Ритм

Информационная карта ДООП
I.
II.
III.
3.1.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
IV.
4.1.

4.2.

4.3.

Дополнительная общеобразовательная
Наименование
общеразвивающая программа «РИТМ»
программы
Художественная
Направленность
Сведения об авторе составителе
ФИО
Моргун Дарья Михайловна
Образование
Высшее
Место работы
МАУ ДО «ДД(Ю)Т»
Должность
Педагог дополнительного образования
Электронный адрес Morgun.daria.m@gmail.com
Сведения о программе
Нормативная база
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ
(отдельные
«Об образовании в Российской Федерации»;
основные
2. «Стратегия развития воспитания в Российской
документы)
Федерации на период до 2025 года» (утверждена
распоряжением
Правительства
Российской
Федерации от 29.05.2015 № 996-р);
3. Постановление Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
4. Приказ
Министерства
просвещения
Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам»;
5. Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(письмо
Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18 ноября 2015 года № 09-3242);
6. Устав и другие локальные акты МАУ ДО
«ДД(Ю)Т».
Объем и срок
4 года 792 часа
освоения
программы
Форма обучения
Очная
2

4.4.
4.5.
4.6.
V.

VI.

Возраст
обучающихся
Особые категории
обучающихся
Вид программы
Ведущие формы и
виды
деятельности

Формы
мониторинга
результативности

VII. Дата утверждения
последней
корректировки

7-18 лет
нет
модифицированная
Наглядные
методы:
демонстрация
(показ),
наблюдение.
Словесные методы: беседа; объяснение, диалог,
консультация.
Практические методы: игровые методы, активные
формы познавательной деятельности (музыкальноритмические упражнения и игры).
Методы
поощрения:
похвала,
одобрение,
награждение и т.п.
Входная аттестация в форме наблюдения и беседы,
анкетирования на выяснение мотивов занятия
хореографией, для выявления индивидуальных
особенностей ребенка (интересов, первичных
умений и навыков, мотивации).
Текущая аттестация (беседа, анализ выполнения
практических заданий).
Промежуточная
аттестация
по
полугодиям
(контрольный
урок,
анализ
концертных
выступлений).
Программа рекомендована к реализации в 20232024 учебном году, протокол ПС № 3 от «16» мая
2023 г.

3

Содержание
Титульный лист ………………………………...……………………… 1
Информационная карта ДООП ……………..………………………… 2
I.

Комплекс основных характеристик ДООП
1.1.Пояснительная записка …………………………...……………….. 5
1.2.Цель, задачи программы ……………………………………........... 11
1.3.Планируемые результаты. Уровни усвоения программы………... 12
1.4.Учебные планы, содержание …………………...…………………. 17

II. Комплекс организационно-педагогических условий ДООП
2.1. Условия реализации программы ……………….…………………. 23
2.2. Календарный учебный график ……………………………….…… 23
2.3. Формы аттестации ……………………………………………….… 23
2.4. Оценочные материалы ……………………………………….……. 24
2.5. Кадровое обеспечение …………………………...…………..……. 26
2.6. Материально-техническое обеспечение ………...………..……… 27
2.7. Методическое обеспечение программы …………………….……. 27
Список литературы для педагога и обучающихся …………….……... 30

4

1.1. Пояснительная записка
«Чем топать ногами от злости,
лучше научитесь танцевать степ!»
Фред Астер.

Введение. С давних времен люди общались посредством танца. Он
является неотъемлемой частью культуры и быта всех народов мира. В
настоящее время увлечение танцами распространяется всѐ шире. Танец сегодня
стал очень популярным и массовым искусством. Существует большое
количество хореографических жанров и видов танца.
Степ, tap dance, чечѐтка – это разновидность эстрадного танца, при
котором происходит созданием ритмов ногами.
Для того, чтобы танцевать в этом жанре, нужна лишь специальная обувь.
Вы вдохновляетесь музыкой, слушаете еѐ и можете выразить себя посредством
танца. Этому танцу все возрасты покорны: от 5 до 100 лет. Этим он и хорош,
что не требует специальных физических данных, ценится лишь наличие
музыкального слуха. Но, как ни странно, степ можно танцевать и без музыки.
Эта музыка и может быть создана танцором. В данном случае ноги степиста –
это «музыкальный инструмент», которым управляет чувство ритма. Как
правило, музыка руководит танцором, но в данном танцевальном жанре музыка
и танцор наравне.
Степ, или как его американизированно называют «тэп», пожалуй, - самый
демократичный вид танца, ибо только он создает иллюзию, что танцевать
может каждый, где бы он ни находился и что бы ни делал: в задумчивости ли
шагал по улице, обдумывая сложное решение, объяснялся ли в любви или
дурачился в дружеской компании. Танец, возникающий ниоткуда - из
скрипящей половицы и обрывка старой газеты, танец-размышление, апофеоз
восторга или технический агон-соревнование.
Тэп-танец, как любое живое искусство, с жадностью впитывает в себя
новые веяния и стилистические модификации и, естественно, изменяется.
В связи с изменениями в социально-экономических, политических,
культурных направлениях жизни общества система дополнительного
образования помогает формировать разностороннюю творческую личность
ребенка. Искусство танца имеет большой потенциал для развития
художественно-эстетической культуры общества в целом.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Ритм» способствует созданию творческой атмосферы и условий для развития
личности ребенка, разностороннему изучению танцевального жанра,
5

овладению техникой исполнения и аспектами музыкально-хореографического
искусства.
Разработана с учетом современных нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
3. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015 № 996-р);
4. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден
на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование»
07 декабря 2018 г., протокол № 3);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным
программам среднего профессионального образования, основным программам
профессионального
обучения,
дополнительным
общеобразовательным
программам»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
18.09.2020 № 508 «Об утверждении Порядка допуска лиц, обучающихся по
образовательным программам высшего образования, к занятию педагогической
деятельностью по общеобразовательным программам»;
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
10. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 09-3242);
6

11. Устав и другие локальные акты МАУ ДО «ДД(Ю)Т».
Данная программа имеет художественную направленность. Содержание
программы направлено на приобщение детей к хореографическому искусству,
на эстетическое воспитание обучающихся, на приобретение основ исполнения
народного танца, а также на воспитание нравственно-эстетического отношения
к танцевальной культуре народов мира.
Актуальность программы состоит в том, что во все времена людей
интересовало, как жили раньше: какое кино смотрели, какую музыку слушали,
какую одежду носили и т.д. Стиль «Ретро» и в настоящий момент имеет
большую популярность. Как говориться «всѐ новое – это хорошо забытое
старое». Так и чечѐтка имеет богатую историю и уходит своими корнями в
далѐкое прошлое…
Этот танец происходит из смешения различных культур, прежде всего
ирландского танца и афроамериканских танцевальных традиций. Особенно
популярен он стал в США, где сплавилось множество культурных традиций, и
на рубеже XIX—XX веков появился новый танец:
•
В 1930—1940-х годах степ приобрѐл огромную популярность,
благодаря голливудским музыкальным картинам. Естественным образом мода
на джаз популяризовала чечѐтку, придав ей новый образ и более сложную
ритмическую и мелодическую основу.
•
В 1970-е годы интерес к степу возродился вновь, благодаря тому,
что в США были восстановлены старые мюзиклы, начали вновь открываться
танцевальные школы.
•
В конце ХХ — начале XXI века центром этого танца вновь
оказываются США.
•
В СССР танец не пользовался официальным признанием, но чечѐтка
присутствует в фильмах: «Карнавальная ночь», «Зимний вечер в Гаграх», «Мы
из джаза».
•
На постсоветском пространстве степ активно развивается. Известны
московские чечѐточники.
В настоящее время степ вновь набирает огромную популярность и
заставляет всѐ большее количество неравнодушных танцоров попробовать себя
в этом уникальном жанре.
Новизна программы состоит в том, что программа «Ритм» может
рассматриваться как отдельное и самостоятельное хореографическое пособие,
так и в совокупности с базовыми хореографическими программами школ и/или
учреждений дополнительного образования. Она направлена на формирование и
развитие
творческих
способностей
обучающихся;
удовлетворение
индивидуальных потребностей в интеллектуальном, художественно7

эстетическом и нравственном развитии; раскрытие способностей и склонностей
к занятиям хореографическим искусством; создание и обеспечение
необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья;
формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных
учебных действий и общей культуры. Воспитывает раскрепощенного,
общительного человека, владеющего своим телом, готового к творческой
деятельности в любой области и к жизни в обществе.
Отличительные особенности программы в том, что данный
танцевальный жанр редко представлен в учреждениях хореографической
направленности и в системе дополнительного образования в целом. В то же
время он не является узконаправленным по своему объему и наполнению.
Программа не привязана к какому-либо одному направлению, а включает
в себя технику разных школ: английской и американской. Построение
программы позволяет также вводить смежные популярные танцевальные
направления, что делает творчество детей модным и современным.
Категория обучающихся. Программа обучения рассчитана на детей от 7
лет (1 класс общеобразовательной школы) до 18 лет. Принимаются в
танцевальную студию все желающие, независимо от наличия у них
специальных физических данных, но с предварительным музыкальным
прослушиванием. Не принимаются дети, имеющие противопоказания по
здоровью.
Количество обучающихся в группе 6-12 человек (не более 15 человек).
Состав группы формируется из обучающихся разного возраста. При
проявлении выдающихся способностей и уровня подготовки возможно
зачисление или перевод ребенка сразу на более высокий уровень (другой год)
обучения.
Обучающиеся, успешно завершившие обучение по основной программе,
при желании могут продолжить свое совершенствование в рамках
дополнительного репертуарного плана.
Срок реализации программы – 4 года. Общий объем учебного времени
по программе составляет 792 часа, из них по этапам (годам) обучения:
Этап / год обучения

Р – «Развитие» / 1 г.о.
И – «Интенсив» / 2 г.о.
Т – «Творчество» / 3 г.о.
М – «Мастерство» / 4 г.о.
Итого

Количество часов

144
180
216
252
792

Уровень программы – базовый.
Особенности организации образовательного процесса:
8

Педагогическая
целесообразность
обусловлена
важностью
использования
познавательных
и
воспитательных
возможностей
хореографических занятий, формирующих у обучающихся творческие
способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность.
Занятия танцами развивает у детей чувство ритма, координацию
движений, танцевальную выразительность. Программа формирует любовь к
танцу, музыке открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и
художественные возможности.
Данная
программа
также
даѐт
обучающимся
возможность
самоопределиться:
- через реализацию творческих способностей, через создание
собственного продукта (танец, танцевальная композиция) и подразумевает
равные партнѐрские отношения между обучающимися и педагогами;
- комплексный подход к организации занятий с детьми обеспечивает
укрепление их психического и физического здоровья, положительную
социализацию ребѐнка.
Занятия по данной программе способствуют развитию таких качеств
личности, как трудолюбие, самоконтроль, выносливость, терпение,
самостоятельность, ответственность за результат своей деятельности.
Коллективные выступления с танцевальными номерами перед зрителями
воспитывают у обучающихся чувство ответственности за общее дело, чувство
дружбы и товарищества.
Особенности реализации программы:
Методика преподавания в своей основе опирается на школу
профессионально–хореографического обучения, но с учѐтом разных целей
обучения, специфики студии, где состав обучающихся разнороден и по
способностям, и по возрасту. Этим обусловлено особое внимание к
эффективности учебного процесса. Специфика обучения хореографии связана с
постоянной физической нагрузкой. Но физическая нагрузка сама по себе не
имеет для ребенка воспитательного значения. Она обязательно должна быть
совместима с творчеством, с умственным трудом и эмоциональным
выражением. Задача педагога–хореографа – воспитать в детях стремление к
творческому самовыражению.
В программе усиливается внимание к развитию познавательной
деятельности ребѐнка через теоретическое знакомство с хореографическим
искусством, театром, актѐрским мастерством. Первостепенное значение в деле
эстетического воспитания имеет музыка, которую слышат ребята на занятии и в
постановочной практике.

9

Участник хореографической группы автоматически включается в
коллектив, привыкает к чувству «локтя», понятию «коллективная цель»,
«коллективная победа» и тем самым, видит себя членом общества. Ощущает
поддержку других детей, оказываются в зоне психологического комфорта. У
ребенка появляется ощущение своего места в коллективе.
При реализации программы учитываются возрастно-психологические
особенности детей, занимающихся в объединении, мотивация их деятельности.
Так у детей младшего школьного возраста преобладают непроизвольное
внимание, цепкая память, яркое образное мышление, его конкретность,
склонность к игре. Со временем внимание становится более устойчивым,
развивается абстрактное мышление. В двигательном и музыкальном развитии
наблюдается содержательность умений и навыков, что способствует более
глубокому восприятию и переживанию музыкального содержания, его
эмоциональности.
Дети среднего школьного возраста обладают более абстрагированным
мышлением. Получаемые впечатления более объемные и глубокие.
Трудный и переломный возраст - период между подростковым и
юношеским возрастом характеризуется быстрой утомляемостью, сменой
настроения. Из-за неравномерного роста организма наступает быстрая
утомляемость, смена состояний, срывы в поведении. Подростки хотят быть
взрослыми, стремятся к тому, чтобы в них видели личность. У них более
развито мышление, умение анализировать, обобщать и делать выводы.
Формы и режим занятий. Обучение по данной программе очное. Формами
организации учебной деятельности являются групповые занятия.
Продолжительность учебных занятий определена уставом учреждения,
исчисляется в академических часах и составляет 30 минут для обучающихся до
8 лет и 40 минут для обучающихся старше 8 лет. Каждый час между занятиями
предусмотрен перерыв 10 минут.
Рекомендуемый режим занятий:
Год обучения
1 год
2 год
3 год
4 год

Количество
занятий в неделю
учебных часов на занятии
2
2+1
3
2+1

2 час.
2 час. + 1 час.
2 час.
2 час. + 3 час.

Здоровьесбережение. Использовать данную программу нужно
дифференцированно, с учетом возможности учебной группы. В данном
10

хореографическом жанре работа происходит на середине зала, при этом
разносторонне развивается мускулатура ног, их сила, выворотность, шаг,
прыжок, координация.
В результате регулярных занятий фигура приобретает подтянутость,
вырабатывается устойчивость; происходит правильное распределение тяжести
тела на двух и на одной ноге.
На занятиях применяются все доступные методы укрепления и
восстановления
здоровья.
Использование
здоровьесберегающих
педагогических технологий в хореографическом творчестве повышают
результативность воспитательно-образовательного процесса, способствуют
сохранению и укреплению здоровья ребенка, улучшению психологического
климата в танцевально-хореографическом коллективе, активно приобщает
родителей школьников к работе по укреплению их здоровья.
1.2. Цель и задачи.
Цель программы – развитие танцевально-исполнительских и
художественно-эстетических
способностей
обучающихся
на
основе
приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков в степ-танце.
Задачи программы:
Обучающие:
•научить основам степ-танца;
•дать основы знаний по истории возникновения разных школ степа;
•научить основам танцевально-музыкальной грамоты;
•формировать умение воспринимать и исполнять хореографические
произведения в соответствии с замыслом;
• научить
выразительному
исполнению
и
эмоциональной
раскрепощѐнности в танцевальной практике.
Развивающие:
•развивать танцевальные и творческие способности;
•развивать чувство ритма, музыкальный слух, мышечную память,
координацию, виртуозность исполнения, художественно-образное
видение и пространственное мышление;
•содействовать формированию эстетического и художественного вкуса;
•развивать мотивацию к самовыражению и творческую активность;
•развивать физическую выносливость;
•развивать дисциплинированность;
•развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие
совместную деятельность в коллективе.
Воспитывающие:
11

• воспитывать интерес к танцевальному искусству;
• воспитывать нравственное отношение к окружающим, культуру
поведения и общения в социуме;
• воспитывать у обучающихся силу духа, волю, терпение, трудолюбие,
самостоятельность и ответственность.
Формирование
ключевых
личностных
и
метапредметных
компетенций:
Информационно-коммуникативная: формировать способность искать
необходимую информацию, развивать коммуникативные умения и навыки для
совместной работы в объединении.
Личностного самосовершенствования: формировать навыки организации
свободного времени, навыки здорового образа жизни, соблюдения режима дня,
развивать потребность в саморазвитии, совершенствовании творческого
потенциала.
Ценностно-смысловая:
воспитывать
нравственность,
гуманное
отношение к окружающему миру, формировать нормы положительного
поведения в социуме.
Общекультурные: расширять общекультурный кругозор; учить видеть и
понимать окружающую культуру.
1.3. Планируемые результаты. Уровни усвоения программы.
Результатом обучения по программе «Ритм» является физическое,
художественно-эстетическое и музыкальное развитие ребенка, освоение
техники
исполнения
степ-танца,
знание
основ
музыкального
и
хореографического искусств.
К концу 1 этапа обучающиеся должны знать:
- ход занятия;
- прямые позиции ног;
- основные положения рук и ног;
- основные хореографические термины;
- последовательность движений комплекса упражнений разминки;
- одинарные ритмические удары (название и исполнение);
- правила
исполнения
простейших
танцевальных
движений,
перестроений;
уметь:
- следить за осанкой и координировать слуховые и двигательные навыки;
- различать музыкальные жанры;
- определять характер, темп, музыкальный размер произведения, начало и
12

окончание музыкальной фразы;
- исполнять простейшие ритмические рисунки.
К концу 2 этапа обучающиеся будут знать:
- последовательность учебного занятия;
- выворотные и заворотные позиции ног;
- основные положения рук и ног;
- основные музыкальные и хореографические термины;
- одинарные и двойные ритмические удары (название, перевод и
исполнение);
- правила исполнения средних по сложности танцевальных движений,
перестроений;
- музыкально-выразительные средства музыки;
- манеры исполнения разнохарактерных ритмических комбинаций;
уметь:
- слышать и понимать значения вступительных и заключительных
аккордов в упражнениях и танцевальных композициях;
- координировать слуховые и двигательные навыки, следить за
устойчивостью тела;
- не только правильно исполнять упражнения, но и объяснить словами
правила исполнения этих движений/ударов;
- ориентироваться в ограниченном пространстве репетиционного зала,
сцены;
- исполнять сложные ритмические рисунки.
К концу 3 этапа обучающиеся должны знать:
- особенности разных школ степа;
- одинарные, двойные и тройные ритмические удары (название, перевод и
исполнение);
- правила исполнения сложных танцевальных движений, перестроений.
уметь:
- создавать последовательность учебного занятия;
- показать навыки актерского мастерства во время исполнения
танцевального номера;
- передать
манеру
исполнения
разнохарактерных
ритмических
комбинаций;
- исполнять ритмические танцевальные комбинации в прыжке, повороте,
в совокупности с трюковыми элементами;
- исполнять сложные составные и синкопированные ритмические
13

рисунки.
К концу 4 этапа обучающиеся должны знать:
- сложные составные ритмические удары (название, перевод, исполнение
и особенности);
- полиритмию;
- перкуссию тела;
уметь:
- исполнять ритмические танцевальные комбинации в прыжке, повороте,
в совокупности с трюковыми элементами;
- исполнять сложные составные и синкопированные ритмические
рисунки, в том числе импровизационного характера;
- исполнять
танцевально-ритмические
комбинации
современных
танцевальных направлений в свойственной им манере;
- владеть актѐрским мастерством.
Обучающиеся приобретут исполнительские навыки на основе развития
музыкальности,
координации,
пространственной
ориентации,
опыт
выступлений и общения со сверстниками в коллективе.
Личностные качества
Обучающиеся будут проявлять:
 терпение, аккуратность, инициативность, сценический артистизм,
дисциплинированность;
 умение сочувствовать другим людям, сопереживать;
 положительное отношение к обучению, труду;
 способность оценивать свои достижения и трудности;
 терпимость, доброжелательность по отношению к окружающим;
 любовь к природе, своему городу, Дворцу, объединению;
Регулятивные УУД
Обучающиеся будут уметь:
 коллективно ставить и выполнять поставленную задачу;
 планировать самостоятельно (под руководством педагога) свои действия
для решения конкретных задач;
 выполнять учебные действия (операции) в материализованной, речевой
или умственной форме;
 использовать речь, память, воображение, логическое мышление для
регуляции своих действий;
 выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после
завершения, уметь вносить необходимые коррективы на различных этапах;
 оценивать свои действия самостоятельно, спокойно воспринимать
оценку педагога.
Коммуникативные УУД
14

Обучающиеся смогут:
 участвовать в общей беседе, в диалоге, выполняя принятые правила
речевого общения;
 задавать вопросы, отвечать на вопросы других; слушать высказывания
собеседников;
 высказывать своѐ мнение по обсуждаемым вопросам, объяснять его;
понимать возможность существования других точек зрения, стремиться к их
пониманию;
 проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.

15

Уровни усвоения программы
Минимальный уровень (М) – обучающийся овладел менее чем ½ объема
знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, как правило, в
беседах избегает употреблять специальные термины. Постоянно обращается за
помощью к педагогу. Очевидны ошибки на всех этапах. Низкая активность
предъявления результатов своей деятельности (участие в концертах, конкурсах
только на уровне детского образовательного объединении).
Базовый уровень (Б) – обучающийся овладел не более ½ объема знаний,
умений и навыков, предусмотренных программой. В беседах сочетает
специальную терминологию с бытовой. На занятиях задание выполняет на
основе образца, с достаточной степенью самостоятельности. Допускает
небольшие погрешности. Хорошая активность предъявления результатов своей
деятельности (участие в концертах, конкурсах на уровне детского
образовательного объединении или учреждения).
Повышенный уровень (П) – объем знаний, умений и навыков
соответствует программным требованиям. В беседах специальные термины
употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием. Высокая
самостоятельность при исполнении танцевальных произведений и активность в
предъявлении результатов своей творческой деятельности (участие в
конкурсах, фестивалях, концертах муниципального и регионального уровня).
Творческий уровень (Т) – объем знаний превышает программные
требования. Работу над танцевальными произведениями выполняет
качественно и творчески. Высокая активность в предъявлении результатов
своей творческой деятельности (участие в конкурсных мероприятиях,
фестивалях, концертах на муниципальном, региональном, всероссийском
уровнях).
Формы контроля и проверки результатов:

Опрос (О);

Тестирование (Т);

Наблюдение (Н);

Контрольные задания (КЗ);

Контрольный урок (КУ);

Диагностика индивидуальных особенностей детей (Д);

Участие в концертах, конкурсах, фестивалях (У);

Изучение, анализ творческих выступлений (А).

16

1.4. Учебные планы, содержание
Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа. В
программе предусмотрено изучение правил техники безопасности при
выполнении отдельных элементов, а также обеспечение санитарной гигиены.
I ЭТАП (Развитие)
Учебный план
1 год
№
п/п

Всего
часов

Тема

Раздел 1. Введение
Вводное занятие. Знакомство
1.1.
Раздел 2. Основные удары в степ-танце
2.1.

Одинарные удары

Раздел 3. Заключение
Заключительное занятие.
3.1.
Итоговая аттестация
ИТОГО

2
2
140

В том числе
теория практика
1
1
1
1
43
97

140

43

97

2

1

1

2

1

1

144

45

99

Форма
контроля
Н, Д
Н, Д
КУ, А
У, Т, КЗ,
О
КУ, Т

СОДЕРЖАНИЕ
1 год
Раздел 1. Введение (2 час.)
Тема 1.1. Вводное занятие. Знакомство (2 час.)
Теория. Знакомство со степ-танцем (перевод, значение, виды,
особенности). Правила хореографического этикета (общие правила, требования
к внешнему виду, правила поведения в хореографическом классе, оборудование
хореографического класса, инструктаж по технике безопасности).
Практика.
Проучивание
танцевального
приветствия
(поклон).
Коммуникативные
игры.
Музыкально-ритмические
игры
(«Имена»,
«Повтори»).
Раздел 2. Основные удары в степ-танце (140 час.)
Тема 2.1. Одинарные удары. (140 час.)
Теория. Основные позиции ног (прямая II, VI). Основные положения рук и
ног.
Понятие «ритм», «темп», «вес тела», «пауза», «динамика».
Музыкальный слух. Музыкальные паузы и акценты. Сильная/слабая доли.
Музыкальный размер 2/4 и 4/4.
17

Понятие «опорная»/«работающая» нога, «длинный»/«короткий» удар,
«акцент», «амплитуда движения», «сокращенная»/«расслабленная» стопа.
Одинарные удары STAMP, CLAP, STOMP, TOUCH, HEEL, HEEL DROP,
DIG, TOE, JAB, BRUSH, BACK, HOP, HAMP, STEP, HOP, HAMP, LEAP,
LAMP, JUMP, SCUFF, SLIDE, HEEL CLICK, TOE CLICK.
Акценты и особенности одинарных ударов.
Практика. Упражнения на разогрев мышц, на развитие подвижности
суставов/стопы, на укрепление икроножных мышц, на выработку
выносливости, координации и равновесия тела. Расслабление и концентрация
мышц.
Музыкальное прослушивание. Упражнения на развитие музыкального
слуха.
Ритмические дорожки. Соединение одинарных ударов в «двойки» и
«тройки».
Танцевально-ритмические этюды. Работа/импровизация с воображаемым
предметом.
Раздел 3. Заключение (2 час.)
Тема 3.1. Заключительное занятие. Итоговая аттестация (2 час)
Теория. Значение и перевод всех одинарных ударов. Закрепление ранее
пройденного материала.
Практика. Работа корпуса. Упражнения на работу с весом тела и развитие
подвижности суставов. Танцевальная зарисовка.
II ЭТАП (Интенсив)
Учебный план
2 год
№
п/п

Всего
часов

Тема

В том числе
теория практика
1
1
1
1
43
131
10
30

Введение
Вводное занятие
Различные удары в степ-танце
Одинарные удары

2
2
174
40

Двойные удары

134

34

100

Раздел 3. Заключение
Заключительное занятие.
3.1.
Итоговая аттестация

4

2

2

4

2

2

180

46

134

Раздел 1.
1.1.
Раздел 2.
2.1.
2.2.

ИТОГО

Форма
контроля
Н, Д
Н, Д
КУ, А
У, Т, КЗ,
О
КУ, Т

СОДЕРЖАНИЕ
2 год
18

Раздел 1. Введение (2 час.)
Тема 1.1. Вводное занятие. (2 час.)
Теория. Правила хореографического этикета (общие правила, требования к
внешнему виду, правила поведения в хореографическом классе, оборудование
хореографического класса, инструктаж по технике безопасности).
Практика. Танцевальное приветствие (поклон). Коммуникативные игры.
Музыкально-ритмические игры («Эхо», «Ручей»).
Раздел 2. Различные удары в степ-танце (174 час.)
Тема 2.1. Одинарные удары. (40 час.)
Теория. Выворотные и заворотные позиции ног. Дополнительные
положения рук и ног.
Музыкальный размер ¾.
Понятие «синкопа».
Одинарные удары SNAP, TOE TAP, HEEL TAP, HEEL STEP, TOE STAND,
CRAMP ROLL.
Практика. Упражнения на разогрев мышц, на развитие подвижности
суставов/стопы, на укрепление икроножных мышц, на выработку
выносливости, координации и равновесия тела (баланса).
Музыкальное
прослушивание.
Музыкально-ритмические
акценты.
Упражнения на развитие музыкального слуха, на вступление «из-за такта».
Ритмические дорожки. Соединение одинарных ударов в «двойки» и
«тройки».
Тема 2.2. Двойные удары. (134 час.)
Теория. Работа головы, рук и корпуса. Равновесие и «противоход».
Музыкальные паузы, акценты и слияние ударов. Ритмические рисунки
«Тройки».
Двойные удары DOUBLE, SHUFFLE, SCUFFLE, BALL CHANGE, FLAP,
SLAP, RIFF, BACK RIFF, CUTOUT (прыжковой удар), PICKOVER, PADDLE,
PICKOVER CHANGE, ROLL, REVERSE RALL. Особенности двойных ударов.
Прыжковые ритмические комбинации.
Повороты с одинарными и двойными ударами.
Образы.
Практика. Упражнения на разогрев мышц, на развитие подвижности
голеностопных/коленных/тазобедренных суставов, на укрепление икроножных
мышц, на выработку выносливости, координации и равновесия тела.
Музыкальное прослушивание. Упражнения на развитие музыкального
слуха.
Упражнение «Ритмические дорожки». Соединение одинарных ударов в
«двойки» и «тройки». Построение ритмического рисунка.
Работа в паре. Работа с предметом.
Музыкальная импровизация. Импровизация с предметом.
Танцевальная зарисовка.
Образные упражнения для работы головы, рук и корпуса.
19

Раздел 3. Заключение (4 час.)
Тема 3.1. Заключительное занятие. Итоговая аттестация (4 час.)
Теория. Значение и перевод всех одинарных и двойных ударов.
Закрепление ранее пройденного материала.
Практика. Работа головы, рук и корпуса. Упражнения на работу с
балансом тела и развитие подвижности суставов. Танцевальная зарисовка.
Импровизация.
III ЭТАП (Творчество)
Учебный план
3 год
№
п/п

Всего
часов

Тема

В том числе
теория практика
1
1
1
1
48
162
18
72

Введение
Вводное занятие
Различные удары в степ-танце
Двойные удары

2
2
210
90

Тройные удары

120

30

90

Раздел 3. Заключение
Заключительное занятие.
3.1.
Итоговая аттестация

4

1

3

4

1

3

216

50

166

Раздел 1.
1.1.
Раздел 2.
2.1.
2.2.

ИТОГО

Форма
контроля
Н, Д
Н, Д
КУ, А
У, Т, КЗ,
О
КУ, Т

СОДЕРЖАНИЕ
3 год
Раздел 1. Введение (2 час.)
Тема 1.1. Вводное занятие. (2 час.)
Теория. Правила хореографического этикета (общие правила, требования к
внешнему виду, правила поведения в хореографическом классе, инструктаж по
технике безопасности). Особенности разных школ степа.
Практика. Усложнение танцевального приветствия (поклон).
Музыкально-ритмические игры.
Раздел 2. Различные удары в степ-танце (210 час.)
Тема 2.1. Двойные удары. (90 час.)
Теория. Музыкальный размер 4/4, ¾.
Двойные удары PICKOVER, PADDLE, PICKOVER CHANGE, CUTOUT.
Прыжковые ритмические комбинации.
Практика. Упражнения на разогрев мышц, на развитие подвижности
голеностопных/коленных/тазобедренных суставов, на укрепление икроножных
20

мышц, на выработку выносливости, координации и равновесия тела.
Упражнения на развитие музыкального слуха. Музыкальные загадки.
Составление сложных ритмических рисунков. Упражнение «Ритмические
дорожки».
Импровизация. Показ различных эмоций.
Тема 2.2. Тройные удары. (120 час.)
Теория. Музыкальный размер 6/8.
Тройные удары TRIPLE, BOMBERSHAY, BASIC DRAWFRONT, OPEN
THIRD, CLOSED THIRD, CRAWL, RIP, RIFFLE, виноградная лоза (BASIC
GRAPEVINE), джазовый квадрат (BASIC JAZZ SQUARE), звезда (BASIC
STAR), BASIC CRAWL и OBIKABBIBLE.
Прыжковые ритмические комбинации. Повороты (вращения).
Работа верхней части корпуса. Работа соло. Актерское мастерство.
Практика. Упражнения на разогрев мышц, на развитие подвижности
голеностопных/коленных/тазобедренных суставов, на укрепление икроножных
мышц, на выработку выносливости, координации и равновесия тела.
Упражнения на развитие музыкального слуха. Музыкальные загадки.
Составление сложных ритмических рисунков. Упражнение «Ритмические
дорожки».
Импровизация. Показ различных эмоций.
Раздел 3. Заключение (4 час.)
Тема 3.1. Заключительное занятие. Итоговая аттестация (4 час.)
Теория. Значение и перевод всех одинарных, двойных и тройных ударов.
Закрепление ранее пройденного материала.
Практика. Танцевально-ритмическая зарисовка. Актерское мастерство.
Импровизация.
IV ЭТАП (Мастерство)
Учебный план
4 год
№
п/п

Всего
часов

Тема

Раздел 1. Введение
Вводное занятие
1.1.
Раздел 2. Сложные ритмы
2.1.

2
2
244

Полиритмия и перкуссия тела

Раздел 3. Заключение
Заключительное занятие.
3.1.
Итоговая аттестация
ИТОГО

В том числе
теория практика
1
1
1
1
56
188

244

56

188

6

2

4

6

2

4

252

59

193

Форма
контроля
Н, Д
Н, Д
КУ, А
У, Т, КЗ,
О
КУ, Т

21

СОДЕРЖАНИЕ
4 год
Раздел 1. Введение (2 час.)
Тема 1.1. Вводное занятие. (2 час.)
Теория. Общие правила, требования к внешнему виду, правила поведения
в хореографическом классе, инструктаж по технике безопасности.
Практика. Танцевальное приветствие в разных жанрах и настроениях
(поклон). Музыкально-ритмические фигуры.
Раздел 2. Сложные ритмы (210 час.)
Тема 2.1. Полиритмия и перкуссия тела. (90 час.)
Теория. Ритмические
особенности
современных
танцевальных
направлений. Понятие полиритмии и перкуссии тела.
Сложные музыкальные размеры 6/8 и 12/8.
Акцентирование, синкопирование и слияние ударов.
Прыжковые ритмические комбинации.
Повороты (вращения) с двойными и тройными ударами.
Практика. Упражнения на разогрев мышц, на развитие подвижности
голеностопных/коленных/тазобедренных суставов, на укрепление икроножных
мышц, на выработку выносливости, координации и равновесия тела.
Упражнения на развитие музыкального слуха.
Составление сложных ритмических рисунков, выделение акцентов,
синкоп. Упражнение «Ритмические дорожки», «Прыжки», «Вращения».
Работа верхней части корпуса.
Полиритмичные и перкуссионные упражнения соло.
Ритмическая импровизация.
Раздел 3. Заключение (6 час.)
Тема 3.1. Заключительное занятие. Итоговая аттестация (6 час.)
Теория. Значение и перевод всех ранее изученных ударов. Актерское
мастерство. Закрепление ранее пройденного материала.
Практика.
Ритмическая
импровизация.
Актерское
мастерство.
Полиритмичные и перкуссионные зарисовки.

22

2.1. Условия реализации программы
Продолжительность учебного года составляет 36 недель.
Начало занятий первого года обучения не позднее 15 сентября, второго и
последующих – 1 сентября.
Окончание занятий – не позднее 31 мая.
Нерабочие и праздничные дни устанавливаются в соответствии с
Постановлениями Правительства РФ.
Промежуточная аттестация проводится по итогам освоения ДООП за 1-е
полугодие в III декаде декабря, за 2-е полугодие - в мае.
2.2. Календарный учебный график
№

Год обучения

1
2

Первый
Второй

3
4

Третий
Четвертый

Объем учебных часов Всего учебных
недель
144
36
180
36

216
252

36
36

Режим работы
2рх2ч=4ч
2рх2ч=4ч
1рх1ч=1ч
Всего 5 часов
3рх2ч=6ч
2рх2ч=4ч
1рх3ч=3ч
Всего 7 часов

2.3. Формы аттестации
Программа предусматривает три вида аттестации обучающихся.
Предварительная (вводная) аттестация проводится в целях выяснения
уровня готовности ребенка и выявления его индивидуальных особенностей.
Проводится в начале учебного года в форме наблюдения и беседы,
анкетирования на выяснение мотивов занятия хореографией.
Текущая аттестация проводится в целях оценки качества усвоения
обучающимися содержания отдельных разделов образовательной программы в
форме беседы, анализа выполнения практических заданий, открытых
просмотров, концертов.
Промежуточная аттестация проводится в целях оценки степени и
уровня усвоения обучающимися отдельной части программы или по итогам
освоения полного курса обучения. Промежуточная аттестация проводится в
конце I и II полугодия. Проводится в форме открытых просмотров, концертных
выступлений, отчетных концертов.
В качестве аттестации возможен зачет результатов участия в конкурсах и
фестивалях различного уровня.

23

2.4. Оценочные материалы.
Достижения учащихся оцениваются безотметочным способом.
Оценке подлежат:
знания основ музыкальной грамоты; основ хореографического
искусства; принципов взаимодействия музыки и танца;
умения и навыки самостоятельно исполнять ритмические упражнения;
уровень исполнения танцевальных движений, комбинаций и композиций;
соблюдение требований к безопасности при выполнении танцевальных
движений;
личностные результаты: способность к самооценке; уровень социально
ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность,
добросовестное отношение к делу, инициативность, умение быстро
переключать внимание, проявлять такие качества, как терпение, аккуратность,
умение общаться со своими сверстниками в коллективе.
Критерии входной диагностики.
Входная диагностика проводится с детьми, поступающими на первый год
обучения в форме просмотра, наблюдения или анкетирования Диагностический
контроль даѐт возможность определить уровень мотивации выбора и
устойчивости
интереса,
воспитанности
обучающихся,
творческих
способностей, отношение к трудовой деятельности. Результативность
выполнения программы отслеживается путем проведения первичного,
промежуточного и итогового этапов диагностики.
Входная диагностика на начальном этапе дает возможность педагогу
подобрать оптимальный объем учебного материала, определить точки роста
обучающихся. Во время первичной диагностики определяются следующие
данные: чувство ритма, память, музыкальность, координация, шаг, прыжок.
По результатам первичной диагностики ребѐнок, показавший только
отличные результаты по всем критериям, может быть зачислен сразу в группу
следующего года обучения. Упражнения подбираются педагогом с учѐтом
возраста ребѐнка. Старшим детям можно дать задания более сложные.
Индивидуальная беседа. Индивидуальная беседа с ребенком
предполагает прямые или косвенные вопросы о мотивах, смысле, цели учения.
Тесты - краткое стандартизированное испытание, в результате которого
делается попытка оценить тот или иной процесс.
Наблюдение. Наблюдение как метод педагогической диагностики
необходимо для сбора фактов в естественной обстановке.

24

Критерии оценивания при проведении промежуточной аттестации для
обучающихся 1-2 этапов обучения
Критерии контроля: правильность исполнения изученных упражнений,
знание порядка исполнения комбинаций. Уровни освоения программного
материала по итогам года
Низкий
уровень
Базовый
уровень
Повышенный
уровень

Критерии оценки
Обучающийся выполняет элементарные движения, которые идут по
программе обучения.
Обучающийся выполняет базовые движения. Качественно и правильно
раскладывает их по музыке. Может связывать движения в
комбинацию.
Обучающийся идеально исполняет как отдельно взятые движения, так
и полностью комбинацию в четком соответствии с музыкой и манерой
исполнения. Может сам придумать движения и составить их в
комбинацию: этюды, законченные композиции: массовые, парные,
сольные, парно – массовые.

Критерии оценивания при проведении промежуточной аттестации для
обучающихся 3-4 этапов обучения
№
п/п
1

2

3

Критерии

Низкий
уровень

Корпус
напряжен,
плечи подняты.
В
течение
выполнения
упражнений
контроль
за
положением корпуса
происходит
при
напоминании
педагога.
время Слушает
Умение слушать Во
слушания
музыкальное
музыку
музыкального
произведение,
не
произведения
– отвлекаясь.
отвлекается.
Определяет характер
Затрудняется
музыки.
определить
характер музыки.
в С помощью педагога
Умение слышать Затрудняется
определении
различает
части
музыку
частей
музыки. музыки.
Начинает
и Выполнение
заканчивает
движения
выполнение
происходит
после
движений только запоминания
Умение
контролировать
положение
корпуса

Корпус слабый
На
протяжении
выполнения
упражнений
держит
прямо
эпизодически.

Базовый
уровень

Повышенный
уровень
Корпус подтянут, но
не напряжен.
Уверенно в течение
занятия
при
выполнении
упражнений держит
спину
прямо
(самоконтроль).
Внимательно слушает
музыкальное
произведение
от
начала до конца.
Может
определить
характер музыки и
предложить
движения под нее.
Самостоятельно
различает
части
музыки.
Без
напоминания
педагога
начинает
движение сразу после
вступления
и
25

повторением
за
окружающими
детьми.
Испытывает
затруднение при
повторении
ритмического
рисунка.
Не
определяет
– сильную долю.

Ритмический
слух
(умение
повторить
простой
ритмический
рисунок
различает
длинные
и
короткие звуки,
слабые
и
сильные звуки)
Танцевальная
память
(умение
запоминать
и
повторять
простые
танцевальные
комбинации)

4

5

Повторение
танцевальной
комбинации (из 23
движений)
вызывает
затруднение.

определенных
правил педагога.

заканчивает его с
окончанием звучания
музыки.
Повторяет
Точно
повторяет
ритмический
ритмический
рисунок
с рисунок. Слышит и
небольшим
самостоятельно
количеством
отмечает (хлопком,
ошибок. С помощью словом)
сильную
педагога
отмечает долю такта.
сильную долю такта.

Исполнение
танцевальной
комбинации (из 2-3
движений)
происходит
при
помощи педагога с
небольшим
количеством ошибок
(возможно
неритмично,
невыразительно
нарушен
порядок
движений)

Точно, выразительно,
самостоятельно
повторяет
танцевальную
комбинацию (из 2-3
движений)

Результаты промежуточной аттестации фиксируются в протоколах.
Обучающийся, пропустивший более трети занятий, считается не аттестованным
и остается на повторный курс обучения. Проведенный контроль позволяет
сделать необходимую корректировку образовательной программы на
следующий учебный год.
2.5. Кадровое обеспечение
Программа может быть реализована одним педагогом дополнительного
образования, имеющим высшее образование или среднее профессиональное
образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего
образования и специальностей среднего профессионального образования
«Образование и педагогические науки». Или к реализации дополнительной
общеразвивающей программы могут быть допущены лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных
общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную
аттестацию не менее чем за два года обучения. Прошедшим обязательный
медицинский осмотр (обследование) и не имеющим ограничений к занятию
26

педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской
Федерации.
2.6. Материально-техническое обеспечение
Для успешного выполнения данной программы необходимы:
 помещения:
- хореографический зал, соответствующий требованиям СанПиН 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», оснащенный зеркалами
размером 7м х 2м на одной стене; балетными станками длиной не менее 25
погонных метров вдоль трех стен; деревянным (специализированным)
напольным покрытием.
- костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов
для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;
- раздельные раздевалки для переодевания мальчиков и девочек.
 перечень оборудования (мебели) фортепиано; стол и стул для
педагога, 2 шкафа для хранения наглядных, дидактических пособий и учебных
материалов; специальной обуви (степовок); различного реквизита.
 перечень технических средств обучения: персональный компьютер
или ноутбук для педагога, точка подключения к сети «Интернет»,
мультимедийный проектор, экран, аудио, видеоаппаратура;
 перечень
материалов,
необходимых
для
занятий:
специализированная обувь (степовки), черные шорты/лосины, белая/черная
футболка, различный реквизит, сценические костюмы: методические пособия.
2.7. Методическое обеспечение.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
является частью учебно-методического комплекса, который представляет собой
целостную систему учебно-методических документов и материалов,
обеспечивающих образовательный процесс:
 календарно-учебный график;
 сборники практических упражнений, заданий, конспекты занятий,
карточки со схемами, тесты;
 наглядные материалы (иллюстрации, фотоматериалы);
 специальные учебные пособия; дидактический материал (таблицы,
схемы, аудио- и видеоматериалы и др.)
 печатные издания по направлению деятельности.
Процесс обучения по программе должен строиться на основе возрастных
и индивидуально-психологических особенностях детей.
При организации и проведении занятий по программе необходимо
27

придерживаться следующих принципов:
- принципа сознательности и активности, который предусматривает,
прежде всего, воспитание осмысленного овладения техникой танца;
заинтересованности и творческого отношения к решению поставленных задач;
- принципа наглядности, который предполагает использование при
обучении комплекса средств и приемов: личную демонстрацию приемов,
словесное описание нового приема и т.д.; необходимо чѐтко определить баланс
в сочетании этих двух методов; излишнее словесное объяснение приводит к
потере внимания на уроках, а чрезмерный показ – к неосознанному
подражательству; показ педагога должен быть точным и аккуратным, чтобы
избежать неточностей в исполнении учащихся; французские термины
преподавателю следует переводить на русский язык и систематически
проверять их усвоение учащимися.
- принципа доступности, который требует постановки перед учеником
посильных задач;
- принципа систематичности, который предусматривает освоение новых
элементов для расширения активного арсенала приемов, регулярное
совершенствование техники элементов и чередование работы и отдыха в
процессе обучения с целью сохранения работоспособности и активности
учеников.
Дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное. В
процессе обучения осуществляются следующие задачи музыкального
воспитания, развивающие:
• музыкальное восприятие метроритма;
• умение ритмично исполнять движения под музыку, воспринимать их в
единстве;
• умение согласовывать характер движения с характером музыки;
• воображение, художественно-творческие способности;
• интерес учащихся к музыке и умение эмоционально ее воспринимать;
• музыкальный кругозор детей.
Методы обучения
С учетом методики и традиций обучения хореографическому искусству
наиболее продуктивными при реализации целей и задач данной программы
являются:
словесные методы обучения (объяснение, рассказ, беседа, диалог,
консультация), позволяют связать учебный материал с личным опытом ребенка,
обеспечить оперативную обратную связь, являются средством формирования
научного мировоззрения, поведения, положительных качеств личности
человека;
28

наглядные методы обучения (иллюстрация, демонстрация, показ),
облегчают восприятие новых сведений, сокращают время для объяснения, дают
обучающимся не только точные и определенные сведения и понятия, но и
новые представления, впечатления и ощущения, развивают наблюдательность,
повышают уверенность в своих силах;
метод наблюдения (бытовые звуки), используется для решения
различных дидактических задач. Наблюдение за окружающей средой
формирует у обучающихся умение различать звуки, развивает эстетический
вкус ребенка, помогает почувствовать яркие эмоциональные переживания,
вырабатывает собственное отношение к увиденному.
метод игры позволяет формировать равноправные, партнерские
отношения сотрудничества, привлекать к решению проблем жизненный опыт
обучающихся, вырабатывать решение задач на основе учета широкого спектра
мнений и точек зрения, обеспечивает формирование социальной
компетентности;
проектные методы (постановочная работа), обеспечивают условия для
личностно-ориентированного проявления.
практические методы (концертная деятельность), обеспечивают связь
теории и практики, способствуют закреплению и конкретизации полученных
знаний обучающихся, формированию компетенций.

29

Список литературы для педагогов
1. Буйлова
Л.–
Современные
педагогические
технологии
в
дополнительном образовании: ориентиры для выбора. М,2001.
2. Горский
В.–
Систематизация
педагогических
технологий,
используемых в дополнительном образовании. – Дополнительное образование
и воспитание,2003.
3. Некрасова Л.– Программы дополнительного образования детей.
М.:Просвещение,2007.
4.
Кирсанов В. «Тэп танец: история, теория, практика» –
Методическое пособие по направлению «Современная хореография (Тэптанец)».: ООО «ВЕК ИНФОРМАЦИИ», Москва, 2012.
5.
Шершнев В. «От ритмики к танцу» – Программа для
образовательных учреждений дополнительного образования детей.: М, 2008.
6.
Кирсанов В. «Че-чѐт-ка» – Методическое пособие и история тэптанца в России, Америке и Европе.: Издательский дом «Один из лучших», 2005.
7.
Медведева С. «Музыка ног». – Пособие по степу.: Москва, 2003.
8.
Шереметьевская Н., Кирсанов В. «Степ - это чечетка» – М.,
Молодежная эстрада, 2002.
9.
Нилов В. «Хореография» – Программа. – М, 2001.
10.
«Музыка» – Программа для внешкольных учреждений и
общеобразовательных школ. – М: Просвещение, 1986.
11.
«Музыка и движения» – Сборник для детей 6-7 лет. – М:
Просвещение, 1984.
Список литературы для обучающихся
1. Кирсанов В. «Тэп танец: история, теория, практика» – Методическое
пособие по направлению «Современная хореография (Тэп-танец)».: ООО «ВЕК
ИНФОРМАЦИИ», Москва, 2012.
2. Медведева С. «Музыка ног». – Пособие по степу.: Москва, 2003.
3. Шереметьевская Н., Кирсанов В. «Степ - это чечетка» – М.,
Молодежная эстрада, 2002.
4. Нилов В. «Хореография» – Программа. – М, 2001.
5. «Музыка» – Программа для внешкольных учреждений и
общеобразовательных школ. – М: Просвещение, 1986.
6. «Музыка и движения» – Сборник для детей 6-7 лет. – М:
Просвещение, 1984.
Интернет ресурсы:
1. https://vk.com/impresariobooks
2. https://horeografiya.com/index.php?route=information/article&id=4_1
30

3. http://www.horeograf.com/knigi
4. http://nbrb.ru/?p=5517
5. https://www.livelib.ru/selection/793549-v-pomosch-horeografu

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».