приобщение детей к искусству текстильного дизайна оказывает
влияние на формирование их художественного вкуса, воспитывает терпение и
аккуратность, обогащает их внутренний мир.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Мастерская декора» разработана согласно требованиям следующих нормативных
документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утверждѐнная распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 года №678-р.
3. 7 мая 2024 года №309 «О национальных целях развития Российской
Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»
4. Национальный проект «Молодѐжь и дети» от 7 мая 2024 года №309;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
7. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 09-3242);
8. Устав и другие локальные акты МАУ ДО «ДД(Ю)Т».
Направленность программы. Данная программа имеет художественную
направленность. Содержание программы нацелено на развитие у обучающихся
5
интереса к ручному труду, формирование эстетического вкуса и интереса к
этническому творчеству, дает представление о декоративно – прикладном
искусстве, раскрывают творческий потенциал личности.
Актуальность программы. Традиция обучения детей рукоделию и
ремеслам, связанным с текстильными материалами, уходит корнями в глубокую
древность. Такие качества как трудолюбие, терпение, умелость и
самостоятельность ценились всегда и не утратили свое значение в наши дни.
Ручной труд оказывает положительное влияние на гармоничное развитие
личности ребенка, развивая его интеллектуальные и творческие способности. В
современном обществе ручной труд перестал быть необходимостью,
обеспечивающей материальное благополучие семьи, теперь он в большей степени
является средством самовыражения, формой содержательного досуга, основой для
общения и способом проявления социальной активности.
Вата – это материал, из которого можно творить совершенно разные формы.
В процессе обучения дети пробуют себя в роли дизайнеров: опираясь на
получаемые знания и свою фантазию, они учатся создавать удивительные,
современные, оригинальные вещи. Общение детей друг с другом в процессе
обучения, обсуждение новых идей, планов, показ созданных работ делает их
жизнь более разнообразной, яркой, творчески насыщенной и удовлетворяет
потребность детей – занять себя в свободное время.
Натуральная кожа – это универсальный продукт, созданный природой. Кожа
– самый интересный материал для экспериментирования. Ее можно сминать,
скручивать, драпировать, клеить, обжигать, плести и т. д. Из натуральной кожи
можно изготавливать множество полезных и интересных вещей, которые станут
хорошим подарком к любому празднику, украсят дом. От верхней одежды до
бижутерии – таков диапазон «кожаной моды», но не менее популярна сегодня
кожа в интерьере.
Так же кожу применяли с давних времен, что способствует развитию
интереса к истории малых народов и воспитывает любовь к народным промыслам.
Работа с кожей приучает быть более внимательными и ответственными,
ведь им доверяют работать со спичками и свечой, с шилом, булавками,
пинцетом.Так же когда ребенок режет кожу, он прилагает намного больше усилий,
чем при работе с бумагой или тканью, тем самым сильнее развивает мышцы,
массирует активные точки пальцев рук, благодаря чему улучшается работа всех
органов ребенка, его самочувствие.
6
Художественное проектирование любой вещи требует умений рисовать,
моделировать из бумаги, картона, лепить. Точно также необходимо знание
теоретических основ рисунка, цветоведения, композиции, декоративноприкладного искусства, моделирования.
Поэтому освоение основ искусства работы с ватой и кожей поможет
раскрыть творческий потенциал ребенка и в тоже время обучить его
технологическим приемам, овладение которыми может иметь более широкое
применение и позволит ему увереннее чувствовать себя в школе, и за ее
пределами.
Новизна программы. Новизна программы «Мастерская декора» состоит в
том, что она ставит и решает задачи обучения детей основам художественнодекоративного творчества с использованием приемов современного дизайна, дает
возможность детям прикоснуться к глубинам истории декоративного творчества и
стать творцом уникальных современных ватных и кожаных изделий.
Отличительные особенности программы. Программа «Мастерская
декора» по своим целевым установкам, структуре и содержанию отличается от
традиционных программ художественного труда, тем что содержит в большем
объеме практических занятий, самостоятельной работы обучающихся. Ее
реализация развивает у обучающихся тактильные ощущения, концентрацию
внимания, цветоощущение, воссоздающее воображение, навыки проектирования и
анализа своей деятельности, коммуникативные навыки парных и групповых
взаимодействий, способствует мягкой социализации; творчеству, гибкости и
самостоятельности мышления.
Категория обучающихся.
На обучение принимаются все желающие без предъявления специальных
требований. Программа рассчитана на детей в возрасте 9-14 лет. Оптимальное
количество обучающихся 10 человек.
Срок реализации образовательной программы 1 год. Общий объем
учебного времени составляет 136 часов.
Уровень программы – ознакомительный.
Особенности организации образовательного процесса:
Педагогическая целесообразность программы. Программа способствует
развитию креативности и художественного мышления у детей и подростков,
позволяя им создавать уникальные изделия и выражать свои идеи через ручное
творчество. Так же учащиеся получают навыки работы с ватой и кожей, что
включает в себя изучение различных техник, инструментов и материалов. В ходе
7
чего тренируя терпение, аккуратность и усидчивость. Это может быть полезным
как в личной жизни, так и в будущей профессиональной деятельности.
Программа включает изучение истории ватной игрушки и кожевенного дела,
традиционных техник и стилей, что способствует сохранению культурного
наследия и повышению интереса к народным ремеслам и воспитанию
патриотизма.
Формы и режим занятий. Форма обучения очная. Характерными формами
организации учебной деятельности для данной программы являются групповая
форма обучения. Рекомендуемый режим занятий 2 раза в неделю по 2 часа.
Продолжительность учебных занятий определена уставом учреждения,
исчисляется в астрономических часах и составляет для обучающихся 9-14 лет – 40
минут. После 40 мин занятий предусматривается обязательный 10 минутный
перерыв.
1.2. Цель и задачи.
Цель
программы:
Формирование
неповторимой
творческой
индивидуальности ребенка в процессе овладения технологическими приѐмами
ручной обработки материалов через изготовление ватной игрушки и изучения
кожевенного ремесла.
Задачи программы.
Обучающие:
- научить приемам и технологии изготовления ватной игрушки;
- познакомить с историей кожевенного производства, свойствами, видами кожи;
- обучать приемам работы с ватой и кожей;
- научить детей самостоятельно разрабатывать индивидуальные изделия по
собственному эскизу и изготавливать их
Развивающие:
- развивать художественное мышление, чувство цвета, материала и фактуры;
- развивать индивидуальные способности учащихся;
- развивать интерес и любовь к прикладному творчеству, основанному на
народных традициях;
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, усидчивость, трудолюбие, прилежание в работе;
- воспитывать чувство сопричастности к традициям народной культуры, чувство
патриотизма;
- воспитывать эстетический вкус, творческое отношение к труду;
8
- воспитывать социально – психологическое: чувство удовлетворения от изделия,
сделанного своими руками;
1.3. Планируемые результаты. Уровни усвоения программы.
По итогам освоения образовательной программы обучающиеся:
будут знать:
- основы техники безопасности при работе с колющими и режущими
инструментами;
- историю ватного папье-маше и кожевенного производства;
- основные приемы создания изделий из кожи, правила их декорирования.
будут уметь:
- работать с инструментами, рационально организовывать свое рабочее место,
аккуратно выполнять работу, оформлять готовое изделие.
- выполнять эскизы, шаблоны, лекала;
- самостоятельно изготавливать текстильное изделие;
- пользоваться графическими средствами;
- изготавливать полуобъемные изделия из кожи.
будут закреплены и развиты личностные качества:
- терпение, настойчивость, желание добиться хорошего результата;
- умение работать в коллективе;
- отзывчивость и ответственность.
Уровни усвоения программы
Оценка результативности обучения осуществляется на основе критериев,
определяющих уровень подготовки учащихся. В МАУ ДО ДД(Ю)Т г. Магадана
приняты минимальный, базовый, повышенный, творческий уровни подготовки
обучающихся.
Минимальный уровень – обучающийся овладел менее чем ½ объема знаний,
умений и навыков, предусмотренных программой, как правило, в беседах избегает
употреблять специальные термины. В ходе практических работы выполняет
простые виды изделий. В процессе выполнения работы постоянно обращается за
помощью к педагогу. Очевидны ошибки на всех этапах выполнения работы.
Низкая активность предъявления результатов своей деятельности (участие в
выставках, конкурсах только на уровне детского образовательного объединения).
Базовый уровень – обучающийся овладел не более ½ объема знаний, умений
и навыков, предусмотренных программой. В беседах сочетает специальную
терминологию с бытовой. Практические работы выполняет на основе образцов, с
9
достаточной степенью самостоятельности, с соблюдением технологической
последовательности. Изделие выполняет достаточно аккуратно, при выполнении
отдельных операций допускает небольшие погрешности. Хорошая активность
предъявления результатов своей деятельности (участие в выставках, конкурсах на
уровне детского образовательного объединении или учреждения).
Повышенный уровень - объем знаний, умений и навыков соответствует
программным требованиям. В беседах специальные термины употребляет
осознанно и в полном соответствии с их содержанием. Изделия выполняются
аккуратно, с соблюдением последовательности ведения работы, с элементами
творчества. Высокая самостоятельность при выполнении практических работ и
активность в предъявлении результатов своей творческой деятельности (участие в
конкурсных и выставочных мероприятиях муниципального и регионального
уровня).
Творческий уровень - объем знаний превышает программные требования.
Практические работы выполняются самостоятельно, качественно и творчески по
собственному замыслу и фантазии. Высокая активность в предъявлении
результатов своей творческой деятельности (участие в конкурсных и выставочных
мероприятиях на муниципальном, региональном, всероссийском уровнях).
Формы проверки результатов: наблюдение, практическая работа, беседа,
викторина, выставка, самооценка. В процессе обучения дети получат опыт участия
в выставках и конкурсах различного уровня, совместной работы в коллективе.
1.4. Учебный план, содержание
Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа. В
программе предусмотрено изучение правил техники безопасности при работе с
ручным инструментом, а также обеспечение санитарной гигиены.
Учебный план
№
Наименование раздела и темы
темы
Раздел 1. Введение в программу
1.1
Вводное занятие.
Общие сведения. Организация
труда и правила безопасной
работы.
Раздел 2. Ватная история
Количество часов
Теория
Практика
Всего
1
10
1
2
Формы
контроля
Беседа,
наблюдение
История ватной игрушки.
Знакомство с материалами и
инструментами.
2.2
Техника изготовления и
окрашивания ватной игрушки.
Раздел 3. Простые формы из ваты
3.1
Игрушка на картонной основе.
Пряничный человечек.
3.2
Игрушка на каркасе из проволоки.
Грибочки.
3.3
Игрушки из фольги и ваты.
Синичка. Снеговик.
Раздел 4. Елочные игрушки
4.1
История елочной ватной игрушки.
Елочные шары.
4.2
Ватные игрушки в смешанной
технике. Веселые животные.
Раздел 5. Новогодняя пара
5.1
Пропорции человека. Порядок
изготовления фигуры человека.
5.2
Изготовление Деда мороза и
Снегурочки на каркасной
проволоке.
5.3
Роспись Новогодней пары.
1
1
2
Беседа,
наблюдение
2
2
4
Беседа,
наблюдение
1
3
4
1
3
4
2
4
6
Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение
2
6
8
3
9
12
1
1
2
3
9
12
1
3
4
Выставка готовых работ.
1
1
2
3
1
4
Беседа,
наблюдение
3
9
12
Беседа,
наблюдение
3
9
12
3
9
12
Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение
4
6
10
2.1
Раздел 6. Знакомство с кожей
6.1
Азбука кожаной мастерства.
Раздел 7. Изделия на основе склеивания
7.1
Знакомство с техниками.
Аппликация. Плетение. Тиснение.
Гравировка.
7.2
Значение цвета. Цветовой круг.
Цветовая гармония. Контраст.
7.3
Изделия на основе оплетки.
Раздел 8. Украшаем себя и пространство
8.1
Цветы из кожи.
11
Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение
Выставка
детских
работ
Беседа,
8.2
8.3
наблюдение
Беседа,
наблюдение
Кожаная бижутерия. Изготовление
украшений из кожи с
применением различных техник.
Применение кожи в дизайне
интерьера. Выполнение
декоративного панно.
Итоговое занятие.
3
7
10
3
9
12
Беседа,
наблюдение
1
1
2
Выставка
детских
работ
Итого
42
94
136
Содержание
Раздел 1. Введение в программу.
1.1. Вводное занятие.
Ознакомление с учебным кабинетом, оборудованием, правилами
безопасности труда и личной гигиены. Знакомство с содержанием программы,
демонстрационными материалами.
Раздел 2. Ватная история.
2.1. История ватной игрушки. Знакомство с материалами и
инструментами.
В какие игрушки играли дети в разное время. Из каких материалов делали
игрушки для детей. Как появилась ватная игрушка. Знакомство с материалами и
инструментами для ватной игрушки: хлопковая, льняная вата «Матопат»,
«Зигзаг»; кисти для клея и росписи; клейстер; Клей ПВА; краски (акварель, гуашь,
акрил), акриловые контуры. Учимся организовывать свое рабочее место.
Практическая часть.
Отработка навыка организации труда. Подготовка материалов и
инструментов. Изготовление клейстера. Условия безопасной работы и правильная
организация труда.
2.2. Техника изготовления и окрашивания ватной игрушки.
Знакомство технологией и этапами изготовления игрушек из ваты, а также с
особенностями крашения и росписи ватных игрушек. Подготовка ваты для
работы. Правила работы с клейстером, клеем и ватой. Оклеивание ватой
(миширование). Подготовка кусочков ваты к мишированию. Наложение внахлест.
Выравнивание рукой (сухое и с клейстером). Выравнивние кистью с клейстером.
12
Многослойность. Просушивание, виды сушки. Правила просушивания заготовок.
Роспись. Как работать с красками. Особенности видов красок, их хранение,
разведение, смешивание.
Практическая часть.
Изучение основных приемов работы. Изготовление и окрашивание простого
брелка.
Раздел 3. Простые формы из ваты.
3.1. Игрушка на картонной основе. Пряничный человечек.
Изучение техники работы с картонной основой. Создание объема ватой.
Способы оформления.
Практическая часть.
Выполнение "Пряничного человечка".
3.2. Игрушка на каркасе из проволоки. Грибочки.
Виды проволоки. Медная, оловянная, стальная, стальная с изоляцией, без
изоляции. Диаметр сечения. Толстая и тонкая проволока, где ее применяют.
Выбор проволоки необходимой толщины. Техника безопасности при роботе с
проволокой. Безопасное использование ножниц, бокорезов, пассатижей. Деление
проволоки на отрезки необходимой длинны. Скручивание из проволоки каркаса
фигуры. Сухая намотка. Закрепление намотки.
Практическая часть.
Изготовление и оформление "Грибочка".
3.3. Игрушки из фольги и ваты. Синичка. Снеговик.
Формирование каркаса и придание конкретной формы из фольги.
Обклеивание фольги ватой. Быстрое просушивание.
Практическая часть.
Изготовление двух фигурок "Синичка" и "Снеговик".
Раздел 4. Елочная игрушки.
4.1. История елочной ватной игрушки. Елочные шары.
История появления елочной игрушки из ваты. Изготовление игрушки из
цветной ваты. Формирование узоров стеком по мокрой вате.
Практическая часть.
Изготовление елочных игрушек различных форм.
4.2. Ватные игрушки в смешанной технике. Веселые животные.
Техника выполнения сложных фигурок из ваты на каркасе из проволоки и
фольги. Способы росписи животных. Создание ватной бумаги для оформления и
способы работы с ней.
13
Практическая часть.
Разработка эскизов и создание разных животных из ваты.
Раздел 5. Новогодняя пара.
5.1. Пропорции человека. Порядок изготовления фигуры человека.
Пропорции человека. Вычерчивание схемы. Порядок изготовления фигуры
человечка. Изготовление каркаса из проволоки по схеме.
Практическая часть.
Изготовление каркаса по пропорциям человека мужской и женской фигуры.
5.2. Изготовление Деда мороза и Снегурочки на каркасной проволоке.
Изучение внешнего вида Деда Мороза и Снегурочки в разные периоды
истории. Обмотка ватой сложных форм. Формирование одежды из ваты.
Применение молдированных элементов из глины.
Практическая часть.
Разработка эскиза собственного Деда Мороза и Снегурочки. Изготовление
фигурок по разработанным эскизам на проволочном каркасе из ваты.
5.3.Роспись Новогодней пары.
История и символика цвета фигур Деда Мороза и Снегурочки. Приемы и
особенности росписи сложных форм, человеческой фигуры. Индивидуальные
особенности орнамента.
Практическая часть.
Индивидуальная роспись выполненных фигурок по собственным эскизам.
Выставка готовых работ.
Выставка готовых детских работ с приглашением гостей. Подготовка детьми
презентаций со своими работами.
Раздел 6. Знакомство с кожей.
6.1. Азбука кожаного мастерства.
На что годятся кожаные вещи. История кожевенного производства.
Знакомство с видами кожи и приемами обновления старой кожи. Знакомство с
инструментами и материалами. Условия безопасной работы и правильная
организация труда.
Секреты мастерства. Как восстановить старую кожу. Основные приемы
работы (обрисовка, раскраска, гравировка, драпировка и т.д.)
Практическая часть.
Отработка навыка организации труда (подготовка рабочего места,
инструментов). Изготовление деталей из кожи, знакомство со способами
14
крепления кожи. Знакомство с основными приемами работы: раскрой, обтяжка,
драпировка, оплетка, термическая обработка кожи.
Раздел 7. Изделия на основе склеивания.
7.1. Знакомство с техниками. Аппликация. Плетение. Тиснение.
Гравировка.
Аппликация, как способ создания художественного изображения с помощью
наклеивания или пришивания на основу разноцветных кусочков кожи и меха.
Знакомство с видами аппликации (плоская и объемная).
Плетение, как техника изготовления изделий при помощи переплетения
полосок кожи. Подготовка материала. Способы плетения и применения.
Тиснение, как техника создания тиснения на коже. Холодное и горячее
тиснение.
Гравировка, как способ нанесения рисунка на кожу. Техника ручной
гравировки. Знакомство с пирографией.
Практическая часть.
Применение на практике умений обрисовки, раскроя и аккуратного
склеивания деталей. Подготовка кожаных полосок, и выполнение упражнений по
плетению. Нанесение рисунка и рельефа на кожу. Изготовление закладок для
книг, именного брелка.
7.2. Значение цвета. Цветовой круг. Цветовая гармония. Контраст.
Что такое цвет. Значение цвета для человека. Знакомство с понятиями
хроматические и ахроматические цвета, цветовой круг, холодная и теплая гамма
цветов. Гармония цветов и контраст. Как получить хорошее сочетание цветов.
Практическая часть.
Игра-эксперимент соединение красок. Окраска кожи, знакомство с
приемами окраски. Окраска под мрамор, батик, др. Изготовление объемных
изделий наклеивание аппликации на основу (вазу, фужер, стакан). Отработка
навыков декорирования кожей. Создание ваз «Осень», «Рыбки», «Фантазия».
7.3. Изделия на основе оплетки.
Что такое оплетка. Знакомство с видами оплетки (простая, двойная,
перекрестная, венецианская).
Практическая часть.
Заготовка кожаных ремешков. Оплетка одним ремешком. Изготовление
детского кошелька, подставки под стакан, ѐлочной игрушки.
Раздел 8. Украшаем себя и пространство.
8.1. Цветы из кожи.
15
Знакомство с технологией изготовления цветов из кожи. Сравнение с
цветами живой природы, строение цветка, стебля и листьев и т.д. Приемы
цветоделия.
Практическая часть.
Отработка навыков работы с кожей. Драпировка (складки), скручивание,
термическая обработка кожи (обжиг, подпаливание). Изготовление выкроек,
лекал, сборка цветов – яблоневый цвет.
Использование изученных приемов для создания мини-картин «Цветущее
дерево».
Изготовление разнообразных брошей «Бабочка», «Розочка». Изготовление
заколок для крепления штор продолжает начатую тему и служит оттачиванию
мастерства работы с кожей, развитию фантазии, аккуратности и экономии
материала. Заколки для крепления штор «Букет» и «Листик».
8.2. Кожаная бижутерия. Изготовление украшений из кожи с
применением различных техник.
Девочки в любом возрасте ценят украшения, а сделанные своими руками
помогут выделиться в кругу друзей. Различные виды браслетов. Составление
эскизов браслетов. История кожаных украшений.
Практическая часть.
Кулоны и колье изготавливаются по предложенным педагогом образцам, а
декорируют бусинами, стразами, мехом по своим замыслам.
Практическая часть.
Шкатулочки и подставки для косметических кисточек очень необходимые
вещи. Изготавливаются из гофрированного картона, а затем обклеиваются кожей,
украсить можно букетиком роз, листочками и стеклярусом.
Завершает самостоятельная работа по замыслу детей, где дети сами
разрабатывают и изготавливают модель из кожи.
8.3. Применение кожи в дизайне интерьера. Выполнение декоративного
панно.
Знакомство с притчей о двух ремесленниках (возникновении дизайна).
Введение в профессию дизайнера. Изучение истории дизайна и применения кожи
в различных видах дизайна. Знакомство с понятием "декоративное панно", с
техникой его выполнения.
Практическая часть.
Изготовление декоративных ваз и бутылок. Овладение техникой – обжига
кожи (термическая обработка кожи). Основой декорирования является аппликация
16
из цветных кусочков кожи. Составление эскизов будущих панно на свободную
тему и его выполнение. Детям дается свободный выбор тем, материалов и техник
для исполнения.
Итоговое занятие.
Выставка готовых детских работ с приглашением гостей. Подготовка детьми
презентаций со своими работами.
2.1. Условия реализации программы
Продолжительность учебного года составляет 36 недель.
Начало занятий первого года обучения не поздне 15 сентября.
Окончание занятий – не позднее 31 мая.
Нерабочие и праздничные дни устанавливаются в соответствии с
Постановлениями Правительства РФ.
Промежуточная аттестация проводится по итогам освоения ДООП за 1-е
полугодие в III декаде декабря, за 2-е полугодие - в мае.
2.2. Календарный учебный график
№
1
Год обучения
Первый
Объем учебных часов
136
Всего учебных недель
34
Режим работы
2р х 2ч = 4ч
2.3. Формы аттестации
Программа предусматривает следующие виды аттестации обучающихся:
- входная (предварительная) аттестация проводится в целях выяснения
уровня готовности ребенка и выявления его индивидуальных особенностей
(интересов, первичных умений и навыков, мотивации для занятий и т.д.).
Проводится в начале учебного года в форме наблюдения, беседы и анкетирования;
- текущая аттестация проводится в целях оценки качества усвоения
обучающимися содержания отдельных тем, разделов образовательной программы
и проводится в форме беседы, анализа выполнения практических заданий;
- промежуточная аттестация проводится в целях оценки степени и уровня
усвоения обучающимися образовательной программы в целом и проводится за 1-е
17
полугодие в III декаде декабря, за 2-е полугодие - в мае в форме тестирования,
творческих заданий, выставки и т.д.
В качестве аттестации возможен зачет результатов участия выставках
различного уровня.
Достижения обучающихся оцениваются безотметочным способом.
Производится оценка качества выполнения работы; степень самостоятельности
выполнения работ, уровень творческой деятельности, уровень активность в
представлении результатов своей деятельности.
2.4. Оценочные материалы
Аттестуя обучающихся, следует учитывать их возраст и индивидуальные
особенности, способности к обучению. Ведется постоянное наблюдение за
детьми, педагогом оценивается и определяется качество выполненных работ.
Количество выполненных работ постоянно заносится детьми в личный творческий
паспорт. В процессе обучения дети научатся выполнять творческие работы,
оформлять работы в соответствии с требованиями, участвовать в выставках МАУ
ДО ДД (Ю) Т, муниципальных и региональных, а также в выставках более
высокого уровня (международных). Результатами образовательной деятельности
можно считать:
1.Изделия, изготовленные детьми;
2. Участие в выставках, конкурсах.
Поэтапная система отслеживания образовательных результатов по каждому
ребенку, начинается с первого момента взаимодействия с педагогом, позволяет
увидеть его собственные успехи по сравнению с исходным уровнем.
Промежуточные результаты в виде детских работ предоставляются по
окончании темы (раздела) работы на выставке в кабинете.
Регулярное
отслеживание
результатов,
может
стать
основной,
стимулирование и поощрение обучающегося за его труд, старание, прирост
мастерства – что поддержит его стремление к новым успехам.
Параметры
Образовательные
результаты
Критерии
Освоение детьми содержания образования:
1.Разнообразие умений и навыков.
2.Глубина и широта знаний по предмету.
Детские практические и творческие достижения:
1.Позиция активности ребенка в обучении и устойчивого интереса к
18
Эффективность
воспитательных
воздействий
Социальнопедагогические
результаты
деятельности.
2.Разнообразие творческих достижений (выставки, конкурсы, их
масштаб).
3.Развитие общих познавательных способностей (моторика,
воображение, память, речь, внимание).
1.Культура поведения.
2.Аккуратность в выполнении задания и соблюдения порядка на
рабочем месте.
3.Наличие стремления доводить начатое дело до конца.
1.Выполнение санитарно-гигиенических требований.
2.Выполнение требований техники безопасности.
3.Характер отношений с товарищами в коллективе.
4.Отношение к педагогу.
Формы подведения итогов реализации программы
Формы предварительной
(вводной)
аттестации
Собеседование, наблюдение.
Формы текущей
Тестирование,
наблюдение, викторины,
выставка
Формы промежуточной
аттестации результатов
образовательной деятельности
Выставки, контрольные вопросы,
тестирование, творческие задания.
2.5. Кадровое обеспечение
Программа может быть реализована одним педагогом дополнительного
образования, имеющим высшее образование или среднее профессиональное
образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего
образования и специальностей среднего профессионального образования
«Образование и педагогические науки», или к реализации дополнительной
общеразвивающей программы могут быть допущены лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных
общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную
аттестацию не менее чем за два года обучения, прошедшим обязательный
медицинский осмотр (обследование) и не имеющем ограничений к занятию
19
педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской
Федерации.
2.6. Материально-техническое обеспечение
Для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Мастерская декора» необходимо следующее:
помещение: учебный кабинет, соответствующий требованиям СанПиН
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; подсобное
помещение для хранения поделочного фонда;
перечень оборудования (мебели) учебного помещения: классная доска 1
штука, стол и стул для педагога, 8 ученических стандартных столов и 16 стульев,
регулируемых по высоте, 2 шкафа для хранения инструментов, наглядных и
дидактических пособий и учебных материалов, демонстрационные витрины;
перечень технических средств обучения: персональный компьютер или
ноутбук для педагога, точка подключения к сети «Интернет», мультимедийный
проектор, экран; магнитно-маркерная доска;
перечень инструментов и материалов, необходимых для занятий для
детей и педагога (по числу участников учебного процесса):
Инструменты:
ножницы;
кисти круглые и плоские для росписи и клея;
палитры;
стеки кондитерские;
подставка для клеевой кисти;
простой карандаш;
коробка для обрезков;
резак/скальпель (комплект лезвий);
иглы;
выжигатель;
20
Материалы:
кожа (натуральная, искусственная, замша и др.);
вата хлопковая, льняная (зигзаг);
проволока каркасная;
картофельный крахмал, клей ПВА;
фольга пищевая;
сухие блестки, поталь;
кожаные шнурки;
бумага;
картон белый
клей "Момент";
разноцветные нити;
декоративные элементы (бусинки, бисер, шнурки и т.д.);
свеча;
акриловые краски.
Информационное обеспечение: презентации по темам; инструкции и
технологические карты; электронные образовательные ресурсы (аудио, видео),
специальные компьютерные программы, информационные технологии.
2.7. Методическое обеспечение
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
является частью учебно-методического комплекса, который представляет собой
целостную систему учебно-методических
документов
и
материалов,
обеспечивающих образовательный процесс:
календарно-тематический план;
планы учебных занятий;
методические рекомендации по выполнению практических работ,
теоретический материал, конспекты и планы бесед;
электронные презентации;
21
учебно-наглядные материалы (набор дидактических карточек; наглядный
раздаточный материал по темам учебного курса; демонстрационные образцы,
иллюстрационный материал);
правила безопасности труда в кабинете, правила противопожарной
безопасности, правила поведения обучающихся в кабинете.
На занятиях с детьми педагог опирается на следующие принципы:
научность и связь теории с практикой;
систематичность, последовательность, доступность и посильность;
активность (заинтересованность детей);
наглядность;
прочность овладения знаниями и умениями;
воспитывающий характер труда.
В зависимости от поставленных задач педагог на занятиях использует
различные приѐмы:
убеждение, пример, разъяснение;
показ, подражание, упражнения, приучение;
поощрение, похвала, оценка, взаимооценка;
сотрудничество;
свободный выбор;
и методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего
объединяя их. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает
теоретическую часть и практическое выполнение задания:
Методы обучения, методические приемы подбираются с учетом знаний и
практических навыков, приобретенных детьми ранее, поэтому методика обучения
в начале учебного года отличается от той, которая применяется в конце года.
Выполнение заданий детьми должно способствовать развитию
познавательной активности, усиливать эстетическую восприимчивость, развивать
художественный вкус и творческие способности.
Программа предполагает возможность вариативного содержания. В
зависимости от особенностей творческого развития обучающихся педагог может
вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания
новыми изделиями.
Наиболее распространенным типом занятия при реализации программы
является комбинированное или смешанное занятие.
Основные структурные элементы занятия:
организация обучающихся;
повторение ранее пройденного учебного материала;
22
изложение нового материала;
закрепление изученного материала.
Форма организации образовательного процесса:
- беседа;
- наблюдение;
- физкультминутки, пальчиковая гимнастика;
- индивидуальная работа;
- групповая работа;
- коллективно – творческая работа;
- работа с родителями;
- оформление выставок.
Список литературы для педагога
1. Жадько Е.Г. Вазы, кашпо, декоративные бутылки.- Ростов - н/Д: Феникс,
2006.- 216с.
2. Скребцова Т.О. Новая коллекция объѐмных картин из кожи.- Ростов н /Д.:
Феникс, 2006.- 170 с.
3. Скребцова Т.О. Объѐмные картины из кожи.- Изд. 4-е - Ростов н /Д.:
Феникс, 2006.- 154 с.
4. Ткаченко Т. Б. Изделия из кожи своими руками.- Ростов - н /Д.: Феникс,
2005.- 250с.
5. Чибрикова О.В. Подарки к праздникам. Делаем сами. - М.: Эксмо, 2006.-80
с.
6. Чиотти Донателла. Королевские украшения своими руками. - М.: Мир
книги, 2007.-160 с.
7. Алебастрова А.А. Лучшие поделки, игрушки и сувениры из папьемаше;
Академия развития - М., 2011.
8. Дегтярева О.В. Игрушки из папье-маше; ИЛ - Москва, 2014.
9. Дерябина Н. И. Новогодние игрушки из папье-маше; АСТ-Пресс Книга - М.,
2015
10.Мудрагель Лидия Куклы из фарфора и папье-маше. Изготовление,
коллекционирование, реставрация; Питер - М., 2013.
23
Список литературы для обучающихся
1. Бельтюкова Н.Б. Папье-маше: Игрушки и подарки. – М.: «Рипол классик»;
СПб.: «Валерии СПД», 2001.
2. Иванова Е.П. Поделки из папье-маше. М.: ООО «Книжный клуб семейного
досуга». 2011. 64с.
3. Лыкова И.А. Мастерилка. Детское художественное творчество.
Издательский дом «Карапуз» 2008. 68с.
4. Дольд Михаэла. Коллажи и картины.- М.: АРТ-Родник, 2007.-30 с.
5. Жоуди Сюзане. Коллажи-картины.- М.: АРТ - Родник, 2007.-30 с.
6. Ламмель Мартина. Знаменитые шедевры.- М.: АРТ – Родник, 2007.-32 с.
7. Логунова Т. Первые уроки дизайна. - М.: Мозаика- Синтез, 2006.-16 с.
8. Мангей Мария-Луиза. Картины из искусственных цветов.- М.: АРТ Родник, 2007.-30 с.
9. Черкизова Е. Е. Стильные штучки из кожи.- М.: АСТ- ПРЕСС КНИГА. – 96
с.
10.Шулер Габриеле. Картины-фантазии. - М.: АРТ - Родник, 2007.- 32 с.
24