"Пластилиновые истории"

1

Департамент образования мэрии г. Магадана
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества»

Принята на заседании
педагогического совета
Протокол № 3
от «16» мая 2024 г.

Утверждаю:
Директор МАУ ДО ДД(Ю)Т
_______________ И. Н. Майорова
Приказ № 95 от «21» мая 2024 г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности

«Пластилиновые истории»

Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень программы: ознакомительный
Автор – составитель:
Анаева Юлия Олеговна,
педагог дополнительного образования

г. Магадан
2024

2

Информационная карта ДООП
I.

II.
III.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
IV.
4.1.

4.2.

4.3.

Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Увлекательный
пластилин»
Направленность Художественная
Сведения об авторе составителе
ФИО
Анаева Юлия Олеговна
Год рождения
10.08.2002
Образование
Среднее профессиональное
Место работы
МАУ ДО «ДД(Ю)Т»
Должность
Педагог дополнительного образования
Электронный
anaeva.julia@gmail.com
адрес
Сведения о программе
Нормативная база
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
(отдельные
образовании в Российской Федерации»;
основные
2. «Стратегия развития воспитания в Российской
документы)
Федерации на период до 2025 года» (утверждена
распоряжением
Правительства
Российской
Федерации от 29.05.2015 № 996-р);
3. Постановление
Главного
государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
4. Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
5. Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Министерства
образования и науки Российской Федерации от 18
ноября 2015 года № 09-3242);
6. Устав и другие локальные акты МАУ ДО
«ДД(Ю)Т».
Объем и срок 1 год 72 часа
освоения
программы
Форма обучения
Очная
Наименование
программы

3

4.4.
4.5.
4.6.
V.

VI.

VII.

Возраст
обучающихся
Особые категории
обучающихся
Вид программы
Ведущие формы и
виды
деятельности

5-7 лет
нет

модифицированная
Наглядные
методы:
демонстрация
(показ),
наблюдение.
Словесные методы: беседа; объяснение, диалог,
консультация.
Практические методы: составление композиции
поделок, метод проблемного обучения, игровые
методы,
активные
формы
познавательной
деятельности (викторины, выставки, творческие
конкурсы).
Методы поощрения: похвала, одобрение, награждение
и т.п.
Входная аттестация (наблюдение, беседа) для
Формы
выявления индивидуальных особенностей ребенка
мониторинга
результативности (интересов, первичных умений и навыков, мотивации).
Текущая аттестация (беседа, анализ выполнения
практических заданий).
Промежуточная аттестация по полугодиям (творческое
задание, практическая работа, выставка).
Программа рекомендована к реализации в 2024-2025
Дата
учебном году, протокол ПС № 3 от «21» мая 2024 г.
утверждения
последней
корректировки

4

Содержание

I.

Титульный лист

1

Информационная карта ДООП

2

Комплекс основных характеристик ДООП
1.1.Пояснительная записка ……………………………………………….. 5
1.2.Цель, задачи программы ………………………………………........... 8
1.3.Планируемые результаты. Уровни усвоения программы…………... 9
1.4.Учебный план, содержание ………………………..…………………. 11

II. Комплекс организационно-педагогических условий ДООП
2.1. Условия реализации программы ………………….…………………. 14
2.2. Календарный учебный график ………………………………….…… 14
2.3. Формы аттестации ………………………………………………….… 14
2.4. Оценочные материалы ………………………………………….……. 14
2.5. Кадровое обеспечение …………………………………………..……. 17
2.6. Материально-техническое обеспечение ……………………..……… 17
2.7. Методическое обеспечение программы ……………………….……. 18
Список литературы для педагога и обучающихся ……………….……... 19

5

1.1. Пояснительная записка
Введение. Лепка - любимое и увлекательное занятие не только для
детей, но и для многих взрослых.
Образовательное и воспитательное значение лепки огромно,
особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка
расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения
к окружающей жизни, нравственных представлений.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Увлекательный пластилин» разработана с учетом современных
нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
3. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года» (утверждена распоряжением Правительства
Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р);
4. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка»
(утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту
«Образование» 07 декабря 2018 г., протокол № 3);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности организациями, осуществляющими образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования,
основным программам профессионального обучения, дополнительным
общеобразовательным программам»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
18.09.2020 № 508 «Об утверждении Порядка допуска лиц, обучающихся по
образовательным программам высшего образования, к занятию
педагогической деятельностью по общеобразовательным программам»;
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
6

10. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 09-3242);
11. Устав и другие локальные акты МАУ ДО «ДД(Ю)Т».
Направленность
программы.
Данная
программа
имеет
художественную направленность. Содержание программы нацелено на
развитие у обучающихся интереса к ручному труду, дают возможность
освоить простейшие приемы работы с пластилином, развивают
эстетический вкус, формируют представления о декоративно – прикладном
искусстве, раскрывают творческий потенциал личности.
Актуальность программы. В настоящее время актуальной стала
проблема сохранения культурной и исторической самобытности России,
национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа.
Занимаясь лепкой из пластилина, дети приобщаются к созданию
простейших изделий декоративно – прикладного искусства. У них
развивается эстетический вкус, желание проявить себя в творчестве.
Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и
навыки, мелкую моторику пальцев рук, воспитывает аккуратность и
терпение.
Дети постепенно овладевают приемами отщипывания маленьких
комочков пластилина от большого, скатывания прямым движением
(палочки, цилиндры и т.п.), кругообразными движениями (шарики, ягодки,
мячи и т.д.). Они учатся сплющивать комочки, вдавливать, оттягивать
мелкие части и детали изображения, учатся лепки по частям и из целого
куска, использовать стеки.
Благодаря этому дети получают возможность передавать более
тонкие особенности формы предметов (выпуклости, углубления).
Овладение техникой лепки способствует развитию движений руки,
позволяет детям передать в этом виде изобразительной деятельности
разнообразные предметы действительности, изображать несложные сценки
из жизни и сказок.
Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию
речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических
действий с пластилином, ведется непрерывный разговор с детьми. Такая
игровая организация деятельности детей, стимулирует их речевую
активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует
настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно
говорить о том, что занятия – это особая ситуация, которая стимулирует
развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению
активного и пассивного словаря детей.
7

Новизна программы. Программа «Увлекательный пластилин»
предполагает работу над индивидуальными и коллективными изделиями
на занятиях по лепке как одну из форм развития интереса в
художественном обучении детей с различными начальными данными
(моторика, художественный вкус и др.). Каждый обучающийся любого
уровня подготовки и способностей в процессе обучения чувствует себя
важным звеном общей цепи, от которого зависит исполнение
коллективной работы в целом – в этом заключается новизна программы.
Отличительные особенности программы. Содержание программы
«Увлекательный пластилин» направлено на создание необходимых
условий для личностного развития детей, позитивной социализации,
адаптации к жизни в обществе, формирование и развитие творческих
способности детей, выявление, развития и поддержку талантливых
обучающихся, обеспечение духовно-нравственного, гражданского,
патриотического, трудового воспитания детей; формирование общей
культуры, здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья.
Категория обучающихся. Программа рассчитана на обучающихся в
возрасте 5-7 лет. На обучение принимаются все желающие без
предъявления требований к уровню предварительной подготовки, не
имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Состав группы
формируется из детей одного возраста.
Срок реализации образовательной программы 1 год. Общий
объем учебного времени составляет 72 часа.
Уровень программы ознакомительный.
Особенности организации образовательного процесса.
Педагогическая
целесообразность.
Таким
образом,
целесообразность образовательной программы, состоит, с одной стороны,
в формировании у обучающегося чувства ответственности в исполнении
своей индивидуальной функции в коллективном процессе, и, с другой
стороны, в формировании самодостаточного проявления всего творческого
потенциала в работе с использованием всех изученных техник лепки при
выполнении индивидуальных изделий.
Для получения максимального эффекта в воспитательной и
образовательной деятельности педагогу необходимо учитывать
возрастные особенности детей.
Главная особенность в том, что у детей в возрасте 5-7 лет активно
происходит смена игровой деятельности на познавательную. Внимание,
память, мышление, восприятие и др. принимают произвольный характер.
Восприятие становится более детальным, внимание более устойчивым и
управляемым, начинает развиваться образное мышление, развивается
воображение и фантазия. Развитие психических процессов происходит
8

комплексно. Развивая внимание, мы стимулируем память и восприятие.
Процесс мышления запускает процесс запоминания, восприятия и
воображения. Совершенствуется моторика и сила, скорость движений
продолжает возрастать, заметно улучшается их координация. Ребенок
хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго
сосредотачиваться на одном действии.
Формы и режим занятий. Форма обучения очная. Характерными
формами организации учебной деятельности для данной программы
являются групповая форма обучения. Рекомендуемый режим занятий один
раз в неделю по одному часу. Продолжительность учебных занятий
определена уставом учреждения, исчисляется в астрономических часах и
составляет для обучающихся 5-7 лет – 20 минут.
1.2. Цель и задачи
Цель программы: формирование опыта работы с пластилином
посредством использования различных приемов лепки.
Задачи программы.
Образовательные:
- дать представление о лепке, как одном из видов декоративно –
прикладного искусства;
- обучить основам лепки из пластилина;
- научить практическому применению в быту навыков изготовления
изделий: подарки к праздникам, сувенирные украшения для дома и т.д.;
- формировать навыки безопасного пользования различными материалами
и инструментами при работе с пластилином (стеки, ножницы, т.д.).
Развивающие:
- развивать эстетический и художественный вкус;
- развивать творческие способности и активность ребенка;
- расширять общекультурный кругозор обучающихся.
Воспитательные:
- приобщать детей к коллективной творческой деятельности, совместному
труду, взаимопомощи;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, терпение;
- содействовать формированию чувства прекрасного, нравственных,
патриотических качеств личности.
Формирование и развитие ключевых компетенций:
- развивать у детей качества личности, коммуникативные умения и
навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе,
сотрудничество, общение, позволяющие ориентироваться в окружающем
социуме; умение вступать в диалог с собеседником, умение слушать
собеседника;
9

- способствовать осознанию необходимости формирования навыков
здорового образа жизни: соблюдать режим дня, правило личной гигиены,
выполнять упражнения по профилактике нарушения зрения, сохранения
правильной осанки;
- воспитывать любовь родной природе, народу, Родине, любовь к
народным традициям, культуре; уважение к культуре и традициям разных
народов;
- развивать умения самостоятельной познавательно - учебной
деятельности, организации своих действий.
1.3. Планируемые результаты
По итогам освоения образовательной программы обучающиеся:
будут знать:
- как подготовить пластилин к работе;
- правила организации рабочего места;
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений
(ножницы, стеки, т.д.), правила безопасного труда при работе с
указанными инструментами;
- основные способы и приемы лепки из пластилина (разминание,
отщипывание, шлепанье, сплющивание, вдавливание, оттягивание и др.);
будут уметь:
- подготовить материалы и инструменты для лепки из пластилина;
- правильно пользоваться инструментами и приспособлениями;
- использовать в лепке известные способы и приемы; расплющивать,
оттягивать, отщипывать, вдавливать, делать насечки, дополнять готовые
изделия налепами;
- создавать объемные лепные фигуры и сюжетные композиции;
- применять в быту навыки изготовления изделий;
- под руководством педагога проводить анализ изделия, планировать
последовательность и его изготовление, осуществлять контроль результата
практической работы по образцу, схеме, рисунку.
Личностные качества
Обучающиеся будут проявлять:
- терпение, аккуратность;
- умение сочувствовать другим людям, сопереживать;
- положительное отношение к обучению, труду;
- способность оценивать свои достижения и трудности;
- чувство гордости за выполненную работу;
- бережное отношение к своему и чужому труду;
- терпимость, доброжелательность по отношению к окружающим;
- интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
10

Регулятивные УУД
Обучающиеся будут уметь:
- коллективно ставить и выполнять поставленную задачу;
- планировать самостоятельно (под руководством педагога) свои действия
для решения конкретных творческих задач;
- выполнять учебные действия (операции) в материализованной, речевой
или умственной форме;
- использовать речь, память, воображение, логическое мышление для
регуляции своих действий;
- выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после
завершения, уметь вносить необходимые коррективы на различных этапах;
- оценивать свои действия самостоятельно, спокойно воспринимать оценку
педагога;
- выполнять упражнения по профилактике нарушения зрения, сохранения
правильной осанки, соблюдать правила личной гигиены.
Коммуникативные УУД
Обучающиеся смогут:
- участвовать в общей беседе, в диалоге, выполняя принятые правила
речевого общения;
- задавать вопросы, отвечать на вопросы других; слушать высказывания
собеседников;
- высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, объяснять его;
понимать возможность существования других точек зрения, стремиться к
их пониманию;
- проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.
Уровни усвоения программы
Минимальный уровень – обучающийся овладел менее чем ½ объема
знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, как правило, в
беседах избегает употреблять специальные термины. В ходе практических
работы выполняет простые виды изделий. В процессе выполнения работы
постоянно обращается за помощью к педагогу. Очевидны ошибки на всех
этапах выполнения работы. Низкая активность предъявления результатов
своей деятельности (участие в выставках, конкурсах только на уровне
детского образовательного объединения).
Базовый уровень – обучающийся овладел не более ½ объема знаний,
умений и навыков, предусмотренных программой. В беседах сочетает
специальную терминологию с бытовой. Практические работы выполняет
на основе образцов, с достаточной степенью самостоятельности, с
соблюдением технологической последовательности. Изделие выполняет
достаточно аккуратно, при выполнении отдельных операций допускает
небольшие погрешности. Хорошая активность предъявления результатов
11

своей деятельности (участие в выставках, конкурсах на уровне детского
образовательного объединении или учреждения).
Повышенный уровень - объем знаний, умений и навыков
соответствует программным требованиям. В беседах специальные
термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их
содержанием. Изделия выполняются аккуратно, с соблюдением
последовательности ведения работы, с элементами творчества. Высокая
самостоятельность при выполнении практических работ и активность в
предъявлении результатов своей творческой деятельности (участие в
конкурсных и выставочных мероприятиях муниципального и
регионального уровня).
Творческий уровень - объем знаний превышает программные
требования. Практические работы выполняются самостоятельно,
качественно и творчески по собственному замыслу и фантазии. Высокая
активность в предъявлении результатов своей творческой деятельности
(участие в конкурсных и выставочных мероприятиях на муниципальном,
региональном, всероссийском уровнях).
Формы проверки результатов: наблюдение, практическая работа,
беседа, викторина, выставка, самооценка. В процессе обучения дети
получат опыт участия в выставках и конкурсах различного уровня,
совместной работы в коллективе.
1.4. Учебный план, содержание
Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа.
В программе предусмотрено изучение правил техники безопасности при
работе с ручным инструментом, а также обеспечение санитарной гигиены.
Учебный план
№

Наименование
раздела и темы
Вводное занятие

Раздел 1. Лепим и учим буквы
Письменные, печатные буквы,
1.1
буквицы

Количество часов

Формы
контроля

теория

практика

всего

0.30

0.30

1

Беседа,
наблюдение

0.30

2.30

3

Беседа,
наблюдение

Раздел 2. Мир вокруг нас
0.30

8.30

9

Беседа,
наблюдение,
выставка
детских работ

Раздел 3. Подарки и украшения
Подарки и украшения к
3.1 праздникам (Новый год,
0.30

3.30

4

Беседа,
наблюдение

2.1

Лепим и играем: подводный
мир, мир насекомых, мир птиц

12

Рождество)
Раздел 4. Мир вокруг нас
4.1

0.30

6.30

7

Беседа,
наблюдение,
выставка
детских работ.

0.30

2.30

3

Беседа,
наблюдение

0.30

3.30

4

Беседа,
наблюдение

0.30

3.30

4

Итоговое занятие

--

--

1

Итого

4

32

36

Лепим и играем: мир
животных, мир космоса
Раздел 5. Фрукты и овощи

5.1 Фрукты
5.2 Овощи
Раздел 6. Лепим и играем
Мир нашего дома: посуда для
6.1
кухни, угощение
Раздел 7. Поделки в подарок
7.1 Поделки в подарок

Беседа,
наблюдение.
Выставка
детских работ.

Содержание:
Тема. Вводное занятие.
Теория: Знакомство с программой. История возникновения
пластилина. Виды пластилина. Рабочее место и инструменты. ТБ при
работе с пластилином.
Практика: как лепить из пластилина. Приемы работы с
пластилином.
Раздел 1. Лепим и учим буквы.
Теория: Алфавит. Письменные, печатные буквы, буквицы.
Практика: Изготовление письменных, печатных букв. Изготовление
медальонов с изображением заглавной буквы своего имени.
Раздел 2. Мир вокруг нас. Лепим и играем: подводный мир, мир
насекомых, мир птиц.
Теория: Рассматривание слайдов, иллюстраций с изображением
различных видов обитателей подводного мира, мира насекомых, птиц.
Привлечение жизненного опыта детей. Беседа педагога с детьми.
Практика: Изготовление различных видов обитателей подводного
мира, мира насекомых, мир птиц.
Подводный мир: рыбки, дельфин, кит, морской конек, морская звезда, осьминог,
и т.д.
Мир насекомых: паучок, жук, божья коровка, т.д.

13

Раздел 3. Подарки и украшения к праздникам (Новый год,
Рождество).
Теория: Рассматривание иллюстраций, поделок к «Новому году,
Рождеству». Привлечение жизненного опыта детей. Беседа педагога с
детьми.
Практика: Изготовление различных поделок к «Новому году,
Рождеству»:
Звезды и месяц, елочки, снеговик, Рождественский ангел, и т.д.

Раздел 4. Мир вокруг нас. Лепим и играем: мир животных, мир
космоса.
Теория: Рассматривание слайдов, иллюстраций с изображением
различных видов животных. Рассматривание иллюстраций на тему
«Космос».
Практика: Изготовление различных видов животных. Изготовление
поделок на тему «Космос».
Мир животных: собачка, мышка, зайчик, черепаха, ёжик, мишка, и т.д.
Мир космоса: солнечная система, летающие тарелки, космонавт, кометы,
ракета, и т.д.

Раздел 5. Фрукты и овощи.
Теория: Рассматривание иллюстраций с изображением различных
овощей и фруктов. Привлечение жизненного опыта детей. Беседа педагога
с детьми.
Практика: Изготовление различных видов овощей и фруктов.
Фрукты: яблоко, виноград, груша, вишня, апельсин, лимон, т.д.
Овощи: морковь, перец, лук, редиска, огурец, капуста, и т.д.

Раздел 6. Лепим и играем. Мир нашего дома. Посуда для кухни,
угощение.
Теория: Рассматривание иллюстраций с изображением различной
посуды, угощений. Привлечение жизненного опыта детей. Беседа педагога
с детьми.
Практика: Изготовление различных видов кухонной посуды,
угощений.
Посуда: чашки, блюдца, тарелки, чайник, сахарница, ложки, вилки, и т.д.
Угощение: бутерброд, яичница, булочки и рогалики, конфеты, торт, и т.д.

Раздел 7. Поделки в подарок.
Теория: Рассматривание иллюстраций с изображением различных
поделок, сувениров к праздникам. Привлечение жизненного опыта детей.
Беседы педагога с детьми.
Практика: Изготовление различных поделок, игрушек в подарок:
курочка (пасхальное украшение), букет в вазе, фрукты в корзине, и т.д.

Итоговое занятие. Выставка детских работ.
Теория: Чему мы научились за год (викторина).
14

Практика: Выставка детских работ.
2.1. Условия реализации программы
Продолжительность учебного года составляет 36 недель.
Начало занятий первого года обучения не поздне 15 сентября.
Окончание занятий – не позднее 31 мая.
Нерабочие и праздничные дни устанавливаются в соответствии с
Постановлениями Правительства РФ.
2.2. Календарный учебный график
№

Год обучения

1

Первый

Объем
часов
36

учебных Всего
недель
36

учебных Режим работы
1р х 1 час

2.3. Формы аттестации
Программа предусматривает три вида аттестации обучающихся.
Предварительная (вводная) аттестация, проводится в целях
выяснения уровня готовности ребенка и выявления его индивидуальных
особенностей (интересов, первичных умений и навыков, мотивации для
занятия и т.д.). Проводится в начале учебного года в форме наблюдения и
беседы.
Текущая аттестация, проводится в целях оценки качества усвоения
учащимися содержания отдельных разделов образовательной программы и
проводится по полугодиям в форме беседы, анализа выполнения
практических заданий.
Промежуточная аттестация, проводится в целях оценки степени и
уровня усвоения учащимися образовательной программы в целом и
проводится за 1-е полугодие в III декаде декабря, за 2-е полугодие - в мае в
конце учебного года в форме практической работы.
2.4. Оценочные материалы
Формой подведения итогов являются выставки работ обучающихся
с привлечением родителей, участие в конкурсах поделок, использование
поделок, сувениров в качестве подарков.
Мониторинг результатов обучения по образовательной
программе - оценка динамики достижений с использованием низко
формализованных методов – наблюдения, беседы.
Методика
проведения
обследования
уровня
освоения
программного материала.
Педагогическая диагностика проводится во время образовательной
деятельности.
15

Цель обследования: определение уровня освоения программного
материала.
п/п

1.

2.

3.

4.

Критерии
Знает свойства пластических
материалов, понимает, какие
предметы можно лепить, умеет
аккуратно пользоваться
пластилином.
Умеет лепить предмет по образцу
из 1 – 3 частей одинаковой и
разной формы, используя ранее
усвоенные приемы и способы.
Умеет придумывать содержание
лепки, доводит замысел до конца,
использует разные приёмы лепки.
Умеет лепить и украшать предмет
по замыслу.

Задание
Предложить детям слепить из пластилина
(шарик, овал, колбаску и т.д.).
«Слепи свою любимую игрушку».
Предложить ребёнку самостоятельно слепить
по образцу предмет, состоящий из 1 – 3
частей одинаковой и разной формы (шар,
цилиндр, конус, диск).
«Лепка по замыслу». Предложить детям
вылепить предмет по собственному
художественному замыслу.
«День рождения мамы». Предложить детям
сделать подарок маме и украсить изделие с
помощью и дополнительного материала.

Результаты мониторинга образовательного процесса заносятся в
общую таблицу, где указываются все результаты уровня овладения
необходимыми навыками и умениями.
Оценка уровня освоения ребенком программного материала
2 балла (часто):
проявляющаяся
характеристика
является
устойчиво
сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или
отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или
не успешности предыдущей деятельности и т.д. (повышенный уровень);
1 балл (иногда)
- характеристика предполагает периодическое проявление,
зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны
взрослого, настроения ребёнка и т.д. (базовый уровень);
0 баллов (крайне редко):
- данная характеристика не сформирована, а ее появление носит
случайный характер (минимальный уровень).
Протокол обследования уровня освоения программного материала

№

Фамилия,
имя
ребенка

Умеет
скатывать,
сплющивать,
прищипывать,
оттягивать
отдельные
детали

Создаёт
изображени
е знакомых
овощей,
фруктов,
посуды и
т. д.

Знает свойства
пластических
материалов
(пластилин,
глина,
пластическая
масса),
понимает какие
предметы

Умеет
отделять от
большого
куска
пластилина
небольшие
комочки,
раскатывает
их прямыми и

Лепит
различные
предметы,
состоящие из
1-3 частей,
используя
разнообразные
приёмы лепки

16

можно
из них лепить

круговыми
движениями
ладоней

1.
2.
3.
2 балла
1 балл
0 баллов
Показатели форсированности ключевых компетенций
Критерии
Уровни
Личностного
самосовершен
ствования

Информацион
но –
коммуникати
вная

Общекультур
ная

Ценностно смысловая

Низкий

Достаточный

Соблюдает
режим дня,
правила
гигиены

Соблюдает
режим дня,
правила
гигиены;
нормы ЗОЖ

Знает правила
общения со
сверстниками,
но мало
коммуникабеле
н, трудно
осваивается в
новом
коллективе
Умение видеть
окружающий
мир, природу

Умеет
общаться со
сверстниками
и взрослыми

Умение
понимать
нормы
поведения

Понимает
нормы
поведения

Умение
понимать и
переживать

Оптимальный

Высокий

Соблюдает
нормы ЗОЖ,
противостоит
вредным
привычкам

Умеет
организовать
свое свободное
время,
саморазвитие,
самосовершенст
вование
Умеет работать с Умеет работать
информационны с различной
ми источниками, информацией.
коммуникабелен Интересен в
, комфортно
общении,
чувствует себя в открыт для
коллективе
общения

Умение
выражать
нравственные и
эстетические
чувства,
уважение к
общим
традициям
Умеет выражать
нравственное
отношение,
эстетические
чувства

Устойчивый
интерес к
традициям и
культуре

Умеет строить
межличностные
отношения, в
социуме

2.5. Кадровое обеспечение
17

Программа
может
быть
реализована
одним
педагогом
дополнительного образования, имеющим высшее образование или среднее
профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений
подготовки высшего образования и специальностей среднего
профессионального образования «Образование и педагогические науки»,
или к реализации дополнительной общеразвивающей программы могут
быть допущены лица, обучающиеся по образовательным программам
высшего образования по специальностям и направлениям подготовки,
соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных
программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее
чем за два года обучения, прошедшим обязательный медицинский осмотр
(обследование) и не имеющем ограничений к занятию педагогической
деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации.
2.6. Материально-техническое обеспечение
Для
реализации
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Увлекательный пластилин» необходимо
следующее:
 помещение: учебный кабинет, соответствующий требованиям
СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
 перечень оборудования (мебели) учебного помещения: классная
доска 1 штука, стол и стул для педагога, 8 ученических стандартных
столов и 16 стульев, регулируемых по высоте, 2 шкафа и/или стеллажи для
хранения инструментов, наглядных и дидактических пособий и учебных
материалов;
 перечень технических средств обучения: магнитно-маркерная
доска;
 перечень материалов, необходимых для занятий для детей и
педагога (по числу участников учебного процесса):
- пластилин для лепки;
- фартуки, коврики для лепки;
- стеки, различные колпачки, зубочистки, выпуклые с узором пуговицы и
т.д.;
- цветной картон для творчества А4;
- салфетки;
- образцы изделий из пластилина.
2.7. Методическое обеспечение
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
является частью учебно-методического комплекса, который представляет
18

собой целостную систему учебно-методических документов и материалов,
обеспечивающих образовательный процесс:
 календарно-тематический план;
 планы учебных занятий;
 методические рекомендации по выполнению практических работ,
теоретический материал, конспекты и планы бесед;
 электронные презентации;
 учебно-наглядные материалы (набор дидактических карточек;
наглядный раздаточный материал по темам учебного курса;
демонстрационные образцы, иллюстрационный материал);
 правила
безопасности
труда
в
кабинете,
правила
противопожарной безопасности, правила поведения обучающихся в
кабинете.
На занятиях с детьми педагог опирается на следующие принципы:
 научность и связь теории с практикой;
 систематичность,
последовательность,
доступность
и
посильность;
 активность (заинтересованность детей);
 наглядность;
 прочность овладения знаниями и умениями;
 воспитывающий характер труда.
В зависимости от поставленных задач педагог на занятиях
использует различные приёмы:
 убеждение, пример, разъяснение;
 показ, подражание, упражнения, приучение;
 поощрение, похвала, оценка, взаимооценка;
 сотрудничество;
 свободный выбор;
и методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще
всего объединяя их. Каждое занятие по темам программы, как правило,
включает теоретическую часть и практическое выполнение задания:
Методы обучения, методические приемы подбираются с учетом
знаний и практических навыков, приобретенных детьми ранее, поэтому
методика обучения в начале учебного года отличается от той, которая
применяется в конце года.
Выполнение заданий детьми должно способствовать развитию
познавательной активности, усиливать эстетическую восприимчивость,
развивать художественный вкус и творческие способности.
Программа предполагает возможность вариативного содержания. В
зависимости от особенностей творческого развития обучающихся педагог
может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические
задания новыми изделиями.
19

Наиболее распространенным типом занятия при реализации
программы является комбинированное или смешанное занятие.
Основные структурные элементы занятия:
 организация обучающихся;
 повторение ранее пройденного учебного материала;
 изложение нового материала;
 закрепление изученного материала.
Форма организации образовательного процесса:
- беседа;
- наблюдение;
- физкультминутки, пальчиковая гимнастика;
- индивидуальная работа;
- групповая работа;
- коллективно – творческая работа;
- работа с родителями;
- оформление выставок.
Список литературы для педагога
1. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое
пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
2. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с
детьми дошкольного возраста. М.: ТЦ «Сфера», 2000.
Список литературы для обучающихся
1. Журнал «Девчонки – мальчишки. Школа ремёсел». – М.: ООО
«Формат – М»
2. Журнал «Коллекция идей». – М.: ЗАО «Эдипресс - Конлига».
3. Иванов Б. Самоделки для клуба. - Москва, 1994.
4. Калугин М.А. Развивающие игры для младших школьников. Ярославль: «Академия развития», 1997.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».