Технология обработки тканей

1

Информационная карта ДООП
I.

Наименование
программы

Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Технология обработки
ткани»»

II.

Направленность

Художественная

III.

Сведения об авторе составителе

3.1.

ФИО

Майорова Надежда Степановна

3.2.

Год рождения

10.12.1953 г.

3.3.

Образование

Среднее профессиональное

3.4.

Место работы

МАУ ДО «ДД(Ю)Т»

3.5.

Должность

Педагог дополнительного образования

3.6.

Электронный
адрес

IV.

Сведения о программе

4.1.

Нормативная база
(отдельные
основные
документы)

1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
2.
«Стратегия развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года» (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 № 996-р);
3.
Постановление
Главного
государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
4.
Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 27.07.22 № 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
5.
Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (письмо
Министерства образования и науки Российской
2

Федерации от 18 ноября 2015 года № 09-3242);
6.
Устав и другие локальные акты МАУ ДО
«ДД(Ю)Т».
срок 1 год 108 часов

4.2.

Объем и
освоения
программы

4.3.

Форма обучения

Очная

4.4.

Возраст
обучающихся

10 - 12 лет

4.5.

Особые категории нет
обучающихся

4.6.

Вид программы

V.

Ведущие формы и Наглядные методы: демонстрация (показ) картинок,
наблюдение.
виды
деятельности
Словесные методы: беседа; объяснение, диалог,
консультация.

модифицированная

Практические методы: построение простейших
рисунов, выкроек игрушек, метод проблемного
обучения, проектно-конструкторские, игровые методы,
активные
формы
познавательной
деятельности
(викторины, соревнования, выставки, творческие
конкурсы).
Методы поощрения: похвала, одобрение, награждение
и т.п.
VI.

Входная аттестация (беседа, наблюдение) для
Формы
выявления индивидуальных особенностей ребенка
мониторинга
результативности (интересов, первичных умений и навыков, мотивации).
Текущая аттестация (наблюдение, практическая работа,
игра, соревнование, выставка, самооценка).
Промежуточная аттестация по полугодиям (беседа,
самостоятельная работа, выставка).

VII. Дата
утверждения

Программа рекомендована к реализации в 2023-2024
учебном году, протокол ПС № 3 от « 16 » мая 2023 г.
3

последней
корректировки

4

Содержание

I.

Титульный лист

1

Информационная карта ДООП

2

Комплекс основных характеристик ДООП
1.1.Пояснительная записка ……………………………………………….. 6
1.2.Цель, задачи программы ………………………………………........... 8
1.3.Планируемые результаты. Уровни усвоения программы…………... 9
1.4.Учебный план, содержание ………………………..…………………. 11

II. Комплекс организационно-педагогических условий ДООП
2.1. Условия реализации программы ………………….…………………. 14
2.2. Календарный учебный график ………………………………….…… 14
2.3. Формы аттестации ………………………………………………….… 14
2.4. Оценочные материалы ………………………………………….……. 15
2.5. Кадровое обеспечение …………………………………………..……. 17
2.6. Материально-техническое обеспечение ……………………..……… 17
2.7. Методическое обеспечение программы ……………………….……. 17
2.8.список литературы для педагога и обучающихся……………

20

5

1.1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2.
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
3.
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015 № 996-р);
4.
Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка»
(утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту
«Образование» 07 декабря 2018 г., протокол № 3);
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования,
основным программам профессионального обучения, дополнительным
общеобразовательным программам»;
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
18.09.2020 № 508 «Об утверждении Порядка допуска лиц, обучающихся по
образовательным программам высшего образования, к занятию
педагогической деятельностью по общеобразовательным программам»;
9.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
10. Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства
образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 096

3242);
11.Устав и другие локальные акты МАУ ДО «ДД(Ю)Т».
Пошив одежды – одно из древних ремесел, ему учили с детства.
Каждая девушка должна была приготовить приданное своими руками, и не
только сшить, но и суметь его украсить.
Для того чтобы лучше выразить себя в одежде, необходимо, конечно,
научиться шить, знать, что тебе подходит, а от чего лучше отказаться.
Шить своими руками – это творческий процесс, неповторимое
ощущение внутренней свободы от возможности сшить себе любую
задуманную модель, проявить свою индивидуальность в одежде и воплотить
свои идеи в реальные, конкретные работы для дома. Для того, чтобы
выполнить швейные изделия качественно, эстетично, на высоком
современном уровне, необходимо иметь определенные знания, умения,
навыки в технологии обработки женской одежды, изготовлении выкроек, в
умении шить на швейной машине, разбираться в назначении тканей.
Созданный подготовительный курс программы «Технология обработки
ткани» помогает учащимся раскрыть свои творческие возможности, развить
способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Также упор ставится
на развитие усидчивости, старательности, аккуратности, эстетического
восприятия, вкуса; выполнение ручных и машинных работ.
Новизна программы
Новизна дополнительной образовательной программы заключается в том,
что она предоставляет
возможность обучающимся не только изучить
технику конструирования и моделирования одежды, но и применить их,
используя комплексно, при проектировании предметов одежды, интерьера,
и всего того, что окружает нашу жизнь.
Актуальность программы
Актуальность программы в том, что ее освоение дает обучающимся
возможность идти в ногу с быстроменяющейся модой и выглядеть стильно, а
также нацеливает на освоение в будущем любой из профессий швейной
отрасли.
Реализация программы способствует успешной социализации ребенка,
является положительным фактором, влияющим на развитие художественного
вкуса.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в обучении
детей навыкам моделирования и конструирования не только по схемам,
опубликованным в журналах по рукоделию, но и дает навыки умения
7

самостоятельно создавать эскизы и чертежи выкроек изделия с учетом
особенности своей фигуры.
Отличительной особенностью программы
является то, что у
обучающихся в процессе работы в кружке формируются практические
трудовые навыки, творческая активность, развивается художественный вкус.
Занятия не только сочетают различные виды практической деятельности, но
способствуют и приобщению обучающихся к прекрасному, к миру гармонии
и красоты. Во время обучения дети знакомятся с ручной швейной работой и
машинной, историей возникновения одежды, моды, с понятием интерьера,
занимаются моделированием, пошивом одежды.
Формы и режим занятий
Программа рассчитана на 1 год обучения, для детей с 10 – 12 лет. На первый
год обучения принимаются все дети без предварительного отбора. Занятия
проходят 1 раз в неделю по 3 часа (108 часов в год).
В проведении занятий используются формы коллективно - группового
творчества и индивидуальной работы. Основной формой работы являются
комбинированные занятия.
Теоретическая часть даѐтся в форме лекций, бесед с просмотром
иллюстративного материала, мультимедиа презентаций и подкрепляется
практическим освоением темы.
1.2. Цели и задачи программы
Цель: Развитие творческих способностей и нравственного становления
детей и подростков посредством овладения искусством конструирования и
моделирования одежды.
Задачи:
Обучающие:
-познакомить с тканями по виду волокон: хлопчатобумажные, шерстяные,
шелковые и ткани из химических волокон, как разделяются ткани по способу
выработки, отделки и крашения;
-знакомство со швейной машиной: устройство, назначение и принцип
работы, заправка нити. Классификация машинных швов, частота строчки;
-научить моделировать и раскраивать блузу и юбку;
-содействовать развитию устойчивого интереса к данному виду творчества;
Развивающие:
-развивать самостоятельность, активность, аккуратность;
-развивать творческие и художественные способности, художественный вкус
и творческое воображение;
8

-совершенствовать умения использовать имеющиеся знания и опыт к
практической и творческой деятельности;
Воспитательные:
-содействовать формированию чувства ответственности, коллективизма и
взаимопомощи;
-формировать культуру поведения и общения в ДОО, ДД(Ю)Т;
-воспитывать трудолюбие, упорство, усидчивость, тщательность
и
аккуратность при выполнении работы;
-приобщить воспитанников к занятиям различными видами декоративноприкладного искусства и содействовать профессиональной ориентации
обучающихся;
-формировать эстетический вкус;
-воспитывать чувство гордости за выполненную работу, бережного
отношения к своему и чужому труду.
1.3.Планируемые результаты
Приобретаемые учащимися на занятиях знания, умения и навыки
представляют собой различные уровни усвоения трудовых действий по
выполнению разнообразных рабочих операций.
Обучающиеся должны знать:
 Понятие «моделирование».


Материалы и инструменты, используемые в работе.



Правила техники безопасности.



Основные виды и свойства тканей, основы цветоведения.



Классификацию одежды по целевому назначению, половозрастным
признакам, росту и полноте.



Требования, предъявляемые к качеству выполняемых изделий.



Правила техники безопасности при выполнении всех видов работ.

Должны уметь:


Выполнять ручные швы «назад иголка», «через край», «тамбурный»,
сметочные, штуковочные, потайные и копировальные стежки.



Копировать выкройки, рационально использовать ткань, изготавливать
лекала, выкраивать детали изделия из ткани и других материалов.



Пришивать пуговицы, тесьму, бисер и другую фурнитуру.



Соединять детали ручным и машинным способом
9



Составлять композиции плоских накладных аппликаций

Пользоваться инструкционными картами, раздаточным материалом.
 Использовать полученные знания, умения и навыки в практической
деятельности;
Уровни усвоения программы
Минимальный уровень – обучающийся овладел менее чем ½ объема
знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, как правило, в
беседах избегает употреблять специальные термины. В ходе практических
работы выполняет простые виды изделий. В процессе выполнения работы
постоянно обращается за помощью к педагогу. Очевидны ошибки на всех
этапах выполнения работы. Низкая активность предъявления результатов
своей деятельности (участие в выставках, конкурсах только на уровне
детского образовательного объединении).
Базовый уровень – обучающийся овладел о более ½ объем знаний,
умений и навыков, предусмотренных программой. В беседах сочетает
специальную терминологию с бытовой. Практические работы выполняет на
основе образцов, с достаточной степенью самостоятельности, с соблюдением
технологической последовательности. Изделие выполняет достаточно
аккуратно, при выполнении отдельных операций допускает небольшие
погрешности. Хорошая активность предъявления результатов своей
деятельности (участие в выставках, конкурсах на уровне детского
образовательного объединении или учреждения).
Повышенный уровень - объем знаний, умений и навыков соответствует
программным требованиям. В беседах специальные термины употребляет
осознанно и в полном соответствии с их содержанием. Изделия выполняются
аккуратно, с соблюдением последовательности ведения работы, с элементами
творчества. Высокая самостоятельность при выполнении практических работ
и активность в предъявлении результатов своей творческой деятельности
(участие в конкурсных и выставочных мероприятиях муниципального и
регионального уровня).
Творческий уровень - объем знаний превышает программные
требования. Практические работы выполняются самостоятельно, качественно
и творчески по собственному замыслу и фантазии. Высокая активность в
предъявлении результатов своей творческой деятельности (участие в
конкурсных и выставочных мероприятия на муниципальном, региональном,
всероссийском уровнях).


10

Учебный план
№№
пп

Тема

Кол –
во
часов
3

В том числе
теор практи
ия
ка
3

1.

Вводное занятие

2.

3

3

3.

Материалы и инструменты.
Техника безопасности.
Организация рабочего места.
Краткие сведения о тканях.

6

3

3

4.

Ручные стежки и виды работ.

10

4

6

5.

Швейная машина и машинные
швы.

8

3

5

6.

Влажно – тепловая обработка
(ВТО)

2

1

1

7.
8.

Цвет в одежде, его значение.
Цветовая гамма
Аппликация из лоскутков

9
12

3
3

6
9

9.

Лоскуты и фантазия

6

2

4

10.

Творческая работа.

3

1

2

11.

Подарочный ассортимент

7

3

4

12.

Моделирование и раскрой
блузы.

18

6

12

13.

Моделирование и раскрой
юбки.

12

3

9

14.

Беседы, экскурсии.

9

9

108

50

Итого часов:

Формы
контроля
Беседа
Анкетирова
ние
Беседа
Опрос
Беседа
Практическ
ое задание
Наблюдени
е
Беседа
Практическ
ое задание
Беседа
Практическ
ое задание
Беседа
Опрос
Наблюдени
е
Наблюдени
е
Творческое
задание
Беседа
Практическ
ое задание
Беседа
Практическ
ое задание
Беседа
Практическ
ое задание
Наблюдени
е

58

11

Содержание
Тема 1.Вводное занятие. Знакомство с учащимися. Рассказ о творческом
объединении "Я-модельер". Знакомство учащихся с программой и планом
работы на год. Правила поведения и требования к учащимся в кабинете.
Первичная диагностика. Расписание занятий.
Тема 2. Материалы и инструменты. Техника безопасности. Организация
рабочего места. Знакомство с оборудованием и инструментами. Рассказ о
назначении и применении инструментов и приспособлений. Порядок их
хранения. Организация рабочего места при ручных и машинных видах
работы. Беседа о правилах безопасности труда, пожарной безопасности.
Тема 3. Краткие сведения о тканях.
Теория: Знакомство с тканями по виду волокон: хлопчатобумажные,
шерстяные, шелковые и ткани из химических волокон. Рассказ о том, как
разделяются ткани по способу выработки, отделки и крашения.
Практика: Определение долевой и уточной нити, лицевой и изнаночной
стороны ткани. Правильный подбор швейных ниток, игл и соответствующего
режима нагрева утюга для определенной ткани.
Тема 4. Ручные стежки и виды работ.
Теория: Виды ручных стежков, их назначение и применение. Длина и
ширина стежков. Специальные стежки. Техника безопасности при
выполнении ручных стежков.
Практика: Выполнение простых сметочных стежков (сметочный прямой,
сметочный косой, ручной стачной). Выполнение ручных стежков
постоянного
назначения
(потайной,
подшивочный,
петельный,
крестообразный).
Тема 5. Швейная машина и машинные швы.
Теория: Знакомство со швейной машиной: устройство, назначение и принцип
работы. Уход за швейной машиной. Заправка нити.
Классификация
машинных швов. Частота строчки. Техника безопасности при работе на
швейной машине.
Практика: Заправка швейных машин и выполнение прямых, овальных,
зигзагообразных строчек. Правильные приемы работы на швейной машине.
Выполнение соединительных швов (стачных 2- х видов, расстрочных,
надстрочных, накладных, шов встык). Выполнение краевых швов (шов в
12

подгибку с закрытым срезом, шов в подгибку с открытым срезом,
окантовочный с закрытым срезом).
Тема 6. Влажно – тепловая обработка (ВТО).
Теория: Виды влажно – тепловой обработки. Технические требования к
выполнению. Техника безопасности при работе с утюгом.
Практика: Обучение первоначальным приемам влажно – тепловой
обработки (разутюживание и заутюживание швов).
Тема 7. Цвет в одежде, его значение. Цветовая гамма.
Теория: Рассказ о цветовом круге. Основные и дополнительные цвета.
Группы холодных и теплых тонов. Закон контраста. Гармония цвета.
Практика: Цветовая разработка узора в квадрате, прямоугольнике, круге.
Зарисовка узора. Выполнение аппликации из ткани или цветной бумаги.
Тема 8. Аппликация из лоскутков.
Практика: Технология изготовления. Варианты пристрачивания аппликации.
Подбор ткани по сочетанию цвета. Изготовление лекал и раскрой ткани.
Приемы работы в изготовлении изделий. Индивидуальный инструктаж.
Тема 9. Лоскуты и фантазия.
Теория: Выполнение аппликации: использование тканей, выполнение эскиза,
техника перевода рисунка . Просмотр готовых аппликаций (оценка качества
работы). Применение аппликаций в готовых изделиях. Изготовление изделия
по выбору.
Практика: Выполнение аппликации (выполнение эскиза, подбор ткани,
перевод рисунка на ткань, раскрой и прикрепление аппликации).
Тема 10. Творческая работа.
Теория: Пошив кухонного комплекта по выбору ( прихватки, салфетки,
грелка на чайник). Изготовление аппликации на фартуке, салфетке.
Практика: Разработка последовательности изготовления. Подбор ткани по
сочетанию цвета. Изготовление лекал и раскрой ткани с учетом нити основы.
Пооперационный пошив изделия. Сдача и оценка готового изделия.
Тема 11. Подарочный ассортимент. Творческие работы (фетр, ткань,
бумагокручение-квиллинг, вышивка лентами, цветы из ткани, кожа).
Тема 12. Моделирование и раскрой блузы.
13

Теория: Рекомендации по выбору ткани, фасона и оформления блузы. Норма
расхода ткани. Раскладка лекал на ткани и раскрой по готовым лекалам.
Последовательность и приемы технологической обработки блузы. Просмотр
и оценка готового изделия, оценка качества работы.
Практика: Выбор фасона и ткани для блузки. Раскладка, обмеловка и
раскрой. Сметывание и соединение боковых и плечевых срезов стачной
строчкой. Обработка горловины и застежки. Обработка и втачивание
рукавов. Обработка низа блузки. Окончательная ВТО и чистка изделия.
Пришивание пуговиц, кнопок.
Тема 13. Моделирование и раскрой юбки.
Теория: Рекомендуемые ткани. Нормы расхода ткани на юбку. Раскладка
лекал на ткани и раскрой по готовым лекалам. Последовательность и приемы
технологической обработки. Просмотр готового изделия (оценка качества
работы).
Практика: Выбор ткани для юбки. Раскладка, обмеловка и раскрой юбки.
Сметывание боковых срезов, соединение боковых срезов стачной строчкой.
Обработка пояса. Обработка верхнего среза юбки. Окончательная ВТО и
чистка изделия. Заправка резинки или пришивание кнопок, пуговиц.
Тема 14. Экскурсии. Проведение экскурсий на выставки декоративно –
прикладного искусства, в учебные заведения, в музей. Работа в библиотеках
(зарисовка моделей, основных элементов лоскутного шитья, орнаментов).
2.1.Условия реализации программы
Продолжительность учебного года составляет 36 недель.
Начало занятий первого года обучения не поздне 15 сентября.
Окончание занятий – не позднее 31 мая.
Нерабочие и праздничные дни устанавливаются в соответствии с
Постановлениями Правительства РФ.
Промежуточная аттестация проводится по итогам освоения ДООП за 1-е
полугодие в III декаде декабря, за 2-е полугодие - в мае.
2.2.Календарный учебный график
№

Год обучения

1

Первый

Объем
часов
108

учебных Всего
недель
36

учебных Режим работы
1 р х 3 ч=3 ч

2.3.Формы аттестации
Программа предусматривает три вида аттестации обучающихся.

14

Предварительная (вводная) аттестация, проводится в целях выяснения
уровня готовности ребенка и выявления его индивидуальных особенностей.
Проводится в начале учебного года в форме первичной диагностики, беседы.
Текущая аттестация, проводится в целях оценки качества усвоения
учащимися содержания отдельных разделов образовательной программы в
форме педагогического наблюдения за выполнением практического задания.
Промежуточная аттестация, проводится в целях оценки степени и
уровня усвоения учащимися отдельной части программы или по итогам
освоения полного курса обучения. Промежуточная аттестация проводится в
конце I и II полугодия. Проводится в форме В качестве аттестации возможен
зачет результатов участия выставках различного уровня.
Достижения учащихся оцениваются безотметочным способом. Оценке
подлежит уровень знаний/умений теоретической и практической подготовки,
уровень общеучебных умений и навыков, учебно-организационные умения и
др.
2.4.Оценочные материалы
формы начальной
диагностики

формы
промежуточной
аттестации

формы итоговой
аттестации
результатов
образовательной
деятельности

собеседование,
наблюдение

Контрольные задания

Диагностика,
анкетирование

Критерии оценивания
Оцениваемые
параметры
Работа
инструментами
материалами,
техника

Минимальный
уровень знаний
с Требуется
и постоянный
контроль педагога
за
выполнением
правил по технике
безопасности

Базовый
знаний

уровень Повышенный
уровень знаний

Требуется
периодическое
напоминание о том,
как
работать
с
инструментами и

Четко и безопасно
работает
с
инструментами и
материалами
15

безопасности

материалами

Степень
самостоятельности
при работе над
изделием

Способность
изготовления
изделия
образцу

Требуется
постоянная
помощь педагога
при работе над
изделием

Нуждается
в
пояснении
последовательности
работы, но после
объяснения
способен
к
самостоятельным
действиям

Не
может Может изготовить
изготовить
по изделие по образцу
без при
по образцу
подсказке
помощи педагога
педагога

Самостоятельно
выполняет
операцию
по
изготовлению
изделия

Способен
изготовить
изделие
образцу

по

- промежуточная и итоговая аттестация;
- наблюдение;
- опрос;
- анкетирование;
- тестирование;
- практические задания;
- индивидуальные задания;
- творческие задания;
- выполнение творческих проектов;
-Оценка сообщений, подготовленных дома;
-Качество выполнения работы;
-Самостоятельность в выполнении;
-Точность соблюдения технологической последовательности и трудовых
приемов;
-Техническая грамотность в применении теоретических знаний и уровень их
применения;
-Соблюдение нормы времени и правил безопасности труда;
- участие в конкурсах и выставках различного уровня;
- итоговая выставка.
Виды и формы контроля ЗУН
- входной (собеседование, анкетирование);
- текущий контроль-проверка усвоения и оценка результатов. Беседы в форме
«вопрос-ответ», самостоятельная работа, беседы с элементами викторины,
контрольные задания, тестирования.
Способы организации контроля
- индивидуальный;
16

- фронтальный;
- групповой;
- коллективный.

1.
2.
3.
4.
5.

2.5.Кадровое обеспечение
Программа может быть реализована одним педагогом дополнительного
образования, имеющим высшее образование или среднее профессиональное
образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего
образования и специальностей среднего профессионального образования
«Образование и педагогические науки». Или к реализации дополнительной
общеразвивающей программы могут быть допущены лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям
подготовки,
соответствующим
направленности
дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие
промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Прошедшим
обязательный медицинский осмотр (обследование) и не имеющем
ограничений к занятию педагогической деятельностью, установленных
законодательством Российской Федерации.
2.6.Материально-техническое обеспечение
Материально-техническая база
Посадочные места
Универсальные швейные машины
Утюг
Гладильная
Комплект лекал
6.
Швейные принадлежности и инструменты
7.
Литература
8.
Интернет-ресурсы
9.
Журналы мод.
Учебно-дидактический материал

папка с лекалами, с выкройками, с образцами;

технологические карты изготовления игрушек;

фотографии творческих работ;

технологические карты выполнения различных швов;
просмотр учебных видеофильмов по художественным техникам
2.7.Методическое обеспечение программы
Методы и приемы ведения занятий:

объяснительно-иллюстративный;

теоретический;
17


практический;

самостоятельная работа;

свобода творческого выбора;

проблемный;

обсуждение результатов;

демонстрация видеороликов и использование презентаций по
основным темам;

диалог.
В программе применяются следующие педагогические технологии:
Здоровье сберегающие:
Учитывая то, что младшие школьники быстро утомляются, во время занятий
вводятся физкультурные минутки, релаксирующие паузы.
Проектный метод обучения и «мозговой штурм»:
Дети разрабатывают проект будущей композиции (работы), выполняют
эскиз, обсуждают детали и цветовые решения, распределяют обязанности.
Таким образом, вовлеченные в работу дети изобретают, принимают решения,
выражают собственные мысли и, конечно же, помогают друг другу, что
способствует приобретению навыков работы в коллективе, умению ставить и
достигать цели, решения возникающих проблем.
Технология личностного – ориентированного обучения
Участие в конкурсах, в выставках и культурно-массовых мероприятиях
различного уровня, в результате чего ребенок самоутверждается, у него
формируется потребность создавать, творить красоту своими руками
Теоретические вопросы освещаются в краткой доступной форме, учитывая
возраст обучающихся.
Учебные занятия по данной программе ведутся совместно с
посещением выставок, экскурсий с изучением наглядного материала по
изучаемым темам программы.
Образовательный процесс строится на основе личностноориентированного подхода - не научить и передать свои знания ребенку, а
подвинуть его к раскрытию природной одаренности, творческих
способностей.
В программу входят темы на усвоение, закрепление, контроль и оценку
знаний, умений и навыков обучающихся в творческой деятельности,
направленной на самопонимание.
Для реализации программы используется целостная система знаний:
 ознакомление с новым материалом
 закрепление изученного;
18

 занятие на применение знаний и умений
 занятие-экскурсии.
Занятия делятся на теоретические и практические, комбинированные. В
реализации
программы
используются
разные
формы
обучения
(индивидуальные и групповые), методы обучения: словесные (рассказ,
беседа, объяснение), наглядные (показ схем, чертежей, образцовый показ,
демонстрация наглядного пособия), практические упражнения.
Стимулирующим методом является поощрение (похвала, одобрение,
благодарность).
Традиционные
формы
обучения
дополняются
тематическими праздниками, такими как «Веселый портняжка», «Мы за чаем
не скучаем». Учащиеся привлекаются и в культурно-досуговые мероприятия
«День знаний», «День открытых дверей», «День рождения дворца»,
новогодние праздники и др.
Здесь открывается широкая возможность для фантазии и творчества.
Теоретические
сведения (основы конструирования, моделирования,
свойства материалов, технология обработки изделий и др.) также
необходимы, поскольку без них невозможно изучение основ технического
моделирования и самостоятельная творческая работа учащихся по созданию
конструкций изделий, предусмотренных программой.
Периодически проводятся обзорные лекции о направлениях моды и еѐ
цветовой гамме в текущем сезоне. Подготовку таких сообщений в виде
рефератов могут выполнить и сами учащиеся.
В течение всего учебного года учащиеся ведут конспекты, в которых
грамотно, аккуратно записывают темы занятий, краткое содержание работы,
указывают применяемые материалы, инструменты и приспособления.
Учащиеся учатся делать чертежи конструкции изделия, графически
изображать схемы выполнения отдельных видов стежков и строчек. Кроме
этого, в тетрадях ведутся записи домашних заданий. Большое внимание
уделяется правильной организации рабочего места – необходимому условию
для обеспечения эффективного труда. Самое серьезное внимание уделяется
также соблюдению учащимися правил безопасного пользования
инструментами и оборудованием.
На занятиях широко применяются различные виды наглядных пособий,
что способствует прочности усвоения знаний.
При выполнении практических работ составляется поурочная,
индивидуальная программа для каждой обучающейся девочки. Программа
предусматривает индивидуальную работу и работу по звеньям.

19

2.8.Литература
Литература для педагога
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Максимова М., Кузьмина М. Лоскутики. – М.: ЭКСМО – Пресс, 1998.
Волшебные узоры из лоскутков. Стежка. – М.: Нисла – Пресс, 1997.
Александрова Г.Н. Модели женских юбок. – СПб., 1995.
Чернякова В.Н. Технология обработки ткани./ Учебник для 5 класса
общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1999.
Ерзенкова Н.В. Блузки. – Минск: Полымя, 1994.
Гусакова М.А. Аппликация./ Учебное пособие для педагогических училищ. –
М.: Просвещение, 1987.
Моя первая книга по рукоделию. – М.: Издательский дом «Дрофа», 1995.
Шитье для девочек. – М.: Издательство АСТ «Олимп. Премьера», 2000.
Колчина И., Ульяшева О. Комплекты детской одежды. – Ташкент: Мехнат,
1994.
Литература для обучающихся
1.Бешенков А.К., Васильченко Е.В., Иванов А.И., Калюга С.У., Лабзина Л.Я.
и др.
Трудовое обучение 7кл.
Москва, «Просвещение»,
1990г.
2.Бешенков А.К., Васильченко Е.В., Воловиченко А.И., Иванов А.И., Калюга
С.У., Лабзина А.Я. и др. Трудовое обучение 6кл. - Москва, «Просвещение»,
1989г.
3.Егорова Р.И., Монастырная В.П. Учись шить.- Москва, «Просвещение»,
1989г.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».