Театральный калейдоскоп

1

Информационная карта ДООП
I.
II.
III.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
IV.
4.1.

4.2.

Дополнительная
общеобразовательная
Наименование
общеразвивающая программа «Театруля»
программы
Направленность Художественная
Сведения об авторе составителе
ФИО
Боряк Наталья Фѐдоровна
Год рождения
20.11.1959 г.
Образование
Высшее
Место работы
МАУ ДО «ДД(Ю)Т»
Должность
Педагог дополнительного образования
Электронный
адрес
Сведения о программе
Нормативная база 1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
(отдельные
образовании в Российской Федерации»;
основные
2.
«Стратегия развития воспитания в Российской
документы)
Федерации на период до 2025 года» (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 № 996-р);
3.
Постановление
Главного
государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
4.
Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
5.
Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (письмо
Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18 ноября 2015 года № 09-3242);
6.
Устав и другие локальные акты МАУ ДО
«ДД(Ю)Т».
Объем и срок 1 год 36 часов
освоения
программы
2

4.3.
4.4.
4.5.

Форма обучения
Возраст
обучающихся
Особые категории
обучающихся
Вид программы
Ведущие формы и
виды
деятельности

Очная
5 - 7 лет
нет

модифицированная
Наглядные методы: демонстрация (показ) картинок,
игры, наблюдение.
Словесные методы: беседа; объяснение, диалог,
сказки, стихотворения.
Практические методы: игры и упражнения,
формирование
правильной
артикуляции,
интонационной выразительности и логики речи ;
репетиции и показ инсценировки.
Методы поощрения: похвала, одобрение, награждение
и т.п.
Входная аттестация (беседа, наблюдение) для
VI. Формы
выявления индивидуальных особенностей ребенка
мониторинга
результативности (интересов, первичных умений и навыков, мотивации).
Текущая аттестация (наблюдение, игра, соревнование,
контрольный урок, самооценка).
Промежуточная аттестация по полугодиям (беседа,
самостоятельная работа.).
Программа рекомендована к реализации в 2023-2024
VII. Дата
учебном году, протокол ПС № 3 от « 16 » мая 2023 г.
утверждения
последней
корректировки
4.6.
V.

3

Содержание
Титульный лист
Информационная карта ДООП…………………………………………3
1. Комплекс основных характеристик ДООП
1.1.Пояснительная записка ………………………………………………..6
1.2.Цель, задачи программы ………………………………………...........10
1.3.Планируемые результаты. Уровни усвоения программы…………...11
1.4.Учебный план, содержание ………………………..………………….12
2. Комплекс организационно-педагогических условий ДООП
2.1. Условия реализации программы ………………….………………….17
2.2. Календарный учебный график ………………………………….……17
2.3. Формы аттестации ………………………………………………….…17
2.4. Оценочные материалы ………………………………………….…….17
2.5. Кадровое обеспечение …………………………………………..…….20
2.6. Материально-техническое обеспечение ……………………..………20
2.7. Методическое обеспечение программы ……………………….…….20
2.8. Список литературы для педагога и обучающихся …………………..23

4

1.1.

Пояснительная записка

Программа имеет художественную направленность.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2.
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
3.
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015 № 996-р);
4.
Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка»
(утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту
«Образование» 07 декабря 2018 г., протокол № 3);
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования,
основным программам профессионального обучения, дополнительным
общеобразовательным программам»;
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
18.09.2020 № 508 «Об утверждении Порядка допуска лиц, обучающихся по
образовательным программам высшего образования, к занятию
педагогической деятельностью по общеобразовательным программам»;
9.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
10. Методические
рекомендации
по
проектированию
5

дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства
образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 093242);
11. Устав и другие локальные акты МАУ ДО «ДД(Ю)Т».
В нашем современном мире, насыщенном информацией и стрессами,
душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства. Театральная
деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она
близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое
отражение, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление
из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и
действия. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать
тому, что видел и что его заинтересовало и, получая при этом огромное
эмоциональное наслаждение.
Театр - это огромный, прекрасный и многоликий мир, в котором ребенок
радуется, играя, а в игре он познает мир. Театр – это мир звуков, образов,
мир полный сказки и волшебства.
Синтетический характер театрального искусства позволяет в полной мере
решать задачу развития личности ребенка, ведь именно театр, объединяющий
в себе различные виды искусства, становится для детей тем волшебным
краем, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир.
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких
условий, которых каждый ребѐнок мог бы проявить свои эмоции, чувства,
желания и взгляды, причѐм не только в обычном разговоре, но и публично не
стесняясь присутствия посторонних слушателей. В этом огромную помощь
могут оказать театрализованные игры.
Воспитательные возможности театральной деятельности широки.
Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всѐм его
многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные
вопросы заставляют их думать, анализировать. В процессе работы над
выразительностью реплик, персонажей, собственных высказываний
незаметно активизируется словарь ребѐнка, совершенствуется звуковая
культура его речи, еѐ интонационный строй.
Театральные игры развивают эмоциональную сферу ребѐнка, позволяют
формировать социально-нравственную направленность (дружба, доброта,
честность, смелость и др.).
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является
источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка,
приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный зримый результат.
Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную
6

сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать
разыгрываемые
события.
Таким образом, театральная деятельность помогает всесторонне
развивать ребѐнка.
Актуальность программы определяется обострившейся в настоящее
время проблемой нравственного воспитания детей. Низкий художественный
уровень многих телевизионных передач, обилие безнравственной рекламы на
улицах и экранах телевизоров, развитие новых информационных технологий
при деградации их идейного содержания – все это негативно влияет на
духовно-нравственное состояние детей.
Новизна данной образовательной программы опирается на понимание
приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие
природных детских способностей: фантазию, воображение, внимание,
контактность. Она дополняет базовую наличием дополнительных
образовательных задач художественно - эстетической направленности.
Педагогическая целесообразность.
Программа направлена на
расширение содержания базового компонента образования, овладение
детьми дополнительными знаниями, умениями и навыками. В дошкольном
возрасте дети подражательны, не самостоятельны, творчество проявляется
незначительно. Дети повторяют за педагогом, за другими детьми рассказ,
рисунок, образ. Данная программа направлена на развитие у детей
самостоятельности в художественном творчестве, активности
Принципы. Процесс обучения по данной программе строится на общих
дидактических и
специфических принципах: систематичности и
последовательности; организация и последовательная подача материала («от
простого к сложному», «от легкого к трудному»). При систематичном
подходе педагогическая система работы с детьми рассматривается как
совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования,
субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и
формы педагогического процесса и предметно-развивающая среда. В рамках
личностного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на
естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала
личности, создания для этого соответствующих условий.
Культурологический подход обусловлен объективной связью человека
с культурой как системой ценностей. Талантливый ребенок не только
развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто
принципиально новое, т. е. он становится творцом новых элементов
культуры.
7

Данная
программа предназначена для работы с детьми старшего
дошкольного возраста (5-7 лет) и является дополнительным видом
образования в форме кружковой работы. Программа рассчитана на 1 год
обучения. Всего по программе рассчитано 36 часов, занятия проводятся 1 раз
в неделю по 1 часу.
Основные направления программы:
1.Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие
игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками
и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к
перевоплощению;
театрализованные
игры
на
развитие
воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.
2.Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и
упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания,
формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и
логики речи, сохранение русского языка.
Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции,
артикуляционная
гимнастика;
игры,
позволяющие
сформировать
интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными
интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения,
направленные на совершенствование логики речи.
3.Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для
овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном
искусстве:
 Что такое театр, театральное искусство;
 Какие представления бывают в театре;
 Кто такие актеры;
 Какие превращения происходят на сцене;
 Как вести себя в театре.
4.Работа над инсценировками. Базируется на
сказках,
стихотворениях и включает в себя темы «Знакомство с текстом» (совместное
чтение) и «Этюды и миниатюры» (выбор инсценировки и обсуждение ее с
детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с
импровизированным текстом; репетиции и показ инсценировки; обсуждение
выступления с детьми). К работе над инсценировками привлекаются
родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).
5.Здоровьесберегающие технологии
• дыхательная гимнастика
8

• артикуляционная гимнастика
• физкультминутки, динамические паузы, подвижные игры.
1.2. Цель, задачи программы
Цель:
Приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, развитие
творческих способностей личности через театрализованную деятельность.
Задачи программы:
1. Образовательные:

приобщить детей к театральной культуре, обогатить их
театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве,
театральных профессиях, костюмах, атрибутах;

научить импровизировать в играх - драматизациях на темы
знакомых сказок;

научить выстраивать линию поведения в роли, используя
атрибуты, детали костюмов, маски;

научить мышечному контролю и снятию зажимов;

научить основам актерского мастерства и технике речи.
2. Развивающие:
 развивать интерес к театрализованной игре, желание
попробовать
себя в разных ролях;

развивать память, внимание, воображение, фантазию ,
чувство ритма;

развивать желание выступать перед родителями;

развивать речь у детей и корректировать ее нарушения
через театрализованную деятельность.
3.Воспитательные:

формирование у детей умения поступать в соответствии с
нравственными ценностями коллектива;

формирование культуры общения и поведения на занятиях;

формирование представлений о
доброте, воспитание
отрицательного
отношения к жестокости, хитрости, трусости;

воспитание артистических качеств, раскрытие творческого
потенциала;

формирование чувства свободно вести себя на сцене.

9

1.3.

Планируемые результаты

Дети 5-6 лет
узнают:
- 5-8 скороговорок;
- театральные профессии и театральное оснащение сцены;
- основы актерского мастерства
овладеют:
- умением снимать напряжение с отдельных групп мышц;
- умением произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и
беззвучно;
- 5—8 артикуляционными упражнениями.
научатся;
- выразительно прочитать наизусть стихотворный текст;
- действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно;
- запоминать заданные позы;
- правильно и четко произносить слова и скороговорки с нужными
интонациями.
Уровни усвоения программы.
Низкий – Не проявляет интерес к театральной деятельности. Различает
эмоциональные
состояния,
но
использует
различные
средства
выразительности с помощью педагога. Пересказывает с помощью педагога.
Затрудняется в произношении скороговорок. Не знает точного названия
театральных профессий и терминов. Не владеет навыками выразительного
чтения.
Средний – Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и
может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.
Выполняет свободно и без помощи педагога простейшие физические
действия. Проявляет интерес к театральной деятельности. Знает 5
скороговорок. Владеет 5 артикуляционными упражнениями. Владеет
театральной терминологией.
Высокий –Творчески применяет в инсценировках знания о различных
эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные
средства выразительности. Имеет богатый словарный запас. Быстро
запоминает текст. Владеет комплексом артикуляционной гимнастики.
Самостоятельно импровизирует и определяет характер персонажа.
Правильно и четко произносит 7-8 скороговорок. Проявляет устойчивый
интерес к театральной деятельности.
10

1.4. Учебный план
№
п/п
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.6.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4
2.6
2.8
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4
3.5

3.8
3.9
4.
4.1.
4.2.

4.3.
4.4
4.5
4.6

Тематика занятий

Основы театральной культуры
Мониторинг.
Закулисье.
Пока занавес закрыт.
Мы пришли в театр.
Играем в театр.
Художественно – речевая
деятельность
С чего начинается голос. Голос внутри
меня. Интонации.
Артикуляционная гимнастика.
Считалки.
Работа над дикцией. Скороговорки.
Мимика и жесты. Разговор взглядов
Язык чувств. Эмоции.
Мир предметов. Мир животных.
Театрально- игровая деятельность
Развиваем внимание, память.
Развиваем фантазию, воображение
Предлагаемые обстоятельства «Если
бы…»
Простые физические действия.
Действия с воображаемым предметом.
Снятие зажимов. Построение
позвоночника. Оживание. Координация
движений.
Построение – перестроение. Заданный
ритм. Движение в пространстве.
Движение и музыка.
Работа над инсценировками
Пальчиковый театр.
Подготовка инсценировки «Репка на
новый лад». Чтение и пересказ сюжета,
последовательность действий.
Репетиция сказок.
Репетиция сказок
Репетиция сказок
Подготовка инсценировки «Теремок»
Чтение и пересказ сюжета,
11

Количество учебных часов
Теория Практик
Всего
а
2
5
7
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
3
6
9
1

1
2

2

1
1
1
1
7
1
1
1

2
1
1
2
9
1
1
1

1

1

1

1

2

1

1

2

2

1
9
1

1
11
1
1

1
1
1
1

1
1
1
2

1

1
2

1

1

Формы
контроля

4.8
4.9
4.1
0
4.1
1

последовательность действий
Репетиция сказки.
Репетиция сказки.
Репетиция сказки.

1
1
1

1
1
1

Выступление перед родителями

1

1

27

36

ИТОГО:

9

Содержание.
Раздел 1. Основы театральной культуры.
Тема 1.1. Мониторинг.
Теория. Выявление знаний детей в области театральной деятельности,
посредством диагностических упражнений.
Практика. Скороговорки на владение выразительностью речи, задания на
способность сопереживать героям, упражнения на создание образа с
использованием мимики, жестов, движения.
Тема 1.2. Закулисье.
Теория. Понятие «Театр», театральные термины – сцена, кулисы, занавес,
партер, балкон, декорации.
Практика. Игры: «Где мы были мы не скажем, а что делали -покажем»,
«Сам себе режиссер», «Волшебник».
Тема 1.3. Пока закрыт занавес.
Теория. Понятие «театральные профессии», беседа, как создается спектакль.
Практика. Этюды на создание образов животных, игра «Море волнуется».
Тема 1.4. Мы пришли в театр.
Теория. Рассказ о театре. Иллюстрации. Как вести себя в театре. Понятие –
касса, билет.
Практика. Игры «Прогулка», «Театр», упражнение «Узнай и покажи»,
Тема 1.5. Мы пришли в театр.
Практика. Игры и упражнения – «Отгадай, кто герой?», «Кто как ходит»,
«Запрещенное движение».
Тема 1.6. Мы играем в театр.
Практика. Игры и упражнения- «Что слышно?», «Цветочный магазин», «Я
помогаю маме».
Тема 1.7. Мы играем в театр.
Практика. Игры и упражнения - «Затейник», «И я тоже!»
Раздел 2. Художественно – речевая деятельность.
Тема 2.1. С чего начинается голос. Голос внутри меня. Интонации.
12

Теория. Понятие – голос, его значение в жизни человека, понятие –
интонация.
Практика. Мычание, гласные-согласные, разминка на звуке. Упражнение на
дыхание «Эхо», «Насос». Упражнения на интонации (грусть, веселье, испуг,
жалость)
Тема 2.2. Артикуляционная гимнастика. Считалки.
Теория. Для чего нужна гимнастика, как ею пользоваться.
Практика. Артикуляционная гимнастика, упражнения «Пятачок -улыбка»,
«Лопата, иголка, чаша», «Хомячок», «Рожицы», «Спрячь конфетку», «Чистка
зубов». Считалка «Шла лисичка по тропинке», «Аты –баты, шли солдаты».
Тема 2.3. Работа над дикцией. Скороговорки.
Практика. Скороговорки «Коси коса, пока роса», «Наш Полкан попал в
капкан» (тихо, громко, шепотом, с разными интонациями, в разном темпе).
Тема 2.4. Мимика и жесты. Средства выразительности.
Теория. Понятие – средства выразительности, мимика и жесты.
Практика. Этюды на выражение эмоций и жеста «Стыдно», «Опять
победитель», «Превращение предмета».
Тема 2.5. Мое настроение. Разговор взглядов.
Практика. Игра «Зеркало», «Пойми меня», «Одно и тоже по- разному».
Тема 2.6. Язык чувств. Эмоции.
Теория. Понятие – «эмоция – зеркало души», как с помощью эмоций заявить
о себе.
Практика. С помощью персонажей сказок выражаем чувства: гнев, страх,
радость, удивление и т.д.
Тема 2.7. Этот странный взрослый мир. Умение видеть и понимать
старших.
Теория. Понятие – взрослый мир, мир детства.
Практика. Упражнение «Скульптор – глина», «У врача», «В магазине».
Тема 2.8. Мир предметов. Мир животных.
Теория. Понятие – природа. Как происходит общение в природе, что мы
знаем о законах природы и природа внутри меня.
Практика. Упражнения и игры по заданию педагога. «Прогулка», «Оживи
предмет»,
Тема 2.9. Я – волшебник (мои чувства и желания)
Практика. Упражнения «Переход», «Походки», наблюдение по памяти. «Я»
в предлагаемых обстоятельствах.
Раздел 3. Театрально- игровая деятельность.
Тема 3.1. Развиваем внимание, память.
Теория. С помощью психофизических упражнений уметь концентрировать
13

внимание.
Практика. Игры на внимание – «Следи за стрелкой», «Найди предмет»,
«Слушай хлопки», «Гора, тропинка, ямка». Игры на развитие зрительной
памяти - «Три изменения», «Найди, но промолчи», «День семерки»,
Тема 3.2. Развиваем фантазию, воображение.
Теория. Понятие фантазия, воображение, вымысел, обман.
Практика. Игры и упражнения «Ручной мяч», «На рыбалке», «Где мы
были», «Море волнуется раз», «Цветочный магазин».
Тема 3.3. Предлагаемые обстоятельства «Если бы…»
Практика. Этюды по заданию педагога. «Магазин игрушек», «Зоопарк»,
«Аквариум».
Тема 3.4. Простые физические действия. Действия с воображаемым
предметом.
Практика. Упражнения с воображаемым предметом. Действия с реальным
предметом в условиях вымысла. Упражнение «Печатная машинка»,
«Тяжелый предмет», «Еда».
Тема 3.5. Снятие зажимов. Построение позвоночника. Я- мир.
Теория. Понятие - сценическое движение, мускульная свобода. Умение
правильно расходовать мышечную энергию. Умение напрягать и
расслаблять мышцы ног, рук, туловища, лица.
Практика. Упражнения на освобождение мышц, физических зажимов
«Непогода», «Воздушный шар», «Перенеси предмет», «Снежинка».
Тема 3.6. Оживание. Координация движений.
Практика. Снятие телесных зажимов. Перекат напряжения из одной части
тела в другую.
Упражнения на координацию движений, имитация и сочинение различных
необычных движений.
Тема 3.7. Движение в пространстве.
Практика. Пространственная ориентация в классе, на сцене. Понятие –
«центр зала, сцены». Равномерно размещаемся по площадке, двигаемся в
разных темпах, не сталкиваемся друг с другом. Игры «Гипнотизер», «Хаос»,
Молекулы».
Тема 3.8. Построение – перестроение. Заданный ритм.
Практика. Виды построения: линия, шеренга, колонна, диагональ, круг,
треугольник, квадрат, интервалы. Темпо –ритм. Упражнения на
перестроение без голоса, перестроение по счету и в разном темпе.
Тема 3.9. Движение и музыка.
14

Практика. Упражнения на перестроение под музыку. Сочинение образа под
музыку на тему: «Сказочный мир», «Космос», «На другой планете».
Раздел 4. Работа над инсценировками.
Тема 4.1. Подготовка инсценировки «Репка», «Теремок». Пальчиковый
театр.
Теория. Устное народное творчество. Сказка. Знакомство со сказкой с
помощью пальчикового театра.
Практика. Поведение героев, передача игрового образа мимикой и жестами.
Тема 4.2. Пересказ сюжета, последовательность действий.
Теория. Чтение текста. Распределение ролей.
Практика. Пересказ текста. Работа над образом.
Тема 4.3. Репетиция сказки.
Практика. Работа над текстом. Поведение в сценических условиях.
Тема 4.4. Репетиция сказки.
Практика. Работа над выразительной интонацией.
Тема 4.5. Репетиция сказки.
Практика. Репетиция в костюмах, с реквизитом.
Тема 4.6. Подготовка инсценировки «Волк и семеро козлят», «Красная
шапочка», «Три поросенка».
Теория. Знакомство со сказкой с помощью пальчикового театра. Чтение
текста.
Практика. Поведение героев, передача игрового образа мимикой и жестами.
Тема 4.7. Чтение и пересказ сюжета, последовательность действий.
Теория. Распределение ролей. Поведение в сценических условиях.
Практика. Пересказ текста. Работа над образом.
Тема 4.8. Репетиция сказки.
Практика. Работа над образом мимикой и жестами.
Тема 4.9. Репетиция сказки.
Практика. Работа над поведением героя, в предлагаемых условиях.
Тема 4.10. Репетиция сказки.
Практика. Репетиция в костюмах, с реквизитом.
Тема 4.11. Выступление перед родителями.
Практика. Инсценировка сказки на зрителя
2.1. Условия реализации программы
Продолжительность учебного года составляет 36 недель.
Начало занятий первого года обучения не поздне 15 сентября.
Окончание занятий – не позднее 31 мая.
Нерабочие и праздничные дни устанавливаются в соответствии с
Постановлениями Правительства РФ.
15

Промежуточная аттестация проводится по итогам освоения ДООП за 1-е
полугодие в III декаде декабря, за 2-е полугодие - в мае.

№
1

2.1. Календарный учебный график
Год обучения Объем учебных Всего
учебных Режим работы
часов
недель
Первый
36
36
1р х 1 ч =
1ч
2.3.Формы аттестации
предусматривает
следующие

Программа
виды
аттестации
обучающихся:
- входная (предварительная) аттестация проводится в целях
выяснения уровня готовности ребенка и выявления его индивидуальных
особенностей (интересов, первичных умений и навыков, мотивации для
занятий и т.д.). Проводится в начале учебного года в форме наблюдения и
беседы;
- текущая аттестация проводится в целях оценки качества усвоения
обучающимися содержания отдельных разделов образовательной программы
и проводится по окончанию раздела в форме наблюдения, практической
работы, игры, соревнования, выставки, самооценки детей;
- промежуточная аттестация проводится в целях оценки степени и
уровня усвоения обучающимися образовательной программы в целом и
проводится за 1-е полугодие в III декаде декабря, за 2-е полугодие - в мае в
форме беседы, самостоятельной работы, выставки.
2.4. Оценочные материалы
ОЦЕНКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ
ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Информационно – коммуникативная
компетентность.
уровни

Низкий
(минима
льный)

стандарт

Знание
элементар
ных норм,

Критерии,
формы, методы
диагностики

Критерии,
формы, методы
диагностики

Младший
школьник
Знает
наблюд
правила
ение
общения
16

Подросток
Умеет
строить
монолог,

Критерии,
формы, методы
диагностики

Старший
школьник
Наблюд Умеет
Наблю
ение,
элементар дение,
сравнен но
сравнен

правил,
принципо
в
Достаточ
ный
(Базовый
)

Оптимал
ьный
(Повыше
нный)

со
взрослым
ии
сверстни
ками
Усвоение, Умеет
применен вступать
ие
в диалог
элементар с
ных норм, собеседн
правмл по иком;
инициатив умеет
е
слушать
«извне»(п собеседн
едагога,
ика.
родителя)
Эмоциона Умеет
льная
строить
значимост монологи
ь
ческие
(ситуатив высказыв
ное
ания
проявлени
е)

Высокий
(творчес
кий)

Поведение
,
построени
е на
убеждени
и:
осознание
значения
смысла и
цели

уровни

стандарт

Низкий
(минима

Знание
элементар

Умеет
элемента
рно
обоснова
ть
собствен
ное
суждение

высказыв
ания

ие

обосноват ие,
ь,
анализ
высказыва
ть

Наблю
дение,
сравнен
ие

Умеет
элементар
но
обосноват
ь
высказыв
ания

Наблюд
ение,
сравнен
ие,
анализ

Способно
сть поиска
частичной
информац
ии

Наблю
дение,
сравнен
ие,
анализ

Наблю
дение,
сравнен
ие,
анализ
ситуац
ий

Способно
сть
поиска
определен
ной части
информац
ии по
заданной
теме.

Наблюд
ение,
сравнен
ие,
анализ

Способно
сть к
содержате
льному
общению

Наблю
дение,
сравнен
ие,
анализ
ситуац
ий.

Самостоя
тельное
определен
ие темы
информац
ии для
поиска и
ее
реализаци
и

Самоан
ализ,
анализ
продук
та
деятель
ности

Наблю
дение,
тренинг
и,
дискусс
ии,
диспут
ы.
Ролевы
е игры,
мозгово
й
штурм
Каталог
и,
фоноте
ка,
картоте
ка

Критерии,
формы, методы
диагностики
Младший
школьник
Умение Наблю
понима дение,

Способно
сть
самостоят
ельно
собирать,
хранить и
использов
ать
информац
ию,
создавать
базы
данных
Общекультурная компетентность
Критерии,
формы, методы
диагностики
Подросток
Способно
сть видеть
17

Наблюд
ение,

Критерии, формы,
методы диагностики
Старший
школьник
Способно
сть

Самоанал
из

льный)

ных норм,
правил,
принципо
в

Усвоение,
применен
ие
элементар
ных норм,
правил по
инициати
ве
«извне»(п
едагога,
родителя)
Оптимал Эмоциона
льная
ьный
(Повыше значимост
ь
нный)
(ситуатив
ное
проявлен
ие)
Высокий Поведени
(творчес е,
построени
кий)
е на
убеждени
и:
осознание
значения
смысла и
цели
Достаточ
ный
(Базовы
й)

ть
элемент
арные
нормы,
правила
,
принци
пы
.Умени
е
высказ
ывать

словес
ные,
игровы
е,
нагляд
ные
методы
.
Наблю
дение,
словес
ные,
игровы
е,
нагляд
ные
методы

и
понимать
окруж.
мир и
свою роль
в нѐм

игровые
методы

влиять,
изменять

Способно
сть к
взаимодей
ствию

Наблюд
ение,
игровые
методы

Способно
сть к
самостоят
ельному
взаимодей
ствию

Самоконт
роль,
самоанал
из,
рефлекси
я

Умение
выража
ть

Наблю
дение,
игровы
е
методы

Способно
сть к
самостоят
ельному
взаимодей
ствию

Самоко
нтроль,
самоана
лиз,
рефлекс
ия

Определе
ние проф.
сферы,
сфера
интересов

Самоконт
роль,
самоанал
из,
рефлекси
я

Умение
с
пользой
провест
и
свободн
ое
время

Наблю
дение,
частич
ный
анализ
ситуац
ий.

Определе
ние
себя в
семье,
обществе

Самоана
лиз,
рефлекс
ия

Определе
ние себя в
общей
культуре

Самореал
изация,
самоопре
деление

Форма подведения итогов реализации программы.
Для подведения итогов реализации программы используются
следующие формы: наблюдение, контрольное задание, выступление перед
родителями. Подведение итогов проходит два раза в году (декабрь, май).
2.5.
Кадровое обеспечение
Программа может быть реализована одним педагогом дополнительного
образования, имеющим высшее образование или среднее профессиональное
образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего
образования и специальностей среднего профессионального образования
«Образование и педагогические науки». Или к реализации дополнительной
18

общеразвивающей программы могут быть допущены лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям
подготовки,
соответствующим
направленности
дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие
промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Прошедшим
обязательный медицинский осмотр (обследование) и не имеющем
ограничений к занятию педагогической деятельностью, установленных
законодательством Российской Федерации.
2.6.
Материально-техническое обеспечение
Материалы и оборудование:
1. Детские костюмы для спектаклей.
2. Взрослые костюмы для спектаклей.
3. Элементы костюмов для детей и взрослых.
4. Атрибуты для занятий и для спектаклей.
5. Музыкальный центр
6. Ноутбук
7. Аудиодиски и аудиотека на съѐмном носителе
8. Видеоматериалы: сказки, детские спектакли .
9. Книги со сказками
10. Фотографии, картинки, иллюстрации.
2.7.
Методическое обеспечение программы.
Формы и методы работы с детьми:
Основная форма работы с детьми – игровое занятие, включающее:
• игра
• импровизация
• инсценировки
• объяснение
• рассказ детей
• разучивание произведений устного народного творчества
• обсуждение
• наблюдения
• словесные и подвижные игры
• пантомимические этюды и упражнения.
Методические рекомендации проведения диагностики по театральной
деятельности.
1. Владение выразительностью речи:
Цель: уточнить произношение звуков, четкое артикулирование их в словах
и звукосочетаниях, выявить умение отчетливо произносить фразы,
используя интонацию.
19

Задание 1. Предложить ребенку повторить скороговорку: «Маша шла,
шла, шла и игрушку нашла: кошку, матрешку, шишку, мартышку, мышку,
машинку, пушку, зайчишку, шар, неваляшку. Кто потерял столько
игрушек?»
Задание 2. Исполнить песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят», то
от лица Козы, то от лица Волка: «Козлятушки, ребятушки, отомкнитесь,
отворитесь, ваша мама пришла, молочка принесла…»
Задание 3. Предложить ребенку задавать вопросы от лица Михаила
Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки из сказки «Три медведя», так,
чтобы слушатели смогли догадаться, кто из медведей спрашивает, и как
они относятся к тому, о чем спрашивают.
Оценка результатов:
 3 балла – творческая активность ребенка, его самостоятельность,
быстрое осмысление задания, ярко выраженная эмоциональность,
выполнение без помощи взрослого.
 2 балла – эмоциональная отзывчивость, интерес, но ребенок
затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого,
дополнительные объяснения, повтор, показ.
 1 балл – мало эмоционален, не активен, не способен к
самостоятельности.
2. Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя
на поступки действующих лиц:
Цель: выявить умение детей выражать различные эмоции и
воспроизводить отдельные черты характера.
Задание 1. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде ее
носить с собой.
Например, на улицу. А мама не разрешает. Вы обиделись (губки
«надули»). Но это же мама – простили, улыбнулись (зубы сомкнуты).
Задание 2. Весенний снеговик, которому весеннее солнце напекло
голову, испуганный, ощущает слабость и недомогание.
Задание 3. Представьте себя собачкой в будке. Серьезная собачка. Ага,
кто – то идет, надо предупредить (рычим).
Оценка результата:

3 балла – творческая активность ребенка, его самостоятельность,
быстрое осмысление задания, ярко выраженная эмоциональность,
выполнение без помощи взрослого.

20


2 балла – эмоциональная отзывчивость, интерес, но ребенок
затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого,
дополнительные объяснения, повтор, показ.

1 балл – мало эмоционален, не активен, не способен к
самостоятельности.
3.
Умение вживаться в создаваемый образ, используя мимику, жесты,
движения:
Задание 1. «Лисичка подслушивает». Лисичка стоит у окна избушки, в
которой живут Котик с Петушком, и подслушивает, о чем они говорят. Поза:
ногу выставить вперед, корпус тела слегка наклонить вперед.
Выразительные движения: голову наклонить в сторону(слушать, подставляя
ухо), взгляд направить в другую сторону, рот полуоткрыт.
Задание 2. «Вкусные конфеты». У девочки в руках воображаемая коробка
конфет. Она протягивает ее по очереди детям. Они берут по одной конфете и
благодарят девочку, потом разворачивают бумажку и кладут конфету в рот.
По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное. Мимика: жевательные
движения,
улыбка.
Задание 3. «Цветок». Теплый луч солнца упал на землю и согрел семечко.
Из него проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится
цветочек на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток,
поворачивая головку вслед за солнцем. Выразительные движения: сесть на
корточки, голову и руки опустить, поднять голову, распрямить корпус, руки
поднять в стороны, затем вверх – цветок расцвел, голову слегка откинуть
назад, медленно поворачивать ее вслед за солнцем. Мимика: глаза
полузакрыты, улыбка, мышцы расслаблены.
Оценка результата:

3 балла – творческая активность ребенка, его самостоятельность,
быстрое осмысление задания, ярко выраженная эмоциональность,
выполнение без помощи взрослого.

2 балла – эмоциональная отзывчивость, интерес, но ребенок
затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого,
дополнительные объяснения, повтор, показ.

1 балл – малоэмоционален, не активен, не способен к
самостоятельности.
2.8.
Список литературы
Литература для педагога.

21

1.Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет /Игровые
технологии/. – М.: Творческий центр, 2005
2.Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г.
3.Буренина И.А. От игры до спектакля. – М.: Просвещение, 1985.
4. Григорьева Т.С. Программа «Театр маленького актѐра» для детей 5-7 лет.
Москва, ТЦ «Сфера», 2012 год
5.Доронова Т.И. Играем в театр. – М.: Просвещение, 2005.
6. Лаптева Г.В. «Игры для развития эмоций и творческих способностей».
Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г.
7. Улашенко Н.Б. «Организация театральной деятельности. Старшая группа»
Издательско-торговый дом г. Волгоград 2009г.
8.Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с
детьми 6-7
лет / Под редакцией О. Ф. Горбуновой. М.: Мозаика- Синтез, 2008.
9.Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с
детьми 5-6 лет / Под редакцией О.Ф. Горбуновой. - М.: Мозаика-Синтез,
2008.
Литература для обучающихся и родителей
1.Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка дошкольника:
развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого,
культурного, активно-творческого. М., 2003.
2. Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А. Праздники для современных малышей.
Ярославль, 2002

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».