"Умники и умницы"

Информационная карта ДООП
I.

Наименован Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Умники и умницы»
ие
программы

II. Направленн Социально-гуманитарная
ость
III Сведения об авторе составителе
.
3.
1.

ФИО

Хамлова Кристина Витальевна

3.
2.

Год
рождения

30.04.1991 года

3.
3.

Образование

ВПО

3.
4.

Место
работы

МАУ ДО «ДД(Ю)Т»

3.
5.

Должность

Педагог – психолог

3.
6.

Электронны
й адрес

Педагог дополнительного образования
Kristi1232@bk.ru

IV Сведения о программе
4.
1.

Нормативная
база
(отдельные
основные
документы)

1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2.
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года» (утверждена распоряжением Правительства
Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р);
3.
Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ
от28.09.2020
№
28«ОбутверждениисанитарныхправилСП2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
4.
ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот27.0
7.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществленияобразовательнойдеятельностиподополнительнымобще
образовательнымпрограммам»;
2

4.
2.

5.
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства
образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года
№ 09-3242);
6.
Устав и другие локальные акты МАУ ДО «ДД(Ю)Т».
Объем и срок 1 год 36 часов
освоения
программы

4.
3.

Форма
обучения

Очная

4.
4.

Возраст
обучающихся

7-10 лет

4.
5.

Особые
категории
обучающихся

нет

4.
6.

Вид
программы

модифицированная

Наглядные методы: демонстрация (показ), наблюдение.
Словесные методы: беседа; объяснение, диалог, консультация,
тренинг.
Практические методы: проектный, игровой и др., активные формы
познавательной деятельности (викторины, выставки, творческие
конкурсы).
Методы поощрения: похвала, одобрение, награждение и т.п.
Входная аттестация (наблюдение, беседа и анкетирование) для
VI Формы
.
мониторинга выявления индивидуальных особенностей ребенка (интересов,
результативн первичных умений и навыков, мотивации).
Текущая аттестация (беседа, анализ выполнения практических
ости
заданий).
Промежуточная аттестация по полугодиям (задания на логику,
внимание).
Программа рекомендована к реализации в 2024-2025 учебном году,
VI Дата
протокол ПС № 3 от «21» сентября 2024г.
I. утверждения
последней
корректировк
и
V.

Ведущие
формы
и
виды
деятельности

3

Содержание

I.

Титульный лист

1

Информационная карта ДООП

2

Комплекс основных характеристик ДООП
1.1.Пояснительная записка ……………………………………………….. 5
1.2. Цель, задачи программы ………………………………………........... 10
1.3.Планируемые результаты. Уровни усвоения программы…………... 11
1.4.Учебный план, содержание ………………………..…………………. 13

II. Комплекс организационно-педагогических условий ДООП
2.1. Условия реализации программы ………………….…………………. 16
2.2. Календарный учебный график ………………………………….…… 16
2.3. Формы аттестации ………………………………………………….… 16
2.4. Оценочные материалы ………………………………………….……. 17
2.5. Кадровое обеспечение …………………………………………..……. 18
2.6. Материально-техническое обеспечение ……………………..……… 18
2.7. Методическое обеспечение программы ……………………….……. 19
Список литературы для педагога и обучающихся ……………….……... 21

4

1.1. Пояснительная записка
Введение.
Во врем занятий по предложному курсу у детей происходит становление
различных форм самосознания и самоконтроля, у них уходит страх сделать
неправильный шаг в учебе, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
Отсутствие отметок снижает тревожность, вследствие этого у многих ребят возникает
интерес к учебе, если до этого была снижена мотивация, а у кого то эта мотивация
закрепляется. Не только проходят статично, но так есть и выполнение подвижных
заданий на развитие и познавательных процессов и коммуникации между
школьниками.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми задач.
Задачи подобраны с возрастными и интеллектуальными способностями детей.
Программа «Умники и Умницы» разработана с учетом требований современных
нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации»;
3. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №
996-р);
4. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утверждена заседании
проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07 декабря 2018 г.,
протокол №3);
5. Концепция развития дополнительного образования до 2030 года (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р);
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от28.09.2020 №28
«Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
7. ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот27.07.2022 № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерацииот13.03.2019 № 114 «Об
утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий
осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими
образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам,
образовательным программам среднего профессионального образования, основным
5

программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным
программам»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.09.2020 № 508 «Об
утверждении Порядка допуска лиц, обучающихся по образовательным программам
высшего
образования,
к
занятию
педагогической
деятельностью
по
общеобразовательным программам»;
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
11. Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18 ноября 2015 года № 09-3242);
12. Устав и другие локальные акты МАУ ДО «ДД(Ю)Т».
Направленность (профиль) программы. Данная программа имеет социальногуманитарную направленность. Содержание программы направлено на создание
условий по развитию познавательных процессов воспитанников (памяти, внимания,
мышления, воображения, ощущений, восприятия).
Актуальность программы. В рамках данной программы задания и упражнения
даются детям не только на имеющиеся у них знания и не на овладение детьми
доступным материалом, а задания, которые выходят их зоны актуального развития
детей. Формируют навыки творческого мышления и умение решать нестандартные
задачи. Так же, программа развивает познавательную активность и самостоятельную
мыслительную деятельность обучающихся.
Отличительной особенностью программы является использование активных
формы обучения: дискуссия, так же задания решаются не всегда индивидуально, но и в
группах, что требует от ребенка взаимодействия с одноклассниками. В процессе
групповой работы дети учатся не только высказывать свое мнение, но и слушать
других, приходит к общему решению.
Категория обучающихся.
На обучение принимаются все желающие без предъявления специальных
требований. Программа рассчитана на детей в возрасте 7-10лет. Количество детей в
группе составляет от 15 до 25 человек.
Срок реализации образовательной программы составляет 1 год. Общий объем
учебного времени - 36 часа.
Уровень программы – базовый.
Особенности организации образовательного процесса:
Педагогическая целесообразность. На данных занятиях происходить развитие
познавательных процессов по средствам игр и увлекательных заданий для детей.

6

Возрастные особенности обучающихся. Данный возрастной период 7-10 лет в
педагогике характеризуется как младший школьный возраст.
Он
отличается
интенсивным
умственным
развитием,
становлением
произвольного внимания и развитием воссоздающего (репродуктивного) воображения.
Дети в этом возрасте обращают свое внимание на то, что им непосредственно
интересно, что выделяется яркостью и необычностью. Направлять и сохранять
внимание на нужных предметах или информации ребенок учится постепенно. К 9-10
годам у ребенка формируется произвольное (целенаправленное) внимание и умение
направлять его на решение конкретной задачи. Младшие школьники обладают не
богатым воображением. Воссоздаваемые образы и объекты отличаются бедностью
деталей и лишь приблизительно характеризуют реальный объект.
В процессе обучения педагогу необходимо уделять внимание формированию
воссоздающего (репродуктивного) воображения, которое является важнейшим
условием развития творческого (продуктивного) воображения.
В этом возрасте детей интересуют не содержание деятельности, а свое
продвижение в ней. Для развития интереса к занятиям любым видом деятельности на
занятиях важно создавать и поддерживать «ситуацию успеха» для ребенка, постоянно
показывать ему положительные результаты его деятельности.
Формы и режим занятий. Характерными формами организации учебной
деятельности для данной программы являются коллективная, групповая,
индивидуальная. Формы занятий определяются местом и временем занятия, его целями,
спецификой выполняемых работ.
Продолжительность учебного занятия определена уставом учреждения,
исчисляется в академических часах и составляет 40 мин. Рекомендуемый режим
занятий: 1 раз в неделю по 1 час.
Здоровьесбережение. Сбережение здоровья обучающихся на занятиях,
формирование у них установки на здоровый образ жизни происходит путем подбора
таких технологий преподавания, которые с учетом возрастных особенностей могут
максимально помочь снизить перегрузки детей и сохранить их здоровье при статичном
обучении. Работа по сохранению физического здоровья на занятии включает в себя
несколько компонентов:
 Физкультминутка из 3-х лёгких упражнений, позволяющих снять
накопившееся утомление.
 Смена видов учебной деятельности на занятии.
 Чередование методов обучения (словесные, наглядные, практические).
 Применение методов, способствующих активизации деятельности (свободная
беседа, самооценка, взаимооценка).
 Соблюдение санитарно-гигиенических норм в кабинете.
7

 Создание психологического комфорта.
Данные компоненты позволяют параллельно решать задачи охраны и сохранения
здоровья обучающихся как в физиологическом, так и в психологическом аспектах.
Благодаря использованию современных технологий оказывается возможным
обеспечить наиболее комфортные условия каждому ребенку, учесть его
индивидуальные особенности, а, следовательно, минимизировать негативные факторы,
которые могли бы нанести вред его здоровью.
1.2. Цель и задачи
Целью программы: способствовать развитию психических процессов ребенка
(мышлению, памяти, воображению, восприятии, речи).
Задачи:
образовательные:
 расширить кругозор на основании получения новой информации;
 расширить знаний об окружающем мире.
развивающие:

развивать самостоятельность, ответственности, мобильности в принятии
решений.

развивать обобщение, произвольную память;

развивать творческие способности;

развивать интеллектуальные способности;

развивать логическое мышление, развивать память, внимание;

развивать познавательную активность;

развивать мелкую и крупную моторику;

формировать внутреннюю позицию школьника;

развивать эмоциональную и коммуникативную сферу детей;
воспитательные:
поддерживать высокий уровень интереса к познавательной активности у
детей.
создать условия для формирования психологических новообразований младшего
школьного возраста;
создавать в классе условия для построения системы учебного сотрудничества;
формировать ценностность отношения ребенка к себе и к окружающим его
людям;
1.3. Планируемые результаты. Уровни усвоения.
Предполагаемый результат освоения программы
Успешное усвоение программы способствует развитию познавательной сферы
ребенка: увеличивается объем кратковременной вербальной памяти; развивается
8

произвольное и непроизвольное внимание, словесно-логическое мышление, формирует
положительное отношение к себе и сверстникам, повышает познавательный интерес к
учебной деятельности, повышает эффективность обучения.
У учащихся должны быть сформированы следующие предметные умения:
 уметь концентрировать внимание на отдельных предметах;
 анализ
объектов с целью выделения признаков (существенных,
несущественных);
 синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное
достраивание с восполнением недостающих компонентов;
 установление причинно-следственных связей;
 уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
образовательных задач в зависимости от конкретных условий.
У
учащихся
обучения
должны
быть
сформированы
следующие
метапредметные умения:
 определять и формулировать цель деятельности;
 составлять план действий по решению проблемы;
 высказывать свое предположение;
 работать по предложенному плану;
 отличать верно выполненное задание от неверного;
 делать выводы о результате совместной работы всех учеников;
 сравнивать и группировать предметы;
 вступать в беседу, слушать и понимать других;
В течение периода обучения будут созданы условия для формирования
личностных умений:
 принимать учебные цели, проявлять желание учиться;
 оценивать свои эмоциональные реакции, ориентироваться в нравственной
оценке собственных поступков;
 признавать собственные ошибки. Сопоставлять собственную оценку своей
деятельности с оценкой окружающих.
Формы проверки результатов: наблюдение, контрольные вопросы, творческие
задания, практическая работа, беседа, выставка, самооценка. В процессе обучения дети
получат опыт проектной деятельности, участия в выставках и конкурсах различного
уровня, совместной работы в коллективе.
1.4. Учебный план, содержание
Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа. В программе
предусмотрено изучение правил техники безопасности при работе с ручным
инструментом, а также обеспечение санитарной гигиены.
9

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
темы
заня
тия
1
2

Кол-во часов
Наименования раздела и темы
занятия

теория

Раздел 1. Введение (1 ч.)
Вводное занятие
Раздел 2. Диагностический блок (1 ч.)
Стартовая диагностика уровня развития
познавательных процессов
Раздел 5. Развитие внимания (8 ч.)
Упражнения на концентрацию
внимания.
Упражнения на координацию
движений.
Анализ зрительного образа.
Наблюдательность
Выполнение заданий на невербальное
общение
Раздел 4. Развитие памяти (6 ч.)
Тренировка слуховой памяти.
Тренировка зрительной памяти.

практи
ка

Беседа

1
1

Раздел 7. Подведение итогов (1 ч.)
Итоговое занятие.
Итоговая аттестация
Итого: 36 часов
10

Тестирование
Тестирование

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

2

1
1
1

2
1
1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

Тестирование
Практическая
работа
Практическая
работа
Беседа

1

1

Практическая
работа

1

1

Темы 3. Развитие мышления (16 ч.)
Мышление по аналогии. Обобщение.
Поиск логических закономерностей.
Логические лабиринты
Задания на пространственное
мышление. Графемика.
Викторины и загадки.
Развитие наглядно – образного
мышления.
Формирование способности выделять
существенные признаки предметов.
Увлекательная математика
Раздел 6. Развитие воображения (4 ч.)
Совершенствование воображения.
Развитие наглядно-образного
мышления.
Изучение мира эмоций

Формы контроля

1
17

19

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Тестирование
Тестирование

Практическая
работа.
Тестирование

СОДЕРЖАНИЕ
Содержание программы
Учебно-тематическое планирование
Категория обучающихся: ученики 1 классов (6-7 лет)
Срок обучения: 36 часов , в течение года
№
п/
Задачи
п
1 Знакомство.
Пояснение целей и задач
занятий.
Установление контакта.

2

3

Развитие концентрации
внимания.
Развитие
пространственного
восприятия и
сенсомоторной
координации
Развитие навыков
саморегуляции.
Тренировка внимания
Совершенствование
мыслительных операций
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать.

4

Тренировка слуховой
памяти.
Совершенствование
мыслительных операций

5

Тренировка зрительной

Содержание
- Вводная беседа.
- Психотехнические игры и упражнения на
снятие психоэмоционального напряжения,
развития слухового и зрительного
восприятия, внимания. (психогимнастика,
«снежный ком», «улыбка», «нос, пол,
потолок», «запрещенное движение»,
«бывает не бывает»
- Рисование. Графический диктант.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Саймон сказал»,
«Веселый счет»)
- Графический диктант. Штриховка.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Животные растения», «Право - лево»)
- Графический диктант. Штриховка.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Незнайки», «лево право»)
- Графический диктант. Штриховка.
- Психогимнастика.
11

памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.

6

7

8

Развитие логического
мышления.
Обучение поиску
закономерностей
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
Совершенствование
воображения.
Развитие нагляднообразного мышления.

Развитие быстроты
реакции.
Совершенствование
мыслительных операций.

Развитие концентрации
внимания.
Развитие
пространственного
восприятия и
сенсомоторной
координации
10 Тренировка внимания
Совершенствование
мыслительных операций
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать.
9

11 Тренировка слуховой
памяти.
Совершенствование

- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Зайкибарабанщики», «Саймон сказал»)
- Графический диктант. Штриховка.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Лево - право»,
«Веселый счет»)
- Графический диктант. Штриховка.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Что можно сделать из…»)
- Решение ребусов.
- Графический диктант. Штриховка.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Работа в тетради.
- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок»,
«Зернышки»)
- Графический диктант. Штриховка.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное
движение», «Зеркало»)
- Графический диктант. Штриховка.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Гимнастика в
зоопарке», «Веселый счет»)
- Графический диктант. Штриховка.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
12

мыслительных операций

12 Тренировка зрительной
памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.

13 Развитие логического
мышления.
Обучение поиску
закономерностей
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
14 Совершенствование
воображения.
Развитие нагляднообразного мышления.

15 Развитие быстроты
реакции.
Совершенствование
мыслительных операций.
16 Развитие концентрации
внимания.
Развитие
пространственного
восприятия и
сенсомоторной
координации
17 Тренировка внимания
Тренировка слуховой
памяти.
Совершенствование
мыслительных операций

тетради.
- Динамическая пауза («Тень», «Будь
внимателен»)
- Графический диктант. Штриховка.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Веселый счет»)
- Графический диктант. Штриховка.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Гимнастика в
зоопарке», «Да - нет»)
- Графический диктант. Штриховка.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Что можно сделать из…»)
- Решение ребусов.
- Графический диктант. Штриховка.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Работа в тетради.
- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок»,
«Животные - растения»)
- Графический диктант. Штриховка.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное
движение», «Саймон сказал»)
- Графический диктант. Штриховка.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Зеркало»,
13

18 Тренировка зрительной
памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.

19 Развитие логического
мышления.
Обучение поиску
закономерностей
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
20 Увлекательная математика

21 Развитие быстроты
реакции.
Совершенствование
мыслительных операций.
22 Развитие концентрации
внимания.
Развитие
пространственного
восприятия и
сенсомоторной
координации
23 Тренировка внимания
Совершенствование
мыслительных операций
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать.
24 Тренировка слуховой
памяти.

«Незнайки»)
- Графический диктант. Штриховка.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Из чего»)
- Графический диктант. Штриховка.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Гимнастика в
зоопарке», «Да - нет»)
- Графический диктант. Штриховка.
Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Игра «Складывать легко!» (подсчитай и
раскрась рисунок)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Работа в тетради.
- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок»,
«Смена имен»)
- Графический диктант. Штриховка.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное
движение», «Зеркало»)
- Графический диктант. Штриховка.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Гимнастика в
зоопарке», «Саймон сказал…»)
- Графический диктант. Штриховка.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
14

Совершенствование
мыслительных операций

25 Тренировка зрительной
памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.

26 Развитие логического
мышления.
Обучение поиску
закономерностей
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать
27 Увлекательная математика

28 Развитие быстроты
реакции.
Совершенствование
мыслительных операций.
29 Развитие концентрации
внимания.
Развитие
пространственного
восприятия и
сенсомоторной
координации
30 Тренировка внимания
Совершенствование
мыслительных операций
Развитие аналитических
способностей и
способности рассуждать.

- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Лево - право»,
«Будь внимателен»)
- Графический диктант. Штриховка.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Да - нет»)
- Графический диктант. Штриховка.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Гимнастика в
зоопарке», «Да - нет»)
- Графический диктант. Штриховка.
Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Игра «Складывать легко!» (подсчитай и
раскрась рисунок)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Работа в тетради.
- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок»,
«Зернышки»)
- Графический диктант. Штриховка.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное
движение», «Зеркало»)
- Графический диктант. Штриховка.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Гимнастика в
зоопарке», «Саймон сказал»)
15

31 Тренировка слуховой
памяти.
Совершенствование
мыслительных операций

32 Увлекательная математика

33 Совершенствование
воображения.
Развитие нагляднообразного мышления.
34 Изучение мира эмоций
(Радость, печать)
35 Изучение мира эмоций
(Гнев, грусть)
36 Итоговое занятие

- Графический диктант. Штриховка.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Лево - право»,
«Будь внимателен»)
- Графический диктант. Штриховка.
Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Игра «Вычти и увидишь! (подсчитай и
раскрась рисунок)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради «Дорисуй в кружочках»
- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Что можно сделать из…»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Игра «Паровозик настроения»
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Игра «Паровозик настроения»
Итоговая аттестация.
Подведение итогов за год.

Категория обучающихся: ученики 2 классов (8 лет)
Срок обучения: 36 часов , в течение года
№
п/
Задачи
Содержание
п
1
Обсуждение планов на - Вводная беседа.
будущее.
- Психотехнические игры и упражнения на
Постановка целей и снятие психоэмоционального напряжения,
задач на учебный год. (психогимнастика, «снежный ком», «улыбка»,
«нос, пол, потолок», «запрещенное движение»,
«бывает не бывает»
- Рисование.
2
Развитие
- Психогимнастика.
концентрации
- Разминка (вопросы – ответы)
внимания.
- Выполнение упражнений и заданий в тетради
16

Совершенствование
мыслительных
операций
3

4

Тренировка внимания
Совершенствование
мыслительных
операций
Развитие
аналитических
способностей и
способности
рассуждать.
Тренировка слуховой
памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций

5

Тренировка
зрительной памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций.

6

Развитие логического
мышления.
Обучение поиску
закономерностей
Развитие
аналитических
способностей и
способности
рассуждать
Совершенствование
воображения.
Развитие нагляднообразного мышления.

7

(«Восстанови слова», «Найди слова», «Найди
пару», «Нарисуй такую же фигуру»)
- Динамическая пауза («Саймон сказал», «Да –
нет»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради
(«Вставь по аналогии», «Слова рассыпались»,
«Развивай быстроту реакции», «Нарисуй
такую же фигуру»)
- Динамическая пауза («Животные - растения»,
«Сосед справа»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради
(«Найди лишнее слово», «Найди слова»,
«Допищи пословицу», «Нарисуй такую же
фигуру»)
- Динамическая пауза («Незнайки»,
«Перекличка»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради
(«Соедини половинки слов», «Слова
рассыпались», «Наоборот», «Нарисуй такую
же фигуру»)
- Динамическая пауза («Саймон сказал»
«Футбол»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради
(«Найди лишнее слово», «Восстанови слова»,
«Составь новое слово», «Нарисуй такую жне
фигуру»)
- Динамическая пауза («Запрещенное
движение», «Четвертый лишний»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради
(«Составь новое слово», «Вставь по аналогии»,
«Крылатые выражения»)
- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что
17

8

Развитие быстроты
реакции.
Совершенствование
мыслительных
операций.

9

Развитие
концентрации
внимания.
Развитие
пространственного
восприятия и
сенсомоторной
координации
Тренировка внимания
Совершенствование
мыслительных
операций
Развитие
аналитических
способностей и
способности
рассуждать.
Тренировка слуховой
памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций

10

11

12

Тренировка
зрительной памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций.

13

Развитие логического
мышления.

можно сделать из…»)
- Решение ребусов.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Работа в тетради («Вставь по аналогии»,
«Найди лишнее», «Найди пару», «Нарисуй
такую же фигуру»)
- Динамическая пауза («Перекличка»,
«Слушай и исполняй»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради
(«Подбери слово», «Тренируй логическое
мышление», «Найди общее название»,
«Нарисуй такую же фигуру»)
- Динамическая пауза («Запрещенное
движение», «Зеркало»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради
(«Найди лишнее слово», «Проведи аналогию»,
«Составь новые слова», «Нарисуй такую же
фигуру»)
- Динамическая пауза («Гимнастика в
зоопарке», «Закончи слово»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради
(«Вставь по аналогии», «Развивай быстроту
реакции», «Составь пару», «Нарисуй такую же
фигуру»)
- Динамическая пауза («Правильно услышим и
покажем, что услышали», «Будь внимателен»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради
(«Вставь по аналогии», «Составь пару»,
«Превращение слов», «Нарисуй такую же
фигуру»)
- Динамическая пауза («Я знаю пять ...»,
«Муха»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
18

14

Обучение поиску
закономерностей
Развитие
аналитических
способностей и
способности
рассуждать
Совершенствование
воображения.
Развитие нагляднообразного мышления.

15

Развитие быстроты
реакции.
Совершенствование
мыслительных
операций.

16

Развитие
концентрации
внимания.
Развитие
пространственного
восприятия и
сенсомоторной
координации
Тренировка внимания
Тренировка слуховой
памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций
Тренировка
зрительной памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций.

17

18

- Выполнение упражнений и заданий в тетради
(«Составь пару», «Найди общее название»,
«Найди пару», «Нарисуй такую же фигуру»)
- Динамическая пауза («Гимнастика в
зоопарке», «Перекличка»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради
(«Найди общее название», «Раздели слова по
группам», «Найди пару», «Нарисуй такую же
фигуру»)
- Динамическая пауза («Саймон сказал», «Что
можно сделать из…»)
- Решение ребусов.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Работа в тетради («Найди пару», «Найди
общее название», «Нарисуй такую же
фигуру»)
- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок»,
«Животные - растения»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради
(«Составь новые слова», «Найди лишнее
слово», «Наоборот», «Нарисуй такую же
фигуру»)
- Динамическая пауза («Запрещенное
движение», «Сосед справ»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради
(«Найди слова», «Слова рассыпались», «Найди
общее название»)
- Динамическая пауза («Зеркало», «Незнайки»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради
(«Вставь слова», «Составь слова», «Продолжи
ряд чисел»)
- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Из
чего»)
19

19

20

Развитие логического
мышления.
Обучение поиску
закономерностей
Развитие
аналитических
способностей и
способности
рассуждать
Увлекательная
математика

21

Развитие быстроты
реакции.
Совершенствование
мыслительных
операций.

22

Развитие
концентрации
внимания.
Развитие
пространственного
восприятия и
сенсомоторной
координации
Тренировка внимания
Совершенствование
мыслительных
операций
Развитие
аналитических
способностей и
способности
рассуждать.
Тренировка слуховой
памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций

23

24

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради
(«Допиши определение», «Найди лишнее
слово», «Нарисуй такую же фигуру»,
«Продолжи ряд чисел»)
- Динамическая пауза («Гимнастика в
зоопарке», «Да - нет»)
Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Игра «Умножь и узнаешь!» (подсчитай и
раскрась рисунок)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Работа в тетради («Найди общее название»,
«Восстанови слова», «Развивай логику»,
«Нарисуй такую же фигуру»)
- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок»,
«Смена имен»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради
(«Раздели слова на группы», «Найди пару»,
«Тренируй внимание», «Нарисуй такую же
фигуру»)
- Динамическая пауза («Запрещенное
движение», «Зеркало»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради
(«Найди все слова в строчках», «Вставь по
аналогии», «Впиши слова», «Нарисуй такую
же фигуру»)
- Динамическая пауза («Гимнастика в
зоопарке», «Саймон сказал…»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради
(«Раздели слова на группы», «Составь слово»,
«Волшебный квадрат»)
20

25

Тренировка
зрительной памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций.

26

Развитие логического
мышления.
Обучение поиску
закономерностей
Развитие
аналитических
способностей и
способности
рассуждать
Тренировка внимания
Совершенствование
мыслительных
операций
Развитие
аналитических
способностей и
способности
рассуждать.
Развитие быстроты
реакции.
Совершенствование
мыслительных
операций.

27

28

29

30

Развитие
концентрации
внимания.
Развитие
пространственного
восприятия и
сенсомоторной
координации
Совершенствование

- Динамическая пауза («Лево - право», «Будь
внимателен»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради
(«Превращение слов», «Вставь по аналогии»,
«Шифровальщик», «Нарисуй такую же
фигуру»)
- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Хор»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради
(«Развивай логику», «Восстанови слова»,
«Анаграммы», «Нарисуй такую же фигуру»)
- Динамическая пауза («Футбол», «Да - нет»)

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради
(«Найди общее название», «Слова
рассыпались», «Развивай внимание»)
- Динамическая пауза («Гимнастика в
зоопарке», «Саймон сказал»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Работа в тетради («Вставь по аналогии»,
«Найди лишнее слово», «Продолжи ряд
чисел»)
- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок»,
«Зернышки»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради
(«Раздели слова на группы», «Крылатые
выражения», «Развивай внимание»)
- Динамическая пауза («Запрещенное
движение», «Зеркало»)
- Психогимнастика.
21

воображения.
Развитие нагляднообразного мышления.

- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради
(«Раздели слова на группы»,
«Шифровальщик», «Найди лишнее слово»,
«Нарисуй такую же фигуру»)
- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что
можно сделать из…»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради
(«Слова рассыпались», «Вставь по аналогии»,
«Нарисуй такую же фигуру»)
- Динамическая пауза («Сосед справа», «Будь
внимателен»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради
(«Найди общее название», «Развивай
внимание», «Развивай логику»)
- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Данет»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради
(«Волшебный квадрат», «Нарисуй такую же
фигуру», «Составь слова»)
- Динамическая пауза («Футбол», «Что будет,
если...»)

31

Тренировка слуховой
памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций

32

Тренировка
зрительной памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций.

33

Развитие логического
мышления.
Обучение поиску
закономерностей
Развитие
аналитических
способностей и
способности
рассуждать
Изучение мира эмоций - Психогимнастика.
(Радость, печать)
- Разминка (вопросы – ответы)
- Прорисовывание эмоций
Изучение мира эмоций - Психогимнастика.
(Гнев, грусть)
- Разминка (вопросы – ответы)
- Прорисовывание эмоций
Итоговое занятие
Итоговая аттестация.
Подведение итогов за год.

34

35

36

Категория обучающихся: ученики 3 классов (9 лет)
Срок обучения: 36 часов, в течение года
№
п/
Задачи
Содержание
п
22

1

Обсуждение планов на
будущее.
Постановка целей и
задач на учебный год.

2

Развитие
концентрации
внимания.
Совершенствование
мыслительных
операций
Тренировка внимания
Совершенствование
мыслительных
операций
Развитие
аналитических
способностей и
способности
рассуждать.
Тренировка слуховой
памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций

3

4

5

Тренировка
зрительной памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций.

6

Развитие логического
мышления.
Развитие умения
решать нестандартные
задачи.

7

Совершенствование
воображения.
Развитие нагляднообразного мышления.

- Вводная беседа.
- Психотехнические игры и упражнения на
снятие психоэмоционального напряжения,
(психогимнастика, «снежный ком», «улыбка»,
«нос, пол, потолок», «запрещенное движение»,
«Перекличка»)
- Рисование.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Саймон сказал»,
«Хор»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Животные - растения»,
«Сосед справа», «Смена имен»)

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Незнайки»,
«Перекличка»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Саймон сказал»
«Закончи слово»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное
движение», «Четвертый лишний»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
23

8

9

10

Развитие быстроты
реакции.
Совершенствование
мыслительных
операций.
Развитие
концентрации
внимания.
Развитие умения
решать нестандартные
задачи.
Тренировка внимания
Совершенствование
мыслительных
операций

11

Тренировка слуховой
памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций

12

Тренировка
зрительной памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций.

13

Развитие логического
мышления.
Развитие умения
решать нестандартные
задачи.

14

Совершенствование
воображения.
Развитие нагляднообразного мышления.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что
можно сделать из…»)
- Решение ребусов.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Работа в тетради.
- Динамическая пауза («Перекличка»,
«Слушай и исполняй»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное
движение», «Превращение слов»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Гимнастика в
зоопарке», «Закончи слово»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Правильно услышим и
покажем, что услышали», «Будь внимателен»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Рыба, птица, зверь»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Гимнастика в
зоопарке», «Перечисли предметы на букву..»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Саймон сказал»,
«Скульптор»)
24

15

16

17

18

Развитие быстроты
реакции.
Совершенствование
мыслительных
операций.
Развитие
концентрации
внимания.
Развитие умения
решать нестандартные
задачи.
Тренировка внимания
Тренировка слуховой
памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций
Тренировка
зрительной памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций.

19

Развитие логического
мышления.
Развитие умения
решать нестандартные
задачи.

20

Увлекательная
математика

21

Развитие быстроты
реакции.
Совершенствование
мыслительных
операций.
Развитие
концентрации
внимания.

22

- Решение ребусов.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Работа в тетради.
- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок»,
«Животные - растения»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное
движение», «Сосед справа»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Зеркало», «Незнайки»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Футбол»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Что изменилось»,
«Хор»)
Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Игра «Умножь и узнаешь!» (подсчитай и
раскрась рисунок)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Работа в тетради.
- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок»,
«Смена имен»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
25

23

24

Развитие умения
решать нестандартные
задачи.
Тренировка внимания
Совершенствование
мыслительных
операций
Развитие
аналитических
способностей и
способности
рассуждать.
Тренировка слуховой
памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций

25

Тренировка
зрительной памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций.

26

Развитие логического
мышления.
Развитие умения
решать нестандартные
задачи.

27

Совершенствование
воображения.
Развитие нагляднообразного мышления.

28

Развитие быстроты
реакции.
Совершенствование
мыслительных
операций.
Развитие
концентрации

29

тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное
движение», «Зеркало»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Гимнастика в
зоопарке», «Саймон сказал…»)

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Зеваки», «Будь
внимателен»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Хор»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Разведчики», «Да нет»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что
можно сделать из…»)
- Решение ребусов.
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Работа в тетради.
- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок»,
«Зернышки»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
26

30

31

32

33

34

35

36

внимания.
Развитие
пространственного
восприятия и
сенсомоторной
координации
Тренировка внимания
Совершенствование
мыслительных
операций
Развитие
аналитических
способностей и
способности
рассуждать.
Тренировка слуховой
памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций

- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Запрещенное
движение», «Зеркало»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Закончи слово»,
«Саймон сказал»)

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Динамическая пауза («Сосед справа», «Будь
внимателен»)
Тренировка
- Психогимнастика.
зрительной памяти.
- Разминка (вопросы – ответы)
Совершенствование
- Выполнение упражнений и заданий в
мыслительных
тетради.
операций.
- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Данет»)
Развитие логического
- Психогимнастика.
мышления.
- Разминка (вопросы – ответы)
Развитие умения
- Выполнение упражнений и заданий в
решать нестандартные тетради.
задачи.
- Динамическая пауза («Перечисли предметы
», «Хор»)
Изучение мира эмоций - Психогимнастика.
(Радость, печать)
- Разминка (вопросы – ответы)
- Игра «Покажи нам гнем, грусть»
- Прорисовывание эмоций
Изучение мира эмоций - Психогимнастика.
(Гнев, грусть)
- Разминка (вопросы – ответы)
- Игра «Покажи нам гнем, грусть»
- Прорисовывание эмоций
Итоговое занятие
Итоговая аттестация.
Подведение итогов за год.
27

Категория обучающихся: ученики 4 классов (10 лет)
Срок обучения: 36 часов, в течение года
№
п/
Задачи
Содержание
п
1
Постановка целей и - Вводная беседа.
задач на учебный год. - Психотехнические игры и упражнения на
снятие психоэмоционального напряжения,
(психогимнастика, «снежный ком», «улыбка»,
«нос, пол, потолок», «запрещенное движение»,
«Перекличка»)
- Рисование.
2
Развитие концентрации - Психогимнастика.
внимания.
- Разминка (вопросы – ответы)
Совершенствование
- Выполнение упражнений и заданий в
мыслительных
тетради. («Сделай равенство верным», «Вставь
операций
по аналогии», «Подбери выражения», «Какой
фигуры не хватает?»)
- Динамическая пауза («Саймон сказал»,
«Хор»)
3
Тренировка внимания - Психогимнастика.
Совершенствование
- Разминка (вопросы – ответы)
мыслительных
- Выполнение упражнений и заданий в тетради
операций
(«Вставь недостающий слог». «Составь
Развитие
слова», «Найди антонимы», «Восстанови
аналитических
рисунок по коду»)
способностей и
- Динамическая пауза («Животные - растения»,
способности
«Сосед справа», «Смена имен»)
рассуждать.
4
Тренировка слуховой
- Психогимнастика.
памяти.
- Разминка (вопросы – ответы)
Совершенствование
- Выполнение упражнений и заданий в тетради
мыслительных
(«Вставь букву «а»», «Вставь по аналогии»,
операций
«Восстанови рисунок по коду»)
- Динамическая пауза («Незнайки»,
«Перекличка»)
5
Тренировка
- Психогимнастика.
зрительной памяти.
- Разминка (вопросы – ответы)
Совершенствование
- Выполнение упражнений и заданий в тетради
мыслительных
(«Найди названия животных», «Вставь
операций.
пропущенное число», «Какой фигуры не
хватает»)
- Динамическая пауза («Саймон сказал»
«Закончи слово»)
28

6

7

8

9

10

11

Развитие логического
мышления.
Развитие умения
решать нестандартные
задачи.

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради
(«Запиши одним словом», «Восстанови слова»,
«Вставь по аналогии», «Восстанови рисунок
по коду»)
- Динамическая пауза («Запрещенное
движение», «Четвертый лишний»)
Совершенствование
- Психогимнастика.
воображения.
- Разминка (вопросы – ответы)
Развитие наглядно- Выполнение упражнений и заданий в тетради
образного мышления.
(«Найди лишнее слово», «Расшифруй»,
«Запиши одним словом», «Нарисуй такую же
картинку»)
- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что
можно сделать из…»)
- Решение ребусов.
Развитие быстроты
- Психогимнастика.
реакции.
- Разминка (вопросы – ответы)
Совершенствование
- Работа в тетради («Вставь недостающее
мыслительных
слово», «Продолжи ряд чисел», «Получи новое
операций.
слово», «Какой фигуры не хватает»)
- Динамическая пауза («Перекличка»,
«Слушай и исполняй»)
Развитие концентрации - Психогимнастика.
внимания.
- Разминка (вопросы – ответы)
Развитие умения
- Выполнение упражнений и заданий в тетради
решать нестандартные («Восстанови слова», «Продолжи ряд чисел»,
задачи.
«Найди антонимы», «Восстанови рисунок по
коду»)
- Динамическая пауза («Запрещенное
движение», «Превращение слов»)
Тренировка внимания - Психогимнастика.
Совершенствование
- Разминка (вопросы – ответы)
мыслительных
- Выполнение упражнений и заданий в тетради
операций
(«Найди похожие слова», «Запиши одним
словом», «Найди пропущенные числа»)
- Динамическая пауза («Гимнастика в
зоопарке», «Закончи слово»)
Тренировка слуховой
- Психогимнастика.
памяти.
- Разминка (вопросы – ответы)
Совершенствование
- Выполнение упражнений и заданий в тетради
мыслительных
(«Восстанови слова», «Расшифруй», «Вставь
операций
по аналогии», «Нарисуй такую же фигуру»)
29

12

13

14

15

16

17

- Динамическая пауза («Правильно услышим и
покажем, что услышали», «Будь внимателен»)
Тренировка
- Психогимнастика.
зрительной памяти.
- Разминка (вопросы – ответы)
Совершенствование
- Выполнение упражнений и заданий в тетради
мыслительных
(«Составь третье слово», «Допиши
операций.
стихотворение», «Восстанови слова», «Какой
фигуры не хватает»)
- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Рыба, птица, зверь»)
Развитие логического
- Психогимнастика.
мышления.
- Разминка (вопросы – ответы)
Развитие умения
- Выполнение упражнений и заданий в тетради
решать нестандартные («Из двух слов составь одно», «Какой фигуры
задачи.
не хватает», «Сделай равенство верным»,
«Нарисуй в зеркальном отражении»)
- Динамическая пауза («Скульптор»,
«Перечисли предметы на букву..»)
Совершенствование
- Психогимнастика.
воображения.
- Разминка (вопросы – ответы)
Развитие наглядно- Выполнение упражнений и заданий в тетради
образного мышления.
(«Найди лишнее слово», «Из двух слов составь
одно», «Вставь по аналогии», «Какой фигуры
не хватает»)
- Динамическая пауза («Саймон сказал»,
«Футбол»)
- Решение ребусов.
Развитие быстроты
- Психогимнастика.
реакции.
- Разминка (вопросы – ответы)
Совершенствование
- Работа в тетради («Получи слово»,
мыслительных
«Восстанови слова», «Продолжи ряд чисел»,
операций.
«Восстанови рисунок по коду»)
- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок»,
«Хор»)
Развитие концентрации - Психогимнастика.
внимания.
- Разминка (вопросы – ответы)
Развитие умения
- Выполнение упражнений и заданий в тетради
решать нестандартные («Восстанови слова», «Найди лишнее слово»,
задачи.
«Анаграммы», «Нарисуй в зеркальном
отражении»)
- Динамическая пауза («Запрещенное
движение», «Сосед справа»)
Тренировка внимания - Психогимнастика.
Тренировка слуховой
- Разминка (вопросы – ответы)
30

памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций

18

19

20

21

22

23

- Выполнение упражнений и заданий в тетради
(«Найди слова в строчках», «Восстанови
слова», «Продолжи ряд чисел», «Какой
фигуры не хватает»)
- Динамическая пауза («Зеркало», «Незнайки»)
Тренировка
- Психогимнастика.
зрительной памяти.
- Разминка (вопросы – ответы)
Совершенствование
- Выполнение упражнений и заданий в тетради
мыслительных
(«Выбери два главных слова», «Какой фигуры
операций.
не хватает», «Составь анаграмму»)
- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Я
знаю…»)
Развитие логического
- Психогимнастика.
мышления.
- Разминка (вопросы – ответы)
Развитие умения
- Выполнение упражнений и заданий в тетради
решать нестандартные («Расшифруй», «Из двух слов составь одно»,
задачи.
«Расставь знаки», «Восстанови рисунок по
коду»)
- Динамическая пауза («Море волнуется»,
«Хор»)
Увлекательная
Психогимнастика.
математика
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в
тетради.
- Игра «Сделай математические вычисления»
(подсчитай и раскрась рисунок)
Развитие быстроты
- Психогимнастика.
реакции.
- Разминка (вопросы – ответы)
Совершенствование
- Работа в тетради («Из двух слов составь
мыслительных
одно», «Найди общее название», «Вставь по
операций.
аналогии», «Нарисуй в зеркальном
отражении»)
- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок»,
«Смена имен»)
Развитие концентрации - Психогимнастика.
внимания.
- Разминка (вопросы – ответы)
Развитие умения
- Выполнение упражнений и заданий в тетради
решать нестандартные («Составь третье слово», «Соедини слоги»,
задачи.
«Какой фигуры не хватает»)
- Динамическая пауза («Запрещенное
движение», «Зеркало»)
Тренировка внимания - Психогимнастика.
Совершенствование
- Разминка (вопросы – ответы)
мыслительных
- Выполнение упражнений и заданий в тетради
31

24

25

26

27

28

29

операций
Развитие
аналитических
способностей и
способности
рассуждать.
Тренировка слуховой
памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций

(«Вставь по аналогии», «Какой фигуры не
хватает», «Найди пропущенные числа»,
«Найди общее название»)
- Динамическая пауза («Гимнастика в
зоопарке», «Саймон сказал…»)

- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради
(«Вставь недостающее слово», «Вставь по
аналогии», «Найди общее название»)
- Динамическая пауза («Зеваки», «Будь
внимателен»)
Тренировка
- Психогимнастика.
зрительной памяти.
- Разминка (вопросы – ответы)
Совершенствование
- Выполнение упражнений и заданий в тетради
мыслительных
(«Восстанови рисунок по коду», «Найди общее
операций.
название», «Найди пропущенные числа»)
- Динамическая пауза («Четыре стихии»,
«Хор»)
Развитие логического
- Психогимнастика.
мышления.
- Разминка (вопросы – ответы)
Развитие умения
- Выполнение упражнений и заданий в
решать нестандартные тетради.
задачи.
- Динамическая пауза («Разведчики», «Мы
собирались в поход»)
Развитие логического
- Психогимнастика.
мышления.
- Разминка (вопросы – ответы)
Развитие умения
- Выполнение упражнений и заданий в
решать нестандартные тетради.
задачи.
- Динамическая пауза («Разведчики»,
«Цепочка слов»)
Развитие быстроты
- Психогимнастика.
реакции.
- Разминка (вопросы – ответы)
Совершенствование
- Работа в тетради («Анаграммы»,
мыслительных
«Грамматическая арифметика», «Вставь
операций.
недостающее слово»)
- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок»,
«Смена имен»)
Развитие концентрации - Психогимнастика.
внимания.
- Разминка (вопросы – ответы)
Развитие умения
- Выполнение упражнений и заданий в тетради
решать нестандартные («Грамматическая арифметика», «Найди слова
задачи.
в слове», «Найди лишнее слово»)
32

30

31

Тренировка внимания
Совершенствование
мыслительных
операций
Развитие
аналитических
способностей и
способности
рассуждать.
Тренировка слуховой
памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций

32

Тренировка
зрительной памяти.
Совершенствование
мыслительных
операций.

33

Совершенствование
воображения.
Развитие нагляднообразного мышления.

34

Изучение мира эмоций
(Радость, печать)

35

Изучение мира эмоций
(Гнев, грусть)

36

Итоговое занятие

- Динамическая пауза («Запрещенное
движение», «Зеркало»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради
(«Найди животное», «Расставь знаки», «Вставь
по аналогии»)
- Динамическая пауза («Гимнастика в
зоопарке», «Саймон сказал…»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради
(«Проведи аналогию», «Расставь знаки»,
«Закончи выражения»)
- Динамическая пауза («Зеваки», «Будь
внимателен»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради
(«Вставь недостающее слово», «Какой фигуры
не хватает», «Составь цепочку слов»)
- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Мы
собирались в поход»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Выполнение упражнений и заданий в тетради
(«Найди общее название», «Вставь по
аналогии», «Какой фигуры не хватает»,
«Восстанови рассказ»)
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Игра «Покажи нам гнем, грусть»
- Прорисовывание эмоций
- Психогимнастика.
- Разминка (вопросы – ответы)
- Игра «Покажи нам гнем, грусть»
- Прорисовывание эмоций
Итоговая аттестация.
Подведение итогов за год.

2.1. Условия реализации программы.
33

Продолжительность учебного года составляет 36 недель.
Начало занятий первого года обучения не позднее 15 сентября.
Окончание занятий – не позднее 31 мая.
Нерабочие и праздничные дни устанавливаются в соответствии с Постановлениями
Правительства РФ.
Промежуточная аттестация проводится по итогам освоения ДООП за 1-е полугодие
в III декаде декабря, за 2-е полугодие - в мае.
2.2. Календарный учебный график
№
1

Год обучения
Первый

Объем учебных часов
36

Всего учебных недель
36

Режим работы
1р х 1ч = 1ч

2.3. Формы аттестации
Формы контроля. Программа предусматривает три вида аттестации обучающихся.
Предварительная (вводная) аттестация, проводится в целях выяснения уровня
готовности ребенка и выявления его индивидуальных особенностей (интересов,
первичных умений и навыков, мотивации для занятия и т.д.). Проводится в начале
учебного года в форме собеседования, наблюдения или анкетирования.
Текущая аттестация проводится в целях оценки качества усвоения
обучающимися содержания отдельных разделов образовательной программы и
проводится по полугодиям в форме практических заданий и работ, анализа выполнения
тестирования.
Промежуточная аттестация, проводится в целях оценки степени и уровня
усвоения обучающимися образовательной программы в целом и проводится в конце
обучения в форме тестирования.
Достижения обучающихся оцениваются безотметочным способом. Оценке
подлежат качество выполнения работы, степень самостоятельности выполнения работ,
уровень творческой деятельности, уровень активности в представлении результатов
своей деятельности.
2.4. Оценочные материалы
Аттестуя обучающихся, следует учитывать их возраст и индивидуальные
особенности, способности к обучению. Ведется постоянное наблюдение за детьми,
педагогом оценивается и определяется качество выполненных работ. В процессе
обучения дети научатся выполнять проект, творческие работы, оформлять их в
соответствии с требованиями, участвовать в выставках МАУ ДО ДД(Ю)Т,
муниципальных и региональных, а также в выставках более высокого уровня
(международных). Результатами образовательной деятельности можно считать:
1.Выполнение заданий на занятиях;
34

2. Участие в интеллектуальных и творческих конкурсах.
Поэтапная система отслеживания образовательных результатов по каждому
ребенку, начинается с первого момента взаимодействия с педагогом, позволяет увидеть
его собственные успехи по сравнению с исходным уровнем.
Регулярное отслеживание результатов, может стать основой стимулирования и
поощрения обучающегося за его труд, старание, прирост мастерства – что поддержит
его стремление к новым успехам.
Параметры
Образовательные
результаты

Эффективность
воспитательных
воздействий
Социально-педагогические
результаты

Критерии
Освоение детьми содержания образования:
1.Разнообразие умений и навыков.
2.Глубина и широта знаний по предмету.
Детские практические и творческие достижения:
1.Позиция активности ребенка в обучении и устойчивого интереса к
деятельности.
2.Разнообразие творческих достижений (выставки, конкурсы, их масштаб).
3.Развитие общих познавательных способностей (моторика, воображение, память,
речь, внимание).
1.Культура поведения.
2.Аккуратность в выполнении задания и соблюдения порядка на рабочем месте.
3.Наличие стремления доводить начатое дело до конца.
1.Выполнение санитарно-гигиенических требований.
2.Выполнение требований техники безопасности.
3.Характер отношений с товарищами в коллективе.
4.Отношение к педагогу.
5. Выполнение тестовых заданий.

2.5. Кадровое обеспечение
Программа может быть реализована одним педагогом дополнительного
образования, имеющим высшее образование или среднее профессиональное
образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего
образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование
и педагогические науки», или к реализации дополнительной общеразвивающей
программы могут быть допущены лица, обучающиеся по образовательным программам
высшего
образования
по
специальностям
и
направлениям
подготовки,
соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и
успешнопрошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения,
прошедшим обязательный медицинский осмотр (обследование) и не имеющем
ограничений
к
занятию
педагогической
деятельностью,
установленных
законодательством Российской Федерации.
2.6. Материально-техническое обеспечение
35

Для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Книга сказок» необходимо следующее:
 помещение: учебный кабинет, соответствующий требованиям СанПиН
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 перечень оборудования (мебели) учебного помещения: классная доска 1
штука, стол и стул для педагога, до 15 ученических стандартных столов и до 25стульев,
регулируемых по высоте.
 перечень технических средств обучения: персональный компьютер или
ноутбук для педагога, точка подключения к сети «Интернет», мультимедийный
проектор, экран по 1 штуке; магнитно-маркерная доска;
Информационноеобеспечение: презентации по темам; инструкции и
технологические карты; электронные образовательные ресурсы (аудио,видео)
,специальные компьютерные программы ,информационные технологии.
2.7. Методическое обеспечение
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа является
частью учебно-методического комплекса, который представляет собой целостную
систему учебно-методических документов и материалов, обеспечивающих
образовательный процесс:
 календарно-тематический план;
 методические рекомендации по выполнению практических работ, проектной
деятельности;
 учебно-наглядные материалы (картины,книги со сказками, демонстрационные
образцы, иллюстрации и репродукции материалов декоративно-прикладного искусства,
технологические карты изготовления изделий);
 дидактический раздаточный материал по темам образовательной программы;
 компьютерные презентации по темам программы;
 правила безопасности труда в кабинете, правила противопожарной
безопасности, правила поведения обучающихся в кабинете.
В диагностической работе используются следующие методики:
1. «10 слов Лурия»
2. «Корректурная проба»
3. «10 картинок»
4. Методика Э.Ф. Замбацявичене «Исследование словесно-логического
мышления младших школьников»
5. «Таблицы Шульте»
6. «Тест простых поручений»
36

7. Методика «Беседа о школе» Т.А. Нежновой
8. Методика определения самооценки (Т.В. Дембо, С.Я.Рубинштейн)
9. Методика «Определение мотивов учения» М.Г. Гинзбург
10. Анкета Лускановой
11. Семаго Н. Я. Семаго М. М. «Диагностический альбом для оценки развития
познавательной деятельности»
Основные педагогические приёмы, принципы и технологии, используемые в
образовательном процессе.
При определении содержания деятельности учитываются следующие принципы:
- воспитывающего характера труда;
- научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики,
установленной размеренности);
- связи теории с практикой (практике отводится около 70% учебного времени);
- систематичности и последовательности;
- доступности и посильности (с учетом возрастных и психологических
особенностей);
- комплексности, системности и последовательности (образовательный процесс
тесно связан с воспитательной работой);
- сознательности и активности (заинтересованность детей);
- наглядности (мышление опирается на восприятие);
- прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех
вышеперечисленных принципов).
Педагогические приемы:
- Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
- Организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание,
требование);
- Стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка,
взаимооценка и т.д.);
- Сотрудничества, позволяющего педагогу и ребенку быть партнерами в
увлекательном процессе образования;
- Свободного выбора, когда детям предоставляется возможность выбирать для
себя направление деятельности, степень сложности задания и т.п.
 Формы организации учебной работы: фронтально - групповая - по группам;
индивидуальная - с каждым ребенком;
Методы обучения. Наиболее продуктивными при реализации целей и задач
данной программы являются:
словесные методы обучения (объяснение, рассказ, беседа, диалог, консультация),
позволяют связать учебный
материал с личным опытом ребенка, обеспечить
37

оперативную обратную связь, являются средством формирования научного
мировоззрения, поведения, положительных качеств личности человека;
наглядные методы обучения (иллюстрация, демонстрация, показ), облегчают
восприятие новых сведений, сокращают время для объяснения, дают обучающимся не
только точные и определенные сведения и понятия, но и новые представления,
впечатления и ощущения, развивают наблюдательность, повышают уверенность в своих
силах;
метод наблюдения (зарисовка эскизов, рисунки), используется для решения
различных дидактических задач. Наблюдение предметов искусства формирует у
обучающихся умение различать техники выполнения изделий и их элементов, развивает
эстетический вкус ребенка, помогает почувствовать яркие эмоциональные
переживания, вырабатывает собственное отношение к увиденному;
метод игры и тренингипозволяют формировать равноправные, партнерские
отношения сотрудничества, привлекать к решению проблем жизненный опыт
обучающихся, вырабатывать решение задач на основе учета широкого спектра мнений
и точек зрения, обеспечивает формирование социальной компетентности;
проектный метод обеспечивает условия для личностно-ориентированного
обучения. Выполняя проект, обучающиеся имеют возможность выбрать задание в
соответствии со своими способностями и интересами, учатся самостоятельно искать и
анализировать информацию, интегрировать и применять полученные знания. В итоге
развиваются творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность,
ответственность, формируются умения планировать и принимать решения;
Список литературыдля педагогов
Список литературы:
1. Бухаров Б.Н. Думаем по правилам. Занимательная логика– Я.: Академия
развития, 2009.
2. Зак А. З. 500 занимательных логических задач для школьников. - М.: ЮНВЕС.
2002.
3. Круглова Н.Ф. Как помочь ребенку успешно учиться в школе. – Спб., 2004.
4. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников.
(психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся1-4 классов) Часть
1, 2. Книга для учителя.- 4-е изд. ,стер.- М.: «Ось-89», 2008.
5. Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие
мелкой моторики.- Спб.: Корона-Век, 2006.
6. Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума. – М.: Экзамен, 2009.
7. Фомина Л.В. Сенсорное развитие. – Я.: ОЦДЮ, 2000.
8. Филлипова Ю.В. Общение. Дети 7 – 10 лет . – Ярославль: Академия Развития,
2002.
38

9. Холодова О. А. Юным умникам и умницам. – М.: Росткнига, 2001.
10. Чистякова М.И. Психогимнастика. Москва, 2005.
11. Тихомирова Л.Ф. Логика для детей 7 – 10 лет. – Я.: Академия развития, 2005.
12. Языканова Е.В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс.
ФГОС. – М.: Издательство «Экзамен», 2017.
13. Языканова Е.В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс.
ФГОС. – М.: Издательство «Экзамен», 2017.
14. Языканова Е.В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс.
ФГОС. – М.: Издательство «Экзамен», 2017.
15. Языканова Е.В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 4 класс.
ФГОС. – М.: Издательство «Экзамен», 2017.

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».