Палитра

Информационная карта ДООП
I.
II.
III.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
IV.
4.1.

4.2.

4.3.

Дополнительная
общеобразовательная
Наименование
общеразвивающая программа «ПАЛИТРА»
программы
Направленность художественная
Сведения об авторе составителе
ФИО
Черкасова Валерия Юрьевна
Год рождения
11.01.1997 г.
Образование
Высшее педагогическое
Место работы
МАУ ДО «ДД(Ю)Т»
Должность
Педагог дополнительного образования
Электронный
адрес
Сведения о программе
Нормативная база 1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
(отдельные
образовании в Российской Федерации»;
основные
2.
«Стратегия развития воспитания в Российской
документы)
Федерации на период до 2025 года» (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 № 996-р);
3.
Постановление
Главного
государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
4.
Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 27.07.22 №629 «Об утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
5.
Методические
рекомендации
по
проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 093242);
6.
Устав и другие локальные акты МАУ ДО
«ДД(Ю)Т».
Объем и срок 3 года
освоения
программы
Форма обучения
Очная

576 часов

2

4.4.
4.5.
4.6.
V.

VI.

VII.

Возраст
обучающихся
Особые категории
обучающихся
Вид программы
Ведущие формы и
виды
деятельности

5 – 18 лет
нет

модифицированная
Методы
обучения:
словесный,
наглядный
практический;
объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный,
частично-поисковый,
исследовательский
проблемный;
игровой,
дискуссионный, проектный.
Методы воспитания:
убеждение, поощрение,
упражнение, стимулирование, мотивация.
Формы организации учебного занятия: беседа,
вернисаж, встреча с интересными людьми, выставка,
галерея, диспут, защита проектов, игра, концерт, КВН,
конкурс, конференция, круглый стол, лекция, мастеркласс, «мозговой штурм», наблюдение, олимпиада,
посиделки, поход, праздник, практическое занятие,
представление, презентация, семинар, соревнование,
творческая мастерская, тренинг, фестиваль, экскурсия,
ярмарка
Методы
поощрения:
похвала,
одобрение,
награждение и т.п.
Входная аттестация (беседа, наблюдение) для
Формы
выявления индивидуальных особенностей ребенка
мониторинга
результативности (интересов, первичных умений и навыков, мотивации).
Текущая аттестация (наблюдение, практическая
работа, игра, соревнование, выставка, самооценка).
Промежуточная аттестация по полугодиям (беседа,
самостоятельная работа, выставка).
Программа рекомендована к реализации в 2023-2024
Дата
учебном году, протокол ПС № 3 от «16» мая 2023 г.
утверждения
последней
корректировки

3

Содержание
Информационная карта ДООП …………………………………………
Содержание ……………………………………………………………….
1.

Комплекс основных характеристик ДООП

1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.

Пояснительная записка……………………………………………………
Цель, задачи программы………………………………………………….
Планируемые результаты, уровни усвоения программы……………….
Учебный план, содержание 1-го года обучения…………………………
Учебный план, содержание 2-го года обучения…………………………
Учебный план, содержание 3-го года обучения…………………………

2.

Комплекс организационно-педагогических условий ДООП

2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
2.8.

Условия реализация программы………………………………………….
Календарный учебный график……………………………………………
Формы аттестации…………………………………………………………
Оценочные материалы…………………………………………………….
Кадровое обеспечение…………………………………………………….
Материально-техническое обеспечение…………………………………
Методическое обеспечение программы…………………………………
Список литературы для педагога и обучающихся………………………
Приложение

2
4

5
8
9
13
15
17

19
19
19
20
21
22
22
23
27

4

1.1. Пояснительная записка
Введение. Занятия изобразительным искусством занимают важное
место в воспитании и обучении обучающихся дошкольного, юношеского и
подросткового возраста, являются наиболее эффективной формой
художественно-эстетического развития личности ребенка, так как
способствует раскрепощению обучающихся, стимулирует их творческое
общение, активизирует развитие восприятия, внимания, памяти,
воображения, воли.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ПАЛИТРА» разработана с учетом современных нормативных
документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации»;
3. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015 № 996-р);
4. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден
на заседании проектного комитета по национальному проекту
«Образование» 07 декабря 2018 г., протокол № 3);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности организациями,
осуществляющими образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования,
основным программам профессионального обучения, дополнительным
общеобразовательным программам»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
18.09.2020 № 508 «Об утверждении Порядка допуска лиц, обучающихся по
образовательным программам высшего образования, к занятию
5

педагогической деятельностью по общеобразовательным программам»;
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
10. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 09-3242);
11.
Устав и другие локальные акты МАУ ДО «ДД(Ю)Т».
Направленность (профиль) программы.
Программа имеет художественную направленность и создает
условия,
обеспечивающие
развитие
творческих
способностей
обучающихся с учетом их возможностей и мотивации, выявление, развитие
и поддержку способных.
Актуальность
программы.
В
программе
представлены
современные идеи и актуальные направления развития изобразительного
искусства.
Актуальность заключается в том, что рисование и декоративноприкладное искусство являются одним из средств творческого познания и
эстетического развития человека. Занимаясь творчеством, ребѐнок
развивает в себе такие качества как наблюдательность, эстетическое
восприятие, творческие способности и художественный вкус.
Новизна программы заключается в том, что в основе лежат два
основных курса по изобразительному творчеству:
 ИЗО (рисунок, композиция, живопись, графика, рисование воском,
техника «гризаль», граттаж, анатомия человека, архитектура, техника
«комикс, манга»);
 декоративно-прикладное направление (бумагопластика, декупаж,
папье-маше).
Отличительные
особенности
программы.
Программа
ориентирована на применение широкого комплекса различного материала
по изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Занятия
будут направлены на приобщение детей к активной познавательной
деятельности, а также овладению основами изобразительного и
декоративно-прикладного искусства, работой с различными техниками и
материалами.
Категория обучающихся. Программа рассчитана на свободный
набор детей в возрасте 5-18 лет. Состав группы как постоянный, так и
переменный, разновозрастной. Наполняемость групп, согласно Уставу
учреждения, составляет 10-15 человек. Форма занятий: групповая,
индивидуальная. Возможна адаптация к работе с детьми ОВЗ.
6

Срок реализации образовательной программы 3 года. Общий
объем учебного времени составляет 576 часов. Первый год обучения – 144
часа, второй и третий год – по 216 часов.
Уровень программы: базовый.
Особенности организации образовательного процесса:
Педагогическая целесообразность программы. Программа
«ПАЛИТРА» имеет практическую направленность, так как развивает у
обучающихся умения пользоваться различными инструментами и
материалами
изобразительного
искусства,
художественную
выразительность.
На
первом
году
обучения:
закладывается
фундамент
эмоциональных
связей
между
собственной
изобразительной
деятельностью детей и большим увлекательным миром искусства. У
ребенка формируется устойчивый интерес. Для этого темы занятий
подобраны таким образом, чтобы ребенок познакомился с различными
изобразительными
техниками
изобразительного
и
декоративноприкладного искусства.
Для выполнения творческих заданий могут быть выбраны различные
художественные инструменты и материалы.
Дети знакомятся с художественными приемами: Декупаж по дереву и
Бумагопластика (граттаж) и с техниками рисования с помощью акварели.
На второй год обучения: возрастает доля самостоятельности
обучающихся при выполнении задания по композиции и сюжету с
использованием пастельных мелков.
Если на первом году обучения дети были менее самостоятельны
при выборе сюжета, композиции, инструментов, материалов и нуждались в
помощи педагога, то на втором году обучения задания в большинстве
носят творческий характер, где уже в основе лежит увлеченность,
уверенность в своих силах и развивающийся вкус к самостоятельной
деятельности.
Третий год обучения: обучающиеся осваивают техники рисования
с использованием гуаши.
Предполагает
самостоятельный
творческий
подход
к
изобразительной деятельности со стороны обучающихся.
Этому
способствуют разнообразные изобразительные техники, тематика занятий,
количество времени, отведенное на каждую тему.
Формы и режим занятий. Форма обучения очная. Характерными
формами организации учебной деятельности для данной программы
являются групповая и индивидуальная.

7

Рекомендуемый режим занятий: 1-ый год обучения 2 раза в неделю
по 2 часа; 2-ой год обучения 2 раза в неделю по 3 часа, 3-ий год обучения 2
раза в неделю по 3 часа.
Продолжительность учебных занятий определена уставом
учреждения, исчисляется в академических часах и составляет 30 минут для
обучающихся 5-7-ми лет, 40 минут - для обучающихся 8-18 лет. Перерыв
между занятиями 10 мин.
Начало занятий первого года обучения не позднее 15 сентября.
Окончание занятий – не позднее 31 мая.
Продолжительность учебного года составляет 36 недель для 1-3 годов
обучения (в количестве 144 учебных часов для 1-го года обучения, для 2-3го годов обучения по 216 учебных часов).
Нерабочие и праздничные дни устанавливаются в соответствии с
Постановлениями Правительства РФ.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: развитие творческих способностей детей, формирование их
познавательного интереса к творчеству, навыков работы с различными
художественными материалами.
Задачи:
Образовательные
1. Дать общее представление о видах рисования и декоративноприкладного искусства, о работе с акварелью, пастельными мелками и
гуашью и др. материалами;
2. Обучить правильному способу построению композиции и сюжета в
рисунке и декоративно-прикладном искусстве, раскрывая особенности
работы с разными материалами в композиции;
3. Совершенствовать умения детей грамотно пользоваться различными
средствами выразительности в рисовании (пейзаж, построение человека,
светотень, цветовая палитра, архитектура в перспективе);
4. Систематизировать знания о цветовой палитре, научить видеть различия
цветов, оттенки, а также создавать гармонию цвета, уделяя внимание
наблюдениям за природой;
5. Научить использовать полученные знания и навыки для дальнейшего
практического применения в быту (создание изделий из папье-маше,
предметов интерьера с декупажем, разнообразные дизайны подарочных
открыток и упаковок);
6. Формировать навыки безопасного применения инструментов (стеки,
ножницы, ножи, наждачная бумага и т.д.) самостоятельно.
Развивающие
1. Развивать художественные способности и активность ребенка,
эстетический и художественный вкус;
8

2. Способствовать формированию навыков здорового образа жизни;
3. Развивать коммуникативные умения для сотрудничества, общения,
самооценку в творческой работе и терпимость к критике;
4. Развивать воображение, желание и умение подходить к любой своей
деятельности творчески;
5. Развивать пространственное мышление, творческое воображение,
умение создавать художественный образ.
6. Способствовать развитию у детей самокритики и самоанализа.
Воспитательные
1. Формировать интерес к изобразительному искусству и декоративноприкладному творчеству;
2. Воспитывать культуру поведения, трудолюбие, аккуратность, терпение;
3. Обогащать нравственный опыт, представления о добре и зле;
воспитывать патриотические чувства, уважение к культуре народов
многонациональной России;
4. Поощрять стремление к выполнению общественно-значимых
художественных произведений и предметов декоративно-прикладного
искусства;
5. Приобщать детей к коллективной творческой деятельности, совместному
труду, взаимопомощи;
6. Расширять общекультурный кругозор обучающихся.
Формирование и развитие ключевых компетенций:
- развивать у детей качества личности, коммуникативные умения и навыки,
обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество,
общение, позволяющие ориентироваться в окружающем социуме;
- способствовать осознанию необходимости формирования навыков
здорового образа жизни: соблюдать режим дня, правило личной гигиены,
выполнять упражнения по профилактике нарушения зрения, сохранения
правильной осанки;
- воспитывать любовь к родной природе, Родине, культуре; уважение к
культуре и традициям разных народов;
- развивать умения самостоятельной познавательно - учебной
деятельности, организации своих действий.
1.3. Планируемые результаты
По итогам освоения образовательной программы 1 года
обучения, обучающиеся:
будут знать:
- отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного
искусства;
9

- правила применения перспективы в рисунке;
- правила поэтапного построения композиции, образа человека и рисунков
с сюжетом;
- правила работы с акварелью;
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений
(ножницы, стеки, ножи, наждачная бумага и т.д.), правила их безопасного
применения в работе;
- основные способы и приемы работы в технике листография, декупаж на
деревянных изделиях;
будут уметь:
- подготовить материалы и инструменты для работы с деревянным
изделием в технике декупаж;
- безопасно работать с ножами, наждачной бумагой и т.д.;
- использовать техники апликация в создании открыток, листография в
создании пейзажа;
- создавать композиции с помощью рисования акварелью;
- поэтапно выстраивать рисунок человека, композицию и сюжет.
По итогам освоения образовательной программы 2 года
обучения, обучающиеся:
будут знать:
- отличия между основными видами и жанрами изобразительного
искусства;
- правила работы с пастельными мелками, скульптурным пластилином и
воском;
- правила организации рабочего места;
- правила построения объектов архитектуры в перспективе;
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений
(ножницы, стеки, ножи, наждачная бумага и т.д.), правила их безопасного
применения в работе;
- основные способы и приемы лепки из скульптурного пластилина
(разминание, ощипывание, шлепанье, сплющивание, вдавливание,
оттягивание и др.);
будут уметь:
- правильно пользоваться инструментами и приспособлениями;
- использовать в лепке известные им способы и приемы;
- использовать воск в рисовании;
- создавать объемные лепные фигуры и сюжетные композиции;
- расписывать вылепленные изделия;
- изготавливать подарочные открытки в технике оригами;
- применять в быту навыки изготовления изделий.
10

По итогам освоения образовательной программы 3 года
обучения, обучающиеся:
будут знать:
- как применить основные виды и жанры изобразительного искусства в
своих работах;
- правила работы с гуашью, акварелью в технике гризаль;
- виды и правила построения композиции в стиле «комикс»;
- основные способы и приемы работы в технике декупаж по посуде;
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений
(ножницы, стеки, ножи, наждачная бумага и т.д.), правила их безопасного
применения в работе;
будут уметь:
- подготовить материалы и инструменты для выполнения работ;
- правильно пользоваться инструментами и приспособлениями;
- выстраивать композицию и выполнять рисунок в стиле «комикс»;
- создавать подарочные открытки и упаковки;
- создавать изделие в технике декупаж по посуде;
- рисовать гуашью и акварелью в технике гризаль в цветном и черно-белом
варианте;
- широко применять в быту навыки изготовления изделий.
Личностные качества
Обучающиеся будут проявлять:
- терпение, аккуратность;
- умение сочувствовать другим людям, сопереживать;
- положительное отношение к обучению, труду;
- способность оценивать свои достижения и трудности;
- чувство гордости за выполненную работу;
- бережное отношение к своему и чужому труду;
- терпимость, доброжелательность по отношению к окружающим;
- интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
Регулятивные УУД
Обучающиеся будут уметь:
- коллективно ставить и выполнять поставленную задачу;
- самостоятельно построить композицию и создать дизайн изделия ручной
работы;
- планировать самостоятельно (под руководством педагога) свои действия
для решения конкретных творческих задач;
- использовать речь, память, воображение, логическое мышление для
регуляции своих действий;
11

- выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после
завершения, уметь вносить необходимые коррективы на различных этапах;
- оценивать свои действия самостоятельно, спокойно воспринимать
критику педагога;
- выполнять упражнения по профилактике нарушения зрения, сохранения
правильной осанки, соблюдать правила личной гигиены.
Коммуникативные УУД
Обучающиеся смогут:
- участвовать в общей беседе, в диалоге, выполняя принятые правила
речевого общения;
- задавать вопросы, отвечать на вопросы других; слушать высказывания
собеседников;
- высказывать своѐ мнение по обсуждаемым вопросам, объяснять его;
понимать возможность существования других точек зрения, стремиться к
их пониманию;
- проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.
Уровни усвоения программы
Минимальный уровень – обучающийся овладел менее чем ½ объема
знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, как правило, в
беседах избегает употреблять специальные термины. В ходе практических
работы выполняет простые виды изделий. В процессе выполнения работы
постоянно обращается за помощью к педагогу. Очевидны ошибки на всех
этапах выполнения работы. Низкая активность предъявления результатов
своей деятельности (участие в выставках, конкурсах только на уровне
детского образовательного объединении).
Базовый уровень – обучающийся овладел не более ½ объема знаний,
умений и навыков, предусмотренных программой. В беседах сочетает
специальную терминологию с бытовой. Практические работы выполняет
на основе образцов, с достаточной степенью самостоятельности, с
соблюдением технологической последовательности. Изделие выполняет
достаточно аккуратно, при выполнении отдельных операций допускает
небольшие погрешности. Хорошая активность предъявления результатов
своей деятельности (участие в выставках, конкурсах на уровне детского
образовательного объединении или учреждения).
Повышенный уровень - объем знаний, умений и навыков
соответствует программным требованиям. В беседах
специальные
термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их
содержанием. Изделия выполняются аккуратно, с соблюдением
последовательности ведения работы, с элементами творчества. Высокая
самостоятельность при выполнении практических работ и активность в
12

предъявлении результатов своей творческой деятельности (участие в
конкурсных и выставочных мероприятиях муниципального и
регионального уровня).
Творческий уровень - объем знаний превышает программные
требования. Практические работы выполняются самостоятельно,
качественно и творчески по собственному замыслу и фантазии. Высокая
активность в предъявлении результатов своей творческой деятельности
(участие в конкурсных и выставочных мероприятиях на муниципальном,
региональном, всероссийском уровнях).
1.4. УЧЕБНЫЙ ПЛАН, СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения
№
темы

Наименование
раздела и темы

Количество часов

Формы
контроля

Теория

Практика

Всего

Раздел 1. Рисунок
1.1

Вводное занятие

1

1

2

Беседа

1.2

Композиция (акварель)

12

26

38

1.3

Листография

4

4

8

1.4

Рисунок «Человек»

14

25

39

Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение

Раздел 2. Декоративно-прикладное творчество
2.1.

Бумагопластика

7

12

19

2.2.

Декупаж (деревянная доска)

11

25

36

1

1

2

50

94

144

Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение

Раздел 3. Итоговое занятие
Итоговое занятие

Итого

Творческое
задание,
опрос,
выставка

СОДЕРЖАНИЕ
1 год обучения
Раздел 1. Рисунок
Тема 1.1. Вводное занятие.
Теория. Знакомство. Правила работы в группе, правила техники
безопасности. Структура программы обучения (презентация).
13

Практика.
Выполнить
работу
(композицию)
для
выявления
индивидуальных особенностей ребенка (интересов, первичных умений и
навыков).
Тема 1.2. Композиция (акварель)
Теория. Что такое «акварель»? Правила использования акварели в
создании композиций (времена года, пейзажи). Как создать объѐм,
светотень, цветовая палитра. Показать примеры работ с акварелью.
Практика. Выполнение сюжетных рисунков, композиции, с небольшой
помощью педагога, используя акварель.
Тема 1.3. Листография
Теория. Понятие «Что такое листография?». Использование техники
листографии для создания пейзажа. Показать примеры пейзажей с
листографией.
Практика. Создание пейзажа с использованием собранных листьев.
Тема 1.4. Рисунок «Человек»
Теория. Что такое «анатомия», поэтапное построение человека с
правильной анатомией, построение в перспективе. Показать примеры
изображений фигуры человека в разных позициях и с разных сторон.
Практика. Выполнение работы по изображению человека в разных
позициях.
Раздел 2. Декоративно-прикладное творчество
Тема 2.1. Бумагопластика.
Теория. Техника безопасности при работе с ножницами, клеем. Что такое
бумагопластика. Понятие техника «аппликация». Показ образцов готовых
работ (открытки, аппликации).
Практика. Создание собственного дизайна открытки на праздник.
Тема 2.2. Декупаж (деревянная доска)
Теория. Беседа о декупаже. Показ готовых изделий; показ поэтапной
техники создания декупажа. Техника безопасности при работе с ножами,
клеем ПВА, лаком, наждачной бумагой. Закрепление знаний о различиях
данного промысла.
Практика. Оформление доски (любые деревянные предметы) в стиле
декупаж.
Раздел 3. Итоговое занятие.
Теория. Подведение итогов работы за год. Задания на лето.
Практика. Викторина, кроссворды, опрос детей «Чему вы научились за
это год?». Выставка итоговых работ детей за год.
14

1.5. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. СОДЕРЖАНИЕ.
2 год обучения
№
темы

Наименование
раздела и темы

Количество часов

Формы
контроля

Теория

Практика

Всего

Раздел 1. Рисунок
1.1

Вводное занятие

1

1

2

Беседа

1.2

Композиция
(пастельные
мелки)
Рисование
с
помощью
свечей (воска)
Рисунок «Архитектура»

12

49

61

4

10

14

10

49

59

Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение

1.3
1.4

Раздел 2. Декоративно-прикладное творчество
2.1.

Бумагопластика (оригами)

7

15

22

2.2

Папье-маше

11

45

56

1

1

2

46

170

216

Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение

Раздел 3. Итоговое занятие
Итоговое занятие

Итого

Творческое
задание,
опрос,
выставка

СОДЕРЖАНИЕ
2 год обучения
Раздел 1. Рисунок
Тема 1.1. Вводное занятие.
Теория. Повторение изученного за прошлый год (опрос, викторина).
Рассказать о программе на новый год обучения (презентация). Проверить
задания, данные на лето.
Практика. Выполнить работу (композицию) используя знания,
полученные в прошлом году.
Тема 1. 2. Композиция (пастельные мелки)
Теория.
Что такое «пастельные мелки»? Правила использование
пастельных мелков в создании композиций (времена года, пейзажи). Как
создать объѐм, светотень, цветовая палитра. Показать примеры работ с
пастельными мелками.
15

Практика. Выполнение сюжетных рисунков, композиции, с небольшой
помощью педагога, используя пастельные мелки.
Тема 1.3. Рисование с помощью свечей (воска)
Теория. Техника рисования с помощью воска. Что это такое? Что
необходимо для работы в этой технике. Показ образцов готовых работ.
Подготовка новых материалов для работы.
Практика. Выполнение работы в технике рисование воском.
Тема 1.4. Рисунок «Архитектура»
Теория. Что такое «архитектура», структура, построение в перспективе,
какие бывают виды архитектуры. Какие необходимы инструменты для
изображения объектов архитектуры. Показать примеры изображений
объектов архитектуры.
Практика. Выполнение работы по изображению объектов архитектуры
(замки, помещения, здания).
Раздел 2. Декоративно-прикладное творчество
Тема 2.1. Бумагопластика (оригами).
Теория. Что такое оригами. Как можно использовать технику оригами в
создание открыток. Показ работ для примера.
Практика. Создание собственного дизайна открытки на праздник с
использованием техники оригами.
Тема 2.2. Папье-маше
Теория. Техника «Папье-маше». Опрос на тему "Что такое папье-маше".
Показ образцов готовых работ.
Практика. Выполнение работы «3D картины» из папье-маше, тема:
«Россия - родина моя».
Раздел 3. Итоговое занятие.
Теория. Подведение итогов работы за год. Задания на лето.
Практика. Викторина, кроссворды, опрос детей «Чему вы научились за
это год?». Выставка итоговых работ детей за год.

16

1.6. УЧЕБНЫЙ ПЛАН. СОДЕРЖАНИЕ.
3 год обучения
№
темы

Наименование
раздела и темы

Количество часов

Формы
контроля

Теория

Практика

Всего

Раздел 1. Рисунок
1.1

Вводное занятие

1

1

2

Беседа

1.2

Композиция (гуашь)

12

39

51

1.3

Гризаль

6

35

41

1.4

Рисунок «Комикс»

10

39

49

10

14

Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение

Рисование
с
помощью
4
свечей (воск)
Раздел 2. Декоративно-прикладное творчество
1.5

2.1.

Бумагопластика

2

6

8

2.2

Декупаж (тарелка)

10

39

49

1

1

2

46

170

216

Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение

Раздел 3. Итоговое занятие
Итоговое занятие

Итого

Творческое
задание,
опрос,
выставка

СОДЕРЖАНИЕ
3 год обучения
Раздел 1. Рисунок
Тема 1.1. Вводное занятие.
Теория. Повторение изученного за прошлый год (опрос, викторина).
Рассказать о программе на новый год обучения (презентация). Проверить
задания, данные на лето.
Практика. Выполнить работу (композицию) используя знания,
полученные в прошлом году.
Тема 1. 2. Композиция (гуашь)
Теория. Что такое «гуашь»? Правила использование гуаши в создании
композиций (времена года, пейзажи). Как создать объѐм, светотень,
цветовая палитра. Показать примеры работ с гуашью.
17

Практика. Выполнение сюжетных рисунков, композиции, с небольшой
помощью педагога, используя гуашь.
Тема 1.3. Гризаль
Теория. Что такое техника «гризаль». Что необходимо для работы в этой
технике. Показ образцов готовых работ.Подготовка новых материалов для
работы.
Практика. Выполнение работы в технике гризаль.
Тема 1.4. Рисунок «Комикс»
Теория. Что такое комикс, его структура, построение, какие бывают виды
комиксов. Какие необходимы инструменты. Показать примеры комиксов.
Практика. Выполнение работы в технике «комиксы» (построить рисунок
на А4 или А3 с простыми сюжетами).
Тема 1.5. Рисование с помощью свечей (воска)
Теория. Актуализация знаний о технике рисования воском (опрос,
викторина). Показ образцов готовых работ. Подготовка новых материалов
для работы.
Практика. Выполнение работы в технике рисования воском.

Раздел 2. Декоративно-прикладное творчество
Тема 2.1. Бумагопластика
Теория. Освежить знания обо всех изученных техниках? Как их можно
использовать для создания необычного дизайна открытки с сочетанием
разных техник. Показать примеры таких открыток.
Практика. Создание открытки с применением различных техник
бумагопластики.
Тема 2.2. Декупаж
Теория: Освежение темы о декупаже (векторина). Показ готовых изделий
(посуды); Показ поэтапной техники создания декупажа на посуде
(тарелка). Закрепление знаний о различиях данного промысла.
Практика. Оформление тарелку в стиле декупаж.
Тема 3. Итоговое занятие.
Теория. Подведение итогов работы за год. Задания на лето.
Практика. Викторина, кроссворды, опрос детей «Чему вы научились за
это год?». Выставка итоговых работ детей за год.
18

2.1. Условия реализации программы
Продолжительность учебного года составляет 36 недель.
Начало занятий первого года обучения не поздне 15 сентября.
Окончание занятий – не позднее 31 мая.
Нерабочие и праздничные дни устанавливаются в соответствии с
Постановлениями Правительства РФ.
Промежуточная аттестация проводится по итогам освоения ДООП за 1-е
полугодие в III декаде декабря, за 2-е полугодие - в мае.
2.2. Календарный учебный график
№

Год обучения

1
2
3

Первый
Второй
Третий

Объем
часов
144
216
216

учебных Всего
недель
36
36
36

учебных Режим работы
2р х 2ч = 4 ч
2р х 3ч = 6 ч
2р х 3ч = 6 ч

2.3. Формы аттестации
Программа предусматривает три вида аттестации обучающихся.
Предварительная (вводная) аттестация проводится в целях
выяснения уровня готовности ребенка и выявления его индивидуальных
особенностей (интересов, первичных умений и навыков, мотивации для
занятия и т.д.). Проводится в начале учебного года в форме наблюдения,
беседы, анализа рисунков.
Текущая аттестация проводится в целях оценки качества усвоения
учащимися содержания отдельных разделов образовательной программы и
проводится по полугодиям в форме беседы, анализа выполнения
практических заданий, участия в выставках.
Промежуточная аттестация проводится в целях оценки степени и
уровня усвоения обучающимися образовательной программы в целом в
конце учебного года, в том числе анализ выполнения творческих работ,
участия в выставках различного уровня.
Достижения учащихся оцениваются безотметочным способом.
Оценке подлежат
знания основ
изобразительной грамоты; основ прикладного
искусства.
умения и навыки самостоятельно выполнять различные виды работ
по изобразительному творчеству; уровень выполнения рисунка и изделий
декоративно-прикладного творчества, соблюдение требований к
безопасности при выполнении изо работ;
19

личностные результаты: способность к самооценке; уровень
социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие,
организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность,
умение быстро переключать внимание, проявлять такие качества, как
терпение, аккуратность, умение общаться со своими сверстниками в
коллективе.
Промежуточная аттестация проводится по итогам освоения
образовательной программы за 1-е полугодие в III декаде декабря, за 2-е
полугодие - в мае.
2.4. Оценочные материалы
Признаки
1.Количество работ,
выполненных за год

минимальный
6

Базовый
8

Повышенный
10

Творческий
12

Формы
контроля
Выставки

Не пропускает
Частые пропуски безбез
2. Посещение занятий
уважительных причин
уважительных
причин

Посещает регулярно
Хочет заниматься
Наблюдение
дополнительно

Устойчивый
3. Проявляемый интерес к
Минимальный интерес
интерес к виду
занятиям
деятельности

Постоянный
интерес,
стремление
выполнить
все задания

Усвоение менее
4. Владение теоретическими
половины
знаниями по основным
объема
разделам программы
программы

Усвоение почти всего
Усвоение всего
объема знаний
объема знаний
по программе

Избегает
5. Владение терминологией
употреблять
спецтермины
Объем
усвоенных
6. Соответствие практических
умений и
умений
навыков
и навыков программным
составляет
менее
половины
7. Использование
инструментов
и материалов

Объем усвоенных
знаний более
половины
Программы
Сочетает
спецтерминологи
ю с бытовой
лексикой

Объем усвоенных
умений и навыков
более половины

Стремление
выполнить все
задания, помимо
программных

Наблюдение

Тесты,
опрос,
наблюдение
выставки

Спецтермины
употребляет
осознанно

Свободно владеет,
употребляет на
Собеседование
практике

Овладел
практически
всеми умениями
и навыками по
программе

Свободно
владеет всеми
умениями и
навыками по
программе

Контрольные
задания

Работа с помощью
Испытывает затруднения
педагога

Самостоятельная
Самостоятельная
работа, помощь
работа
другим

Наблюдение,
контрольные
задания

8. Креативность в выполнении
Выполнение простейших
Задания на основе
практических заданий заданий
образца

Самостоятельное
Задания с элементами
выполнение
творчества
творческих
заданий

Тематические
задания

Работа с
источниками с
помощью педагога
и родителей

Самостоятельно, не
испытывает особых
самостоятельно
трудностей

Наблюдение

Хорошо

Отлично

Наблюдение

Более половины

Практически все
усвоил
усвоил

Затрудняется,
9.самостоятельность в нуждается в
пользовании
помощи и
источниками информации
контроле
педагога
10.аккуратность и
ответственность в
удовлетворительно
работе
11.навыки
Объем навыков
соблюдения правил
составляет менее

отлично

Наблюдение

20

безопасности в
процессе
деятельности

12.достижения

Параметры

половины

Внутристудийны
е, дворцовские
выставки

Внутристудийные,
дворцовские,
городские
выставки

Студийные,
дворцовские
городские,
областные,
российские
выставки

Городские,
областные,
российские,
международные

наблюдение

Критерии

Образовательные
результаты

Освоение учащимися содержания образования.
1. Разнообразие умений и навыков.
2. Глубина и широта знаний по предмету.
Практические и творческие достижения учащихся.
3. Позиция активности учащегося в обучении и устойчивого
интереса к деятельности.
4. Разнообразие творческих достижений (выставки, конкурсы).
5. Развитие общих познавательных способностей (моторика,
воображение, память, речь, внимание).

Эффективность
воспитательных
воздействий

1. Культура поведения учащегося.
2. Стремление к аккуратности в выполнении задания.
3. Наличие стремления доводить начатое дело до конца

Социальнопедагогические
результаты

1. Выполнение санитарно-гигиенических требований.
2. Выполнение требований техники безопасности.
3. Характер отношений в коллективе.
4. Отношение к педагогу.

2.5. Кадровое обеспечение
Программа
может
быть
реализована
одним
педагогом
дополнительного образования, имеющим высшее образование или среднее
профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений
подготовки высшего образования и специальностей среднего
профессионального образования «Образование и педагогические науки».
Или к реализации дополнительной общеразвивающей программы могут
быть допущены лица, обучающиеся по образовательным программам
высшего образования по специальностям и направлениям подготовки,
соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных
программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее
чем за два года обучения. Прошедшим обязательный медицинский осмотр
(обследование) и не имеющем ограничений к занятию педагогической
деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации.

21

2.6. Материально-техническое обеспечение
Для
реализации
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Палитра» необходимо следующее:
 помещение: учебный кабинет, соответствующий требованиям
СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
 перечень оборудования (мебели) учебного помещения: классная
доска 1 штука, стол и стул для педагога, 8 ученических стандартных столов
и 16 стульев, регулируемых по высоте, 2 шкафа или стеллажи для хранения
инструментов, наглядных и дидактических пособий и учебных материалов;
шкаф или стеллаж для оформления выставки готовых работ; магнитномаркерная доска; раковина;
 перечень технических средств обучения: персональный компьютер
или ноутбук для педагога, точка подключения к сети «Интернет»,
мультимедийный проектор, экран, колонки;
 перечень материалов, необходимых для занятий на 1 группу:
кисти № 2, 3, 5 (45 шт.), краски: акварель, гуашь (15 шт.), плотная бумага
для черчения или акварели (15 упаковок), картон цветной (15 упаковок),
бумага цветная (15 упаковок), клей ПВА (15 шт.), пастельные мелки (15
упаковок), восковые свечи (15 свечей), тарелки (15 шт.), деревянные доски
(15 шт.), наждачная бумага (15 шт.), скульптурный пластилин (15
упаковок), простые карандаши (15 шт.), ластики (15 шт.), тряпка Х/Б по 2
шт. (30 шт.), стаканчик для воды (15 шт.), папка с ручками (15 шт.).
Информационное обеспечение:
Электронные образовательные ресурсы (аудио, видео и презентация).
2.7. Методическое обеспечение
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
является частью учебно-методического комплекса, который представляет
собой целостную систему учебно-методических документов и материалов,
обеспечивающих образовательный процесс:
• календарно-тематический план;
• специальные учебные пособия; дидактический материал;
• печатные издания по направлению деятельности.
Педагогические технологии:
технология индивидуализации
обучения,
технология
группового
обучения,
технология
дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения,
технология развивающего обучения, технология проблемного обучения,
технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения,
22

технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая
технология.
Методы
обучения:
словесный,
наглядный
практический;
объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый,
исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение,
мотивация.
Формы организации учебного занятия:
Беседа, мастер-класс, викторина, практическое занятие, презентация,
творческая мастерская.
Дидактическое оснащение
1.Для обучающихся:
-презентации для проведения занятий со всеми учащимися групп;
-средства индивидуальной наглядности (шаблоны, трафареты фигуры
человека, животных, птиц, геометрические формы, рисунки по темам,
изделия декупаж, листья растений, изделия из папье-маше);
-материалы для дидактических игр (смешивание, сочетаемость цвета,
геометрическое лото).
2.Для педагога:
- наглядные пособия: плоские и объемные геометрические формы, муляжи,
образцы рисунков с воском, таблицы смешивания цветов, цветового
сочетания, примеры по каждой теме программы, плакаты, гербарий, работы
обучающихся прошлых лет обучения в различных техниках, фотографии,
пособия «Цветовой круг», «Пропорции фигуры человека», «Рисование
животных», тематические папки «Декоративно-прикладное искусство»,
«Композиции»,
«Папье-маше»,
«Декупаж»,
картины
зарубежных
художников;
-книги и журналы по изобразительному искусству.
2.8. Список литературы
Литература для педагога
1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа.
Книга для учителя. - Москва: Просвещение, 1984 .
2. Багдасарьян О.Н. Авторская программа «Образовательная программа
студии изобразительного искусства» - Ярославль: ГОУ ЦРСДОД, 2003.
3. Базанова М.Д. Пленер. – Москва: Просвещение, 1994.
4. Барадулин В.А. Основы художественных ремесел. - Москва:
Просвещение, 1999.
5. Берсеньева В.А., Романова Н.В. Вопросы орнаментации ткани. – Москва:
Просвещение,1977.
23

6. Блинов Г.М. Сказки без слов. - Тула: Приокское книжное издательство,
1974.
7. Гусакова М.А. Аппликация: учебное пособие для учащихся пед. училищ
по спец. № 2002 «Дошкольное воспитание». - Москва: Просвещение, 1987.
8. Джексон Д. Поделки из бумаги. – Москва: Просвещение, 1979.
9. Жарретт Л., Ленард Л. Рисунок. – Москва: АСТ, Астрель,2004.
10. Заболотская И.А. Образовательная программа по изобразительному
искусству «Юный художник». – ж. «Внешкольник».-№1-2-2007.
11.Зайцева, Анна Декупаж для начинающих. Салфеточная техника / Анна
Зайцева. - М.: Эксмо, 2014. - 709 c.
12. Иванова Е.П. Поделки из папье-маше. М.: ООО «Книжный клуб
семейного досуга». 2011. 64с.
13. Зайцев А.А. Наука о цвете и живописи. - Москва: Просвещение, 1978.
14. Крылова, Е. А. Декупаж / Е.А. Крылова. - М.: Астрель, 2012. - 988 c.
15. Кирцев Ю.М. Рисунок и живопись. – Москва: Просвещение, 1992.
16. Костерин Н.П. Учебное рисование. - Москва: Просвещение, 1995.
17. Купцов И.И. Родина жар-птицы. - Москва: Советская Россия, 1987.
18. Латынин Л.А. Образцы народного искусства. - Москва: Знание, 1983.
19. Лясковская О. Пленер в русской живописи. – Москва: Просвещение,
1966.
20. Макарова М.Н. Перспектива: графические задания и методические
рекомендации. – Москва: Просвещение, 1989.
21. Миловский А.С. Скачи, добрый единорог. - Москва: Детская
литература, 1983.
22. Методика развития творческих способностей на занятиях по рисунку,
живописи и композиции. – Москва: Просвещение, 1989.
23. Натюрморт. – Москва: Просвещение, 2001.
24. Некрасова М.А. Народные мастера. Традиции школы. - Москва:
Изобразительное искусство, 1985.
25. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического
воспитания. Книга для учителя. – Москва: Просвещение, 1987.
26. Перевертень Г.И. Самоделки из бумаги: пособие для учителя
начальных классов по внеклассной работе. – Москва: Просвещение, 1983.
27. Программы для учреждений дополнительного образования детей. Выпуск 4 – Москва: ГОУ ЦРСДОД, 2002.
38. Программы для учреждений дополнительного образования детей.
Выпуск 4. – Москва: ГОУ ЦРСДОД, 2002.
39. Рогов А.П. Народные мастера. - Москва: Молодая гвардия, 1982.
40. Розенблюм Е.А. Художник в дизайне: опыт работы Центральной
учебно-экспериментальной студии художественного проектирования на
Сенеже. – Москва: Искусство, 1974.
41. Соколов Г.И. Образы древней Эллады. Серия «Памятники мировой
художественной культуры. – Москва: Просвещение, 1994.
42. Танкус О.В. Наука о цвете и живописи. - Москва: Просвещение, 1978.
43.
Программирование
образовательного
процесса
в
системе
дополнительного образования детей (методические рекомендации). Магадан: ДДЮТ, 2002 .
24

44. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. - Москва:
Наука, 1987.
45. Шембел А.Ф. Основы рисунка. - Москва: Просвещение, 1969.
46. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках
изобразительного искусства. – Москва: Просвещение, 1974.
47. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного
рисования. - Москва: Просвещение, 1979.
48. Щеглова, А. В. Бумажные картины. Папье-маше, декупаж, трехмерные
панно / А.В. Щеглова. - М.: Феникс, 2007. - 224 c.
49. Яблонский В.А. Преподавание предметов "Рисунок" и "Основы
композиции". - Ленинград: Нева, 1959
Литература для обучающихся
1. Асланов В., Дубко О., Зайцев Е. Словарь терминов изобразительного
искусства. под ред. Кантор А.М. – Москва: Просвещение, 1994.
2. Альбедиль М. Народы мира. – Санкт-Петербург: Лань, 1997.
3. Библия для детей. – Москва: Белый город, Дарь, 2007.
4. Болтон Р. Живопись: от первобытного искусства до 21 века. – Москва:
Эксмо, 2007.
5. Бриджмен Д.Б. Человек как художественный образ. Полный курс
анатомического рисования. – Москва:Эксмо,2005.
6. Вурст И. Весеннее настроение. Идеи поделок из бумаги и картона. –
Челябинск: Издательство «Аркаим», 2006.
7. Гагарин Б.Г. Конструирование из бумаги. – Ташкент: Издательство ЦК
Компартии Узбекистана, 1988.
8. Гнедич П.П. Всеобщая история искусств. – Москва: Эксмо, 2007.
9. Гольдштейн А.Ф. Зодчество. Книга для учащихся старших классов. –
Москва: Просвещение,1979.
10.Дайн Г. Игрушечных дел мастера. Книга для учащихся. – Москва:
Просвещение, 1984.
11.Жолобчук А.Я. Подарки из батика. – Москва: АСТ; Донецк: Сталкер,
2005.
12.Коновалов Э.Г. Словарь русских художников. – Москва: Эксмо, 2008.
13.Копцев В.П. Бумажная пластика. Москва: Министерство народного
образования РСФСР, 1990.
14.Милан К. Удивительные прищепки. Идеи для поделок из прищепок. Челябинск: Издательство «Аркаим», 2006.
15.Насекомые. Полная энциклопедия – Москва: Эксмо, 2008.
16.Никодем Г.Б. Масляная живопись. Общие сведения, материалы,
техника: практическое пособие. – Москва: Эксмо, 2006.
17.Педевилла П. Веселый мир прищепок. Идеи для поделок из прищепок. Челябинск: Издательство «Аркаим», 2006.
18.Птицы. Полная энциклопедия – Москва: Эксмо, 2008.
19.Риттерхофф А. Псомотрите, что я умею! Идеи для детского творчества.
- Челябинск: Издательство «Аркаим», 2006.
20.Селиверстова Д. Рисование. Первые шаги. – Москва: Эксмо, 2007.
25

21.Туберовская О.М. В гостях у картин. Рассказы о живописи. –
Ленинград: Детская литература,1973.
22.Ушакова О.Д Великие художники. Справочник школьника. – СанктПетербург: Издательский дом «Литера», 2007.
23.Ушакова О.Д. Великие скульпторы. Справочник школьника. – СанктПетербург: Издательский дом «Литера», 2007.
24.Федотов Г. Послушная глина. – Москва: Аст-Пресс,1997.
25.Хальбингер В. Рисуем портрет: пропорции, пластика, техника. –
Москва: Эксмо, 2007.
26.Чиварди Д. Комбинация красок в живописи. – Москва: Эксмо, 2006.
27.Чиварди Д Рисунок. Техника рисования обнаженных натуры. - Москва:
Эксмо, 2006.
28.Шалаева Г.П. Рисование. Первый учебник вашего малыша. – Москва:
Слово, Эксмо,2007.

26

Приложение
Мониторинг результатов обучения по образовательной программе дополнительного образования «Палитра»
Низкий

Достаточный

Оптимальный

Высокий

Уровни
Критерии
Показатели воспитанности –
отношение к ценностям

К человеку

К обществу

1. Результаты выполнения воспитательных задач
Признаки проявления показателей по каждому уровню воспитанности
знание элементарных норм,
усвоение, применение
эмоциональная значимость правил, принципов
элементарных норм и правил
ситуативное проявление
по инициативе «извне»
(педагог, родители)
Он знает правила общения;
Он соблюдает правила
Он способен к сопереживанию,
сосредоточен исключительно
поведения;
не прочь оказать помощь другим,
на собственной персоне. Ему
думает о потребностях и
но делает это тогда, когда его об
нравится получать подарки
чувствах других лишь изредка. этом попросят. Испытывает
больше, чем дарить. Он во всем
Он
удовольствие, делая подарки, но
ищет выгоду, думать о других
предпочитает все делать с
при этом в глубине души
не входит в его планы.
выгодой для себя. Он уверен,
рассчитывает на ответный дар.
что всякое дело должно
адекватно вознаграждаться, не
стесняется узнать, а «что мне
за это будет».
знает правила поведения
знает правила поведения, но
проявляет интерес к событиям,
в обществе, но испытывает
иногда их не соблюдает.
переживает успехи и неудачи.
некоторые затруднения.
Считает, что можно решить
В целом разделяет идеи
для него не существует
ситуации главным образом
ненасилия, но при этом считает,
ценностных установок. Он не
силой, угрозами и это
что в отдельных случаях
будет противостоять
естественный способ
применение силы оправданно. К
конфликтам, спорам и т. п.
разрешения конфликтов. По
силе он относится со смешанным
его мнению, «сильней тот, кого чувством, полагает, что надо
боятся».
всегда быть готовым к
противостоянию, потому что не
хочет показаться слабым в глазах
окружающих, но к силе будет
прибегать как можно реже.

поведение, построенное на
убеждении: осознание значения
смысла и цели
Он постоянно ориентирован на других
людей:
подросток – альтруист. Всегда готов
помочь другим людям, не ожидая
просьбы с их стороны. В своих
действиях бескорыстен.

общественно активен, инициативен.
Считает, что к насилию прибегают
только слабые люди. К проявлениям
силы он относится отрицательно.
Уверен, что всегда есть возможность
уладить конфликт, не ущемляя права
других людей, уметь идти на уступки.

К культуре

слово «культура» во всех
формах вызывает равнодушное
отношение. Знает, что
представляют собой
культурные формы поведения,
но в своей повседневности
реализует их с точностью «до
наоборот».

К труду

имеет представление о своих
обязанностях в группе;
более-менее сложная работа
вызывает у него негативное
отношение. Он придумывает
массу причин, по которым за
нее не стоит браться. Он с
удовольствием воспользуется
«плодами» чужого труда,
выдавая даже их за свои.
Между трудолюбием и
жизненным благополучием для
него нет никакой связи.
самооценка неадекватна;
не принимает себя,
отрицательно относится к
своему внешнему виду, речи,
одежде и т.п. Любое изменение
воспринимает потенциально
катастрофичное для него.
Собственная неполноценность
является его навязчивой идеей.
Принцип его жизни – «не
высовываться».

К себе

культурные формы поведения
рассматриваются как нечто
догматичное, идущие от мира
взрослых, а потому
обременяющее его
повседневную жизнь. Он
сторонник естественного
выражения своих мыслей,
чувств, желание и считает, что
культурная огранка только
помешает ему быть таким,
какой он есть.
выполняет трудовые
обязанности, но инициативы
при этом не проявляет;
по возможности переложит
часть своей работы на другого
и не перетрудится.

признает объективную ценность
культурных форм поведения, но
отнюдь не всегда руководствуется
ими в своей повседневной жизни.
Он находит оправдания
эпизодическим проявлениям со
своей стороны хамства и т.п.

культурные формы поведения,
значимы и реализуются в
повседневной жизни, он тактичен,
внимателен по отношению к людям,
понимает необходимость сбережения
культурного достояния.

трудолюбив;
уважение вызывает престижная
работа, он может поучаствовать в
другом виде работы только за
«компанию». Он может помочь и
в другой работе, но это его будет
раздражать.

самовоспитание трудовых умений и
навыков;
его отличает трудолюбие во всем, он
берется за сложную, трудоемкую,
даже нудную работу. Не стыдится
никакой работа, может сам
предложить что-то сделать.

не позволяет себя обижать;
принимает себя таким, какой
он есть, лишь в отдельные
моменты соей жизни. В
глубине души он надеется на
свою привлекательность для
других, но уверен, что они в
первую очередь видят
недостатки. Одиночество
одновременно и тягостно для
него, и спасительно,
предпочитает быть на
«вторых» ролях.

адекватно оценивает свои
достоинства;
принимая себя в целом, все же
испытывает неловкость по поводу
некоторых своих особенностей.
Присутствует в нем доля
сомнения и неуверенности.

Самовоспитание;
принимает себя таким, какой он есть.
Он верит в свои силы и возможности,
честно относится к себе, искренен в
проявлении чувств. Комфортно
чувствует себя в незнакомой
компании. Он не боится одиночества,
минуты уединения для него
плодотворны. Он не боится быть
смешным

28

К семье

семья не представляет какой
либо ценности, сознательное
неприятие принятых в семье
норм поведения, взглядов,
принципов. Устойчиво
негативное отношение к семье.

1.Развитие памяти, внимания

внимание неустойчивое,
Объем запоминаемой
информации менее 1\3
производит операции по
заранее заданному плану;
воображение репродуктивное

2.Развитие творческого
мышлентворческих способностей

3.Развитие художественного вкуса
(умение сочетать цвет, форму,
материал, эмоциональная
выразительность)
4.Развитие интереса к какой-либо
сфере деятельности

1.Информационно-коммуникативная
компетенция:
Умение вступать в контакт с
собеседником

Умение использовать различные
источники информации

отношение к родителям
потребительское. Сам считает,
что никому и ничем не обязан.
Отношения в целом
ситуативно- негативные.

семья представляет определенную
ценность, но сам факт наличия
семьи, семейных традиций
воспринимается как естественный
(«а как же иначе?»). Забота
родителей воспринимается как
само собой разумеющееся.
2.Результаты выполнения развивающих задач

ценность семьи высоко значима. Он
дорожит семейными традициями,
устоями. Помнит о разных вещах,
делает приятное семье. Устойчиво
позитивное отношение.

внимание ситуативное, объем
внимание устойчивое - знания
запоминаемой информации от
более 2\3
1\3до 1\2
хорошо выполняет задания, но
может придумать интересные
инициативу проявляет редко.
идеи, но не всегда может их
Репродуктивное воображение с
оценить, чтобы выполнить
элементами творчества
самостоятельно
Умения отсутствует,
Проявляет интерес к
Отзывчив на настроение
эмоционально невыразителен
восприятию эстетического в
произведения искусств.
окружающем мире. Составляет
Проявляет элементы
композиции с помощью
самостоятельности в подборе
педагога
цветов, форм и материала.
присутствует на занятиях, но
проявляет интерес к
проявляет интерес к
не активен, выполняет задания
деятельности, настойчив в
деятельности, настойчив в
только по инструкциям
достижении цели, проявляет
достижении цели
активность только на
определенные темы
3.Показатели сформированности ключевых компетенций
Низкий
Достаточный
Оптимальный

внимание устойчивое, знания прочные

Неумение вступать в диалог с
собеседником не умеет
соблюдать правила общения

Умение составлять планы,
конспекты, приводить примеры,
делать выводы;

Умение самостоятельно вступать в
контакт с любым собеседником,
учитывая его особенности.

Умение использовать для
решения познавательных и
коммуникативных задач
различных источников
информации, в т.ч. интернет-

Умение работать с текстами разного
жанра. Знание иностранного языка.

Овладение умениями поиска,
передачи, хранения
информации, использование
компьютера.

Умение вступать в речевое
общение с любым типом
собеседника; соблюдать
правила формального и
неформального общения;
Умение представить материал в
табличном виде.
Упорядочивание информации
по алфавиту и числовым
параметрам

обладает творческим воображением,
способен к импровизации

Обогащает образ выразительными
деталями, цветом, расположением.
Наблюдается эмоциональноэстетическое отношение к
выполнению задания.
проявляет активный интерес к
деятельности, стремится к
самостоятельной творческой
деятельности

Высокий

29

ресурсы

Умение брать на себя
ответственность

Толерантность

Организация своего досуга

Соблюдение норм поведения в
окружающей среде, правил здорового
образа жизни.

4.Ценностно-смысловая и общекультурная компетенция
Умение высказывать свое
Понимание универсальных
Умение контролировать и
отношение к поступкам людей,
моральных человеческих
оценивать свою деятельность,
давать оценку своим действиям
ценностей.
свои достижения.
(«что такое хорошо и что такое
плохо»)
Умение контролировать себя
Умение анализировать и давать
Умение видеть последствия
адекватную оценку своим
действий, регулировать свое
действиям и деятельности.
поведение
Неумение организации досуга
Умение с пользой проводить
Умение организовать
свободное время.
полноценный досуг.
5.Компетенция личностного самосовершенствования
Умение соблюдать правила
Умение самостоятельно
Умение контролировать и
личной гигиены, режим дня.
поддерживать свое здоровье и
оценивать свою деятельность,
не иметь вредных привычек.
предвидеть последствия
действий

Уметь отвечать за свои действия.

Быть терпимым по отношению к
людям других взглядов,
национальности, вероисповедания.
Умение быть лидером при
организации своего досуга и других.
Умение противостоять к действиям и
влияниям, представляющим угрозу
жизни, здоровью и безопасности
личности и общества.

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».