1 «Согласовано» Зам. директора по НМР __________________ Черенда Л.Ю. Рецензенты: 1. Павлова М.В, зав музыкальным отделом МАУ ДО ДД (Ю) Т г. Магадана Программа реализуется в ДД (Ю) Т с 2021 г. 2 I. II. III. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. IV. 4.1. 4.2. Информационная карта ДООП Дополнительная общеобразовательная Наименование общеразвивающая программа «Бальный танец» программы Направленность Художественная Сведения об авторе составителе ФИО Рыбалко Екатерина Александровна Год рождения 22.08.1982 г. Образование Высшее Место работы МАУ ДО «ДД(Ю)Т» Должность Педагог дополнительного образования Электронный адрес Сведения о программе Нормативная база 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об (отдельные образовании в Российской Федерации»; основные 2. «Стратегия развития воспитания в Российской документы) Федерации на период до 2025 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р); 3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07022 №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 093242); 6. Устав и другие локальные акты МАУ ДО «ДД(Ю)Т». Объем и срок 7 лет 1, 2, 3 год-216 освоения 4-7 года - 324 программы 3 4.3. 4.4. 4.5. 4.6. V. VI. VII. Форма обучения Возраст обучающихся Особые категории обучающихся Вид программы Ведущие формы и виды деятельности Очная 5 - 18 лет нет модифицированная Наиболее продуктивными методами обучения при реализации программы являются: - словесный метод (объяснение, разбор, анализ); - наглядный метод (показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, посещение концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития учащихся); - практический метод обучения (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого); - аналитический метод обучения (сравнения и обобщения, развитие логического мышления); - эмоциональный метод (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений); метод индивидуального подхода к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки Входная аттестация (беседа, наблюдение) для Формы выявления индивидуальных особенностей ребенка мониторинга результативности (интересов, первичных умений и навыков, мотивации). Текущая аттестация (наблюдение, игра, соревнование, концерт, самооценка). Промежуточная аттестация по полугодиям (беседа, отчетный концерт). Программа рекомендована к реализации в 2023-2024 Дата учебном году, протокол ПС № 3 от «16» мая 2023 г. утверждения последней корректировки 4 Содержание Титульный лист Информационная карта ДООП 1. Комплекс основных характеристик ДООП 1.1. Пояснительная записка…………………………………….. 6 1.2. Цель и задачи программы…………………………………. 8 1.4. Учебные планы, содержание Планируемые результаты. 11 Уровни усвоения программы …………………………….. II. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. 2.8. Комплекс организационно-педагогических условий ДООП Условия реализации программы………………………….. Календарный учебный график……………………………. Формы аттестации…………………………………………. Оценочные материалы…………………………………….. Кадровое обеспечение……………………………………... Материально-техническое обеспечение………………….. Методическое обеспечение программы………………….. Список литературы для педагога и обучающихся……….. 18 18 18 19 20 21 21 22 5 Пояснительная записка Настоящая программа относится к программам художественной направленности с элементами физкультурно-спортивной направленности. Данная образовательная программа разработана с учѐтом современных образовательных технологий, отражающихся в дидактических принципах, формах и методах обучения, методах контроля и управления образовательным процессом, средствах обучения. При разработке программы проведен анализ авторских программ дополнительного образования детей по хореографии, проанализирован опыт российских и зарубежных мастеров танца, однако в основном программа создана на личном педагогическом и танцевальном опыте автора. Актуальность программы. Современный спортивный бальный танец - это прекрасное единение спорта и искусства, в котором сочетаются художественная образность, эмоциональное содержание музыки, выразительность и пластичность человеческого тела и физические качества танцоров. Бальные танцы характеризуются парностью, причем пару составляют мужчина и женщина. Сегодня бальный танец находится на пике популярности. Этому способствуют зрелищность и красота танцев, популяризация его через средства массовой информации (телевидение, Интернет). Огромный интерес вызывает спортивная направленность данного вида искусства. Бальный (спортивный) танец даѐт возможность человеку реализовать свои спортивные мечты: выступать на турнирах, занимать призовые места и становиться чемпионом. Занятия бальными (спортивными) танцами являются эффективным средством физического, умственного развития и эстетического воспитания детей. Занятия танцами вырабатывают у детей правильную осанку, развивают чувство ритма, координацию, творческое воображение; улучшают общее психическое и физическое состояние организма; способствуют социализации личности и вырабатывают правильные формы взаимоотношения между мальчиками и девочками, что, несомненно, оказывает положительное влияние на дальнейшую жизнь. Дети, занимающиеся спортивными бальными танцами, имеют возможность: - улучшить физическую подготовку и укрепить тело; 6 - сформировать красивую, правильную осанку и спортивную фигуру; - развивать креативность и индивидуальность; - улучшить коммуникационные навыки; - развивать дисциплинированность и трудолюбие; - развивать чувство ритма и музыкальность; - продуктивно использовать свое свободное время; - много путешествовать и получать массу ярких впечатлений; - воспитывать в себе целеустремленность; - выработать навыки публичных выступлений. Сегодня одна из проблем в области танцевального спорта – это отсутствие как таковой типовой программы по обучению бальным (спортивным) танцам, общей методологической базы и правил обучения детей с учѐтом их возрастных и психофизиологических особенностей. Поэтому наличие опыта и знаний в области обучения бальным (спортивным) танцам подтолкнуло к созданию своей программы для системы дополнительного образования детей. Другой актуальной проблемой (и это учитывалось при создании данной программы) – является отдаленность Магаданской области от центральных регионов России, труднодоступность. Как следствие, магаданские дети не могут знакомиться с новыми направлениями в области танцевального искусства, не могут участвовать в концертах, конкурсах и обмениваться опытом с другими ребятами, что ведет к замкнутости и некоторой ограниченности представлений о бальном танце. Автор максимально попытался вложить в содержание программы все новое, основывающееся на фундаментальных знаниях хореографии, а также разработать такую систему обучения, при которой формируется прочный запас знаний, умений и навыков. Отличительные особенности программы. Программа разработана с учѐтом требований нормативных документов WDSF (Всемирной федерации танцевального спорта), ФТСАРР (Федерации танцевального спорта и акробатического рок-н-ролла). Определяющим здесь является подготовка пар в соответствии с правилами о допустимых танцах и фигурах в танцевальном спорте, а также обучение в рамках списка, разрешѐнных фигур по классам, утверждѐнном ФТСАРР. Данная дополнительная программа по обучению бальным спортивным танцам в пределах E, D, C классов мастерства на территории Магаданской области является на сегодняшний день наиболее полной и систематизированной 7 охватывает полный развивающий комплекс дисциплин, позволяющий ребѐнку максимально овладеть знаниями, умениями, навыками в танцевальном спорте. Программа строится на практическом освоении и теоретическом изучении основ бальных (спортивных) танцев, их технологии и эстетических функциях. В процессе обучения ребята знакомятся с историей бальных танцев, с культурой народов, откуда берут начало те или иные танцы, узнают о полезности и назначении основных элементов спортивных танцев; практически осваивают их, учатся замечать (анализировать) и устранять ошибки при исполнении. Особое внимание уделяется развитию музыкальности, связи движений, фигур, элементов с ритмом и темпом музыки. Помимо изучения основ бальной хореографии, дети изучают основы классического танца, разучивают элементы хореографии различных танцевальных жанров, учатся музыкальной грамоте, актѐрскому мастерству. Большое значение уделяется формированию и развитию физических качеств обучающихся – гибкость, выносливость, сила и др., чему способствуют ритмическая и партерная гимнастика, разминка с элементами силовых упражнений и упражнений, направленных на формирование выносливости, скорости выполнения движений. Цель: обучение детей основам бальной (спортивной) хореографии и их активное творческое развитие с учѐтом индивидуальных особенностей. Достигается указанная цель через решение задач: Обучающие: - дать обучающимся теоретические знания по бальным (спортивным) танцам, сформировать умения и навыки; - обучить основным принципам и законам биомеханики спортивного танца; - сформировать навыки исполнительского мастерства; - совершенствовать практическую подготовку с целью дальнейшей профориентации; - познакомить детей с творчеством выдающихся танцоров прошлого и современности; Развивающие: - развивать эмоциональную, музыкальную и техническую подготовку учащихся; - развивать память, внимание, мышление; - формировать чувство ритма, музыкальность; 8 - развивать кругозор, общую культуру поведения детей; - совершенствовать физические способности детей; Воспитательные: - формировать чувство прекрасного, хороший вкус; - воспитывать трудолюбие, самодисциплину; - воспитывать культуру поведения на сцене. Формирование и развитие ключевых компетенций: Компетенция личностного самосовершенствования: - формировать способность осознавать необходимость здорового образа жизни; - формировать способность к саморефлексии, самоанализу и самоконтролю; - умение соблюдать и корректировать режим дня в соответствии с учебной и внешкольной деятельностью. Информационно-коммуникативная компетенция: - учить поиску, хранению, использованию информации из разных источников; Ценностно-смысловая и общекультурная компетенция: - воспитывать умение общаться и взаимодействовать со сверстниками, с взрослыми. - уважение к культуре и традициям разных народов, определение себя в культуре; - формировать способность давать оценку себе и окружающим людям. Условием реализации поставленных задач является: 1. Триединство системы: педагог-ученик-родитель. Отсутствие хотя бы одного компонента (например, заинтересованность ребѐнка, активность родителя, профессионализм педагога) не даѐт возможности достичь желаемой цели; 2. Учѐт индивидуальных особенностей ребѐнка; 3. Выполнение требований педагога; 4. Посещение ребѐнком всех занятий без пропусков. Сроки реализации программы Программа рассчитана на 5 лет обучения для детей 5-18 лет. Предполагает два этапа освоения: подготовительный, основной. Каждый этап имеет свои цели и задачи, обусловленные возрастными особенностями детей. 1. По итогам аттестации первого года обучения дети, не освоившие базовый уровень программы, могут быть отчислены из объединения (по усмотрению педагога). 9 2. По окончании обучения по образовательной программе учащиеся, имеющие желание и проявившие способности, могут продолжить занятия в «Творческой мастерской». В студию танца «KRISTALL» принимаются все желающие с 5 лет. В соответствии требованиям СанПиН необходимо предоставлять медицинскую справку, подтверждающую, что ребѐнку не противопоказано заниматься бальной (спортивной) хореографией. Начальный этап рассчитан на детей в возрасте от 5 до 7 лет и длится 2 года. Количество учебных часов в год - 144. В этот период преподаѐтся ритмика, которая подготовит детей к дальнейшим занятиям. В этот же период дети знакомятся с основными элементами бальных танцев. Формируются пары. Основной этап рассчитан на детей в возрасте от 8 до 18 лет, длительность 3 года. Количество учебных часов в год – 144. В этот период осуществляется детальное изучение основ бальных (спортивных) танцев: осваивается программа по 5 европейским танцам и 5 латиноамериканским. Формы и режим занятий В зависимости от этапа, количество занятий варьируется от 2 до 4 раз в неделю; длятся занятия от 2 до 3 часов. Программой предусмотрены следующие формы занятий: - групповая - с группой 12-15 человек (1-2 год обучения) - индивидуальная - занятия с отдельной парой или ребѐнком (3,4,5 год обучения) Предполагаемые результаты обучения В процессе обучения дети должны иметь определенную базу знаний, умений и навыков в соответствии с поставленными целями и задачами для каждого этапа обучения. Формы подведения итогов реализации программы Формами подведения итогов реализации программы за каждый год обучения являются: - концертная и конкурсная деятельность детей; - педагогические наблюдения, беседы с родителями; - контрольные занятия; - открытые занятия для родителей и педагогов; - годовая итоговая аттестация (отчетные концерты школы-студии или учреждения); Основной формой подведения итогов являются открытые занятия, участие в конкурсах и турнирах, тестирование. Воспитательные результаты и результаты сформированности ключевых компетенции учащихся отслеживаются методом наблюдения. 10 I этап обучения, подготовительный Цель: развитие танцевальных навыков, подготовка ребѐнка к дальнейшим занятиям хореографией. Задачи: - воспитать любовь к танцу; усердность в занятиях хореографией; - развить музыкальный слух, пластику тела, «музыкального» движения; - сформировать знания основных понятий. Предполагаемые результаты первого этапа обучения: - формирование музыкального слуха; - освоение комплекса общеразвивающих упражнений; - освоение основных элементов и движений бального танца согласно программе; - формирование устойчивых пар. Календарный план № Тема 1 год обучения 2 год обучения Всего Теория Практика Всего Теория Практика 1. 2. Вводное занятие Еѐ величество Музыка 2 1 1 2 1 1 10 6 4 10 5 5 3. Ритмика 40 8 32 30 4 26 4. Партерная гимнастика Беседы 46 6 40 40 4 36 10 8 2 10 8 2 Танцевальные этюды и танцы Итоговое занятие Всего часов 34 4 30 50 8 42 2 1 1 2 1 1 144 34 110 144 31 113 5. 6. 7. 11 Содержание программы Темы 1.Вводное занятие 2.Еѐ величество Музыка 3.Ритмика 4.Партерная гимнастика 5.Беседы 6.Танцевальные этюды и танцы Итоговое занятие 1 год обучения Знакомство с преподавателями. Знакомство с классом. Правила поведения. Правила внутреннего распорядка. Правила техники безопасности, санитария и гигиена. Определение способностей к занятию хореографией. Музыкальные игры. Познакомить детей со средствами музыкальной выразительности. 2 год обучения Правила поведения. Правила внутреннего распорядка. Правила техники безопасности, санитария и гигиена. Разучивание некоторых элементов разминки. Знать основные музыкальные размеры. Учить внимательно слушать и слышать музык, хлопать под То же, что и на первый год, только в усложнѐнном музыку, выделять каждую долю. Уметь различать быстрый варианте. темп и медленный. Уметь выделять сильную и слабую долю. Определять характер исполняемой музыки (быстрая, весѐлая, грустная и т.д.). Формировать понятия - центр зала, круг, линия, следуй друг за другом, интервал, дистанция (в доступном для понимания варианте, т.е. игровом). Упражнение на развитие гибкости мышц и связок, позвоночника, плечевых, тазобедренных, коленных Упражнение на развитие гибкости мышц и связок, позвоночника, плечевых, тазобедренных, коленных суставов, суставов, голеностопа Развитие мышц живота и спины голеностопа Развитие мышц живота и спины Беседы на темы: «Красивая музыка», «Узнай мелодию», Что такое хореография, связь движения с музыкой, «Почему я хочу научиться танцевать». что такое танец, танец для девочек и танец для мальчиков, здоровье и красивая осанка (в доступной для детей форме). Характер танца, характер музыки. Что значит тренироваться. История возникновения бальных танцев. Элементы танца. Разучивание танца «Полька», «Медленный Элементы танца Самба, Квикстэп. (( История возникновения. Музыкальный размер. Счѐт. Характер вальс», «Ча-ча-ча» ( История возникновения. Музыкальный размер. Счѐт. Характер музыки. Основные особенности.) музыки. Основные особенности.) Подведение итогов. Подведение итогов. 12 II этап обучения, основной Цель: формирование основ танцевальной культуры, формирование основ бальной хореографии. Задачи: - обучить основам бальной хореографии (спортивным танцам по E, D классу). - расширить танцевальные знания, формировать навыки и умения; - воспитывать любовь к танцу как виду искусства и спорта, усердие в занятиях хореографией; Предполагаемые результаты второго этапа обучения: - освоение основных фигур по Е, D классу в европейской программе по 5 танцам; - освоение основных фигур по Е, D классу в латиноамериканской программе по 5 танцам; - освоение основ классического танца. Календарный план № Тема 3 год обучения 4 год обучения 5 год обучения Всего Теория Практика Всего Теория Практика Всего Теория Практика 1. Вводное занятие 2 2 - 2 2 - 2 2 - 2. 30 5 25 30 5 25 30 5 25 4. Танцевально-развивающие упражнения Бальный танец 54 10 44 54 10 44 60 10 50 5. Хореография иных жанров 27 5 22 27 5 22 21 1 20 6. Актерское мастерство 8 2 6 8 2 6 8 2 6 13 7. Участие в турнирах 17 - 17 17 - 17 17 - 17 8. Беседы, лекции, видеофильмы. 4 4 - 4 4 - 4 4 - 9. Итоговое занятие 2 1 1 2 1 1 2 1 1 144 29 115 144 29 115 144 25 119 Всего часов 14 Содержание программы ТЕМЫ Вводное занятие Танцевальноразвивающие упражнения Бальный танец 3 год обучения 4 год обучения 5 год обучения Правила поведения. Правила внутреннего распорядка. Правила техники безопасности, санитария и гигиена. Определение степени подготовки к занятиям. Разминка. Упражнения на середине зала. Упражнения по диагонали. Партер. Стретчинг. Силовые упражнения. Пластика. История возникновения Ча-ча-ча, Джайва. Музыкальный размер. Счѐт. Характер музыки. Основные особенности. Формирование пар. Более глубокое изучение Медленного вальса и Квикстэпа. Объяснение правильной стойки в европейской программе и латиноамериканской программе. Позиции ног в бальных танцах. Подъемы и опускания. Различие партий партнѐра (мальчика) и партнѐрши (девочки). Фигуры по танцам: SW – правая и левая закрытые перемены (Closed Changes), правый (Natural Turn) и левый (Reverse Turn) повороты счѐт. QS- «квадратик», четвертной поворот вправо (Quarter Turn to Right); Cha – основное движение (Basic Movement), счѐт. Нью-Йорк (New York), J- шассе вправо и влево, основное движение на месте (Basic in Place), Перемена мест слева направо (Change of Правила поведения. Правила внутреннего распорядка. Правила техники безопасности, санитария и гигиена. Определение степени подготовки к занятиям. Разминка. Упражнения на середине зала. Упражнения по диагонали. Партер. Стретчинг. Силовые упражнения. Пластика. История возникновения танца Венского вальса . . Музыкальный размер. Счѐт. Характер музыки. Основные особенности. Глубокое изучение танца Самба. Фигуры по танцам: SW: Виск (Whisk), Поступательное шассе (синкопированное шассе) (Progressive Chasse) (Syncopated Chasse), Правый поворот с хезитейшн (перемена хезитейшн) (Natural Turn with Hesitation) (Hesitation Change), Поступательное шассе в право (Progressive chasse to Right), Наружная перемена (Outside Change); Правый спин поворот (Natural Spin turn), Шассе из П.П. (Chasse from PP). VW: Правый поворот (Natural Turn); QS: Правый поворот (Natural Turn), Поступательное шассе (Progressive Chasse), Правый поворот с хезитейшн (Natural Turn with Hesitation), Поступательное шассе в право (Progressive chasse to Right), Локк степ вперѐд (Forward Lock Step), Типл шассе Правила поведения. Правила внутреннего распорядка. Правила техники безопасности, санитария и гигиена. Определение степени подготовки к занятиям. Разминка. Упражнения на середине зала. Упражнения по диагонали. Партер. Стретчинг. Силовые упражнения. Пластика. История возникновения танца Танго и Румба. . Музыкальный размер. Счѐт. Характер музыки. Основные особенности. Фигуры по танцам: SW: Правый спин поворот (Natural Spin turn), Шассе из П.П. (Chasse from PP), Левое кортэ (Reverse Corte), Лок назад (Backward Lock), Лок степ вперѐд (Forward Lock Step), Виск назад (Back Whisk), Импетус поворот (Impetus Turn), Плетение (Weave); Tg: особенности стойки, Ход (Walk), Поступательный боковой шаг (Progressive Side Step), Поступательное звено (Progressive Link), Основной левый поворот (Basic Reverse Turn), Закрытый променад (Closed Promenade); VW: Левый поворот (Reverse Turn); QS: Правый спин поворот (Natural Spin Turn), Кросс шассе (Cross Chasse), Импетус поворот (Impetus Turn), В 6 (V 6); S: Крисс кросс (Criss Cross), Левый поворот (Reverse Turn), Сольная вольта 15 Place L to R), Перемена мест справа налево (Change of Place R to L),. Хореография иных жанров Актѐрское мастерство Элементы стиля American Smooth. Культура сцены: правила поведения. Хореографические этюды: «Музыка и образ», «Человек-робот», «Человек- вправо (Tipple Chasse to Right), S: понятие «баунса»; Основное движение (правое и левое) (Basic Movement (Natural and Reverse)), Поступательное основное движение (Progressive Basic), Виски влево и вправо (Whisks to L and to R), Самба ход на месте (Stationary Samba Walks), Самба ход в ПП (Samba Walks in PP), Боковой самба ход (Side Samba Walks), Ботафого в теневой позиции (Shadow Botafogos), Вольта с продвижением влево и вправо (Travelling Voltas to L and to R); Cha- спот-поворот вправо и влево (Spot Turns to L and R), плечо к плечу (Shoulder to Shoulder), рука к руке. : Тайм степ (Time Step), Повороты под рукой влево и вправо (Underarm Turns To L and to R), Веер (Fan), Алемана (окончание А) (Alemana (finish A)), Клюшка (Hockey Stick), Открытый хип твист (Open Hip Twist), Лок степ (Lock Step); J: Основное фоллэвей движение (Рок фоллэвей) (Basic in Fallaway (Fallaway Rock), Звено (Рок звено) (Link (Link Rock), Стой-иди (Stop and Go), Американский спин (American Spin), Свивлы с носка на каблук (Toe Hill Swivels), Болл чейндж (Ball Change), Хлыст (Whip), Смена рук за спиной (Change of Hands Behind Back). Элементы стиля American Smooth в танцах Медленный вальс, Танго, Медленный фокстрот и Венский вальс по Е классу. Работа на паркете: выход, действие, уход. Хореографические этюды: «Нежность», на месте влево и вправо (Solo Spot Volta to L and to R), Раскручивание от руки (Rolling of the Arm), Корта джака (Corta Jaca), Вольтовый поворот на месте для дамы влево и вправо (Volta Spot Turn for Lady to L and to R); Cha: Три ча-ча-ча (вперѐд, назад, в ПП и ОПП) (Three Cha-cha-cha (fwd, bkwd, in PP and CPP), Раскрытие в право (Opening Out to R), Закрытый хип твист (Close Hip Twist), Правый волчок (окончание А) (Natural Top (finish A)), Турецкое полотенце (Turkish Towel), Спираль (Spiral); R: Основное движение (Basic Movement), Плечо к плечу (Shoulder to Shoulder), Рука в руке (Hand to Hand), Чек (НьюЙорк) (Check (New York)), Поворот на месте влево и вправо (Spot Turns to R and to L), Поворот под рукой влево и вправо (Underarm Turn to R and to L), Алемана из позиции веера (Alemana from fan pos), Веер (Fan), Клюшка (Hockey Stick), Открытый хип твист (Open Hip Twist) J: Ход (медленный и быстрый) (Walks (Slow and Quick)), Раскручивание от руки (Rolling of the Arm), Флики в брейк (Flicks Into Break), Цыплячий ход (Chicken Walks). Кики (Kik) Элементы стиля American Smooth в танцах Медленный вальс, Танго, Медленный фокстрот и Венский вальс по D классу. Взаимодействие в паре: ведение. Создание образа. Хореографические этюды на создание образа. 16 Участие в турнирах Беседы, лекции, видеофильмы Итоговое занятие пластилин». «Сила», «Скорость». Участие пар (предварительный отбор) в соревнованиях по спортивным (бальным) танцам проводимых МОФТС (Магаданской областной федерацией танцевального спорта) и ФТСAРР (Федерация танцевального спорта и акробатического рок-н-ролла). А также не официальных турнирах по СТ. Участие в турнирах по E, D классу. История возникновения бальных танцев и происхождение названий некоторых фигур. Значение разминки для занятия хореографией. Значение классического танца для занятий спортивными (бальными) танцами. Любимый танец. Просмотр конкурсов по бальным танцам. Подведение итогов. Участие пар (предварительный отбор) в соревнованиях по спортивным (бальным) танцам проводимых МОФТС (Магаданской областной федерацией танцевального спорта) и ФТСAРР (Федерация танцевального спорта и акробатического рок-н-ролла). А также не официальных турнирах по СТ. Участие в турнирах по E, D классу. Лучшие танцоры мира по спортивным (бальным танцам) прошлого и настоящего. Воспитание спортивного характера (на основе книги Н. Рубштейн «Что нужно знать, чтобы стать первым. Закон успешной тренировки»). Просмотр конкурсов по бальным танцам. Участие пар (предварительный отбор) в соревнованиях по спортивным (бальным) танцам проводимых МОФТС (Магаданской областной федерацией танцевального спорта) и ФТСAРР (Федерация танцевального спорта и акробатического рок-н-ролла). А также не официальных турнирах по СТ. Участие в турнирах по E, D классу. Просмотр Конгрессов тренеров и судей по спортивным танцам. Просмотр конкурсов по спортивным танцам. Подведение итогов. Подведение итогов. 17 II. Комплекс организационно-педагогических условий ДООП 2.1.Условия реализации программы Продолжительность учебного года составляет 36 недель. Начало занятий первого года обучения не поздне 1 сентября. Окончание занятий – не позднее 31 мая. Нерабочие и праздничные дни устанавливаются в соответствии с Постановлениями Правительства РФ. Промежуточная аттестация проводится по итогам освоения ДООП за 1-е полугодие в III декаде декабря, за 2-е полугодие - в мае. 2.2. Календарный учебный график Формы и режим занятий. Обучение по программе осуществляется в традиционной очной форме. Основными формами организации учебной деятельности для данной программы являются: групповая форма, работа в малых группах (парах), индивидуальная работа и работа всем составом. № Год обучения Объем учебных часов Всего учебных Режим работы недель 1 2 3 4 5 6 7 Первый Второй Третий Четвертый Пятый Шестой Седьмой 144 144 144 144 144 144 144 36 36 36 36 36 36 36 2рх2ч=4ч 2рх3ч=6ч 2рх3ч=6ч 3рх3ч=9ч 3рх3ч=9ч 3рх3ч=9ч 3рх3ч=9ч 2.3.Формы аттестации Аттестация обучающихся Программа предусматривает виды аттестации обучающихся: МИНИМАЛЬНЫЙ – обучающийся программу усвоил, но не приобрѐл в полном объеме предусмотренную учебным планом сумму знаний, умений и навыков, не выполнил задач, поставленных перед ним педагогом. БАЗОВЫЙ – обучающийся стабильно занимается, выполняет учебную программу, свободно ориентируется в изученном материале. ПОВЫШЕННЫЙ – обучающийся проявляет устойчивый интерес к занятиям, принимает участие в конкурсах. ТВОРЧЕСКИЙ – обучающийся выполняет программу, проявляет ярко выраженные способности на занятиях. Сроки контрольных процедур. Открытое занятие и творческий отчет, итоговые опросы проводятся в середине (декабрь) и в конце учебного года(май). 18 2.4. Оценочные материалы. Формы подведения итогов: - открытые уроки родителей; - соревнования; - концертная деятельность; - итоговые занятия; Для определения достижения обучающимися планируемых результатов заполняются индивидуальные «Карты диагностики». Карта позволяет вести поэтапную систему контроля за обучением ребенка и отслеживать динамику его образовательных результатов, начиная от первого момента взаимодействия с педагогом. Индивидуальная диагностическая карта динамики развития музыкально – ритмических способностей обучающегося №/критерий 1. Артистизм 2. Выворотность 3. Гибкость 4. Исполнение в ансамбле 5. Координация 6. Прыжок 7. Растяжка 8. Ориентация в пространстве 9. Осанка 10. Чувство ритма Уровень низкий До 20 % Уровень средний От 21 - 50% Уровень высокий От 51 выше % и + + + + + + + + + + От 0% - 20% - неполная согласованность в движениях, упражнения выполняются не в полном объѐме, с ошибками, нехватка развития физических данных, нарушена скоординированность движений; От 21 - 50% - среднее развитие физических данных, допускается 3, 4 ошибки при исполнении упражнений, нарушается амплитуда движений; От 51 % и выше - полная и правильная техника овладения пластикой и динамикой движений, их полная скоординированность. Наблюдение по уровню активности педагог проводит каждое занятие. Итог в карте наблюдений подводится в начале и в конце учебного года. Недостаток двигательной активности чреват самыми большими неприятностями. По данным многих исследований, именно нехватка движений, ослабление мышечной деятельности и ведѐт к гиподинамии, особенно в переходном возрасте, следствием чего становятся сердечная недостаточность, 19 нарушение функции нервной и других систем жизнедеятельности организма. Не говоря уже о других заболеваниях, к которым недостаток занятий физическими упражнениями как будто не имеет прямого отношения, но все они возникают как следствие нездорового образа жизни. Таким образом, занятия по хореографии призваны дать ребенку высокую двигательную активность и укрепить его здоровье. 2.5. Кадровое обеспечение Программа может быть реализована одним педагогом дополнительного образования, имеющим высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки». Или к реализации дополнительной общеразвивающей программы могут быть допущены лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Прошедшим обязательный медицинский осмотр (обследование) и не имеющем ограничений к занятию педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации. 2.6.Материально-техническое обеспечение - хореографический класс, (площадью не менее 40 кв. м. на 12 - 15 обучающихся). Имеющий пригодное для танца напольное покрытие (деревянный пол или специализированное пластиковое (линолеумное) покрытие), балетные станки длиной не менее 25 погонных метров вдоль трѐх стен, зеркала размером 7 м х 2 м на одной стене; - костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений; - раздельные раздевалки для переодевания мальчиков и девочек, -душевые для обучающихся и преподавателей. Мебель: мебель для педагога (стол и стул) шкафы для хранения наглядных пособий магнитно-маркерная доска стеллажи для хранения материала. Музыкальные инструменты и оборудование: Магнитофон Видеоаппаратура 20 Телевизор Индивидуальные упражнений коврики для партерных Костюмы для занятий: для девочек: гимнастические купальники, юбочки, лосины, спортивные тапочки «чешки», спортивные костюмы, кроссовки. для мальчиков: белая футболка, шорты, белые носки, спортивные тапочки «чешки», спортивные костюмы, кроссовки, джазовки. 2.7.Методическое обеспечение. При организации образовательного процесса используются традиционные методы обучения: наглядный, словесный, практический, объяснительноиллюстративные, репродуктивный, игровой, проектный. И методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация. В рамках реализации данной программы использованы педагогические технологии: технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология модульного обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология портфолио, технология педагогической мастерской, технология образа и мысли. Принципы построения программы Доступность, системность, последовательность, преемственность, гуманизация, демократизация, увлекательность и творчество, сотрудничество, культуросообразность. Особенности организации образовательного процесса. Виды учебных занятий: мастер-классы, творческие отчеты, репетиции, открытые занятия, отчетные мероприятия, праздник, творческий показ, концерты. Тематика и формы методических материалов. Пособия, обучающие фильмы, концерты, хореографические спектакли, балеты. Алгоритм учебного занятия. Приветствие, разогрев, упражнения, этюды (репетиция, тренинг), обсуждение занятия, прощание. Воспитательная работа. Периодические проведения творческих отчетов, творческих мастерских, просмотр различных видеоматериалов. Видеоматериалы (учебные материалы): 21 1. Джеффри Хѐрн. Позы в европейских танцах. 2. Колобова Е., Колобов В. Видеокаталог фигур, 7 ч. 3. Национальный конгресс тренеров и судей ФТСР 2008 4. Oliver Wessel-Terhorn Ballroom Principles. 5. Плетнѐв Л., Павлова Т. Линия танца, 3 ч. 6. Рубштейн Н. Техника латины в единичных действиях. 2 ч. 7. Арнуас Бижокас и Катюша Демидова. Музыкальность. 8. Гулай Г., Гальчун А. Базовые принципы и фигуры стандарта. 9. Джеффри Херн. Конкурсные фигуры в латине. 10.Джеффри Херн. Популярные английские вариации. 11.Национальный конгресс тренеров и судей ФТСА. Методика преподавания по мастерствам и классам. 12. Семинар МФТС. Принципы обучения начинающих. 2.8.Список литературы Список литературы для педагогов-тренеров 1. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца.- Ленинград, 1983.- 207с. 2. Боттомер Пол . Уроки танца.- М., 2003.- 255 с. 3. Браиловская Л.В. Самоучитель по танцам: вальс, танго, самба, джайв.Ростов-на-Дону, 2003. -221с. 4. Ваганова А.Я. Основы классического танца.- СПб., 2003.-191с. 5. Гай Говард. Техника европейских танцев.- М., 2003.-255с. 6. Галак А.Г. Программа ритмики и хореографии (на основе обучения спортивным бальным танцам).- Киров, 2000.-14с. 7. Гальперин С.Н. Анатомия и физиология человека (возрастные особенности с основами школьной гигиены).- М., 1974.-310 с. 8. Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств.- СПб., 2001.- 300с. 9. Ерохина О.В. Школа танцев для детей.- Ростов-на-Дону, 2003.-222 с. 10. Кошелев С.Н. Биомеханика спортивного танца.- М., 2006.-61 с. 11. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия».- 1999. - 456 с. 12. Педагогу дополнительного образования (методические рекомендации).Магадан: МБОУ ДОД ДД(Ю)Т.- 2002.-22с. 13. Программирование образовательного процесса в системе дополнительного образования детей (методические рекомендации). – Магадан: МБОУ ДОД ДД(Ю)Т.- 2002.-30с. 14. Рубштейн Н. Что нужно знать, чтобы стать первым./ в 2 ч.- М., 2002.- 250 с. 15. Руднева С., Фиш З. Ритмика: музыкальное движение.- М., 1972.- 333 с. 16. Сборник нормативных документов ФТСАРР 17. Сластенин В.А. Педагогика.- М., 2002.,- 567 с. 18. Шутиков Ю.Н. Учебно-методические рекомендации по организации работы с целым классом в начальной школе по ритмике, ритмопластики и бальным танцам.- СПб., 2006.- 136с. 22 19.Уолтер Лэрд. Техника латиноамериканских танцев.- М., 2003.- 410с. 20. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец: Этапы развития. Метод. Техника. — М.: ИД «Один излучших», 2004 — 414 с., ил. 21. WDSF. Европейские танцы. Основные принципы. Особенности исполнения.- 2020 22. WDSF. Технический экзамен WDSF по европейским танцам. Обязательные вариации для демонстрации и описание фигур. -2020 23. Джозеф С. Хавилер. Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки. – «Новое слово» , 2007 24. Хаас Жаки Грин. Анатомия танца. – 2014 25. Каблуков Д.А. Здоровье в балете. – Владивосток: издательство «ЛИТ», 2019. 26. Команов В.В. Резервы тренерского мастерства. – М., 2019. Список литературы для обучающихся: 1. Боттомер Пол. Уроки танца.- М., 2003.- 255 с. 2. Рубштейн Н. Что нужно знать, чтобы стать первым./ в 2 ч.- М., 2002.- 250с. Приложение Критерии обученности учащихся Образовательные результаты I этап Показатели Критерии Минимальный №№ 1-3 - 1-й год обучения; №№ 4-7 - 2-й год обучения. 1. Умение слушать Похлопывание в и слышать музыку. ладоши под музыку вместе с педагогом. 2. Правильно исполнять движения. Правильно исполняет движение вместе с педагогом под счѐт. 3. Знать и Держит корпус правильно прямо держать корпус. эпизодически. Базовый Повышенный Похлопывание в ладоши под музыку без помощи педагога. Похлопывание в ладоши под музыку без помощи педагога. Умение выделить самостоятельно сильную и слабую долю. Правильно исполняет движение без помощи педагога под музыку. Держит корпус прямо весь урок. Правильно исполняет движение без помощи педагога под счѐт. Держит корпус прямо большую часть времени урока (не менее 70% времени от урока). Творческий 23 4. Знать направления исполнения движений (вверх, вниз, в сторону и др.), основные команды (встаньте в круг, по диагонали, в центр и др.). 5. Знать счѐт в танцах – медленный вальс, быстрый фокстрот, ча-ча-ча, джайв. Исполняет только педагогом показе). Исполняет с самостоятельно. (при Говорит только с Называет помощью самостоятельно. педагога. Считает музыку. под 6. Знать исполнение некоторых основных танцевальных элементов бальной хореографии. 7. Умение вести себя в хореографическом зале Только с Показывает без помощью помощи педагога педагога может под счѐт. повторить. Танцует музыку помощи педагога. под без Не умеет Знает правила поведения Плохо ориентируется Исполняет самостоятельно, может назвать и объяснить понятия. II этап Показатели Критерии Минимальн Базовый №№ 1-4 3-й год ый обучения; №№ 5-11 4-5-ой год обучения. 1. Умение слышать и Слышит Слышит слушать музыку. самостоятель самостоятельно но, иногда с небольшой помощью педагога. 2. Знать основные позиции рук и ног в классической хореографии. Знает. Знает. Допускает 1-2 допускает ошибки при ошибки. ответе. Повышенный Творческий Слышит самостоятельно Выделяет сильную и слабую доли. Определяет характер музыки, еѐ темп. Не Знает. Свободно исполнять переходы позиции позицию. из в 24 3. Знать постановку в паре в европейской и латиноамериканской программе. Знает уверенно. Может рассказать технические нюансы в постановке в паре в двух программах. 4. Знать основные Знает 1-2 Знает Знает фигуры (в пределах движения. достаточно достаточно «E» класса) по танцам Допускает фигур (3-4-5) фигур (4-6) по SW, Qs, Cha, J и их ошибки. во всех танцах. всем танцам. счѐт. Плохо Знает счѐт. Может ориентируетс исполнить под я в названиях счѐт и под фигур. Знает музыку. фигуры не всех танцев. Не всегда может сказать счѐт, под который исполняется фигура. 5. Знать основные Знает плохо, Знает хорошо. Знает отлично. фигуры по 6-8 допускает Практически Исполняет под танцам в пределах ошибки. по всем музыку. «E-D» классов. Знать Знает счѐт не фигурам знает счѐт фигур. всех фигур. счѐт. 6. Знать и осуществлять правильное ведение в паре. Знает схематично. Допускает неточности при ответе. Знает только один принцип ведения pushpull.. В паре осуществляет не достаточно грамотное и постоянное ведение. Знает уверенно. Не допускает ошибки. Может указать основные отличия. Знает несколько принципов ведения. В паре осуществляет в основном правильное ведение. Знает принципы ведения в европейской и латиноамерика нской программе. Осуществляет их в паре. Может рассказать технику исполнения. Знает партию партнѐрши(ра). Исполняет под музыку. Знает альтернативные варианты исполнения фигур. Умеет осуществлять дополнительные (эстетические) техники при ведении в паре. Например, двойной импульс в фигуре ВЕЕР. 25 7. Знать единичные Знает плохо. Знает хорошо действия в технике С трудом принципы исполнения танцев. отвечает на движения в вопросы. различных танцах. С помощью педагога может объяснить. 8. Хорошая сбалансированность в паре. Неудовлетвор ительная сбалансирова нность: нарушение баланса, отсутствие ведения. 9. Эмоциональная выразительность. Отсутствует. Хорошее понимание принципов танцевальных действий и их биомеханики. Может решать творческие задания. Хороший Хороший Хороший баланс баланс при баланс при и грамотное исполнении исполнении ведения при большинства вариации в исполнении фигур. паре. трюковых и Осуществляетс Грамотное «косметических» я ведение в ведение. эффектов в танце. паре. Присутствие улыбки при исполнении танца. Знает хорошо принципы. Может объяснить и рассказать без помощи педагога. Эмоции в соответствии с характером танца, музыки. Эмоции в соответствии с характером танца, музыки, сюжета. Свободное (раскрепощѐнное) поведение на паркете (сцене). 10. Ориентирование Плохо Хорошо Хорошо Умеет исполнять в пространстве при ориентируетс ориентируется ориентируется не исполнении я в в пространстве. в пространстве. запланированные вариаций. пространстве Действует без Меняет схемы и при помощи направления распределять их исполнении педагога. движения в грамотно по вариации. Не соответствии с площадке. может обстановкой на действовать паркете. без помощи педагога. 11. Музыкальная Выражено Выражено выразительность. хорошо. сильно. Умение «играть ритмом». 26