"Профессиональная ориентация"

1

Департамент образования мэрии
г. Магадана
Муниципальное автономное учреждение дополнительного
образования
«Дворец детского (юношеского) творчества»

Принята на заседании
педагогического совета
Протокол № 3
от «21» мая 2024 г.

Утверждаю:
Директор МАУ ДО ДД(Ю)Т
_______________ И.Н. Майорова
Приказ № 168 от «21» мая 2024 г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности

«Профессиональная ориентация»

Возраст обучающихся: 13-18 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень освоения: базовый
Автор составитель:
Хамлова Кристина Витальевна ,
педагог- психолог,
педагог дополнительного
образования

Магадан
2024г.

2

«Согласовано»
Зам. директора по НМР Черенда Л.Ю. __________________

Рецензенты:
1. __________________________________________________
2. __________________________________________________

Программа рекомендована к реализации ПС Протокол № 3 от 21.05.2024г.
(наименование органа, № протокола, дата рассмотрения)

2

Информационная карта ДООП
I.

Наименование
программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Профессиональная ориентация»

II.

Направленность

Социально-гуманитарная

III.

Сведения об авторе составителе

3.1.

ФИО

Хамлова Кристина Витальевна

3.2.

Год рождения

30.04.1991 года

3.3.

Образование

ВПО

3.4.

Место работы

МАУ ДО «ДД(Ю)Т»

3.5.

Должность

Педагог-психолог, Педагог дополнительного образования

3.6.

Электронный
адрес

kristi1232@bk.ru

IV.

Сведения о программе

4.1.

Нормативная база
(отдельные
основные
документы)

4.2.

Объем и
освоения
программы

срок

4.3.

Форма обучения

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании вРоссийскойФедерации»;
2. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации
на период до 2025 года» (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996р);
3. Постановление Главного государственного санитарного
врача
РФ
от28.09.2020
№
28«ОбутверждениисанитарныхправилСП2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания
иобучения,отдыхаиоздоровления
детейи
молодежи»;
4. ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществленияобразовательнойдеятельностиподополнительн
ымобщеобразовательнымпрограммам»;
5. Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (письмо
Министерства образования и науки Российской Федерации от
18 ноября 2015 года № 09-3242);
6. Устав и другие локальные акты МАУ ДО «ДД(Ю)Т».
1 год
108 часов

Очная
3

4.4.

Возраст
обучающихся

13-18 лет

4.5.

Особые
категории
обучающихся

нет

4.6.

Вид программы

модифицированная

Ведущие
V
формы
и .
виды
деятельности

Наглядные методы: демонстрация (показ), наблюдение.
Словесные
методы:
беседа;
объяснение,
диалог,
консультация, тренинг.
Практические методы: проектный, игровой и др., активные
формы познавательной деятельности (викторины, выставки,
творческие конкурсы), метафорические ассоциативные
карты, психологические тесты.
Методы поощрения: похвала, одобрение, награждение и т.п.
Входная аттестация (наблюдение, беседа и анкетирование)
для выявления индивидуальных особенностей ребенка
(интересов, первичных умений и навыков, мотивации).
Текущая
аттестация
(беседа,
анализ
выполнения
практических заданий).
Промежуточная аттестация по полугодиям (самоанализ,
диагностика).
Программа рекомендована к реализации в 2024-2025 учебном
году, протокол ПС №3 от «21» мая 2024г.

Формы
V
мониторинга
I
результативност
.
и

Дата
V
утверждения
I
последней
I
корректировки
.

4

Содержание
Титульный лист

1

Информационная карта ДООП

2

Комплекс
I основных характеристик ДООП
.
1.1.Пояснительная записка

5

1.2.Цель, задачи программы

9

1.3.Планируемые результаты. Уровни усвоения
программы
1.4.Учебный план, содержание

10
12

Комплекс
I организационно-педагогических
условий
I ДООП
.
2.1. Условия реализации программы

15

2.2. Календарный учебный график

16

2.3. Формы аттестации

16

2.4. Оценочные материалы

17

2.5. Кадровое обеспечение

18

2.6. Материально-техническое обеспечение

18

2.7. Методическое обеспечение программы

19

Список литературы для педагога и обучающихся

20

Приложение

22
5

1.1. Пояснительная записка
Введение.
Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают
выпускники в профессиональном самоопределении заставляют по-новому
взглянуть на организацию профориентационной работы в школе.
Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых
знаний, но и обладать такими личностными качествами, позволившие бы им
реализовать себя в профессиональном и социальном плане.
Концепция
профильного обучения, предложенная Правительством России предполагает,
что к старшей школе ученик должен определиться с профилем своего
дальнейшего обучения. Это накладывает особую ответственность на
основную школу, где в 8-х и 9-х классах должна осуществляться
предпрофильная подготовка.
Существенное
отличие
современного
понимания
профориентационной работы заключается в ее нацеленности не на выбор
конкретной профессии каждым учеником, а на формирование неких
универсальных качеств у учащихся, позволяющих осуществлять
сознательный,
самостоятельный
профессиональный
выбор,
быть
ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.
В широком смысле слова профориентация - система общественного и
педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к
сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий,
обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.
В узком смысле слова профориентация - целенаправленная
деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и
готовности к сознательному выбору профессии.
Профориентация в личностном смысле - длительный и в достаточной
степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной
профессии.
Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х
уровнях - общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.
Программа определяет основные пути развития формирования у
подростков профессионального самоопределения.
Программа «Профессиональная ориентация» разработана с учетом
требований современных нормативных документов:

6

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации»;
3. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015 № 996-р);
4. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка»
(утвержденна заседании проектного комитета по национальному проекту
«Образование» 07декабря 2018г.,протокол№3);
5. Концепция развития дополнительного образования до 2030 года
(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 № 678-р);
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от28.09.2020
№
28«ОбутверждениисанитарныхправилСП2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
7. ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот27.07.202
2
№
629
«Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществленияобразовательнойдеятельностиподополнительнымобщеобразов
ательнымпрограммам»;
8. ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот13.03.201
9
№
114
«Об
утверждении
показателей,
характеризующих
общиекритерииоценкикачестваусловийосуществленияобразовательнойдеятел
ьностиорганизациями,осуществляющимиобразовательнуюдеятельностьпоосн
овнымобщеобразовательнымпрограммам,образовательнымпрограммамсредн
егопрофессиональногообразования,
основнымпрограммампрофессиональногообучения,дополнительнымобщеобр
азовательнымпрограммам»;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
18.09.2020 № 508 «Об утверждении Порядка допуска лиц, обучающихся по
образовательным программам высшего образования, к занятию
педагогической деятельностью по общеобразовательным программам»;
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

7

11. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 09-3242);
12. Устав и другие локальные акты МАУ ДО «ДД(Ю)Т».
Данная программа имеет социально-гуманитарную направленность.
Содержание программы направлено на создание условий по развитию
личностных качеств ребенка, формированию мотивации к самопознанию,
адаптацию подростков к жизни в обществе и профессиональную
ориентацию.
Актуальность программы определяется значимостью формирования
у обучающихся профессионального самосознания и осознанного
профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии.
Профессиональная ориентация - это система профессиональной
деятельности психолога, направленная на создание условий, помогающих
человеку в профессиональном самоопределении. В общем виде
самоопределение – это становление внутренней позиции личности и
устойчивого отношения к себе, к людям, к миру.
Новизна программы. В процессе реализации программы
используются психологические методики, направленные на изучение и
анализ индивидуальных психологических качеств учащихся, а так же на
обеспечение их психологического развития.
Отличительной особенностью программы является использование
активных формы обучения: дискуссия; тренинги и психологические игры,
исследовательские проекты. Кроме того в содержание программы включен
раздел Тайм-менеджмента, что позволяет подросткам освоить навыки
эффективной организации и использования своего времен.
Категория обучающихся.
На обучение принимаются все желающие без предъявления
специальных требований. Программа рассчитана на детей в возрасте 1318лет. Количество детей в группе составляет 12-15 человек.
Срок реализации образовательной программы составляет 1 год.
Общий объем учебного времени – 108 часов.
Уровень программы – базовый.
Особенности организации образовательного процесса:
Педагогическая целесообразность. Владение психологическими
знаниями позволяет лучше понимать себя, способствует развитию умения
управлять проблемами собственной жизни, проблемами профессионального
8

и гражданского самоопределения, саморазвития.
Возрастные особенности обучающихся. Данный возрастной период
13-18 лет в педагогике характеризуется как подростковый возраст.
Подростковый период – важный и трудный этап в жизни человека,
время выборов, которое во многом определяет всю последующую жизнь.
Подростковый возраст очень важен, поскольку новообразованием
именно этого периода является личностное самоопределение – умение
подростка сделать выбор и нести за него ответственность. Формирование
самосознания.
Роль ведущей в подростковом возрасте играет социально-значимая
деятельность, средством реализации которой служит: учение общение
общественно-полезный труд.
Поэтому в результате усвоения новых знаний перестраиваются и
способы мышления. Знания становятся личным достоянием ученика,
перерастая в его убеждения, что, в свою очередь, приводит к изменению
взглядов на окружающую действительность.
Подросток максимально подвержен влиянию группы, ее ценностей; он
боится утратить популярность среди сверстников. Интересно, что место
подростка в системе взаимоотношений зависит преимущественно от его
нравственных качеств, а его положение в группе определяет разную степень
его «эмоционального благополучия».
Формы и режим занятий. Характерными формами организации
учебной деятельности для данной программы являются коллективная,
групповая, индивидуальная. Формы занятий определяются местом и
временем занятия, его целями, спецификой выполняемых работ.
Продолжительность учебного занятия определена уставом учреждения,
исчисляется в академических часах и составляет 40 мин. Рекомендуемый
режим занятий: 1 раз в неделю по 3 часа. Перерывы для отдыха между
занятиями - 10 мин.
Здоровьесбережение. Сбережение здоровья обучающихся на занятиях,
формирование у них установки на здоровый образ жизни происходит путем
подбора таких технологий преподавания, которые с учетом возрастных
особенностей могут максимально помочь снизить перегрузки детей и
сохранить их здоровье при статичном обучении. Работа по сохранению
физического здоровья на занятии включает в себя несколько компонентов:
 Физкультминутка из 3-х лёгких упражнений, позволяющих снять
накопившееся утомление.
9

 Смена видов учебной деятельности на занятии.
 Чередование
методов
обучения
(словесные,
наглядные,
практические).
 Применение методов, способствующих активизации деятельности
(свободная беседа, самооценка, взаимооценка).
 Соблюдение санитарно-гигиенических норм в кабинете.
 Создание психологического комфорта.
Данные компоненты позволяют параллельно решать задачи охраны и
сохранения здоровья обучающихся как в физиологическом, так и в
психологическом аспектах. Благодаря использованию современных
технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные
условия каждому ребенку, учесть его индивидуальные особенности, а,
следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы
нанести вред его здоровью.
1.2. Цель и задачи
Цель:
формирование
и
овладение
учащимися
основами
психологической культурой как частью общей культуры человека, а так же
способности к профессиональному самоопределению в процессе
экономического развития общества.
Задачи:
образовательные:
обобщать знания о сферах трудовой деятельности, профессиях,
карьере;
формировать знания о специфики профессиональной деятельности по
различным отраслям экономики;
формировать знания о рынке труда и системе учреждений
профессионального образования Магаданской области;
развивающие:
развивать потребности в трудовой деятельности, самовоспитании,
саморазвитии и самореализации;
формировать положительное отношение к себе, уверенности в своих
силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
развивать самостоятельность, ответственность, мобильность в
принятии решений.
воспитательные:
10

уточнять профессиональный планов и адекватный выбор
профессиональной карьеры с учетом конъюнктуры рынка труда и
собственных профессиональных возможностей;
приобретать практический опыт, соответствующий интерес,
склонностями личности школьника и профилю дальнейшего обучения;
формировать готовность учащихся к непрерывному образованию и
труду;
1.3. Планируемые результаты. Уровни усвоения.
В результате курса учащиеся должны освоить:
 понятие о темпераменте, характере, личности, чувствах, эмоциях,
эмоционально-волевой сфере, стилях и видах поведения, способах
разрешения конфликтных ситуаций, понятие о граница, виды
психологической защиты, стресс и способах его контролирования, понятие о
тайм-менеджменте;
 понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального
труда; значение профессионального самоопределения;
 правила выбора профессии; понятия профессия и профессиональная
деятельность;
 особенности профессионального рынка в нашем регионе и за его
пределами;
Также освоение содержания программы обеспечивает обучающимся
овладение компетенциями, включающими:
предметные компетенции - рационально организовывать и содержать в
порядке рабочее место.
учебно-познавательные компетенции - ставить, пояснять цель и
организовывать её достижение; планировать, анализировать, осуществлять
рефлексию и самооценку своей
деятельности; задавать вопросы к
наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое
понимание/непонимание по отношению к изучаемой теме; выбирать
необходимые инструменты; работать с инструкциями; выступать устно и
письменно с результатами своей деятельности, используя компьютерные
средства и технологии;проявлять познавательную активность; интерес к
обучению; готовность решать интеллектуальные задачи;
информационные компетенции - самостоятельно искать, анализировать
и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать,
сохранять и передавать ее;
11

компетенции личностного совершенствования - организовать свой
режим дня; соблюдать правила личной гиены; организовать свой досуг;
проявлять общительность, отзывчивость, умение сопереживать другим;
умение управлять своими чувствами, контролировать свое поведение и
эмоции; адекватная самооценка и принятие себя;
социальная компетентность - участие в различных видах социальной
деятельности; адекватные представления о социальных ролях подростка;
умение
бесконфликтно
взаимодействовать
с
членами
семьи,
одноклассниками, педагогами и пр.; умение понимать и учитывать мнение
других;
общекультурные компетенции – понимать особенности специфики
каждой профессии и особенности каждой личности, ее уникальности.
Уровни усвоения программы:
Минимальный уровень – обучающийся овладел менее чем ½ объема
знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, как правило, в
беседах избегает употреблять специальные термины. В ходе практических
работ выполняет простые операции. Низкая активность на занятиях.
Базовый уровень – обучающийся овладел более ½ объема знаний,
умений и навыков, предусмотренных программой. В беседах сочетает
специальную терминологию с бытовой. Хорошая активность на занятиях,
поддерживает беседу по теме занятий.
Повышенный уровень - объем знаний, умений и навыков соответствует
программным требованиям. В беседах специальные термины употребляет
осознанно и в полном соответствии с их содержанием. Высокая
самостоятельность при выполнении практических работ и активность на
занятиях, заинтересованность.
Формы проверки результатов: наблюдение, контрольные вопросы,
практическая работа, беседа, самооценка. В процессе обучения дети получат
опыт проектной деятельности, участия в выставках и конкурсах различного
уровня, совместной работы в коллективе.

12

1.4. Учебный план, содержание
1 год обучения
№ темы
занятия

Наименование
раздела и темы
программы

Кол-во часов
Формы контроля
теория

практика

4.7

Раздел 1. Введение в программу (6 ч. )
Вводное занятие
2
4
Вводное
анкетирование,
беседа. Практическая
работа.
Раздел 2. Индивидуально-типологические особенности личности ( 12 ч.)
Высшие психические функции
1
2
Диагностика ВПФ
Темперамент.
2
4
Диагностика
Характер.
темперамента и
характера
Интересы и склонности.
1
2
Диагностика
склонностей
Раздел 3. Знакомство с профессиями ( 24 ч.)
Классификация профессий по
1
2
Тестирование
Е.Климову
Ошибки в выборе профессии.
1
2
Самоанализ
Триада выбора профессии
«Хочу», «Могу», «Надо».
Особенности профессионального
2
1
Тестирование
рынка в регионе.
Профессиограммы (ПВК)
1
2
Беседа
Посещение предприятий и
1
11
Практическая работа
учебных заведений города
Раздел 4. Личность и деятельность (27 ч.)
Чувства. Эмоции.
1
2
Тестирование уровня
знаний
чувств
и
эмоций
Мотивация получения профессии
1
2
Диагностика
мотивации
Самопознание. Самооценка.
1
2
Диагностика уровня
самооценки
Психологическое здоровье и
2
1
Беседа
личность
Эмоционально – волевые
1
2
Диагностика ЭВК
качества личности
Особенности уверенного
1
2
Диагностика
поведения
уверенного
поведения
Реклама своих умений и навыков
1
2
Практическая работа

4.8

Мотивация аффилиации

1.1

2.1
2.2

2.3

3.1
3.2

3.3
3.4
3.5

4.1

4.2
4.3
4.4
4.5
4.6

1

2

Диагностика
13

мотивации
аффилиации
4.9
Личностный ресурс
1
2
Практическая работа
Раздел 5. Стили общения. Способы разрешения конфликтных ситуаций
(21 ч.)
5.1
Транзактный анализ Э.Берна
2
1
Практическая работа
(способы поведения)
5.2
Психологическая структура
1
2
Беседа
общения.
Стили общения.
5.3
Личностные границы
1
2
Беседа,
отработка
личностных границ
5.4
Механизмы
психологической
1
2
Диагностика МПЗ
защиты
5.5
Конфликт. Виды конфликтов.
1
2
Диагностика
доминирующего
стиля поведения в
конфликтной
ситуации
5.6
Способы разрешения
1
2
Практические
конфликтные ситуаций.
применения
Раздел 6. Стресс (6 ч.)
6.1
Стресс. Влияние стресса на
1
2
Диагностика уровня
организм и психику человека.
стресса
6.2
Фазы развития стресса. Способы
1
2
Практические
реагирования на стресс.
применения
Раздел 7.Тайм-менеджмент (6 ч.)
7.1
Понятие «Тайм-менеджмент».
1
2
Практическая работа
7.2
Техника постановки целей
1
2
Изучение
техники
«SMART»
«Smart»; хронокарты.
Хронокарта.
Раздел 8.Подведение итог курса (3 ч.)
8.1
Итоговая аттестация
1
2
Тестирование
ИТОГО
40
68
108 часов

Содержание программы
Раздел 1. Вводное занятие (6 ч.)
Теория: Знакомство ребят с программой. Выяснение целей на курс.
Занятия с элементами тренинга на знакомство.
Практическая работа: вводное анкетирование; арт-терапевтическая
индивидуальная работа «Мое будущее».
Раздел 2. Индивидуально-типологические особенности личности
( 12 ч.)
14

Теория. Блок теории про темам «темперамент» ; «характер» их
различия и специфика. Влияние психических функций на выбор будущей
профессии. Изучение взаимосвязи ВПФ, темперамента , характера на выбор
профессии. Изучение интересов и склонностей.
Практическая работа: выполнение диагностических тестов; участие
Раздел 3. Знакомство с профессиями ( 24 ч.)
Теория. Изучение классификации профессий по Е.Климову. Ошибки в
выборе профессии. Триада выбора профессии «Хочу», «Могу», «Надо».
Особенности профессионального рынка в
регионе. Профессиограммы
(ПВК). Получение профессионального образования в России. Знакомство с
предлагаемыми специальностями ССУЗОВ и ВУЗОВ города.
в деловой игре «профессиональное лото»; командные работы «Найти
профессию» и «Соотнеси профессию и ПВК»; разбор профессий по ПВК
(Профессионально важные качества); практическая работа по написанию
психологического портрета специалиста работающего в учреждении по
месту экскурсии.
Раздел 4. Личность и деятельность (27 ч.)
Теория. Различия чувств и эмоции. Изучение понятия «самооценка».
Тренинг «Здоровый образ жизни». Мотивация получения профессии.
Эмоциональное отношение к профессии. Личность. Эмоционально – волевые
качества личности. Реклама своих умений и навыков. Специфика и
особенности уверенного поведения. Разбор мотивации «достижения успеха и
избегания неудач».
Практические работы: работа по метафорическим картам «Образ Я»;
Арт-терапевтическая работа «Реклама своих умений и навыков»; Отработка
упражнений направленных на зависимое поведение по теме «Здоровый образ
жизни»; телесно-ориентированные методы при работе с чувствами и
эмоциями. Диагностика самооценки и мотивации.
Раздел 5. Стили общения. Способы разрешения конфликтных
ситуаций (18 ч.)
Теория. Транзактный анализ Э. Берна (способы поведения).
Психологическая структура общения. Стили общения. Личностные границы.
Механизмы психологической защиты. Теоретический блок по понятию
«конфликт». Способы разрешения конфликтные ситуаций.
Практическая работа: отработка стилей общения, техники
транзактного анализа Э. Берна; исследование личностных границ с помощью
телесно-ориентированных техник;
диагностика собственного стиля
15

поведения в конфликте; работа по группам «способы разрешения
конфликтных ситуаций». Проигрывание конфликтных ситуаций, поиск
конструктивного выхода из ситуации. Диагностика личных механизмов
психологической защиты.
Раздел 6. Стресс (6 ч.)
Теория. Разбор понятия “стресс”, влияние стресса на организм и
психику человека. Фазы стресса. Способы реагирования на стресс, стратегии
поведения в стрессовых ситуациях. Приемы саморегуляции. Понятие
«психическая
саморегуляция»,
различные
методы
саморегуляции
эмоциональных состояний.
Практическая работа: Диагностическая часть: тест “ Куда вы идете
к стрессу или от него?”. Упражнение “Мозговой штурм”. Упражнения
«Самовнушение», «Позитивное мышление».
Раздел 7. Тайм-менеджмент (6 ч.)
Теория. Разбор понятия «Тайм-менеджмент». Обучение таймменеджменту. Анализ индивидуальных помех (хронофагов) и способы их
минимизации.
Практическая работа: Техника постановки целей «SMART»,
хронокарта.
Раздел 8 . Подведение итог курса (3 ч.)
Теория. Подведение итогов курса. Беседа о курсе в целом.
Практическая работа: Итоговая аттестация.
2.1. Условия реализации программы.
Продолжительность учебного года составляет 36 недель.
Начало занятий первого года обучения не позднее 15 сентября.
Окончание занятий – не позднее 31 мая.
Нерабочие и праздничные дни устанавливаются в соответствии с
Постановлениями Правительства РФ.
Промежуточная аттестация проводится по итогам освоения ДООП за 1е полугодие в III декаде декабря, за 2-е полугодие - в мае.
2.2. Календарный учебный график
№

Год обучения

Объем
часов

1

Первый

108

учебных

Всего учебных недель

Режим работы

36

1р х 3ч = 3ч
16

2.3. Формы аттестации
Формы контроля. Программа предусматривает три вида аттестации
обучающихся.
Предварительная (вводная) аттестация, проводится в целях выяснения
уровня готовности ребенка и выявления его индивидуальных особенностей
(интересов, первичных умений и навыков, мотивации для занятия и т.д.).
Проводится в начале учебного года в форме собеседования, наблюдения или
анкетирования.
Текущая аттестация проводится в целях оценки качества усвоения
обучающимися содержания отдельных разделов образовательной программы
и проводится по полугодиям в форме практических заданий и работ, анализа
выполнения проектов.
Промежуточная аттестация, проводится в целях оценки степени и
уровня усвоения обучающимися образовательной программы в целом и
проводится в конце обучения в форме защиты проектов.
Достижения обучающихся оцениваются безотметочным способом.
Итоговая аттестация по теоретическим знаниям материала
(см.Приложение 1).
2.4. Оценочные материалы
Аттестуя обучающихся, следует учитывать их возраст и
индивидуальные особенности, способности к обучению. Ведется постоянное
наблюдение за детьми, педагогом оценивается и определяется качество
выполненных работ.
2.6. Материально-техническое обеспечение
Для
реализации
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Профессиональная ориентация» необходимо
следующее:
 помещение: учебный кабинет, соответствующий требованиям
СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
 перечень оборудования (мебели) учебного помещения: классная
доска 1 штука, стол и стул для педагога, 5 столов, до 15 стульев;

17

 перечень технических средств обучения: персональный
компьютер или ноутбук для педагога, точка подключения к сети «Интернет»,
мультимедийный проектор, экран по 1 штуке; магнитно-маркерная доска;
 перечень материалов и инструментов, необходимых для занятий
1.Демонстрационный материал:
 Пособие к занятиям
 Доска для наглядности
2.Раздаточный материал:
 Карточки с заданиями
 Бланки с диагностическим материалом
 Наглядные игры
3.Инструменты и материалы для работы
 Простые и цветные карандаши
 Краски
 Журналы
 Ватман
 Мяч
4.Социологические и психологические методы:
 Тесты
 Методики
2.7. Методическое обеспечение
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
является частью учебно-методического комплекса, который представляет
собой целостную систему учебно-методических документов и материалов,
обеспечивающих образовательный процесс:
 календарно-тематический план;
 методические рекомендации по выполнению практических работ,
проектной деятельности;
 учебно-наглядные материалы (картины, книги со сказками,
демонстрационные образцы, иллюстрации и репродукции материалов
декоративно-прикладного искусства, технологические карты изготовления
изделий);
 дидактический раздаточный материал по темам образовательной
программы;
 компьютерные презентации по темам программы;
18

 правила безопасности труда в кабинете, правила противопожарной
безопасности, правила поведения обучающихся в кабинете.
Основные педагогические приёмы, принципы и технологии,
используемые в образовательном процессе.
При
определении
содержания
деятельности
учитываются
следующие принципы:
- воспитывающего характера труда;
- научности (соблюдение строгой технической терминологии,
символики, установленной размеренности);
- связи теории с практикой (практике отводится около 70% учебного
времени);
- систематичности и последовательности;
- доступности и посильности (с учетом возрастных и психологических
особенностей);
- комплексности, системности и последовательности (образовательный
процесс тесно связан с воспитательной работой);
- сознательности и активности (заинтересованность детей);
- наглядности (мышление опирается на восприятие);
- прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией
всех вышеперечисленных принципов).
Педагогические приемы:
- Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение,
дискуссия);
- Организации деятельности (приучение, упражнение, показ,
подражание, требование);
- Стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование,
оценка, взаимооценка и т.д.);
- Сотрудничества, позволяющего педагогу и ребенку быть партнерами
в увлекательном процессе образования;
- Свободного выбора, когда детям предоставляется возможность
выбирать для себя направление деятельности, степень сложности задания и
т.п.
 Формы организации учебной работы: фронтально - групповая - по
группам; индивидуальная - с каждым ребенком;
Список психологических методик используемых в процессе занятий:

Акцентуация характера Г.Резапкина;

Диагностика мотивационно-потребностной сферы Д.Дженксон;
19


Диагностика мотивация успеха и боязнь неудачи — МУН (опросник
А.А. Реана);

Диагностика уровня субъективного контроля Дж.Роттера;

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.Климов;

Карта интересов. Опросник разработан А.Е. Голомштоком;

Личностный опросник Г. Айзенка;

Методика диагностики межличностных отношений П.Лири;

Методика индекс жизненного стиля Плутчика Келлермана-Конте.

Методика Экспресс диагностики уровня самооценки
личности;Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн
(модификация А. М. Прихожан);

Опросник Басса-Дарки (выявление агрессивных и враждебных
реакций);

Опросник для диагностики способности к эмпатии В.В.Бойко;

Опросник для определения профессиональной готовности Л.Н.
Кабардовой;

Опросник потребности в общении;

Тип мышления (Г.В. Резапкина);

"Цель – Средство – Результат». Методика А.А. Карманова (ЦСР);

Экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным
показателям Е.П.Ильина (Теппинг-тест);

«Якоря карьеры» методика диагностики ценностных ориентаций в
карьере (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э .Винокурова).
Методы обучения. Наиболее продуктивными при реализации целей и
задач данной программы являются:
словесные методы обучения (объяснение, рассказ, беседа, диалог,
консультация), позволяют связать учебный материал с личным опытом
ребенка, обеспечить оперативную обратную связь, являются средством
формирования научного мировоззрения, поведения, положительных качеств
личности человека;
наглядные методы обучения (иллюстрация, демонстрация, показ),
облегчают восприятие новых сведений, сокращают время для объяснения,
дают обучающимся не только точные и определенные сведения и понятия, но
и новые представления, впечатления и ощущения, развивают
наблюдательность, повышают уверенность в своих силах;
20

метод наблюдения (зарисовка эскизов, рисунки), используется для
решения различных дидактических задач. Наблюдение предметов искусства
формирует у обучающихся умение различать техники выполнения изделий и
их элементов, развивает эстетический вкус ребенка, помогает почувствовать
яркие эмоциональные переживания, вырабатывает собственное отношение к
увиденному;
метод игры и тренингипозволяют формировать равноправные,
партнерские отношения сотрудничества, привлекать к решению проблем
жизненный опыт обучающихся, вырабатывать решение задач на основе учета
широкого спектра мнений и точек зрения, обеспечивает формирование
социальной компетентности;
проектный
метод
обеспечивает
условия
для
личностноориентированного обучения. Выполняя проект, обучающиеся имеют
возможность выбрать задание в соответствии со своими способностями и
интересами, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию,
интегрировать и применять полученные знания. В итоге развиваются
творческие
и
интеллектуальные
способности,
самостоятельность,
ответственность, формируются умения планировать и принимать решения;
практические методы (практические работы) обеспечивают связь
теории и практики, способствуют закреплению и конкретизации полученных
знаний обучающихся, формированию компетенций.

Список литературы для педагогов
1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2008.
2. Анцупов А.Я. Конфликтология. – М.: Эксмо, 2009.
3. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: МГУ, 2008.
4. Горянина В.А. Психология общения. - М., 2002.
5. Григорьева,
Т.Г.
Основы
конструктивного
общения
/Т.Г.Григорьева. – М., 2001
6. Ефимова Н.С. Социальная психология. – М.:ИД «ФОРУМ»:
ИНФРА – М, 2008.
7. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной
деятельности . – СПб.: Питер, 2008.
8. Истратова О.Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов.:
Феникс, 2009.
21

9. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых
группах /Я.Л.Коломинский. – Мн., 2001.
10. Коломинский, Я.Л. Человек: психология /Я.Л.Коломинский. – М.,
2010.
11. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками
/А.Г.Лидерс. – М., 2003.
12. Островский Э.В. Психология управления. – М.: ИНФРА – М,
2011.
13. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по
профессиональной ориентации. М.: ВЛАДОС пресс, 2001.
Используемые интернет сайты
1. Выбор профессии. Режим доступа:
https://infoselection.ru/infokatalog/obuchenie-i-znaniya/vyborprofessii/item/628-vybor-professii-testy-i-metodiki
2. Информация по профориентации. Режим доступа:
https://infourok.ru
3. Магаданский центр занятости. Режим доступа:
https://rabota.49gov.ru
4. Методики для профотбора и профориентации. Режим доступа:
http://testoteka.narod.ru/prof/0.html
5. Сайт конкурсов и олимпиад. Режим доступа:
https://mega-talant.com

22

Приложение 1
Итоговая аттестация
Ответь на следующие вопросы:
1) Что такое эмпатия?
2) В чем разница между «Темпераментом» и «Характером»?
3) Соотнеси «Темперамент» и его описание:
Душа компании, он быстро завязывает знакомства и находит общий
язык с новыми приятелями. К человеку такого типажа тянутся люди, в
Холерик
его компании легко и приятно. Обладает врождённым обаянием. Его
речь живая и быстрая. Могут быть отличными ораторы.
Подвижная, но неуравновешенная психика. Заводятся с полоборота, его
нервная система легко возбуждается. Он настойчивый и
Меланхолик
коммуникабельный, энергичный и активный. Это «вечный двигатель» и
экстраверт. Любит внимание и популярность, и в то же время он
конфликтен и не умеет уступать.
Люди обладают инертной, слабой и неустойчивой психикой. Они
сдержанны и осторожны, часто пугливы перед трудностями и новизной.
Ннизкая социальная активность, не хочет выходить из зоны комфорта.
Часто чувствует растерянность в новой среде. Ему присуща замкнутость,
Флегматик
робость, застенчивость и нерешительность.
Люди ранимые интроверты, избегающий шумного общества и новых
знакомств. Отличительные черты таких личностей — мнительность,
обидчивость и впечатлительность
Обладает сильной и уравновешенной психикой. Он инертный,
медленный и спокойный. Ему не присуща инициативность и активность,
он настойчив, но мягок. Остаётся сдержанным и хладнокровным даже в
Сангвиник
критических ситуациях.
Данную личность трудно вывести из равновесия. Он производит
впечатление равнодушного и скучного человека, однако он надёжен и
ответствен.
4) Перечислите типы профессий по Е.Климову и напишите к каждому типу
профессии:
Тип
Профессия

5) Перечислите способы разрешения конфликтных ситуаций:
6) Дайте определение понятию «Стресс»
7) Заполните пропуски.
Общение по системе Э.Берна
Личность по З.Фрейду
?
?
Ребенок

?
Эго
Ид
23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».