Начальное техническое конструирование

2

«Согласовано»
Зам. директора по НМР (УВР) __________________ Черенда Л. Ю.

Рецензенты:
1. Яценко И.П., методист ДД(Ю)Т
2. Бельмас О.С., зам.директора по НМР ДЭЦ

Программа реализуется в ДД(Ю)Т с 2011 г.

Программа переработана и дополнена в 2013 г., 2017 г, 2019г.

3

Информационная карта ДООП
I.

Наименование
программы

Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Начальное техническое
конструирование»

II.

Направленность

Техническая

III.

Сведения об авторе составителе

3.1.

ФИО

Епимахова Вера Ивановна

3.2.

Год рождения

16.03.1973 г.

3.3.

Образование

Высшее педагогическое

3.4.

Место работы

МАУ ДО «ДД(Ю)Т»

3.5.

Должность

Педагог дополнительного образования

3.6.

Электронный
адрес

IV.

Сведения о программе

4.1.

Нормативная база
(отдельные
основные
документы)

1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
2.
«Стратегия развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года» (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 № 996-р);
3.
Постановление
Главного
государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
4.
Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 27.07.22 № 629 «Об утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
5.
Методические
рекомендации
по
проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (письмо Министерства образования и науки

4

Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 093242);
6.
Устав и другие локальные акты МАУ ДО
«ДД(Ю)Т».
срок 1 год 72 часа

4.2.

Объем и
освоения
программы

4.3.

Форма обучения

Очная

4.4.

Возраст
обучающихся

7-8 лет

4.5.

Особые категории нет
обучающихся

4.6.

Вид программы

V.

Ведущие формы и Наглядные методы: демонстрация (показ) картинок,
чертежей, моделей, наблюдение.
виды
деятельности
Словесные методы: беседа; объяснение, диалог,
консультация.

модифицированная

Практические методы: построение простейших
чертежей, конструирование моделей, игрушек,
поделок, метод проблемного обучения, проектноконструкторские, игровые методы, активные формы
познавательной
деятельности
(викторины,
соревнования, выставки, творческие конкурсы).
Методы поощрения: похвала, одобрение, награждение
и т.п.
VI.

Входная аттестация (беседа, наблюдение) для
Формы
выявления индивидуальных особенностей ребенка
мониторинга
результативности (интересов, первичных умений и навыков, мотивации).
Текущая аттестация (наблюдение, практическая
работа, игра, соревнование, выставка, самооценка).
Промежуточная аттестация по полугодиям (беседа,
самостоятельная работа, выставка).

VII.

Дата
утверждения

Программа рекомендована к реализации в 2023-2024

5

последней
корректировки

учебном году, протокол ПС № 3 от « 16 » мая 2023 г.

6

Содержание

I.

Титульный лист

1

Информационная карта ДООП

2

Комплекс основных характеристик ДООП
1.1.Пояснительная записка ……………………………………………….. 7
1.2.Цель, задачи программы ………………………………………........... 11
1.3.Планируемые результаты. Уровни усвоения программы…………... 12
1.4.Учебный план, содержание ………………………..…………………. 14

II. Комплекс организационно-педагогических условий ДООП
2.1. Условия реализации программы ………………….…………………. 19
2.2. Календарный учебный график ………………………………….…… 19
2.3. Формы аттестации ………………………………………………….… 20
2.4. Оценочные материалы ………………………………………….……. 20
2.5. Кадровое обеспечение …………………………………………..……. 19
2.6. Материально-техническое обеспечение ……………………..……… 24
2.7. Методическое обеспечение программы ……………………….……. 25
Список литературы для педагога и обучающихся ……………….……... 26

7

1.1.Пояснительная записка
Введение.
Программа
«Начальное техническое конструирование»
раскрывает возможности работы с бумагой и картоном, дает возможность ребенку
поверить в себя и раскрыть свои способности. Программа предусматривает развитие
у обучающихся конструкторских способностей, нестандартного мышления,
творческой индивидуальности. Способствует формированию правильных навыков в
доступных видах труда, сообщает знания о предметах и материалах труда.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Начальное техническое конструирование» разработана с учетом современных
нормативных документов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации»;
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI.
Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы
организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»);
6. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на
заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07
декабря 2018 г., протокол № 3);
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей» (далее- Целевая модель);
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

8

23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019
№ 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии
оценки качества условий осуществления образовательной деятельности
организациями, осуществляющими образовательную деятельность по
основным общеобразовательным программам, образовательным программам
среднего
профессионального
образования,
основным
программам
профессионального
обучения,
дополнительным
общеобразовательным
программам»;
12. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации и
министерства просвещения Российской Федерации от 5.08.2020 г. № 882/391
«Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой
форме реализации образовательных программ».
Направленность программы: техническая.
Актуальность программы
Настоящая программа предусматривает работу с учащимися по развитию
технического мышления на занятиях объединения начального технического
моделирования.
Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой
деятельности и вызывают возрастающий интерес детей к современной технике.
Технические объекты осязаемо близко предстают перед ребенком повсюду в виде
десятков окружающих его вещей и предметов: бытовых приборов и аппаратов,
игрушек, транспортных, строительных и других машин. Дети познают и принимают
мир таким, каким его видят, пытаются осмыслить, осознать, а потом объяснить.
Осуществление политехнического обучения по данной программе дает
возможность учащимся по окончании курса обучения по настоящей программе
определиться с выбором занятий в специализированных объединениях –
техническое конструирование, авиамодельном, судомодельном, ракетомодельном и
т.д.
Некоторые существующие программы по техническому творчеству младших
школьников делают упор на работу детей с конструкторами. Это вполне
обоснованно, однако следует учитывать тот факт, что обеспечить детей таковыми
нет возможности ни у учреждений дополнительного образования, ни у большинства

9

родителей.
В такой ситуации настоящая программа предлагает, как выход из положения,
работу с бумагой, картоном, пенопластом и другими бросовыми материалами.
Ребята самостоятельно изготавливают модели, детали объектов и собирают их.
Настоящая программа оригинальна тем, что обучает детей графической
грамотности, изготовлению различных поделок из картона, объединяя в себе
обучение ребят построению различных моделей (авиамоделей, автомоделей,
судомоделей, ракетомоделей) позволяет каждому выбрать свою направленность в
технических кружках.
Одним из основополагающих принципов работы с детьми является принцип
смены деятельности, чередование занятий, требующих интеллектуальных усилий и
двигательной активности.
Педагогические принципы работы:
опора на интересы ребенка,
индивидуальный
темп
продвижения,
гуманистичность
(доброта,
доброжелательность), сочетание репродуктивного и творческого начала.
Методы и приемы работы с детьми младшего школьного возраста.
В зависимости от поставленных задач педагог на занятиях использует
различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего
объединяя их. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает
теоретическую часть и практическое выполнение задания.
Теоретический материал обычно дается в начале занятия – это объяснение
нового материала, информация познавательного характера, инструктаж по
выполнению заданий (в форме рассказа, информации или беседы, сопровождается
вопросами к детям). Новая тема, то или иное задание объясняется просто,
доходчиво, обязательно закрепляется объяснение показом наглядного материала,
сопровождается выполнением педагогом графических работ на доске или на
большом листе бумаги, прикрепленном к доске. Т. О. на занятиях при объяснении
нового материала или одинакового для всей группы задания в основном
используются методы фронтальной работы
(демонстрация таблиц, схем,
чертежей, рисунков, наглядного материала, а также различных технических приемов
работы).
Методы обучения, методические приемы подбираются с учетом знаний и
практических навыков, приобретенных детьми ранее, поэтому методика обучения в
начале учебного года отличается от той, которая применяется в конце года.
Выполнение
заданий
детьми
должно
способствовать
развитию
познавательной активности, усиливать эстетическую восприимчивость, развивать
художественный вкус и творческие способности.
Дети младшего школьного возраста быстро утомляются при выполнении
однообразной работы, поэтому заранее продумывается, строится
занятие,
предусматриваются разнообразные формы работы. Нагрузка во время занятий
должна соответствовать силам и возможностям детей, обеспечивать их занятость в
течение всего занятия.

10

Выполнения заданий в группе обычно проходят неравномерно: кто-то
выполнил работу, кто-то еще только начинает. Поэтому педагогу необходимо
проводить индивидуальную работу с детьми, зачастую дополнительно объясняя
задание.
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и
оценка ее. Надо только помнить, что одно малое замечание не по существу лишает
ребенка радости, может вызвать нежелание продолжать работу. Поэтому оценка
работ должна носить объективный, обоснованный характер.
Занятия построены на игровом моменте, т.к. игра в жизни детей занимает
одно из важнейших мест, является не только отдыхом, но и видом деятельности. В
игре дети находят образцы для решения новых жизненных задач, возникающих в
познании, в труде, в художественном творчестве. Поэтому опора на игровой тренинг
– это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения
эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальные условия
жизнедеятельности.
На занятиях ребята учатся следовать устным инструкциям, развивают
усидчивость, внимание, развивают элементарные навыки работы с бумагой,
картоном, режущими инструментами.
Выполняя ту или иную поделку, модель дети закрепляют ранее полученные
знания, умения и навыки посредством конкурсов, игр, соревнований.
Конструирование, как известно, наиболее оптимальный путь формирования
творческой личности младшего школьника. В программе НТМ важное место
занимает самостоятельная практическая деятельность детей. Это связано с тем, что
именно в ней дети находят наиболее полное удовлетворение своим потребностям
действовать с различными материалами и также могут чувствовать себя
способными сделать нечто такое, что может быть использовано в игре или что
может получить оценку окружающих.
Кроме того, самостоятельная практическая деятельность детей положительно
влияет на своевременное и полноценное психическое развитие ребенка, поскольку
способствует:
 развитию пространственных представлений;
 практическому усвоению некоторых физических закономерностей;
 познанию свойств различных материалов;
 овладению различными способами практических действий;
 появлению бережного и созидательного отношения к окружающему.
В результате сочетания конструирования
и развивающих игр,
политехнические знания, полученные детьми ранее (математика, окружающий мир,
ИЗО) приобретают более осмысленный характер.
Очень важно, чтобы ребенок младшего школьного возраста получал в
продуктивной деятельности результат, чувствовал гордость и удовлетворение от
выполнения сложной работы. Это поможет ему утвердиться в позиции «Я сделал
это сам».
Организуя работу с детьми, необходимо знать, что формирование такой
позиции возможно, если:
 ребенку интересен данный вид деятельности;

11

 ребенку посилен данный труд по объему и сложности выполнения работы.
Дети овладевают необходимыми в жизни элементарными приемами ручной
работы с различными материалами и инструментами, у них формируется умение и
желание трудиться, бережное отношение к собственности, развивается культура
труда, происходит первоначальное развитие интереса к различным профессиям.
Для детей любого возраста важны их творческие достижения. Педагог
дополнительного образования, работающий в малой группе, может дать
рекомендации воспитателю, родителям как лучше найти подход к детям, помочь
создать среду, условия развития, наиболее адекватные личности каждого ребенка.
Индивидуально занимаясь с детьми педагогу сделать это проще, есть возможность
фиксировать личные достижения каждого ребенка, исходя из его потенциала, не
сравнивая их с жесткими нормативными показателями.
В начальной школе систематически демонстрируется творчество самих детей.
Тематические выставки с периодически сменяющимися рисунками, аппликациями,
моделями, являются важным средством, содействующим воспитанию у ребят
стремления к занятиям изобразительным самодеятельным искусством,
конструированием из бумаги.
После годичного курса обучения в объединении в детях развиваются навыки и
желания к конструированию простейших технических (летающих, плавающих)
моделей, черчению механизмов и машин.
Формы и режим обучения.
Характерными формами организации учебной деятельности для данной
программы являются коллективная, групповая. Формы занятий определяются
местом и временем занятия, его целями, спецификой выполняемых работ.
Продолжительность учебных занятий определена уставом учреждения,
исчисляется в астрономических часах и составляет 30 мин. Перерывы для отдыха
между занятиями – 10 мин.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Обучение ведется с учетом
индивидуальных способностей учащихся, их уровня знаний и умений. Занятия
проводятся 1 раза в неделю по 2 час. Программой предусматривается годовая
нагрузка 72 часа.
Программа рассчитана на учащихся начальных классов. В объединение
принимаются все желающие. В соответствии с учебной нагрузкой формируется
группа 15 человек.
1.2.Цель, задачи программы
Цель: развитие личности, способной к техническому творчеству, формирование
еѐ социальной компетентности.
Задачи:
Обучающие:
 Сформировать общетехнические знания.
 Подготовить к конструированию различных простейших моделей:
авиамоделей, судомоделей, ракетомоделей, автомоделей и др.
 Усвоить определенные понятия и термины, необходимые в техническом
конструировании.

12

 Обучить приемам работы с инструментами.
 Обучить планированию своей работы.
 Обучить графической грамоте и построению простейших чертежей.
 Обучить приемам и технологии изготовления несложных конструкций.
Развивающие:
 Развить воображение, память, внимание, речь, логическое мышление,
познавательные способности.
 Сформировать творческую и эстетическую основы для дальнейшего
получения навыков по конструированию моделей.
 Развить образное техническое мышление и умение выразить свой замысел
на плоскости с помощью эскиза, рисунка, простейшего чертежа, схемы.
 Сформировать умения достаточно самостоятельно решать технические
задачи в процессе изготовления моделей простейших технических объектов (выбор
материала, способ обработки, планирование предстоящих действий, самоконтроля и
т. д.)
Воспитательные:
 Воспитывать творческую мысль в области техники.
 Нравственное и эстетическое воспитание (чувство прекрасного, уважение к
людям и труду).
 Экологическое, гражданское и патриотическое воспитание.
 Развить коммуникативные навыки.
Мотивационные:
 Создать благоприятные условия для раннего выявления и развития
интересов и склонностей, практического постижения направлений технического
творчества.
 Сформировать мотивы достижения целей.
 Сформировать потребность в дальнейшем получении дополнительного
образования в одном из направлений творческой деятельности.
 Пробудить любознательность и интерес к технике, устройству технических
объектов, развить стремление разобраться в их конструкции и желания трудиться
над созданием технических объектов и игрушек.
1.3.Планируемые результаты 1 года обучения

Овладеть практическими навыками и приѐмами художественной обработки
бумаги;

Уметь планировать выполнение индивидуальных и коллективных творческих
работ;

Работать аккуратно, бережно, опираясь на правила техники безопасности.

Уметь четко работать с ножницами, линейкой, циркулем, канцелярским
ножом, другими подручными материалами;

Уметь самостоятельно выполнять простые фигуры в техниках оригами,
бумагопластики, конструировании автомобилей, кораблей, самолетов, детских
игрушек

Эстетично оформить творческую работу;

13





•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•

•
•
•

•

Уметь продуктивно сотрудничать в процессе творчества с другими учащимися
и педагогом.
Расширяется кругозор, накапливается определенный запас общих и
технических знаний.
Происходит понимание закономерностей.
Формируется творческое начало, умение решать задачи, генерировать идеи,
конструировать, фантазировать.
Личностные качества
Обучающиеся будут проявлять:
терпение, аккуратность;
умение сочувствовать другим людям, сопереживать;
положительное отношение к обучению, труду;
способность оценивать свои достижения и трудности;
терпимость, доброжелательность по отношению к окружающим;
любовь к природе, своему городу, Дворцу, объединению;
Регулятивные УУД
Обучающиеся будут уметь:
коллективно ставить и выполнять поставленную задачу;
планировать самостоятельно (под руководством педагога) свои действия для
решения конкретных технических задач;
выполнять учебные действия (операции) в материализованной, речевой или
умственной форме;
использовать речь, память, воображение, логическое мышление для регуляции
своих действий;
выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения,
уметь вносить необходимые коррективы на различных этапах;
оценивать свои действия самостоятельно, спокойно воспринимать оценку
педагога.
Коммуникативные УУД
Обучающиеся смогут:
участвовать в общей беседе, в диалоге, выполняя принятые правила речевого
общения;
задавать вопросы, отвечать на вопросы других; слушать высказывания
собеседников;
высказывать своѐ мнение по обсуждаемым вопросам, объяснять его; понимать
возможность существования других точек зрения, стремиться к их
пониманию;
проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.

14

Уровни усвоения программы
Минимальный уровень – обучающийся овладел менее чем ½ объема
знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, как правило, в
беседах избегает употреблять специальные термины. В ходе практических
работы выполняет простые виды изделий. В процессе выполнения работы
постоянно обращается за помощью к педагогу. Очевидны ошибки на всех
этапах выполнения работы. Низкая активность предъявления результатов
своей деятельности (участие в выставках, конкурсах только на уровне
детского образовательного объединении).
Базовый уровень – обучающийся овладел о более ½ объем знаний,
умений и навыков, предусмотренных программой. В беседах сочетает
специальную терминологию с бытовой. Практические работы выполняет на
основе образцов, с достаточной степенью самостоятельности, с соблюдением
технологической последовательности. Изделие выполняет достаточно
аккуратно, при выполнении отдельных операций допускает небольшие
погрешности. Хорошая активность предъявления результатов своей
деятельности (участие в выставках, конкурсах на уровне детского
образовательного объединении или учреждения).
\
Повышенный уровень - объем знаний, умений и навыков соответствует
программным требованиям. В беседах специальные термины употребляет
осознанно и в полном соответствии с их содержанием. Изделия выполняются
аккуратно, с соблюдением последовательности ведения работы, с элементами
творчества. Высокая самостоятельность при выполнении практических работ
и активность в предъявлении результатов своей творческой деятельности
(участие в конкурсных и выставочных мероприятиях муниципального и
регионального уровня).
Творческий уровень - объем знаний превышает программные требования.
Практические работы выполняются самостоятельно, качественно и творчески
по собственному замыслу и фантазии. Высокая активность в предъявлении
результатов своей творческой деятельности (участие в конкурсных и
выставочных мероприятия на муниципальном, региональном, всероссийском
уровнях).
1.4.Учебный план
1-й год обучения
Название темы
Кол-во часов
Формы
теор прак всего контроля
I. Информационный блок

15

1.Ведение
1. История развития технического моделирования 0,5
Начальное техническое моделирование: задачи и
возможности
2. Инструменты
1. Инструменты и материалы.
0,5
2. Правила техники безопасности.
3. Материал — бумага
1. Как родилась бумага (экскурс в историю).
0,5
Сколько у бумаги родственников.
2. Волшебные свойства бумаги (наблюдение за
физическими и механическими свойствами
бумаги)

II. Технологический блок
1. Конструирование из геометрических
фигур
1. Вырезание геометрических фигур без
трафарета, по трафарету.
Конструирование из геометрических фигур.

-

0,5 Наблюдение,
беседа по
итогам занятия

-

0,5 Беседа
Беседа
Выводы
по
итогам
знакомства
с
бумагой
и
проведенного
опыта.
Оценка поделки

0,5

Сравнение
составленных
силуэтов.
Оценивание
практической
работы

1

3

4

1

3

4

1. Работа по трафарету, способы скрепления
деталей.
Аппликация из природного материала
2. Работа в технике мозаики.

0,5

1,5

2

Наблюдение

0,5

1,5

2

3. Аппликация на пластилиновой основе

0,5

1,5

2

4. Многоцветная аппликация (простая, сюжетная,
декоративная).
Объемная аппликация
5. Игра «Подумай и наклей» (логическая
аппликация).
3. Оригами
1. Базовые формы.

0,5

1,5

2

2

2

Практическая
работа
Наблюдение,
самооценка
Внутри
кружковые
выставки
Выставка

1

2

2.Моделирование на плоскости
Конкурс творческих работ (внутри коллектива)
2. Аппликация

1

Практическая
работа

16

2. Оригами простое из цветной бумаги.

1

3

4

3. Оригами с элементами аппликации.

1

1

2

4. Оригами «Лягушка». Соревнование на
2
дальность прыжка.
5. Изготовление изделий модели транспорта
6
(пароход, катамаран, ракета, лодка).
4. Техническое моделирование
1. Работа по шаблонам.
1
3
2. Обработка мягкого картона. Техника работы с
2
4
ножницами, циркулем. Способы сгибов.
Художественное оформление простых изделий.
3. Техническое конструирование и
2
6
моделирование
III. Организационно-воспитательный блок
1. Изготовление сувениров к праздникам
4
2. Посещение выставок прикладного творчества.
2 3. Подготовка моделей для участия в выставках
6
IV. Проверочно-результативный блок
1. Творческие самостоятельные работы.
4
2. Кроссворды, викторины
2
Итого: 15,5 56,5

2

Наблюдение
Самооценка
Наблюдение
Самооценка
Соревнование

6

Выставка

4
6

Наблюдение
Беседа
Наблюдение

14

Выставка

4
2
6

Самооценка

4
2
72

Выставка
Наблюдение

Программа первого года обучения состоит из четырѐх блоков.
В информационный блок включены разделы «Введение» и «Материал бумага». На этих занятиях необходимо четко и доступно объяснить детям правила
техники безопасности и санитарно-гигиенические требования, предоставить детям
информационные сведения об истории и происхождении бумаги, ее свойствах,
назначении и применении. Также к этому блоку относятся рассказы об истории
происхождения некоторых моделей для творчества, например, («История
возникновения техники оригами», «Как летают самолѐты», «Традиции празднования
Нового года» и др.).
Технологический блок состоит из разделов, раскрывающих технологию
работы с бумагой, приемы обработки и способы создания изделий из бумаги в
технике: «Аппликация», «Оригами», «Бумагопластика», «Конструирование» (из
геометрических фигур) и др. К этому блоку относится изучение технологии
использования в поделках проволоки, пластика, коробков и т.д., а также средств и
способов соединения различных деталей между собой.
Организационно-воспитательный блок представлен в программе двумя
разделами «Подготовка к праздникам», «Игры, выставки, соревнования». Занятия
данных разделов проводятся соответственно тематике праздников и включены в
тематический план согласно календарному времени. Он предусматривают занятия,
связанные с подготовкой и проведением праздников, посещением выставок,

17

участием в конкурсах, викторинах, соревнованиях. Это дает возможность детям
расширить свой кругозор, учиться анализировать увиденные работы, оформление и
организацию праздника или выступления.
Проверочно-результативный блок. Для проверки результативности
реализации программы и правильного планирования тематики занятий в
завершении каждой темы предусмотрены итоговые задания, которые проводятся в
виде викторин, соревнований, выставок, коллективных проектов и помогают
педагогу проанализировать результаты деятельности. В проверочно-результативный
блок входят также занятия по решению кроссвордов, викторин, загадок по тематике
технического творчества.
В каждом блоке особое место занимает коллективная творческая деятельность
- эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач.
Коллективные работы позволяют создать ситуацию успеха у любого ребенка.
Каждый ребѐнок смотрит на коллективное творение, как на свое собственное. Дети
удовлетворены морально, у них появляется желание творить и создавать новые
работы. Коллективные творческие работы дают возможность ребенку воспринимать
готовую работу целостно и получить конечный результат гораздо быстрее, чем при
изготовлении изделия индивидуально. Коллективные творческие работы решают
проблему формирования нравственных качеств личности. На их основе детям дается
возможность получить жизненный опыт позитивного взаимодействия. Активная
совместная деятельность способствует формированию у детей положительных
взаимоотношений co сверстниками, умению договариваться о coдержании
деятельности, о ее этапах, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, подбодрить
товарища, корректно указать на его ошибки.
Содержание
Тема 1. Введение
Теория. Знакомство с группой учащихся, с содержанием работы объединения. План
работы. Техника безопасности при работе с инструментами. Правила поведения на
занятиях.
История и современное развитие техники; современное моделирование и
технологии постройки моделей.
Показ моделей или фотографии различных моделей кораблей, самолѐтов,
автомобилей (из бумаги и других материалов).
Практическая работа. Шаблон и трафарет - наши друзья. Поделка с применением
трафарета.
Тема 2. Инструменты
Теория. Инструменты и материалы, правила их использования. Правила техники
безопасности и санитарно-гигиенические нормы.
Тема 3. Материал — бумага

18

Теория. Изобретение бумаги. Виды бумаги. Свойства бумаги. Способы обработки
бумаги. Разница между бумагой и картоном. Опыты с бумагой и картоном.
Практическая работа. Поделка из бумаги.
Тема 4. Конструирование из геометрических фигур
Тема 4.1. Геометрический конструктор. Конструирование из геометрических фигур.
Моделирование на плоскости.
Практическая работа. Изготовление геометрического конструктора. Составление
силуэтов технических объектов из элементов геометрического конструктора на
плоскости по заданию и собственному замыслу.
Тема 4.2. Конструирование на основе объемных геометрических фигур.
Практическая работа. Конструирование игрушек на основе конуса, цилиндра,
пирамиды, шара.
Тема 5. Аппликация
Тема 5.1. Декоративная аппликация.
Теория. Понятие об аппликации и ее видах.
Рациональные способы работы с материалом. Технические приемы,
изобразительные средства и используемые материалы в аппликации. Анализ
образцов. Способы скрепления деталей, виды симметричного вырезания. Виды
аппликации (сюжетная, декоративная, полуобъемная).
Практическая работа. Изготовление орнаментальной декоративной аппликации.
Тема 5.2. Сюжетная аппликация.
Практическая работа. Изготовление сюжетной аппликации.
Тема 5.3. Мозаика из бумаги.
Создание работ в технике «Мозаика».
Практическая работа. Изготовление мозаичной аппликациии
Тема 5.4. Объемная аппликация.
Практическая работа. Изготовление объемной аппликации.
Тема 6. Оригами
Теория. Понятие - оригами - сложенная бумага. Условные знаки, принятые в
оригами. Базовые формы оригами: дом, книжка, дверь, катамаран, квадрат,
треугольник, и т.д.
Практическая работа. Поделка - оригами.
Тема 7. Техническое моделирование
Теория. Систематизировать общие понятия о транспорте, его видах и значении.
Современные достижения и задачи дальнейшего развития автомобильного,
воздушного, водного, космического транспорта.

19

Тема 7.1. Авиамодель - планер
Практическая работа. Конструирование авиамодели - планера.
Тема 7.2. Судомодель из бумаги.
Практическая работа. Конструирование судомодели.
Тема 7.3. Простейшая ракетомодель.. Изготовление (по образцу, чертежу,
собственному замыслу) моделей ракет.
Практическая работа. Конструирование ракетомодели.
Тема 7.4. Автомодель из картона (Стендовый автомобиль).
Практическая работа. Конструирование автомодели.
Раздел 8. Поделки и подарки к праздникам
Теория. Историческое происхождение праздников. Традиции праздников. Как
дарить подарки, сделанные своими руками. Виды прикладного творчества. Правила
рассматривания изделий прикладного творчества, различия, сравнение.
Элементы художественного конструирования. Понятие о цвете и цветосочетаниях,
теплых и холодных цветах. Использование цвета, различных материалов, элементов
оформления.
Тема 8.1. Поделки к Дню учителя.
Тема 8.2. Поделки к Дню матери.
Тема 8.3. Поделки к Новому году
Тема 8.4. Поздравления ко Дню Защитника Отечества: открытки, подарки.
Тема 8.5. Подарки к 8 Марта.
Тема 8.6. Подарки ветеранам ВОВ. Участие в выставке «9 Мая – День Победы».
Тема 9. Итоговая аттестация учащихся
Итоговое тестирование, собеседование, выполнение контрольных заданий.
Оформление выставки работ учащихся. Подведение итогов за год.
2.1.Условия реализации программы
Продолжительность учебного года составляет 36 недель.
Начало занятий первого года обучения не поздне 15 сентября.
Окончание занятий – не позднее 31 мая.
Нерабочие и праздничные дни устанавливаются в соответствии с Постановлениями
Правительства РФ.
Промежуточная аттестация проводится по итогам освоения ДООП за 1-е полугодие
в III декаде декабря, за 2-е полугодие - в мае.
2.2.Календарный учебный график
№

Год обучения

Объем
часов

учебных Всего
недель

учебных Режим работы

20

1

Первый

72

36

1 р х 2 ч=2 ч

2.3.Формы аттестации.
Программа предусматривает три вида аттестации обучающихся:
Предварительная (вводная) аттестация, проводится в целях выяснения уровня
готовности ребенка и выявления его индивидуальных особенностей (интересов,
первичных умений и навыков, мотивации для занятия и т.д.). Проводится в начале
учебного года в форме собеседования, наблюдения или анкетирования.
Текущая аттестация, проводится в целях оценки качества усвоения
учащимися содержания отдельных разделов образовательной программы и
проводится по полугодиям в форме тестирования, анализа содержания творческих
паспортов обучающихся, выполнения проектов.
Промежуточная аттестация, проводится в целях оценки степени и уровня
усвоения учащимися образовательной программы в целом и проводится в конце 3-го
года обучения в форме проектов, творческих работ. Одной из форм контроля может
быть участие в выставках декоративно-прикладного творчества.
Достижения учащихся оцениваются безотметочным способом. Оценки
подлежат уровень ЗУН по начальному техническому конструированию, качество
выполнения работы; степень самостоятельности выполнения работ, уровень
творческой деятельности, уровень активность в представлении результатов своей
деятельности. Основой для определения уровня освоения образовательной
программы являются критерии оценивания.
2.4.Оценочные материалы
Для успешной реализации программы предлагается непрерывное и
систематическое отслеживание результатов деятельности обучающихся (см. таб. 1).
Таблица 1
Параметры
Критерии
Образовательные Освоение детьми содержания образования.
1. Разнообразие умений и навыков.
результаты
2. Глубина и широта знаний по предмету.
Детские практические и творческие достижения.
3. Позиция активности ребенка в обучении и устойчивого
интереса к деятельности.
4. Разнообразие творческих достижений (выставки, конкурсы их
масштаб).
5. Развитие общих познавательных способностей (моторика,
воображение, память, речь, внимание).
Эффективность
воспитательных

1. Культура поведения ребенка.
2. Стремление к аккуратности в выполнении задания, и порядку

21

воздействий

на рабочем месте.
3. Наличие стремления доводить начатое дело до конца

Социальнопедагогические
результаты

1. Выполнение санитарно-гигиенических требований.
2. Выполнение требований техники безопасности.
3. Характер отношений в коллективе.
4. Отношение к педагогу.

Определение уровня подготовки учащихся по НТМ 1 года обучения
Мониторинг образовательных результатов
Показатели
Уровни
критериев
повышенный
базовый
минимальный
имеет
четкие имеет отдельные имеет
слабые
1.Разнообразие
технические
умений и навыков технические умения технические
и навыки, умеет умения и навыки, навыки,
правильно
умеет правильно отсутствует умение
использовать
использовать
использовать
инструменты
инструменты
инструменты
(ножницы, линейка,
карандаш, ластик)
широкий имеет
неполные недостаточны
2.
Глубина
и имеет
по знания
по
широта знаний кругозор знаний по знания
содержанию курса, содержанию курса, содержанию курса,
по предмету
владеет
оперирует
знает
отдельные
определенными
специальными
определения
понятиями (название терминами,
не
геометрических
использует
фигур,
дополнительную
определения...)
литературу
свободно использует
технические
обороты, пользуется
дополнительным
материалом
: проявляет
проявляет интерес присутствует
на
3.Позиция
деятельности, занятиях,
не
активности
и активный интерес к к
деятельности,
настойчив
в активен,
устойчивого
к достижении цели, выполняет задания
интереса
к стремится
самостоятельной
проявляет
только по четким
деятельности
творческой
активность только инструкциям,
активности,
на определенные указаниям педагога
самостоятельно
темы
или
на
занимается
дома, определенных
помогает
другим, этапах работы

22

активно участвует в
соревнованиях
регулярно
4.Разнообразие
принимает участие в
творческих
выставках,
достижений
конкурсах
(городских)
оптимальный
точность,
полнота
5.Развитие
восприятия
цвета,
познавательных
формы, величины,
способностей:
хорошее
развитие
воображения,
моторики
памяти,
речи, мелкой
рук;
обладает
сенсомоторики
содержательной,
выразительной
речью, умеет четко
отвечать
на
поставленные
вопросы, обладает
творческим
воображением;
у
ребенка устойчивое
внимание

участвует
в
выставках внутри
кружка,
учреждения

редко участвует в
конкурсах,
соревнованиях,
выставках внутри
объединения
низкий
не всегда может
соотнести размер и
форму,
мелкая
моторика
рук
развита
слабо,
воображение
репродуктивное

достаточный
ребенок
воспринимает
четко формы и
величины,
но
недостаточно
развита
мелкая
моторика
рук,
репродуктивное
воображение
с
элементами
творчества, знает
ответы на вопрос,
но
не
может
оформить мысль,
не всегда может
сконцентрировать
внимание
Мониторинг эффективности воспитательных воздействий
имеет
имеет моральные моральные
1.Культура
о суждения о
поведения ребенка моральные суждения суждения
о
нравственных нравственных
нравственных
поступках,
поступках,
поступках
соблюдает
нормы обладает
расходятся с
поведения,
имеет поведенческими
общепринятыми
нравственные
нормами, но не нормами, редко
качества личности всегда
их соблюдает нормы
(доброта,
соблюдает
поведения
взаимовыручка,
уважение,
дисциплина)
высокая
имеет
низкий уровень
2. Характер
коммуникативная
коммуникативные коммуникативных
отношений в
культура, принимает качества, но часто качеств, нет
коллективе
активное
стесняется
желания общаться
заинтересованное
принимать участие в коллективе
участие в делах в делах коллектива
коллектива

23

Мониторинг социально-педагогических результатов
без
напоминания выполняет
отказывается
1.Выполнение
педагога
перед санитарнополностью
или
санитарноначалом занятий и гигиенические
очень
редко
гигиенических
требований.
после использования требования
не соглашается
клея или красок постоянно
или выполнять
моет
руки, после напоминания санитарноаккуратно
с педагога
гигиенические
осторожностью
требования
пользуется
клеем,
красками
и
фломастерами
выполняет
все выполняет правила выполняет правила
2.Выполнение
правила
техники техники
техники
требований
безопасности
при безопасности
безопасности
техники
работе с ножницами, после напоминания только под строгим
безопасности.
другими
педагога
контролем
инструментами
педагога
постоянно
нет склонности к стремится
к
3.Характер
конфликтам,
но обособлению,
отношений
в доброжелательное
отношение к другим нет стремления к отказывается
коллективе
учащимся,
активному
сотрудничать
с
стремление помочь сотрудничеству с другими
или
подсказать, товарищами
учащимися
при
поделиться
выполнении
материалом
или
заданий
инструментами,
желание выполнять
коллективные
работы
или
руководить
их
выполнением
выполняет
игнорирует
4. Отношение к внимательно
слушает
требования
требования
преподавателю
преподавателя,
преподавателя, но преподавателя,
старательно
держится
отвечает
на
выполняет
все независимо
вопросы
и
требования, может
выполняет задания
обратиться
за
только
по
необходимой
принуждению
помощью
в
различных вопросах

24

2.5. Кадровое обеспечение
Программа может быть реализована одним педагогом дополнительного
образования, имеющим высшее образование или среднее профессиональное
образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего
образования и специальностей среднего профессионального образования
«Образование и педагогические науки». Или к реализации дополнительной
общеразвивающей программы могут быть допущены лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных
общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную
аттестацию не менее чем за два года обучения. Прошедшим обязательный
медицинский осмотр (обследование) и не имеющем ограничений к занятию
педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской
Федерации
2.6.Материально-техническое обеспечение
Помещения:
 учебный кабинет, освещаемый и отапливаемый в соответствии с
санитарно-гигиеническими нормами. Общая площадь помещения
должна составлять не менее 70 кв. м.
Мебель:
 ученическая мебель (столы и стулья)
 мебель для педагога (стол и стул)
 шкафы для хранения наглядных пособий
 демонстрационные витрины
 стеллажи для хранения инструментов, расходных материалов
Оборудование:
 компьютер
 видеопроектор
 экран
Инструменты и материалы::
 Линейка
 Треугольник
 Ножницы
 Циркуль
 Кисточки
 Карандаши простые
 Резинка
 Карандаши цветные
 Картон цветной
 Ватман
 Бумага цветная тонкая
 Бумага масштабно-координатная
 Трафареты

25

 Клей ПВА
 Калька
2.7.Методическое обеспечение программы:
Для реализации программы используются разнообразные формы и методы
проведения занятий. Это беседы, из которых дети узнают много новой информации,
практические задания для закрепления теоретических знаний и осуществления
собственных незабываемых открытий, экскурсии на выставки прикладного
творчества. Занятия сопровождаются использованием стихов, поговорок, пословиц,
загадок, рассказов. Программно-методическое и информационное обеспечение
помогают проводить занятия интересно и грамотно.
Разнообразные занятия дают возможность детям проявить свою индивидуальность, самостоятельность, способствуют гармоничному и духовному развитию личности. При организации работы необходимо постараться соединить игру, труд и
обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных,
практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки,
решение кроссвордов, внутри кружковые соревнования тематические вопросы
также помогают при творческой работе.
На первом году обучения у детей происходит знакомство с технологическим
процессом создания изделий из бумаги. Особое внимание следует уделять развитию
у детей способности слушать, рассказывать, смотреть. На занятиях необходимо
предлагать вопросы, задания, активизирующие творческую активность ребенка.
Этот год обучения знакомит с историей возникновения бумаги. На примере практической работы детям даются знания о свойствах бумаги.
Необходимо организовать занятия так, чтобы дети могли свободно общаться, чувствовать себя комфортно и уверенно.
Во втором полугодии, прежде всего, повышается творческий потенциал
ребенка. Содержание обучения направленно на углубление и закрепление первоначальных знаний, умений, навыков, но на этом этапе в первую очередь реализуются
задачи творческого развития. Итогом работы обучения является создание выставки
детских творческих работ.
Наглядные пособия:
 стенды (Правила техники безопасности; Коллекция бумаги и др.);
 работы воспитанников;
 демонстрационные работы и образцы технических моделей;
 схемы (базовые формы оригами, швы оригами, цветовая карта, схема
сочетания цветов, геометрические фигуры);
 иллюстрационный материал к тематическим праздникам (Новый год,
Рождество, День Защитника Отечества, Пасха, Праздник весны, День
Победы);
 компьютерные презентации по темам программы;
 образцы фондовых работ детей.
Дидактические материалы:
 загадки по теме «техника»;
 кроссворды «Самоделкин», «Инструменты и материалы», «Техника» и др.;

26







шаблоны для изготовления технических моделей;
распечатка фигур для аппликации и т. д.
дидактический раздаточный материал по темам образовательной программы
технологические карты изготовления изделий
материалы
диагностики,
результатов
деятельности
учащихся
по
образовательной программе: тесты, таблицы.
Содержание, методы и приемы обучения по данной программе направлены,
прежде всего, на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого
ребенка, помочь становлению личности путем организации познавательной
деятельности. Занятия в кружке построены так, чтобы душевные силы учащихся
были в самых выгодных условиях, чему способствуют: обстановка, в которой
учащиеся не стыдятся педагога и товарищей, не боятся и не стесняются
непонимания,
их
ум
не
подавляется
внешним
воздействием;
программа обучения в кружке составлена так, чтобы дети не слишком утомлялись.
Занятия спланированы по силам учащихся, не слишком легкие и не слишком
трудные.
Занятия в объединении планируются исходя из того, что творческое начало
заложено в каждом ребенке и важно искать способы их раскрытия. Как показывает
практика, вера в успех у детей приносит реальные плоды. Такая позиция дает
возможность оказать внимание каждому ребенку. Будет замечен успех каждого или
неудача,
вовремя
исправлена
ошибка,
поощрен
каждый
ребенок.
Программа предусматривает знакомство детей с различными разделами
технического творчества. Занимаясь их изготовлением, учащиеся имеют
возможность выбрать конкретное направление своей деятельности по окончании
обучения в данном объединении.
На занятиях дети знакомятся с технологией изготовления различных поделок,
с приемами работы различными инструментами, получают сведения о материалах, с
которыми им приходится сталкиваться в процессе занятий в кружке.
Для проведения занятий используются журналы, подборки литературы,
периодические издания по тематике кружка. Кружковцы со своими работами
участвуют в выставках технического и декоративно- прикладного творчества. Для
расширения кругозора используется сотрудничество с учреждениями образования и
культуры.
2.8.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волков Б.С., Волкова Н.В., Подготовка ребенка к школе. - Москва, 2004.
2. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.:
Просвещение, 1999.
3. Гамсурова Л.Н., Смирнова Е.О., Ступени общения от года до семи лет. –
М.: Просвещение, 2002.
4. Глушенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной
работе.—
М.: Просвещение, 1985.

27

5. Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении
дополнительного образования детей. — Ярославль: ИЦ «Пионер» ГУ ЦДЮ.
2002.
6. Коноваленко С. В., Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до
9 лет. - М.:
изд. Гном и Д, 2000 .
7. Ляшко Т.В., Синицына Е.И. Через игру к творчеству. - Обнинск, 2004.
8. Майорова И. Г., Романина В. И. Дидактический материал по трудовому
обучению- Москва, 1995.
9. Никитин Б., Развивающие игры. - Москва, 2000.
10. Практикум по психодиагностике, психодиагностические методики МГУ.
11 .Самоухина Н.В., Игры в школе и дома», психотехнические упражнения,
коррекционные программы. – Москва, 2005.
12. Сергеева Н., Модель деятельности педагога по обеспечению
эмоционального благополучия
младших школьников // Воспитание
школьников. -2003. -№ 4.
13. Тихомирова Л.Ф., Развитие познавательных способностей детей. Ярославль, 2001.
14. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В., Развитие логического мышления у детей. Ярославль, 1998.
15.Урунтаева Г.А.,. Афонькина В.А, Практикум по детской психологии. Москва, 2006.
16.Чейпи Д., Готовность к школе. - Москва, 2000.
Литература для педагога:
1. Алексеевская Н. Волшебные ножницы. — М.: Лист, 1998.
2. Амоков В.Б. Искусство аппликации. — М.: Школьная пресса, 2002.
3. Афонькин С, Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома. — М.: Рольф
Аким, 1999.
4. Выгонов В.В. Изделия из бумаги. - М.: Издательский дом МС, 2001.
5. Горичева B.C., Филиппова ТВ. Мы наклеим на листок солнце, небо и
цветок. — Ярославль: Академия развития, 2000.
6. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития,
2002.
7. Иванов Б. Самоделки для клуба. - Москва, 1994.
8. Калугин М.А. Развивающие игры для младших школьников. - Ярославль:
«Академия развития», 1997.
9. Кобитина И.И. Работа с бумагой; поделки и игры. - М.: Творческий центр
«Сфера», 2000.
10.Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. - М.: ЗАО «ИД КОН Лига Пресс», 2002.
11.Коллекция идей. Журнал для умелых ребят. -2006. -№5.
12.Коллекция идей. Журнал для умелых ребят. -2007. -№4.
13.Коллекция идей. Журнал для умелых ребят. -2008. -№12.

28

14.Коллекция идей. Журнал для умелых ребят. -2008. -№16.
15.Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. - Санкт-Петербург:
«Кристалл», 2001.
16.Максимова Н.М., Колобова Т.Г. Аппликация. - М.: ООО фирма
«Издательство ACT», 1998.
17.Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. — Ярославль:
«Академия развития», 2001.
18.Современная мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мефодия. –М.:
2009.
19.Сократов Н., Багирова О., Маннакова С., Мотивационные основы
здоровьесберегающего воспитания детей // Воспитание школьников. 2003. - №9 .
20.Троицкая И., Формирование саморегуляции у младших школьников //
Воспитание школьников. -2003. -№ 6.
21.Хелен Блисс. Твоя мастерская. Бумага / Перевод: Беловой Л.Ю. – СанктПетербургург: «Норинт», 2000.
22.Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей – Ярославль: «Академия
развития», 1997.
23.Шпаковский В.О. Для тех, кто любит мастерить. -М.: Просвещение, 1990.
24.Яшнова О.,Успешность обучения и воспитания младших школьников //
Воспитание школьников. -2002. -№ 8.
25.http://www.liveinternet.ru
26.www.vKIDS.km.ru
27.www. strana masterow. ru
28.www. sashin – mir. blogspot. com
Литература для учащихся:
1. Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома, - М.: Рольф
Аким, 1999.
2. Васильева Л., Гангнус. Уроки. Уроки занимательного труда. – М.:
Педагогика, 1987.
3. Геронумус Г.М. 150 уроков труда. - Тула, 1996.
4. Глушкова И. Сделай сам. Для мальчиков. - М.: 1996.
5. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия развития,
2004.
6. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. – М.: ЗАО «ИД КОН» Лига Пресс», 2002.
7. Коллекция идей. Журнал для нескучной жизни. – М.: ЗАО «Эдипрессконлига», 2004-2012.
8. Коллекция идей. Журнал для умелых ребят. -2006. -№5.
9. Коллекция идей. Журнал для умелых ребят. -2007. -№4.
10.Коллекция идей. Журнал для умелых ребят. -2008. -№12.
11.Коллекция идей. Журнал для умелых ребят. -2008. -№16.
12.Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги, - Ярославль
Академия развития, 2001.

29

13.Русакова М.А., Подарки и игрушки своими руками - М., 2000.
14.Современная мультимедийная энциклопедия Кирилла и Мефодия. –М.:
2009.
15.СтоляроваС.В. Я машину смастерю - папе с мамой подарю.
Моделирование автомобилей из бумаги и картона. - Ярославль, 2000.
16.Шпаковский В.О. Для тех, кто любит мастерить. - М.: 1990.
17.http://www.liveinternet.ru
18.www.vKIDS.km.ru
19.www. strana masterow. ru
20.www. sashin – mir. blogspot. com

Содержание программы первого года обучения
№
1

Раздел
Введение

Цель

Содержание

создание устойчивой
мотивации к занятию
начальным
техническим
моделированием,
знакомство с историей
развития
моделирования
и
современным
моделированием

Содержание: история и современное развитие техники;
современное моделирование и технологии постройки моделей.
Знакомство с группой учащихся, с содержанием работы
объединения. План работы.
Изготовлением моделей люди начали заниматься очень
давно. Как свидетельствуют находки археологов, уже древние
египтяне делали миниатюрные модели своих барок и пирамид.
Предназначались эти модели в основном для культовых целей и
для украшения дворцов. Постепенно люди заметили, что на
уменьшенных копиях реальных машин и механизмов легко
опробовать технические решения, пригодные и для больших
конструкций. С тех пор моделирование стало неотъемлемой
частью технического конструирования.
Уменьшенные копии кораблей, машин, военной и бытовой
техники традиционно служат отличными игрушками. Начальное
техническое моделирование - один из видов технического
творчества – помогает проводить досуг с пользой для себя и
окружающих, развивать фантазию и техническое мышление,
овладевать трудовыми и творческими навыками.
Необходимо рассказать учащимся о разнообразных
техниках в изготовлении моделей различных объектов, о
назначении моделей (стендовые копии, скоростные, игрушки и
др.), о проведении выставок и соревнований.
Для примера показать модели или фотографии различных
моделей кораблей, самолѐтов, автомобилей (из бумаги и других
материалов). Большой интерес у детей вызывают фото- или
видеоматериалы
соревнований
моделистов-школьников.
Развитию мотивации к занятию начальным техническим
моделированием послужит рассказ о том, с развития каких
навыков должен начинать юный моделист, чтобы достичь
хороших результатов (умению создавать модели для участия в
выставках и соревнованиях)

Форма организации
процесса







беседа о технике, еѐ
истории
и
современном
развитии;
рассказ об истории
моделирования;
рассказ
о
современном
моделировании
и
технологиях
постройки моделей
с использованием
фотографий;
конкурс
отгадывания
загадок по теме
«Техника»

31

2

Инструменты
материалы,
техника
безопасности

3

Материал —
бумага

и

ознакомление
с
правилами
техники
безопасности,
основными санитарногигиеническими
нормами, основными
инструментами
и
материалами
для
работы с бумагой

Практическим путем
познакомить
со
свойствами
бумаги.
Знакомство с видами
картона и способами
его
обработки.
Показать
его
многофункциональнос
ть.

Содержание: инструменты
и
материалы,
правила
их
использования. Правила техники безопасности и санитарногигиенические нормы.
Здоровье — один из главных параметров жизни. Главная
особенность здоровье сберегающего воспитания – это
формирование соответствующей мотивационной сферы детей, т.е.
поведенческих реакций, направленных на сохранение и
укрепление собственного здоровья. Его охрана и соблюдение
безопасности должны иметь важное место на занятиях. Правила
техники безопасности, санитарно-гигиенические нормы — это те
основы,
которые
помогают
обеспечить
безопасность
образовательного процесса. Для детей младшего школьного
возраста много значит пример взрослых. Если они видят, что
взрослые (родители, учителя) придерживаются режима труда и
отдыха, занимаются спортом, искусством, то дети копируют их
поведение, хотя ещѐ не совсем осознанно. Поэтому, с помощью
разнообразных наглядных пособий, тематических бесед во время
каждого занятия необходимо напоминать учащимся о правилах
техники безопасности и санитарно-гигиенических нормах, и
добиваться их выполнения.
Содержание: свойства бумаги и картона. История
возникновения бумаги. Разница между бумагой и картоном.
Разнообразие бумаги, ее виды. Создание коллекции бумаги и
оформление ее в творческой форме. Сходства и различия между
различными видами картона. Способы обработки картона.
Бумага - самый доступный и дешевый материал. Ее можно
сгибать, рвать, мять... Бумага оживает в руках. Бумага легко
обрабатывается, сохраняет форму, многие сорта достаточно
прочны. Поэтому именно она наиболее подходит для обучения
основам моделирования.
В связи с особенностями процесса изготовления бумаги и
характеристиками сырья, из которого она производится, бумага
обладает специфическими физическими свойствами, которые
необходимо учитывать в процессе изготовления поделок.
Одной из разновидностей бумаги является картон. Он

 демонстрация
инструментов,
необходимых
для
занятий, описание их
назначения и правил
ТБ при пользовании
ими;
 рассказ о санитарногигиенических нормах
и правилах поведения
на
занятиях
в
объединении
«Начальное
техническое
моделирование»

 беседа, рассказ об
истории
происхождения
бумаги, ее фактуре
и свойствах,
практическая
работа по
исследованию
механических
свойств бумаги и
картона.

32

4

Конструирование
(из геометрических
фигур)

Закрепление названия
геометрических фигур.
Научить
сравнивать,
правильно
комбинировать
фигуры,
классифицируя
их по форме, размеру,
цвету

5

Аппликация

Знакомство с разными
видами
аппликации,
научить
построению
много
предметных
композиций.

более прочен, чем обычная писчая бумага, лучше держит форму.
Изделие из картона получается более надѐжным, но обработка
картона является более физически сложной (особенно для
первоклассников).
Содержание: простейшие геометрические фигуры: треугольник,
овал, квадрат, прямоугольник, круг, ромб. Способы складывания
геометрических
фигур
из
листа
бумаги,
вырезания
геометрических фигур из простого листа бумаги и по
трафарету.
Конструирование
расширяет
кругозор
ребенка,
способствует
формированию
творческого отношения к
окружающей жизни.
Дети определяют, как расположить фигуры (высоко, низко,
в центре, слева, справа). Зная геометрическую формы предметов,
их названия, ребенок научится видеть геометрическую форму в
окружающих предметах.
Задания: конструирование простых предметов (фигур) из
геометрических
форм.
Конструирование
по
заданию
преподавателя (автомобиль, грузовик, ракета и др.)
Содержание: рациональные способы работы с материалом.
Технические приемы, изобразительные средства и используемые
материалы в аппликации. Анализ образцов. Способы скрепления
деталей, виды симметричного вырезания. Создание работ в
технике «Мозаика». Виды аппликации (сюжетная, декоративная,
полуобъемная).
В переводе с латинского языка аппликация означает
«прикладывание». Это изобразительная техника, основанная на
вырезании, наложении деталей с помощью клеев. Аппликацией
можно украсить памятные открытки, сувениры для своих друзей и
близких, интерьер любого помещения можно оформить выставку,
создать панно, орнамент или картину.
Для учащихся первых классов более сложные виды
аппликации (полуобъѐмная и др.), требующие большой
аккуратность, можно только демонстрировать на примерах.
Задания: «Веселая гусеница», «Веселый хоровод» и

 практическая работа,
 беседа,
 игра и др.

 беседа,
 практическая работа создание
творческих
работ
на
основе
демонстрационного
материала,
 практическая работаигра
«Подумай
и
наклей»(логическая
аппликация),
аппликация
на
схематические рисунки
(аппликационное
раскрашивание)
 выставка детских работ

33

Оригами

6

7

8

Техническое
моделирование и
конструирование

Творческие
работы

Формирование
интереса к искусству
оригами.
Развитие
пространственного
воображения,
творческих
способностей,
памяти,
внимательности
и
аккуратности

Самостоятельное
изготовление объемных
моделей
и
полуплоскостных
композиций на основе
свойств
бумаги
и
картона
с
использованием других
материалов
Научить детей работать
в
коллективе,
адаптироваться
в
различных жизненных
ситуациях
социума,

«Волшебные бабочки» (симметрическое вырезание), «Яхта в
море» (аппликационное раскрашивание с использованием
геометрических фигур)», «Мальчик и девочка» (многослойная
аппликация), «Мой дом» (геометрическая аппликация).
Содержание: понятие оригами, базовые формы оригами.
Оригами с элементами аппликации. Условные знаки.
Оригами — древнейшее искусство складывания бумаги,
создание различных фи гурок и декоративных вещей. Точный
перевод слова — «сложенная бумага». Дети могут легко сделать
чудо своими руками — превратить обыкновенный бумажный лист
в забавную фигурку.
По окончании изготовления «Лягушки» (классическая
модель) проводятся соревнования на дальности прыжка. Для этого
изготавливается поле для соревнований, отмечается линия старта.
Ученики поочерѐдно совершают прыжок «Лягушкой», место еѐ
приземления фиксируется на поле. По истечение трѐх, попыток
выявляется лидер (длина прыжка лягушки обычно не более 60
см).
Задания: «Воздушный
змей»,
«Золотые
рыбки»,
«Тюльпан», «Шлем рыцаря», «Лис», «Собака», «Щенок»,
«Лягушка» и др.
Содержание: развитие интереса к техническому моделированию,
правильное использование инструментов при обработке картона.
Техническое моделирование включает в себя создание
бумажных или картонных моделей самолѐтов, кораблей,
автомобилей, других технических объектов (светофоры, здания,
мебель и др.).
Формы занятий: Задания: модели «Легковой автомобиль»,
«Грузовик», «Качели», «Самолѐт», «Карусель», «Ладья»,
«Парусник», «Мебель для куклы»
Содержание: понятие «коллективная творческая работа».
Правила работы в коллективе. Выбор темы работ.
Коллективные творческие работы являются, своего рода,
отчетами о достигнутых результатах и в то же время происходит
сплочение ребят в единый коллектив, все вместе являются

 практическая работа,
 рассказ,
 демонстрация
иллюстраций,
образцов,
 беседа,
 выставка работ,
 игры,
 соревнования,
 упражнения
на
разминку пальцев

 беседа
с
демонстрацией,
 игры,
 выставка
детских
работ,
 практическая работа,
 соревнования.
 практическая
работа,
 игра

34

воспитать
чувство
такта, умение слушать,
уважать мнения других,
развивать
художественный вкус и
творческую фантазию,
развивать речь ребенка

9

Праздники.
Выставки.
Соревнования.
Конкурсы

Формирование,
привитие эстетического
чувства,
повышение
самооценки
ребенка,
воспитание
доброжелательного
отношения
к
окружающим

соавторами творческих работ.
С помощью этого цикла можно корректировать работу
всего курса. Конкурсы, викторины, соревнования помогут детям в
игровой форме закрепить, отработать, показать свои знания в
области бумажного мира, а преподавателю правильно построить и
скорректировать свою работу в дальнейшем.
Задания: учащимся предлагается изготовить коллективные
работы («Дорожное движение», «Сражение», «Детская площадка»
и др.) для участия в выставках технического творчества.
Содержание: историческое происхождение праздников. Традиции  проведение
праздников. Как дарить подарки, сделанные своими руками. Виды
праздников,
прикладного творчества. Правила рассматривания изделий  посещение
выставок
прикладного творчества, различия, сравнение.
прикладного
Тематические праздники сопровождают образовательный
творчества. Дети видят
процесс в течение всего года. Дети ждут радостных событий,
окружающее
их
которые стимулируют их познавательный творческий интерес к
творчество
близко,
деятельности. На воспитание личности ребенка оказывают
знакомятся с ним,
влияние не только праздники, но и подготовка к ним. Если
учатся быть чуткими и
учащиеся в группе продлѐнного дня находятся в отдельном
внимательными,
специальном помещении, то украшение этого помещения перед
понимают, что мир
каждым
праздником
будет
прекрасным
творческим
вокруг
богат
и
времяпровождением для всего коллектива. Учащиеся сами
разнообразен.
выступают и в роли дизайнеров и в роли творцов.
В этот цикл входит изготовление подарков и сувениров для
друзей и родителей. В этом случае каждое изделие учащийся
делает так, чтобы оно понравилось именно тому, для кого
предназначено. Также важно, что возникает необходимость
подписать открытки и подарки так, чтобы надпись была
аккуратной и красивой. Эта работа очень сложна, особенно для
первоклассников, но это хороший способ проявить свои умения.
Участие в выставках стимулирует желание заниматься
творчеством и выполнять модель более аккуратно, а также дает
возможность сравнить стиль своего творчества с другими.
Задания: изготовление подарков и сувениров, изготовление
выставочных работ, практическое оформление интерьера к

35

10

Итоговая
аттестация.
Подведение итогов
за год

праздникам.
Определение
уровня Содержание: Итоговое тестирование.
развития
каждого
В конце учебного года после проведения итогового
ребенка за год
тестирования (проводимого с 1 по 31 мая) отслеживаем динамику
развития детей по сравнению с тестами начала года, когда был
определен начальный уровень развития. Итоговое тестирование
позволяет определить эффективность обучения по данной
программе, проанализировать результаты, при необходимости
внести изменения в учебный процесс.
Все результаты диагностирующих тестов доводятся до
сведения родителей, учителя начальных классов. Подведение
итогов года позволяет учащимся, родителям, педагогам увидеть
результаты своего труда, что создает благоприятный
психологический климат в коллективе.

 Тестирование,
 собеседование,
 выполнение
контрольных заданий,
 выставка
работ
учащихся.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».