«Согласовано» Зам. директора по НМР __________________ Рецензенты программы 1.Баринова Татьяна Михайловна, профессор, кандидат педагогических наук 2.Баландович Ольга Анатольевна, заместитель директора по учебной работе Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детская художественная школа», учитель высшей категории, Отличник народного просвещения, лауреат премии губернатора Магаданской области в сфере художественного образования. Гриф «Допущено», 08.07.2013 г., приказ департамента образования администрации Магаданской области №704 2 Информационная карта ДООП I. II. III. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. IV. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. Дополнительная общеобразовательная Наименование общеразвивающая программа «Акварельная радуга» программы Направленность художественная Сведения об авторе составителе ФИО Анаева Юлия Олеговна Образование Среднее профессиональное Место работы МАУ ДО «ДД(Ю)Т» Должность Педагог дополнительного образования Электронный anaeva.julia@gmail.com адрес Сведения о программе Нормативная база 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об (отдельные образовании в Российской Федерации»; основные 2. «Стратегия развития воспитания в Российской документы) Федерации на период до 2025 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р); 3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.22 №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 093242); 6. Устав и другие локальные акты МАУ ДО «ДД(Ю)Т». Объем и срок 2 года по 72 часа освоения программы Форма обучения Очная Возраст 5 – 7 лет обучающихся 3 4.5. 4.6. V. VI. VII. Особые категории обучающихся Вид программы Ведущие формы и виды деятельности нет модифицированная Методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный. Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация. Формы организации учебного занятия: беседа, вернисаж, встреча с интересными людьми, выставка, галерея, диспут, защита проектов, игра, концерт, КВН, конкурс, конференция, круглый стол, лекция, мастеркласс, «мозговой штурм», наблюдение, олимпиада, посиделки, поход, праздник, практическое занятие, представление, презентация, семинар, соревнование, творческая мастерская, тренинг, фестиваль, экскурсия, ярмарка Методы поощрения: похвала, одобрение, награждение и т.п. Входная аттестация (беседа, наблюдение) для Формы выявления индивидуальных особенностей ребенка мониторинга результативности (интересов, первичных умений и навыков, мотивации). Текущая аттестация (наблюдение, практическая работа, игра, соревнование, выставка, самооценка). Промежуточная аттестация по полугодиям (беседа, самостоятельная работа, выставка). Программа рекомендована к реализации в 2024-2025 Дата учебном году, протокол ПС № 3 от «21» мая 2024 г. утверждения последней корректировки Оглавление. 4 Титульный лист Информационная карта ДООП 1. Комплекс основных характеристик ДООП 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. Пояснительная записка…………………………………………………… Цель, задачи программы…………………………………………………. Планируемые результаты, уровни усвоения программы………………. Учебный план, содержание 1-го года обучения………………………… Учебный план, содержание 2-го года обучения………………………… Учебный план, содержание 3-го года обучения………………………… 2. Комплекс организационно-педагогических условий ДООП 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. 2.8. Условия реализация программы…………………………………………. Календарный учебный график…………………………………………… Формы аттестации………………………………………………………… Оценочные материалы……………………………………………………. Кадровое обеспечение……………………………………………………. Материально-техническое обеспечение………………………………… Методическое обеспечение программы………………………………… Список литературы для педагога и обучающихся……………………… 30 30 30 31 31 32 32 33 3. Приложение 37 1.1. 6 11 12 16 20 25 Пояснительная записка 5 Введение. Занятия изобразительным искусством занимают важное место в воспитании и обучении обучающихся от дошкольного до юношеского возраста, являются наиболее эффективной формой художественноэстетического развития личности ребенка, так как способствует раскрепощению обучающихся, стимулирует их творческое общение, активизирует развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, воли. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ИЗО творчество» разработана с учетом современных нормативных документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; 3. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р); 4. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07 декабря 2018 г., протокол № 3); 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.09.2020 № 508 «Об утверждении Порядка допуска лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования, к занятию педагогической деятельностью по общеобразовательным программам»; 9. Приказ Министерства труда и социальной защиты 6 Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 10. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 093242); 11. Устав и другие локальные акты МАУ ДО «ДД(Ю)Т». Направленность (профиль) программы. Программа имеет художественную направленность и создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей обучающихся с учетом их возможностей и мотивации, выявление, развитие и поддержку способных. В программе представлены современные идеи и актуальные направления развития изобразительного искусства. Актуальность программы. Актуальность программы «Акварельная радуга» основывается на анализе педагогического опыта, детского или родительского спроса, современных требований модернизации образования. Известные программы по изобразительной деятельности предполагают отдельное изучение предметов. Данная программа составлена и направлена на повышение общего образовательного уровня обучающихся, развитие творческой индивидуальности ребенка и его художественного вкуса. Основные направления развития детей определены Федеральным государственным стандартом. Одним из направлений является художественно-эстетическое развитие, которое предполагает формирование элементарных представлений о видах искусства; умений восприятия изобразительного искусства, а также вовлечение детей в творческую деятельность средствами изобразительной деятельности. Однако, для детей, имеющих повышенный интерес к занятиям ИЗО деятельностью, содержание и объем времени, отводимый на занятия изо творчества в учреждениях образования, является не достаточным. Педагогическая целесообразность программы. Программа «Акварельная радуга» имеет практическую направленность, так как развивает у обучающихся умения пользоваться различными инструментами и материалами изобразительного искусства, художественные выразительность. Программа формирует интерес к изобразительному искусству, открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные способности. 7 Новизна программы. Новизна программы заключается в том, что в основе лежат два основных курса по изобразительному творчеству: ИЗО (рисунок, композиция, живопись, роспись, графика); декоративно-прикладное направление (лепка из глины: игрушки по мотивам народных промыслов, утилитарные изделия - подсвечники, колокольчики, органайзеры, свистульки, круглая скульптура, барельеф; роспись по ткани; рельеф по коже; бумагопластика). Приобретенные знания, умения и навыки на занятиях помогают в создании самостоятельных композиций и творческих работ. Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении изобразительному искусству диктует необходимость экспериментирования учащихся с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на занятиях, будет поддерживать интерес учащихся к художественному творчеству. Изобразительное искусство развивает чувство прекрасного, формирует высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство природы. Занятия изобразительным творчеством помогают развитию творческого воображения и зрительной памяти, пространственного представления, художественных способностей, изобразительных умений и навыков, волевых свойств, качеств личности, его индивидуальности. Изобразительное искусство – средство нравственного и эстетического воспитания. На первом году обучения закладывается фундамент эмоциональных связей между собственной изобразительной деятельностью детей и большим увлекательным миром искусства. У ребенка формируется устойчивый интерес. Для этого темы занятий подобраны таким образом, чтобы ребенок познакомился с различными изобразительными техниками. Для выполнения творческих заданий могут быть выбраны различные художественные инструменты и материалы. Дети знакомятся с художественными промыслами: Дымковской и Городецкой игрушкой. Простота изготовления в техническом плане, яркость и праздничность красок делает Дымковскую игрушку доступной для ребят начального курса обучения. Богатая пластика, разнообразие форм дает возможность пробовать трансформировать традиционные формы в барельеф по мотивам Дымковской игрушки (трансформация объемов в плоскость), отсюда - закрепление знаний по композиции, техника аппликации как основа работы над сюжетом, лепка на плоскости в разных уровнях по высоте относительно плинта, цвет при росписи. 8 На второй год обучения возрастает доля самостоятельности учащихся при выполнении задания по композиции и сюжету. Учитывается и региональный компонент (темы "Культурное наследие Севера" живопись, графика). Если в первый год обучения дети менее самостоятельны в выборе сюжета, композиции, инструментов и материалов, то на втором году обучения задания в большинстве носят творческий характер, где уже в основе лежит увлеченность, уверенность в своих силах и развивающийся вкус к самостоятельной деятельности. Третий год обучения предполагает творческий подход к изобразительной деятельности со стороны уже самого учащегося. Этому способствуют разнообразные изобразительные техники, тематика занятий, количество времени, отведенное на каждую тему. Категория обучающихся. Программа рассчитана на свободный набор детей в возрасте 5-7 лет. Состав группы постоянный. Наполняемость групп, согласно Уставу учреждения, составляет 15-20 человек. Форма занятий: групповая, индивидуальная (для одаренных, обучающихся ОВЗ) Срок реализации образовательной программы 2 года. Общий объем учебного времени составляет 576 часов. Формы и режим занятий. Форма обучения очная. Характерными формами организации учебной деятельности для данной программы являются групповая и индивидуальная формы обучения, характер группы может быть как одновозрастной, так и разновозрастной, численный состав групп 15-20 человек в зависимости от года обучения. Продолжительность учебных занятий определена уставом учреждения, исчисляется в астрономических часах и составляет 20 минут для обучающихся 5-7 лет. Перерыв между занятиями 10 мин. Начало занятий первого года обучения не позднее 15 сентября. Окончание занятий не позднее 31 мая. Продолжительность учебного года составляет 36 недель для 1-3 годов обучения (в количестве 144 учебных часов для 1-го года обучения, для 2-3го годов обучения 216 учебных часов). Нерабочие и праздничные дни устанавливаются в соответствии с Постановлениями Правительства РФ. 1.2. Цель и задачи программы Цель: развитие творческих способностей детей, формирование их познавательного интереса, навыков работы с различными художественными материалами. Задачи: Образовательные 9 1. Дать общее представление о видах и жанрах ИЗО и декоративноприкладного искусства; 2. Систематизировать знания о композиции в ИЗО и декоративноприкладном искусстве, раскрывая особенности декоративной композиции в отличие от композиции пейзажа, сюжетного рисунка; 3. Совершенствовать умения детей грамотно пользоваться различными средствами выразительности в ИЗО (линия, силуэт, светотень); 4. Систематизировать цветоведческие знания, научить видеть и создавать гармонию цвета, уделяя внимание наблюдениям за природой; 5. Постоянно работать над развитием пространственного мышления, творческого воображения, умением создавать художественный образ; Развивающие 1.Развивать художественные способности; 2.Способствовать формированию навыков здорового образа жизни 3.Развивать коммуникативные умения для сотрудничества, общения. 4.Поощрять стремление к выполнению общественно-значимых художественных произведений и предметов декоративно-прикладного искусства. 5. Развивать воображение, желание и умения подходить к любой своей деятельности творчески Воспитательные 1. Сформировать интерес к изобразительному искусству 2.Сформировать культуру поведения и общения в обществе 3. Обогатить нравственный опыт, представления о добре и зле; воспитать нравственные чувства, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран 4.Поощрять стремление к выполнению общественно-значимых художественных произведений и предметов декоративно-прикладного искусства. 5.Формировать позитивный социальный опыт, готовность к активным социальным действиям 1.3. Планируемые результаты обучения Программные требования к знаниям 1 год Сведения о рисунке, обучения живописи, узоре, палитре, 3 основных цвета (синий, красный, желтый), понятие о Программные требования к умениям Правильно разводить и смешивать гуашевые краски. В рисунках на темы правильно строить композицию. Выполнять Программные требования к навыкам Работать в технике плоской аппликации Правильно пользоваться 10 цветовом ряде, дополнительных цветах, теплые, холодные цвета, особенности работы гуашевыми красками. Понятие о композиции, компоновке, понятие « набросок, эскиз». Отличительные признаки Дымковской игрушки, росписи. Сведения о свойствах глины. Инструменты и материалы для изодеятельности, для работы с глиной, аппликации, бумагопластики Этапы работы в технике гратаж, отличительные особенности «облегченного» граттажа. 2 год Сведения о средствах обучения выразительности (линия, композиция, сочетание цветовых оттенков), основные средства композиции (выделение главного центра, контрасты, цветовые отношения), пропорции фигуры человека. Особенности работы акварелью, гуашью, темперой, красками для батика. Жанры, виды изо искусства Техника работы с глиной, техника аппликации (плоская, объемная). Орнамент народной узоры на шаблонах (ватман), изделиях из глины из растительных и геометрических форм. Видеть красоту времен года, знать палитру осени, зимы, весны, лета. инструментами и материалами изо. Уметь лепить простейшие формы Передать пропорции человека, животного. Передать состояние природы и времен года в композиции, выбирать формат и художественные материалы, необходимые для воплощения замысла, верно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение, цвет предметов. Определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги. бережно относиться к материалам, инструментам Изо. Работать гуашью,маслом карандашом, фломастерами, тушью, пером и др. Передавать форму предмета. Лепить миникомпозиции. Работать в технике аппликации Работать с трафаретами Выполнять узоры хохломской, городецкой, дымковской росписи. Лепить из глины работы в технике малой 11 игрушки (средней полосы России, Севера) художественные особенности батика, свойства красителей, различных тканей, этапы работы. . скульптурной пластики (барельефы, мини скульптурные композиции и др.) Работать в технике аппликации (объемной), бумагопластики, гратажа, квазикомпьютерной графики). работать в технике батик, пользоваться приспособлениями для изготовления работы по росписи ткани, воплощать задуманное на эскизе и на ткани.. Уровни усвоения программы Минимальный уровень – обучающийся овладел менее чем ½ объема знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, как правило, в беседах избегает употреблять специальные термины. В ходе практических работы выполняет простые виды изделий. В процессе выполнения работы постоянно обращается за помощью к педагогу. Очевидны ошибки на всех этапах выполнения работы. Низкая активность предъявления результатов своей деятельности (участие в выставках, конкурсах только на уровне детского образовательного объединении). Базовый уровень – обучающийся овладел о более ½ объем знаний, умений и навыков, предусмотренных программой. В беседах сочетает специальную терминологию с бытовой. Практические работы выполняет на основе образцов, с достаточной степенью самостоятельности, с соблюдением технологической последовательности. Изделие выполняет достаточно аккуратно, при выполнении отдельных операций допускает небольшие погрешности. Хорошая активность предъявления результатов своей деятельности (участие в выставках, конкурсах на уровне детского образовательного объединении или учреждения). Повышенный уровень - объем знаний, умений и навыков соответствует программным требованиям. В беседах специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием. Изделия выполняются аккуратно, с соблюдением последовательности ведения работы, с элементами творчества. Высокая самостоятельность при выполнении практических работ и активность в предъявлении результатов своей творческой деятельности (участие в 12 конкурсных и выставочных мероприятиях муниципального и регионального уровня). Творческий уровень - объем знаний превышает программные требования. Практические работы выполняются самостоятельно, качественно и творчески по собственному замыслу и фантазии. Высокая активность в предъявлении результатов своей творческой деятельности (участие в конкурсных и выставочных мероприятия на муниципальном, региональном, всероссийском уровнях). 1.4. № темы УЧЕБНЫЙ ПЛАН, СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 год обучения Наименование раздела и темы Количество часов Формы контроля Теория Практика Всего Раздел 1. Рисунок 1.1 Вводное занятие 1 1 2 1.2 6 18 24 1.3 Средства выразительности в рисунке Композиция 1 1 2 1.4 Пейзаж 3 5 8 1.5 Тематический рисунок 4 10 14 1.6 Граттаж 4 10 14 1.7 Монотипия 2 8 10 1.8 Творческий проект 2 6 8 наблюдение беседа выполнение заданий выполнение практического задания выполнение заданий выполнение заданий выполнение заданий выполнение заданий выставка Раздел 2. Декоративно-прикладное творчество 2.1. Бумагопластика 4 12 16 2.2 Лепка из глины 5 15 20 2.3. Дымковская игрушка 4 12 16 8 - 8 выполнение практического задания выполнение заданий выполнение заданий Раздел 3. Экскурсии Экскурсии Беседа наблюдение 13 Раздел 4. Итоговое занятие Итоговое занятие Итого 1 1 2 45 99 144 Беседа наблюдение СОДЕРЖАНИЕ 1 год обучения Раздел 1. Рисунок (82 ч.) Тема 1.1. Вводное занятие.(2 ч) Теория. Знакомство с особенностями изобразительного искусства как вида художественного творчества, со средствами изобразительной деятельности. Инструменты и материалы, необходимые в работе. Показ детских работ. Правила техники безопасности. Практика. Выполнение набросков, рисунков на свободную тему: «Осенний лес», «Воспоминания о лете». Тема 1.2. Средства выразительности в рисунке. (24 ч.) Теория. Характер линии, силуэт, светотень, фон – в графике; линия и пятно, контур и силуэт, тоновые отношения – в живописи. Практика. Графика - выполнение различных линий и штрихов простым карандашом (ТМ), фломастерами. Выполнение силуэтов деревьев различного характера. Выполнение градации тона от светлого к темному различными приемами: штриховка карандашом, фломастерами, гелевыми ручками, пером и тушью. На основе силуэта случайной кляксы создать выразительный образ растения, животного, насекомого. Листография «Краски осени» (понятие о монотипии – отпечатки листьев растений). Живопись – упражнения по составлению градации: насыщенности цвета, различных оттенков одного цвета, контрастных цветов. Упражнения по составлению теплой, холодной, контрастной гаммы. Виды красок (акрил, акварель, темпера, масло и др.), их применение в различных видах искусства. Гуашь, ее свойства. 14 Тема 1.3. Композиция. (2 ч.) Теория. Понятие о композиции (статичная, динамичная. симметричная. асимметричная), компоновке. Плановость в рисунке. Соотношение неба и построек. Показ иллюстраций (натюрморт, пейзаж, портрет). Понятие о набросках, эскизах, рисунке. Практика. Упражнения в составление композиции (наброски, эскизы), игровые упражнения на выявление неправильности постановки композиции. Тема 1.4. Пейзаж. (8 ч.) Теория. Понятие «пейзаж – как жанр изобразительного искусства», виды пейзажа, «техника исполнения – живопись». Городской, сельский, горный, морской пейзаж. Беседа об особенностях жанра. Закрепление знаний и навыков по созданию композиции. Практика. Выполнение выставочных работ по собственным эскизам. Выставка детских работ. Тема 1.5. Тематический рисунок. (14ч.) Теория. Тема «В мире животных». Беседа о фауне, о разнообразии животного мира Севера. Показ иллюстраций представителей животного мира Севера. Знакомство с геометрическими фигурами, при помощи которых можно изобразить животных. Показ схем животных (птицы, северные бараны, олени, медведи, лисы, зайцы, лошади, собаки, рыбы). Закрепление знаний о повадках и характере животных. Тема «Элементы дворцовой архитектуры». Беседа о возникновении дворцовой архитектуры. Показ произведений искусства художников разных эпох, иллюстраций. Показ схем элементов дворцовой архитектуры. Практика. Выполнение эскизов и набросков по схемам с передачей характера и повадок животных. Выставка детских работ. Тема 1.6. Граттаж. (14 ч.) Теория. «Облегченный» гратаж. Понятие гратаж. Беседа о свойствах восковых мелков, особенности работы с ними, использование красок (акварель, гуашь). Последовательность работы. Показ работ прошлых лет. Этапы работы в технике гратаж. Инструктаж по работе с инструментами. Практика. Для «облегченного гратажа» - выполнение рисунка «Экскурсия в…(музей, по городу, на ТЭЦ, на выставку и др.). Подготовка бумаги для работы в данной технике, наброски для гратажа. Выполнение гратажа (темы: «Зимний пейзаж», «Мир животных», «Инопланетяне», «Волшебный мир сказки»). Выставка детских работ. 15 Тема 1.7. Монотипия (10 ч.) Теория. Понятие «монотипии». Акварель, ее свойства. Показ детских работ. Знакомство с техникой выполнения монотипии на стекле, ватмане акварелью. Инструктаж по работе со стеклом. Практика. Выполнение отпечатков на ватмане (упражнения «бабочка», « на что похоже»). Работа со стеклом (грунтовка мылом, акварельные пятна, отпечаток на ватмане). Использование отпечатка как фона. Творческая работа «Осенний пейзаж», «Мир фантазии», «Кто же это - отгадай!» (гелевые ручки, фломастеры). Выставка работ. Тема 1.8. Творческий проект. (8 ч.) Теория. Беседа о темах, которые изучались в течение года (рисунок, живопись, орнамент). Определение темы, сюжета работы. Примерные темы: «Профессии нашей области», «Природа нашего края», «Символы края», «Жизнь народов Севера», «Обычаи народов Севера», «Сказки». Практика. Выполнение работы в смешанной технике. Выставка детских работ. Раздел 2. Декоративно-прикладное творчество (52 ч.) Тема 2.1. Бумагопластика. (16 ч.) Теория. Понятия аппликация, объемная аппликация, бумагопластика, мобильная композиция, развертка, трафарет, шаблон. Показ детских работ. Беседа о свойствах бумаги, инструментах. Правила техники безопасности. Практика. Выполнение аппликации «Новогодняя елочка», «Преобразование квадрата Малевича», мобильная композиция «Символ года» («Подарок маме»), объемная аппликация «Пасхальная корзина» («Маскарад»). Выставка детских работ. Тема 2.2. Лепка из глины. (20 ч.) Теория. Техника лепки. Инструменты. Выставка изделий из глины. Рассказ об истории возникновения промысла. Знакомство со свойствами глины, инструментами. Техника лепки. Техника безопасности. Показ схемы. Показ приемов лепки с опорой на схемы. Барельеф "Любимые сказки". Показ иллюстраций, выставка. Понятие о барельефе. Понятие о плинте. Техника безопасности по работе с инструментами (скальпель). Понятие композиции в барельефе. Практика.Выполнение упражнений раскатывания шариков, лепѐшечек, колбасок. Отработка навыков работы со стеком, палочкой, скалкой, 16 формирование гладкой поверхности с помощью воды и кисточки. Лепка шариков, плоских форм: «Гусеница на листике», «Бабочка» (барельеф), сувенир «Пасхальное яйцо», новогодний сувенир «Символ года». Лепка барельефа Тема 2.3. Дымковская игрушка (16 ч.) Теория. Беседа о Дымковской игрушке. Показ готовых изделий; показ поэтапных приѐмов лепки с опорой на схему. Понятие о пропорциях, закрепление знаний о традиционном изображении животных. Беседа о росписи как виде декоративно-прикладного искусства. Демонстрация иллюстраций, изделий промысла. Дымковская роспись - основные цвета, орнамент, формы. Орнамент на круге, квадрате, полоске, овале; понятие о ритме орнамента и конструкции. Закрепление знаний о различиях данного промысла. Практика. Лепка игрушек с учетом пропорций и канонов Дымковской игрушки; работа над образом (петушок, лошадка, барышня). Выполнение приемов, элементов росписи на бумаге, на глине, на разделочных досках. Отработка навыков росписи гуашью. Изготовление шаблонов по трафаретам под роспись. Выставка детских работ. Раздел 3. Экскурсии (8 ч.) Теория. Посещение различных выставок, художественной школы (МЦК, Молодежный центр, областной музей). Тема 4. Итоговое занятие. Теория. Опрос детей (чему научились за учебный год: тесты, опросники, кроссворды) Практика. Игра-викторина «Что мы знаем? Что умеем?» для 7-8 лет. Показ лучших детских работ с анализом автора (для 10-18 лет). 1.5. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. СОДЕРЖАНИЕ. 2 год обучения № темы Наименование раздела и темы Количество часов Формы контроля Теория Практика Всего Раздел 1. Рисунок 1.1 Вводное занятие 1 1 2 1.2 Монотипия 3 14 17 1.3 Пейзаж 4 16 20 1.4 Тематический рисунок 5 19 24 наблюдение беседа выполнение заданий выполнение практического задания выполнение заданий 17 1.5 Рисование с натуры 2 8 10 1.6 Северные (живопись) 2 8 10 1.7 Граттаж 1 11 12 1.8 Квазикомпьютерная графика 2 6 8 просторы выполнение заданий выполнение практического задания выполнение заданий выполнение заданий Раздел 2. Декоративно-прикладное творчество 2.1. Бумагопластика 4 13 17 выполнение практического задания выполнение заданий выполнение заданий выполнение заданий выполнение заданий выполнение заданий 2.2 3 17 20 2.3. Малая скульптурная пластика Городецкая роспись 4 12 16 2.4 Хохломская роспись 2 8 10 2.5 Пасхальное яйцо (роспись) 2 18 20 2.6 Роспись ткани 2 18 20 8 - 8 Беседа наблюдение 1 1 2 Беседа наблюдение 46 170 216 Раздел 3. Экскурсии Экскурсии Раздел 4. Итоговое занятие Итоговое занятие Итого СОДЕРЖАНИЕ 2 год обучения Раздел 1. Рисунок (103 ч.) Тема 1.1. Вводное занятие.(2 ч) Теория. Правила техники безопасности. Повторение изученного (закрепление знаний и навыков по созданию композиции, сюжета) Практика. Выполнение набросков, рисунков с передачей цветом особенностей растений по памяти. Тема "Парад цветов" Тема 1. 2. Монотипия. (17 ч.) 18 Теория. Повторение изученного; закрепление знаний о свойствах гуаши, навыков работы с краской, природным материалом (листья, растения). Создание композиции с различными сюжетами. Работа по представлению. Монотипия (масло). Показ детских работ. Техника выполнения монотипии (масло) на ватмане, стекле. Практика. Выполнение сюжетных рисунков небольшой помощью педагога. Выставка детских работ. Тема 1.3. Пейзаж. (20 ч.) Теория. "Осень" (композиция). «Зима в городе» (графика, живопись). Беседа о сезонных изменениях, характерных для этого времени года. Использование литературных произведений, показ иллюстраций. Повторение понятия цветового ряда, основных цветов осени, цветовых растяжек, понятия композиции. Практика. Выполнение выставочных работ по собственным наброскам с передачей настроения средствами цвета. Выставка работ. Выполнение работ гуашью, фломастерами, простым карандашом, граттаж, плоская аппликация (задание выполняется в наиболее интересной для ребенка технике). Тема 1.4. Тематический рисунок (24 ч.). Теория. «Почему нужно беречь природу» (композиция на экологическую тему). Беседа о защите природы, о животных, растениях, включенных в красную книгу Магаданской области, заказниках и заповедниках области. Рисунки ко Дню театра. Беседа о театре, театральных постановках любимых спектаклей, демонстрация фотографий сцен из спектаклей. Рисунки на противопожарную тему. Беседа о работе пожарных, показ иллюстраций, плакатов (детские работы). Рисунки «Здоровый образ жизни». Практика. Выполнение выставочных работ по наброскам. Выставка работ (внутристудийная, городская) Тема 1.5.Рисование с натуры. (10 ч.) Теория. Беседа «Историческое развитие рисунка от наскальной живописи до современного искусства». Понятия форма, очертания, локальный цвет предмета, композиция в рисунке. Практика. Выполнение рисунка – флажок, мяч, фрукты, комнатные растения (простой карандаш ТМ, гуашь). Тема 1.6. Северные просторы (живопись). (10 ч.) 19 Теория. Беседа эвристического характера на тему "Культурное наследие Севера". Совместная деятельность педагога и детей в поиске композиционных решений и сюжетов, подбор литературы. Практика. Выполнение набросков, эскизов, выставочных работ. Выставка творческих работ (лучших по итогам городской выставки). Тема 1.7. Граттаж. (12 ч.) Теория. Повторение этапов работы в технике граттаж. Инструктаж по технике безопасности. Практика. Выполнение набросков для граттажа, подготовка бумаги для работы в технике граттаж. Выставка работ. Тема 1.8. Квазикомпьютерная графика. (8 ч.) Теория. Понятие о квазикомпьютерной графике. Показ работ в этой технике. Практика. Выполнение набросков, рисунков в данной технике (фломастеры). Творческая работа. Выставка детских работ. Раздел 2. Декоративно-прикладное творчество (103 ч.) Тема 2.1. Бумагопластика. (17 ч.) Теория. Понятие «коллаж», «макет»; этапы работы в данной технике; объемная аппликация. Украшения к праздникам. Практика. Выполнение объемной аппликации «День Святого Валентина», «Театральный костюм», «Светлое Воскресенье»; макет новогодней открытки, к 8-му марта; коллаж, макет; украшения к праздникам. Тема 2.2. Малая скульптурная пластика (20 ч.) Теория. Выставка изделий из глины. Беседа на тему "Север наш край, наша Родина". Перенос традиционных стилизованных изображений сцен охоты, праздника молодого оленя и других в малую скульптурную пластику, глину. Сувениры к праздникам. Практика. Выполнение работы с опорой на эскизы, Выставка работ. Изготовление подарков к праздникам. Тема 2.3. Городецкая роспись. (16 ч.) Теория. Беседа о росписи как виде декоративно-прикладного искусства. Демонстрация иллюстраций, изделий городецкого промысла. Основные цвета, орнамент, формы. Композиционные, цветовые и графические особенности. Практика. Выполнение приемов, элементов росписи на бумаге, разделочных досках. Отработка навыков росписи гуашью, кистями. Изготовление шаблонов по трафаретам под роспись. Выставка работ. Тема 2.4. Хохломская роспись. (10 ч.) 20 Теория. Беседа о хохломской росписи-виде декоративно-прикладного искусства. Демонстрация готовых изделий, иллюстраций. Основные цвета, орнамент, формы. Композиционные особенности, техника росписи. Практика. Выполнение приемов, элементов росписи на бумаге, изделиях из глины, дерева (доски, сахарницы и др.). Изготовление шаблонов по трафаретам под роспись. Отработка навыков росписи гуашью (кисть). Выставка детских работ. Тема 2.5. Пасхальное яйцо (роспись). (10 ч.) Теория. Беседа о православном празднике Пасха. Показ росписи на крупных шаблонах, сувенирных яйцах. Виды росписи, разновидности пасхальных яиц. Практика. Выполнение росписи на бумаге (пасхальные открытки в виде яйца), изделиях из глины. Отработка навыков гуашью (кистями). Выставка детских работ. Тема 2.6. Роспись ткани. (20 ч.) Теория. Понятие батик, художественные особенности, виды росписи по ткани. Использование специальных красок, инструментов, воздушных фломастеров (блопенов). Этапы работы. Техника безопасности при работе с инструментами. Практика. Цветовой эскиз на ватмане, работа с тканью красками. Выставка работ. Тема 3. Экскурсии. (8 ч.) Теория. Посещение различных выставок, художественной школы. Тема 4. Итоговое занятие. (2 ч.) Теория. Самостоятельный анализ учащихся собственных работ. Практика. Синквейн, тесты, опросники, кроссворды. Итоговая выставка детских работ. Задания на лето. 2.1. Условия реализации программы Продолжительность учебного года составляет 36 недель. Начало занятий первого года обучения не поздне 15 сентября. Окончание занятий – не позднее 31 мая. Нерабочие и праздничные дни устанавливаются в соответствии с Постановлениями Правительства РФ. Промежуточная аттестация проводится по итогам освоения ДООП за 1-е полугодие в III декаде декабря, за 2-е полугодие - в мае. 2.2. Календарный учебный график № Год обучения 1 2 2 Первый Второй Третий Объем часов 144 216 216 учебных Всего недель 36 36 36 учебных Режим работы 2 р х 2 ч=4 ч 2рх3ч=6ч 2рх3ч=6ч 21 2.3. Формы аттестации Программа предусматривает три вида аттестации обучающихся. Предварительная (вводная) аттестация проводится в целях выяснения уровня готовности ребенка и выявления его индивидуальных особенностей (интересов, первичных умений и навыков, мотивации для занятия и т.д.). Проводится в начале учебного года в форме наблюдения и беседы. Текущая аттестация проводится в целях оценки качества усвоения учащимися содержания отдельных разделов образовательной программы и проводится по полугодиям в форме беседы, анализа выполнения практических заданий, участия в выставках. Промежуточная аттестация проводится в целях оценки степени и уровня усвоения обучающимися образовательной программы в целом в конце учебного года, в том числе анализ выполнения творческих работ, участия в выставках различного уровня. Достижения учащихся оцениваются безотметочным способом. Оценке подлежат знания основ изобразительной грамоты; основ прикладного искусства. умения и навыки самостоятельно выполнять различные виды работ по изобразительному творчеству; уровень выполнения рисунка и изделий декоративно-прикладного творчества, соблюдение требований к безопасности при выполнении изо работ; личностные результаты: способность к самооценке; уровень социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, умение быстро переключать внимание, проявлять такие качества, как терпение, аккуратность, умение общаться со своими сверстниками в коллективе. Промежуточная аттестация проводится по итогам освоения образовательной программы за 1-е полугодие в III декаде декабря, за 2-е полугодие - в мае. 2.4. Оценочные материалы 22 Параметры Критерии Образовательные Освоение учащимися содержания образования. результаты 1. Разнообразие умений и навыков. 2. Глубина и широта знаний по предмету. Практические и творческие достижения учащихся. 3. Позиция активности учащегося в обучении и устойчивого интереса к деятельности. 4. Разнообразие творческих достижений (выставки, конкурсы). 5. Развитие общих познавательных способностей (моторика, воображение, память, речь, внимание). Эффективность воспитательных воздействий 1. Культура поведения учащегося. 2. Стремление к аккуратности в выполнении задания. 3. Наличие стремления доводить начатое дело до конца Социальнопедагогические результаты 1. Выполнение санитарно-гигиенических требований. 2. Выполнение требований техники безопасности. 3. Характер отношений в коллективе. 4. Отношение к педагогу. 2.5.Кадровое обеспечение Программа может быть реализована одним педагогом дополнительного образования, имеющим высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки». Или к реализации дополнительной общеразвивающей программы могут быть допущены лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Прошедшим обязательный медицинский осмотр (обследование) и не имеющем ограничений к занятию педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации. 2.6. Материально-техническое обеспечение Помещения: учебный кабинет не менее 45 кв. м., соответствующий требованиям СанПиН 2.4.4.3172-14 утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.06.2014 г. № 41; Мебель: мебель для педагога (стол и стул) мебель для учащихся (столы и стулья) шкафы для хранения наглядных пособий магнитно-маркерная доска стеллажи для хранения материала раковина 23 Инструменты и оборудование: ПК, проектор, экран, кисти, краски разных видов, бумага различного качества, картон, клей различного вида. Кадровое обеспечение. Программа реализуется педагогом дополнительного образования, имеющим высшее или среднее профессиональное образование, соответствующее направленности (профилю) данной программы. 2.7. Методическое обеспечение программы Педагогические технологии: технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология дистанционного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология портфолио, здоровьесберегающая технология. Методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительноиллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный. Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация. Формы организации учебного занятия: беседа, вернисаж, встреча с интересными людьми, выставка, галерея, диспут, защита проектов, игра, концерт, КВН, конкурс, конференция, круглый стол, лекция, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, олимпиада, посиделки, поход, праздник, практическое занятие, представление, презентация, семинар, соревнование, творческая мастерская, тренинг, фестиваль, экскурсия, ярмарка Дидактическое оснащение 1.Для учащихся: -карточки для дифференцированной работы с наиболее подготовленными и слабоуспевающими детьми; -карточки с заданиями для проведения упражнений всеми учащимися группы; -средства индивидуальной наглядности (шаблоны, трафареты фигуры человека, животных, птиц, геометрические формы, рисунки по темам, карточки-консультации, листья растений, объемные изделия из глины) ; -материалы для дидактических игр (смешивание, сочетаемость цвета, геометрическое лото). 24 2.Для педагога: -наглядные пособия: плоские и объемные геометрические формы, муляжи, образцы изделий из глины, из бумаги (объемная аппликация, мобильная композиция), батик, таблицы смешивания цветов, цветового сочетания, схемы по каждой теме программы, плакаты, гербарий, работы учащихся прошлых лет обучения в различных техниках, фотографии, пособия «Цветовой круг», «Пропорции фигуры человека», «Рисование животных», тематические папки «Декоративно-прикладное искусство», «Наброски», «Орнаменты», «Пейзаж», репродукции картин русских, зарубежных художников; -книги и журналы по изобразительному искусству; -cd-rom «Энциклопедия изобразительного искусства», 2005; cd-rom «Школа рисунка и живописи», 2005; cd-rom «Большая советская энциклопедия», 2005; -методическая папка «Открытые занятия» 2015-2020. 2.8. Список литературы Литература для обучающихся 1. Асланов В., Дубко О., Зайцев Е. Словарь терминов изобразительного искусства. под ред.Кантор А.М. – Москва: Просвещение, 1994. 2. Альбедиль М. Народы мира. – Санкт-Петербург: Лань, 1997. 3. Библия для детей. – Москва: Белый город, Дарь, 2007. 4. Болтон Р. Живопись: от первобытного искусства до 21 века. – Москва: Эксмо, 2007. 5. Бриджмен Д.Б. Человек как художественный образ. Полный курс анатомического рисования. – Москва:Эксмо,2005. 6. Вурст И. Весеннее настроение. Идеи поделок из бумаги и картона. – Челябинск: Издательство «Аркаим», 2006. 7. Гагарин Б.Г. Конструирование из бумаги. – Ташкент: Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 1988. 8. Гнедич П.П. Всеобщая история искусств. – Москва: Эксмо, 2007. 9. Гольдштейн А.Ф. Зодчество. Книга для учащихся старших классов. – Москва: Просвещение,1979. 10.Дайн Г. Игрушечных дел мастера. Книга для учащихся. – Москва: Просвещение, 1984. 11.Жолобчук А.Я. Подарки из батика. – Москва: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. 12.Коновалов Э.Г. Словарь русских художников. – Москва: Эксмо, 2008. 13.Копцев В.П. Бумажная пластика. Москва: Министерство народного образования РСФСР, 1990. 25 14. Милан К. Удивительные прищепки. Идеи для поделок из прищепок. - Челябинск: Издательство «Аркаим», 2006. 15.Насекомые. Полная энциклопедия – Москва: Эксмо, 2008. 16.Никодем Г.Б. Масляная живопись. Общие сведения, материалы, техника: практическое пособие. – Москва: Эксмо, 2006. 17.Педевилла П. Веселый мир прищепок. Идеи для поделок из прищепок. - Челябинск: Издательство «Аркаим», 2006. 18.Птицы. Полная энциклопедия – Москва: Эксмо, 2008. 19.Риттерхофф А. Псомотрите, что я умею! Идеи для детского творчества. - Челябинск: Издательство «Аркаим», 2006. 20.Селиверстова Д. Рисование. Первые шаги. – Москва: Эксмо, 2007. 21.Туберовская О.М. В гостях у картин. Рассказы о живописи. – Ленинград: Детская литература,1973. 22.Ушакова О.Д Великие художники. Справочник школьника. – СанктПетербург: Издательский дом «Литера», 2007. 23.Ушакова О.Д. Великие скульпторы. Справочник школьника. – СанктПетербург: Издательский дом «Литера», 2007. 24.Федотов Г. Послушная глина. – Москва: Аст-Пресс,1997. 25.Хальбингер В. Рисуем портрет: пропорции, пластика, техника. – Москва: Эксмо, 2007. 26.Чиварди Д. Комбинация красок в живописи. – Москва: Эксмо, 2006. 27.Чиварди Д Рисунок. Техника рисования обнаженных натуры. Москва: Эксмо, 2006. 28.Шалаева Г.П. Рисование. Первый учебник вашего малыша. – Москва: Слово, Эксмо,2007. Литература для педагога 1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Книга для учителя. - Москва: Просвещение, 1984 . 2. Багдасарьян О.Н. Авторская программа «Образовательная программа студии изобразительного искусства» - Ярославль: ГОУ ЦРСДОД, 2003. 3. Базанова М.Д. Пленер. – Москва: Просвещение, 1994. 4. Барадулин В.А. Основы художественных ремесел. - Москва: Просвещение, 1999. 5. Берсеньева В.А., Романова Н.В. Вопросы орнаментации ткани. – Москва: Просвещение,1977. 6. Блинов Г.М. Сказки без слов. - Тула: Приокское книжное издательство, 1974. 7. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. - Ленинград: Искусство, 1975. 26 8. Гусакова М.А. Аппликация: учебное пособие для учащихся пед. училищ по спец. № 2002 «Дошкольное воспитание». - Москва: Просвещение, 1987. 9. Дайн Г.Л. Русская глиняная игрушка. - Москва: Легкая и пищевая промышленность, 1981. 10. Джексон Д. Поделки из бумаги. – Москва: Просвещение, 1979. 11. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. - Москва: Просвещение, 1994 г. 12. Дурасов Г.П. Каргапольская глиняная игрушка. - Ленинград: Художник РСФСР, 1986. 13. Жарретт Л., Ленард Л. Рисунок. – Москва: АСТ, Астрель,2004. 14. Заболотская И.А. Образовательная программа по изобразительному искусству «Юный художник». – ж. «Внешкольник».-№1-2-2007. 15. Зайцев А.А. Наука о цвете и живописи. - Москва: Просвещение, 1978. 16. Кирцев Ю.М. Рисунок и живопись. – Москва: Просвещение, 1992. 17. Корлов В.К. Основы художественного оформления текстильных изделий. – Москва: Просвещение, 1981. 18. Костерин Н.П. Учебное рисование . - Москва: Просвещение, 1995. 19. Купцов И.И. Родина жар-птицы. - Москва: Советская Россия, 1987. 20. Латынин Л.А. Образцы народного искусства. - Москва: Знание, 1983. 21. Лясковская О. Пленер в русской живописи. – Москва: Просвещение, 1966. 22. Макарова М.Н. Перспектива: графические задания и методические рекомендации. – Москва: Просвещение, 1989. 23. Миловский А.С. Скачи, добрый единорог. - Москва: Детская литература, 1983. 24. Методика развития творческих способностей на занятиях по рисунку, живописи и композиции. – Москва: Просвещение, 1989. 25. Натюрморт. – Москва: Просвещение, 2001. 26. Некрасова М.А. Народные мастера. Традиции школы. - Москва: Изобразительное искусство, 1985. 27. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. Книга для учителя. – Москва: Просвещение, 1987. 28. Перевертень Г.И. Самоделки из бумаги: пособие для учителя начальных классов по внеклассной работе. – Москва: Просвещение, 1983. 29. Программы для учреждений дополнительного образования детей. Выпуск 4 – Москва: ГОУ ЦРСДОД, 2002. 30. Поповых О.С. Русская народная керамика. - Москва: КОИЗ, 1957. 31. Программы для учреждений дополнительного образования детей. Выпуск 4. – Москва: ГОУ ЦРСДОД, 2002. 32. Рогов А.П. Народные мастера. - Москва: Молодая гвардия, 1982. 27 33. Розенблюм Е.А. Художник в дизайне: опыт работы Центральной учебно-экспериментальной студии художественного проектирования на Сенеже. – Москва: Искусство, 1974. 34. Розова Л.К. Дымковская игрушка. - Москва: Планета, 1971. 35. Роспись по шелку. – Москва: Валентина, №1,1995. 36. Роспись по шелку. – Москва: Валентина, №2,3, 1996. 37. Синеглазова М.А. Распишем ткань сами. – Москва: Просвещение,1998. 38. Салтыков А.Б. Русская народная керамика. – Москва: Советская Россия, 1970. 39. Соколов Г.И. Образы древней Эллады. Серия «Памятники мировой художественной культуры. – Москва: Просвещение, 1994. 40. Танкус О.В. Наука о цвете и живописи. - Москва: Просвещение, 1978. 41. Программирование образовательного процесса в системе дополнительного образования детей (методические рекомендации). Магадан: ДДЮТ, 2002 . 42. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. - Москва: Наука, 1987. 43. Халезова Н.Б. Лепка в детском саду. - Москва: Просвещение, 1986. 44. Шембел А.Ф. Основы рисунка. - Москва: Просвещение, 1969. 45. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства. – Москва: Просвещение, 1974. 46. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. - Москва: Просвещение, 1979. 47. Яблонский В.А. Преподавание предметов "Рисунок" и "Основы композиции". - Ленинград: Нева, 1959 28 Определение уровня подготовки учащихся Мониторинг образовательных результатов Признаки минимальный Базовый 1.Количество работ, выполненных за год 6 2. Посещение занятий Частые пропуски без уважительныхНе пропускает без причин уважительных причин 3. Проявляемый интерес к занятиям Минимальный интерес 4. Владение теоретическими знаниями по основным Усвоение менее половины разделам программы объема программы 8 Приложение Повышенный 10 Посещает регулярно Творческий 12 Формы контроля Выставки Хочет заниматься дополнительно Наблюдение Устойчивый интерес к виду деятельности Постоянный интерес, стремление выполнить все задания Стремление выполнить все задания, помимо Наблюдение программных Объем усвоенных знаний более половины Программы Усвоение почти всего объема знаний по программе Усвоение всего объема знаний Спецтермины употребляет осознанно 5. Владение терминологией Избегает употреблять спецтермины Сочетает спецтерминологию с бытовой лексикой 6. Соответствие практических умений и навыков программным Объем усвоенных умений и навыков составляет менее половины Объем усвоенных умений и навыков более половины 7. Использование инструментов и материалов Испытывает затруднения Работа с помощью педагога Самостоятельная работа 8. Креативность в выполнении практических заданий Выполнение простейших заданий Задания на основе образца Самостоятельное Задания с элементами творчества выполнение творческих заданий Тематические задания 9.самостоятельность в пользовании источниками информации Затрудняется, нуждается в помощи и контроле педагога Самостоятельно, не испытывает самостоятельно особых трудностей Наблюдение 10.аккуратность и ответственность в работе 11.навыки соблюдения правил безопасности в процессе деятельности удовлетворительно Объем навыков составляет менее половины Отлично отлично Наблюдение Более половины Практически все усвоил усвоил Наблюдение 12.достижения Внутристудийные, дворцовские выставки Внутристудийные, дворцовские, городские выставки Студийные, дворцовские городские, областные, российские выставки Городские, областные, российские, международные наблюдение Работа с источниками с помощью педагога и родителей Хорошо Свободно владеет, употребляет на практике Свободно владеет Овладел практически всеми всеми умениями и умениями и навыками по навыками по программе программе Тесты, опрос, наблюдение выставки Самостоятельная работа, помощь другим Собеседование Контрольные задания Наблюдение, контрольные задания Мониторинг результатов обучения по образовательной программе дополнительного образования «Изотворчество» Низкий Достаточный Оптимальный Высокий Уровни Критерии Показатели воспитанности – отношение к ценностям К человеку К обществу К культуре 1. Результаты выполнения воспитательных задач Признаки проявления показателей по каждому уровню воспитанности знание элементарных норм, усвоение, применение эмоциональная значимость правил, принципов элементарных норм и правил ситуативное проявление по инициативе «извне» (педагог, родители) Он знает правила общения; Он соблюдает правила Он способен к сопереживанию, сосредоточен исключительно поведения; не прочь оказать помощь другим, на собственной персоне. Ему думает о потребностях и но делает это тогда, когда его об нравится получать подарки чувствах других лишь изредка. этом попросят. Испытывает больше, чем дарить. Он во всем Он удовольствие, делая подарки, но ищет выгоду, думать о других предпочитает все делать с при этом в глубине души не входит в его планы. выгодой для себя. Он уверен, рассчитывает на ответный дар. что всякое дело должно адекватно вознаграждаться, не стесняется узнать, а «что мне за это будет». знает правила поведения знает правила поведения, но проявляет интерес к событиям, в обществе, но испытывает иногда их не соблюдает. переживает успехи и неудачи. некоторые затруднения. Считает, что можно решить В целом разделяет идеи для него не существует ситуации главным образом ненасилия, но при этом считает, ценностных установок. Он не силой, угрозами и это что в отдельных случаях будет противостоять естественный способ применение силы оправданно. К конфликтам, спорам и т. п. разрешения конфликтов. По силе он относится со смешанным его мнению, «сильней тот, кого чувством, полагает, что надо боятся». всегда быть готовым к противостоянию, потому что не хочет показаться слабым в глазах окружающих, но к силе будет прибегать как можно реже. слово «культура» во всех формах вызывает равнодушное культурные формы поведения рассматриваются как нечто признает объективную ценность культурных форм поведения, но поведение, построенное на убеждении: осознание значения смысла и цели Он постоянно ориентирован на других людей: подросток – альтруист. Всегда готов помочь другим людям, не ожидая просьбы с их стороны. В своих действиях бескорыстен. общественно активен, инициативен. Считает, что к насилию прибегают только слабые люди. К проявлениям силы он относится отрицательно. Уверен, что всегда есть возможность уладить конфликт, не ущемляя права других людей, уметь идти на уступки. культурные формы поведения, значимы и реализуются в 30 отношение. Знает, что представляют собой культурные формы поведения, но в своей повседневности реализует их с точностью «до наоборот». К труду К себе имеет представление о своих обязанностях в группе; более-менее сложная работа вызывает у него негативное отношение. Он придумывает массу причин, по которым за нее не стоит браться. Он с удовольствием воспользуется «плодами» чужого труда, выдавая даже их за свои. Между трудолюбием и жизненным благополучием для него нет никакой связи. самооценка неадекватна; не принимает себя, отрицательно относится к своему внешнему виду, речи, одежде и т.п. Любое изменение воспринимает потенциально катастрофичное для него. Собственная неполноценность является его навязчивой идеей. Принцип его жизни – «не высовываться». догматичное, идущие от мира взрослых, а потому обременяющее его повседневную жизнь. Он сторонник естественного выражения своих мыслей, чувств, желание и считает, что культурная огранка только помешает ему быть таким, какой он есть. выполняет трудовые обязанности, но инициативы при этом не проявляет; по возможности переложит часть своей работы на другого и не перетрудится. отнюдь не всегда руководствуется ими в своей повседневной жизни. Он находит оправдания эпизодическим проявлениям со своей стороны хамства и т.п. повседневной жизни, он тактичен, внимателен по отношению к людям, понимает необходимость сбережения культурного достояния. трудолюбив; уважение вызывает престижная работа, он может поучаствовать в другом виде работы только за «компанию». Он может помочь и в другой работе, но это его будет раздражать. самовоспитание трудовых умений и навыков; его отличает трудолюбие во всем, он берется за сложную, трудоемкую, даже нудную работу. Не стыдится никакой работа, может сам предложить что-то сделать. не позволяет себя обижать; принимает себя таким, какой он есть, лишь в отдельные моменты соей жизни. В глубине души он надеется на свою привлекательность для других, но уверен, что они в первую очередь видят недостатки. Одиночество одновременно и тягостно для него, и спасительно, предпочитает быть на «вторых» ролях. адекватно оценивает свои достоинства; принимая себя в целом, все же испытывает неловкость по поводу некоторых своих особенностей. Присутствует в нем доля сомнения и неуверенности. Самовоспитание; принимает себя таким, какой он есть. Он верит в свои силы и возможности, честно относится к себе, искренен в проявлении чувств. Комфортно чувствует себя в незнакомой компании. Он не боится одиночества, минуты уединения для него плодотворны. Он не боится быть смешным 31 К семье семья не представляет какой либо ценности, сознательное неприятие принятых в семье норм поведения, взглядов, принципов. Устойчиво негативное отношение к семье. 1.Развитие памяти, внимания внимание неустойчивое, Объем запоминаемой информации менее 1\3 производит операции по заранее заданному плану; воображение репродуктивное 2.Развитие творческого мышлентворческих способностей 3.Развитие художественного вкуса (умение сочетать цвет, форму, материал, эмоциональная выразительность) 4.Развитие интереса к какой-либо сфере деятельности 1.Информационно-коммуникативная компетенция: Умение вступать в контакт с собеседником Умение использовать различные источники информации отношение к родителям потребительское. Сам считает, что никому и ничем не обязан. Отношения в целом ситуативно- негативные. семья представляет определенную ценность, но сам факт наличия семьи, семейных традиций воспринимается как естественный («а как же иначе?»). Забота родителей воспринимается как само собой разумеющееся. 2.Результаты выполнения развивающих задач ценность семьи высоко значима. Он дорожит семейными традициями, устоями. Помнит о разных вещах, делает приятное семье. Устойчиво позитивное отношение. внимание ситуативное, объем внимание устойчивое - знания запоминаемой информации от более 2\3 1\3до 1\2 хорошо выполняет задания, но может придумать интересные инициативу проявляет редко. идеи, но не всегда может их Репродуктивное воображение с оценить, чтобы выполнить элементами творчества самостоятельно Умения отсутствует, Проявляет интерес к Отзывчив на настроение эмоционально невыразителен восприятию эстетического в произведения искусств. окружающем мире. Составляет Проявляет элементы композиции с помощью самостоятельности в подборе педагога цветов, форм и материала. присутствует на занятиях, но проявляет интерес к проявляет интерес к не активен, выполняет задания деятельности, настойчив в деятельности, настойчив в только по инструкциям достижении цели, проявляет достижении цели активность только на определенные темы 3.Показатели сформированности ключевых компетенций Низкий Достаточный Оптимальный внимание устойчивое, знания прочные Неумение вступать в диалог с собеседником не умеет соблюдать правила общения Умение составлять планы, конспекты, приводить примеры, делать выводы; Умение самостоятельно вступать в контакт с любым собеседником, учитывая его особенности. Умение использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, в т.ч. интернет- Умение работать с текстами разного жанра. Знание иностранного языка. Овладение умениями поиска, передачи, хранения информации, использование компьютера. Умение вступать в речевое общение с любым типом собеседника; соблюдать правила формального и неформального общения; Умение представить материал в табличном виде. Упорядочивание информации по алфавиту и числовым параметрам обладает творческим воображением, способен к импровизации Обогащает образ выразительными деталями, цветом, расположением. Наблюдается эмоциональноэстетическое отношение к выполнению задания. проявляет активный интерес к деятельности, стремится к самостоятельной творческой деятельности Высокий 32 ресурсы Умение брать на себя ответственность Толерантность Организация своего досуга Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни. 4.Ценностно-смысловая и общекультурная компетенция Умение высказывать свое Понимание универсальных Умение контролировать и отношение к поступкам людей, моральных человеческих оценивать свою деятельность, давать оценку своим действиям ценностей. свои достижения. («что такое хорошо и что такое плохо») Умение контролировать себя Умение анализировать и давать Умение видеть последствия адекватную оценку своим действий, регулировать свое действиям и деятельности. поведение Неумение организации досуга Умение с пользой проводить Умение организовать свободное время. полноценный досуг. 5.Компетенция личностного самосовершенствования Умение соблюдать правила Умение самостоятельно Умение контролировать и личной гигиены, режим дня. поддерживать свое здоровье и оценивать свою деятельность, не иметь вредных привычек. предвидеть последствия действий Уметь отвечать за свои действия. Быть терпимым по отношению к людям других взглядов, национальности, вероисповедания. Умение быть лидером при организации своего досуга и других. Умение противостоять к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества. 33