Одежда для кукол

1

Информационная карта ДООП
I.

Наименование
программы

Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Одежда для кукол»

II.

Направленность

Художественная

III.

Сведения об авторе составителе

3.1.

ФИО

Майорова Надежда Степановна

3.2.

Год рождения

10.12.1953 г.

3.3.

Образование

Среднее профессиональное

3.4.

Место работы

МАУ ДО «ДД(Ю)Т»

3.5.

Должность

Педагог дополнительного образования

3.6.

Электронный
адрес

IV.

Сведения о программе
Нормативная база
(отдельные
основные
документы)

1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
2.
«Стратегия развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года» (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 № 996-р);
3.
Постановление
Главного
государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
4.
Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 27.07.22 № 629 «Об утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
5.
Методические
рекомендации
по
проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 092

3242);
6.
Устав и другие локальные акты МАУ ДО
«ДД(Ю)Т».
срок 2 года 216 часов

4.2.

Объем и
освоения
программы

4.3.

Форма обучения

Очная

4.4.

Возраст
обучающихся

7- 10 лет

4.5.

Особые категории нет
обучающихся

4.6.

Вид программы

V.

Ведущие формы и Наглядные методы: демонстрация (показ) моделей,
картинок, наблюдение.
виды
деятельности
Словесные методы: беседа; объяснение, диалог,
консультация.

модифицированная

Практические методы: построение простейших
выкроек,
показ картинок, метод проблемного
обучения,
проектно-конструкторские,
игровые
методы,
активные
формы
познавательной
деятельности (викторины, соревнования, выставки,
творческие конкурсы).
Методы поощрения: похвала, одобрение, награждение
и т.п.
VI.

Входная аттестация (беседа, наблюдение) для
Формы
выявления индивидуальных особенностей ребенка
мониторинга
результативности (интересов, первичных умений и навыков, мотивации).
Текущая аттестация (наблюдение, практическая
работа, игра, соревнование, выставка, самооценка).
Промежуточная аттестация по полугодиям (беседа,
самостоятельная работа, выставка).

VII.

Дата
утверждения

Программа рекомендована к реализации в 2023-2024
учебном году, протокол ПС № 3 от « 16 » мая 2023 г.
3

последней
корректировки

4

Содержание

I.

Титульный лист

1

Информационная карта ДООП

2

Комплекс основных характеристик ДООП
1.1.Пояснительная записка ……………………………………………….. 6
1.2.Цель, задачи программы ………………………………………........... 8
1.3.Планируемые результаты. Уровни усвоения программы…………... 9
1.4.Учебный план, содержание 1 и 2 годов обучения………………….. 11

II. Комплекс организационно-педагогических условий ДООП
2.1. Условия реализации программы ………………….…………………. 17
2.2. Календарный учебный график ………………………………….…… 17
2.3. Формы аттестации ………………………………………………….… 17
2.4. Оценочные материалы ………………………………………….……. 17
2.5. Кадровое обеспечение …………………………………………..……. 18
2.6. Материально-техническое обеспечение ……………………..……… 19
2.7. Методическое обеспечение программы ……………………….……. 19
Список литературы для педагога и обучающихся ……………….……... 21

5

1.1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
имеет художественную направленность и разработана согласно требованиям
следующих нормативных документов:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2.
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
3.
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015 № 996-р);
4.
Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка»
(утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту
«Образование» 07 декабря 2018 г., протокол № 3);
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования,
основным программам профессионального обучения, дополнительным
общеобразовательным программам»;
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
18.09.2020 № 508 «Об утверждении Порядка допуска лиц, обучающихся по
образовательным программам высшего образования, к
занятию
педагогической деятельностью по общеобразовательным программам»;
9.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
10. Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства
6

образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 093242);
11. Устав и другие локальные акты МАУ ДО «ДД(Ю)Т».
Эстетическое воспитание начинается с раннего детства. В нашем
представлении кукла – это игрушка, незаменимый участник детских игр.
Можно сказать, что куклы существовали всегда. Были обнаружены куклы
эпохи палеолита. При раскопках в Египте найдены куклы из ткани,
завернутые в папирус.
Во все времена уделялось большое внимание подготовке детей к
трудовой деятельности. Изготавливая кукол и одежду сначала под
руководством взрослых, а позже самостоятельно, ребѐнок приобщается к
посильному труду, учится работать с различными материалами и
инструментами, в дальнейшем «обыгрывает» куклы, которые сделаны
своими руками. Кроме того, ручной труд является эффективным
«гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребѐнка.
Потребность общества в творческой, активной личности, несомненно,
возрастает по мере совершенствования социально-экономических и
культурных условий жизни. Разработка и изготовление одежды – это
творческий труд, привлекающий детей разного возраста, позволяющий
соединить фантазии со знаниями об истории одежды, традициями,
накопленными предшествующими поколениями, является одним из
действенных средств, позволяющих индивидууму развить качество
творческой личности..
Актуальность. Программа направлена на обучение изготовлению
(пошиву и декорированию) одежды для кукол, но при выполнении изделий
одежды несложных моделей, предложенных педагогом, учащийся имеет
возможность получить и творческий опыт - внести в модель свои
дополнения. В дальнейшем, активно мыслящий ученик, подготовленный к
практическим работам, сможет реализовать свой творческий потенциал и
творческую активность при создании проектов изделий подарочного
ассортимента и создании проектов моделей одежды для куклы
Новизна программы заключается в том, что обучающиеся в процессе
включения в трудовую деятельность по изготовлению кукол и одежды для
кукол, игровую деятельность знакомятся с традиционными и современными
технологиями их изготовления, с народными праздниками, обычаями и
традициями
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что
в процессе творческой деятельности обучающиеся младшего школьного
возраста активно вовлекаются в поиск духовных ориентиров, обогащают
7

положительный опыт социальных отношений, что особенно важно в
младшем школьном возрасте.
Отличительные особенности в том, что эта программа практического
типа, где учащиеся знакомятся с видами одежды, с профессиональными
терминами, осваивают навыки швейного рукоделия (шитье и изготовление
декоративных элементов) и выполняют работы за мастеров: закройщика,
портного, мастера по декору. Так же эту программу можно считать
начальной ступенью к пониманию полного процесса создания одежды, так
как в процессе прохождения данной программы помимо шитья, необходимо
обсудить и некоторые начальные работы этапа проектирования: зарисовку
эскиза (художник), технологию изготовления (технолог), выбор и
применение готовых лекал конструкции (конструктор), что, несомненно,
пригодится учащемуся при желании дальнейшего совершенствования.
Форма и режим занятия.
Программа адресована обучающимся в возрасте 7-10 лет. Срок
реализации рабочей программы - 2 года. Общий объем учебного времени
составляет 216 часов, из них 1 год обучения 108 час., 2 год обучения- 108 час.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 3 часа. Продолжительность
учебных занятий исчисляется в астрономических часах и составляет 30 мин
для обучающихся до 8 лет, 40 минут для обучающихся старше 8 лет.
1.2. Цели и задачи программы
Цель: развитие умения использовать имеющиеся знания и опыт в
практической деятельности, интереса к самостоятельной творческой
деятельности обучающихся в сфере прикладного творчества.
Задачи:
Обучающие:
 сформировать у детей навыки ручного труда;
 обучить основам кройки и шитья одежды для кукол;
 расширить знания об истории игрушки, традициях,
творчестве, быте народов;
 сформировать предметные компетенции ( технологические,
художественно- прикладные, креативные),
 научить работать с разными видами художественных
материалов: ткань, бисер, кружево, лента и др,;
Развивающие:

8

 развивать ключевые компетенции учащихся, помогая в
успешном освоении социальных ролей, самоутверждении,
проявлении гуманизма;
 развивать у детей способность к восприятию прекрасного в
себе и в окружающем мире;
 обеспечивать положительную мотивацию воспитанников в
преодолении трудностей;
Воспитательные:

приобщить обучающихся к системе культурных ценностей,
отражающих богатство общечеловеческой культуры;

воспитать интерес обучающихся к художественной
культуре и дизайну;

способствовать жизненному самоопределению учащихся;

воспитывать трудолюбия и аккуратности;

развивать творческую активность и самостоятельность;

воспитывать культуру общения, умение работать в
коллективе.
1.3.Планируемые результаты
обучающихся освоивших программу 1 года обучения
будут знать:
 виды тканей, их назначение;
 виды ручных швов, их назначение и применение ;
 основные инструменты и приспособления для ручных швейных работ
 правила техники безопасности при выполнении ручных швейных работ
и правила организации рабочего места.
 значение основных терминов (сметать, наметать, стачать и т.д.);
будут уметь:
 пользоваться инструментами для ручных швейных работ;
 изготавливать выкройки, лекала.
 кроит различные виды одежды по готовым лекалам.
Планируемые результаты
обучающиеся освоивших программу 2 года обучения
 будут иметь представление о работе на швейной машине;
 будут уметь выполнять конкретные виды машинных швов ;
 будут различать виды ткани, и знать их назначение;
 будут уметь работать с журналами мод, самостоятельно разрабатывать
модели;
9

 будут уметь выполнять моделирование более сложных моделей, их
технологическую обработку;
 будут знать правила техники безопасности при выполнении разных
видов работ и правила организации рабочего места.
Уровни усвоения программы
Минимальный уровень – обучающийся овладел менее чем ½
объема знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, как
правило, в беседах избегает употреблять специальные термины. В ходе
практических работы выполняет простые виды изделий. В процессе
выполнения работы постоянно обращается за помощью к педагогу.
Очевидны ошибки на всех этапах выполнения работы. Низкая
активность предъявления результатов своей деятельности (участие в
выставках, конкурсах только на уровне детского образовательного
объединении).
Базовый уровень – обучающийся овладел о более ½ объем
знаний, умений и навыков, предусмотренных программой. В беседах
сочетает специальную терминологию с бытовой. Практические работы
выполняет на основе образцов, с достаточной степенью
самостоятельности,
с
соблюдением
технологической
последовательности. Изделие выполняет достаточно аккуратно, при
выполнении отдельных операций допускает небольшие погрешности.
Хорошая активность предъявления результатов своей деятельности
(участие в выставках, конкурсах на уровне детского образовательного
объединении или учреждения).
Повышенный уровень - объем знаний, умений и навыков
соответствует программным требованиям. В беседах специальные
термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их
содержанием. Изделия выполняются аккуратно, с соблюдением
последовательности ведения работы, с элементами творчества.
Высокая самостоятельность при выполнении практических работ и
активность в предъявлении результатов своей творческой деятельности
(участие в конкурсных и выставочных мероприятиях муниципального
и регионального уровня).
Творческий уровень - объем знаний превышает программные
требования. Практические работы выполняются самостоятельно,
качественно и творчески по собственному замыслу и фантазии.
Высокая активность в предъявлении результатов своей творческой
деятельности (участие в конкурсных и выставочных мероприятия на
муниципальном, региональном, всероссийском уровнях).
10

1.4.Учебный план
1 года обучения
№п/п

1.
1.2.

2.1.

3.1.
3.2.
3.3.
3.4.

3.5.
10.
11.

Раздел/тема программы

Вводное занятие

Количество часов
Формы
контроля/аттестации
из них
Всего
теория практика
Собеседование
2
2
Раздел 1. Материаловедение
2
1
1
Беседа

Строение и свойства
тканей.
Общие сведения о тканях.
Беседа
Раздел 2. Обработка деталей и узлов изделий одежды ручным способом
Ручные работы
6
1
5
Наблюдение
Ручные работы
6
2
4
Наблюдение
Раздел 3. Одежды плательного ассортимента
Наблюдение
Изготовление юбки
8
2
6
Практическая работа
Наблюдение
Изготовление блузки
12
3
9
Практическая работа
Наблюдение
Изготовление платья
14
2
12
Практическая работа
Наблюдение
Изготовление костюма
Практическая работа
двойки (жакета/ жилета
16
2
4
юбка/ брюки)
Наблюдение
Изготовление нарядного
6
2
4
Практическая работа
платья
Творческая модель .
18
4
14
Творческий проект
Экскурсии, беседы,
Итоговое занятие
Итого

18

6

12

108

28

80

Выставка
Анкетирование

Содержание
1 год обучения
Тема 1. Вводное занятие.
Теория. Понятие рукоделия. Шитье как вид рукоделия. Значение
занятий рукоделием в жизни человека. Культура одежды и этика поведения.
Инструменты для ручной работы. Правила организации рабочего места.
Техника безопасности.
Практика. Игра на знакомство. Знакомство с образцами швейных
изделий из фонда ДОО «Я –модельер».
11

Раздел 1. Материаловедение
Тема 1.1. Строение и свойства тканей.
Теория. Переплетение тканей. Переплетения: простые, сложные,
мелкоузорчатые и крупноузорчатые.
Виды тканей. Общая характеристика строения и свойств тканей:
факторы, определяющие строение ткани. Лицо, изнанка, основа и уток.
Практика. Распознавание вида тканей. Опыты «Свойства ткани».
Определение лица и изнанки, основы и утка тканей.
Тема 1.2. Общие сведения о тканях. Краткие сведения о производстве
тканей. Виды тканей. Нити основы и утка. Виды переплетений. Лицевая и
изнаночная стороны ткани. Разновидности рисунка.
Практика: Выбор образцов тканей по качеству, цвету, назначению.
Определение на образцах тканей нитей основы и утка. Определение лицевой
и изнаночной сторон ткани.
Раздел 2. Обработка деталей и узлов изделий одежды ручным способом
Тема 2.1. Ручные работы. Организация рабочего места при
выполнении ручных работ. Правила пользования оборудованием и
инструментами, их применение при обработке деталей.
Понятие о санитарии и гигиене труда. Личная гигиена и гигиена
питания. Простудные заболевания. Причины их возникновения и меры
предупреждения.
Виды стежков и строчек. Ручные стежки: прямой, косой, их схемы и
строение. Смѐточные строчки, их назначение и применение. Крестообразные,
петлеобразные, петельные стежки, их назначение и применение. Строчки
прямых стежков: смѐточные, замѐточные, намѐточные, выметывание,
копировальные и строчки для образования сборок. Размер стежков. Строчки
косых стежков: намѐточные, выметывание, обмѐтывание срезов,
подшивочные. Размер стежков. Строчки, выполняемые крестообразными
стежками. Терминология ручных работ. Технические условия выполнения
ручных работ.
Практика: Выполнение образцов ручными швами.
Тема 2.2. Сувениры из ткани. Изготовление плоских игрушек с
применением ручных стежков, применяя различный ассортимент ткани.
Раздел 3. Одежды плательного ассортимента
Тема 3.1. Юбка. Модели юбок. Технология изготовления юбок. Правила
раскроя по готовым лекалам.
Обработка вытачек, складок, соединение
12

полотнищ юбок с кокетками. Соединение боковых срезов. Обработка
застѐжек, вставок и верхнего среза юбок. Способы обработки низа юбки.
Правила раскроя по готовым лекалам. Последовательность изготовления
юбки.
Практика: Выбор модели юбки, ткани,
разработка эскиза. Раскрой,
сметывание боковых срезов, соединение боковых срезов стачными стежками.
Обработка низа и пояса юбки. Чистка, утюжка, заправка резинки или
пришивание кнопок.
Тема 3.2. Блузка.
Теория. Технология изготовления блузок. Ассортимент блузок в зависимости
от сезона, вида ткани. Конструктивные особенности деталей в зависимости
от моделей. Детали кроя. Технологическая последовательность обработки
блузок различных фасонов. Приѐмы обработки блузок по линии талии и
нижних срезов. Способы обработки кокеток, оборок, складок, защипов.
Особенности обработки блузок из различных тканей. Применение прокладок,
отделок. Т
Практика: Выбор модели и ткани. Определение нормы расхода ткани.
Раскрой блузки. Сметывание и соединение боковых и плечевых срезов
стачными стежками. Обработка и втачивание рукавов. Обработка низа
блузки. Чистка, утюжка.
Тема 3.3. Платье.
Изготовление платьев и сарафанов. Фасоны платьев в зависимости от сезона.
Правила подготовки кроя. Особенности обработки складок, вытачек, кокеток,
карманов, воротников, рукавов, технологическая последовательность их
обработки. Последовательность соединения боковых и плечевых срезов.
Нормы посадки отдельных участков спинки переда при их соединении.
Правила соединения различных видов: воротника с горловиной, рукавов с
проймой, лифа с юбкой. Способы оформления низа платьев.
Последовательность ВТО платья. Контроль качества изделия. Дефекты,
причины их появления, способы предупреждения и устранения.
Технологическая последовательность обработки платьев с различным
покроем рукавов. Разнообразие моделей платьев. Начальные принципы
моделирования основы по лекалам. Правила кроя. Детали кроя.
Последовательность изготовления платья.
Практика: Зарисовка модели, подбор ткани. Изготовление лекал, раскладка
лекал и раскрой. Смѐтывание изделия. Примерка и подгонка платья на куклу.
Соединение срезов платья стачными стежками, утюжка швов. Заготовка
воротника, соединение воротника с горловиной. Заготовка рукавов,
сметывание и втачивание рукавов в пройму. Обработка низа и застежки.
13

Тема 3.4. Костюм для куклы, состоящий из жакета или жилета и юбки
или брюк. Моделирование по основным лекалам. Последовательность
технологической обработки. Оформление костюма.
Практика: Выбор модели и ткани. Изготовление и раскладка лекал, раскрой.
Сметывание, примерка. Последовательная обработка по операциям. Отделка
костюма. Чистка, утюжка.
Тема 3.5. Нарядное платье. Выбор модели и ткани. Моделирование по
лекалам. Правила кроя. Последовательность изготовления. Оформление.
Практика: Выбор фасона и ткани. Разработка модели по лекалам, раскладка,
раскрой. Последовательная обработка по операциям. Отделка платья (рюши,
тесьма, кружево, пуговицы и т.д.) Чистка, утюжка.
Тема 3.6. Комплексная самостоятельная работа.
Практика: Работа с журналами мод, эскизы. Обсуждение модели, отделки,
украшений. Моделирование изделий. Раскрой. Технологическая обработка
изделий, модели. Сметывание, примерка, стачивание швов, обработка
декоративных деталей, отделки. ВТО изделий.
Тема 11. Экскурсии, беседы, итоговое занятие. Посещение выставок,
музея. Экскурсии и встречи с интересными людьми. Итоги работы за год.
Достижения и успехи. Выставка работ. Задание на лето.
Учебный план
2 год обучения
№п/п Раздел/тема программы
Количество часов
Формы
контроля/аттестации
из них
Всего
теория практика
Собеседование
1.
Вводное занятие
2
2
Раздел 1. Материаловедение
Ткани
(шелковые,
1.2.
2
1
1
Беседа
шерстяные, синтетические

Раздел 2. Швейная машина и аксессуары
Бытовая швейная машина и
Беседа
ее характеристика
Опрос
Уход за швейными
Беседа
машинами
Опрос
Раздел 3. Обработка деталей и узлов изделий одежды машинным способом
3.1. Машинные швы.
6
1
5
Практические
упражнения
Наблюдение
Подарочные сувениры
6
2
4
Творческий проект
Раздел 3. Одежда плательного ассортимента
3.1. Изготовление нарядного
8
2
6
Творческий проект
платья
14

3.2.
3.3.

Выставочные работы

3.4.

Изготовление шубки из
меха
Изготовление Нарядное
платье
Творческая модель

9.
10.

Изготовление платье

12
3
9
14
2
12
Раздел 4 Верхняя одежда
16
6

2
2

Выставка
Практическая работа

4
4
Творческие проекты

18

4

14

Весенняя модель

11.

Конкурс на лучшую
модель
Экскурсии, беседы,
Итоговое занятие
Итого

Конкурс
18

6

12

108

28

80

Выставка
Анкетирование

Содержание
Тема 1. Вводное занятие.
Теория. История создания швейной машины. Организация рабочего места.
Принадлежности, необходимые для занятий в кружке. Техника безопасности
при работе на швейной машине.
Практика.
Раздел 1. Материаловедение
Тема 1.1. Ассортимент шелковых, шерстяных, синтетических
тканей
Теория. Шелковые, шерстяные, синтетические ткани. Их свойства.
Лицевая и изнаночная стороны ткани.
Практика: Определение лица и изнанки, основы и утка тканей.
Распознавание вида тканей. Оформление коллекции (альбома).
Раздел 2. Швейная машина и аксессуары
Тема 2.1. Бытовая швейная машина
Теория. Бытовая швейная машина. Технические характеристики и
устройство бытовой швейной машины. Виды передач движения приводов
швейных машин Безопасные приемы работы на швейной машине.
Практика. Работа на швейной машине с нитками. Заправка верхней и
нижней ниток Наматывание ниток на шпульку.
Тема 2.2. Машинные швы.
Теория. Машинные швы, их виды. Подготовка машины к работе. Правила
начала и окончания работы на машине. Устройство машины, устранение
неполадок в работе швейной машины. Правила техники безопасности.
15

Практика. Работа на швейной машине с нитками. Заправка верхней и
нижней ниток Наматывание ниток на шпульку..
Упражнения на швейной машине по выполнению 16 видов машинных швов.
Заправка швейной машины.
Тема 4. Подарочный ассортимент. Изготовление плоских игрушек с
применением ручных стежков и машинных швов, применяя различный
ассортимент ткани.
Тема 5. Нарядное платье. Работа с журналами мод, разработка модели по
заданной теме. Фантазия в выборе и при разработке модели. Моделирование
по готовым лекалам, уточнение по фигуре куклы. Правила кроя.
Последовательность изготовления. Оформление.
Практика: Выбор фасона и ткани. Разработка модели по лекалам, раскладка,
раскрой. Последовательная обработка по операциям. Влажно-тепловая
обработка. Оценка готовых моделей.
Тема 6. Выставочные работы. (Выставочные работы к тематическим
празлникам).
Тема 7. Шубка из меха. Выбор модели с учетом ворса меха. Раскладка лекал
на изнаночной стороне меха, соблюдая направление ворса.
Практика: Раскладка лекал, раскрой. Обработка срезов швов, стачивание
боковых, плечевых швов ручными стежками. Петли нитяные или из шнура.
Оценка готового изделия.
Тема 8. Творческая модель. Разработка медли по специальному заданию (к
конкурсу). Обсуждение модели, дополнений, украшений. Работа с
журналами мод.
Практика: Работа с журналами мод. Моделирование. Раскрой. Примерка,
дополнения, изменения. Последовательная технологическая обработка.
Влажно – тепловая обработка.
Тема 9. Весенняя модель. Самостоятельная разработка весенней модели.
Эскиз, составление лекал, подбор ткани, дополнений.
Практика: Моделирование модели по эскизу. Раскрой, примерка.
Стачивание
швов,
обработка
декоративных
деталей
отделки.
Последовательная технологическая обработка изделия. Влажно – тепловая
обработка.
Тема 10. Конкурс на лучшую модель. Разработка модели по заданию.
Обсуждение модели, дополнений, отделом и украшений.
Практика: Моделирование изделий. Раскрой. Технологическая обработка
изделий. Влажно – тепловая обработка. Обсуждение готовой модели.
Тема 11. Экскурсии, беседы, итоговое занятие. Посещение выставок
детского творчества и в краеведческом музее города, художественном
16

салоне. Экскурсия в ПТУ № 7. Подведение итогов работы за год. Конкурсы,
соревнования, выставки.
2.1.Условия реализации программы
Продолжительность учебного года составляет 36 недель.
Начало занятий первого года обучения не позднее 15 сентября.
Окончание занятий – не позднее 31 мая.
Нерабочие и праздничные дни устанавливаются в соответствии с
Постановлениями Правительства РФ.
Промежуточная аттестация проводится по итогам освоения ДООП за 1-е
полугодие в III декаде декабря, за 2-е полугодие - в мае.
2.2.Календарный учебный график
№

Год обучения

1
2

Первый
Второй

Объем
часов
108
108

учебных Всего
недель
36
36

учебных Режим работы
1 р х 3 ч=3 ч
1 р х 3 ч = 3ч

2.3.Формы аттестации
предусматривает
следующие

Программа
виды
аттестации
обучающихся:
- входная (предварительная) аттестация проводится в целях
выяснения уровня готовности ребенка и выявления его индивидуальных
особенностей (интересов, первичных умений и навыков, мотивации для
занятий и т.д.). Проводится в начале учебного года в форме наблюдения и
беседы;
- текущая аттестация проводится в целях оценки качества усвоения
обучающимися содержания отдельных разделов образовательной программы
и проводится по окончанию раздела в форме наблюдения, практической
работы, игры, соревнования, выставки, самооценки детей;
- промежуточная аттестация проводится в целях оценки степени и
уровня усвоения обучающимися образовательной программы в целом и
проводится за 1-е полугодие в III декаде декабря, за 2-е полугодие - в мае в
форме беседы, самостоятельной работы, выставки.
2.4.Оценочные материалы
формы начальной
диагностики

формы
промежуточной
аттестации

формы итоговой
аттестации
результатов
образовательной
деятельности
17

собеседование,
наблюдение

Контрольные задания

Диагностика,
анкетирование

Критерии оценивания
Оцениваемые
параметры
Работа
инструментами
материалами,
техника
безопасности

Минимальный
уровень знаний
с Требуется
и постоянный
контроль педагога
за
выполнением
правил по технике
безопасности

Степень
самостоятельности
при работе над
изделием

Способность
изготовления
изделия
образцу

Требуется
постоянная
помощь педагога
при работе над
изделием

Базовый
знаний

уровень Повышенный
уровень знаний

Требуется
периодическое
напоминание о том,
как
работать
с
инструментами и
материалами

Четко и безопасно
работает
с
инструментами и
материалами

Нуждается
в
пояснении
последовательности
работы, но после
объяснения
способен
к
самостоятельным
действиям

Самостоятельно
выполняет
операцию
по
изготовлению
изделия

Не
может Может изготовить
изготовить
по изделие по образцу
без при
по образцу
подсказке
помощи педагога
педагога

Способен
изготовить
изделие
образцу

по

Формы контроля аттестации обучающихся. Ведение тетрадей личных
достижений. Тесты. Защита творческих проектов.
2.5.Кадровое обеспечение
Программа может быть реализована одним педагогом дополнительного
образования, имеющим высшее образование или среднее профессиональное
образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего
образования и специальностей среднего профессионального образования
«Образование и педагогические науки». Или к реализации дополнительной
общеразвивающей программы могут быть допущены лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям
подготовки,
соответствующим
направленности
18

дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие
промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Прошедшим
обязательный медицинский осмотр (обследование) и не имеющем
законодательством Российской Федерации.
2.6.Материально- техническое обеспечение
Материалы:
 ткани, различные по цвету, фактуре и видам;
 пуговицы, бисер, пайетки;
 нитки, лента, кружево, тесьма;
 инструменты и приспособления:
 ножницы, утюг, иголки швейные, мелок портной, см лента;
Оборудование кабинета:
 рабочие столы, учебная доска для зарисовки набросков, схем;
 стенды для демонстрации методических материалов, образцов, изделий
учащихся, инструкционные карты;
 ноутбук и мультимедийный проектор для показа презентаций и
фрагментарно схемы и фотографий и т.д.
 санитарно –гигиенические требования.
 образцы изделий;
 подборка литературы;
 раздаточный
и наглядный материал для проведения занятий (
выкройки, шаблоны, технологические карты, лекала, фотоальбом
выставочных работ, готовые образцы изделий, образцы эскизов, книги
по раскрою и пошиву одежды на кукол).
 методические пособия;
 информационное обеспечение;
 правила безопасности;
 сценарные материалы;
 диагностические методики, тематические презентации.
2.7.Методическое обеспечение программы
В теоретическую часть программы включены беседы о: культуре быта
народов России и мира, этикете; семейных ценностях и традициях;
взаимоотношениях и взаимовыручке в коллективе; моде и истории еѐ
развития; правилах техники безопасности; об уходе за одеждой; здоровом
образе жизни; технологии изготовления одежды и кукол; профессиях (швея,
закройщик, ткачиха, дизайнер, модельер). Обучение по программе помогает
расширить и закрепить на практике знания обучающихся, полученных в
школе (математике, технологии, ИЗО, окружающему миру, истории).
19

Практическая работа по программе предусматривает изготовление одежды
для кукол. Программой предусмотрены следующие виды деятельности
обучающихся: конструирование, моделирование, пошив, эстетическое
оформление моделей одежды, игра, инсценировка, работа со справочной и
художественной литературой, речевое и художественно-изобразительное
творчество, демонстрация изделия.
Формы проведения занятий. Основная форма – учебное занятие. Важно
обогатить образный ряд обучающихся, вовлечь в новое сотрудничество, в
связи с этим наиболее эффективны такие формы обучения, как занятиетеатрализация; занятие - сказка; занятие - праздник; занятие -экскурсия;
занятие - игра; занятие - викторина.
Программой предусмотрено использование фронтальных, индивидуальных и
групповых форм обучения. Строится учебный процесс с учетом следующих
принципов: гуманизма; вариативности; адаптивности; преемственности;
природосообразности; практической направленности; культуросообразности;
интегративности; наглядности и доступности. Важнейшее требование к
занятиям – дифференцированный подход к обучающимся с учетом
возрастных, творческих способностей, трудовых навыков и интересов.
Методы обучения:
- словесные (беседы, объяснение, рассказ…);
- наглядные (показ схем, иллюстраций, таблиц, образцов изделий);
-репродуктивные(изготовление изделий по образцу);
- частично- поисковые (выполнение творческих заданий);
- проблемные (педагог ставит проблему, обучающиеся решают
проблему самостоятельно).
Программа предусматривает использование элементов следующих
образовательных технологий:
• метод проектов;
• проблемное обучение;
• педагогика сотрудничества;
• развивающее обучение.
20

2.8.Литература
Список литературы для педагогов и обучающихся
1. Л. Коломеец «Все для моей любимой куклы»- М.:рольф,2000.
2. Журналы «Лола», «Вероника», «Играем с Барби», «Принцесса».
3. М. Левина «365 кукол со всего света»-М.: Рольф, 2000.
4. Журнал «Рукоделие», «Лена- рукоделие»
5. Андреева Р.П. Основы шитья .-СПБ.:Издательский Дом «Литера 1999.
6. Забавные подарки, Москва «Эскимо» 2004
7. Юкина Л.Ж. Куклы: Лоскутное счастье, или Приключение
тряпиенсов с фотографиями, рисунками и выкройками.- М.: АСТПРЕСС, 2001.
8. Тильман, Р.а. иголка и нитка в умелых руках.-М.. 1997.
9. Воробьева. О.Я. Декоративно-прикладное творчество. –Издательство
«Учитель».
10. Артамонова Е.В. Куклы.- М.: ЭКСМО,-Пресс, 2000, 224 с.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».