Хореография для вокального коллектива

1

«Согласовано»
Зам. директора по НМР __________________ Черенда Л.Ю.
Рецензенты:
1.
Павлова М.В, зав музыкальным отделом МАУ ДО ДД (Ю)
Т г. Магадана
Программа реализуется в ДД (Ю) Т с 2021 г.

2

I.

II.
III.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
IV.
4.1.

Информационная карта ДООП
Дополнительная
общеобразовательная
Наименование
общеразвивающая программа
«Хореография для
программы
вокального
коллектива»
к
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе
«Эстрадный вокал для детей»
Направленность Художественная
Сведения об авторе составителе
ФИО
Потапова Елизавета Владимировна
Год рождения
25.08.1979 г.
Образование
СПО
Место работы
МАУ ДО «ДД(Ю)Т»
Должность
Педагог дополнительного образования
Электронный
адрес
Сведения о программе
Нормативная база 1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
(отдельные
образовании в Российской Федерации»;
основные
2.
«Стратегия развития воспитания в Российской
документы)
Федерации на период до 2025 года» (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 № 996-р);
3.
Постановление
Главного
государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
4.
Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 27.07022 №629 «Об утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
5.
Методические
рекомендации
по
проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 093242);
6.
Устав и другие локальные акты МАУ ДО
«ДД(Ю)Т».

3

4.2.

4.3.
4.4.
4.5.
4.6.
V.

VI.

VII.

Объем и срок
освоения
программы
Форма обучения
Возраст
обучающихся
Особые категории
обучающихся
Вид программы
Ведущие формы и
виды
деятельности

3 года

по 72 часа

Очная
6 - 15 лет
нет

модифицированная
Наиболее продуктивными методами обучения при
реализации программы являются:
- словесный метод (объяснение, разбор, анализ);
- наглядный метод (показ, демонстрация отдельных
частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с
выступлениями
выдающихся
танцовщиц,
танцовщиков, посещение концертов и спектаклей для
повышения общего уровня развития учащихся);
- практический метод обучения (воспроизводящие и
творческие упражнения, деление целого произведения
на более мелкие части для подробной проработки и
последующей организации целого);
- аналитический метод обучения (сравнения и
обобщения, развитие логического мышления);
- эмоциональный метод (подбор ассоциаций,
образов, создание художественных впечатлений);
метод индивидуального подхода к каждому ученику с
учетом
природных
способностей,
возрастных
особенностей,
работоспособности
и
уровня
подготовки
Входная аттестация (беседа, наблюдение) для
Формы
выявления индивидуальных особенностей ребенка
мониторинга
результативности (интересов, первичных умений и навыков, мотивации).
Текущая аттестация (наблюдение, игра, соревнование,
концерт, самооценка).
Промежуточная аттестация по полугодиям (беседа,
отчетный концерт).
Программа рекомендована к реализации в 2023-2024
Дата
учебном году, протокол ПС № 3 от «16» мая 2023 г.
утверждения
последней
корректировки

4

Содержание

Титульный лист
Информационная карта ДООП
1.
Комплекс основных характеристик ДООП
1.1. Пояснительная записка……………………………………..
1.2. Цель и задачи программы………………………………….
1.3. Планируемые результаты. Уровни усвоения программы..
1.4. Учебные планы, содержание ……………………………..

II.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
2.8.

Комплекс организационно-педагогических условий
ДООП
Условия реализации программы…………………………..
Календарный учебный график…………………………….
Формы аттестации………………………………………….
Оценочные материалы……………………………………..
Кадровое обеспечение……………………………………...
Материально-техническое обеспечение…………………..
Методическое обеспечение программы…………………..
Список литературы для педагога и обучающихся………..

5
6
7
9

20
20
20
21
23
23
24
26

5

Пояснительная записка
Введение. Занятия хореографией занимает важное место в воспитании и
обучении детей школьного возраста, являются наиболее эффективной формой
художественно-эстетического развития личности ребенка, так как
способствует раскрепощению детей, стимулирует их творческое общение,
активизирует развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, воли.
Данная программа имеет художественную направленность.
Содержание
программы
направлено
на
приобщение
детей
к
хореографическому искусству, на эстетическое воспитание учащихся, на
приобретение основ исполнения элементов танца при вокале.
Актуальность программы состоит в том, что она способствует развитию
личности, готовой к творческой деятельности в любой области.
Педагогическая целесообразность реализации программы Обучение юных
певцов танцевальному искусству – это важное направление их музыкального
развития, так как вокальное искусство – это яркие концертные номера, в
которых певец вынужден много двигаться на сцене, а именно, иметь
хореографическую подготовку, быть пластичным и артистичным. В программе
спланированы занятия по ритмопластике, основам хореографии и
современному танцу, общеукрепляющие и гимнастические упражнения.
Программа ориентирована на гармоничное развитие детей, воспитание
морально-волевых качеств учащихся, развитие специальных танцевальных
способностей (музыкально-двигательных, координационных, пластики рук и
тела...), которые помогут раскрыть и передать музыкальный образ зрителю.
Хореография певца отличается от традиционной хореографии: во время
исполнения танцевальных движений, дыхание вокалиста не должно
нарушаться; работа с микрофоном должна быть пластически обыграна;
сохранение партии вокального ансамбля при смене рисунка перестроений;
ограниченные движения поворотов и наклонов головы, для сохранения
правильного посыла звука.
Отличительные особенности программы заключаются в учебном
материале, подобранном с учетом компетентностного подхода в системе
дополнительного образования; увеличения объема учебных часов; включение
в учебный план дополнительных тем по хореографии для возможности
углубленного изучения вокального искусства
Форма реализации программы Форма обучения очная.
- форма организации содержания и процесс педагогической деятельности
– интегрированный;
- форма и тип организации работы обучающихся – групповая,
индивидуальная, ансамблевая:
- виды занятия: практические, мастер-классы;
личностно6

ориентированное, межпредметное, объяснительно-иллюстративное и др.
Категория обучающихся. Программа рассчитана на обучающихся в
возрасте 6-15 лет.
На обучение принимаются все желающие без предъявления требований к
уровню предварительной подготовки, не имеющие противопоказания по
состоянию здоровью.
Объем программы и режим занятий. Количество учебных часов по
годам – 72 часа. Занятия для обучающихся проводятся 2 раза в неделю по 1
часу. Продолжительность занятий составляет 30 минут для обучающихся до 8
лет, старше 8 лет - 40 мин; между спаренными занятиями предусматривается
перерыв 10 минут.
Цель: Формирование у учащихся специальных компетенций в области
хореографии и развитие музыкально-двигательных способностей.
Задачи программы:
Обучающие:
формировать представление о многообразии выразительных средств, музыки,
их сочетание на основе творческого преобразования;
· развивать вокально - хореографические навыки, умение работать в парах.
· формировать у детей способности к построению собственных замыслов в
свободной музыкальной деятельности.
обогащать умения использовать виды различных движений, пластики.
Содействовать формированию эстетического отношения к окружающему
миру средствами музыкального искусства.
Развивающие:
Развивать музыкальный слух, кругозор.
· Развитие творческие и созидательные способности, координацию,
выразительность, точность движений, пластичность, голос.
· развивать художественный вкус при поиске и создании творческого
продукта;
· развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений изобразительного искусства;
· развивать самостоятельную творческую деятельность детей на основе
использования эталонов –образца исполнения.
Воспитывающие:
• воспитывать интерес к искусству хореографии;
•
воспитывать у обучающихся личностные качества для достижения
успеха в учебе;
• воспитывать чувства коллективизма и взаимопомощи;
• сформировать стабильный интерес на продолжение обучения

7






Планируемые результаты
Владение навыками хореографии допустимыми во время пения.
Двигаться в соответствии с характером и ритмическим строением
музыки.
Передавать настроение вокального номера с помощью пластики тела.
Владение базовой терминологией в области хореографии.
Исполнение вокального репертуара с танцевальными движениями на
концертном уровне.

Форма представления результатов
1.Открытое занятие. Это первая ступень, где впервые проявляются
исполнительские способности и навыки у воспитанника и педагогические и
профессиональные навыки у педагога. На открытом занятии воспитанник
показывает без подсказки педагога, чему научился, а педагог – как научил
воспитанника определѐнным навыкам и смог ли раскрыть его способности.
2. Итоговые мероприятия внутри коллектива: зачёты, мини- концерты,
праздники и пр. Это уже вторая ступень результата. На ней уже более ярко виден
результат воспитанника и педагога. Здесь показаны не только способности и
навыки в хореографии, но и в других видах искусства. Именно в совокупности
всех видов искусства будет проявляться результат. Ведь в итоговых
мероприятиях принимают участие и воспитанники, и родители, и, конечно же,
педагог: кто-то готовит афишу, кто-то костюмы, кто-то подарки, кто-то решает
организационные вопросы. Все готовятся к данному виду мероприятия. А по
тому, как оно прошло, виден результат работы воспитанника и педагога.
3. Выход на сцену: концерты, смотры, фестивали, конкурсы и пр. Эта более
значимая ступень, более ответственная. Она подразделяется ещѐ на несколько
частей. И каждая часть несѐт свой уровень результата:


Концерт.
Принимая участие в концерте, хореографический коллектив, каждый
воспитанник этого коллектива и, конечно же, педагог показывают уже высокий
результат своей деятельности. Воспитанник – исполнительское мастерство и
умение. Педагог – педагогические, хореографические, организационные навыки,
знания, умения Результат работы увидят уже воспитанники других коллективов,
их родители, их педагоги, да и просто посторонние люди, пришедшие на
концерт.



Смотры, конкурсы, фестивали.
Принимая участие и побеждая на каждом из видов конкурсов, показываем и
совершенствуем своѐ мастерство: воспитанник – исполнительское и актѐрское,
педагог – педагогическое, хореографическое, вокальное, организационное. Как



8

воспитанник, так и педагог, принимая участие в конкурсах и фестивалях разного
статуса, продолжает повышать свой профессиональный уровень. Это и
посещение мастер-классов, конференций, семинаров, лекций, общение между
коллективами, педагогами, руководителями. А выслушивая замечания членов
жюри конкурса, воспитанники и педагог делают выводы в отношении своей
работы.

Оценочные материалы, формирующие систему оценивания
№
п/п

Предмет
оценивания

Формы и методы
оценивания

Характеристика
оценочных
материалов

Показатели
оценивания

1

Развитие
вокальнохореографичес
ких навыков

лесенки достижений

- приобретение
знаний,
- понимание знаний,
- применение
знаний,
- анализ,
- синтез,
- оценка,
самооценка,
- диалектичность
мышлений,
- метазнание

Сформированность вокальнохореографическ
их навыков

2

Умение
работать
ансамбле

Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень

3

Владение
листы наблюдений
навыками
хореографии
допустимыми
во время пения.

4

Двигаться
в листы наблюдений
соответствии с
характером и
ритмическим
строением
музыки.

Листы наблюдений,
отражающие
динамику
образовательных
достижений
учащихся
Листы наблюдений,
отражающие
динамику
образовательных
достижений
учащихся
Листы наблюдений,
отражающие
динамику
образовательных
достижений
учащихся

листы
в индивидуальных
достижений

Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень

Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень

9

5

Владение
Тестирование,
базовой
анкетирование
терминологией
в
области
хореографии.

6

Передача
листы наблюдений
настроения
вокального
номера
с
помощью
пластики тела.

7

Исполнение
листы наблюдений
вокального
репертуара
с
танцевальными
движениями на
концертном
уровне.

Результаты
тестирования,
отражающие,
как
правило,
учебные
достижения
учащихся в освоении
материала отдельных
тем курса.
Листы наблюдений,
отражающие
динамику
образовательных
достижений
учащихся
Листы наблюдений,
отражающие
динамику
образовательных
достижений
учащихся

Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень

Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень

Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень

Учебный план
1 год
№ темы

Наименование
раздела /темы
программы
Вводное занятие

Количество часов
теория

Раздел 1. Элементы музыкальной грамоты
1.1
Звуки вокруг нас.
1.2

Выразительные средства
музыки (темп, динамика,
ритм, лад)

1.3

Игра
на
развитие
музыкального слуха

1.4

Музыкальные жанры

1.5

Игры на воображение

практика

1

Формы контроля

всего
1

наблюдение беседа
выполнение заданий
из рабочей тетради

2

2

4

4

10

14

2

2

выполнение заданий
из рабочей тетради

2

4

выполнение заданий
из рабочей тетради

2

выполнение заданий
из рабочей тетради

2

Раздел 2. Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений.
2.1

Виды шагов (на месте, по
кругу, по периметру)

2

8

10

выполнение заданий
из рабочей тетради по

10

2.2

Постановка корпуса

2.3

Упражнение на развитие
координации движений

2.4

Виды бега (на месте, по
кругу)

2.5

Ориентация
пространстве
хореографического
класса.

2.6

Танцевальные
под музыку

2

в

4

6

4

4

2

4

6

2

10

12

4

4

движения

Итоговое занятие

2

1

3

Итого

19

53

72

народносценическому танцу
выполнение заданий
из рабочей тетради по
народносценическому танцу
выполнение заданий
из рабочей тетради по
народносценическому танцу
выполнение заданий
из рабочей тетради по
народносценическому танцу
выполнение заданий
из рабочей тетради по
народносценическому танцу
выполнение заданий
из рабочей тетради по
народносценическому танцу
Подведение итогов

СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
1 года обучения
Тема. Вводное занятие (2 часа).
Теория. Правила хореографического этикета (общие правила, требования к
внешнему виду, правила поведения в хореографическом классе, техника
безопасности на занятиях, оборудование хореографического класса).
Практика. Разучивание танцевального приветствия (поклон). Формирование
осанки учащихся.
Раздел 1. Элементы музыкальной грамотности (30 часа)
Тема 1.1. Звуки вокруг нас.
Теория. Понятия: музыкальный и шумовой звук. Знакомство с длительностью
звуков (длинный и короткий). Музыкальные жанры (песня, танец, марш).

11

Характер музыки. Понятие «темп» (быстро, медленно, умеренно),ритм, лад.
Динамические оттенки (громко, тихо).
Практика. Слушание звуков окружающего мира и беседа о них.
Дидактические игры (по выбору педагога). Прослушивание музыкальных
произведений Определение жанра и характера музыкального произведения.
Импровизация учащихся на заданную тему. Музыкально-дидактические игры
на развитие умения определять характер музыки. Движения в характере и
темпе музыки. Выполнение простых ритмических рисунков (притопы,
прихлопы). Ритмические упражнения на определение сильной доли в музыке.
Тема 1.2. Выразительные средства музыки (темп, динамика, ритм, лад)
(14 час)
Теория. Понятия: темп, динамика, ритм, лад.
Практика. Отработка на практике музыкально ритмических понятий темп,
динамика, ритм, лад.
Тема 1.3. Игра на развитие музыкального слуха
Практика. Развитие музыкального слуха при помощи игры.
Тема 1.4. Музыкальные жанры
Теория. Понятия по теме музыкальные жанры
Практика. выполнение заданий из рабочей тетради
Тема 1.5 Игры на воображение
Практика. Сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, общеразвивающие
игры, игры на воображение, игры для создания доверительных отношений в
группе направленные на развитие внимания ребенка к самому себе, своим
чувствам. Музыкально-ритмические и дидактические игры на развитие
координации движения, музыкального слуха, чувства ритма, актерского
мастерства (по выбору педагога).
Раздел 2. Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений (45
час)
Тема 2.1. Виды шагов (на месте, по кругу, по периметру)
Тема 2.2. Постановка корпуса
Теория. Знакомство с понятием «aplomb».
Практика. Разучивание координации движений:
-стопы плотно прижаты к полу;
- колени втянуты и соединены между собой;
- ягодицы втянуты, подобраны;

12

- живот втянут.
Тема 2.3. Упражнение на развитие координации движений
Теория. Виды бега (на месте, по кругу)
Разучивание танцевальных позиций ног, положения и рук. Понятие о
выворотности ног.
Практика. Постановка ног:
- первая позиция;
-вторая позиция;
-третья позиция;
-четвертая позиция;
-пятая позиция.
Положения рук:
- руки в подготовительном положении;
- руки на поясе.
Позиции рук:
-руки в первой позиции;
-руки во второй позиции;
-руки в третьей позиции.
Тема 2.4. Виды бега (на месте, по кругу)
Практика. Изучение шагов:
- марш по диагоналям класса и по кругу
- на всей стопе
- на полупальцах;
- подскоки;
- прямой галоп;
- шаг польки;
- приставной шаг
Изучение бега:
- мелкий на полупальцах;
- с высоко поднятыми коленями;
- с откидыванием ног назад.
Тема 2.5. Ориентацияв пространстве хореографического класса.
Теория. Понятие: «Точка зала» (хореографического класса), основные точки
хореографического класса (зала). Виды построение:линия, шеренга, колонна,
круг, диагональ. Понятие интервал.

13

Практика. Упражнения на ориентировку в пространстве.Построение
врассыпную и перестроения в линию, шеренгу, колонну, круг, диагональ.
Отработка умения сохранять интервал. Овладение разнообразными рисунками
танца.
Тема 2.6. Танцевальные движения под музыку
Теория. Образы в хореографии.
Практика. Образы в хореографии:
- «Растут деревья»;
- «Прыгают зайчики»;
- «Летают бабочки»;
- прослушивание музыкального материала, музыкальные жанры;
- музыкально – ритмические игры.
Итоговое занятие. (2 часа.)

Программа 2 года обучения
Задачи:
 научить основным приема техники шага дефиле;
 научить сценическому взаимодействию с партнером и работе в
группе;
 развивать творческую и исполнительскую деятельность;
 формировать
устойчивое
стремление
к
физическому
самосовершенствованию
 привить навыки публичных выступлений;
 расширить и укрепить знания по безопасному и здоровому образу
жизни;
 воспитать чувство ответственности, взаимопомощи и гордости за
общее дело
 Сформировать умение участвовать в общей деятельности.
Учебный план
№
пп
1.
2.

3.

Всего
часов
Вводное занятие
2
Азбука музыкального движения и 4
развитие чувства музыкального
ритма
Развитие отдельных групп мышц 14
и
подвижности
суставов
(партерная гимнастика и элементы
Тема

В том числе
Теория Практика
2
2
2

-

16

14

классического танца)
4. Танцевальная
импровизация,
координация
движений,
ориентация в пространстве.
5. Актерское мастерство
6. Прослушивание
музыкального
материала
и
просмотр
видеозаписей
7. Постановочная работа
8. Репетиционная работа
9. Беседы
10. Индивидуальная работа
11. Итоговое занятие
Итого часов

18

2

16

4
4

2
-

4
4

6
6
2
6
2
72

2
2
12

6
6
6
60

Содержание
Тема 1. Вводное занятие. Цели и задачи программы . Основные требования и
правила. Форма одежды. Знакомство с расписанием. Инструктаж по технике
безопасности.
Тема 2. Азбука музыкального движения и развитие чувства
музыкального ритма. Продолжение работы над материалом первого года
обучения. Дополнительно: особенности музыки, контрастная музыка. Правила
и логика перестроений из одного рисунка танца в другой, логика поворотов
вправо и влево. Так и затакт.
Практические занятия: Ритмические хлопки с выделением сильной доли
такта; хлопки на каждую четверть; хлопок на первую четверть такта; хлопки с
паузой, шаги с хлопками. Упражнения со сменой ритмического рисунка
одновременно с различными перестроениями на площадке (движение по
кругу, в колоннах, шеренгах, попарно, четверками, восьмерками в линии,
расхождение, схождение и т.п., сохраняя при этом ритмический рисунок).
Упражнения с различным ритмическим рисунком, сочетание хлопков, шагов,
ритмических пауз. Движение из-за такта. Ритмические подскоки (два по 6
позиции, на «три» - правая нога назад с вытянутой стопой, на «четыре» пауза. То же с другой ноги.)
Тема 3. Развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов
(партерная гимнастика и элементы классического танца). Повторение в
ускоренном темпе упражнений 1 года обучения. Дополнительно: упражнения
для развития мышц тазобедренного сустава, для укрепления мышц спины и
брюшного пресса. Упражнение у станка лицом и боком, держась одной рукой;
подготовительные движения руки (препарасьен); закрытые руки в
15

подготовительное положение; прыжки с 2- ног на две.
Практические занятия: Упражнения для развития тазобедренного сустава и
упражнения мышц ягодиц: и.п. лежа на боку, рука под головой –
одновременное приподнимание двух ног; и.п. стоя на коленях , корпус
выпрямлен, обе руки вытянут вперед – поочередное опускание корпуса вправо
и влево на пол без отрыва голеней от поля; и.п. стоя, правая рука на опоре,
левую ногу вытянуть по диагонали назад , приподнять на 40 –50 см от пола,
описать ею круг и на секунду замереть; и.п. лежа на боку, правая нога
вытянута, левая согнута и лежит на правой – поднимать правую ногу,
оказывая ей сопротивление левой, и наоборот.
Упражнение для укрепления мышц спины и брюшного пресса: и.п. лежа на
спине, ноги расставлены и расслаблены, поднимать правую ногу
перпендикулярно, дотягиваясь до нее левым локтем. Поменять ногу и локоть.
И.п. лежа на спине – «велосипед двумя ногами к себе и от себя»; и.п. лежа на
спине – двумя ногами в воздухе написать цифры от 1 до 10, свое имя,
фамилию ; и.п. лежа на спине, руки вытянуты вперед, голова и плечи
приподняты – приподнимая корпус и не опускаясь на пол подтягиваться за
рукой вверх, поочередно правой и левой, диагонально, за двумя руками
одновременно.
Упражнение у станка боком, держась одной рукой, подготовительные
движения руки (препарасьен), закрытие руки в подготовительное положение:
деми плие в 1, 2, 3 позицию; батман тандю; батман жете; перегибы корпуса
назад; прыжки (соте), этапы взлета: подготовка к взлету, толчок, взлет,
фиксация положений ног, приземление, положение ног после прыжка
(прыжки лицом к станку по 1 и 2 позиции).
Тема 4. Танцевальная импровизация, развитие координации движений,
ориентация в пространстве. Танцевальная импровизация на современную
музыку быстрого и медленного темпа. Упражнение «стая» со сменой лидера
при повороте на 450 стоя на месте и с продвижением. Работа над созданием
образа, соответствующего демонстрируемому швейному изделию (нарядное
платье, деловой костюм, строгий стиль, спортивная одежда, летнее «летящее»
платье и т.д.). Упражнения на координацию движений рук и ног одновременно
( одна рука отстает от другой на одно движение, ноги работают ритмично –
выброс ноги в сторону на носок , и.п. 6 позиция). Бег назад мелким шагом с
расслабленными руками и корпусом. Продвижение по кругу боковыми
подскоками с движением рук в произвольной форме. «Танец рук» пластическая импровизация с использованием движений рук под мелодии
различного характера.
Тема 5. Актерское мастерство. Повторение упражнений из актерского
тренинга 1 года обучения развитию сценического внимания, синхронности
движений, чувства партнера, созданию и передаче настроения. Создание
сценического образа, работа над мимикой лица.
16

Практические занятия:
Игровые упражнения: «Печатная машинка»,
«Знакомый круг». Общение парами без слов при помощи смены выражения и
мимики лица, жестов, поз.
Тема 6. Прослушивание музыкального материала и просмотр
видеозаписей. Прослушивание музыки разных музыкальных направлений.
Прослушивание и отбор музыки для демонстрационных композиций и ее
анализ: определение ее характера, темпа, музыкального размера, ритмического
рисунка, определение строения (части, музыкальное предложение, фразы).
Более углубленный
просмотр видеозаписей конкурсов мод с анализом
увиденного.
Тема 7. Постановочная работа. Постановка тематических композиций к
празднику дня рождения театра, итоговым занятиям, к конкурсу моды, а также
концертных номеров.
Тема 8. Репетиционная работа. Отработка постановочного материала.
Тема 9. Беседы. Цикл бесед «Между нами девочками»: продолжение тем
«Культура общения», «Культура тела», «Культура одежды». Новые темы
«Секреты макияжа», «Особенности сценического грима»,
«Сценическая
культура».
Тема 10. Индивидуальная работа. Работа по отработке отдельных движений
и композиционных комбинаций с детьми, трудно усваивающими материал или
(и) при вводе новых участников в тематические показы.
Тема 11. Итоговое занятие. Открытый урок для родителей и гостей. Краткий
показ всего пройденного материала: тренировочные занятия, станок, дефиле
своих моделей.

Программа 3 года обучения
Задачи:
 научить свободному владению техникой дефиле;
 научить максимальному владению исполнительским мастерством и
выразительными средствами манекенщицы;
 научить основным правилам композиционного построения дефиле;
 научить творческой импровизации и свободной ориентации на
любой сценической площадке;
 выучить все демонстрационные композиции театра;
 сформировать целеустремленность и потребность в творческом
развитии и самореализации.
17

Учебный план
№
Всего В том числе
Тема
пп
часов Теория Практика
1. Вводное занятие
2
2
2. Азбука музыкального движения и 4
2
2
развитие чувства музыкального
ритма
3. Развитие отдельных групп мышц 14
16
и
подвижности
суставов
(партерная гимнастика и элементы
классического танца)
4. Танцевальная
импровизация, 18
2
16
координация
движений,
ориентация в пространстве.
5. Актерское мастерство
4
2
4
6. Прослушивание
музыкального 4
4
материала
и
просмотр
видеозаписей
7. Постановочная работа
6
6
8. Репетиционная работа
6
6
9. Беседы
2
2
10. Индивидуальная работа
6
6
11. Итоговое занятие
2
2
Итого часов
72
12
60
Содержание
Тема 1. Вводное занятие. Цели и задачи программы . Основные требования и
правила. Форма одежды. Знакомство с расписанием. Инструктаж по технике
безопасности.
Тема 2. Азбука музыкального движения и развитие чувства
музыкального ритма. Продолжение работы над материалом первого года
обучения. Дополнительно: особенности музыки, контрастная музыка. Правила
и логика перестроений из одного рисунка танца в другой, логика поворотов
вправо и влево. Так и затакт.
Практические занятия: Ритмические хлопки с выделением сильной доли
такта; хлопки на каждую четверть; хлопок на первую четверть такта; хлопки с
паузой, шаги с хлопками. Упражнения со сменой ритмического рисунка
одновременно с различными перестроениями на площадке (движение по
кругу, в колоннах, шеренгах, попарно, четверками, восьмерками в линии,
расхождение, схождение и т.п., сохраняя при этом ритмический рисунок).
Упражнения с различным ритмическим рисунком, сочетание хлопков, шагов,
18

ритмических пауз. Движение из-за такта. Ритмические подскоки (два по 6
позиции, на «три» - правая нога назад с вытянутой стопой, на «четыре» пауза. То же с другой ноги.)
Тема 3. Развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов
(партерная гимнастика и элементы классического танца). Повторение в
ускоренном темпе упражнений 1 года обучения. Дополнительно: упражнения
для развития мышц тазобедренного сустава, для укрепления мышц спины и
брюшного пресса. Упражнение у станка лицом и боком, держась одной рукой;
подготовительные движения руки (препарасьен); закрытые руки в
подготовительное положение; прыжки с 2- ног на две.
Практические занятия: Упражнения для развития тазобедренного сустава и
упражнения мышц ягодиц: и.п. лежа на боку, рука под головой –
одновременное приподнимание двух ног; и.п. стоя на коленях, корпус
выпрямлен, обе руки вытянут вперед – поочередное опускание корпуса вправо
и влево на пол без отрыва голеней от поля; и.п. стоя, правая рука на опоре,
левую ногу вытянуть по диагонали назад, приподнять на 40 –50 см от пола,
описать ею круг и на секунду замереть; и.п. лежа на боку, правая нога
вытянута, левая согнута и лежит на правой – поднимать правую ногу,
оказывая ей сопротивление левой, и наоборот.
Упражнение для укрепления мышц спины и брюшного пресса: и.п. лежа на
спине, ноги расставлены и расслаблены, поднимать правую ногу
перпендикулярно, дотягиваясь до нее левым локтем. Поменять ногу и локоть.
И.п. лежа на спине – «велосипед двумя ногами к себе и от себя»; и.п. лежа на
спине – двумя ногами в воздухе написать цифры от 1 до 10, свое имя,
фамилию ; и.п. лежа на спине, руки вытянуты вперед, голова и плечи
приподняты – приподнимая корпус и не опускаясь на пол подтягиваться за
рукой вверх, поочередно правой и левой, диагонально, за двумя руками
одновременно.
Упражнение у станка боком, держась одной рукой, подготовительные
движения руки (препарасьен), закрытие руки в подготовительное положение:
деми плие в 1, 2, 3 позицию; батман тандю; батман жете; перегибы корпуса
назад; прыжки (соте), этапы взлета: подготовка к взлету, толчок, взлет,
фиксация положений ног, приземление, положение ног после прыжка
(прыжки лицом к станку по 1 и 2 позиции).
Тема 4. Танцевальная импровизация, развитие координации движений,
ориентация в пространстве. Танцевальная импровизация на современную
музыку быстрого и медленного темпа. Упражнение «стая» со сменой лидера
при повороте на 450 стоя на месте и с продвижением. Работа над созданием
образа, соответствующего демонстрируемому швейному изделию (нарядное
платье, деловой костюм, строгий стиль, спортивная одежда, летнее «летящее»
платье и т.д.). Упражнения на координацию движений рук и ног одновременно
( одна рука отстает от другой на одно движение, ноги работают ритмично –
19

выброс ноги в сторону на носок , и.п. 6 позиция). Бег назад мелким шагом с
расслабленными руками и корпусом. Продвижение по кругу боковыми
подскоками с движением рук в произвольной форме. «Танец рук» пластическая импровизация с использованием движений рук под мелодии
различного характера.
Тема 5. Актерское мастерство. Повторение упражнений из актерского
тренинга 1 года обучения развитию сценического внимания, синхронности
движений, чувства партнера, созданию и передаче настроения. Создание
сценического образа, работа над мимикой лица.
Практические занятия:
Игровые упражнения: «Печатная машинка»,
«Знакомый круг». Общение парами без слов при помощи смены выражения и
мимики лица, жестов, поз.
Тема 6. Прослушивание музыкального материала и просмотр
видеозаписей. Прослушивание музыки разных музыкальных направлений.
Прослушивание и отбор музыки для демонстрационных композиций и ее
анализ: определение ее характера, темпа, музыкального размера, ритмического
рисунка, определение строения (части, музыкальное предложение, фразы).
Более углубленный
просмотр видеозаписей конкурсов мод с анализом
увиденного.
Тема 7. Постановочная работа. Постановка тематических композиций к
празднику дня рождения театра, итоговым занятиям, к конкурсу моды, а также
концертных номеров.
Тема 8. Репетиционная работа. Отработка постановочного материала.
Тема 9. Беседы. Цикл бесед «Между нами девочками»: продолжение тем
«Культура общения», «Культура тела», «Культура одежды». Новые темы
«Секреты макияжа», «Особенности сценического грима»,
«Сценическая
культура».
Тема 10. Индивидуальная работа. Работа по отработке отдельных движений
и композиционных комбинаций с детьми, трудно усваивающими материал или
(и) при вводе новых участников в тематические показы.
Тема 11. Итоговое занятие. Открытый урок для родителей и гостей. Краткий
показ всего пройденного материала: тренировочные занятия, станок, дефиле
своих моделей.

Результаты 3 года обучения
По итогам 3 года обучения учащиеся
 свободно
владеют
основными
манекенщицы;

выразительными

средствами

20

 знают основные законы сцены, подиума и правила композиции;
 знают композиции и участвуют во всех тематических показах театра в
соответствии со своими физическими данными;
 уверенно ориентируются на всех сценических площадках;
 сформирована потребность активной творческой деятельности,
коммуникативные умения и ведения здорового образа жизни.
II. Комплекс организационно-педагогических условий ДООП
2.1.Условия реализации программы
Продолжительность учебного года составляет 36 недель.
Начало занятий первого года обучения не поздне 1 сентября.
Окончание занятий – не позднее 31 мая.
Нерабочие и праздничные дни устанавливаются в соответствии с
Постановлениями Правительства РФ.
Промежуточная аттестация проводится по итогам освоения ДООП за 1-е
полугодие в III декаде декабря, за 2-е полугодие - в мае.
2.2. Календарный учебный график
Количество учебных часов по годам – 72 часа. Занятия для обучающихся
проводятся 2 раза в неделю по 1 часа. Продолжительность занятий составляет
30 минут для обучающихся до 8 лет, старше 8 лет - 40 мин; между
спаренными занятиями предусматривается перерыв 10 минут.
№

Год обучения

Объем
часов

1
2
3

Первый
Второй
Третий

72
72
72

учебных Всего
учебных
недель
36
36
36

Режим работы

2рх1ч=2ч
2рх1ч=2ч
2рх1ч=2ч

2.3.Формы аттестации
Программа предусматривает три вида аттестации обучающихся.
Предварительная (вводная) аттестация проводится в целях выяснения
уровня готовности ребенка и выявления его индивидуальных особенностей.
Проводится в начале учебного года в форме первичной диагностики, беседы.
Текущая аттестация проводится в целях оценки качества усвоения
обучающимися содержания отдельных разделов образовательной программы
в форме
педагогического наблюдения за выполнением практического
задания, открытых просмотров, концертов.
Промежуточная аттестация проводится в целях оценки степени и
уровня усвоения обучающимися отдельной части программы или по итогам
освоения полного курса обучения. Промежуточная аттестация проводится в
конце I и II полугодия, а также по итогам реализации отдельного этапа

21

программы (подготовительного, основного, творческого). Проводится в форме
открытых просмотров, концертных выступлений, отчетных концертов.
В качестве аттестации возможен зачет результатов участия в конкурсах и
фестивалях различного уровня.
Достижения обучающихся оцениваются безотметочным способом.
Оценке подлежит уровень знаний/умений теоретической и практической
подготовки, уровень общеучебных умений и навыков, учебноорганизационные умения и др.
Сроки контрольных процедур.
Открытое занятие и творческий отчет, итоговые опросы проводятся в
середине (декабрь) и в конце учебного года(май).
2.4. Оценочные материалы.
Для определения достижения обучающимися планируемых результатов
проводится диагностика и заполняются индивидуальные «Карты
диагностики».
Карта позволяет вести поэтапную систему контроля за обучением ребенка и
отслеживать динамику его образовательных результатов, начиная от первого
момента взаимодействия с педагогом.
Индивидуальная диагностическая карта динамики развития
музыкально – ритмических способностей обучающегося
№/критерий

1. Артистизм
2. Выворотность
3. Гибкость
4. Исполнение в ансамбле
5. Координация
6. Прыжок
7. Растяжка
8.
Ориентация
в
пространстве
9. Осанка
10. Чувство ритма

Уровень
низкий
До 20 %

Уровень
средний
От 21 - 50%

Уровень
высокий
От 51 и выше
%

+
+
+
+
+
+
+
+
+
+

От 0% - 20% - неполная согласованность в движениях, упражнения
выполняются не в полном объѐме, с ошибками, нехватка развития физических
данных, нарушена скоординированность движений;
От 21 - 50% - среднее развитие физических данных, допускается 3, 4
ошибки при исполнении упражнений, нарушается амплитуда движений;
22

От 51 % и выше - полная и правильная техника овладения пластикой и
динамикой движений, их полная скоординированность.
Наблюдение по уровню активности педагог проводит каждое занятие.
Итог в карте наблюдений подводится в начале и в конце учебного года.
Недостаток двигательной активности чреват самыми большими
неприятностями. По данным многих исследований, именно нехватка
движений, ослабление мышечной деятельности и ведѐт к гиподинамии,
особенно в переходном возрасте, следствием чего становятся сердечная
недостаточность, нарушение функции нервной и других систем
жизнедеятельности организма. Не говоря уже о других заболеваниях, к
которым недостаток занятий физическими упражнениями как будто не имеет
прямого отношения, но все они возникают как следствие нездорового образа
жизни. Таким образом, занятия по хореографии призваны дать ребенку
высокую двигательную активность и укрепить его здоровье.
Описание критериев диагностики детей динамики развития
музыкально – ритмических способностей:
Для отслеживания динамики развития музыкально – ритмических
способностей предлагается диагностика, в которой выделены следующие
параметры:
1.
Артистизм – исполнение любого номера красиво, свободно, в
соответствии с характером произведения.
2.
Выворотность - способность к свободному развѐртыванию ног
наружу от бедра до кончиков пальцев.
3.
Гибкость – показатель пластичности тела, придаѐт танцу
выразительность, способствует тем самым созданию сценического образа.
4.
Исполнение в ансамбле – исполнение одного номера совместно,
согласовано, соразмеряя свою художественную индивидуальность с
индивидуальностью остальных членов ансамбля.
5.
Координация – умение согласовывать движения различными
частями тела под музыку.
6.
Прыжок – умение правильно исполнять и «зависать» в воздухе
(баллон – способность задерживаться в воздухе; элевация – (высота) на
сколько высоко взлетаешь).
7.
Растяжка – эластичность мышц, что обеспечивает широту и
свободу движений.

23

8.
Ориентация в пространстве – умение ощущать своѐ тело в
различных ракурсах пространства, свободно ориентироваться на сцене.
9.
Осанка - манера держать своѐ тело в статике и динамике, в
пространственных и временных условиях.
10.
Чувство ритма – умение слышать и воспроизводить
ритмический рисунок произведений, чередование сильных и слабых долей
такта, акценты в требуемом темпе.
Данную диагностику желательно провести на первых этапах занятий.
Для определения уровня развития музыкально – ритмически
способностей можно использовать трѐхбалльную систему, где:
3 – это показатель высокого уровня;
2 – средний уровень развития;
1 – низкий уровень.
2.5. Кадровое обеспечение
Программа может быть реализована одним педагогом дополнительного
образования, имеющим высшее образование или среднее профессиональное
образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего
образования и специальностей среднего профессионального образования
«Образование и педагогические науки». Или к реализации дополнительной
общеразвивающей программы могут быть допущены лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям
подготовки,
соответствующим
направленности
дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие
промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Прошедшим
обязательный медицинский осмотр (обследование) и не имеющем
ограничений к занятию педагогической деятельностью, установленных
законодательством Российской Федерации.
2.6.Материально-техническое обеспечение
Для успешного выполнения данной программы необходимы:
помещение:
 хореографический зал, соответствующий требованиям СанПиН 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; отдельное помещение
для переодевания детей.
 перечень оборудования (мебели) хореографического зала: зеркала и
станок; фортепиано; стол и стул для педагога,, 2 шкафа для хранения
наглядных и дидактических пособий и учебных материалов; различного
реквизита; маты гимнастические;
24

 Материально-техническая база должна соответствовать санитарным и
противопожарным нормам, нормам охраны труда.
 Для успешной реализации программы необходимо наличие:
- специально оборудованного музыкального класса
- технически оборудованного концертного зала;
- нотная литература.
 Класс для индивидуальных занятий должен иметь площадь не менее 6
кв.м.
 Учебные помещения для занятий эстрадным вокалом должны иметь
звукоизоляцию.
 перечень технических средств обучения: персональный компьютер
или ноутбук для педагога, точка подключения к сети «Интернет»,
мультимедийный проектор, экран, аудио, видеоаппаратура; пианино
(фортепиано), музыкальная аппаратура (колонки, микшерный пульт, микрофон,
синтезатор),

 перечень материалов, необходимых для занятий: методические
пособия, различный реквизит, сценические костюмы.
2.7.Методическое обеспечение.
При
организации
образовательного
процесса
используются
традиционные методы обучения: наглядный, словесный, практический,
объяснительно-иллюстративные, репродуктивный, игровой, проектный. И
методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование,
мотивация.
В рамках реализации данной программы использованы педагогические
технологии: технология индивидуализации обучения, технология группового
обучения, технология коллективного взаимообучения, технология модульного
обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология
портфолио, технология педагогической мастерской, технология образа и
мысли.
1. Обучение детей по данной программе предусматривает использование
разнообразных форм организации занятий и творческих видов
деятельности:
 Групповые и индивидуальные учебные занятия;
 Постановочная работа;
 Репетиционная работа;
 Мастер-классы
 Концертные выступления;
 Подиумные показы;
 Беседы;
 Просмотр видеоматериалов;
 Прослушивание музыки;
 Развивающие игры и тренинги по актерскому мастерству;
25

2. Основными приемами и методами организации учебно
воспитательного процесса являются:
 Объяснительно – иллюстративный метод;
 Показ;
 Самостоятельная работа;
 Тренинги
 Беседа;
 Рассказ;
 Метод учебного сотрудничества;
 Метод игры;
 Просмотр и анализ видеоматериалов;
 Прослушивание и анализ музыкального материала.
Условия реализации программы, техническое оснащение занятий:
 Хореографический класс, оснащенный станками и зеркалами;
 Сценические площадки;
 Музыкальный центр;
 Компьютер;
 Телевизор, видеомагнитофон;
 Видеоматериалы;
 Аудиозаписи;
 Коллекции моделей одежды;
 Сценическая обувь

–

Принципы построения программы
Доступность, системность, последовательность, преемственность,
гуманизация, демократизация, увлекательность и творчество, сотрудничество,
культуросообразность.
Особенности организации образовательного процесса.
Виды учебных занятий:

мастер-классы,

творческие отчеты,

репетиции,

открытые занятия,

отчетные мероприятия,

праздник,

творческий показ,

концерты.
Тематика и формы методических материалов.
Пособия, обучающие
фильмы, концерты, хореографические спектакли,
балеты.
26

Алгоритм учебного занятия.
Приветствие, разогрев, упражнения, этюды (репетиция, тренинг),
обсуждение занятия, прощание.
Воспитательная работа.
Периодические проведения творческих отчетов, творческих мастерских,
просмотр различных видеоматериалов.

Информационные ресурсы
(информационное обеспечение, информационные потребности обучающихся)

1.
2.
3.
4.
5.
6.

1.
2.
3.

4.

5.

6.

7.

8.
9.

http://www.ddut-magadan.3dn.ru
http://www.theatre-library.ru
http://www.lib.ru
http://ddut.magadanschool.ru
http://edu-magadan.ucoz.ru
www.odtdm/ru

Литература
Лисецкая Т. Пластика. Ритмика. – М.: Физкультура и спорт, 1985.
Невдахина. –Вып.3. – М.: Народное образование; Илекса; Ставрополь:
Сервисшкола,
Образовательные программы дополнительного образования детей.
Приложения к журналу «Дополнительное образование и воспитание». – М.:
ИД ООО «Витязь-М».-№ 1.- 2012.
Образовательные программы дополнительного образования детей.
Приложения к журналу Дополнительное образование и воспитание» № 2
2012, ИД ООО «Витязь-М», 2012
Образовательные программы дополнительного образования детей.
Приложения к журналу Дополнительное образование и воспитание» № 4
2012, ИД ООО «Витязь-М», 2012
Образовательные программы дополнительного образования детей.
Приложения к журналу Дополнительное образование и воспитание» № 5
2012, ИД ООО «Витязь-М», 2012
Образовательные программы дополнительного образования детей.
Приложения к журналу Дополнительное образование и воспитание» № 1
2013, ИД ООО «Витязь-М», 2012
Программа для внешкольных учреждений и образовательных школ.- М.:
Министерство просвещения СССР, 1986.
Программы лауреатов V Всероссийского конкурса авторских программ
дополнительного образования. Номинация художественная. – М.: ГОУ
ЦРСДОД, 2003.

27

10.Пахомова С.А.Школа юного модельера «Стиль». ОЦДЮ,-Ярославль,1998.
11.Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение.- М., 1980.
12.Современный бальный танец. – М.: Просвещение, 1978.
13.Стендра М. Как стать моделью. – Ростов – на –Дону: Феникс, 2000.
14.Стукалкина Н. Четыре экзерсиса. – М.: Всероссийское театральное
общество, 1972.
15.Сайт «Сеть творческих учителей»
16.Хейнен Р. Модель. Советы будущим манекенщицам. – М.: ННН, 1997.
17.Энциклопедия для маленьких принцесс.- СПб.: ООО «Диамант».2001.
18.Энциклопедия хороших манер/Составитель В. Пивовар – СПб.: ТОО
«Диамант», ООО «Золотой век», 1997.
19.Энциклопедия этикета.- СПб.: ИКФ «МиМ – Экспресс»
Литература для обучающихся
1. Буренина А. И. Театр всевозможного: От игры до спектакля. Выпуск 1
(Учебно-методическое пособие с аудиоприложением). – М., Музыкальная
палитра, 2002.
2. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. – М.,
Просвещение, 2000.
3. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению: Учебно
методическое пособие. – М., Музыкальная палитра,2005.
4. Марголис М. Крепкий Турок. Цена успеха Хора Турецкого. – М.: ВКТ:
Астрель, 2012.
5. Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей.
Игры и упражнения. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.
6. Орлова Т.М., Бекина С.И. Учите детей петь. Песни и упражнения для
развития голоса у детей 6-7 лет. - М., Просвещение, 1988.
7. Орлова О.С. Нарушения голоса у детей. – М.: АСТ: Астрель, 2005.

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».