Детский дизайн

Информационная карта ДООП
I.
II.
III.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
IV.
4.1.

4.2.

Дополнительная
общеобразовательная
Наименование
общеразвивающая программа «Детский дизайн»
программы
Направленность Художественная
Сведения об авторе составителе
ФИО
Трошечкина Ирина Валентиновна
Год рождения
07.11.1963
Образование
Высшее
Место работы
МАУ ДО «ДД(Ю)Т»
Должность
Педагог дополнительного образования
Электронный
адрес
Сведения о программе
Нормативная база
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
(отдельные
образовании в Российской Федерации»;
основные
2. «Стратегия развития воспитания в Российской
документы)
Федерации на период до 2025 года» (утверждена
распоряжением
Правительства
Российской
Федерации от 29.05.2015 № 996-р);
3. Постановление
Главного
государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
4. Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
5. Методические
рекомендации
по
проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 093242);
6. Устав и другие локальные акты МАУ ДО
«ДД(Ю)Т».
Объем и срок 1 год 72 часа
освоения
программы
2

4.3.
4.4.
4.5.
4.6.
V.

VI.

VII.

Форма обучения
Возраст
обучающихся
Особые категории
обучающихся
Вид программы
Ведущие формы и
виды
деятельности

Очная
5-6 лет
нет

модифицированная
Наглядные методы: демонстрация (показ) картинок,
готовых изделий, наблюдение.
Словесные методы: беседа; объяснение, диалог,
консультация.
Практические методы: упражнения, письменные
опросы,
игровые
методы,
активные
формы
познавательной деятельности (выставки, творческие
конкурсы и т.п.).
Методы поощрения: похвала, одобрение, награждение
и т.п.
Входная аттестация (собеседование, наблюдение) для
Формы
выявления индивидуальных особенностей ребенка
мониторинга
результативности (интересов, первичных умений и навыков, мотивации).
Текущая аттестация (беседа, наблюдение, выполнение
практического задания).
Промежуточная
аттестация
по
полугодиям
(выполнение творческих работ, а также через
выставки).
Программа рекомендована к реализации в 2023-2024
Дата
учебном году, протокол ПС № 3 от «16» мая 2023 г.
утверждения
последней
корректировки

3

Содержание

I.

Титульный лист

1

Информационная карта ДООП

2

Комплекс основных характеристик ДООП
1.1.Пояснительная записка ……………………………………………….. 5
1.2.Цель, задачи программы ………………………………………........... 9
1.3.Планируемые результаты. Уровни усвоения программы…………... 9
1.4.Учебный план, содержание ………………………..…………………. 11

II. Комплекс организационно-педагогических условий ДООП
2.1. Условия реализации программы ………………….…………………. 17
2.2. Календарный учебный график ………………………………….…… 17
2.3. Формы аттестации ………………………………………………….… 17
2.4. Оценочные материалы ………………………………………….……. 18
2.5. Кадровое обеспечение …………………………………………..……. 19
2.6. Материально-техническое обеспечение ……………………..……… 20
2.7. Методическое обеспечение программы ……………………….……. 21
Список литературы для педагога и обучающихся ……………….……... 23

4

1.1. Пояснительная записка
Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев…
В.А. Сухомлинский
Введение. «Дизайн» – проектирование или художественное
конструирование предметов, интерьеров, проектирование эстетического облика
предметной среды. (Новый словарь иностранных слов, 2007 г.).
Это сравнительно новое понятие появилось в 50-годы прошлого столетия,
трактуется в основном как искусство украшения или художественного
оформления.
В настоящее время дизайн приобрѐл новое звучание. Наверное, нет более
широкого понятия, чем понятие «дизайн». Теперь он охватывает практически
все сферы предметной деятельности: промышленность, искусство, быт и др.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Детский дизайн» (образовательная область – «Художественно-эстетическое
развитие») разработана с учетом современных нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации»;
3. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015 № 996-р);
4. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден
на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование»
07 декабря 2018 г., протокол № 3);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности организациями, осуществляющими образовательнуюдеятельность
5

по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным
программам
среднего
профессионального
образования,
основным
программам
профессионального
обучения,
дополнительным
общеобразовательным программам»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
18.09.2020 № 508 «Об утверждении Порядка допуска лиц, обучающихся по
образовательным программам высшего образования, к занятию педагогической
деятельностью по общеобразовательным программам»;
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
10. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 09-3242);
11. Устав и другие локальные акты МАУ ДО «ДД(Ю)Т».
Направленность (профиль) программы. Данная программа имеет
художественную направленность. Содержание программы ориентировано на
развитие личности обучающегося, формирование и развитие его творческих
способностей, зарождению интереса у обучающихся к декоративноприкладному творчеству.
Актуальность программы заключается в создании условий для развития
и воспитания обучающихся через практическую творческо-прикладную
деятельность. Создание эскиза, разработка конструктивного решения,
изготовление и оформление изделия, - дизайн может быть напрямую связан с
развитием творческих способностей, стремлением создавать красоту своими
руками, используя при этом весь арсенал художественно-прикладного
искусства.
Поэтому, именно сейчас вопрос создания образовательной программы по
этому направлению стал наиболее актуален.
Новизна. Предмет «Детский дизайн» можно рассматривать и как ручной
труд. Главное его отличие заключается в том, что наряду с традиционными
видами изобразительной деятельности, детям предлагается работа
с
нетрадиционными материалами и новыми техниками. Отсюда появляются
новые возможности для самовыражения и творчества.
Кроме того, сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет
фундамент умственного развития, которое неразрывно связано с расширением
его деятельности – и общей двигательной, и ручной: ведь только манипулируя
предметами, ребѐнок познаѐт их свойства и особенности. Рука «познаѐт», а
мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными,
6

слуховыми и обонятельными процессами в сложные интегрированные образы и
представления.
Отличительные особенности. В основу построения и содержания
программы
положены
дидактические
принципы:
доступности,
преемственности, единства теории и практики. Новые педагогические
технологии: свободы выбора и самореализации личности, успешности
обучения, сотрудничества педагога и детей, единства воспитания, обучения и
развития. В программе прослеживатся региональный компонент, многие темы
занятий направлены на патриотическое и духовно-нравственное воспитание
обучающихся.
Категория обучающихся. Программа рассчитана на обучающихся в
возрасте 5-6 лет. На обучение принимаются все желающие без предъявления
требований к уровню предварительной подготовки.
Оптимальное количество детей в группе 12 - 15 человек. Состав группы
формируется из близких по возрасту обучающихся.
Срок реализации программы 1 год. Общий объем учебного времени
составляет 72 часа.
Уровень программы – ознакомительный.
Особенности организации образовательного процесса:
Педагогическая целесообразность программы. Занятие по программе
способствуют развитию у детей чувства прекрасного, формированию
эстетического вкуса, повышению сенсорной культуры, раскрытию лучших
человеческих качеств.
Для получения максимального эффекта в воспитательной и
образовательной деятельности педагогу необходимо учитывать возрастные
особенности детей.
Главная особенность в том, что у детей в возрасте 5-6 лет активно
происходит смена игровой деятельности на познавательную. Внимание, память,
мышление, восприятие и др. принимают произвольный характер. Восприятие
становится более детальным, внимание более устойчивым и управляемым,
начинает развиваться образное мышление, развивается воображение и
фантазия. Развитие психических процессов происходит комплексно. Развивая
внимание, мы стимулируем память и восприятие. Процесс мышления
запускает процесс запоминания, восприятие и воображение.
Усовершенствуется моторика и сила, скорость движений продолжает
возрастать, заметно улучшается их координация.
К 6 годам ребенок может знать название и наименование предметов,
хорошо ориентируется в пространстве. Осваивает большинство необходимых
навыков и совершенствует их.
7

Хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго
сосредотачиваться на одном действии.
Занятия в объединении планируются исходя из того, что творческое
начало заложено в каждом ребенке, и важно найти способы их раскрытия. Как
показывает практика, вера в успех у детей приносит реальные плоды. Такая
позиция дает возможность оказать внимание каждому ребенку. Будет замечен
успех каждого или неудача, вовремя исправлена ошибка, поощрен каждый
ребенок.
Обучение по данной программе является своеобразной подготовкой
дошкольников к дальнейшему обучению в объединениях
декоративноприкладного профиля, ведет к развитию обще учебных умений и навыков.
Формы и режим занятий. Форма обучения очная. Характерными
формами организации учебной деятельности для данной программы являются
групповая, мелкогрупповая и индивидуальная форма обучения.
Рекомендуемый режим занятий 2 раза в неделю по 1 часу.
Продолжительность учебных занятий определена уставом учреждения,
исчисляется в академических часах и составляет 30 мин для обучающихся до 8
лет. После 30 мин занятий предусматривается обязательный 10 минутный
перерыв.
Здоровьесбережение. Сбережение здоровья обучающихся на занятиях,
формирование у них установки на здоровый образ жизни происходит путем
подбора таких технологий преподавания, которые с учетом возрастных
особенностей могут максимально помочь снизить перегрузки детей и сохранить
их здоровье при статичном обучении. Работа по сохранению физического
здоровья на занятии включает в себя несколько компонентов:
 Физкультминутка из 3-х лѐгких упражнений, позволяющих снять
накопившееся утомление.
 Смена видов учебной деятельности на занятии.
 Чередование методов обучения (словесные, наглядные, практические).
 Применение методов, способствующих активизации деятельности
(свободная беседа, самооценка, взаимооценка).
 Соблюдение санитарно-гигиенических норм в кабинете.
 Создание психологического комфорта.
Данные компоненты позволяют параллельно решать задачи охраны и
сохранения здоровья обучающихся как в физиологическом, так и в
психологическом аспектах. Благодаря использованию современных технологий
оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому
ребенку, учесть его индивидуальные особенности, а, следовательно,
8

минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его
здоровью.
1.2. Цель и задачи
Цель программы: формирование и развитие творческих способностей
обучающихся посредством знакомства и вовлечения их в занятия декоративноприкладным творчеством.
Задачи:
Обучающие
- познакомить обучающихся с материалами и их разновидностями:
нитью, бумагой, различными видами аппликаций из них;
- научить применять в декорировании работ различные материалы:
пластилин, природный материал, готовые геометрические формы;
- формировать умение выполнять работы по образцу;
- правильно оформлять выставочные работы.
Развивающие
- развивать зрительно-моторную координацию, воображение, фантазию,
образное и пространственное мышление;
- формировать плавность, ритмичность и точность движений.
Воспитательные
- воспитывать трудолюбие, терпение, творческую инициативу, любовь к
природе и чувство патриотизма.
1.3. Планируемые результаты. Уровни усвоения программы
К концу обучения обучающиеся:
будут знать:
 правила использования и правила техники безопасности при работе с
режущими инструментами и клеем;
 технику и основные приѐмы работы с пряжей;
 сведения о материалах, с которыми работают;
 правила составления композиции;
будут уметь:
 применять на практике теоретические знания об искусстве в технике
«аппликация»;
 организовать рабочее место;
 выполнять композиционные и цветовые решения;
 размечать и заполнять композиционные элементы.
Приобретут навыки работы:
 по выполнению аппликации из различных материалов;
9

 по изготовлению поделок из различных материалов;
 по оформлению поделок.
Получат развитие личностные качества:
 самостоятельность, активность, аккуратность;
 фантазия и воображение;
 желание добиться хорошего результата.
Будут формироваться:
 терпение, трудолюбие, воля, организованность.
 коллективизм и взаимопомощь.
 культура поведения и общения.
К концу обучения обучающиеся смогут участвовать в выставках,
проводимых в объединении; возможно участие в городских выставках.
Уровни усвоения программы
Оценка результативности обучения осуществляется на основе критериев,
определяющих уровень подготовки учащихся. В МАУ ДО ДД(Ю)Т г. Магадана
приняты минимальный, базовый, повышенный, творческий уровни подготовки
обучающихся.
Минимальный уровень – обучающийся овладел менее чем ½ объема
знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, как правило, в
беседах избегает употреблять специальные термины. В ходе практических
работы выполняет простые виды изделий. В процессе выполнения работы
постоянно обращается за помощью к педагогу. Очевидны ошибки на всех
этапах выполнения работы. Низкая активность предъявления результатов своей
деятельности.
Базовый уровень – обучающийся овладел не более ½ объема знаний,
умений и навыков, предусмотренных программой.
В беседах сочетает
специальную терминологию с бытовой. Практические работы выполняет на
основе образцов, с достаточной степенью самостоятельности, с соблюдением
технологической последовательности. Изделие выполняет достаточно
аккуратно, при выполнении отдельных операций допускает небольшие
погрешности. Хорошая активность предъявления результатов своей
деятельности.
Повышенный уровень - объем знаний, умений и навыков соответствует
программным требованиям. В беседах специальные термины употребляет
осознанно и в полном соответствии с их содержанием. Изделия выполняются
аккуратно, с соблюдением последовательности ведения работы, с элементами
творчества. Высокая самостоятельность при выполнении практических работ и
активность в предъявлении результатов своей творческой деятельности.
10

Творческий уровень - объем знаний превышает программные требования.
Практические работы выполняются самостоятельно, качественно и творчески
по собственному замыслу и фантазии. Высокая активность в предъявлении
результатов своей творческой деятельности (участие в конкурсных и
выставочных мероприятиях на различных уровнях).
Формы проверки результатов: наблюдение, практическая работа,
анкетирование, анализ, самооценка, выставка.
1.4. Учебный план, содержание
Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа. В
программе предусмотрено изучение правил техники безопасности при работе с
ручным инструментом, а также обеспечение санитарной гигиены.
Учебный план
№ п/п

Наименование раздела/
Количество часов
темы программы
теория практика всего
Раздел 1.Введение в программу (1 час.)
1.1.
Вводное занятие.
0,5
0,5
1
Знакомство с различными
видами аппликации.
Инструктаж
Раздел 2. Аппликация из резаных нитей (18 час.)
2.1
Открытка «Воздушные
1
1
2
шары»
2.2.

Открытка «Грибочек»

1

1

2

2.3.

Открытка «Осенний лист»

1

1

2

2.4.

Открытка «Бабочка»

2

2

4

2.5.

Открытка «Птичка»

1

1

2

2.6

Мини-картина «Деревья
зимой»

2

2

4

2.7

Мини-картина «Рыбка в
Охотском море»

1

1

2

Раздел 3. Аппликация из бумаги и ватных дисков (15 час.)
3.1
Поделка «Нашим мамам»
2
2
4
3.2

Открытка «Снеговик»

1

1

2

Формы
контроля/аттестации
беседа, педагогическое
наблюдение

Беседа,
знакомство
с
приѐмами работы с нитью,
нитяным порошком
беседа,
практическое
задание, педагогическое
наблюдение
беседа,
практическое
задание
беседа,
практическое
задание, педагогическое
наблюдение
беседа,
практическое
задание, педагогическое
наблюдение
беседа,
практическое
задание
беседа,
практическое
задание, педагогическое
наблюдение
беседа,
задание
беседа,

практическое
практическое
11

3.3

3.4

Поделка «Новогодний
сувенир»
Аттестация обучающихся
Открытка «Новогодняя
ѐлочка»

2

3

5

1

3

4

Раздел 4. Аппликация из бумаги и нитей (объѐмная) (25 час.)
4.1
Поделка «Ангелочек»
2
2
4
4.2.

Поделка «Валентинка»

2

2

4

4.3.

Открытка «С Днѐм
Защитника Отечества»

2

2

4

4.4.

Открытка «С Днѐм 8
Марта!»
Поделка «Волшебный
сундучок» или
«Волшебная коробочка»
Открытка «День
Космонавтики»

1

2

3

1

1

2

4.5.

задание
беседа,
практическое
задание, педагогическое
наблюдение
беседа,
практическое
задание,
работа
с
учебными коллекциями
беседа, выполнение
практического задания
беседа,
практическое
задание, педагогическое
наблюдение
беседа,
практическое
задание, педагогическое
наблюдение
беседа,
выполнение
практического задания
беседа, выполнение
практического задания

беседа,
практическое
задание, педагогическое
наблюдение
4.7.
Открытка «Этот День
1
3
4
беседа,
выполнение
Победы…»
практического задания
Раздел 5. Аппликация из бумаги, нитей, пластилина и природного материала (объѐмная)
(10 час.)
5.1
Праздничная композиция
1
2
3
беседа,
выполнение
«Верба»
практического задания
5.2.
Открытка «Светлое
2
2
4
беседа,
выполнение
Христово Воскресение»
практического задания
5.3.
Композиция «Кораблик в
1
2
3
беседа,
выполнение
море»
практического задания
Раздел 6. Выставочная деятельность, участие в конкурсах и соревнованиях (2 час.)
6.1.
Экскурсии
1
1
беседа
4.6.

6.2.
Выставки
Раздел 7. Итоговое занятие (1 час.)
7.1
Итоговое занятия
Аттестация обучающихся
Всего часов.

2

2

4

1

-

1

анализ выставочных работ

0,5

0,5

1

мини выставка

33

39

72

Содержание
Раздел 1.Введение в программу (1 час.)
Тема 1.1. Вводное занятие. Знакомство с различными видами
аппликации. Инструктаж.
12

Теория: Игровая программа на знакомство. Рассказ о дизайне. Знакомство с
различными видами аппликаций. Показ изделий, образцов, инструментов,
материалов.
Режим работы объединения, правила внутреннего распорядка, расписание
занятий, техника безопасности.
Практическая работа: Инструктаж по технике безопасности.
Раздел 2. Аппликация из резаных нитей
Тема 2.1. Открытка «Воздушные шары» (белый фон, два цвета нитей.)
Теория: Загадка детям. Показ образца открытки. Знакомство с техникой.
Показ основных приѐмов. Правила работы с клеем ПВА, «волшебными
нитями». Понятие «контур». Игровой момент: «Полѐт воздушных шариков».
Практическая работа: Наклеивание контура, заполнение нитями формы.
Дополнительное оформление работы (фломастеры).
Тема 2.2. Открытка «Грибочек» (белый фон, три-четыре цвета нитей.)
Теория: Беседа об осени. Показ образца. Вопросы к детям. Этапы
выполнения работы. Закрепление понятия «контур». Приѐмы выкладывания
деталей. Правила работы с клеем ПВА, ножницами. Игровой момент: «Грибы в
лесу».
Практическая работа: Наклеивание контура, заполнение нитями формы.
Дополнительное оформление работы (фломастеры, нить).
Тема 2.3. Открытка «Осенний лист» (белый фон, нити в ассортименте)
Теория: Закрепление знаний детей об осенних изменениях в природе.
Загадка детям. Показ иллюстраций, образца. Беседа о цвете, форме листа, его
сезонных изменениях. Показ приѐма выкладывания нити (заполнение формы
целой нитью). Игровой момент: «Осенний листопад».
Практическая работа: Наклеивание контура, заполнение нитями формы.
Дополнительное оформление работы, наклеивание на цветной фон.
Тема 2.4. Открытка «Бабочка» (белый фон, нити в ассортименте)
Теория: Беседа о насекомых, метаморфозах в природе. Загадка. Показ
иллюстраций, образца. Работа с цветом. Показ этапов работы. Работа над
образом. Игровой момент: «Полѐт бабочки».
Практическая работа: Наклеивание контура, заполнение нитями формы.
Выставка.
Тема 2.5. Открытка «Птичка» (белый фон, нити в ассортименте)
Теория: Беседа о птицах. Загадка. Показ иллюстраций, образца. Работа с
цветом. Показ этапов работы. Работа над образом. Игровой момент:
«Воробышки».
Практическая работа: Наклеивание контура, заполнение нитями формы.
Выставка.
13

Тема 2.6. Мини-картина «Деревья зимой» (цветной фон)
Теория: Беседа о временах года. Загадки детям. Подбор стихов о первом
снеге. Показ иллюстраций, образца. Ствол, ветки: показ приѐма выкладывания
нити (заполнение формы целой нитью). Игровой момент: «Первый снег».
Практическая работа: Наклеивание контура, заполнение нитями формы.
Составление композиции. Оформление работы.
Тема 2.7. Мини-картина «Рыбка в Охотском море» (цветной фон)
Теория: Беседа о водных обитателях Охотского моря. Загадки детям. Подбор
стихов о первом снеге. Показ иллюстраций, образца. Игровой момент: «Мы
рыбки».
Практическая работа: Наклеивание контура, заполнение нитями формы.
Составление композиции. Оформление работы.
Раздел 3. Аппликация из бумаги и ватных дисков (15 час.)
Тема 3.1. Поделка «Нашим мамам»
Теория: Беседа о времени года, о празднике «День матери». Подбор стихов о
зиме. Вопросы к детям. Показ иллюстраций, образца. Показ работы с ватными
дисками приѐмов вырезания цветов, листьев.
Практическая работа: Выбор цвета бумаги, вырезание и наклеивание
элементов. Составление композиции. Дополнительное оформление работы
(фломастеры, нить).
Тема 3.2. Открытка «Снеговик»
Теория: Вопросы к детям. Показ иллюстраций, образца. Показ работы с
ватными дисками, приѐмов приклеивания и составления композиции.
Практическая работа: Выбор цвета бумаги, вырезание и наклеивание
элементов. Составление композиции. Дополнительное оформление работы
(фломастеры, нить, декор).
Тема 3.3. Поделка «Новогодний сувенир». Аттестация обучающихся.
Теория: Беседа о Новом Годе. Загадки детям. Показ иллюстраций, образца.
Новогодние игрушки: показ приѐма вырезания снежинок из ватных дисков,
бумаги. Работа с трафаретом. Показ вырезания декоративных элементов для
новогодних игрушек. Правила техники безопасности при работе с ножницами.
Аттестация обучающихся.
Практическая работа: Эскиз. Работа с трафаретом. Наклеивание контура,
заполнение формы. Вырезание снежинок, элементов разного размера,
наклеивание. Составление композиции. Сборка и оформление работы.
Тема 3.4. Открытка «Новогодняя ѐлочка».
Теория: Загадки детям. Показ иллюстраций, образца. Показ вырезания
декоративных элементов, составление композиции. Правила техники
безопасности при работе с ножницами. Игровой момент: «Наряжаем ѐлочку».
14

Практическая работа: Работа с ватными дисками и цветной бумагой.
Составление композиции. Сборка и
оформление работы, применение
декоративных элементов.
Раздел 4. Аппликация из бумаги и нитей (объѐмная) (21 час.)
Тема 4.1. Поделка «Ангелочек».
Теория: Беседа. Показ иллюстраций, образца. Вопросы к детям. Цветовое
сочетание. Последовательность сборки. Игровой момент: «Ангел-хранитель».
Практическая работа: Выполнение работы. Выставка.
Тема 4.2. Поделка «Валентинка».
Теория: Беседа. Показ иллюстраций, образца. Вопросы к детям. Показ
работы на готовой форме. Цветовое сочетание. Последовательность
выполнения поделки.
Практическая работа: Выполнение работы. Выставка.
Тема 4.3. Открытка «С Днѐм Защитника Отечества».
Теория: Беседа о празднике с презентацией. Вопросы к детям. Показ
открытки. Цветовое сочетание. Последовательность выполнения открытки.
Практическая работа: Выполнение и оформление работы. Игровой момент
«Наша армия сильна». Выставка.
Тема 4.4. Открытка «С Днѐм 8 Марта!».
Теория: Беседа о празднике с презентацией. Вопросы к детям. Показ
открытки. Цветовое сочетание. Последовательность выполнения открытки.
Практическая работа: Выполнение и оформление работы. Выставка.
Тема 4.5. Поделка «Волшебный сундучок» или «Волшебная коробочка».
Теория: Сюрпризный момент. Вопросы к детям о назначении поделки. Показ
поделки.
Цветовое
сочетание,
возможности
декорирования.
Последовательность выполнения поделки.
Практическая работа: Выполнение и оформление работы. Выставка.
Тема 4.6. Открытка «День Космонавтики».
Теория: Беседа о празднике с презентацией. Вопросы к детям. Показ
открытки. Цветовое сочетание. Последовательность выполнения открытки.
Вырезание элементов.
Практическая работа: Выполнение и оформление работы. Игровой момент
«Космические дали…». Выставка.
Тема 4.7. Открытка «Этот День Победы…».
Теория: Беседа о празднике с презентацией. Вопросы к детям о
Георгиевской ленте. Показ открытки. Цветовое сочетание. Последовательность
15

выполнения открытки. Лепка из пластилина жгутиков. Показ приѐма вырезания
звезды, сборки Георгиевской ленты из бумаги.
Практическая работа: Выполнение и оформление работы. Работа с цветной
бумагой. Лепка элементов, наклеивание на фон. Выставка.
Раздел 5. Аппликация из бумаги, нитей, пластилина и природного
материала (объѐмная) (14 час.)
Тема 5.1. Праздничная композиция «Верба»
Теория: Беседа о празднике с презентацией. Вопросы к детям. Показ
открытки. Цветовое сочетание. Последовательность выполнения открытки.
Лепка из пластилина веточек, почек.
Практическая работа: Выполнение и оформление работы. Лепка
элементов, наклеивание на фон. Декорирование. Игровой момент «Вербное
Воскресение». Выставка.
Тема 5.2. Открытка «Светлое Христово Воскресение».
Теория: Беседа о празднике с презентацией. Вопросы к детям. Показ
открытки. Цветовое сочетание. Последовательность выполнения открытки.
Лепка из пластилина жгутиков. Показ работы с природным материалом (яичная
скорлупа).
Практическая работа: Выполнение и оформление работы. Работа с цветной
бумагой. Лепка элементов, наклеивание на фон. Применение в декорировании
яичной скорлупы. Выставка.
Тема 5.3. Композиция «Кораблик в море».
Теория: Беседа о кораблях с презентацией. Вопросы к детям. Показ
иллюстраций. Цветовое сочетание. Последовательность выполнения открытки.
Лепка из пластилина элементов, деталей. Показ приѐма вырезания волн, паруса
из бумаги.
Практическая работа: Выполнение и оформление работы. Работа с цветной
бумагой. Лепка элементов, наклеивание на фон. Выставка.
Раздел 6. Выставочная
соревнованиях (2 час.)

деятельность,

участие

в

конкурсах

и

Тема 6.1. Экскурсии.
Экскурсии на выставки декоративно-прикладного творчества. Обсуждение
и беседы увиденных экспонатов.
Тема 6.2. Выставки.
Теория. Анализ и отбор детских работ для выставок декоративноприкладного творчества. Оформление работ. Обсуждение результатов выставок.
Практическая работа: Участие в выставках лучших детских работ.
16

Раздел 7. Итоговое занятие (1 час.)
Тема 7.1. Итоговое занятие. Обзор выполненных работ. Подведение
итогов за год. Аттестация учащихся. Анкетирование детей. Совместное
обсуждение выполненных работ. Игры, викторины, конкурсы. Итоговая
выставка работ и творческих паспортов учащихся.
Практическая работа: Выставка детских работ и обсуждение изделий.
2.1. Условия реализации программы
Продолжительность учебного года составляет 36 недель.
Начало занятий первого года обучения не поздне 15 сентября.
Окончание занятий – не позднее 31 мая.
Нерабочие и праздничные дни устанавливаются в соответствии с
Постановлениями Правительства РФ.
Промежуточная
аттестация
проводится
по
итогам
освоения
образовательной программы за 1-е полугодие в III декаде декабря, за 2-е
полугодие - в мае.
2.2. Календарный учебный график
№

Год обучения

Объем учебных часов

1

Первый

72

Всего
недель
36

учебных Режим работы
2 р х 1 ч=2 ч

2.3. Формы аттестации
Программа предусматривает три вида аттестации обучающихся.
Предварительная (вводная) аттестация, проводится в целях выяснения
уровня готовности ребенка и выявления его индивидуальных особенностей.
Проводится в начале учебного года в форме первичной диагностики, беседы.
Текущая аттестация, проводится в целях оценки качества усвоения
учащимися содержания отдельных разделов образовательной программы в
форме педагогического наблюдения за выполнением практического задания.
Промежуточная аттестация, проводится в целях оценки степени и
уровня усвоения учащимися отдельной части программы или по итогам
освоения полного курса обучения. Промежуточная аттестация проводится в
конце I и II полугодия в форме анализа выполнения творческих работ, а также
через выставки. В качестве аттестации возможен зачет результатов участия в
выставках различного уровня.
Достижения обучающихся оцениваются безотметочным способом.
Оценке подлежит уровень знаний/умений теоретической и практической
17

подготовки, уровень общих учебных умений и навыков, учебноорганизационные умения и др.
Оценка результативности обучения осуществляется на основе критериев,
определяющих уровень подготовки учащихся. В МАУ ДО ДД(Ю)Т г.
Магадана приняты минимальный, базовый, повышенный, творческий уровни
подготовки обучающихся.
2.4. Оценочные материалы.
Критерии определения уровня подготовки обучающихся
Признаки

Минимальный

Базовый

Повышенный

Творческий

1.Знание
Знает все термины,
спецтерминов и Ниже требований
предусмотренные Стремится узнать сверх программы
программы
теории
программой
2. Кол-во
изделий,
4-5 изделий
8-9
10
12 и выше
изготовленных за
год
3. Сложность и
Простые с
объем
Простые, малый
Сложные, выше Более сложные,
усложнением,
выполненных
объем
среднего
большой объем
средний объем
работ
4. Качество и
аккуратность
Низкое
Среднее
Высокое
Повышенное
работ
5. Активность и
Пассивен,
Выбирает
Сам выбирает
усидчивость
работает по
Работает ровно,
тему, стремится
тему, просит
предложению
систематически
найти способ
помочь решить
педагога
решения
6. Достижения
Участие в выставках
Участие в
учащегося
объединения в
выставках
клубе
Дворца

Критерии сформированности компетенций
Уровень

Низкий
(минимальный)

Достаточный
Оптимальный
(базовый)
(повышенный)
Информационно-коммуникативная
Умение вступать Умение вступать в Умение
строить
в
диалог
с диалог
с монологические
собеседником,
собеседником,
высказывания.
знание
правил умение
слушать
общения
со собеседника.

Высокий
(творческий)
Умение
обосновать
собственное
суждение.
18

взрослыми
и
сверстниками.
Ценностно-смысловая и общекультурная
Умеет понимать Умеет
понимать Умеет согласовывать
окружающий
окружающий мир и
координировать
мир,
природу, и себя в этом мире. деятельность
со
круг близких и Умеет
сверстниками;
знакомых людей высказывать свое оценивает
свою
(родные,
отношение
к деятельность
и
сверстники).
поступкам людей, достижения;
давать
оценку регулирует
свое
своим действиям.
поведение. Знает, как
организовать досуг.
Личностного самосовершенствования
Умеет
Умеет соблюдать Умеет
выполнять
соблюдать
режим
дня, профилактические
режим
дня, правила
личной упражнения
по
правила личной гигиены, осознает сохранению
гигиены.
необходимость
здоровья. Знает, что
здорового образа вредные
привычки
жизни.
Умеет опасны для здоровья.
выполнять
упражнения
по
профилактике
нарушения зрения,
сохранять
правильную
осанку.

Умеет
контролировать
свою
деятельность,
дает
оценку
своим действиям.
Умеет с пользой
провести
свободное время.

Умеет
организовать
активный досуг.
Соблюдает
нормы поведения
в
окружающей
среде,
правила
здорового образа
жизни.

2.5. Кадровое обеспечение
Программа может быть реализована одним педагогом дополнительного
образования, имеющим высшее образование или среднее профессиональное
образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего
образования и специальностей среднего профессионального образования
«Образование и педагогические науки». Также к реализации дополнительной
общеразвивающей программы могут быть допущены лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных
общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную
аттестацию не менее чем за два года обучения, прошедшим обязательный
медицинский осмотр (обследование) и не имеющем ограничений к занятию

19

педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской
Федерации.
2.6. Материально-техническое обеспечение
Для
реализации
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Детский дизайн» необходимо следующее:
 помещение: учебный кабинет, соответствующий требованиям СанПиН
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 перечень оборудования (мебели) учебного помещения: классная
доска 1 штука, стол и стул для педагога, 8 ученических стандартных столов и
16 стульев, регулируемых по высоте, 2 шкафа для хранения инструментов,
наглядных и дидактических пособий, учебных материалов; демонстрационные
витрины для оформления выставки готовых работ;
 перечень технических средств обучения: персональный компьютер
или ноутбук для педагога, точка подключения к сети «Интернет»,
мультимедийный проектор, экран, колонки доска демонстрационная
 перечень инструментов и материалов, необходимых для занятий:
Инструменты:

ножницы детские 20 шт.

фломастеры

кисти для клея 20 шт.

баночки для воды

простые карандаши

ѐмкости для хранения нарезанных нитей

пульверизатор бытовой (не менее 10 шт.)

клеевой пистолет

фигурные дыроколы для вырубки (в ассортименте)
Материалы:

альбом для рисования

бумага цветная

картон цветной

бумага копировальная

пряжа, нити (в ассортименте)

бумага А4

клей ПВА

клей карандаш

пластилин

поролон

салфетки бумажные (в ассортименте)
20



природный материал (ракушки, сухие листья, яичная скорлупа и
т.д.)

ватные палочки

ластик

пакетики целлофановые (разных размеров)

индивидуальные клеѐнки (20 шт).
Информационное обеспечение:
Электронные образовательные ресурсы (аудио, видео), специальные
компьютерные программы, информационные технологии.
2.7. Методическое обеспечение
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
является частью учебно-методического комплекса, который представляет собой
целостную систему учебно-методических документов и материалов,
обеспечивающих образовательный процесс:
 календарно-тематический план;
 специальные учебные пособия; дидактический материал;
 образцы поделок и учебные коллекции;
 иллюстрации и репродукции материалов декоративно-прикладного
искусства;
 дидактический раздаточный материал по темам образовательной
программы;
 технологические карты изготовления поделок;
 компьютерные презентации по темам программы.
 печатные издания по направлению деятельности.
Формы организации учебной работы: фронтальная - групповая - по
группам; индивидуальная - с каждым ребенком;
Для достижения поставленной цели и реализации задач программы
используются следующие методы обучения:
Словесные:
 беседа
 рассказ
 объяснение
 диалог
 чтение (стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы)
Наглядные:
 демонстрационные карточки
 инструкционные и технологические карты
Игровые:

дидактические игры
21


игры на развитие памяти, внимания, воображения.
Активные методы:

выставки

конкурсы
Социологические и психологические методы:

собеседование

создание и решение различных ситуаций.
Основные педагогические принципы и приѐмы, используемые в
образовательном процессе.
При
определении
содержания
деятельности
учитываются
следующие принципы:
- воспитывающего характера труда;
- научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики,
установленной размеренности);
- связи теории с практикой (практике отводится 75% учебного времени);
- систематичности и последовательности;
- доступности и посильности (с учетом возрастных и психологических
особенностей);
- комплексности, системности и последовательности (образовательный
процесс тесно связан с воспитательной работой);
- сознательности и активности (заинтересованность детей);
- наглядности (мышление опирается на восприятие);
- прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией
всех вышеперечисленных принципов).
Педагогические приемы:
- Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
- Организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание,
требование);
- Стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование,
оценка, взаимооценка и т.д.);
- Сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть
партнерами в увлекательном процессе образования;
- Свободного выбора, когда детям предоставляется возможность
выбирать для себя направление деятельности, педагога, степень сложности
задания и т.п.

22

Литература для педагога
1. Буйлова Л.Н. Как разработать программу дополнительного образования./
Вып. 2.- М.: Просвещение,2000.
2. Программы дополнительного образования детей. Сборник авторских
программ «Центра детей и юношества»./ Часть 2.: Ярославль, 2007.

Литература для обучающихся и родителей
1. Большой подарок для девочки.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС»,2006.
2. Волшебные шнурочки: Пособие для занятий с детьми / Авт.-сост.
Белошистая А.В., Жукова О.Г. - М.: АРКТИ, 2007.
3. Волшебный поролон: Пособие для занятий с детьми / Авт.-сост. Белошистая
А.В., Жукова О.Г. - М.: АРКТИ, 2007.
4. Всѐ для девочек: хозяйка в доме / Отв. ред. Н.И. Лукьянова.- М.: АСТ:
Астрель, Транзиткнига, 2005.
5. Горячкина Р.П. Волшебные нити / Дополнительное образование с. 49, №12,
2007.
6. Лысаков В.Г. 1000 загадок.- М.: АСТ; Донецк: Сталкер,2006.
7. Светлова И.Е. Цвет.- М.: Изд-во Эксмо, 2003.
8. Соколова Ю.А. Воображение/ Илл. М. Литвиновой. – М.: Изд-во Эксмо,
2003.
9. Соколова Ю.А. Игры с пальчиками / Илл. Е.Нитылкиной.- М.: Изд-во
Эксмо, 2003.
Интернет-ресурсы
1. nsportal.ru. metodicheshoe-posobie…Методическое пособие «Декоративно
прикладное искусство».
2.infourok.ru metodicheshoe-posobie…materiala-dlya…
3.infourok.ru metodicheshoe-posobie…
4.http://www pochemu4ka..ru/ Детям, родителям, педагогам.
5.https://gidrukodeliya.ru/applikaciya-iz-nitok
6.https://rukodelie.expert/podelki-iz-nitok/
7.https://gidrukodeliya.ru/applikacii-iz-plastilina
8.https://gidrukodeliya.ru/applikaciya-rybka
9.https://podelochkin.ru/applikacziya-iz-bumagi

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».