С песенкой по лесенке

1

Информационная карта ДООП
I.
II.
III.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
IV.
4.1.

4.2.

4.3.
4.4.
4.5.

Дополнительная
общеобразовательная
Наименование
общеразвивающая программа «С песенкой по лесенке»
программы
Направленность Художественная
Сведения об авторе составителе
ФИО
Фролова Елена Викторовна
Год рождения
29.08.1964
Образование
СПО (пед)
Место работы
МАУ ДО «ДД(Ю)Т»
Должность
Педагог дополнительного образования
Электронный
magadan504@yandex.ru
адрес
Сведения о программе
Нормативная база 1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
(отдельные
образовании в Российской Федерации»;
основные
2.
«Стратегия развития воспитания в Российской
документы)
Федерации на период до 2025 года» (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 № 996-р);
3.
Постановление
Главного
государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
4. Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
5.
Методические
рекомендации
по
проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 093242);
6.
Устав и другие локальные акты МАУ ДО
«ДД(Ю)Т».
Объем и срок 1 год 72 часа
освоения
программы
Форма обучения
Очная
Возраст
5-7 лет
обучающихся
Особые категории нет
обучающихся
2

4.6.
V.

Вид программы
Ведущие формы и
виды
деятельности

VI.

Входная аттестация (беседа, наблюдение) для
Формы
выявления индивидуальных особенностей ребенка
мониторинга
результативности (интересов, первичных умений и навыков, мотивации).
Текущая аттестация (беседа, опрос, наблюдение,
контрольные и открытые занятия).
Промежуточная аттестация по полугодиям (беседа,
контрольные и открытые занятия, анализ творческих
выступлений, участие в концертах, праздниках).
Программа рекомендована к реализации в 2023-2024
Дата
учебном году, протокол ПС № 3 от «16» мая 2023 г.
утверждения
последней
корректировки

VII.

модифицированная
Словесный метод - знакомство с музыкальным
произведением, композитором, объяснение основ
музыкальной грамоты, ответы детей на вопросы
педагога.
Метод анализа и сравнения – слушая, сравнивать и
анализировать отдельные фрагменты произведения.
Метод обобщения - определять идею произведения.
Репродуктивный метод – воспроизведение и
повторение способа по заданию педагога.
Объяснительно-иллюстративный метод – сообщение
информации устно, с помощью наглядных средств,
практического показа способов деятельности.
Методы стимулирования и мотивации музыкальной
деятельности – метод эмоционального воздействия,
создание эффекта удивления, ситуаций успеха.
Создание игровых, проблемно-поисковых ситуаций,
творческие задания.

3

Содержание

I.

Титульный лист

1

Информационная карта ДООП

2

Комплекс основных характеристик ДООП
1.1.Пояснительная записка ……………………………………………….. 5
1.2.Цель, задачи программы ………………………………………........... 9
1.3.Планируемые результаты. Уровни усвоения программы…………... 10
1.4.Учебный план, содержание ………………………..…………………. 11

II. Комплекс организационно-педагогических условий ДООП
2.1. Условия реализации программы ………………….…………………. 14
2.2. Календарный учебный график ………………………………….…… 14
2.3. Формы аттестации ………………………………………………….… 14
2.4. Оценочные материалы ………………………………………….……. 14
2.5. Кадровое обеспечение …………………………………………..……. 17
2.6. Материально-техническое обеспечение ……………………..……… 17
2.7. Методическое обеспечение программы ……………………….……. 18
Список литературы для педагога и обучающихся ……………….……... 19

4

1.1. Пояснительная записка
Пение занимает важное место и принадлежит к основным видам
музыкального исполнительства. Занятия пением является одним из средств
разностороннего развития обучающихся: музыкально-творческого и
личностного.
Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их
творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и
драматического искусства.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«С песенкой по лесенке» разработана с учетом современных нормативных
документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации»;
3. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015 № 996-р);
4. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на
заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07
декабря 2018 г., протокол № 3);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019
№ 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии
оценки качества условий осуществления образовательной деятельности
организациями, осуществляющими образовательную деятельность по
основным общеобразовательным программам, образовательным программам
среднего
профессионального
образования, основным программам
профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным
программам»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.09.2020
№ 508 «Об утверждении Порядка допуска лиц, обучающихся по
5

образовательным программам высшего образования, к занятию
педагогической деятельностью по общеобразовательным программам»;
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
10. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 09-3242);
11. Устав и другие локальные акты МАУ ДО «ДД(Ю)Т».
Направленность
программы.
Данная
программа
имеет
художественную направленность. Она ориентирована на развитие общей и
эстетической культуры обучающихся, их художественных способностей и
склонностей в музыкальном искусстве.
Актуальность этой программы состоит в том, что она позволяет
заниматься музыкой детям с разным уровнем музыкального развития.
Программа рассчитана на 1 год, носит комплексный характер и
предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно
реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого
комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает
реализовать потребность в общении.
Новизна программы заключается в осуществлении индивидуального
подхода в обучении с опорой на опыт передовых педагогических практик и
технологий. Содержание носит ярко выраженный креативный характер,
предусматривает возможность творческого самовыражения, которое
формируется в ансамблевом и сольном пении.
Отличительные особенности. В отличие от программ по музыке,
реализуемых в дошкольных образовательных учреждениях, эта программа
расширяет возможности обучающихся в овладении элементами
музыкального творчества, сольного и концертного исполнения, обеспечивает
их готовность использовать полученное образование в индивидуальном и
коллективном опыте музыкального исполнительства.
Категория обучающихся. В Объединение принимаются дети с 5 до 7
лет с разным уровнем музыкального развития. Основными критериями
отбора является желание ребенка и его психологическая готовность
заниматься музыкой. Других специальных требований не предъявляется.
Рекомендуемое количество обучающихся в группе от 15 до 25 человек.
Состав группы может формироваться как из детей одного, так и детей
разного возраста.
6

При реализации программы учитываются возрастно-психологические
особенности детей, занимающихся в объединении, мотивация их
деятельности.
Ребенок старшего дошкольного возраста обладает особой благодатной
восприимчивостью. Совершенствуются процессы высшей нервной
деятельности: развивается способность анализировать, обобщать, делать
простейшие умозаключения, улучшается произвольная память, формируется
голосовой аппарат и развивается слуховая активность. Проявляются
элементы творчества во всех видах деятельности.
На 5-6 году жизни дети уже осмысленнее воспринимает музыку. Они
могут узнавать знакомые мелодии, определять характер музыки и некоторые
средства музыкальной выразительности (динамика - громко, тихо; темп –
быстрый, медленный; характер музыки). Однако уровень общего
музыкального развития, в частности уровень развития мелодического слуха,
музыкальной памяти, певческих навыков остается разнородным. При этом
ребенок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень
важно для воспитания эстетического отношения к окружающему миру.
Голосовой аппарат отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с
голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук
очень слабый.
Дети данного возраста способны осмыслить указания педагога. Они с
большим увлечением соревнуются между собой. У ребенка 5-7 лет
интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение,
развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает
способность воспринимать мир и действовать по представлению.
Индивидуальные и музыкальные способности и интересы проявляются ярче.
Срок реализации образовательной программы. Программа
рассчитана на 1 год обучения. Общий объѐм учебного времени составляет 72
часа.
Уровень программы ознакомительный.
Особенности организации образовательного процесса:
Педагогическая целесообразность программы.
Материал, отобранный для занятий, является педагогически
целесообразным, так как специфика обучения пению обуславливает и
особенности методической работы с дошкольниками. Правильный подбор
материала (репертуара) дает возможность достаточно свободно заменять
одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическим
задачами.
Основное содержание программы позволяет формировать в единстве
содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной
7

деятельности в соответствии с возрастными особенностями детей и
запросами общества.
Формы реализации программы. Тематическое построение программы
позволяет объединить (сгруппировать) ряд занятий в тематические блоки, что
обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач.
В программе также предусматривается сочетание традиционных, групповых,
индивидуальных и коллективных занятий, участие в учебно-педагогическом
процессе педагога-хореографа, а также комплекс воспитательных мероприятий:
праздники, встречи с интересными людьми и т.д., совместная работа педагога, детей
и их родителей.
Кроме того, в программу входит концертно-исполнительская деятельность,
план которой составляется с учетом традиционных праздников, важнейших событий
текущего года в соответствии со специфическими особенностями и условиями
учреждения.
На ансамблевых занятиях у детей формируются начальные вокально-хоровые
навыки. Дифференцированная вокальная работа с детьми в малых группах имеет
существенное значение для полноценного коллективного выступления .
Задачи ансамблевого пения заключаются в том, чтобы научить:
•
петь без постоянной поддержки педагога;
•
слушать соседа и себя в ансамбле;
•
артистично и выразительно выступать в малой группе.
Формы и режим занятий. Обучение по данной программе очное.
Формами организации учебной деятельности являются индивидуальные, групповые
и ансамблевые занятия.
Продолжительность учебных занятий определена уставом учреждения,
исчисляется в академических часах и составляет 30 минут для обучающихся
до 8 лет.
Рекомендуемый режим занятий 2 раза в неделю по 1 академическому часу. При
необходимости объединения занятий в пару предусматривается перерыв 10 минут
между занятиями.
Продолжительность учебного года составляет 36 недель в общем
количестве 72 часа.
Начало занятий первого года обучения не позднее 15 сентября.
Окончание занятий – не позднее 31 мая.
Нерабочие и праздничные дни устанавливаются в соответствии с
Постановлениями Правительства РФ.

8

1.2. Цель и задачи
Цель программы: общее музыкальное развитие детей дошкольного возраста
для актуализации их индивидуальных природных данных посредством
обучения пению и знакомства с миром вокального искусства.
Задачи программы:
Обучающие:
• Познакомить с основными понятиями, правилами работы с музыкальным
произведением;
• Формировать певческие умения и навыки;
• Научить ориентироваться в жанровом разнообразии музыкального
творчества;
• Научить импровизировать различные звукоподражания и попевки,
выразительно исполнять знакомые песни с сопровождением и без него.
Развивающие:
• Развивать
музыкальные
способности:
музыкальную
память,
художественно-образное мышление, умение исполнять музыкальное
произведение в соответствии с его замыслом;
• Развивать исполнительские качества – артистизм, эмоциональность;
• Содействовать речевому развитию и раскрытию творческого потенциала
детей.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к музыке, музыкальной культуре, вокальному
исполнительству;
• Приобщать к музыкальному певческому искусству, традициям,
ценностям культуры народов России;
• Формировать такие качества как аккуратность, терпение, доброе
отношение друг к другу, взаимопомощь, умение слушать взрослого и
выполнять его инструкции.
Формирование ключевых личностных и метапредметных компетенций:
Информационно-коммуникативная: развивать коммуникативные
умения и навыки для совместной работы в ансамбле, формировать навыки
оценочного суждения.
Личностного
самосовершенствования:
формировать
навыки
здорового образа жизни, соблюдения режима дня.
Ценностно-смысловая: воспитывать нравственность, гуманное
отношение к окружающему миру, формировать нормы положительного
поведения в социуме.

9

1.3. Планируемые результаты
К концу обучения дети смогут/научатся/овладеют:
Выразительно исполнять знакомые песни, вспомнить и спеть
выученную песню не только на занятии, но и в повседневной жизни;
Петь коллективно и индивидуально, сохраняя правильную осанку;
Соблюдать правила дыхания во время пения;
Петь с педагогом без музыкального сопровождения и самостоятельно в
сопровождении инструмента;
Слушать себя и других во время пения, различать на слух правильное и
неправильное пение, исправлять ошибки;
Отличать звуки по их высоте и длительности, различать движение
мелодии;
Знать названия нот, иметь представление о расположении нот на
нотном стане;
Импровизировать различные звукоподражания, попевки на основе
усвоенных певческих навыков;
Владеть элементарными навыками пения в ансамбле;
Четко проговаривать слова, понимать содержание исполняемых
произведений, участвовать в беседе о музыке;
Повысить свой интерес к музыкальному искусству, традициям,
ценностям культуры народов России.
Также к концу года у детей будут сформированы: аккуратность,
терпение, доброе отношение друг к другу, взаимопомощь, умение слушать
взрослого и выполнять его инструкции, навыки здорового образа жизни,
коммуникативные умения и навыки для совместной работы в ансамбле,
навыки оценочного суждения, гуманное отношение к окружающему миру,
формировать нормы положительного поведения в социуме.
Уровни усвоения программы
Минимальный уровень – обучающийся овладел менее чем ½ объема знаний,
умений и навыков, предусмотренных программой.
Базовый уровень – обучающийся овладел не более ½ объем знаний, умений и
навыков, предусмотренных программой.
Повышенный уровень - объем знаний, умений и навыков
программным требованиям.

соответствует

Творческий уровень - объем знаний превышает программные требования.
Высокая активность в предъявлении результатов своей творческой
10

деятельности (участие в конкурсных и концертных мероприятиях на
различных уровнях).
Формы контроля и проверки результатов.
1.Контрольные и открытые занятия.
2.Беседа.
3.Опрос.
4.Наблюдение.
5.Диагностика индивидуальных способностей ребѐнка.
6.Участие в концертах и праздниках.
1.4. Учебный план, содержание
Основное место в программе отводится практической деятельности.
Репертуарный план составляется с учетом желаний и возможностей детей, если они
соответствуют задачами обучения. Основу репертуара составляют классические
произведения, народные песни, популярная музыка.
Учебный план
№
темы

Наименование
раздела и темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

1

1

-

1

Вводное занятие

2

Диагностика певческого
голоса
Устройство голосового
аппарата.

2

1

1

3

Певческая установка.

2

-

2

4

Основы музыкальной
грамоты.

18

10

8

Организация певческого
дыхания.

4

-

4

6

Атака звука.

3

-

3

7

Интонация.

3

-

3

8

Дикция и артикуляция.

7

-

7

9

Раскрепощение
артикуляционного
аппарата.

4

-

4

5

10
Работа над музыкальными
произведениями.

20

8

12

Формы
контроля
Беседа, опрос.
Диагностика
индивидуальных
способностей
ребѐнка.
Наблюдение.
Опрос, беседа,
наблюдение.
Наблюдение.
Контрольные и
открытые
занятия.
Наблюдение.
Наблюдение.
Опрос.
Наблюдение.
Опрос.
Наблюдение.
Опрос.
Наблюдение.
Контрольные и
открытые
11

№
темы

Наименование
раздела и темы

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Формы
контроля
занятия.

11

Народная песня.

2

-

2

12

Музыкальнодидактические игры.
Слушание музыки.

1

-

1

3

3

-

13
14

15

Концертноисполнительская
деятельность.

1

-

1

Итоговое занятие.

1

-

1

Всего

72

23

49

Опрос.
Наблюдение.
Опрос, беседа,
наблюдение.
Опрос, беседа.
Изучение
и
анализ
творческий
выступлений.

Содержание
1-й год обучения
Раздел 1. Вводное занятие
Теория. Знакомство с детьми, беседа об изучаемом предмете, выявление
интересов детей, ознакомление и инструктаж по технике безопасности.
Беседа о целях и задачах предмета.
Раздел 2. Диагностика певческого голоса. Устройство голосового
аппарата.
Теория. Понятие о строении голосового аппарата. Правила пения, дыхания,
соблюдение гигиены голоса.
Практика.
Диагностика
индивидуальных
способностей
ребѐнка
(прослушивание голосов).
Раздел 3. Певческая установка.
Практика. Установка правильности положения тела при пении стоя и сидя.
Раздел 4. Основы музыкальной грамоты.
Теория. Понятия и основные сведения о звуках по длительности и высоте,
ноты, нотный стан, скрипичный ключ, звукоряд, паузы, интонация шага,
ритмический рисунок, вступление, фраза, темп, мелодия, характер музыки,
аккомпанемент, регистры, динамика музыки (тихо, громко), усиление и
уменьшение звука.
Практика. Дидактические игры, упражнения, попевки.
Раздел 5. Организация певческого дыхания.
Практика. Упражнения на дыхание «Цветочек», «Ветерок» и др.
Раздел 6. Атака звука.
Практика. Упражнения и попевки, отработка атаки звука при разучивании
репертуара.
Раздел 7. Интонация.
12

Практика. Упражнения и попевки на чистоту интонирования при
разучивании репертуара.
Раздел 8. Дикция и артикуляция.
Практика. Упражнения, считалки, потешки, скороговорки, четверостишья,
отработка четкой дикции и артикуляции при разучивании репертуара.
Раздел 9. Раскрепощение артикуляционного аппарата.
Практика. Упражнения на расслабление нижней челюсти, соблюдение
правильного положения во время пения.
Раздел 10. Работа над музыкальными произведениями.
Теория. Знакомство с характером звуковедения (связно, не связно,
отрывисто). Правильное формирование звуков. Кантилена. Понятия высокая
позиция звука в пении, вступление, запев, припев, проигрыш. Разбор
музыкальных произведений (характер, композитор, автор слов, настроение,
смысл, выразительность и т.п.). Понятие художественного образа.
Практика. Пение попевок в разных темпах, характерах. Вокально-речевые
упражнения. Работа над самоконтролем в пении. Исполнение песен с
движениями. Упражнения на выразительность и эмоциональность
исполнения. Отработка мелодически и ритмически сложных мест,
завершения в произведении. Работа над напевностью звучания, фразировкой.
Музыкальные игры на создание художественного образа.
Раздел 11. Народная песня.
Практика. Знакомство и разучивание народных песен (игровые,
хороводные, колыбельные) с использованием простейших народных
инструментов и без них.
Раздел 12. Музыкально-дидактические игры.
Практика. Музыкально-дидактические игры на развитие слуха, голоса,
чувства ритма, музыкальной формы и др.
Раздел 13. Слушание музыки.
Теория. Понятия: композитор, исполнитель, слушатель. Три кита музыки:
песня, марш, танец. Закрепление понятий куплетная форма, вступление,
проигрыш, окончание.
Практика. Слушание вокально-хоровых и инструментальных произведений.
Раздел 14 Концертно-исполнительская деятельность.
Практика. Участие детей в мероприятиях различного уровня, концерты,
праздники.
Раздел 15. Итоговое занятие.
Практика. Заключительный урок-концерт. Подведение итогов за год.

13

2.1. Условия реализации программы
Продолжительность учебного года составляет 36 недель.
Начало занятий не поздне 15 сентября.
Окончание занятий – не позднее 31 мая.
Нерабочие и праздничные дни устанавливаются в соответствии с
Постановлениями Правительства РФ.
Промежуточная аттестация проводится по итогам освоения ДООП за 1-е
полугодие в III декаде декабря, за 2-е полугодие - в мае.
2.2. Календарный учебный график
№

Год обучения

1

Первый

Объем
часов
72

учебных Всего
недель
36

учебных Режим работы
2 р х 1 ч=2 ч

2.3. Формы аттестации
предусматривает
следующие

Программа
виды
аттестации
обучающихся:
- входная (предварительная) аттестация проводится в целях
выяснения уровня готовности ребенка и выявления его индивидуальных
особенностей (интересов, первичных умений и навыков, мотивации для
занятий и т.д.). Проводится в начале учебного года в форме наблюдения,
беседы и прослушивания;
- текущая аттестация проводится в целях оценки качества усвоения
обучающимися содержания отдельных разделов образовательной программы
и проводится по окончанию раздела в форме беседы, опроса, наблюдения,
контрольных и открытых занятий;
- промежуточная аттестация проводится в целях оценки степени и
уровня усвоения обучающимися образовательной программы в целом и
проводится за 1-е полугодие в III декаде декабря, за 2-е полугодие - в мае в
форме беседы, открытых и контрольных занятий, анализа творческих
выступлений, участия в концертах, праздниках.
Проведение аттестации учащихся по итогам 1 и 2 полугодия
Формы аттестации:
КЗ-контрольное занятие
ВТ-выступления
2.4. Оценочные материалы
Мониторинг результатов обучения по образовательной программе
(результаты выполнения образовательных задач)
Критерии

Минимальный

Базовый

Повышенный

Творческий
14

уровни
Количество
выученных
произведений
за год (учебнотренировочны
й материал и
концертный
репертуар)
Музыкальнослуховые
представления
и вокальноинтонационны
е навыки

5-6

8

10

Свыше 10

Не может
воспроизвести
голосом
предложенную
мелодию,
песню.

Повторяет
предложенную
мелодию, песню с
затруднением.

Повторяет
предложенную
мелодию, песню
(может
присутствовать
некоторая
неуверенность).
Поет попевку
без поддержки
инструмента без
ошибок (может
присутствовать
некоторая
неуверенность).
Может
импровизироват
ь предложенные
педагогом
звукоподражани
я и попевки
(может
присутствовать
некоторая
неуверенность).

Свободно
повторяет
предложенну
ю мелодию,
песню.

Не может петь
попевку без
поддержки
инструмента.

Поет попевку
без поддержки
инструмента с
небольшими
ошибками.

Не может
импровизироват
ь предложенные
педагогом
звукоподражани
я и попевки.

Может
импровизироват
ь предложенные
педагогом
звукоподражани
я и попевки с
помощью
педагога.

Уверенно и точно
поет попевку без
поддержки
инструмента.

Свободно
импровизирует
звукоподражания
и попевки,
самостоятельно
сочиняет и
применяет в
повседневной
жизни небольшие
песенки-попевки.

(результаты выполнения развивающих задач)
Критерии
Уровни
Уровень
развития
исполнительских
качеств

Уровень
развития речи
при исполнении
репертуара и
обсуждении
прослушанных
произведений

Минимальный

Базовый

Повышенный

Творческий
При исполнении
песен очень
выразителен,
способен
самостоятельно
выражать
эмоции.
Понимает
содержание
исполняемого
произведения.
Имеет богатый
словарный запас.
Обладает

При исполнении
песен не
эмоционален, не
выразителен,
скован.

При
исполнении
песен мало
эмоционален и
выразителен.

При исполнении
песен эмоционален
и выразителен.

Не понимает
содержания
исполняемого
произведения.
Речь обедненная,
говорит и поет,
искажая слова,

Понимает
содержание
исполняемого
произведения.
Словарный
запас
ограничен.

Понимает
содержание
исполняемого
произведения.
Словарный запас
соответствует
возрасту. Дикция и

15

плохая дикция и
артикуляция.

Уровень
музыкальных
способностей

Плохая
музыкальная
память. Не
способен
определять даже
знакомые
музыкальные
произведения на
слух.

Дикция и
артикуляция
недостаточно
развиты.
Обладает
недостаточным
объемом
музыкальной
памяти. Может
определять на
слух некоторые
знакомые
произведения.

артикуляция
развиты
достаточно.

хорошей
дикцией и
артикуляцией.

Обладает хорошей
музыкальной
памятью. Без труда
определяет на слух
знакомые
музыкальные
произведения.

Обладает очень
развитой
музыкальной
памятью. Быстро
осваивает
материал. Легко
определяет на
слух
музыкальные
произведения.

(результаты выполнения воспитательных задач)
Критерии
Уровни
Отношение к
музыкальной
культуре.

Минимальный

Базовый

Повышенный

Творческий

Не проявляет
интереса к
музыке.
Имеет
небольшой
музыкальный
опыт.

Любит
слушать и
исполнять
определѐнные
музыкальные
произведения.

Любит слушать
музыку, с
желанием ходит
на концерты.
Заинтересован в
выборе
репертуара.

Отношение к
обществу

Знает правила
поведения в
обществе, но
испытывает
затруднения в
общении.
Пассивен на
занятиях.

Знает правила
поведения, но
иногда их не
соблюдает.

Проявляет
интерес к
событиям,
переживает
успехи и
неудачи.
Заинтересованно
работает на
занятии

Интересуется
разнообразием
вокальной
музыки. Любит
посещать
концерты
творческих
коллективов.
Общественно
активен,
инициативен. К
проявлению силы
он относится
отрицательно.
На занятии
активен,
занимается с
увлечением.

Отношение к учебной
деятельности

Проявляет
интерес к
определѐнным
заданиям.

Показатели сформированности ключевых компетенций
Критерии
Уровни
Личностного
самосовершенствова
ния

Информационно –
коммуникативная

Низкий
Не соблюдает
режим дня,
правила
гигиены
выполняет
после
напоминания.
Знает правила
общения со

Достаточн
ый
Соблюдает
режим дня,
правила
гигиены;
нормы
ЗОЖ.

Умеет
общаться

Оптимальный

Высокий

Соблюдает нормы
ЗОЖ,
противостоит
вредным
привычкам.

Соблюдает нормы
ЗОЖ, противостоит
вредным
привычкам. Умеет
организовать свое
свободное время,
досуг.

Коммуникабелен,
комфортно

Легко идет на
контакт, интересен
16

взрослыми и
сверстниками,
малокоммуникабелен.

Ценностно смысловая

со
сверстника
ми,
взрослыми,
вести
диалог.
Умеет понимать Понимает и
правила
выполняет
поведения, но не правила
всегда их
поведения
выполняет.
в социуме.

чувствует себя в
коллективе.

в общении.
Проявляет
лидерские
качества.

Умеет строить
положительные
межличностные
отношения.

Умеет выражать
гуманное
отношение к
окружающему
миру, эстетические
чувства, строить
положительные
межличностные
отношения.

2.5. Кадровое обеспечение
Программа может быть реализована одним педагогом дополнительного
образования, имеющим высшее образование или среднее профессиональное
образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего
образования и специальностей среднего профессионального образования
«Образование и педагогические науки». Также к реализации дополнительной
общеразвивающей программы могут быть допущены лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям
подготовки,
соответствующим
направленности
дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие
промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения, прошедшим
обязательный медицинский осмотр (обследование) и не имеющем
ограничений к занятию педагогической деятельностью, установленных
законодательством Российской Федерации.
2.6. Материально-техническое обеспечение
Для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «С песенкой по лесенке» необходимо следующее:
•
помещение: учебный кабинет, соответствующий требованиям СанПиН
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
•
перечень оборудования (мебели) учебного помещения для
индивидуальных занятий: классная доска 1 штука, стол и стул для педагога,
стулья для обучающихся, 2 шкафа для хранения наглядных и дидактических
пособий, учебных материалов;
•
перечень технических средств обучения: ноутбук для педагога,
фортепиано, музыкальный центр;
17

•
перечень материалов, необходимых для занятий:
нотный,
теоретический,
познавательный
материал;
детские
музыкальные
инструменты по количеству исполнителей (треугольник, ложки, трещотки,
металлофоны, колокольчики, бубны).
Информационное обеспечение:
•
фонотека с записями музыкальных произведений.
2.7. Методическое обеспечение
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
является частью учебно-методического комплекса, который представляет
собой целостную систему учебно-методических документов и материалов,
обеспечивающих образовательный процесс:
•
календарно-тематический план;
•
специальные учебные пособия; нотный и дидактический материал;
•
фонотека с записями музыкальных произведений разных жанров;
•
печатные издания по направлению деятельности.
Методы организации учебно-познавательной деятельности.
Словесный метод - знакомство с музыкальным произведением,
композитором, объяснение основ музыкальной грамоты, ответы детей на
вопросы педагога.
Метод анализа и сравнения – слушая сравнивать и анализировать отдельные
фрагменты произведения.
Метод обобщения - определять идею произведения.
Репродуктивный метод – воспроизведение и повторение способа по заданию
педагога.
Объяснительно-иллюстративный метод – сообщение информации устно, с
помощью наглядных средств, практического показа способов деятельности.
Методы стимулирования и мотивации музыкальной деятельности – метод
эмоционального воздействия, создание эффекта удивления, ситуаций успеха.
Создание игровых, проблемно-поисковых ситуаций, дискуссий, творческие
задания.
Активные методы обучения – проектная деятельность, интегрированные
занятия, использование ИКТ.
Форма учебных занятий:
 Беседа
 Слушание музыки
 Занятие-концерт
 Конкурсы
 Игра – путешествие
 Открытые занятия
18

 Праздники
Основные формы проведения занятий – индивидуальная и групповая.
Методические рекомендации по проведению занятия.
Схема построения занятия:
1.Настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над
певческим дыханием (2-3 минуты).
2.Дыхательная гимнастика.
3.Распевание.
4.Пение вокализов.
5.Работа над произведением.
6.Анализ занятия.
Всѐ постепенно и последовательно усложняется в соответствие с
программой.
Список литературы
Программмы
1. Дополнительная образовательная программа оркестра народных
инструментов «КАЛИНКА» /сост. С.А. Третьякова. – 2023.
2. Программа педагога дополнительного образования. От разработки до
реализации /сост. Н.К. Беспятова. – М.: Айрис-Пресс, 2003.
Литература для педагога
1. Бергер Н. Как научиться играть песенку за 10 минут. – СПб.: Питер,
2014. – 32 с.
2. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. – М.: Музыка, 1986.
3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение,
1967. – 415 с.
4. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. пособие для студентов
пед. ин-тов по спец. «Дефектология». – М.: Просвещение, 1985. – 191 с.
5. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном
воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и муз. руководителей
дет. садов. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.
6. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. Для
учащихся пед. училищ по спец. «Дошкольное воспитание»/ Н.А. Ветлугина,
И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; под ред. Н.А. Ветлугиной. – 3-е
изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.
7. Петрушин В.И. Слушай. Пой. Играй: пособие для музыкального
самообразования. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – ISBN 5-69100138-8.
19

8. Радынова О.П. Слушаем музыку: Кн. для воспитателя и муз.
руководителя дет. сада. – М.: Просвещение, 1990. – 160 с.
9. Роот З.Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного
возраста: Пособие для музыкальных руководителей. – М.: Айрис-пресс, 2004.
– 64 с.
10.
Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у
детей 5-6 лет: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада/ Сост. Т.М.
Орлова, С.И. Бекина. – М.: Просвещение, 1987. – 144 с.

Электронные Интернет-ресурсы:
1.lubimiedeti/ru Классическая музыка для детей.
2. youtube.com Сольфеджио. Ритмические сказки.
3.www/muz-urok/ru vocal muzika Вокальная музыка-детям о музыке.
4. youtube.com Тютюнникова Т.Э.
5. youtube.com Картушина М.Ю.
Литература для обучающихся и родителей
1. Абелян Л. Как Рыжик научился петь. Учеб пособие для детей
дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Советский композитор,
1989. – 32 с.
2. Бергер Н. Как научиться играть песенку за 10 минут. – СПб.: Питер,
2014. – 32 с.
3. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. – М.: Музыка, 1986.
4. Кленов Арк. С. Там, где музыка живет. – 2-е изд. – М.: Педагогика,
1986. – 152 с.
5. Радынова О.П. Баюшки-баю: Слушаем и поем колыбельные песни. –
М.: ВЛАДОС, 1995. – 296 с.
Электронные Интернет-ресурсы:
1.lubimiedeti/ru Классическая музыка для детей.
2. youtube.com Сольфеджио. Ритмические сказки.
3.www/muz-urok/ru vocal muzika Вокальная музыка-детям о музыке.
4. youtube.com Тютюнникова Т.Э.
5. youtube.com Картушина М.Ю.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».