1 I. Наименование программы Информационная карта ДООП Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный стилист» II. Направленность Художественная III. Сведения об авторе составителе 3.1. ФИО Калякина Дарья Сергеевна 3.2. Год рождения 22.10.1993 года 3.3. Образование ВПО 3.4. Место работы МАУ ДО «ДД(Ю)Т» 3.5. Должность Педагог дополнительного образования 3.6. Электронный адрес d-stasova@rambler.ru IV. Сведения о программе 4.1. Нормативная база (отдельные основные документы) 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р); 3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 092 3242); 6. Устав и другие локальные акты МАУ ДО «ДД(Ю)Т». срок 1 год 72 часа 4.2. Объем и освоения программы 4.3. Форма обучения Очная 4.4. Возраст обучающихся 11-17 лет 4.5. Особые категории нет обучающихся 4.6. Вид программы V. методы: демонстрация (показ), Ведущие формы Наглядные и виды наблюдение. Словесные методы: беседа; объяснение, диалог, деятельности консультация, тренинг. Практические методы: проектный, игровой и др., активные формы познавательной деятельности (викторины, выставки, творческие конкурсы). Методы поощрения: похвала, одобрение, награждение и т.п. Входная аттестация (наблюдение, беседа и Формы анкетирование) для выявления индивидуальных мониторинга результативности особенностей ребенка (интересов, первичных умений и навыков, мотивации). Текущая аттестация (беседа, анализ выполнения практических заданий). Промежуточная аттестация по полугодиям (творческое задание, выставка). Программа рекомендована к реализации в 2024-2025 Дата учебном году, протокол ПС №1 от «21» сентября утверждения 2024г. последней корректировки VI. VII. модифицированная 3 Содержание Титульный лист Информационная карта ДООП 1. Комплекс основных характеристик ДООП 1.1 Пояснительная записка 5 1.2. Цель, задачи программы 8 1.3. Планируемые результаты, уровни усвоения программы 9 1.4. Учебный план, содержание программы 11 2. Комплекс организационно-педагогических условий ДООП 2.1. Условия реализации программы 18 2.2. Календарный учебный график 18 2.3. Формы аттестации 18 2.4. Оценочные материалы 19 2.5. Кадровое обеспечение 19 2.6. Материально-техническое обеспечение 20 2.7. Методическое обеспечение программы 22 2.8. Список литературы для педагога и обучающихся 22 4 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Проблемное поле развития отечественного и мирового изобразительного искусства как обобщённого опыта всего человечества предоставляет современному подрастающему поколению неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности. С этой целью была разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный стилист» базового уровня сложности, художественной направленности. Данная программа разработана в соответствии с действующей нормативноправовой базой федерального, регионального и локального уровней. Новизна дополнительной общеразвивающей программы «Юный стилист» заключается в формировании общего уровня культуры обучающегося, его нравственности, эстетики, художественного вкуса. В программе сочетаются два подхода к изучению истории изобразительного искусства: исторический и тематический. Это помогает обучающимся научиться связывать ряд явлений искусства с конкретным историко-культурным контекстом. Актуальность программы «Юный стилист» заключается в том, что она знакомит детей с историей искусства, помогает ориентироваться в многогранном мире стилей и расширения кругозора в области дизайна современной одежды. Программа ориентирована на запросы учащихся старшего и среднего школьного возраста, родителей, окружающего социума. Она направлена не только на освоение определенных профессиональных навыков, но и на освоение основ коммуникативной культуры, определенных знаний и сведений о физиологии человека, формирование эстетического вкуса. Изучение курса помогает учащимся, приобрести практические навыки, воспитать коммуникативные умения и умения самовыражения в творчестве, помогает установить гармоничные отношения с обществом, развить вкус, сориентироваться в выборе профессии История искусства моды – дисциплина, изучающая появление и использование текстиля и других материалов, а также прослеживающая развитие технологий изготовления одежды Изучение истории моды искусства позволяет детям оценить качество произведений искусства, учит различать стили и направления, анализировать сюжеты и символы, помогает знакомиться с произведениями лучших мастеров искусства, расширяет представление о творческих возможностях и развивает творческий потенциал. Отличительные особенности дополнительной общеразвивающей 5 программы «Юный стилист» состоят в том, что на занятиях обучающиеся знакомятся с многообразием художественной культуры, углубляют эстетические знания, постигают своеобразие художественного языка изобразительного искусства, расширяют художественно-творческий опыт. Программа «Юный стилист» ориентирована не только на формирование теоретических знаний, требующих запоминания, логического понимания, но и чувственно-закрепленных представлений, образных картин. Программ, существующих по аналогичному профилю множество, поэтому можно считать, что: - занятия, в которых объединена теория и практика изготовления и оформления изделий в единый творческий процесс, применяя нестандартные решения, способствуют развитию творческой деятельности и выбору индивидуального стиля в одежде учащихся; - содержание программы составлено с учетом специфики работы с учащимися в объединениях моделирования одежды, индивидуальном подходе к каждому учащемуся (выбор задания согласно личным предпочтениям, индивидуальный план работы, организация занятий в виде индивидуальных консультаций, активное включение учащихся в образовательный процесс) и её адаптации к плану проведения внутренних и конкурсных мероприятий; организация жизнедеятельности коллектива как творческих команд, где каждый учащийся, реализуя свой проект одновременно работает на общий результат группы; - занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Юный стилист» способствуют развитию творческой деятельности среднего и старшего школьного возраста, в результате которого происходит положительная динамика в развитии их интеллектуальных умений так как: - при создании эскиза, основанных на полученных от учебных заданий даётся большое количество разнообразных идей, предполагающих поиск решений; - при работе на заданную тему предъявляется значительное число зрительных образов для эскизирования; - создано творческое образовательное пространство среди элементов которого как единое целое выступают педагог, дающий настрой на творческую деятельность, эмоционально - интеллектуальный фон обучения для положительной мотивации творческой деятельности, наглядные ситуации успеха для создания смысла творческой деятельности. Создание такого творческого пространства происходит через моделирование условий реализации соответствующей педагогической системы, а его расширение является показателем развития творческой учебной деятельности каждого учащегося; - происходит отбор технологий, применяемых педагогом, для обеспечения 6 творческой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеразвивающей программы «Юный стилист», которые приведут к достижению цели, а применение комплексного подхода к развитию именно творческой деятельности учащихся, что станет приоритетом образовательного процесса. Такой подход предполагает не только опыт деятельности, но и опыт творчества, веру в свои возможности и как следствие развитие творческой деятельности учащихся. Возраст обучающихся. Программа рассчитана на один год, ориентирована на детей 11-17 лет Набор обучающихся. На обучение принимаются все желающие. Учебные группы могут формироваться с учетом разновозрастного состава. Срок реализации образовательной программы составляет 1 год. Общий объем учебного времени, одного года обучения – 72. На обучение принимаются все желающие без предъявления специальных требований. Программа рассчитана на детей в возрасте 11-17 лет. Количество детей в группе составляет от 10 до 20 человек. Срок реализации образовательной программы составляет 1 год. Общий объем учебного времени - 72 часа. Уровень программы – базовый. Особенности организации образовательного процесса. Форма реализации программы - традиционная. В случае введения дистанционной технологии обучения педагог через различные доступные цифровые платформы обеспечивает проведение ранее запланированных занятий, разрабатывает вариативную часть программы, которая позволяет менять темы, разделы программы. Обучение детей с использованием данной технологии осуществляется в соответствии с локальным актом МАУ ДО ДДЮТ Допускается использование электронных образовательных ресурсов сети Интернет, не противоречащих нормам этики и морали, в форме веб-занятий (видео экскурсий, просмотра видеолекций, фильмов и т.п.) и чат-занятий; электронной почтовой рассылки (методические рекомендации), работы в мессенджерах (консультации по работам), кейс-технологии, презентации, работы в ВКонтакте и др. Организационные формы обучения. Основной формой организации образовательного процесса является групповое занятие с разновозрастными детьми. Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа с обязательным проведением 10 минутной динамической паузы, что соответствует нормативному локальному акту. В программе педагогом дополнительного образования может быть 7 скорректировано количество часов на изучение разделов, тем в зависимости от уровня развития детей и усвоения ими материала. 1.2. Цели и задачи Цель программы. Развитие художественно-образного мышления, хорошего вкуса в процессе работы над проектами изделий и создания моделей одежды с учётом индивидуальности каждого ребёнка. Задачи программы Обучающие: - дать систему ориентирующих знаний, основных приёмов и способов их применения в технологии созданию будущей коллекции одежды; - научить правильно подбирать модель одежды, с учетом особенностей своей фигуры и направлений современной моды; -научить работать с педагогом дистанционно с применением современных электронных средств связи; - научить правильной и безопасной организации труда. Развивающие: - развить творческие способности у учащихся через продуктивное использование предлагаемых возможностей; - развить способности к самостоятельной творческой деятельности, коммуникативные, рефлексивные умения и навыки учащихся; - развивать конструкторские навыки, творческие способности детей (воображение, художественно-образное мышление, фантазия, зрительное восприятие, чувство цвета, формы, композиционной культуры; - ориентировать на рост собственных достижений и дальнейшее профессиональное самоопределение. Воспитательные: - воспитать умение правильно оценивать свою выполненную работу и работы других обучающихся; - формировать умения планировать работу, рационально распределять время, анализировать результаты деятельности; - формировать потребность в учащихся саморазвитии и способствовать самореализации их в творческой деятельности; - формировать навыки работы над авторским изделием и коллективным проектом; - воспитать уважительное отношение к трудовой деятельности человека; - создать комфортный психологический климат в трудовой деятельности учащихся, обмен друг с другом и с преподавателем; вовлечь каждого в процесс организации коллективных дел 1.3. Планируемые результаты Учащиеся 1-го года обучения должны знать: 1.Правила безопасности при ручных работах, при раскрое изделий. 2.Теорию цвета и гармоничного сочетания в одежде 3.Технологию создания эскиза модели (пропорции человека) 8 4.Основы композиции и гармонии в одежде. 5.Определять стиль 6.Построение тела человека и лица 7.Композицию (композиции костюма с использованием каждого закона композиции по отдельности) 8.Стилизацию Учащиеся должны уметь: 1.Создавать и прорабатывать эскиз 2.Работать и применять на практике знания по композиции. 3.Выявлять стиль 4.Работать с журналами, газетами 5.Создавать аксессуары и грамотно подбирать и сочетать их в соответствующем стиле. 6. Стилизовать Личностные качества Обучающиеся будут проявлять: - терпение, аккуратность; - умение сочувствовать другим людям, сопереживать; - положительное отношение к обучению, труду; - способность оценивать свои достижения и трудности; -терпимость, доброжелательность по отношению к окружающим; -любовь к природе, своему городу, Дворцу, объединению; Регулятивные УУД Обучающиеся будут уметь: -коллективно ставить и выполнять поставленную задачу; -планировать самостоятельно (под руководством педагога) свои действия для решения конкретных технических задач; - выполнять учебные действия (операции) в материализованной, речевой или умственной форме; -использовать речь, память, воображение, логическое мышление для регуляции своих действий; -выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, уметь вносить необходимые коррективы на различных этапах; -оценивать свои действия самостоятельно, спокойно воспринимать оценку педагога. Коммуникативные УУД Обучающиеся смогут: -участвовать в общей беседе, в диалоге, выполняя принятые правила речевого общения; -задавать вопросы, отвечать на вопросы других; слушать высказывания собеседников; -высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, объяснять его; понимать 9 возможность существования других точек зрения, стремиться к их пониманию; - проявлять терпимость по отношению к высказываниям других. Уровни усвоения программы Минимальный уровень – обучающийся овладел менее чем ½ объема знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, как правило, в беседах избегает употреблять специальные термины. В ходе практических работы выполняет простые зарисовки изделий. В процессе выполнения работы постоянно обращается за помощью к педагогу. Очевидны ошибки на всех этапах выполнения работы. Низкая активность предъявления результатов своей деятельности (участие в выставках, конкурсах только на уровне детского образовательного объединении). Базовый уровень – обучающийся овладел о более ½ объем знаний, умений и навыков, предусмотренных программой. В беседах сочетает специальную терминологию с бытовой. Практические работы выполняет на основе образцов, с достаточной степенью самостоятельности, с соблюдением технологической последовательности. Эскизы изделий выполняет достаточно аккуратно, при выполнении отдельных зарисовок допускает небольшие ошибки или неточности. Хорошая активность предъявления результатов своей деятельности (участие в выставках, конкурсах на уровне детского образовательного объединении или учреждения). Повышенный уровень - объем знаний, умений и навыков соответствует программным требованиям. В беседах специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием. Эскизы изделия выполняются аккуратно, с соблюдением последовательности ведения работы, с детально прорисованными и проработанными элементами. Высокая самостоятельность при выполнении практических работ и активность в предъявлении результатов своей творческой деятельности (участие в конкурсных и выставочных мероприятиях муниципального и регионального уровня). Творческий уровень - объем знаний превышает программные требования. Практические работы выполняются самостоятельно, качественно и творчески по собственному замыслу и фантазии. Высокая активность в предъявлении результатов своей творческой деятельности (участие в конкурсных и выставочных мероприятия на муниципальном, региональном, всероссийском уровнях). Формы проверки результатов: наблюдение, практическая работа, игра, выставка, самооценка, участие в показах. 1.4. Учебный план. 1 год 10 №п/.п. Тема Кол-во часов всего Формы контроля Теория Практика 1. 1 Вводное занятие 3 1,5 1,5 2. 2 Общие сведения об одежде 3 1 2 3. 3 Понятие цвета в костюме 3 1 2 4. 4 Изучение строения тела человека 3 1 2 5. 5 Моделирование и конструирование аксессуаров 3 1 2 6. 6 Самостоятельная работа(изучение и работа с журналами и книгами) 3 1 2 7. Знакомство с профессией дизайнер одежды. 3 1 2 Педагогическое наблюдение. Анкетирование Самостоятельная работа Педагогическое наблюдение Вопросы Анализ Выставка работ Самостоятельная работа Педагогическое наблюдение Вопросы Анализ Выставка работ Вопросы Анализ Педагогическое наблюдение Выставка работ Самостоятельная работа Педагогическое наблюдение Вопросы Анализ Самостоятельная работа Педагогическое наблюдение Вопросы Анализ Выставка работ Самостоятельная работа Педагогическое наблюдение Вопросы 11 8. Понятие моды(стиль) 3 1 2 9. Цветовые сочетания. 3 1 2 10. Эскизы модели, коллекции 3 1 2 11. Человек-модель 3 1 2 3 1 2 12. Творческая модель. Итого Анализ Выставка работ Самостоятельная работа Педагогическое наблюдение Вопросы Анализ Выставка работ Самостоятельная работа Педагогическое наблюдение Вопросы Анализ Выставка работ Самостоятельная работа Педагогическое наблюдение Вопросы Анализ Выставка работ Самостоятельная работа Педагогическое наблюдение Вопросы Анализ Выставка работ Самостоятельная работа Педагогическое наблюдение Вопросы Анализ Выставка работ 36 Содержание 12 1. Вводное занятие. 2. Общие сведения об одежде. Теория:. Беседа - экскурс в историю моды. Просмотр литературы, альбомы, репродукции исторических костюмов. Основные детали одежды. Современные силуэтные формы (прямой, полуприлегающий, прилегающий, трапециевидный). Знакомство с понятием - одежда и костюм. Функции, выполняемые одеждой. Требования, предъявляемые к одежде. Обзор современных элементов одежды. 3. .Понятие цвета в костюме. Теория: Сочетания цвета (цветовой круг). Классификация тканей. Декоративные отделки изделия. Обсуждения ткани для будущей модели. Стилевые решения. Практика: Упражнения детей в сочетании родственных и родственно контрастных цветовых тонов. Работа детей с эскизами. Поиск форм модели, конструктивных линий, декора изделия. 4. Изучение строения тела человека. Теория. Пропорции. Практика: Эскиз 5. Моделирование и конструирование аксессуаров. Теория. Разновидности их форм и применение. Практика: Проработка эскиза, выбранного аксессуара. 6. Самостоятельная работа. Практика: Работа детей с журналами мод, выбор модели, разработка и зарисовка эскиза. Подбор ткани и определение еe расхода. Самостоятельная работа: изготовление творческой модели Закрепление пройденного материала 7. Знакомство с профессией дизайнер одежды Теория: Понятие определений «дизайн», «стиль», «мода, «одежда». Кто такой дизайнер одежды. Что входит в его обязанности, с кем взаимодействует дизайнер в ходе своей профессиональной деятельности, какими приемами и методами владеет. Где получают образование дизайнер одежды в России и в г. Магадане. 8. Понятие моды. Теория: Основные модные направления на предстоящий сезон, цикличность моды. Презентация на проекторе. Классический стиль Теория: Определение классического стиля в одежде, примеры фото презентации, из журналов и книг. Практика: Упражнения по выявлению вида стиля в чистом виде на примере журналов. Составление коллажа по классическому стилю с элементами зарисовок. • Вечерний стиль. 13 Теория: Определение вечернего стиля в одежде, примеры фото презентации, из журналов и книг. Практика: Упражнения по выявлению вида стиля в чистом виде на примере журналов. Составление коллажа по вечернему стилю с элементами зарисовок. • Спортивный стиль Теория. Определение спортивного стиля в одежде, примеры фото презентации, из журналов и книг. Практика: Упражнения по выявлению вида стиля в чистом виде на примере журналов. Составление коллажа по спортивному стилю с элементами зарисовок. • Повседневный стиль Теория: Определение повседневного стиля в одежде, примеры фото презентации, из журналов и книг. Практика: Упражнения по выявлению вида стиля в чистом виде на примере журналов. Составление коллажа по повседневному стилю с элементами зарисовок 9. Цветовые сочетания. Теория: Цветовой спектр. Основные, дополнительные цвета. Хроматические, ахроматические цвета. Практика: Выполнение цветового спектра. Составление палитры способом разведения и смешивания красок 10. Эскизы модели, коллекции. Теория: Специфика выполнения эскизов модели одежды. Основы построения фигуры. Форэскиз. Принципы составления коллекции. Одна основа – несколько моделей. Практика: Пробное рисование и эскизирование моделей. Иллюстрация готовых коллекций. Составление коллекции из эскизов моделей. 11. Человек-модель. Пропорции тела человека Теория: Техника построения человеческого тела при рисовании. Особенности фигуры. Практика: Упражнения по зарисовке человеческого тела в полный рост. Лицо человека. Мастер-класс по макияжу Теория: История возникновения макияжа. Модные направления в современном макияже. Изучение форм человеческого лица. Что такое эмоции и как они отражаются на нашем лице. Практика: Упражнения зарисовке лица с различной мимикой. . Виды причесок. Мастер-класс Теория: История причесок. Виды и назначение причесок. Выбор прически в соответствии с формой лица. Уход за волосами. Практика: 14 Упражнения зарисовке головы человека с прической. Мастер-класс по прическам от приглашенного специалиста. Цвет в костюме Теория: Изучение цветового круга. Цветовые иллюзии. Цветотипы. Практика: Упражнения по смешиванию цветов, рисование красками. Законы композиции костюма Теория: Понятие центра композиции, нюанс, акцент, равновесие, симметрия и асимметрия. Практика: Задание на рисование композиции костюма с использованием каждого закона композиции по отдельности. Стилизация Теория: Что такое стилизация. Демонстрация фото материалов, примеров работ педагога, художников и дизайнеров. Практика: Задание на стилизацию различных предметов по иллюстрациям книг – лист дуба, лист рябины, травы. Ягоды, насекомые, животные, орнаменты народов мира. 12. Творческая модель. • Прорисовка творческой коллекции Теория: Понятие коллекции. Объединяющие элементы, минимальное количество единиц в коллекции. Что такое мини-коллекция. Коллекция из одной ткани, коллекция из комбинированных тканей. Понятие перспективной коллекции. Презентация на проекторе. Практика: Задание на прорисовку творческой коллекции на свободную тему. Одна из моделей коллекции может быть отшита из ткани на куклу, на масштабный манекен или на фигуру человека (обучающегося). Дополнения и аксессуары. Подбор украшений, отделок и дополнений (перчатки, сумки) 2.1. Условия реализации программы. Продолжительность учебного года составляет 36 недель. Начало занятий первого года обучения не поздне 15 сентября. Окончание занятий – не позднее 31 мая. Нерабочие и праздничные дни устанавливаются в соответствии с Постановлениями Правительства РФ. Промежуточная аттестация проводится по итогам освоения ДООП за 1-е полугодие в III декаде декабря, за 2-е полугодие - в мае 2.2. Календарный учебный график 15 № 1 Год обучения Первый Объём учебных часов 36 Всего рабочих недель Режим работы 1рх2ч=2ч 2.3. Формы аттестации. Программа предусматривает три вида аттестации обучающихся: Текущая аттестация, проводится в целях оценки качества усвоения учащимися содержания отдельных разделов образовательной программы и проводится по полугодиям в форме тестирования, анализа содержания творческих паспортов обучающихся, выполнения проектов. Промежуточная аттестация, проводится в целях оценки степени и уровня усвоения учащимися образовательной программы в целом и проводится в конце 1го года обучения в форме проектов, творческих работ. Одной из форм контроля может быть проведение отчетных выставок творческих работ учащихся, демонстрации моделей и аксессуаров, изготовленных в течении года, создание и изготовление тематических коллекций, демонстрация их на массовых мероприятиях, участие в фестивалях, конкурсах, выставках. Достижения учащихся оцениваются безотметочным способом. Оценки подлежат уровень владения, качество выполнения работы; степень самостоятельности выполнения работ, уровень творческой деятельности, уровень активность в представлении результатов своей деятельности. Основой для определения уровня освоения образовательной программы являются критерии оценивания. Параметры Образовательные результаты Эффективность воспитательных воздействий Социально- 2.4. Оценочные материалы Критерии Освоение детьми содержания образования: 1.Разнообразие умений и навыков. 2.Глубина и широта знаний по предмету. Детские практические и творческие достижения: 1.Позиция активности ребенка в обучении и устойчивого интереса к деятельности. 2.Разнообразие творческих достижений (выставки, конкурсы, их масштаб). 3.Развитие общих познавательных способностей (моторика, воображение, память, речь, внимание). 1.Культура поведения. 2.Аккуратность в выполнении задания и соблюдения порядка на рабочем месте. 3.Наличие стремления доводить начатое дело до конца. 1.Выполнение санитарно-гигиенических требований. 16 педагогические результаты 2.Выполнение требований техники безопасности. 3.Характер отношений с товарищами в коллективе. 4.Отношение к педагогу. Критерии оценки по параметрам диагностики Оцениваемые Минимальный Базовый уровень Повышенный параметры уровень знаний знаний уровень знаний Работа с Требуется Требуется Четко и безопасно инструментами и постоянный периодическое работает с материалами, контроль напоминание о художественными техника педагога за главных правилах материалами безопасности выполнением работы с правил по художественными технике материалами безопасности Степень Требуется Нуждается в Самостоятельно самостоятельности постоянная пояснении выполняет эскиз при работе над помощь педагога последовательности эскизом при работе над работы, но после эскизом объяснения способен к самостоятельным действиям Способность Не может создать Может создать эскиз Способен создать создания эскиза по эскиз по образцу по образцу при эскиз по образцу образцу без помощи подсказке педагога и самостоятельно. педагога 2.5. Кадровое обеспечение Требования к образованию: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогические науки». 2.6. Материально-техническое обеспечение 17 Для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный стилист» необходимо следующее: помещение: учебный кабинет, соответствующий требованиям СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; перечень оборудования (мебели) учебного помещения: классная доска 1 штука, стол и стул для педагога, до 15 ученических стандартных столов и до 30 стульев, регулируемых по высоте, 2 шкафа для хранения инструментов, наглядных и дидактических пособий и учебных материалов, стеллажи; мольберт-хлопушка 15 штук перечень технических средств обучения: персональный компьютер или ноутбук для педагога, точка подключения к сети «Интернет», мультимедийный проектор, экран по 1 штуке; магнитно-маркерная доска; перечень материалов и инструментов, необходимых для занятий для детей и педагога: Необходимые материалы для занятий на одного обучающегося №/№ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Наименование Альбом формата А4 (40 листов) Бумага формата А3 Бумага формата А2 Ручка гелевая черная Ручка шариковая синяя Краски гуашь фирмы «Луч» или «гамма» 12 цветов Краски акварель 10-12 цветов Кисти: белка или синтетика круглая № 2, 3, 4, 5; щетина плоская или круглая № 6, синтетика № 10 или 12 Простой графитный карандаш НВ Черный фломастер или маркер Ластик Банка для воды Ножницы Количество (шт) 1 2 2 1 1 1 уп. 1 по 1 шт 1 1 1 1 1 18 14. 15. 16. Клей-карандаш Малярный бумажный скотч Рабочая одежда (фартук и нарукавники или халат) 1 1 1 Информационное обеспечение: презентации по темам; инструкции и технологические карты; электронные образовательные ресурсы (аудио, видео), специальные компьютерные программы, информационные технологии. 2.7. Методическое обеспечение Традиционно занятия состоят из теории и практики, на которых обучающиеся в альбомы зарисовывают знаменитые памятники, характерные элементы стилей, создают свои творческие работы на основе изученных. Теоретический материал дается не в сухом виде (лекции), а сопровождается иллюстрациями, слайдами, показом видеофильмов, экскурсиями по виртуальным музеям. Во время знакомства с музеями мира дети записывают в альбомы важнейшие сведения о них, приклеивают копии с иллюстраций знаменитых памятников, хранящихся в музеях, или зарисовывают их. Структура занятия: 1) организационный момент - готовность кабинета, обучающихся; организационное начало занятия; целевая установка на работу; мотивация обучающихся к занятию; введение проблемной задачи; 2) логический переход к новой теме, объяснение материала; Выделение главного в изучаемых объектах и явлениях; использование наглядности; межпредметных связей; постановка эвристических вопросов; создание нестандартной ситуации. Теоретическая часть занятий дается в форме лекций (вводной, обзорной, дискуссии, информационной, лекции-беседы, описательной, объяснительной, лекция-визуализация), презентаций, видеороликов и фильмов. Обучающиеся должны запомнить новые понятия, фамилии, термины, записывают главные понятия, произведения и авторов, зарисовывают главные элементы; формируются умения выделять главное, синтезировать их в едином представлении, устанавливать смысловые связи. На занятии проводится работа по закреплению пройденного материала и контроля знаний. 3) Практическая работа. Используются методы: репродуктивный, творческая самостоятельная работа обучающихся, стимулирование. Педагог дополнительного образования уделяет внимание методам 19 формирования устойчивого интереса к предмету, мотивации к образованию (смена и разнообразие видов деятельности, система перспективных установок). 4) Подведение итогов (рефлексия) - выявление активности обучающихся; комментирование процесса работы, проверка и анализ знаний. В связи с кратким анализом достигнутых на занятии полученных знаний и результатов у обучающихся появляется чувство удовлетворения, что вызывает желание совершенствоваться. Во время занятий педагог обращает внимание на общие способы действий, создает ситуацию успеха. Педагог поощряет учебное сотрудничество между обучающимися, обучающимися и педагогом. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно- насыщенной. Виды занятий: комбинированные, практические, лекции (вводная, обзорная, лекциядискуссия, информационная, лекция-беседа, описательная, объяснительная, лекция-визуализация) беседы, заочная экскурсия, самостоятельный поиск знаний. Внедрение таких современных педагогических технологий, как развивающего обучения, личностно - ориентированного подхода в обучении, использование информационно – коммуникационных технологий, здоровье сберегающих - способствует оптимизации образовательного процесса и повышению качества умений, навыков обучающихся, направлено на формирование стремления к познанию. В современных технологиях широко применяются конкретные методические приемы на занятиях по истории изобразительного искусства: сочетание восприятия и созидания; сравнение как основной путь активизации мышления; восприятие и запоминание имен и работ художников; сочетание восприятия изобразительного искусства с восприятием музыки и литературы; игровые формы деятельности; обсуждение собственных работ обучающихся. Образовательный процесс строится с использованием следующих методов обучения: 1. Иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала: использование картин, иллюстраций, репродукций, плакатов, демонстрационных материалов, видеофильмов). 20 Репродуктивный (воспроизводящий: прием повтора, работа по образцу). 3. Игровой (дидактические игры, игра-конкурс, викторины, отгадывание кроссвордов). 4. Метод коллективных и индивидуально-групповых работ. 5. Проблемный метод (объяснение основных понятий, терминов, создание проблемных ситуаций, самостоятельный поиск ответов, анализ ошибок и поиск путей их устранения). 6. Словесный (лекция, объяснение, беседа, рассказ). 7. Творческий (выполнение работы самостоятельно). 8. Создание «ситуации успеха», эстетической радости от результата труда. Педагог придерживается дидактических принципов обучения как: индивидуализации; оптимизации; 2. проблемного обучения; создания благоприятного эмоционального фона обучения. Принцип индивидуализации является центральным в системе дополнительного образования и направлен на формирование индивидуального стиля в процессе реализации практической, самостоятельной деятельности ребенка. Принцип оптимизации обеспечивает максимально возможную эффективность решения педагогических задач путем выбора оптимальных форм обучения, оптимальности распределения активности учащихся, оптимального выбора методов и средств обучения, а также оптимального сочетания методов преподавания и контроля. Без использования дидактического принципа проблемного обучения невозможно формирование полноценного опыта творческой деятельности ребенка, приобретаемого в условиях решения и преодоления определенных препятствий через эмоциональное переживание. Включению положительных эмоций и чувств способствует и применение такого дидактического принципа как создание благоприятного эмоционального фона обучения, сопровождающего качественную познавательно – созидательную деятельность обучающихся. Используемые методы, приемы и технологии обучения способствуют последовательной реализации компетентностно-деятельностного подхода: ориентированы на формирование у обучающихся компетенций осуществлять универсальные действия, личностные, регулятивные, познавательные, 21 коммуникативные; рассчитаны знаний, умений, навыков. на применение практико–ориентированных 2.7. Методическое обеспечение программы. Демонстрационный материал: Библиотека необходимой литературы по предмету: учебники, журналы мод, литература по художественно – прикладному искусству; Плакаты и таблицы по технологии конструирования и моделирования одежды; Видеоматериалы; Образцы изделий и изучаемых технологических узлов; Инструкционные карты. Раздаточный материал: Индивидуальные карточки – задания, карточки - памятки; Инструкционные технологические карты; Образцы изделий и изучаемых технологических узлов; Тесты по интересующим вопросам. Методы и приемы, используемые в образовательном процессе: 1. Беседа. 2. Объяснительно – иллюстративный. 3. Пояснение, уточнение знаний детей, обобщение, анализ. 4. Практический. 5. Эвристический. 6. Частично – поисковый. 7. Демонстрация детьми своих изделий. 2.8. Список литературы Список литературы для педагогов 1.Бердина Т.О. Моделирование и художественное оформление одежды. - Ростов н / Д.: Феникс, 1990 2.Боганова Т.А. Сама себе портниха. Серия «Самоучитель». - Ростов н / Д: Феникс, 2002. 3.Волкова Н., Новосёлова Т. Азбука кройки и шитья. – Ростов н / Д: Феникс, 2002. 4.Головнина М.Н., Михайлец В.М., Ямпольская А.Н.: Технология обработки швейных изделий. – Киев: Техника, 1986. 5.Журналы: « Внешкольник» спец . выпуск № 1 (6). – Ярославль: 1998; « Внешкольник» спец. Выпуск № 2 (14). – Ярославл. ; 6.Журнал « Дополнительное образование детей». – программы лауреатов Всероссийского конкурса авторских программ./ Редактор – составитель Егорова А.В. и др. – М.: ГОУЦРССДОД, 2003. 22 7.Журналы мод: «Бурда», « Модели сезона», « Журнал мод» и др. 8.Как шить красиво: Пер. с англ. / Предисл. В. Зайцева. – К 16 М.: Мир, 1990. 8. 9 9.Коробцева Н.А., Петрова Е.А. Тайны и секреты женской одежды. – Ростов н / Д.: Феникс, 1990 10.Николаенко А.А., Червяков Ф.И., Непряхин А.П., Дремалин Н.А.: Бытовые швейные машины. – 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: Легпромбытиздат, 1985. 11.Орлова Л. Азбука моды. – М.: Просвещение, 1988. Устинова . Азбука кройки и шитья. Как шить красиво. – Назрань: Издательство АСТ, 2000. Сайт: http://podpiska.burda.ru http:// burdastyle.ru Список литературы для обучающихся 1.Бердина Т.О. Моделирование и художественное оформление одежды. - Ростов н / Д.: Феникс, 1990 2.Боганова Т.А. Сама себе портниха. Серия «Самоучитель». - Ростов н / Д: Феникс, 2002. 3.Волкова Н., Новосёлова Т. Азбука кройки и шитья. – Ростов н / Д: Феникс, 2002. 4.Головнина М.Н., Михайлец В.М., Ямпольская А.Н.: Технология обработки швейных изделий. – Киев: Техника, 1986. 5.Журналы: « Внешкольник» спец . выпуск № 1 (6). – Ярославль: 1998; « Внешкольник» спец. Выпуск № 2 (14). – Ярославл. ; 6.Журнал « Дополнительное образование детей». – программы лауреатов Всероссийского конкурса авторских программ./ Редактор – составитель Егорова А.В. и др. – М.: ГОУЦРССДОД, 2003. 7.Журналы мод: «Бурда», « Модели сезона», « Журнал мод» и др. 8.Как шить красиво: Пер. с англ. / Предисл. В. Зайцева. – К 16 М.: Мир, 1990. 8. 9 9.Коробцева Н.А., Петрова Е.А. Тайны и секреты женской одежды. – Ростов н / Д.: Феникс, 1990 10.Николаенко А.А., Червяков Ф.И., Непряхин А.П., Дремалин Н.А.: Бытовые швейные машины. – 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: Легпромбытиздат, 1985. 11.Орлова Л. Азбука моды. – М.: Просвещение, 1988. Устинова . Азбука кройки и шитья. Как шить красиво. – Назрань: Издательство АСТ, 2000. Список используемых сайтов. 1. Дистанционное обучение на Осинке ( Электронный ресурс). - Режим доступа: http://www.osinka.ru/Sewing/Modelling/. 2. Выкройки и уроки шитья для начинающих ( Электронный ресурс). Режим доступа: http://porrivan/ru/proizvodstvo-odezhdy/konstruirovanieodezhdy/html 23 3. Моделирование и конструирование женской одежды ( Электронный ресурс). - Режим доступа: http://www.handly.ru/odejda/modelirovanie i konstruirovanie jenskoy odejdy/. 4. Конструирование и моделирование женской одежды ( Электронный ресурс). Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/chernyakova/6.html 5. Библиотека ( Электронный ресурс). Режим доступа: http://www.twirpx.com/library/. 6. Конструирование, моделирование и пошив женской одежды ( Электронный ресурс). Режим доступа: http://club/season.ru/index php?act=idx/ 24