Современный танец

Информационная карта ДООП
I.

Наименование
программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Современный танец»

II.

Направленность

Художественная

III.

Сведения об авторе составителе

3.1.

ФИО

Берзан Дарья Борисовна

3.2.

Год рождения

13.02.1988 г.

3.3.

Образование

Высшее педагогическое

3.4.

Место работы

МАУ ДО «ДД(Ю)Т»

3.5.

Должность

Педагог дополнительного образования

3.6.

Электронный
рес

IV.

Сведения о программе

4.1.

Нормативная база

ад- daria_berz@mail.ru

1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
(отдельные основ2.
«Стратегия развития воспитания в Российской
ные документы)
Федерации на период до 2025 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 № 996-р);
3.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодежи»;
4.
Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 27.07.22.№629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
5.
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 09-3242);
2

4.2.

6.
Устав и другие локальные акты МАУ ДО
«ДД(Ю)Т».
Объем и срок 6 лет 1944 часа
освоения программы

4.3.

Форма обучения

4.4.

Возраст
щихся

4.5.

Особые категории нет
обучающихся

4.6.

Вид программы

V.

Ведущие формы и
виды деятельности

VI.

Формы монито- Входная аттестация (беседа, наблюдение) для выявлеринга результа- ния индивидуальных особенностей ребенка (интересов, первичных умений и навыков, мотивации).
тивности

Очная

обучаю- 10 – 16 лет

К наиболее продуктивными методами обучения при реализации программы являются:
словесный метод (объяснение, разбор, анализ);
- наглядный метод (показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц,
танцовщиков, посещение концертов и спектаклей для
повышения общего уровня развития учащихся);
- практический метод обучения (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);
- аналитический метод обучения (сравнения и
обобщения, развитие логического мышления);
- эмоциональный метод (подбор ассоциаций,
образов, создание художественных впечатлений);
метод индивидуального подхода к каждому ученику с
учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки

Текущая аттестация (наблюдение, практическая работа
3

на занятиях).
Промежуточная аттестация по полугодиям (по итогам
прохождения программы).

VII.

Дата
утвержде- Программа рекомендована к реализации в 2023-2024
ния
последней учебном году, протокол ПС № 3 от « 16 » мая 2023 г.
корректировки

4

Содержание
Титульный лист
Информационная карта ДООП
1.
Комплекс основных характеристик ДООП
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
II.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
3.
3.1.
3.2.

Пояснительная записка……………………………………..
Цель и задачи программы………………………………….
Планируемые результаты. Уровни усвоения программы..
Учебный план, содержание 1 год обучения………………
Учебный план, содержание 2 год обучения………………
Учебный план, содержание 3 год обучения………………
Учебный план, содержание 1- 3 год обучения (2-ой этаптворческий)………………………………………………….
Комплекс организационно-педагогических условий
ДООП
Условия реализации программы…………………………..
Календарный учебный график…………………………….
Формы аттестации………………………………………….
Кадровое обеспечение……………………………………...
Материально-техническое обеспечение…………………..
Методическое обеспечение программы…………………..
Список литературы для педагога и обучающихся………..
Приложения
Приложение №1
Мониторинг освоения программы………………………...
Приложение №2
Мониторинг личностного развития ребенка……………...

6
10
10
13
17
22
27

30
30
30
31
31
32
37

40
47

5

1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение. Современный танец – это многожанровый и эстетически
разноплановый феномен. Своѐ развитие, как самостоятельное направление
современный танец получил в XX веке.
К современному танцу в настоящее время относятся все направления
хореографии, которые были рождены в XX веке.
Мелодика, ритм, полиметрия, новизна объясняют притягательность
этого хореографического направления для молодежи
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Современный танец» разработана с учетом современных нормативных
документов:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2.
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
3.
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015 № 996-р);
4.
Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07 декабря 2018 г., протокол № 3);
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по
основным общеобразовательным программам, образовательным программам
среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
18.09.2020 № 508 «Об утверждении Порядка допуска лиц, обучающихся по
6

образовательным программам высшего образования, к занятию педагогической деятельностью по общеобразовательным программам»;
9.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
10. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и
науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 09-3242);
11. Устав и другие локальные акты МАУ ДО «ДД(Ю)Т».
Направленность (профиль) программы. Данная программа имеет
художественную направленность. Содержание программы направлено на
раскрытие творческого потенциала учащихся на основе приобретенных
знаний, умений, навыков в области современного танца.
Актуальность
программы.
Данная
дополнительная
общеобразовательная программа соотносится с тенденциями развития
дополнительного
образования
и
согласно
Концепции
развития
дополнительного
образования
способствует
удовлетворению
индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном,
художественно-эстетическом и нравственном развитии, формированию и
развитию творческих способностей учащихся, выявлению, развитию и
поддержку талантливых учащихся.
Педагогическая
целесообразность
программы.
Программа
«Современный танец» имеет практическую направленность.
Посредством
овладения
детьми
искусством
хореографии
осуществляется эстетическое и физическое воспитание, формируется общая
культура. Занятия танцами учат детей красоте, выразительности движений,
силе и ловкости, развивают их мышечно-двигательный аппарат,
дыхательную и сердечнососудистую системы, воспитывают свойства
характера собранность, трудолюбие и ответственность.
Новизна программы. Программа разработана с учетом личного
практического опыта педагога в области хореографии.
В создании программы кроме традиционных направлений современного
танца (модерн, джаз, джаз-модерн) включены разделы гимнастика и
классический танец, как основы формирования необходимой танцевальной
формы, правильного физического развития и ритмического воспитания
обучающихся.
Отличительные особенности программы. Содержание учебного
материала в программе структурировано по двум уровням: базовый и
7

творческий, что позволяет обучающимся осваивать материал в соответствии
с личными возможностями и потребностями.
Категория обучающихся. Программа рассчитана на обучающихся в
возрасте 10-16 лет. На обучение принимаются все желающие без
предъявления требований к уровню предварительной подготовки, не
имеющие противопоказания по состоянию здоровью. Для зачисления
обучающиеся предоставляют заключение от врача (справка) об отсутствии
противопоказаний к занятиям по хореографии.
Рекомендуемое количество учащихся в группе 1 года обучения не более
15 человек, 2-го и 3-го - 12 чел, 4 и 5 года - 10 чел. Состав группы
формируется из учащихся одного возраста.
При наличии свободных мест возможен дополнительный набор в
группы 2-го и последующих годов обучения. Зачисление на обучение
осуществляется на основе диагностики хореографических данных ребенка.
По итогам диагностики дети могут быть приняты в группы второго и
следующих годов обучения. А также возможен досрочный перевод
обучающихся на следующий год обучения или уровень программы.
Здоровьесбережение. Сбережение здоровья обучающихся на занятиях,
формирование у них установки на здоровый образ жизни происходит путем
подбора таких технологий преподавания, которые с учетом возрастных
особенностей могут максимально помочь снизить перегрузки детей и
сохранить их здоровье при статичном обучении. Работа по сохранению
физического здоровья на занятии включает в себя несколько компонентов:
 Физкультминутка, позволяющие снять накопившееся утомление.
 Дыхательные упражнения, помогающие активизировать детей на занятии.
 Смена видов учебной деятельности на занятии.
 Чередование методов обучения (словесные, наглядные, практические).
 Применение методов, способствующих активизации деятельности
(свободная беседа, самооценка, взаимооценка).
 Соблюдение санитарно-гигиенических норм в кабинете.
 Создание психологического комфорта.
Срок реализации программы. Программа рассчитана на 6 лет. Общий
объем учебного времени составляет 1944 часа.
Процесс обучения по программе «Современный танец» делится на 2
этапа:
I этап - основной
II этап - творческий
8

Программа первого (основного) этапа рассчитана на 3 года и
соответствует возрасту учащихся 9-12 лет. На реализацию I (основного)
этапа отводится 972 часа ( 1 год - 324час., 2 год - 324 час., 3 год - 324 час.,)
Программа направлена на совершенствование полученных знаний,
изучения классического экзерсиса, знакомство с современными
танцевальными стилями, изучение и исполнение джаз-модерн танца,
освоение репертуара.
Те учащиеся, которые имеют способности к хореографии, выражают
желание, продолжить обучение переходят к третьему (творческому) этапу
обучения.
Второй (творческий) этап предполагает специализированные занятия
для детей, проявивших определенные способности к танцу. На этом этапе
занятия направлены на совершенствование знаний и умений, полученных на
предыдущем этапе. Совершенствуя свои знания и умения в избранном
хореографическом направлении, дети активно осваивают репертуар. В связи,
с чем значительный объем учебного времени на II этапе отводится на
постановочную и концертную работу.
Сводная таблица
распределения учебной нагрузки по этапам и годам обучения
Этап / год обучения

Количество часов
I этап (основной)

1 год
2 год
3 год
Итого

324
324
324
972
II этап ( творческий)

1 год
2 год
3 год
Итого
Общий объем учебного времени по
программе

324
324
324
972
1944

Формы и режим занятий. Обучение по программе осуществляется в
очной форме. Учебные занятия проводятся в форме групповых и
индивидуальных занятий или всем составом объединения.
В период обучения на II (продвинутом) этапе основными формами
занятий становиться ансамблевая форма.
На I (основном) этапе занятия проводятся 3 раза в неделю по 3 часа.
9

Продолжительность учебных занятий составляет 40 минут. При проведении
спаренных занятий предусматривается обязательный 10 минутный перерыв.
На II (продвинутом) этапе занятия проводятся 3 раза в неделю по 3 часа.
1.2. Цели и задачи
Цель программы: формирование и развитие личности средствами хореографического искусства; развитие творческих способностей, формирование
эстетического вкуса и системы ценностей в обучении современной хореографии.
Задачи
Обучающие:

обучить базовым хореографическим навыкам, техникам и приемам;

обучить умению выражать эмоционально-зримые образы музыки посредством пластических этюдов, импровизаций, композиций;
Развивающие:

развить танцевальные способности;
Воспитательные:

воспитывать художественный вкус, сценическую культуру, умение
работать в коллективе;

формировать и развивать личностные морально-волевые качества
учащихся.
1.3. Планируемые результаты
По итогам освоения образовательной программы учащиеся:
будут знать:
- основы техники безопасности на учебных занятиях и концертной
площадке;
принципы взаимодействия музыкальных и хореографических средств
выразительности;
приемы сохранения и поддержки собственной физической формы;
основные стили и направления современного танца;
основные средства выразительности хореографического искусства;
наиболее употребляемую терминологию хореографического искусства.
будут уметь:
исполнять танцевальные номера;
определять средства музыкальной выразительности в контексте
хореографического образа;
самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ;
приобретут навыки:
владения различными танцевальными движениями, упражнениями на
10

развитие физических данных;
ансамблевого исполнения танцевальных номеров;
сохранения и поддержки собственной физической формы.
Обучающиеся приобретут опыт публичны выступлений, сценической
практики, общения со сверстниками в коллективе
Личностные качества
Обучающиеся будут проявлять:
- терпение, аккуратность;
- умение сочувствовать другим людям, сопереживать;
- положительное отношение к обучению, труду;
- способность оценивать свои достижения и трудности;
- терпимость, доброжелательность по отношению к окружающим;
- любовь к природе, своему городу, Дворцу, объединению;
Регулятивные УУД
Обучающиеся будут уметь:
- коллективно ставить и выполнять поставленную задачу;
- планировать самостоятельно (под руководством педагога) свои действия
для решения конкретных технических задач;
- выполнять учебные действия (операции) в материализованной, речевой или
умственной форме;
- использовать речь, память, воображение, логическое мышление для
регуляции своих действий;
- выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после
завершения, уметь вносить необходимые коррективы на различных этапах;
- оценивать свои действия самостоятельно, спокойно воспринимать оценку
педагога.
Коммуникативные УУД
Обучающиеся смогут:
- участвовать в общей беседе, в диалоге, выполняя принятые правила
речевого общения;
- задавать вопросы, отвечать на вопросы других; слушать высказывания
собеседников;
- высказывать своѐ мнение по обсуждаемым вопросам, объяснять его;
понимать возможность существования других точек зрения, стремиться к их
пониманию;
- проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.

11

Уровни усвоения программы
Минимальный уровень – обучающийся овладел менее чем ½ объема
знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, как правило, в
беседах избегает употреблять специальные термины. Постоянно обращается
за помощью к педагогу. Очевидны ошибки на всех этапах. Низкая
активность предъявления результатов своей деятельности (участие в
концертах, конкурсах только на уровне детского образовательного
объединении).
Базовый уровень – обучающийся овладел о более ½ объем знаний,
умений и навыков, предусмотренных программой. В беседах сочетает
специальную терминологию с бытовой. На занятиях задание выполняет на
основе образца, с достаточной степенью самостоятельности. Допускает
небольшие погрешности. Хорошая активность предъявления результатов
своей деятельности (участие в концертах конкурсах на уровне детского
образовательного объединении или учреждения).
Повышенный уровень - объем знаний, умений и навыков соответствует
программным требованиям. В беседах специальные термины употребляет
осознанно и в полном соответствии с их содержанием. Высокая
самостоятельность при исполнении танцевальных произведений, и
активность в предъявлении результатов своей творческой деятельности
(участие в конкурсах, фестивалях, концертах муниципального и
регионального уровня).
Творческий уровень - объем знаний превышает программные
требования. Работу над танцевальными произведениями выполняет
качественно и творчески. Высокая активность в предъявлении результатов
своей творческой деятельности (участие в конкурсных
мероприятиях,
фестивалях, концертах на муниципальном, региональном, всероссийском
уровнях).

12

I ЭТАП (ОСНОВНОЙ)
1.4. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 год
№ п/п

Наименование
раздела /темы программа
Вводное занятие

Количество часов
теория
2

практика

Формы
контроля

всего
2

Раздел 1. Экзерсис
1.1

Основные положения
корпуса, позиции рук и ног в
джазовом танце

1.2

Port de bras

16

16

1.3

Releve

8

8

1.4

Plie и grandplie

12

12

1.5

Battement tendu, battement
tendu jete

12

12

1.6

Grandbattement jete

12

12

1.7

Stretch

32

32

4

4

педагогическо
е наблюдение,
практическое
задание
педагогическо
е наблюдение,
практическое
задание
педагогическо
е наблюдение,
практическое
задание
педагогическо
е наблюдение,
практическое
задание
педагогическо
е наблюдение,
практическое
задание
педагогическо
е наблюдение,
практическое
задание
педагогическо
е наблюдение,
практическое
задание

Раздел 2. Движения корпуса
2.1.

Flat back

16

16

2.2.

Arch («арка»), curve

16

16

педагогическо
е наблюдение,
практическое
задание
педагогическо
13

2.3

Deep body bend

16

16

2.4

Roll-down, roll-up, body roll
(волна)

16

16

е наблюдение,
практическое
задание
педагогическо
е наблюдение,
практическое
задание
педагогическо
е наблюдение,
практическое
задание

Раздел 3. Изоляция
3.1

Техника изоляции

32

32

педагогическо
е наблюдение,
практическое
задание
педагогическо
е наблюдение,
практическое
задание

3.2

Полицентрия, координация

16

16

32

32

педагогическо
е наблюдение,
практическое
задание
педагогическо
е наблюдение,
практическое
задание
педагогическо
е наблюдение,
практическое
задание
педагогическо
е наблюдение,
практическое
задание
итоговое
занятие

Раздел 4. Партер
4.1

Партерная техника

Раздел 5. Кросс
5.1

Шаги

9

9

5.2

Прыжки

9

9

5.3

Вращения

16

16

5.4

Комбинации

48

48

Итого

6

318

324

14

СОДЕРЖАНИЕ
1 год

Тема. Вводное занятие.
Теория. История возникновения современного танца. Стили современного танца. Отличительные особенности.
Практика. Просмотр видеоматериала с выступлениями выдающихся
танцовщиц, танцовщиков. Сведения о родоначальниках основных техник
джаз-модерн танца (Марта Грехем, Лестер Хортон, Хосе Лимон, Мерс
Каннингэм и др.)
Раздел 1. Экзерсис
Тема 1.1 Основные положения корпуса, позиции рук и ног в джазовом
танце.
Практика Основные позиции ног: 3 параллельных позиций (I, II, IV) и 3
out-позиций (I, II, III), Основные позиции рук с вариациями в положении
локтя и кисти (вытянутое, округлѐнное и согнутое положение локтя,
вытянутое и сокращѐнное flex-позиция кисти, напряжѐнное вытянутое
положение пальцев – jazz hand). V-позиция и L-позиция рук.
Тема 1.2. Port de bras
Практика. Основные положения рук, в различных направлениях
пространства и уровнях. Скоординированная работа корпуса и рук.
Тема 1.3. Releve.
Практика. Подъѐм на полупальцы по параллельным и out-позициям (I,
II, IV).
Тема 1.4. Plie и grandplie.
Практика. Движеняе Plie и grandplie. Самостоятельная комбинация plié.
Тема 1.5. Battement tendu, battement tendu jete.
Практика. Движения Battement tendu, battement tendu jete в
классическом виде в простых комбинациях по I out-позиции у станка и на
середине. Движение battement tendu и battement tendu jete по параллельным
позициям в комбинациях с plié, releve. Flex (сокращенная стопа, кисть или
колени). Point (вытянутое положение стопы).
Тема 1.6. Grandbattement jete.
Практика. Движение grandbattement jete на партере и у станка на
прямой опорной ноге, с plié, с releve. Положение стопы flex-point.
Тема 1.7. Stretch.
Практика. Упражнения на растяжку на середине зала в партере, у
станка.
15

Раздел 2. Движения корпуса
Тема 2.1. Flat back.
Практика. Наклон торса вперед, в сторону (на 90°), назад с прямой
спиной, без изгиба торса у станка по параллельным позициям (I, II), на
середине зала, положение рук варьируется. Flat back в комбинации с plié и
releve.
Тема 2.2. Arch («арка»), curve.
Практика. Упражнения для верхней части позвоночника. Движение
curve - изгиб верхней части позвоночника до "солнечного сплетения" вперед
или в сторону. Движение arch («арка») - прогиб торса назад.
Тема 2.3. Deep body bend.
Практика. Наклон торсом вперед ниже 90° с сохранением прямой
линии торса и рук.
Тема 2.4. Roll-down, roll-up, body roll (волна).
Практика. Движение roll down(спираль) Движение roll up- постепенное
раскручивание и выпрямление торса в исходную позицию. Движения body
roll (волна). Волна вперед. Боковая волна. наклоны торса с поочередным
перемещением центра корпуса в боковой или фронтальной плоскости .
Раздел 3. Изоляция
Тема 3.1. Техника изоляции.
Практика. Техника изоляция. Понятие центра движения. Центры
движения. Упражнения, основанные на понятии «центр». Работа над
«центром». Принципы работы с центрами движения. Изолированные
движения всех частей тела: головы, плеч, грудная клетка, рук, корпуса,
бедер, ног), в партере (лѐжа или сидя на полу), стоя на середине зала.
Изолированные движения одним из центров в простой координации и
ритмическом рисунке, стоя на середине или в партере.
Тема 3.2. Полицентрия, координация.
Практика. Техника полицентрия. Координированные движения двух
центров: голова - плечи, голова – пелвис, руки – голова и т. д. Движения
центров параллельные и разнонаправленные. Несложные логичные
комбинации для одновременной работы двух центров.
Раздел 4. Партер
Тема 4.1. Партерная техника
Практика. Техника расслабления и напряжения, Упражнения на
развитие гибкости позвоночника (roll, скручивания, наклоны и др.).
Упражнения stretch.

16

Раздел 5. Кросс
Тема 5.1. Шаги.
Практика. Шаги примитива и связующие шаги в чистом виде, в
координации с изолированными центрами. Бег (широкий бег, сценический
бег в plié, бег с разворотами корпуса и др.).
Тема.5.2. Прыжки.
Практика. Прыжки на середине зала и в продвижении, в сочетании с
шагами и поворотами, в координации с различными центрами:
- Jump-прыжок с двух ног (по 1 и 2 параллельной и out- позиции);
- Hop-прыжок с одной ноги на ту же ногу;
- Leap-прыжок с одной ноги на другую.
Тема 5.3. Вращения.
Практика. Подготовительные упражнениям на середине зала.
Подготовительные упражнения к пируэтам по параллельной 1 позиции, по 4
позиции. Preparation к пируэтам. Вращения повороты на прямой ноге и в plié.
- chaines на прямых ногах;
- поворот на 3-х шагах на середине и в продвижении.
Тема 5.4. Комбинации.
Практика. Танцевальные комбинации на основе элементарных
движений. Задания на импровизацию.
1.5. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
2 год
№
темы

Наименование
раздела и темы
Вводное занятие

Количество часов
теория
2

практика

Формы
контроля/аттестации

всего
2

Раздел 1. Экзерсис
1.1.

Основные положения
корпуса, позиции рук и
ног в джазовом танце

1.2.

Port de bras

16

16

1.3.

Releve

8

8

4

4

педагогическое
наблюдение,
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение,
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение,
самостоятельная
17

работа
1.4.

Plie и grandplie

12

12

1.5.

Battement tendu,
battement tendu jete

12

12

1.6.

Grandbattement jete

12

12

1.7 .

Adagio

12

12

1.8.

Stretch

20

20

педагогическое
наблюдение,
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение,
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение,
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение,
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение,
самостоятельная
работа

Раздел 2. Работа корпуса
педагогическое
наблюдение,
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение,
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение,
самостоятельная
работа

2.1.

Flat back, deep body
bend, arch, curve

32

32

2.2.

Roll-down, roll-up, body
roll (волна).

16

16

2.3.

Contraction, release

16

16

48

48

педагогическое
наблюдение,
самостоятельная
работа

32

32

педагогическое
наблюдение,
самостоятельная

Раздел 3. Изоляция
3.1.

Техника изоляции,
полицентрия,
координация

Раздел 4. Партер
4.1.

Партерная техника

18

работа
Раздел 5. Кросс
5.1.

Шаги

9

9

5.2.

Прыжки

9

9

5.3.

Вращения

16

16

5.4.

Комбинации

48

48

Итого

6

318

педагогическое
наблюдение,
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение,
самостоятельная
работа
педагогическое
наблюдение,
самостоятельная
работа
итоговое занятие

324

СОДЕРЖАНИЕ
2 год

Тема. Вводное занятие.
Теория. Цели и задачи второго года обучения.
Практика.
Раздел 1. Экзерсис
Тема 1.1. Основные положения корпуса, позиции рук и ног в джазовом
танце.
Теория. Основные позиции рук и ног модерн-танца. Понятие поза
коллапса.
Практика. Положения корпуса, рук и кисти при исполнении различных
элементов.
Тема1.2. Port de bras
Практика. Основные положения рук с использованием различных
направлений и уровней пространства. Скоординированная работа корпуса и
рук.
Рlié, наклоны и изгибы корпуса, волны. Не сложные комбинации
движений на середине зала для развития выразительности корпуса, рук,
яркого исполнения основных поз.

19

Тема 1.3. Releve.
Практика. Releve -подъѐм на полупальцы по 6-й, 1 и 2 параллельным, 1
и 2 out-позициям в комплексе разогрева, в комбинациях с demi-plie и
grandplie, при подготовке к вращениям на середине.
Подъѐм на полупальцах по параллельным и out-позициям (I, II, IV) с
добавлением наклонов, скручиваний торса, работой рук по различным
позициям.
Тема 1.4. Plie и grandplie.
Практика. Plié и grandplie в состав разогрева («пружинка», plié-releve
по параллельным и out-позициям, plié на полупальцах и т. д.). Несложная
комбинация plié на середине зала. Перевод рук из позиции в позиции,
наклоны и повороты корпуса, переходы из выворотных позиций ног в
параллельные, координируется работа головы.
Тема 1.5 Battement tendu, battement tendu jete.
Практика. Движение battement tendu и battement tendu jete по
параллельным и аут-позициям в комбинациях с plié, releve, с различными
положениями рук.
Несложные комбинации battement tendu и battement tendu jete по I
параллельной и out-позиции. Скоординированные движения головы и рук.
Тема 1.6. Grandbattement jete.
Практика. Движение grandbattement jete в чистом виде, у станка, на
середине, с продвижением в пространстве (кросс). Исполняется на прямой
ноге, с plié, с releve. По мере освоения движение включается в комбинации
кросса и на середине зала.
Тема 1.7 Adagio
Практика. Adagio у станка, в партере, на середине зала (по
параллельным, по выворотным позициям ног). Adagio в сочетании с
движениями корпуса и различным положением рук. Отработка
устойчивости и развитие высоты подъѐма ноги. Отработка вращения в
позах. Отработка пространственного расположения.
Тема 1.8. Stretch.
Практика. Комплекс упражнений на растяжку на середине зала в
партере или у станка.
Раздел 2. Работа корпуса
Тема 2.1. Flat back, deep body bend, arch, curve.
Практика. Движения flat back, deep body bend, arch, curve. на середине
зала по параллельным позициям ног с разными положениями рук. Flat back,
deep body bend, arch, curve в комбинации с plié и releve, twist корпусом.
20

Глубокий наклон корпуса (ниже 90 градусов) вперед с прямым
позвоночником. Спина, голова и руки находятся на одной прямой линии.
Изучается по мере освоения flat back.
Движения на уроках прорабатываются в чистом виде, используются в
комбинациях.
Тема 2.2 Roll-down, roll-up, body roll (волна).
Практика. Движения исполняются по всем позициям ног, с различным
ритмическим раскладом. Движения roll-down, roll-up, body roll (волна) в
координации рук.
Движения прорабатываются в чистом виде, используются в
комбинациях.
Тема 2.3. Contraction, release.
Практика. Движения contraction, release. Движения contraction, release в
комбинациях.
Раздел 3. Изоляция
Тема 3.1. Техника изоляции, полицентрия, координация.
Практика. Понятия круг, полукруг, крест, квадрат, диагональ.
Движения отдельных центров в одной и в разных ритмических раскладках.
Не сложные комбинации отдельных центров с простым ритмом (крест,
квадрат, круг, полукруг и т. п.). Координированные движения двух и трѐх
центров.
Комбинации с использованием координации рук и ног с простым
ритмическим рисунком. Повороты.
Раздел 4. Партер
Тема 4.1. Партерная техника.
Практика. Техника расслабления и напряжения корпуса, упражнения
для развития гибкости позвоночника (roll, скручивания, наклоны и др.),
упражнения stretch-характера, перекаты.
Раздел 5. Кросс
Тема 5.1. Шаги.
Практика. Основные шаги джазового танца, шаги и пробежки афроджаза. Координация корпуса и рук, движение двух изолированных центров.
Дорожки с простым ритмическим рисунком, основанные на шагах, беге,
поворотах, прыжках.
Тема 5.2. Прыжки.
Практика. Прыжки на середине зала, в продвижении в сочетании с
шагами и поворотами, в координации с различными центрами:
- jump-прыжок с двух ног на две (по 1 и 2 параллельной и out- позиции);
- hop-прыжок с одной ноги на ту же ногу;
21

- leap-прыжок с одной ноги на другую.
- jump с раскрытием ног (шпагат, полушпагат, «верѐвочка», «лягушка»,
«свастика»);
- hop-passe (с руками во 2 и 3 позиции, с поджатыми ногами, с
закручиванием корпуса, с ногой на 45 и 90 градусов в сторону).
Тема 5.3. Вращения.
Практика. Подготовительные упражнениям к пируэтам по
параллельной 1 позиции, затем по 4 позиции на середине зала. Preparation к
пируэтам. Вращения повороты на прямой ноге и в plié.
- chaines на прямых ногах;
- поворот на 3-х шагах на середине и в продвижении.
Джазовое pas de bouree на середине зала, в продвижении, с поворотом.
Тема. 5.4. Комбинации.
Практика. Несложные комбинации с несложным ритмическим
рисунком, на середине зала с использованием движений в партере, в
продвижении. Комбинации различные по стилю, динамической и темповой
окраске.
1.6. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
3 год
№
п/п

Наименование
раздела/ темы программы

Количество часов
теория

Вводное занятие

практика

2

Формы
контроля

всего
2

Раздел 1. Экзерсис
1.1

Plie и grandplie

16

16

1.2

Battement tendu, battement
tendu jete

16

16

1.3

Rond de jambe par terre.

16

16

1.4

Grandbattement jete

16

16

1.5

Adagio

16

16

практическая
работа,
педагогическо
е наблюдение
практическая
работа,
педагогическо
е наблюдение
практическая
работа,
педагогическо
е наблюдение
педагогическо
е наблюдение
практическая
работа,
22

1.6

Stretch

16

16

педагогическо
е наблюдение
практическая
работа,
педагогическо
е наблюдение

Раздел 2. Движения корпуса
практическая
работа,
педагогическо
е наблюдение
практическая
работа,
педагогическо
е наблюдение
практическая
работа,
педагогическо
е наблюдение
практическая
работа,
педагогическо
е наблюдение

2.1.

Flat back, deep body bend, arch,
curve

16

16

2.2

Swing

16

16

2.3

Roll-down, roll-up, body roll
(волна).

16

16

2.4

Contraction, release

16

16

Техника изоляции,
полицентрия, координация
Раздел 4. Партер

48

48

практическая
работа,

Партерная техника

32

32

практическая
работа,
практическая
работа,
практическая
работа,
практическая
работа,
концертные
выступления

Раздел 3. Изоляция
3.1

4.1

Раздел 5. Кросс
5.1

Шаги

9

9

5.2

Прыжки

9

9

5.3

Вращения

16

16

5.4

Комбинации

48

48

322

324

Итого

2

23

СОДЕРЖАНИЕ
3 год

Тема. Вводное занятие.
Теория. Знакомство с выдающимися танцовщиками джаз модерн танца
(Лои Фуллер, Рут Сен-Дени, Тэд Шоун, Дорис Хамфри и др.)
Раздел 1. Экзерсис
Тема 1.1. Plie и grandplie.
Практика. Комбинации на середине зала (скоординированная работа
рук, изгибы, наклоны, скручивания корпуса, работа на разных уровнях,
ракурсы).
Тема 1.2. Battement tendu, battement tendu jete.
Практика. Комбинации battement tendu и battement tendu jete на
середине зала (скоординированная работа рук, изгибы, наклоны, скручивания
корпуса, ракурсы, вращения, усложненный ритмический рисунок).
Тема 1.3. Rond de jambe par terre.
Практика. Комбинация rond de jambe par terre на середине зала
(скоординированная работа корпуса и рук, вращения, использование
различных уровней расположения тела танцора).
Тема 1.4. Grandbattement jete.
Практика. Тренаж Движение grandbattement jete. Тренаж, у станка, на
середине, с продвижением в пространстве (с шагами), в комбинациях кросса.
Тема 1.5. Adagio
Практика. Танцевальная комбинации adagio на середине зала.
Тема 1.6. Stretch.
Практика. Комплекс упражнений на растяжку на середине зала, в
партере, у станка.
Раздел 2. Движения корпуса
Тема 2.1. Движения корпуса
Практика. Изолированные движения flat back, deep body bend, arch,
curve. Комбинации движений. Экзерсис на середине зала.
Тема 2.2. Swing.
Практика. Swing. в джазовом ритме. Движение отдельных центров,
движения в координации (корпус – руки, корпус-руки-ноги, голова-руки).
Комбинации с включением движений свингового характера
Тема 2.2. Roll-down, roll-up, body roll (волна).

24

Практика. Движения roll-down, roll-up, body roll (волна) по всем
позициям ног в чистом виде, в комбинациях, с различным ритмическим
рисунком. Постепенно добавляется координация рук.
Тема 2.3. Contraction, release.
Практика. Движения contraction, release. Движения contraction, release в
комбинациях.
Раздел 3. Изоляция
Тема 3.1. Техника изоляции, полицентрия, координация
Практика. Координированные движения нескольких (двух-трех)
центров, используется более сложный ритмический рисунок.
Движения не в различных направлениях и в различных ритмических
рисунках, метрически независимых друг от друга.
Раздел 4. Партер
Тема 4.1. Партерная техника.
Практика. Основные движений Элементы модерн-танца, несложные
акробатические трюки (перекаты, падения, кувырки, стойка на плече и др.).
Раздел 5. Кросс
Тема 5.1. Шаги.
Практика. На основе изученных шагов, прыжков и движений
составляются более сложные ритмически шаговые дорожки, активно
используются все направления пространства, канон, работа в парах.
Тема 5.2. Прыжки.
Практика. jump с раскрытием ног в продвижении (шпагат, полушпагат,
«верѐвочка», «лягушка», «свастика»);
hop с ногой на 90 градусов в сторону, вперѐд и с поджатой опорной
ногой;
leap с pas de bouree.
Тема 5.3. Вращения.
Практика. chaines в plié; пируэт с grandbattement jete; туры со
спиралями в корпусе.
Тема 5.4. Танцевальные комбинации.
Практика. Танцевальные комбинации с постепенным усложнением
движений. Варьируя темп и ритмический рисунок. Комбинации со сменой
уровней, с включением перекатов, падений, небольших трюковых элементов.
II ЭТАП (ТВОРЧЕСКИЙ)

Второй этап обучения предполагает специализированные занятия в
избранном жанре хореографического искусства, изучение нового репертуара
и совершенствование исполнительского мастерства. Закрепляются и
25

развиваются полученные хореографические навыки, идет интенсивное
пополнение знаний.
Занятия организуется в форме ансамбля. Работа строится на стабильных
занятиях, которые проходят 3 раз в неделю по 3 академических часа.
Значительно увеличивается количество часов на постановочную,
репетиционную и концертную практику.
Репертуар коллектива подбирается в соответствии с исполнительскими
возможностями и возрастными особенностями.

26

1.7.УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1-3 года
№ п/п

Наименование
раздела/темы программы

Количество часов
теория
2

Количество часов

практика

всего
2

Количество часов

Формы контроля

теория практика всего теория практика всего
2
2
2
педагогическое
наблюдение,
практическое задание
Раздел 1. Тренаж

1.

Вводное занятие

1.1.

Экзерсис

33

33

33

33

33

33

1.2.

Движения корпуса

10

10

10

10

10

10

1.3.

Изоляция

10

10

10

10

10

10

1.4.

Партер

33

33

33

33

33

33

1.5

Кросс

20

20

20

20

20

20

108

108

анализ
самостоятельных
практические заданий
анализ
самостоятельных
практические заданий
анализ
самостоятельных
практические заданий
анализ
самостоятельных
практические заданий
анализ
самостоятельных
практические заданий

Раздел 2. Постановочная и концертная деятельность
2.1.

Постановочная и

108

108

108

108

анализ

репетиционная работа
2.2

Соло

54

54

54

54

54

54

2.3.

Концертная и фестивальноконкурсная деятельность
Итоговое занятие

54

54

54

54

54

54

3

3

3

3

3

3

322

324

2.4.
Итого

2

2

322

324

2

322

самостоятельных
практические заданий
публичные
выступления
публичные
выступления

324

28

СОДЕРЖАНИЕ
1-3 года

Тема. Вводное занятие.
Теория. Цели и задачи третьего творческого этапа обучения.
Практика.
Раздел 1. Тренаж
Тема 1.1. Экзерсис.
Практика. Движения plie и grandplie, battement tendu, battement tendu
jete, rond de jambe par terre, grandbattement jete, adagio, stretch в различных
комбинациях.
Тема 1.2. Движения корпуса
Практика. Движения flat back, deep body bend, arch, curve. swing,
roll-down, roll-up, body roll (волна), contraction, release.
Тема 1.3. Изоляция
Практик. Координированные движения нескольких центров (двух
- трѐх), используется более сложный ритмический рисунок.
Тема 1.4. Партер
Практика. Элементы модерн-танца. Акробатические трюки
(перекаты, падения, кувырки, стойка на плече и др.).
Тема 1.5. Кросс. Передвижения: шаги, прыжки, вращения, комбинации.
Раздел 2. Постановочная и репетиционная работа
Тема 2.1. Постановочная и репетиционная работа
Практика. Подбор музыкального материала.
Разработка сюжетной линии танцевального номера. Работа над хореографическими композициями. Постановка отдельных танцевальных фрагментов и соединение их в цельный номер. Разучивание новых движений и
комбинаций. Отработка четкости и чистоты рисунков. Работа над техникой
исполнения, выразительностью и эмоциональностью.
Работа над образом и костюмом для определенного танцевального номера.
Постановка номеров.
Тема. 2.2. Соло
Практика. Подбор музыкального материала.
Разработка сюжетной линии танцевального номера. Работа над хореографическими композициями. Постановка отдельных танцевальных фраг-

ментов и соединение их в цельный номер. Разучивание новых движений и
комбинаций. Отработка четкости и чистоты рисунков. Работа над техникой
исполнения, выразительностью и эмоциональностью.
Работа над образом и костюмом для определенного танцевального номера.
Постановка номеров.
Тема 2.3. Концертная практика
Практика. Участие в мероприятиях различного уровня (внутриучрежденческого, муниципального, областного и т.д.) в очном и дистанционном
формате.
2.4. Итоговое занятие. Концерт.
2.1.Условия реализации программы
Продолжительность учебных занятий - 40 минут. При проведении
спаренных занятий предусматривается обязательный 10 минутный перерыв.
Начало занятий первого года обучения не позднее 15 сентября.
Окончание занятий – не позднее 31 мая.
Продолжительность учебного года составляет 36 недель для 1 года
обучения.
Продолжительность учебного года составляет 37 недель для 2 года
обучения.
Нерабочие и праздничные дни устанавливаются в соответствии с
Постановлениями Правительства РФ.
2.2.Календарный учебный график
Объѐм учебных
часов
324
324
324
324

Всего рабочих
недель
36
36
36
36

Режим работы

1
2
3
4

Год
обучения
Первый (осн)
Второй (осн)
Третий (осн)
Первый(творч)

5

Второй(творч)

324

36

3р х 3 ч = 9 ч

6

Третий(творч)

324

36

3р х 3 ч = 9 ч

№

3рх3ч=9ч
3рх3ч=9ч
3р х 3 ч = 9 ч
3р х 3 ч = 9 ч

2.3.Формы аттестации
Программа предусматривает три вида аттестации обучающихся.
Предварительная (вводная) аттестация, проводится в целях
выяснения уровня готовности ребенка и выявления его
индивидуальных особенностей. Проводится в начале учебного года в
форме первичной диагностики, беседы.
30

Текущая аттестация, проводится в целях оценки качества
усвоения учащимися содержания отдельных разделов образовательной
программы в форме педагогического наблюдения за выполнением
практического задания, открытых просмотров, концертов.
Промежуточная аттестация, проводится в целях оценки степени
и уровня усвоения учащимися отдельной части программы или по
итогам освоения полного курса обучения. Промежуточная аттестация
проводится в конце I и II полугодия, а также по итогам реализации
отдельного этапа
программы(подготовительного, основного,
творческого). Проводится в форме открытых просмотров, концертных
выступлений, отчетных концертов.
В качестве аттестации возможен зачет результатов участия в
конкурсах и фестивалях различного уровня.
Достижения учащихся оцениваются безотметочным способом.
Оценке подлежит уровень знаний/умений теоретической и
практической подготовки, уровень общеучебных умений и навыков,
учебно-организационные умения и др.
Промежуточная аттестация проводится по итогам освоения
образовательной программы за 1-е полугодие в III декаде декабря, за 2е полугодие - в мае.
2.5.Кадровое обеспечение.
Программа реализуется педагогом дополнительного образования,
имеющим высшее или среднее профессиональное образование,
соответствующее направленности (профилю) данной программы. При
реализации программы "Современный танец" на подготовительном
этапе необходимо планировать работу концертмейстера с учетом
сложившихся традиций и методической целесообразности.
2.6.Материально-техническое обеспечение
Помещения:
- хореографический класс площадью не менее 40 кв. м. (на 12 - 15
обучающихся), имеющий пригодное для танца напольное покрытие
(деревянный пол или специализированное пластиковое (линолеумное)
покрытие), балетные станки длиной не менее 25 погонных метров
вдоль трѐх стен, зеркала размером 7 м х 2 м на одной стене;
- костюмерная, для хранения костюмов;
- раздевалки и душевые для обучающихся и преподавателей.
Мебель:
31









мебель для педагога (стол и стул)
шкафы для хранения наглядных пособий
магнитно-маркерная доска
стеллажи для хранения материала.
Музыкальные инструменты и оборудование:
магнитофон/музцентр
фортепиано
Костюмы для занятий:
для девочек: гимнастические купальники, юбочки, белые носочки,
спортивные тапочки «чешки».
для мальчиков: белая футболка, шорты, белые носки, спортивные
тапочки «чешки».
Индивидуальные коврики для партерных упражнений
2.7.Методические рекомендации
по организации учебного процесса

При организации и проведении занятий по программе «Современный
танец» необходимо придерживаться следующих принципов:
принципа
сознательности
и
активности,
который
предусматривает, прежде всего, воспитание осмысленного овладения
техникой танца; заинтересованности и творческого отношения к
решению поставленных задач;
- принципа наглядности, который предполагает использование при
обучении комплекса средств и приемов: личную демонстрацию
приемов, словесное описание нового приема и т.д. Необходимо чѐтко
определить баланс в сочетании этих двух методов. Излишнее
словесное объяснение приводит к потере внимания на уроках, а
чрезмерный показ – к неосознанному подражательству; показ педагога
должен быть точным и аккуратным, чтобы избежать неточностей в
исполнении учащихся; французские термины преподавателю следует
переводить на русский язык и систематически проверять их усвоение
учащимися.
- принципа доступности, который требует постановки перед
учеником посильных задач;
- принципа систематичности, который предусматривает освоение
новых элементов для расширения активного арсенала приемов,
32

регулярное совершенствование техники элементов и чередование
работы и отдыха в процессе обучения с целью сохранения
работоспособности и активности учеников.
Особенности построения занятия современного танца
На
занятиях
джаз-модерн
танца
нет
определѐнной
последовательности упражнений, как существует в классическом
танце. Педагог, изучив базовые техники, может создать собственную
систему преподавания, объединяющую несколько техник. Являясь
самостоятельной творческой личностью педагог имеет право на поиск
своих педагогических приѐмов и методов.
Основные разделы занятия:
Разогрев – основная задача привести в рабочее состояние мышцы.
Возможны варианты разогрева – у станка, на середине, в партере. Но
основная задача – последовательный разогрев, где бы, ни находился
исполнитель: стопы, ахиллесово сухожилие, коленный сустав и
подколенные связки, тазобедренный сустав и мышцы паха, мышцы
спины и торса. В разогреве в основном используются движения с
разогревом ног, в чистом и вариационном виде, а также движения
заимствованные из других техник. Нет чѐтких правил исполнения
разогрева, но он должен быть насыщен пятью – десятью упражнениями
на различные группы мышц, всѐ зависит от уровня подготовки
учащихся.
Изоляция и координация. Изоляции, как правило, подвергаются все
центры сверху вниз, от головы до ног. Первоначально все движения
изучаются в чистом виде, причѐм возможно исполнение двумя
способами: медленное сжатие и расширение (например, медленный
наклон головы, вперѐд и максимальный наклон головы назад) или
резко достичь максимального положения. Но в том и другом случае
центр, приведѐнный в движение, должен достигать своего крайне
возможного положения. Второй этап обучения: соединение движений
одного центра в простейшие комбинации: крест, квадрат, круг,
полукруг. Следующий этап – соединение в более сложные
геометрические комбинации, более сложные ритмические структуры.
И, наконец, последний этап – соединение движений нескольких
центров, т.е. координация. Основная задача педагога во время изучения
движений изолированных центров – следить за тем, чтобы движения
были действительно изолированными, чтобы во время движения
одного центра, не двигался другой. Эта, на первый взгляд, простая
задача вызывает трудности, так как анатомически все центры тесно
33

связаны. Координация присутствует во всех разделах урока, везде, где
необходимо соединить движения двух или более центров в одной
комбинации. Первый этап обучения – координация изолированных
центров. Координируются два, три, четыре центра в одновременном
параллельном движении. Затем эта координация усложняется
движением в оппозицию, введением сложных ритмических рисунков.
И, наконец, последний этап координация нескольких центров во время
передвижения. Процесс изучения координации строится от простого к
сложному. На первом этапе обучения желательно использовать в
музыкальном сопровождении чѐтные ритмы 2/4, 4/ 4, 6/ 8 и т.д. Затем
можно переходить к полиритмии более сложного уровня нечѐтные
уровни 5/ 4, 7/ 8, 9/ 8. Упражнения на полиритмию тесно связаны с
координацией, но задача усложняется, поскольку необходимо сочетать
не только движения двух и более центров, но и различные ритмические
рисунки и размеры.
Партер.
Современный
танец
использует
сценическое
пространство не только по вертикали, но и по горизонтали. Движение
исполнителя на полу – существенная часть хореографии. В уроке этот
раздел несѐт очень важные функции:
В партере может происходить разогрев
В партере могут быть упражнения на изоляцию
В партере могут исполняться упражнения – stretch характера
В партере очень эффективны упражнения для развития
подвижности позвоночника
Переход из одной позиции в другую, создание цепочек на смену
уровня, дополнительный тренаж на координацию и ориентацию в
пространстве
Adagio. Задачи adagio на занятии рассматриваются, как три
основные цели комбинаций на adagio:
Отработка устойчивости и развитие высоты подъѐма ноги.
Отработка вращения в позах.
Отработка пространственного расположения.
В такой последовательности рассматриваются и комбинации:
Комбинация с использованием наклонов, спиралей торса,
contraction и release с одновременным подъѐмом “рабочей» ноги на 90°
и выше.
Комбинации с использованием tour lent и других видов партерных
туров, fouette en tournant и pirouettes.
34

Комбинация с использованием различных ракурсов, изменением
уровня, перемещением по пространству класса.
Передвижение (Cross) шаги, прыжки, вращения – это
заключительная часть урока. Еѐ цель – развить танцевальность,
ощущение стиля, координацию. Cross – наиболее импровизационная
часть занятия, каждый педагог задаѐт те шаги, вращения и прыжки,
какие считает необходимыми. Эта часть занятия сродни allegro
классического танца, однако необходимо отметить, что современный
танец очень осторожно относится к прыжкам, особенно «большим».
Техника прыжка и вращения с небольшими изменениями полностью
заимствована из классического танца. Поэтому в основном педагоги
используют комбинации шагов, вращений, и в меньшей степени
прыжков. Cross обычно исполняется по диагоналям класса или по
кругу. В зависимости от задач занятия, Cross может быть в различных
манерах и стилях современного танца, например, с использованием
шагов фольклорного характера, т.е. афротанца, используются шаги и
вращения латиноамериканского танца, возможны кроссовые
комбинации с элементами, заимствованными из танца модерн, т.е. с
использованием падений, перекатов на полу и т.д. Но при всех видах
комбинаций желательно выдерживать один стиль и манеру движения.
Комбинация. Последним разделом занятия модерн-джаз танца
является танцевальная комбинация. Обычно комбинация изучается на
протяжении 3 – 4 занятий, шлифуется и отрабатывается. Естественно,
на первом этапе обучения комбинации должны быть достаточно
просты для усвоения, их длительность не должна превышать 32 или 64
такта, затем, совершенствуя и усложняя, педагог должен создавать
развѐрнутые
танцевальные
комбинации.
Основное
отличие
комбинации от постановочного номера в том, что в ней нет никакой
идеи, кроме технического совершенствования. Комбинация может
исполняться под любую «квадратную» музыку и не требует
специально подобранного музыкального материала.
Составные части занятия
При подготовке занятия необходимо разделить материал на
разделы и определить для каждого из них время. Нет необходимости
каждый раз обязательно использовать все разделы занятия, возможна
более детальная проработка двух, трѐх разделов.
Примерное распределение времени при полуторачасовом занятии:
Разогрев – 5 – 7 минут
35

Изоляция – 10 минут
Партер – 10 минут
Adagio и grand battement – 20 минут
Кросс 20 минут
Комбинация 20 минут
В конце каждого занятия необходимо иметь несколько минут для
восстановления дыхания и нескольких упражнений на расслабление.
К наиболее продуктивными методами обучения при реализации
программы являются:
словесный метод (объяснение, разбор, анализ);
- наглядный метод (показ, демонстрация отдельных частей и всего
движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, посещение концертов и спектаклей для повышения
общего уровня развития учащихся);
- практический метод обучения (воспроизводящие и творческие
упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);
- аналитический метод обучения (сравнения и обобщения, развитие
логического мышления);
- эмоциональный метод (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);
- метод индивидуального подхода к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Занятия должны быть разнообразными как по содержанию
(ритмические упражнения, задания на ориентировку, разучивание
упражнений тренировочного характера, разучивание и повторение
танцев), так и по набору применяемых методов.
Музыкальное сопровождение урока современного танца
Музыкальное оформление занятий должно прививать учащимся
эстетические навыки, осознанное отношение к музыкальному
произведению
–
умение
слышать
музыкальную
фразу,
ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике.
Подбор музыкального материала зависит от задач занятия и его
построения. Обычно для разогрева используется ритмичная музыка
свингового характера размера 2/4, однако возможна и медленная музыка на
4/4, особенно при исполнении наклонов, спиралей торса.
36

Для «изоляции» подходит быстрая, ритмичная музыка с чѐтким
акцентом на первую долю. Главное в музыкальном материале – простая
мелодия и постоянный ритм, не усложнѐнный модуляциями или
ритмическими фигурами. Возможно использование только ударных
инструментов.
В разделе «adagio» в основном используются музыкальные размеры 4/4
или ¾, возможны более сложные размеры, но тогда комбинации должны
быть «не квадратными».
В разделе «cross» выбор музыки зависит от задач и предложенных
комбинаций. Шаги афротанца желательно исполнять под ударные
инструменты, причѐм ритм музыкального сопровождения зависит от типа
шага.
При изучении комбинации на начальном этапе музыкальное
сопровождение должно быть с простым мелодическим рисунком и
устойчивым ритмом. В дальнейшем может использоваться более сложная
музыка различных стилей: поп – музыка, джазовая музыка, симфоджаз, рок
– музыка, музыкальный материал из мюзиклов и музыкальных фильмов.
При изучении нового материала желательно не использовать
музыкальное сопровождение, либо использовать только ударные
инструменты т.к. это отвлекает учащихся от осознания правильности работы
различных групп мышц и целей упражнения.
2.8.Литература
Список литературы для педагогов
1. Барышникова Т. Азбука хореографии. Методические указания в помощь
учащимся и педагогам детских хореографических коллективов, балетных
школ и студий. – М.: Айрис, 2001.
2.
Баскаков В. Свободное тело. – М.: Институт Общегуманитарных
Исследований, 2001.
1. Борисов-Дрондин А.И. Коррекционная гимнастика для учащихся
хореографических школ. – Самара: НТЦ, 2003.
2. Васенина Е. Российский современный танец. Диалоги. – М.: Emergency
Exit., 2005.
5.
Володина О.В. Самоучитель клубных танцев. – Ростов на Дону:
Феникс, 2005.
6.
Выготский Л.С. Психология искусства / Анализ эстетической реакции.
– М.: Лабиринт, 1997.
7.
Выготский Л. Педагогическая психология. – М.: АСТ, Астрель, ЛЮКС,
2005.
8.
Гиршон А. Е. Импровизация и хореография. Электронный ресурс.37

http://girshon.ru/
9.
Гренлюнд. Э., Оганесян Н. Танцевальная терапия. Теория, методика,
практика. – СПб.: Речь, 2014.
10. Громов Ю.И. Танцуйте, дети! / Репертуар для детских танцевальных
коллективов. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2002.
11. Громов
Ю.И.
Работа
педагога-балетмейстера
в
детском
хореографическом
коллективе//Основы
подготовки
специалистов
хореографов / Хореографическая педагогика: учебное пособие. – СПб.:
СПбГУП, 2006.
12. Данилова Н.И. Функциональные состояния: Механизмы и диагностика.
– М.: МГУ, 1985.
13. Диниц Е.В. Джазовые танцы. – М.: АСТ, 2010.
14. Добровольская Г.Н. Танец. Пантомима. Балет. – Л.: Искусство, 1975.
15. Добротворская К.А. Айседора Дункан и театральная культура эпохи
модерна. – Л.: ЛГИТМ и К, 1992.
16. Ерохина О.В. Школа танцев для детей: (Фольклор, классика, модерн). –
Ростов н/Д.: Феникс, 2003.
17. Запора Р. Импровизация присутствия // Танцевальная импровизация. –
М., 1999.
18. Захаров Р. Сочинение танца. – М.: Искусство, 1989.
19. Зуев Е. И. Волшебная сила растяжки. – М.: Советский спорт, 1990.
20. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека. – М.: Физкультура и спорт. –
1985.
21. Ивлева Л.Д. Методика педагогического руководства любительским
хореографическим коллективом: учебное пособие. – Челябинск: ЧГАКИ,
2004.
22. Ивлева Л.Д. Методика обучения хореографии в старшей возрастной
группе. – Челябинск: ЧГАКИ. – 1997.
23. Ивлева Л.Д. Джазовый танец. – Челябинск: ЧГАКИ, 2006.
24. Козлов В.В., Гиршон А.Е. Интегративная танцевально-двигательная
терапия. – СПб.: Речь, 2016.
25. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и
танцы для детей. – М.: Гном-Пресс, 2000.
26. Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмическое движение. – М.: Искусство,
2001.
27. Коркин В. П., Аракчеев В. И. Акробатика. – М.: Физкультура и спорт,
1989.
28. Костровицкая В.С., Писарев А.А. Школа классического танца. – Л.,
Искусство, 1968
38

29. Латиноамериканские танцы/ Авт.-сост. О.В. Иванникова. – М.:
АСТ, 2003. 30. Левин М.В. Гимнастика в хореографической школе. – М.:
Терра-спорт, 2001.
31. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. Пособие для
студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,
2001.
32. Лисицкая Т. Ритм + пластика. – М.: Физкультура и спорт, 1987.
33. Лисицкая Т.А. Хореография в гимнастике. – Ростов-на-Дону: Феникс,
1993.
34. Лунькова А. Пусть шоу продолжается // Современные и эстрадные
танцы. World dance. – 2006. – № 5. – С.16-21.
35. Мессерер А.М. Танец. Мысль. Время. – М.: Искусство, 1990.
36. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития,
детство, отрочество. – М.: Академия. – 2000.
37. Никитин В.Н. Энциклопедия тела (психология, психотерапия,
педагогика, театр, танец, спорт, менеджмент) /В. Н. Никитин. – М.: Алетейа
2000.
38. Никитин В.Ю. Композиция урока и методика преподавания модернджаз танца. – М.: Один из лучших, 2010.
39. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец: История. Методика. Практика. –М.:
Изд-во ГИТИС, 2000.
40. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. – Я вхожу в мир искусств. – 1998. –
№4.
41. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. Методика преподавания – М.:
ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2002.
42. Новицкая Л.П. Уроки вдохновения. – М.: Всерос. театр. об-во, 1984.
43. Панферов В.И. Пластика современного танца. – Челябинск:
ЧГИИК,1996.
44. Пасютинская В. Путешествие в мир танца. – М.: Просвещение, 2006.
45. Педагогика дополнительного образования: мониторинг качества
образовательного процесса в учреждении дополнительного образования
детей: методические рекомендации/сост. А.М. Тарасова, М.М. Лобода; под
общ. ред. Н.Н. Рыбаковой. – Омск: БОУ ДПО «ИРООО», 2009.
46. Пидкасистый П.И. Педагогика. – М.: Педагогическое общество России.
–1998.
47. Полятков С.С. Основы современного танца. – М.:Феникс, 2009.
48. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать.– М.:
Владос, 2003.
49. Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная
39

гимнастика. – М.: Просвещение, 1989.
50. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. - М.: Линка – Пресс, 2016.
51. Суриц Е. Балет и танец в Америке. Очерки истории. – Екатеринбург:
Издво госуниверситета, 2004.
52. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей. – М.:
Новая школа, 1994.
53. Томилин
Д.В.
Джаз-модерн:
обучение.
http://www.vavilova2.ru/jazz_modern.php
54. Уральская В.И. Рождение танца. – М.: Советская Россия, 1982.
55. Уроки танцев: лучшая методика обучения танцам / Джим Холл [пер.
сангл. Т. В. Сидориной]. – М.: АСТ : Астрель, 2009.
56. Федорова Л. Африканский танец. Обычаи, ритуалы, традиции. –
М.:Наука, 1987.
57. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Сафидансе. Танцевально-игровая
гимнастика для детей. – СПб.: Детство-пресс, 2001.
58.
Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Фитнес-данс. – СПб.: Союз, 2007.
59. Шереметьевская Н. Прогулка в ритмах степа. – М.: Один из лучших,
2010.
Источники для педагога и обучающихся
Интернет сайты
1) https://kopilkaurokov.ru
2) https://vk.com/dancerussia
3) https://vk.com/dancederevnya

40

Приложение №1
Мониторинг
результатов освоения I ( подготовительного) этапа программы «Современный танец»
№№
п/п
1

2

3

4

Критерии

Минимальный уровень

Умение контролировать Корпус слабый
положение корпуса
На протяжении выполнения
упражнений держит прямо
эпизодически.

Базовый уровень

Корпус напряжен, плечи подняты.
В течение выполнения упражнений
контроль за положением корпуса
происходит
при
напоминании
педагога.
Умение слушать музыку
Во
время
слушания Слушает
музыкальное
музыкального произведения – произведение,
не
отвлекаясь.
отвлекается.
Определяет характер музыки.
Затрудняется
определить
характер музыки.
Умение слышать музыку
Затрудняется в определении С помощью педагога различает
частей музыки. Начинает и части
музыки.
Выполнение
заканчивает
выполнение движения
происходит
после
движений только повторением запоминания определенных правил
за окружающими детьми.
педагога.
Ритмический слух
Испытывает затруднение при Повторяет ритмический рисунок с
(умение повторить простой повторении
ритмического небольшим количеством ошибок. С
ритмический
рисунок
– рисунка.
Не
определяет помощью
педагога
отмечает
различает длинные и короткие
сильную долю.
сильную долю такта.

Повышенный уровень
Корпус подтянут, но не напряжен.
Уверенно в течение занятия при
выполнении упражнений держит спину
прямо (самоконтроль).
Внимательно слушает музыкальное
произведение от начала до конца.
Может определить характер музыки и
предложить движения под нее.
Самостоятельно
различает
части
музыки. Без напоминания педагога
начинает
движение
сразу после
вступления и заканчивает его с
окончанием звучания музыки.
Точно повторяет ритмический рисунок.
Слышит и самостоятельно отмечает
(хлопком, словом) сильную долю такта.

звуки, слабые и сильные звуки)

5

Танцевальная память
(умение
запоминать
и
повторять
простые
танцевальные комбинации)

Повторение
танцевальной Исполнение
танцевальной Точно, выразительно, самостоятельно
комбинации (из 2-3 движений) комбинации (из 2-3 движений) повторяет танцевальную комбинацию
вызывает затруднение.
происходит при помощи педагога с (из 2-3 движений)
небольшим количеством ошибок
41

(возможно
неритмично,
невыразительно нарушен порядок
движений)

Мониторинг
результатов освоения II ( подготовительного) и III (творческого) этапа программы «Современный танец»
Показатели
(оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности
Методы диагностики
оцениваемого качества
I.Теоретическая подготовка обучащегося
1.1.Теоретические знания по основным Соответствие
теоретических минимальный
уровень- педагогическое наблюдение
разделам учебного плана программы
знаний
обучающегося обучающийся овладел менее чем ½
программным требованиям
объема знаний, предусмотренных
программой;
базовый уровень-объем усвоенных
знаний составляет более ½;
повышенный уровень-обучающийся
освоил практически весь объем
знаний,
предусмотренных
программой за конкретный период;
творческий уровень-объем знаний
превышает программный
1.2. Владение специальной
Осмысленность и правильность
минимальный
уровень
- собеседование
терминологией по тематике программы использования специальной
обучающийся,
как
правило,
терминологии
избегает употреблять специальные
термины;
базовый уровень - обучающийся
сочетает
специальную
терминологию с бытовой;
42

2.1. Практические умения и навыки,
предусмотренные
программой
(по
основным
разделам
учебнотематического плана программы)

2.2.Творческие навыки (творческое
отношение к делу и умение воплотить
его в готовом продукте)

повышенный уровень- обучающийся
специальные термины употребляет
осознанно и в полном соответствии
с их содержанием.
II. Практическая подготовка обучающихся
Соответствие практических
минимальный
уровень
–
умений и навыков программным обучающийся овладел менее чем ½
требованиям
предусмотренных
умений
и
навыков;
базовый уровень - объем усвоенных
умений и навыков составляет более
½;
повышенный
уровень
обучающийся овладел практически
всеми умениями и навыками,
предусмотренными программой за
конкретный период;
творческий уровень-практические
навыки превышают программные
Креативность в выполнении начальный (элементарный) уровень
заданий
развития
креативности
–
обучающийся
в
состоянии
выполнять
лишь
простейшие
практические задания педагога;
репродуктивный
уровеньвыполняет в основном задания на
основе образца;
творческий
уровень-вносит
элементы творчества в выполнения
задания.
III. Общеучебные умения и навыки ребенка

самостоятельная
практическая работа,
педагогическое наблюдение,
анализ результатов публичных
выступлений

самостоятельная
практическая работа,
педагогическое наблюдение,
анализ результатов публичных
выступлений

43

Самостоятельность в подборе
3.1.Учебно-интеллектуальные
литературе
умения
3.1.1.Умение
подбирать
и
анализировать специальную литературу

3.1.2.Умение
компьютерными
информации

пользоваться Самостоятельность в
источниками пользовании компьютерными
источниками информации

3.2. Учебно-коммуникативные
Адекватность восприятия
умения:
3.2.1.Умение слушать и слышать педа- информации, идущей от педагога
гога

минимальный уровень
умений- педагогическое наблюдение
обучающийся
испытывает
серьезные затруднения при работе с
литературой,
нуждается
в
постоянной помощи и контроле
педагога;
базовый уровень - работает с
литературой с помощью педагога
или родителей;
повышенный уровень -работает с
литературой самостоятельно, не
испытывает особых трудностей.
минимальный уровень умений - педагогическое наблюдение
обучающийся
испытывает
серьезные затруднения при работе с
компьютерными
источниками,
нуждается в постоянной помощи и
контроле педагога;
базовый уровень - работает с
компьютерными источниками с
помощью педагога или родителей;
повышенный уровень - работает
самостоятельно, не испытывает
особых трудностей.
минимальный уровень умений - педагогическое наблюдение
обучающийся
испытывает
серьезные
затруднения
при
выполнении задания нуждается в
постоянной помощи и контроле
педагога;
базовый уровень - работает с при
44

3.2.2.Умение выступать перед аудито- Свобода владения и подачи
рией
обучающимся подготовленной
информации

3.3.Учебно-организационные умения
Способность самостоятельно
и навыки
3.3.1. Умение организовать свое готовить свое рабочее место к
рабочее (учебное) пространство
деятельности и убирать его за
собой

3.3.2..Навыки соблюдения в процессе Соответствие реальных навыков
деятельности правил безопасности
соблюдения правил безопасности
программным требованиям

выполнении
заданий
изредка
прибегает к помощи педагога;
повышенный уровень - работает
самостоятельно, не испытывает
особых трудностей.
минимальный уровень умений обучающийся
испытывает
серьезные
затруднения
при
выполнении задания нуждается в
постоянной помощи и контроле
педагога;
базовый уровень - работает с при
выполнении
заданий
изредка
прибегает к помощи педагога;
повышенный уровень - работает
самостоятельно, не испытывает
особых трудностей.
минимальный уровень умений обучающийся испытывает
затруднения при выполнении
задания нуждается в постоянной
помощи и контроле педагога;
базовый уровень - работает с при
выполнении заданий изредка
прибегает к помощи педагога;
повышенный уровень - работает
самостоятельно, не испытывает
особых трудностей.
минимальный уровень обучающийся овладел менее чем ½
объема навыков соблюдения правил

педагогическое наблюдение

анализ,
наблюдение

педагогическое, наблюдение,
анализ,
45

безопасности, предусмотренных
программой;
базовый уровень-объем усвоенный
навыков составляет более ½;
повышенный уровень –
обучающийся освоил практически
весь объем навыков,
предусмотренных программой за
конкретный период).

46

Приложение № 2
Мониторинг
личностного развития ребенка в процессе усвоения дополнительной образовательной программы «Современный танец»
Показатели
(оцениваемые параметры)
I. Организационно-волевые качества:
1.1. Терпение

1.2. Воля

1.3. Самоконтроль

Критерии

Способность переносить
(выдерживать) известные
нагрузки в течение
определенного времени,
преодолевать трудности.

- терпения хватает меньше чем на ½
занятия
- терпения хватает больше чем на ½
занятия
- терпения хватает на все занятие

Способность активно
побуждать себя к
практическим действиям.

-волевые усилия ребенка побуждаются
извне
- иногда – самим ребенком
- всегда – самим ребенком

Умение контролировать свои
поступки (приводить к
должному свои действия).

II. Ориентационные качества:
2.1. Самооценка
2.2. Интерес к занятиям в детском
объединении

Степень выраженности
оцениваемого качества

Способность оценивать себя
адекватно реальным
достижениям.
Осознанное участие ребенка в
освоении образовательной
программы

Методы диагностики

наблюдение

наблюдение

наблюдение

- ребенок постоянно находится под
воздействием контроля из вне
- периодически контролирует себя сам
- постоянно контролирует себя сам
- завышенная
- заниженная
- нормальная
интерес к занятиям продиктован
ребенку извне
- интерес периодически
поддерживается самим ребенком
- интерес постоянно поддерживается

анкетирование
тестирование

47

ребенком самостоятельно
III. Поведенческие качества:
3.1. Конфликтность (отношение ребенка
к столкновению интересов (спору) в
процессе взаимодействия
3.2. Тип сотрудничества (отношение
ребенка к общим делам детского
объединения)

Способность занять
определенную позицию в
конфликтной ситуации
Умение воспринимать общие
дела, как свои собственные

- периодически провоцирует
конфликты
- сам в конфликтах не участвует,
старается их избежать
- пытается самостоятельно уладить
возникающие конфликты

тестирование, метод
незаконченного предложения
наблюдение

- избегает участия в общих делах
- участвует при побуждении извне
- инициативен в общих делах

48


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».