"ГОшечка"

«Согласовано»
Зам. директора по НМР Черенда Л.Ю. __________________

Рецензенты:
1. __________________________________________________
2. __________________________________________________

Программа рекомендована к реализации________________________________
(наименование органа, № протокола, дата рассмотрения)

2

Информационная карта ДООП
I.
II.
III.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
IV.
4.1.

Дополнительная
общеобразовательная
Наименование
общеразвивающая программа «ГОшечка»
программы
Направленность физкультурно-спортивная
Сведения об авторе составителе
ФИО
Кривобоков Руслан Анатольевич, Трубицин Степан
Васильевич
Год рождения
16.04.1972; 11.09.1990
Образование
Высшее
Место работы
МАУ ДО «ДД(Ю)Т»
Должность
Педагоги дополнительного образования
Электронный
gekael@yandex.ru; truba0baduk@gmail.com
адрес
Сведения о программе
Нормативная база 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
(отдельные
образовании в Российской Федерации»;
основные
2. «Стратегия развития воспитания в Российской
документы)
Федерации на период до 2025 года» (утверждена
распоряжением
Правительства
Российской
Федерации от 29.05.2015 № 996-р);
3. Постановление
Главного
государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
4. Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
5. Методические рекомендации по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации от 18 ноября 2015 года №
09-3242);
6. Устав и другие локальные акты МАУ ДО
3

4.2.

4.3.
4.4.
4.5.
4.6.
V.

VI.

VII.

«ДД(Ю)Т».
срок 1 год 72 часа

Объем и
освоения
программы
Форма обучения
Возраст
обучающихся
Особые категории
обучающихся
Вид программы
Ведущие формы
и
виды
деятельности

Очная
5-7 лет
нет

модифицированная
Наглядные методы: демонстрация (показ) игры Го,
наблюдение.
Словесные методы: беседа; объяснение, диалог.
Практические методы: игровые методы, активные
формы познавательной деятельности (викторины,
соревнования, турниры).
Методы
поощрения:
похвала,
одобрение,
награждение и т.п.
Входная
аттестация
(беседа,
наблюдение,
Формы
тестирование) для выявления индивидуальных
мониторинга
результативности особенностей ребенка (интересов, первичных
умений и навыков, мотивации).
Текущая аттестация (опрос)
Промежуточная
аттестация
по
полугодиям
(тестирование).
Программа рекомендована к реализации в 2024-2025
Дата
учебном году, протокол ПС № __ от «__» мая 2024 г.
утверждения
последней
корректировки

4

Содержание

I.

Титульный лист

1

Информационная карта ДООП

2

Комплекс основных характеристик ДООП
1.1.Пояснительная записка ……………………………………………….. 5
1.2.Цель, задачи программы ………………………………………........... 8
1.3.Планируемые результаты. Уровни усвоения программы…………... 9
1.4.Учебный план, содержание ………………………..…………………. 10

II. Комплекс организационно-педагогических условий ДООП
2.1. Условия реализации программы ………………….…………………. 17
2.2. Календарный учебный график ………………………………….…… 17
2.3. Формы аттестации ………………………………………………….… 17
2.4. Оценочные материалы ………………………………………….……. 18
2.5. Кадровое обеспечение …………………………………………..……. 23
2.6. Материально-техническое обеспечение ……………………..……… 24
2.7. Методическое обеспечение программы ……………………….……. 24
Список литературы для педагога и обучающихся ……………….……... 25
Приложение ……………………………………………………………….. 27

5

1.1. Пояснительная записка
Введение. Игра Го – древнее искусство, со своей историей, культурой и
этикетом. До XIX века игра Го культивировалась исключительно в Восточной
Азии, в XX веке распространилась по всему миру.
По богатству вариантов она не имеет себе равных среди родственных
видов спорта – шахмат и шашек. Обязательными атрибутами игры являются
доска и камни. Как и в шахматах, в ней все зависит от способности игрока
предвидеть ход игры, составить и воплотить в партии оптимальный план
действий.
Игра Го, как и любая настольная игра, не просто забава, это превосходный
способ для развития интеллектуальных способностей детей всех возрастов.
Хорошая память, способность к анализу, логика, развитое мышление, а также
ответственность за свои решения – вот, далеко не полный перечень качеств,
формируемый с помощью настольных игр. Подростки, с раннего возраста
регулярно играющие в интеллектуальные игры отличаются от своих
сверстников эрудированностью, широким кругозором, ответственность.
Заводя себе друзей по играм, дети находят много общего, тем самым
подготавливая себя к общению во взрослой жизни. Приобретают навыки
общения не только с друзьями, но и с противниками. При этом формируются
основные черты характера, необходимые для общения, такие, как выдержка,
терпение, а также происходит тренировка умственных способностей и
интеллектуальных возможностей, тем самым развивая свои интеллектуальные
задатки.
В настоящее время игра по общему числу игроков признана одной из
самых распространённых настольных игр в мире. В десятках стран, в том числе
и в России, созданы федерации Го, проводятся национальные чемпионаты,
чемпионаты Европы и мира среди любителей, многочисленные
профессиональные турниры. Игра входит в число пяти базовых дисциплин
Всемирных интеллектуальных игр.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ГОшечка» разработана с учетом требований современных нормативных
документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации»;
6

3. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 № 996-р);
4. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на
заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07
декабря 2018 г., протокол № 3);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным
программам среднего профессионального образования, основным программам
профессионального
обучения,
дополнительным
общеобразовательным
программам»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
18.09.2020 № 508 «Об утверждении Порядка допуска лиц, обучающихся по
образовательным программам высшего образования, к занятию педагогической
деятельностью по общеобразовательным программам»;
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
10. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 09-3242);
11. Устав и другие локальные акты МАУ ДО «ДД(Ю)Т».
Направленность (профиль) программы. Данная программа имеет
физкультурно-спортивную направленность. Содержание программы направлено
на удовлетворение индивидуальных потребностей детей в занятиях
7

интеллектуальным спортом, а также развитие и поддержку обучающихся
проявивших интерес и определенные способности к занятиям го.
Актуальность. В настоящее время в детской среде отмечается рост
интереса к настольным играм. Существующие игровые программы,
разработанные в виртуальном пространстве, как для дошкольников, так и для
подростков различного возраста не позволяют в полной мере научиться
общаться со сверстниками, поддерживать отношения с взрослыми, постичь
психологию соперника. В решении этих проблем хорошим подспорьем
являются очные занятия интеллектуальными настольными играми в рамках
детского образовательного объединения учреждения дополнительного
образования.
Данная программа разработана с учетом интереса современных детей и их
родителей, а также ориентирована на социальные потребности общества.
Новизна программы. Программа данной направленности и уровня,
предназначенной для реализации среди возрастной категории 5-7 лет,
разработана на основе экспериментальной рабочей практики авторов в
дошкольных общеобразовательных учреждениях г. Магадана и учебного
пособия А.В. Кожункова, тренера спортивной сборной команды
по Го Российской Федерации «Научитесь играть Го», 2020 год.
Программа является новой разработкой, аналогичных программ в
учреждениях дополнительного образования города Магадана не реализуется.
Отличительные
особенности
программы.
К
отличительным
особенностям дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «ГОшечка» можно отнести её уникальность.
Учебный материал в программе является подготовительным для
дальнейшей работы по программам: «Игра ГО», «Игра ГО (бадук)» Учитывая
значительный потенциал интеллектуальных игр для развития детей, внедрение
данной программы будет способствовать популяризации и распространению
данного вида деятельности в детской и подростковой среде, развитию новых
форм организации досуга подрастающего поколения. Программа составлена в
соответствии с современными нормативными правовыми актами и
государственными программными документами по дополнительному
образованию, требованиями новых методических рекомендаций по
проектированию дополнительных общеобразовательных программ и с учетом
задач, сформулированных Федеральными государственными образовательными
стандартами нового поколения.
8

Уровень программы. Содержание программы недифференцированно по
уровням сложности учебного материала с учетом возрастных потребностей (5-7
лет) обучающихся и соответствует уровню «ознакомительный», направлено на
формирование интереса и устойчивой мотивации обучающихся к занятиям го,
обеспечивает обучающимся усвоение краткой истории игры го, основной
терминологии, знакомство с базовой техникой, тактикой и стратегией игры,
правилами этикета ведения игры (общие принципы игры, правила выбора цвета
и обращения с камнями, традиции начала и окончания игры, сдача партии,
поведение во время игры).
Категория обучающихся. Программа рассчитана на обучающихся в
возрасте 5-7 лет. На обучение принимаются прошедшие стартовое
тестирование, при отсутствии медицинских противопоказаний к занятиям.
Рекомендуемое количество учащихся в группе – 8-12 чел. Состав учебной
группы формируется из обучающихся уровня «старшей группы» дошкольных
общеобразовательных учреждений. В отдельных случаях могут быть приняты
обучающиеся уровня «средняя группа» и «подготовительная группа».
Срок реализации образовательной программы 1 год. Общий объем
учебного времени составляет 72 часа
Формы и режим занятий. Форма обучения очная. Формами организации
учебной деятельности для данной программы являются групповые и
индивидуальные тренировочные и теоретические занятия.
Рекомендуемый режим занятий 1 раза в неделю по 2 часа.
Начало занятий первого года обучения не поздне 15 сентября.
Окончание занятий – не позднее 31 мая.
Продолжительность учебного года составляет 36 недель
Нерабочие и праздничные дни устанавливаются в соответствии с
Постановлениями Правительства РФ.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: создание условий для овладения обучающимися основами игры го,
развития у них волевых качеств, внимательности, мыслительных способностей,
основ логики посредством комплексного формирования стратегических и
тактических основ игры го, а так же основ культуры го.
Задачи
Образовательные:
 сформировать интерес и устойчивую мотивацию к занятиям спортом,
через освоение игры Го;
9

 познакомить с основными терминами, правилами и этикетом игры Го;
Развивающие:
 развить память, тактическое, стратегическое мышление, комбинационное
зрение;
 развивать способности самостоятельно выбирать способы решения задач
и самостоятельно действовать;
 развивать умения формировать собственную культурную среду;
 развивать коммуникативные навыки, через взаимодействие и общение с
педагогом, обучающимися детского коллектива и соперниками по игре;
Воспитательные:
 воспитать потребность в самообразовании и самореализации, чувство
коллективизма;
 воспитывать уважительное, отношение к истории и культуре своей
страны и странам с традиционной культурой Го, как источнику
жизненного опыта;
 воспитывать устремлённость, усидчивость и терпение в достижении
результатов деятельности; уважительное отношение к детям и взрослым,
к партнерам по игре.
1.3. Планируемые результаты
По итогам освоения образовательной программы обучающиеся
будут знать: базовые концепции го
будут уметь: атаковать камни противника и брать их в плен, защищать
свои камни, огораживать территорию, атаковать территорию противника,
подводить итог и определять победителя;
будут развиты коммуникативные способности, инициативность,
самостоятельность;
память,
тактическое,
стратегическое
мышление,;
элементарные математические представления об окружаем мире
получат представления о практическом применении знаний и навыков на
практике приобретут состязательный опыт
Уровни усвоения программы
Начальный уровень – обучающийся овладел менее чем ½ объема знаний,
умений и навыков, предусмотренных программой, как правило, в беседах
10

избегает употреблять специальные термины. В процессе выполнения работы
постоянно обращается за помощью к педагогу. Очевидны ошибки на всех
этапах выполнения работы. Низкая активность предъявления результатов своей
деятельности (участие в соревнованиях только на уровне детского
образовательного объединения).
Базовый уровень – обучающийся овладел не более ½ объем знаний,
умений и навыков, предусмотренных программой.
В беседах сочетает
специальную терминологию с бытовой. Практические задания с достаточной
степенью самостоятельности. При выполнении отдельных операций нуждается
в помощи педагога. Хорошая активность предъявления результатов своей
деятельности (участие в соревнованиях на уровне детского образовательного
объединения или учреждения).
Повышенный уровень - объем знаний, умений и навыков соответствует
программным требованиям. В беседах специальные термины употребляет
осознанно и в полном соответствии с их содержанием. Задания выполняются
точно, с соблюдением последовательности ведения работы, с элементами
творчества. Высокая самостоятельность при выполнении практических заданий
и активность в предъявлении результатов своей деятельности (участие в
соревнованиях муниципального и регионального уровня).
Формы проверки результатов: наблюдение, опрос, игра, соревнование,
самооценка.
1.4. Учебный план, содержание
Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа. В
программе предусмотрено изучение правил техники безопасности, применение
здоровьесберегающих технологий, а также обеспечение санитарной гигиены.
№
п/п

Наименование раздела /
Кол-во часов
Формы
темы программы
всего
теория практика контроля
Раздел I «Элементарный»
2
0
2
педагогическое
1.1 Входное тестирование
наблюдение,
анкетирование
2
1
1
педагогическое
1.2. Камни на доске. «Дыхания». Стенка.
наблюдение,
опрос
2
1
1
педагогическое
1.3. Окошко. Дверка
11

1.4. Большой дом. Конструирование

2.1. АтариГО (20 камней)

2

0

2

Раздел II «АтариГО»
2
1

1

2.2

АтариГО (20 камней)

2

0

2

2.3

Большое повторение к тесту

2

2

0

2.4

Итоговое промежуточное
тестирование

2

0

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

0

2

Раздел IV «уГОлки»
2
1

1

Раздел III «Формы»
2
3.1. ФЭМП. Верх/низ. Лево/право.
Лестница
3.2. ФЭМП. Большой/маленький,
широкий/ узкий, глубокий/мелкий,
длинный/короткий.
3.3. ФЭМП. Между и рядом; внутри и
снаружи, свой/чужой и общий,
далеко/близко/посередине.
3.4. АтариГО (до трех групп)

4.1. Правила игры.

4.2. Далеко/близко/посередине

2

1

1

4.3. Турнир

2

0

2

наблюдение,
опрос
педагогическое
наблюдение,
опрос
педагогическое
наблюдение,
опрос
педагогическое
наблюдение,
опрос
педагогическое
наблюдение,
опрос
педагогическое
наблюдение,
опрос
педагогическое
наблюдение,
опрос
педагогическое
наблюдение,
опрос
педагогическое
наблюдение,
опрос
педагогическое
наблюдение,
опрос
педагогическое
наблюдение,
опрос
педагогическое
наблюдение,
опрос
педагогическое
наблюдение,
опрос
12

5.1. Клетка (позиция 8х8)

Раздел V «доро́ГО»
2

1

1

2

1

1

5.3. Край и центр

2

1

1

5.4. Турнир

2

0

2

Раздел VI «Недотро́ГО»
2
1
6.1. Недотро́ГО. Правила игры.

1

5.2

Длинный/короткий. Глаза

Прыжок коня. Кармашек

2

1

1

6.3. «Свободное пространство».
Свой/чужой/общий

2

1

1

6.4. Турнир

2

0

2

Раздел VII «Стенки»
2
1

1

6.2

7.1

Модель «Стенки».

7.2

Далеко/близко/посередине

2

0

2

7.3

Модель «Двойные стенки»

2

1

1

2

0

2

Раздел VIII «Стульчики»
2
1
8.1. Модель «Стульчики». Правила игры.

1

7.4. Семеай, глаза

педагогическое
наблюдение,
опрос
педагогическое
наблюдение,
опрос
педагогическое
наблюдение,
опрос
педагогическое
наблюдение,
опрос
педагогическое
наблюдение,
опрос
педагогическое
наблюдение,
опрос
педагогическое
наблюдение,
опрос
педагогическое
наблюдение,
опрос
педагогическое
наблюдение,
опрос
педагогическое
наблюдение,
опрос
педагогическое
наблюдение,
опрос
педагогическое
наблюдение,
опрос
педагогическое
13

8.2. Свой/чужой/общий.

2

0

2

2

1

1

2

0

2

9.1.

Раздел IX «Завершающий»
40 камней. Правила игры.
2
1

1

9.2.

Территория и ее смысл

2

0

2

9.3.

Формы накаде. «Дуршлаг»

2

0

2

9.4.

Турнир

2

0

2

9.5.

Итоговое тестирование
ИТОГО

2
72

0
21

2
51

8.3

Йосе

8.4. Турнир

наблюдение,
опрос
педагогическое
наблюдение,
опрос
педагогическое
наблюдение,
опрос
педагогическое
наблюдение,
опрос
педагогическое
наблюдение,
опрос
педагогическое
наблюдение,
опрос
педагогическое
наблюдение,
опрос
педагогическое
наблюдение,
опрос
Тестирование

Содержание
Раздел I «Элементарный» (8 час.)
Тема 1.1. Входное тестирование (2 час.)
Практика. Входное тестирование (2 час.)
Тема 1.2. Камни на доске. «Дыхания». Стенка. (2 час.).
Теория. Главный игровой элемент го. (1час)
Практика. Подсчет «дыханий» и количества «стенок» на доске (1 час.)
Тема 1.3. «Окошко», «дверка» (2 час.).
Теория. Игровой элемент го.. (1час)
Практика. Подсчет «окошек» и «дверок» на доске (1 час.)
Тема 1.4. Большой дом. Конструирование
14

Практика. Комплексное обобщение знаний по темам 1.2 и 1.3
Раздел II «Атари го» (8 час.)
Тема 2.1. АтариГО (20 камней) (2 час.)
Теория. Объяснение правила. (1час)
Практика. Игровая практика (1 час.)
Тема 2.2. АтариГО (20 камней) (2 час.)
Практика. Игровая практика (2 час.)
Тема 2.3. Большое повторение к тесту (2 час.).
Теория. «группа», «дыхание», «окошко», «дверка», захват и защита камней» (2
час)
Тема 2.4. Итоговое промежуточное тестирование (2 час.)
Практика. Итоговое промежуточное тестирование (2 час.)

Раздел III «Формы» (8 час.)
Тема 3.1. ФЭМП. Верх/низ. Лево/право. Лестница (2 час.)
Теория. Повторение понятий (1час)
Практика. «Рисование лестницы» (1 час.)
Тема 3.2. ФЭМП. Большой/маленький, широкий/ узкий, глубокий/мелкий,
длинный/короткий. (2 час.).
Теория. Разбор понятий в применении к группам камней и пространству доски
(1 час)
Практика. Веселые картинки: шалаш – дом, чашка – блюдце, червяк – колобок,
змея – ежик. (1 час.)
Тема 3.3. ФЭМП. Между и рядом; внутри и снаружи, свой/чужой и общий,
далеко/близко/посередине. (2 час.).
Теория. Разбор понятий в применении к группам камней и пространству доски
(1 час)
Практика. Картинки или подвижные упражнения (1 час.)
Тема 3.4. АтариГО (до трех групп)
Практика. АтариГО (до трех групп) (2 час.)
Раздел IV «уГОлки» (6 час.)
Тема 4.1. Уголки. Правила игры (2 час.)
15

Теория. Правила игры (1 час)
Практика. Тренировочные игры (1 час.)
Тема 4.2. ФЭМП. Далеко/близко/посередине (2 час.).
Теория. Сравнение начальной и конечной позиции на примере понятий
«Далеко/близко/посередине (1 час)
Практика. Тренировочные игры (1 час.)
Тема 4.3. Турнир (2 час.)
Практика. Турнирные партии (2 час.)
Раздел V «Доро́ГО» (8 час.)
Тема 5.1. Клетка (позиция 8х8) (2 час.)
Теория. Правила игры (1 час)
Практика. Тренировочные игры (1 час.)
Тема 5.2. Длинный/короткий. Глаза. (2 час.).
Теория. Сравнение цепочек по длине и расположению. Глаза – «комната». (1
час)
Практика. Упражнения с карточками (1 час.)
Тема 5.3. Край и центр (2 час.).
Теория. Деление доски на части. Край и центр. Образ пирога. (1 час)
Практика. Упражнения с карточками (1 час.)
Тема 5.4. Турнир (2 час.)
Практика. Турнирные партии (2 час.)
Раздел VI «Недотро́ГО» (8 час.)
Тема 6.1. Недотро́ГО. Правила игры (2 час.)
Теория. Правила игры (1 час)
Практика. Тренировочные игры (1 час.)
Тема 6.2. Прыжок коня. Кармашек. (2 час.).
Теория. Форма прыжок коня. Применение формы (1 час)
Практика. Игра с построением кармашков (1 час.)
Тема 6.3. «Свободное пространство». Свой/чужой/общий (2 час.).
Практика. Тренировочные игры (2 час.)
Тема 6.4. Турнир (2 час.)
Практика. Турнирные партии (2 час.)

16

Раздел VII «Стенки» (8 час.)
Тема 7.1. Модель «Стенки». (2 час.)
Теория. Правила игры (1 час)
Практика. Тренировочные игры (1 час.)
Тема 7.2. Далеко/близко/посередине. (2 час.).
Практика. Игра с применением понятий (1 час.)
Тема 7.3. Модель «Двойные стенки». Семеай. Глаза. (2 час.).
Теория. Разбор понятий «семеай», «глаза». (1 час)
Практика. Тренировочные игры (2 час.)
Тема 7.4. Турнир (2 час.)
Практика. Турнирные партии (2 час.)
Раздел VIII «Стульчики» (8 час.)
Тема 7.1. Модель «Стульчики». (2 час.)
Теория. Правила игры (1 час)
Практика. Тренировочные игры (1 час.)
Тема 7.2. Свой/чужой/общий. (2 час.).
Практика. Игра с применением понятий (1 час.)
Тема 7.3. Понятие «Йосе» - окончание игры. (2 час.).
Теория. Сохранение хода для приобретения очков. (1 час)
Практика. Тренировочные игры (1 час.)
Тема 7.4. Турнир (2 час.)
Практика. Турнирные партии (2 час.)
Раздел IX «Завершащий» (10 час.)
Тема 7.1. Игра 40 камней. (2 час.)
Теория. Правила игры (1 час)
Практика. Тренировочные игры (1 час.)
Тема 7.2. Территория и ее смысл (2 час.).
Теория. Понятие «территория». (1 час)
Практика. Игра с применением понятия (1 час.)
Тема 7.3. Формы накаде. «Дуршлаг» (2 час.).
Теория. Как правильно закончить партию. (1 час)
Практика. Тренировочные игры (1 час.)
Тема 7.4. Турнир (2 час.)
Практика. Турнирные партии (2 час.)
17

Тема 7.5. Завершающее тестирование (2 час.)
Практика. Тестирование (2 час.)
2.1. Условия реализации программы
Продолжительность учебного года составляет 36 недель.
Начало занятий первого года обучения не поздне 15 сентября.
Окончание занятий – не позднее 31 мая.
Нерабочие и праздничные дни устанавливаются в соответствии с
Постановлениями Правительства РФ.
Промежуточная аттестация проводится по итогам освоения ДООП за 1-е
полугодие в III декаде декабря, за 2-е полугодие - в мае.
2.2. Календарный учебный график
№
1

Год обучения
Первый

Объем учебных
часов
72

Всего учебных
недель
36

Режим работы
1р х 2 ч=2 ч

2.3. Формы аттестации
Программа предусматривает три вида аттестации обучающихся.
Предварительная (вводная) аттестация, проводится в целях выявления
его индивидуальных особенностей (интересов, первичных умений и навыков,
мотивации для занятия и т.д.). Проводится в начале учебного года в форме
тестирования.
Текущая аттестация, проводится в целях оценки качества усвоения
учащимися содержания отдельных разделов образовательной программы и
проводится в форме опроса.
Промежуточная аттестация проводится по итогам освоения
образовательной программы за 1-е полугодие текущего года в III декаде
декабря, за 2-е полугодие – во II декаде мая форме тестирования. Одной из
форм контроля может быть участие в соревнованиях различных уровней,
спортивных фестивалях.
Достижения учащихся оцениваются безотметочным способом. Оценки
подлежат уровень теоретических знаний и практических умений по основным
разделам учебного плана программы, личностного развития ребенка в процессе
18

реализации дополнительной образовательной общеразвивающей программы.
2.4. Оценочные материалы
Мониторинг
результатов освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«ГОшечка»
Показатели
(оцениваемые
параметры)

Критерии

Степень
выраженности
оцениваемого
качества
I.Теоретическая подготовка обучающегося:
1.1
Теоретические Соответствие
минимальный уровеньзнания по основным теоретических
обучающийся овладел
разделам учебного плана знаний
менее чем ½ объема
программы
обучающегося
знаний,
программным
предусмотренных
требованиям
программой;
базовый
уровеньобучающийся освоил
практически
весь
объем
знаний,
предусмотренных
программой
за
конкретный период;
повышенный уровеньобъем
знаний
превышает
программный
1.2. Владение
Осмысленность и
минимальный уровень
специальной
правильность
- обучающийся, как
терминологией по
использования
правило,
избегает
тематике программы
специальной
употреблять
терминологии
специальные
термины;
базовый уровень обучающийся
сочетает специальную
терминологию
с

Методы
диагностики

педагогическое
наблюдение,
тестирование,
контрольный
опрос

собеседование

19

бытовой;
повышенный уровеньобучающийся
специальные термины
употребляет
осознанно и в полном
соответствии с их
содержанием.
II. Практическая подготовка обучающихся
2.1.
Практические Соответствие
минимальный уровень
умения
и
навыки, практических
–
обучающийся
предусмотренные
умений и навыков
овладел менее чем ½
программой
(по программным
предусмотренных
основным
разделам требованиям
умений и навыков;
учебно-тематического
базовый уровень плана программы)
обучающийся овладел
практически
всеми
умениями
и
навыками,
предусмотренными
программой
за
конкретный период;
повышенный уровеньпрактические навыки
превышают
программные
2.2. Творческие навыки Креативность
в
(творческое отношение к выполнении заданий
делу и умение воплотить
его в готовом продукте)

начальный
(элементарный)
уровень
развития
креативности
–
обучающийся
в
состоянии выполнять
лишь
простейшие
практические задания
педагога;
репродуктивный
уровень-выполняет в
основном задания на
основе образца;
творческий уровень-

анализ
итогов
участие
в
турнирах,
соревнованиях

анализ итогов
участие в
турнирах,
соревнованиях

20

выполняет
практические задания
с
элементами
творчества.

III. Общеучебные умения и навыки ребенка
минимальный уровень
3.1.
Учебно- Самостоятельность
в подборе
уменийинтеллектуальные
литературе
обучающийся
умения
3.1.1. Умение подбирать
испытывает серьезные
и
анализировать
затруднения
при
специальную литературу
работе с литературой,
нуждается
в
постоянной помощи и
контроле педагога;
базовый уровень работает
с
литературой
с
помощью
педагога
или родителей;
повышенный уровень
-работает
с
литературой
самостоятельно,
не
испытывает особых
трудностей.
3.1.2.
Умение Самостоятельность
минимальный уровень
пользоваться
в пользовании
умений
различными
источниками
обучающийся
источниками
информации
испытывает серьезные
информации
(в том
затруднения
при
числе
Интернетработе
с
источники)
компьютерными
источниками,
нуждается
в
постоянной помощи и
контроле педагога;
базовый уровень работает
с
компьютерными
источниками
с

анализ,
наблюдение

анализ,
наблюдение

21

3.2.
Учебноорганизационные
умения и навыки
3.2.1.
Умение
организовать
свое
рабочее (учебное) место

Способность
самостоятельно
готовить свое
рабочее место к
деятельности и
убирать его за собой

3.2.2.
Навыки Соответствие
соблюдения в процессе реальных навыков
деятельности
правил соблюдения правил
безопасности
безопасности
программным
требованиям

3.3. Учебнокоммуникативные
умения:
3.3.1.
Умение
слушать и слышать
педагога
3.3.2.
Умение
выступать
перед
аудиторией

помощью
педагога
или родителей;
повышенный уровень
работает
самостоятельно,
не
испытывает особых
трудностей.
по аналогии с п.3.1.2. анализ,
наблюдение

минимальный уровень
- обучающийся
овладел менее чем ½
объема навыков
соблюдения правил
безопасности,
предусмотренных
программой;
базовый уровеньобъем усвоенный
навыков составляет
более ½;
повышенный уровень
– обучающийся
освоил практически
весь объем навыков,
предусмотренных
программой за
конкретный период).
по аналогии с п.3.1.2.

анализ,
наблюдение

по аналогии с п.3.1.2.

анализ,
наблюдение

Адекватность
восприятия
информации,
идущей от педагога
Свобода владения и
подачи
обучающимся

анализ
наблюдение

22

подготовленной
информации
Мониторинг
личностного развития ребенка в процессе усвоения дополнительной
образовательной программы «ГОшечка»
Показатели
(оцениваемые
параметры)
I. Организационноволевые качества:
1.1. Терпение

1.2. Воля

1.3. Самоконтроль

Критерии

Способность
переносить
(выдерживать)
известные нагрузки
в течение
определенного
времени,
преодолевать
трудности.
Способность
активно побуждать
себя к
практическим
действиям.
Умение
контролировать
свои поступки
(приводить к
должному свои
действия).

II. Ориентационные
качества:
2.1. Самооценка

Способность
оценивать себя
адекватно
2.2. Интерес к занятиям в реальным
детском объединении
достижениям.
Осознанное
участие ребенка в
освоении
образовательной

Степень выраженности
оцениваемого качества

Методы
диагностики

- терпения хватает
Наблюдение
меньше чем на ½ занятия
- терпения хватает
больше чем на ½ занятия
- терпения хватает на все
занятие
-волевые усилия ребенка Наблюдение
побуждаются извне
- иногда – самим
ребенком
- всегда – самим
Наблюдение
ребенком
- ребенок постоянно
находится под
воздействием контроля
из вне
- периодически
контролирует себя сам
- постоянно
контролирует себя сам
- завышенная
Анкетирование
- заниженная
Тестирование
- нормальная
интерес
к
занятиям
продиктован
ребенку
извне
- интерес периодически
поддерживается самим
ребенком
23

программы

III. Поведенческие
качества:
3.1. Конфликтность
(отношение ребенка к
столкновению интересов
(спору) в процессе
взаимодействия
3.2. Тип сотрудничества
(отношение ребенка к
общим делам детского
объединения)

- интерес постоянно
поддерживается
ребенком
самостоятельно

Тестирование,
Способность занять периодически метод
определенную
провоцирует конфликты незаконченного
позицию в
- сам в конфликтах не предложения
конфликтной
участвует, старается их Наблюдение
ситуации
избежать
пытается
Умение
самостоятельно уладить
воспринимать
возникающие
общие дела, как
конфликты
свои собственные
- избегает участия в
общих делах
- участвует при
побуждении извне
- инициативен в общих
делах

2.5. Кадровое обеспечение
Программа может быть реализована одним педагогом дополнительного
образования, имеющим высшее образование или среднее профессиональное
образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего
образования и специальностей среднего профессионального образования
«Образование и педагогические науки», или к реализации дополнительной
общеразвивающей программы могут быть допущены лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных
общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную
аттестацию не менее чем за два года обучения, прошедшим обязательный
медицинский осмотр (обследование) и не имеющем ограничений к занятию
педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской
Федерации.

24

2.6. Материально-техническое обеспечение
Для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «ГОшечка» необходимо следующее:
 помещение: учебный кабинет, соответствующий требованиям СанПиН
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 перечень оборудования (мебели) учебного помещения: классная доска 1
штука, стол и стул для педагога, 8 ученических стандартных столов и 16
стульев, регулируемых по высоте, 2 шкафа для хранения учебных материалов и
инвентаря;
перечень материалов, необходимых для занятий: демонстрационная
доска 1 шт. 120 х 120 см. с комплектом магнитных камней 2-х цветов; доска для
игры в Го 9 Х 13 см. из расчета 1 доска на 2-х обучающихся, доска для игры в
Го 13 Х 19 см. из расчета 1 доска на 2-х обучающихся, комплект камней двух
контрастных цветов (не менее 360 шт.) из расчета 1 комплект на 2
обучающихся, чаши (сосуды с крышками) для хранения камней,1 комплект на
2- х обучающихся, таймер 1шт. на 2-х обучающихся.
 перечень технических средств обучения: персональный компьютер или
ноутбук для педагога, точка подключения к сети «Интернет», мультимедийный
проектор, экран, принтер по 1 штуке; магнитно-маркерная доска.
Информационное обеспечение:
Электронные образовательные ресурсы (аудио, видео), обучающие
видеоролики
http://www.sente.ru/video-uroki-po-igre-go/,
специальные
компьютерные программы, информационные технологии.
2.7. Методическое обеспечение
Данная программа составлена на основе источника - дополнительная
общеразвивающая образовательная программа «Игра го» (Кожунков А. В.,
Кривобоков А.В., Устюжина М.А.).
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ГОшечка» является частью учебно-методического комплекса, который
представляет собой целостную систему учебно-методических документов и
материалов, обеспечивающих образовательный процесс:
25

 календарно-тематический план;
 сборники практических работ, заданий, тестов;
 методические рекомендации по игре Го;
 наглядные
материалы
(демонстрационные
образцы,
схемы,
иллюстрационный материал);
 специальные учебные пособия;
 печатные и электронные издания по направлению деятельности.
В то же время, содержание учебно-методического комплекса
предполагает вариативность.
На занятиях с детьми педагог опирается на следующие принципы:
 научность и связь теории с практикой;
 систематичность, последовательность, доступность и посильность;
 активность (заинтересованность детей);
 наглядность;
 прочность овладения знаниями и умениями;
 воспитывающий характер соревнований.
В зависимости от поставленных задач педагог на занятиях использует
различные приёмы:
 убеждение, пример, разъяснение;
 показ, подражание, упражнения, приучение;
 поощрение, похвала, оценка, взаимооценка;
 сотрудничество;
 свободный выбор;
и методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего
объединяя их. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает
теоретическую часть и практическое выполнение задания.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Литература для педагога
Го самая пленительная игра в мире. В 2-х томах (2001 г.)
Бозулич Р. «Научись играть в Го 1 часть Игра Го для начинающих»
Есинори К. «Задачи по Го для начинающих, том 3, 20 кю - 15 кю»
Есинори К. «Энциклопедия Го-проблем для начинающих т 1-2» (2004 г.)
Косуги К. «38 основных дзесэки» (2005 г.)
Осташкин В., Нилов Г. «Школа Го» (1975 г.)
Отакэ Хидео «10 заповедей Го» (2000 г.)
26

8.
9.
10.
11.
12.

Отакэ Хидео «Теория фусеки это просто» (2001 г.)
Харуяма, Нагахара “Основы техники Го”
Шикшин В. “Теория и практика сэмэай” – Казань 2003.
Шикшин В. “Теория и практика форм” – Казань 2003.
Янсен Ф. «Начала Го. Шаг за шагом. Книжка для начинающих» (2001 г.)

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Литература для обучающихся
Богатский А. «Основы Го1-2 том» (2001 г.)
Р. Бозулич «Научись играть в Го 1 часть Игра Го для начинающих»
Есинори К. «Задачи по Го для начинающих, том 1-4, 20 кю - 15 кю»
Отаки Хидео «Теория фусеки это просто» (2001 г.)
Отаки Хидео «Теория фусеки это просто» (2001 г.)
Панюков Е. «Задачи для начинающих 1-8 том» (2016 г.)

Интернет-ресурсы
1.
http://go-game.ru/uchebnik-go - вводный курс для обучения правилам Го и
основным приемам.
2.
http://go-game.ru/zadachi/- решение задач он-лайн (база школы «Сэнтэ»)
3.
"http://gochild2009.appspot.com/"/ - задачи и лекции для детей
4.
"http://www.goproblems.com/"/ - большая база задач
5.
"http://www.sente.ru/": - сайт школы «Сэнтэ» (литература, форум, лекции).
Програмы для ПК и android
1.
Igowin – программа для игры с ПК 9х9 для начинающих
2.
HactarGo – программа для игры оболочка Android
3.
SmartGo – редактор игры, сборник задач, база партий профессионалов
прошлого и настоящего времени, тренажер для игры с ПК
Игровые сервера
1.
www.gokgs.com - самый функциональный игровой сервер и содержащий
русскую комнату.
2.
www.go-online.com - самый простой игровой сервер
3.
"http://www.wbaduk.com/"com – программа для игры по сети интернет
4.
https://colorgoserver.com/ - сервер для игры и наглядного обучения

27

Приложение №1
к ДООП «ГОшечка)»

Глоссарий
Японское название термина
Атари
Готэ
Дамэ
Иккен-тоби
Йосэ
Кэйма
Кири
Коми
Косуми
Миаи
Накадэ
Поннуки
Секи
Сенте
Сите
Сэмэай
Тенген
Ханэ
Цукэ

Значение термина
- ход, оставляющий только одну степень у группы
- потеря темпа
- степень свободы у группы камней
- прыжок через один пункт от своего камня
- завершающая стадия игры
- ход буквой Г, как конь в шахматах
- разрезание
- компенсация Белым за право первого хода Черными
- ход по диагонали от своего камня
- два равносильных хода
- ход, не дающий построения двух глаз
- форма после съедения одного камня
- патовая позиция
- ход без потери темпа
- лестница (вариант захвата камней)
- борьба групп за выживание
- центральный пункт доски
- Плотный и огибающий камни противника ход
- ход вплотную к камню противника

28

Приложение №2
к ДООП «Гошечка»

Рекомендуемый комплекс упражнений
общего воздействия и упражнений гимнастики для глаз
С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения
обучающихся на занятиях рекомендуется проводить физкультминутки и
гимнастику для глаз.
Рекомендуемый комплекс упражнений общего воздействия
1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. Исходное
положение (и.п.) - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
2. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. - стойка
ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть
таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным.
Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
3. Упражнение для мобилизации внимания. И.п. - стоя, руки вдоль
туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на
плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую
руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3
раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.
Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики для глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая
до 5. Повторять 4 - 5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль
(считать до 5). Повторять 4 - 5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая
головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки
влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 - 5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом
перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторять 4 - 5 раз
5. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движений глазами в правую
сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть
вдаль на счет 1 - 6. Повторять 1 - 2 раз

29

Приложение №3
к ДООП «Гошечка»

Перечень диаграмм (стартовых позиций) для учебных игр.

Рис. 1. Стартовая позиция для игры «АтариГО»

Рис. 2. Стартовая позиция для игры «Уголки»
30

Рис. 3. Стартовая позиция для игры «ДороГО»

Рис. 4. Стартовая позиция для игры «НедотроГО»
31

Рис.5. Стартовая позиция для игры «Стенки»

Рис.6. Стартовая позиция для игры «Стенки двойные»
32

Рис.7. Стартовая позиция для игры «Стульчики»

Рис.8. Стартовая позиция для игры «40 камней»
33

Рис. 9. Стартовая позиция для игры «40 камней» (с коми)

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».