Информационная карта ДООП I. Наименование программы Дополнительная общеразвивающая рукоделие» II. Направленность Художественная III. Сведения об авторе составителе 3.1. ФИО Ширина Эмма Владимировна 3.2. Год рождения 23.05.1972 года 3.3. Образование СПО 3.4. Место работы МАУ ДО «ДД(Ю)Т» 3.5. Должность Педагог дополнительного образования 3.6. Электронный адрес IV. Сведения о программе 4.1. Нормативная база (отдельные основные документы) общеобразовательная программа «Декоративное 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р); 3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки 2 4.2. Объем и освоения программы Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 093242); 6. Устав и другие локальные акты МАУ ДО «ДД(Ю)Т». срок 1 год 144 часа Творческая мастерская: 2 года 288 часов 4.3. Форма обучения Очная 4.4. Возраст обучающихся 7-10 лет 4.5. Особые категории нет обучающихся 4.6. Вид программы V. методы: демонстрация (показ), Ведущие формы и Наглядные наблюдение. виды деятельности Словесные методы: беседа; объяснение, диалог, консультация. модифицированная Практические методы: составление композиции поделок, метод проблемного обучения, игровые методы, активные формы познавательной деятельности (викторины, выставки, творческие конкурсы). Методы поощрения: похвала, одобрение, награждение и т.п. VI. Входная аттестация (наблюдение, беседа и Формы анкетирование) для выявления индивидуальных мониторинга результативности особенностей ребенка (интересов, первичных умений и навыков, мотивации). Текущая аттестация (беседа, анализ выполнения практических заданий). Промежуточная аттестация по полугодиям (тестирование, творческое задание, выставка). 3 VII. Дата утверждения последней корректировки Программа рекомендована к реализации в 2024-2025 учебном году, протокол ПС № 3 от «21» мая 2024 г. 4 Содержание I. Титульный лист 1 Информационная карта ДООП 2 Комплекс основных характеристик ДООП 1.1.Пояснительная записка ……………………………………………….. 6 1.2.Цель, задачи программы ………………………………………........... 10 1.3.Планируемые результаты. Уровни усвоения программы…………... 11 1.4.Учебный план, содержание ………………………..…………………. 13 II. Комплекс организационно-педагогических условий ДООП 2.1. Условия реализации программы ………………….…………………. 17 2.2. Календарный учебный график ………………………………….…… 17 2.3. Формы аттестации ………………………………………………….… 18 2.4. Оценочные материалы ………………………………………….……. 18 2.5. Кадровое обеспечение …………………………………………..……. 20 2.6. Материально-техническое обеспечение ……………………..……… 20 2.7. Методическое обеспечение программы ……………………….……. 21 2.8. Рабочая программа «Творческая мастерская» ………….…………. 24 Список литературы для педагога и обучающихся ……………….……... 29 Приложение ………………………………………………………………. 30 5 1.1. Пояснительная записка Введение: Из всего многообразия видов творчества, декоративноприкладное рукоделие является, наверное, самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно-прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах. С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, изготавливали игрушки, сувениры из различных материалов. Занимались художественной вышивкой, мастерили различные украшения. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передовая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то возрастал вновь. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Декоративное рукоделие» разработана с учетом современных нормативных документов: 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; 3. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р); 4. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07 декабря 2018 г., протокол № 3); 5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие 6 критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательнуюдеятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»; 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.09.2020 № 508 «Об утверждении Порядка допуска лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования, к занятию педагогической деятельностью по общеобразовательным программам»; 9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 10. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 09-3242); 11. Устав и другие локальные акты МАУ ДО «ДД(Ю)Т». Направленность программы. Данная программа имеет художественную направленность. Содержание направлено на создание условий для познания обучающимися приемов работы в различных материалах, техниках, на выявление и развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка, на формирование основ целостного восприятия эстетической культуры через пробуждение интереса к национальной культуре. Актуальность программы. Сохранение культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа является одной из важнейших задач воспитания современной молодежи. Декоративно-прикладное искусство содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира. Новизна программы. Программа позволяет осваивать различные направления декоративно искусства по принципу «от простого к сложному», что предоставляет больше возможностей для творческой самореализации обучающихся. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Практические задания имеют вариативный характер. В зависимости от уровня обученности и особенностей творческого развития обучающихся, педагог может дополнять практические задания новыми изделиями. 7 Отличительные особенности программы. В содержание программы включены современные виды рукоделия изделия из помпонов и изделия из фетра. По окончании обучения по образовательной программе «Декоративное рукоделие», обучающиеся объединения, имеющие желание и проявившие способности, могут продолжить занятия по рабочей программе «Творческая мастерская». Категория обучающихся. Программа предназначена для детей в возрасте 7-10 лет. На обучение принимаются все желающие без предъявления требований к уровню предварительной подготовки, не имеющие противопоказания по состоянию здоровья. Рекомендуемое количество учащихся в группе не более 15 человек. Состав группы формируется из учащихся разного возраста. Срок реализации образовательной программы. Программа рассчитана на 1 год обучения. Общий объём учебного времени составляет 144 часа. Рабочая программа «Творческая мастерская» (п. 2.8. настоящей Программы) для детей, успешно освоивших обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Декоративное рукоделие», рассчитана на 2 года по 144 часа – всего 288 часов. Уровень программы: ознакомительный. Особенности организации образовательного процесса: Педагогическая целесообразность. Программа «Декоративное рукоделие» имеет значительную практическую ценность. Занятия рукоделием помогают развивать мелкую моторику рук, воспитывают такие качества личности как усидчивость, сила воли и внимание, аккуратность и умение организовать свое рабочее место. У детей развивается воображение, эстетический и художественный вкус, что способствует развитию творческой личности. Занятия рукоделием совершенствует математические навыки вычисления, измерения, умения сопоставлять объекты по величине (длине, ширине, высоте). Созидательный труд повышает уверенность ребенка в собственных силах, формирует чувства уважение к труду, что обеспечивает в дальнейшем успешную адаптацию в обществе. Программа реализуется с учетом возрастных особенностей детей. Для первоклассников типичны: несформированность, хрупкость всего организма, быстрая утомляемость от однообразного положения, однообразной деятельности, отсутствие навыков систематической, целенаправленной, умственной работы, яркое образное воображение, преобладание непроизвольного внимания, склонность к игре. Второклассник уже «опытный» школьник, ему привычен школьный режим, его внимание становится более 8 устойчивым, более развита способность абстрактного мышления. Третьеклассник – физически он более сильный и крепкий. Внимание и память становятся более произвольными, располагают большими возможностями для абстрактного умозаключения и мышления. Появляется стремление показать себя. Для четвероклассников характерно увеличение объёма произвольного внимания, что позволяет им дольше сосредоточиться на задании. Умение сопоставлять, сравнивать, делать самостоятельные выводы. Воображение становится более осознанным и предметным. Формы и режим занятий. Форма обучение очная. Основными формами организации деятельности детей являются: индивидуальная, мелкогрупповая, групповая. Рекомендуемый режим занятий 1 раз в неделю по 4 часа. Продолжительность учебных занятий определена уставом учреждения, исчисляется в академических часах и составляет 30 минут для обучающихся до 8 лет и 40 минут для обучающихся старше 8 лет. Начало занятий первого года обучения не позднее 15 сентября. Окончание занятий – не позднее 31 мая. Продолжительность учебного года составляет 36 недель для 1 года обучения (в количестве 144 учебных часов). Нерабочие и праздничные дни устанавливаются в соответствии с Постановлениями Правительства РФ. Здоровьесбережение. Сбережение здоровья обучающихся на занятиях, формирование у них установки на здоровый образ жизни происходит путем подбора таких технологий преподавания, которые с учетом возрастных особенностей могут максимально помочь снизить перегрузки детей и сохранить их здоровье при статичном обучении. Работа по сохранению физического здоровья на занятии включает в себя несколько компонентов: Физкультминутка из 3-х лёгких упражнений, позволяющих снять накопившееся утомление. Смена видов учебной деятельности на занятии. Чередование методов обучения (словесные, наглядные, практические). Применение методов, способствующих активизации деятельности (свободная беседа, самооценка, взаимооценка). Соблюдение санитарно-гигиенических норм в кабинете. Создание психологического комфорта. Данные компоненты позволяют параллельно решать задачи охраны и сохранения здоровья обучающихся как в физиологическом, так и в 9 психологическом аспектах. Благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ребенку, учесть его индивидуальные особенности, а, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью. 1.2. Цель и задачи Цель: формирование творческих способностей обучающихся путем создания условий для самореализации личности. Задачи. Образовательные: - расширить знания о некоторых видах женского рукоделия; - познакомить с видами аппликаций, тканей; - обучить практическим навыкам работы при работе с бумагой, тканью, нитками; - формировать умение выполнять изделия по собственным проектам; - дать общие сведения о материалах, инструментах, приспособлениях используемых в работе; - обучить правилам безопасности при работе с ручными инструментами и утюгом. Развивающие: - содействовать развитию устойчивого интереса к декоративному рукоделию; - развивать самостоятельность, активность, аккуратность; - развивать художественный вкус и творческое воображение; - совершенствовать умения использовать имеющиеся знания и опыт к практической и творческой деятельности. - развивать эстетический и художественный вкус. Воспитательные: - прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества; - способствовать воспитанию творческой активности; - воспитывать трудолюбие, упорство, усидчивость, тщательность и аккуратность при выполнении работы; - содействовать формированию чувства ответственности, коллективизма и взаимопомощи; - формировать культуру поведения и общения в ДОО, ДД(Ю)Т; - воспитывать чувство гордости за выполненную работу, бережного отношения к своему и чужому труду. Формирование и развитие ключевых компетенций: 10 - развивать у детей качества личности, коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение, позволяющие ориентироваться в окружающем социуме; умение вступать в диалог с собеседником, умение слушать собеседника; - способствовать осознанию необходимости формирования навыков здорового образа жизни: соблюдать режим дня, правило личной гигиены, выполнять упражнения по профилактике нарушения зрения, сохранения правильной осанки; - дать обучающимся основы информационной культуры: умение ориентироваться в современном информационном пространстве, находить информацию необходимую для решения стоящих перед учащимися задач, умение использовать современные информационные технологии в жизни, быту, творчестве; - учить понимать окружающий мир и себя в этом мире: учить высказывать свое отношение к поступкам людей, давать оценку своим действиям. 1.3. Планируемые результаты По итогам освоения образовательной программы учащиеся: будут знать: - правила организации рабочего места; - правила безопасной работы с ручными инструментами и утюгом; - виды тканей и свойства тканей, ниток, виды аппликаций из ткани и технику выполнения, овладеют: - основными видами аппликаций из бумаги и техникой выполнения; - способами составления композиции и использования цветовых сочетаний; - видами декоративных ручных швов, их применением; - способами и приемами работы с фетром; научатся: - организовывать рабочее место; - правильно пользоваться материалами и оборудованием для работы; - различать виды материалов для изготовления аппликаций; - разрезать ткань, вырезать из нее элементы, составлять аппликацию; - выполнять декоративные ручные швы; - выполнять по лекалу раскрой изделия (в какой это теме программы прописано). Личностные качества 11 Обучающиеся будут проявлять: - терпение, аккуратность; - умение сочувствовать другим людям, сопереживать; - положительное отношение к обучению, труду; - способность оценивать свои достижения и трудности; - чувство гордости за выполненную работу; - бережное отношение к своему и чужому труду; - терпимость, доброжелательность по отношению к окружающим; - интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества; Регулятивные УУД Обучающиеся будут уметь: - коллективно ставить и выполнять поставленную задачу; - планировать самостоятельно (под руководством педагога) свои действия для решения конкретных творческих задач; - выполнять учебные действия (операции) в материализованной, речевой или умственной форме; - использовать речь, память, воображение, логическое мышление для регуляции своих действий; - выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, уметь вносить необходимые коррективы на различных этапах; - оценивать свои действия самостоятельно, спокойно воспринимать оценку педагога; - выполнять упражнения по профилактике нарушения зрения, сохранения правильной осанки, соблюдать правила личной гигиены. Коммуникативные УУД Обучающиеся смогут: - участвовать в общей беседе, в диалоге, выполняя принятые правила речевого общения; - задавать вопросы, отвечать на вопросы других; слушать высказывания собеседников; - высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, объяснять его; понимать возможность существования других точек зрения, стремиться к их пониманию; - проявлять терпимость по отношению к высказываниям других. Уровни усвоения программы Минимальный уровень – обучающийся овладел менее чем ½ объема знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, как правило, в беседах избегает употреблять специальные термины. В ходе практических работы выполняет простые виды изделий. В процессе выполнения работы постоянно обращается за помощью к педагогу. Очевидны ошибки на всех 12 этапах выполнения работы. Низкая активность предъявления результатов своей деятельности (участие в выставках, конкурсах только на уровне детского образовательного объединении). Базовый уровень – обучающийся овладел не более ½ объема знаний, умений и навыков, предусмотренных программой. В беседах сочетает специальную терминологию с бытовой. Практические работы выполняет на основе образцов, с достаточной степенью самостоятельности, с соблюдением технологической последовательности. Изделие выполняет достаточно аккуратно, при выполнении отдельных операций допускает небольшие погрешности. Хорошая активность предъявления результатов своей деятельности (участие в выставках, конкурсах на уровне детского образовательного объединении или учреждения). Повышенный уровень - объем знаний, умений и навыков соответствует программным требованиям. В беседах специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием. Изделия выполняются аккуратно, с соблюдением последовательности ведения работы, с элементами творчества. Высокая самостоятельность при выполнении практических работ и активность в предъявлении результатов своей творческой деятельности (участие в конкурсных и выставочных мероприятиях муниципального и регионального уровня). Творческий уровень - объем знаний превышает программные требования. Практические работы выполняются самостоятельно, качественно и творчески по собственному замыслу и фантазии. Высокая активность в предъявлении результатов своей творческой деятельности (участие в конкурсных и выставочных мероприятиях на муниципальном, региональном, всероссийском уровнях). Формы проверки результатов: наблюдение, анкетирование, практическая работа, беседа, викторина, выставка, самооценка. В процессе обучения дети получат опыт участия в выставках и конкурсах различного уровня, совместной работы в коллективе. 1.4. Учебный план, содержание Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа. В программе предусмотрено изучение правил техники безопасности при работе с ручным инструментом, а также обеспечение санитарной гигиены. 13 УЧЕБНЫЙ ПЛАН № п/п Наименование раздела и темы программы Вводное занятие Количество часов теория практика всего 2 2 4 1.1. Раздел 1. Цветоведение 12 час. Основные цвета, сочетание цветов, 2 10 12 возможности цвета в композиции Раздел 2. Художественная аппликация 48 час. 2.1. Основные сведения об аппликации 2 6 8 2.2. Аппликация из бумаги 2 18 20 2.3. Аппликация из ткани 2 18 20 Формы контроля Беседа, анкетирование, наблюдение практическая работа практическая работа практическая работа практическая работа Раздел 3. Украшения и аксессуары из ткани 16 час. 3.1. Украшение и мода. Области применения, их разновидности 1 15 16 беседа, наблюдение, выставка детских работ 12 практическая работа Раздел 4. Поделки из ниток 12 час. 4.1. Элемент декора: помпоны и кисти 1 11 Раздел 5. Волшебный фетр 48 час. 5.1. Фетр как материал для поделок 1 47 48 Итоговое занятие 4 -- 4 Итого: 19 125 144 беседа, практическая работа, выставка детских работ викторина, выставка детских работ СОДЕРЖАНИЕ Вводное занятие. Теория: Цель и задачи обучения. Ознакомление с программой обучения. Понятие: рукоделие, ремесло. Инструменты и материалы. Организация рабочего места. Основные правила безопасности труда. Личная гигиена. Правила личной гигиены. Практическая работа: Анкетирование учащихся для изучения мотивов посещения ДОО и пожеланий при организации образовательного процесса, знакомство с образцами изделий из фонда детского образовательного 14 объединения «Декоративное рукоделие». Сбор композиции по образцу из готовых шаблонов или из готовых элементов (наклейки, фигурки из бумаги, пуговицы, бусинки и т.д.) или изготовление закладки для книг. Раздел 1. Цветоведение. Тема 1.1. Основные цвета, сочетание цветов, возможности цвета в композиции. Теория: Основные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Возможности цвета в композиции. Сочетание цветов. Сопоставление цветовой гаммы. Таблица сочетаемости цвета. Практическая работа: Изготовление аппликации (цветовой круг из бумаги). Подобрать необходимые для работы цветовые сочетания на примере одного из объектов труда. Раздел 2. Художественная аппликация. Тема 2.1. Основные сведения об аппликации. Теория: Понятие об аппликации. История возникновения и развития аппликации. Особенности техники. Виды аппликации: предметная, сюжетная, декоративная. Материалы для аппликации. Инструменты, приспособления для аппликации. Их назначение, правила пользования и хранения. Правила безопасности труда. Практическая работа: Изготовление аппликации по приложенному образцу. Тема 2.2. Аппликация из бумаги. Теория: Понятие об аппликации из бумаги. Сведения из истории о происхождении бумаги. Свойства бумаги. Виды бумаги. Инструменты, приспособления и материалы для изготовления аппликации из бумаги. Последовательность выполнения аппликации из бумаги. Предметная аппликация – это аппликация, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.). Основные приемы предметной аппликации: вырезание симметричных и асимметричных изображений из бумаги. Назначение, применение и техника выполнения. Декоративная аппликация – это аппликация включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы. Основные приемы декоративной аппликации: объединение различных элементов украшения (геометрические, растительные формы, обобщённые фигуры птиц, животных) по законам ритма симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. Техника выполнения каждого из приемов. 15 Сюжетная аппликация – это аппликация, отображающая те или иные события. Понятие сюжета. Принцип выбора сюжета. Практическая работа: Создание предметной, декоративной, сюжетной аппликации, оформительские работы (изготовление тематических открыток, сувениров, елочных украшений). Тема 2.3. Аппликация из ткани. Теория. Аппликация из ткани, как разновидность вышивки. Виды аппликации из ткани (плоскостная и рельефная). Применение аппликации из ткани. Основные материалы для изготовления (ткани натуральные и синтетические, кожа, мех, войлок, фетр). Фактура, разновидность фактуры ткани. Свойства тканей. Способы обработки различных поверхностей ткани. Инструменты и приспособления (ножницы большие, ножницы маленькие с прямыми и загнутыми концами, иголки, булавки, наперсток, клеевой пистолет). Технология выполнения аппликации из ткани. Способы закрепления аппликации на ткани (пришивание, приклеивание). Виды ручных декоративных швов для выполнения аппликации из ткани (вперед иголку, стебельчатый, через край, козлик, гладь, петельный, тамбурный). Практическая работа: Выполнение швов на ткани. Изготовление декоративных панно, композиций. Раздел 3. Украшения и аксессуары из ткани. Тема 3.1. Украшение и мода. Теория: Понятие украшения. История происхождения первых украшений. Виды украшений. Области применения. Материалы, используемые для изготовления украшений: основные (кожа, ткани, мех) и вспомогательные (нитки, бисер, бусины, пуговицы и др.). Инструменты и приспособления: шаблон, ножницы, ручные иглы, ткань, клей ПВА. Технология изготовления. Украшения для девочек: правила выбора и носки. Этикет и украшения. Правила сочетания украшений. Практическая работа: Изготовление украшений по образцу, по собственному замыслу. Раздел 4. Поделки из ниток. Тема 4.1. Элемент декора: помпоны и кисти. Теория: Понятие помпон. Интересный факт из истории. Помпоны, как вид отделки и украшения одежды, и как предмет для изготовления поделок. Материалы для изготовления помпонов (нитки х/б, шерстяные, бумажные). Технология изготовления. Инструменты и приспособления (шаблон, ножницы, ручные иглы, ткань, клей ПВА). Ассортимент поделок из помпонов. 16 Оформление изделий с помощью кистей. Назначение и применение кистей. Виды кистей: «кисточка», «фонарик», «колокольчик». Техника выполнения. Практическая работа: Изготовление помпонов и кистей. Изготовление поделок и украшений на основе помпонов и кистей. Раздел 5. Волшебный фетр. Тема 5.1. Фетр, как материал для изготовления поделок, украшений. Теория. Особенности фетра. Классификация фетра. Основные приемы работы с фетром. Уход за изделиями из фетра. Инструменты и приспособления: ножницы (раскройные, маникюрные, канцелярские, фигурные ), обычный маркер или гелиевая ручка, самоисчезающий маркер для разметки; роликовый нож (для кройки из толстых листов), кусочек мыла или свечки, швейные иглы. Материалы для соединения отдельных деталей (швейные нитки, мулине), клей (ПВА, Момент-Кристалл, текстильный клей). Наполнители (холлофайбер, синтепон, комфорель, поролон), декоративные элементы: бисер, бусинки и т.п. Практическая работа: Изготовление поделок из фетра: плоские, комбинированные, объемные. Украшения из фетра. Итоговое занятие: Викторина «Что мы узнали и чему научились за год». Упражнения детей в применении полученных знаний, умений, навыков в течении учебного года. Выставка работ обучающихся. 2.1. Условия реализации программы Продолжительность учебного года составляет 36 недель. Начало занятий первого года обучения не поздне 15 сентября. Окончание занятий – не позднее 31 мая. Нерабочие и праздничные дни устанавливаются в соответствии с Постановлениями Правительства РФ. Промежуточная аттестация проводится по итогам освоения ДООП за 1-е полугодие в III декаде декабря, за 2-е полугодие - в мае. 2.2. Календарный учебный график № Год обучения 1 Первый Объем учебных Всего учебных Режим работы часов недель ДООП «Декоративное рукоделие» 144 36 1р х 4ч = 4ч Рабочая программа «Творческая мастерская» 17 2 3 Первый Второй 144 144 36 36 1р х 4ч = 4ч 1р х 4ч = 4ч 2.3. Формы аттестации Программа предусматривает следующие виды аттестации обучающихся: - входная (предварительная) аттестация проводится в целях выяснения уровня готовности ребенка и выявления его индивидуальных особенностей (интересов, первичных умений и навыков, мотивации для занятий и т.д.). Проводится в начале учебного года в форме наблюдения, беседы и анкетирования; - текущая аттестация проводится в целях оценки качества усвоения обучающимися содержания отдельных тем, разделов образовательной программы и проводится в форме беседы, анализа выполнения практических заданий; - промежуточная аттестация проводится в целях оценки степени и уровня усвоения обучающимися образовательной программы в целом и проводится за 1-е полугодие в III декаде декабря, за 2-е полугодие - в мае в форме тестирования, творческих заданий, выставки и т.д. 2.4. Оценочные материалы Результатами образовательной деятельности можно считать: 1.Изделия, изготовленные детьми для родных и близких; 2. Участие в выставках, конкурсах. Поэтапная система отслеживания образовательных результатов по каждому ребенку, начинается с первого момента взаимодействия с педагогом, позволяет увидеть его собственные успехи по сравнению с исходным уровнем. Промежуточные результаты в виде детских работ предоставляются по окончании темы (раздела) работы на выставке в кабинете. Регулярное отслеживание результатов, может стать основной, стимулирование и поощрение обучающегося за его труд, старание, прирост мастерства – что поддержит его стремление к новым успехам. Параметры Образовательные результаты Критерии Освоение детьми содержания образования: 1.Разнообразие умений и навыков. 2.Глубина и широта знаний по предмету. Детские практические и творческие достижения: 1.Позиция активности ребенка в обучении и устойчивого интереса к деятельности. 2.Разнообразие творческих достижений (выставки, конкурсы, их 18 Эффективность воспитательных воздействий Социальнопедагогические результаты масштаб). 3.Развитие общих познавательных способностей (моторика, воображение, память, речь, внимание). 1.Культура поведения. 2.Аккуратность в выполнении задания и соблюдения порядка на рабочем месте. 3.Наличие стремления доводить начатое дело до конца. 1.Выполнение санитарно-гигиенических требований. 2.Выполнение требований техники безопасности. 3.Характер отношений с товарищами в коллективе. 4.Отношение к педагогу. Критерии оценивания по параметрам диагностики № Минимальный уровень 1. Умение Умеет работать работать с с материалами и оборудованием оборудованием. очень слабо. Пользуется помощью педагога на 80%. 2. Умение Затрудняется распознавать распознавать различные виды различные материалов для виды работы. материалов для работы. Пользуется помощью педагога на 80%. 3. Умение Испытывает разрезать ткань, затруднение вырезать из нее при работе с элементы, тканью, при составлять составлении аппликацию. аппликаций. Пользуется помощью педагога на 80%. 4. Умение Испытывает выполнять затруднение виды ручных при швов. выполнении ручных швов. Пользуется Критерии Базовый уровень Умеет работать с оборудованием. Пользуется помощью педагога на 50%. Повышенный уровень Умеет работать с оборудованием. Пользуется помощью педагога на 20%. Творческий уровень Умеет самостоятельно пользоваться оборудованием. Умеет распознавать различные виды материалов для работы. Пользуется помощью педагога на 50%. Умеет распознавать различные виды материалов для работы. Пользуется помощью педагога на 20%. Умеет самостоятельно распознавать различные виды материалов для работы. Умеет работать с тканью, вырезать из нее элементы, составлять аппликацию. Пользуется помощью педагога на 50%. Умеет выполнять ручные швы. Пользуется помощью педагога на Умеет работать с тканью, вырезать из нее элементы, составлять аппликацию. Пользуется помощью педагога на 20%. Умеет выполнять ручные швы. Пользуется помощью педагога на Умеет самостоятельно работать с тканью, вырезать из нее элементы, составлять аппликацию. Самостоятельно выполняет ручные швы при изготовлении изделия. 19 5. Умение выполнять по лекалу раскрой изделия. помощью педагога на 80%. Испытывает затруднения при раскрое изделий. Пользуется помощью педагога на 80%. 50%. 20%. Умеет выполнять раскрой изделия по лекалу. Пользуется помощью педагога на 50%. Умеет выполнять раскрой изделия по лекалу. Пользуется помощью педагога на 20%. Самостоятельно выполняет раскрой изделия по лекалу. 2.5. Кадровое обеспечение Программа может быть реализована одним педагогом дополнительного образования, имеющим высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки», или к реализации дополнительной общеразвивающей программы могут быть допущены лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения, прошедшим обязательный медицинский осмотр (обследование) и не имеющем ограничений к занятию педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации. 2.6. Материально-техническое обеспечение Для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Декоративное рукоделие» необходимо следующее: помещение: учебный кабинет, соответствующий требованиям СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; подсобное помещение для хранения поделочного фонда; перечень оборудования (мебели) учебного помещения: классная доска 1 штука, стол и стул для педагога, 8 ученических стандартных столов и 16 стульев, регулируемых по высоте, 2 шкафа для хранения инструментов, наглядных и дидактических пособий и учебных материалов; основное и вспомогательное технологическое оборудование: рабочие столы для выполнения ручных работ, рабочий стол для раскроя ткани; оборудование для 20 влажно-тепловой обработки: гладильный стол или доска утюжильная, стул или табурет, коврик резиновый; перечень технических средств обучения: персональный компьютер или ноутбук для педагога, точка подключения к сети «Интернет», мультимедийный проектор, экран, принтер по 1 штуке; магнитно-маркерная доска; перечень материалов, необходимых для занятий для детей и педагога: Инструмент, приспособления, инвентарь: - ножницы большие, - ножницы маленькие с прямыми и загнутыми концами, - иголки ручные швейные, - булавки, - наперсток, - клеевой пистолет, - сантиметровая лента, - коробка для инструментов; Приспособления для выполнения ручных работ: - магнит для сборки и хранения иголок, - лекала, - линейки (деревянные), - портновский мел, - мыло портняжное; Приспособления для влажно-тепловых работ: - пульверизатор, - проутюжельник. Информационное обеспечение: инструкционные карты для изучения технологических приемов, операций и видов работ; инструкционнотехнологические карты для выполнения работ комплексного характера (простых и сложных); электронные образовательные ресурсы (аудио, видео), специальные компьютерные программы, информационные технологии. 2.7. Методическое обеспечение Наиболее распространенным типом занятия при реализации программы является комбинированное или смешанное занятие. Основные структурные элементы занятия: организация обучающихся; повторение ранее пройденного учебного материала; 21 изложение нового материала; закрепление изученного материала. Первый, так называемый организационный, предполагает проверку явки обучающихся, их технической, санитарной и психологической готовности к предстоящему занятию. На этом организационно-подготовительном этапе может осуществляться распределение по рабочим местам, раздача инструментов и заготовок. Если педагог сочтет нужным, он сообщает обучающимся особенности хода настоящего занятия или концентрирует их внимание на задачах, которые необходимо решить. Обычно этот этап занимает 2 — 5 мин. Второй этап может быть, если было домашнее задание, а может и отсутствовать. Тогда эту часть занятия можно отвести под контроль за работой над проектами. Третий этап занятия - проверка пройденного материала, закрепление полученных знаний и подготовка обучающихся к восприятию нового. Повторение включает в себя, как правило, устный опрос, по окончании которого преподаватель делает заключение, отмечая положительные и отрицательные стороны ответов, типичные ошибки и сообщает оценки. Но здесь есть одна особенность. При повторении важно охватить как можно большее число учащихся. А устный опрос предлагает диалог чаще всего с одним, реже с двумя-тремя учениками. Даже при активизации группы такой традиционный опрос не эффективен. Вот почему опытные педагоги совмещают устный опрос конкретных обучающихся с работой всей остальной группы по карточкам-заданиям. В этом случае обеспечивается и высокая активность группы, и возможность избирательной проверки знаний обучающихся. Начало занятия и восприятие детей напоминает чистый лист, а поэтому целесообразнее начинать объяснение нового материала с изложения теоретических сведений. При этом следует широко практиковать беседы, дискуссии, в ходе которых необходимо обращение к пройденному материалу с целью его систематизации, формирования у обучающихся ясной взаимосвязи прошлых знаний и новых. Если при этом перед обучающимися ставить посильные проблемные задачи, решение которых возможно с использованием аналогий из прошлого опыта, предыдущего материала, то можно с уверенностью утверждать: такой путь ведет к интенсификации дидактической работы. В любом случае, разделены или объединены этапы повторения и изложения нового материала, они предшествуют важному элементу комбинированного урока, называемому вводным инструктажем. Он открывает практическую часть урока и является рассказом о технологии изготовления 22 конкретного изделия - объекта труда на данном занятии. Вводный инструктаж включает сообщение о назначении изделия, его применении, обязательный показ эталонного изделия. Далее следует подробный разбор технологической последовательности изготовления. Он включает в себя показ применяемых инструментов и приспособлений, демонстрацию необходимых приемов, предупреждение о возможных ошибках. Обязательный элемент содержания вводного инструктажа - техника безопасности предстоящих работ. Завершает комбинированное занятие заключительный инструктаж и уборка рабочих мест в мастерских. Необходимо отметить: чем разнообразнее используемые построения занятий, чем меньше шаблона и однообразия в их проведении, тем выше эффект совместной работы педагога и обучающихся. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа является частью учебно-методического комплекса, который представляет собой целостную систему учебно-методических документов и материалов, обеспечивающих образовательный процесс: календарно-тематический план; методические рекомендации по выполнению практических работ, проектной деятельности; учебно-наглядные материалы (плакаты, таблицы по темам программы, образцы по узловой обработки деталей изделий, фонды изделий, работы обучающихся, демонстрационные образцы, иллюстрационный материал); дидактический материал; справочные таблицы; правила безопасности труда в кабинете, правила противопожарной безопасности, правила поведения обучающихся в кабинете. На занятиях с детьми педагог опирается на следующие принципы: научность и связь теории с практикой; систематичность, последовательность, доступность и посильность; активность (заинтересованность детей); наглядность; прочность овладения знаниями и умениями; воспитывающий характер труда. В зависимости от поставленных задач педагог на занятиях использует различные приёмы: убеждение, пример, разъяснение; показ, подражание, упражнения, приучение; поощрение, похвала, оценка, взаимооценка; 23 сотрудничество; свободный выбор; и методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего объединяя их. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания: Методы обучения, методические приемы подбираются с учетом знаний и практических навыков, приобретенных детьми ранее, поэтому методика обучения в начале учебного года отличается от той, которая применяется в конце года. Выполнение заданий детьми должно способствовать развитию познавательной активности, усиливать эстетическую восприимчивость, развивать художественный вкус и творческие способности. 2.8. Рабочая программа «Творческая мастерская» По окончании обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Декоративное рукоделие», обучающиеся объединения, имеющие желание и проявившие способности (высокий и творческий уровни обучения), могут продолжить занятия по рабочей программе «Творческая мастерская». Рабочая программа «Творческая мастерская» является дополнением к ДООП «Декоративное рукоделие» и рассчитана на 2 года реализации (1 год обучения -144 часа. 2 год обучения -144 часа). Общий объем учебного времени составляет 288 часов. Формы и режим занятий. Форма обучения очная. Для построения занятий применяются разнообразные методы, формы и приемы работы, как традиционные, так и активные: объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения, ассоциации, практически (закрепление и отработка ранее полученных умений и навыков). Используются ИКТ технологии. Цель программы - развитие творческой личности, способной к самовыражению в области декоративно-прикладного творчества, понимающей и уважающей родную культуру. Задачи. Обучающие: - обучить практическим навыкам работы в различных техниках рукоделия; - формировать умение выполнять изделия по собственным проектам; - познакомить с видами ручных швов, тканей, ниток и их применением в различных техниках рукоделия; 24 - дать углубленные сведения о материалах, инструментах, приспособлениях используемых в работе; - учить выполнять раскрой изделия по лекалу, правильно работать с ручными инструментами, швейной машиной и утюгом. Развивающие: - содействовать развитию устойчивого интереса к данному виду творчества; - развивать самостоятельность, активность, аккуратность; - развивать художественный вкус и творческое воображение; - совершенствовать умения использовать имеющиеся знания и опыт к практической и творческой деятельности. Воспитательные: - способствовать воспитанию творческой активности; - воспитывать трудолюбие, упорство, усидчивость, тщательность и аккуратность при выполнении работы; - содействовать формированию чувства ответственности, коллективизма и взаимопомощи; - формировать культуру поведения и общения в ДОО, ДД(Ю)Т; - воспитывать чувство гордости за выполненную работу, бережного отношения к своему и чужому труду. Планируемые результаты. По итогам освоения программы обучающиеся: будут знать: правила безопасной работы с ручными инструментами, швейной машиной и утюгом; виды аппликаций и материалы, используемые для их изготовления; виды тканей, ниток, цветовые сочетания; ручные швы и их применение; способы и приемы работы с фетром; будут уметь: правильно пользоваться материалами и оборудованием для работы; различать виды материалов для изготовления аппликаций; разрезать ткань, вырезать из нее элементы, составлять аппликацию; выполнять виды ручных швов; выполнить по лекалу раскрой изделия. УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1 год обучения (144 часа) 25 № темы Наименование раздела и темы Вводное занятие Раздел 1. Цветоведение Основные цвета, сочетание цветов, возможности цвета в композиции. Способы и приемы работы с различными материалами Раздел 2. Материаловедение Разновидности и свойства ткани. Способы и приемы обработки различных поверхностей ткани Раздел 3. Поделки из ниток Виды ниток (шерстяные, х/б, мулине, шелковые нити). Способы и приемы работы с нитками. Кисти и помпоны Раздел 4. Поделки из фетра Особенности и свойство фетра. Основные приемы работы с фетром. Инструменты и принадлежности для работы с фетром Количество часов теория практика всего 4 -4 4 4 2 16 28 22 Формы контроля беседа 20 беседа, наблюдение, практическая работа 32 беседа, наблюдение, выставка детских работ беседа, наблюдение, практическая работа 24 2 58 60 Итоговое занятие 2 2 4 Итого: 18 126 144 беседа, наблюдение выставка детских работ. УЧЕБНЫЙ ПЛАН 2 год обучения (144 часа) № темы Формы контроля Количество часов Наименование раздела и темы теория практика 4 -Вводное занятие Раздел 1. Поделки из бросового и природного материала Способы и приемы работы с бросовым и природным материалом 4 24 всего 4 28 беседа, наблюдение, практическая работа 32 беседа, наблюдение, практическая работа, выставка детских работ 28 беседа, наблюдение, практическая 26 Раздел 2. Материаловедение Работа с тканью 4 Раздел 3. Поделки из ниток Украшения. Технология изготовление украшений с использованием кистей, помпонов, 4 28 24 беседа шерстяных и шелковых нитей Раздел 4. Поделки из фетра Технология изготовления различных поделок, предметов для оформления одежды, сумки из фетра Итоговое занятие Итого: работа 4 44 48 4 -- 4 24 120 144 беседа, наблюдение, практическая работа, выставка детских работ выставка детских работ. СОДЕРЖАНИЕ (1 год обучения). Вводное занятие. Теория: Цель и задача обучения. Ознакомление с программой обучения. Организация рабочего места. Техника безопасности при ручных работах, при работе на швейной машине. Раздел 1. Цветоведение. Теория: Основные цвета. Сочетание цветов, возможности цвета в композиции. Способы и приемы работы с различными материалами (цветная бумага, фоамиран, плюш и т. д.). Практика: Изготовление различных аппликаций, поделок из (цветной бумаги, фоамирана, плюша и т.д.). Раздел 2. Материаловедение. Теория: Разновидности и свойство ткани. Способы и приемы обработки различных поверхностей ткани. Практика: Изготовление различных аппликаций, поделок, игрушек из ткани. Раздел 3. Поделки из ниток. Теория: Виды ниток (шерстяные, х/б, мулине, шелковые нити). Способы и приемы работы с нитками. Кисти и помпоны. Практика: Изготовление различных поделок с использованием (шерстяных, х/б, шелковых ниток), кистей и помпонов. Раздел 4. Поделки из фетра. Теория: Особенности и свойство фетра. Основные приемы работы с фетром. Инструменты и приспособления для работы с фетром. Практика: Изготовление различных поделок, игрушек (плоские, объемные, комбинированные), открыток, сувениров. Итоговое занятие. Выставка детских работ. 27 СОДЕРЖАНИЕ (2 год обучения). Вводное занятие. Теория: Цель и задача обучения. Ознакомление с программой обучения. Организация рабочего места. Техника безопасности при ручных работах, при работе на швейной машине. Раздел 1. Поделки из бросового и природного материала. Теория: Умения видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции. Подборка материала, замысла композиции. Практика: Выполнение работ в технике: аппликации и других работ из природных и бросовых материалов, композиций. Раздел 2. Материаловедение. Теория: Работа с тканью. Технология изготовление различных предметов интерьера. Практика: Изготовление различных предметов интерьера по предложенному образцу или собственному желанию (подушки, подхваты для штор, мягкие игрушки и т.д.). Раздел 3. Поделки из ниток. Теория: Украшения. Технология изготовления украшений с использованием кистей, помпонов, шерстяных и шелковых нитей. Практика: Изготовление украшений по предложенному образцу или собственному желанию. Раздел 4. Поделки из фетра. Теория: Технология изготовления различных поделок, предметов для оформления одежды, сумки из фетра. Практика: Изготовление поделок, предметов для оформления одежды, сумок из фетра. Итоговое занятие. Выставка детских работ. 28 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Литература для педагога Аппликация: Учебное пособие для учащихся /Гусакова М.А. - М.: Просвещение, 1987. Конструирование и ручной труд /Куцакова Л.В. – Москва: Просвещение, 1990. Обучение мастерству рукоделия: конспекты занятий по темам: бисер, пэчворк, изготовление игрушек. 5-8 классы /авт. сост. Е.А. Гурбина. Волгоград: Учитель, 2008. Программа дополнительного образования детей. Сборник авторских программ «Центра детей и юношества». Часть 2. – Ярославль, 2007. Работа с тканью на уроках труда /Гукасова А.М. - М.: Просвещение, 1970. Как шить красиво. – М., «Внешсигма», 2000. Азбука кройки и шитья. –Ростов н/Д: Феникс, 2002. Серия «Хит сезона» Волкова Н., Новоселова Т. Швея, портной верхней женской одежды. /Автор составитель Л.М. Дашкевич – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001. Андреева А.Ю. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. СПБ.: «Паритет», 2005. Литература для обучающихся Поделки из помпончиков /Наталья Крупенская. - М.: ООО «Издательство «Айрис – пресс», 2008. Поделки из пуговиц /Имгард Ланг; (перевод с немецкого) М.Б.Тереховой/ М.: Айрис-пресс, 2008. Лущик Л.И. Стиль hand made. Обновляем и делаем одежду модной/ - М.: Эксмо, 2006. Ароматные игрушки своими руками/Ю.В. Михеева - Изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 62,/1/с., ил. - (Город мастеров). Игрушки из джинсовой ткани. Мастер-классы и выкройки/ Оксана Скляренко.- Москва: Издательство «Э», 2016.- 128 с., ил.- (Авторские куклы и игрушки). Забавные поделки в оригинальной лоскутной технике/Анна Зайцева. М.:Эксмо, 2013. - 64 с., ил. - (Азбука рукоделия). 29 Приложение 1. Требования безопасности при выполнении ручных работ. 1.1. При выполнении ручных работ необходимо пользоваться наперстком. 1.2. Иголки и булавки необходимо хранить в определенном месте (специальной коробке, подушечке и т.д.), не оставлять их на столе, не брать иголки и булавки в рот и не вкалывать их в одежду. 1.3. Передавать иголки и булавки необходимо воткнутыми в подушечку или в ткань. 1.4. Не пользоваться ржавыми ножницами, иглами и булавками. 1.5. Выкройки к ткани прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя. 1.6. Ножницы всегда должны лежать на столе с сомкнутыми лезвиями. Передавать ножницы необходимо кольцами вперед, держа так же за сомкнутые лезвия. 1.7. При выкраивании деталей убедиться в отсутствии иголок и булавок, которые могут попасть под ножницы. 1.8. По окончании работ все инструменты убрать в специальную коробку или вернуть на место их хранения, производственный мусор убрать в специальную корзину. 2. Требования безопасности при выполнении машинных работ. 2.1. Перед началом работы убедиться в исправности швейной машины – правильной установке шпульного комплекта, не погнута ли игла, а также в правильности заправленных верхней и нижней нитей. 2.2. Не наклоняться близко к движущимся частям машины. 2.3. Располагать пальцы рук на достаточной удаленности от лапки во избежание прокола иглой. 2.4. Перед стачиванием убедиться в отсутствии булавок или иголок на линии шва изделия. 2.5. Правильно сидеть за швейной машиной – корпус учащегося должен находиться напротив иглы швейной машины, сидеть необходимо на всей поверхности стула, спина должна быть прямая. 2.6. Все необходимые инструменты должны располагать с правой стороны машины. 2.7. При возникшей поломке отключить швейную машину, сообщить об этом учителю и остальным учащимся. 30 2.8. Заправку верхней и нижней нитей, замену иглы производить только при выключенной швейной машине. Замену иглы самостоятельно можно производить только под наблюдением учителя. 2.9. Нитки отрезать только при помощи ножниц или спец.швейных «перекусов». 2.10. После окончания работы отключить швейную машину, убрать производственный мусор с рабочего места в специальную корзину. 3. Требования безопасности при выполнении влажно-тепловых работ. 3.1. Перед началом работы и после окончания работы наливать воду в утюг и выливать воду из утюга только при выключенном утюге. 3.2. Включать и выключать утюг сухими руками, держась за вилку. 3.3. Не оставлять включенный электроутюг в сети без присмотра. 3.4. Ставить утюг на асбестовую, мраморную или керамическую подставку. 3.5. Следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура. 3.6. При проведении утюжильных работ всегда обращать внимание на соответствие температурного режима для используемой ткани. 3.7. При проутюживании швов и деталей одежды необходимо убедиться в отсутствии игл и булавок в изделии. 3.7. В помещениях с бетонными полами во время утюжильных работ необходимо стоять на резиновом коврике. 3.8. О всех неисправностях сообщать учителю. Тест Выберите сочетание цветов и узнайте, что оно говорит о вашей личности По тому сочетанию цветов, которое вам покажется наиболее привлекательным, можно понять, что вы за личность. Предлагаем прямо сейчас пройти этот легкий тест и узнать, что выбранная вами комбинация цветов расскажет о вас. Посмотрите на картинку и выберите номер фигуры, которая вам больше всего нравится. Итак, если вы выбрали: Фигуру 1. Цвета голубой и фиолетовый Вы — творческая личность, немного интроверт, но у вас есть друзья, которые очень дорожат общением с вами. Их привлекает ваша мудрость, спокойствие и эмпатичность. Вы умеете терпеливо выслушать и ненавязчиво подсказать решение проблемы. Порой вы стараетесь отгородиться от мира и 31 уйти в свои мысли. Но если кому-то понадобиться поддержка в это время — вы обязательно окажетесь рядом. Фигуру 2. Цвета белый и желтый Вы любите жизнь, умеете видеть радость в мелочах и категорически не любите усложнений. При этом вы целеустремленная и независимая личность, а ваш оптимизм и уверенность в себе помогают достигать поставленный целей. Друзья ценят вас за умение видеть во всем позитив и добро. Порой вы можете немного отвлекаться от достижения цели при небольших неурядицах, но быстро возвращаетесь в строй. Фигуру 3. Цвета розовый и бирюзовый Вы — обладатель сильного характера, но при этом спокойны, умеете эффективно действовать и грамотно выстраивать коммуникации. Люди ценят в вас сильные ораторские навыки, а друзья — заботливость и сострадательность. Как ни странно, при всем спокойствии, вы невероятно романтичны и для любимого человека готовы свернуть горы. Фигуру 4. Цвета синий и красный Яркое сочетание цветов, можно сказать, классическое. Но этого не сказать о вашей личности: вы очень разносторонне развиты и при этом дуальны. Что это значит? Все просто: вы балансируете между уверенностью в себе и глубоким самоанализом, оптимизмом и въедливым исследованием реальности, общительностью и недоверчивостью. Вы далеко не каждого готовы близко подпустить к себе, для вас важно, чтобы с человеком было о чем помолчать. 32 Проверка готовности к работе Чтоб работа закипела, Приготовьте всё для дела, Будем клеить, мастерить – Всё должно в порядке быть. Ножницы, бумагу, клей Клади на место поскорей. Не забудь про карандаш – Он в труде помощник наш. Линейку, ластик положи, В порядке вещи содержи. – Все готовы? Молодцы! 33