Занимательная аппликация

1

Информационная карта ДООП
I.

II.
III.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
IV.
4.1.

4.2.

Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Занимательная
аппликация»
Направленность Художественная
Сведения об авторе составителе
ФИО
Майорова Надежда Степановна
Год рождения
10.12.1953 г.
Образование
Среднее профессиональное
Место работы
МАУ ДО «ДД(Ю)Т»
Должность
Педагог дополнительного образования
Электронный
адрес
Сведения о программе
Нормативная база 1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
(отдельные
образовании в Российской Федерации»;
основные
2.
«Стратегия развития воспитания в Российской
документы)
Федерации на период до 2025 года» (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 № 996-р);
3.
Постановление
Главного
государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
4.
Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 27.07.22.№629 «Об утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
5.
Методические
рекомендации
по
проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 093242);
6.
Устав и другие локальные акты МАУ ДО
«ДД(Ю)Т».
Объем и срок 1 год 36 часов
освоения
Наименование
программы

2

4.3.
4.4.
4.5.
4.6.
V.

VI.

VII.

программы
Форма обучения
Возраст
обучающихся
Особые категории
обучающихся
Вид программы
Ведущие формы и
виды
деятельности

Очная
5 -7 лет
нет

модифицированная
Наглядные методы: демонстрация (показ) картинок,
наблюдение.
Словесные методы: беседа; объяснение, диалог,
консультация.
Практические методы: построение простейших
рисунов, игрушек, поделок, метод проблемного
обучения,
проектно-конструкторские,
игровые
методы,
активные
формы
познавательной
деятельности (викторины, соревнования, выставки,
творческие конкурсы).
Методы поощрения: похвала, одобрение, награждение
и т.п.
Входная аттестация (беседа, наблюдение) для
Формы
выявления индивидуальных особенностей ребенка
мониторинга
результативности (интересов, первичных умений и навыков, мотивации).
Текущая аттестация (наблюдение, практическая
работа, игра, соревнование, выставка, самооценка).
Промежуточная аттестация по полугодиям (беседа,
самостоятельная работа, выставка).
Программа рекомендована к реализации в 2023-2024
Дата
учебном году, протокол ПС № 3 от «16 » мая 2023 г.
утверждения
последней
корректировки

3

Содержание
Титульный лист
Информационная карта ДООП
I.

Комплекс основных характеристик ДООП
1.1.Пояснительная записка ……………………………………………….. 4
1.2.Цель, задачи программы ………………………………………........... 6
1.3.Планируемые результаты. Уровни усвоения программы…………... 6
1.4.Учебный план, содержание ………………………..…………………. 7

II. Комплекс организационно-педагогических условий ДООП
2.1. Условия реализации программы ………………….…………………. 9
2.2. Календарный учебный график ………………………………….…… 9
2.3. Формы аттестации ………………………………………………….… 10
2.4. Оценочные материалы ………………………………………….……. 10
2.5. Кадровое обеспечение …………………………………………..……. 11
2.6. Материально-техническое обеспечение ……………………..……… 11
2.7. Методическое обеспечение программы ……………………….……. 12
2.8.Список литературы для педагога и
обучающихся ……………….…….........................................................

12

4

1.2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Занимательная аппликация» разработана согласно требованиям следующих нормативных
документов:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации»;
3.
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №
996-р);
4.
Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на
заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07 декабря 2018 г.,
протокол № 3);
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
6.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 №
114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества
условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими
образовательную деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования, основным
программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным
программам»;
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.09.2020 № 508
«Об утверждении Порядка допуска лиц, обучающихся по образовательным программам
высшего образования, к занятию педагогической деятельностью по общеобразовательным
программам»;
9.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
10.
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18 ноября 2015 года № 09-3242);
11. Устав и другие локальные акты МАУ ДО «ДД(Ю)Т».
Направленность (профиль) программы. Данная программа имеет художественную
направленность. Содержание программы ориентирована на развитие личности учащегося,
формирование и развитие его творческих способностей.
Актуальность программы определяется тем, что она направлена на развитие
творческих способностей учащихся, решение актуальных задач социального и культурного
самоопределения учащихся.
5

Педагогическая целесообразность программы. Занятие по программе способствуют
развитию у детей чувства прекрасного, формированию эстетического вкуса. Повышению
сенсорной культуре, развивают навык зрительного анализа.
Категория обучающихся. Программа рассчитана на обучающихся в возрасте 5-7 лет. На
обучение принимаются все желающие без предъявления требований к уровню
предварительной подготовки.
Оптимальное количество учащихся в группе 15-20 человек. Состав группы формируется
из учащихся одного возраста.
Срок реализации программы 6 мес. Общий объем учебного времени составляет 36
часа.
Формы и режим занятий. Форма обучения очная. Характерными формами организации
учебной деятельности для данной программы являются групповая, мелкогрупповая и
индивидуальная форма обучения.
1.2. Цели задачи
Цель программы: развитие творческих способностей и духовно-нравственных качеств
личности путем приобщения учащихся традициям декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
Обучающие
- расширять знания учащихся по истории развития декоративно-прикладного творчества;
- обучить основным приѐмам работы с бумагой и природным материалом;
- обучить приемам работы с инструментами;
- формировать умение выполнять работы по образцу.
Развивающие
- развивать фантазию, образное, ассоциативное и логическое мышление, творческую
активность и самостоятельность.
- формировать потребность в творческой самореализации средствами декоративноприкладного творчества
Воспитательные
- воспитывать трудолюбие, творческую инициативу, отзывчивость на художественный
вымысел, бережное отношение к традиционной народной культуре, любовь к природе.
1.3. Планируемые результаты обучения
Знают:
 Правила техники безопасности при работе с колющим и режущим инструментом;
 Инструменты, используемые в работе;
 Сведения о материалах, с которыми работают;
 Термины по данному виду работ.
Умеют:
 осуществлять контроль за своей деятельностью в процессе работы;
 организовать рабочее место;
 выбрать рисунок в соответствии с заданной темой и подобрать соответствующий фон и
форму для панно;
 отличать натуральные материалы от их заменителей и определять, в чем заключается
это отличие.
Уровни усвоения программы
Минимальный уровень – обучающийся овладел менее чем ½ объема знаний,
умений и навыков, предусмотренных программой, как правило, в беседах избегает
употреблять специальные термины. В ходе практических работы выполняет простые
виды изделий. В процессе выполнения работы постоянно обращается за помощью к
педагогу. Очевидны ошибки на всех этапах выполнения работы. Низкая активность
6

предъявления результатов своей деятельности (участие в выставках, конкурсах только
на уровне детского образовательного объединении).
Базовый уровень – обучающийся овладел о более ½ объем знаний, умений и
навыков, предусмотренных программой.
В беседах сочетает специальную
терминологию с бытовой. Практические работы выполняет на основе образцов, с
достаточной степенью самостоятельности, с соблюдением технологической
последовательности. Изделие выполняет достаточно аккуратно, при выполнении
отдельных операций допускает небольшие погрешности. Хорошая активность
предъявления результатов своей деятельности (участие в выставках, конкурсах на
уровне детского образовательного объединении или учреждения).
Повышенный уровень - объем знаний, умений и навыков соответствует
программным требованиям. В беседах специальные термины употребляет осознанно и
в полном соответствии с их содержанием. Изделия выполняются аккуратно, с
соблюдением последовательности ведения работы, с элементами творчества. Высокая
самостоятельность при выполнении практических работ и активность в предъявлении
результатов своей творческой деятельности (участие в конкурсных и выставочных
мероприятиях муниципального и регионального уровня).
Творческий уровень - объем знаний превышает программные требования.
Практические работы выполняются самостоятельно, качественно и творчески по
собственному замыслу и фантазии. Высокая активность в предъявлении результатов
своей творческой деятельности (участие в конкурсных и выставочных мероприятия на
муниципальном, региональном, всероссийском уровнях).

1.4.УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 год
№ п/п

Наименование раздела/
темы программы

теори
я

Количество часов
практик всего
а

Раздел 1.Введение в программу
1.1.
Вводное занятие.
1
Раздел 2. Аппликация из природного материала
2.1
Подготовка природного
1
3
материала.

1

беседа, анкетирование

4

практическое задание,
педагогическое
наблюдение
практическое задание,
педагогическое
наблюдение
беседа, практическое
задание,
педагогическое
наблюдение
практическое задание,
педагогическое
наблюдение
практическое задание,
педагогическое
наблюдение

2.2.

Аппликация из
природного материала

1

3

4

2.3.

Мозаика из природного
материала (лесного) на
пластилиновой основе.

1

3

4

1

3

4

1

3

4

1

3

4

Мозаика из природного
материала (морского) на
пластилиновой основе.
2.5
Художественное
конструирование из
природного материала.
Раздел 3. Аппликация из бумаги
3.1
Графическая подготовка в
2.4.

Формы
контроля/аттестации

беседа, выполнение
7

3.2.
3.3.
3.4.

системе обучения с
бумагой и картоном для
аппликации.
Аппликация

практического
задания
1

2

3

Традиционная (резаная)
аппликация.
Итоговые занятия

1

3

4

1

3

4

Всего часов.

10

26

36

беседа, практическое
задание
практическое задание
Подведение
итогов
за
год.
Аттестация учащихся.
Задание,
рекомендации
на
время летних каникул.

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1.Введение в программу.
Тема 1.1. Вводное занятие.
Теория. Цели и задачи обучения по программе. Понятие аппликация. История
возникновения аппликации. Материалы и инструменты. Организация рабочего места. Правила
техники безопасности при работе. Правила поведения в объединении.
Практическая работа. Анкетирование, изготовление творческого паспорта. Знакомство
с творчеством мастеров декоративно прикладного искусства, с работами из фонда ДОО
«Мозаика».
Раздел 2. Аппликация из природного материала
Тема 2.1. Работа с природным материалом.
Теория. Беседа об охране природы родного края. Виды природного материала; способы
его заготовки и обработки. Знакомство с видами художественной обработки материала,
технологией изготовления работ из природного материала. Показ репродукций с
изображением природы, еѐ флоры и фауны. Правила техники безопасности.
Практическая работа. Заготовка природного материала, его обработка и подготовка к
работе. Отработка простейших приемов. Упражнения по работе с поделками из природного
материала с использованием инструмента: подбор природного материала и подготовка его к
работе, подбор дополнительного материала и подготовка его к работе, работа над созданием
изделия, закрепление поделки на основе, еѐ оформление. Творческая работа над созданием
поделки (морской, лесной пейзажи). Закрепление поделки на основе. Оформление изделия.
Выставка детских работ.
Тема 2.2.Аппликация из природного материала.
Теория. Плоскостная аппликация, сочетанием цвета и формы, этапами работы над
изделием. Показ изделий.
Практическая работа. Работа над элементами из природного материала для создания
пейзажа из трав, листьев, соцветий, осенних даров природы. Собирание в готовое изделие,
наклеивание на основе и оформление.
Тема 2.3.Мозаика из природного материала на пластилиновой основе (лесной
пейзаж).
Теория. Беседа «Магаданский заповедник». Знакомство с мозаикой из природного
материала на пластилиновой основе, сочетанием цвета и формы, этапами работы над
изделием «лесной пейзаж». Показ изделий.
Практическая работа. Работа над элементами из природного материала для создания
изделия из осенних даров природы (шишки, грибы, овощи, фрукты). Собирание в готовое
изделие, наклеивание на основе, закрепление и оформление.
Тема 2.4. Мозаика из природного материала на пластилиновой основе (морской
пейзаж).
8

Теория. Обитатели Охотского моря. Мозаика из гальки на пластилиновой основе Показ
изделий.
Практическая работа. Мозаика из гальки на пластилиновой основе Морской пейзаж».
Выбор рисунка, подбор материала и подготовка к работе. Изготовление пластилинового фона
на картоне.
Работа над созданием поделки из элементов по выполненному эскизу. Собирание в
готовое изделие, закрепление и оформление изделия.
Тема 2.5. Художественное конструирование из природного материала
Теория. Знакомство с видами
природных материалов используемых для
конструирования поделок. Показ репродукций и изделий.
Практическая работа. Работа над созданием цветов, деревьев, лесных и морских
животных, «лесной поляны», «зимней поляны» из природного материала. Творческая работа
над созданием изделия. Выставка детских работ.
Раздел 3. Аппликация из бумаги.
Тема 3.1. Графическая подготовка в системе обучения с бумагой и картоном для
аппликации.
Теория. Беседа: «Свойства и сорта бумаги используемые для изделий в технике
аппликация». Графическая разметка и ее виды: трафарет, разметка по клетчатой бумаге,
способом перевода.
Практическая работа. Складывание и сгибание бумаги и картона для изготовления
изделия из цветной бумаги и картона. Надрезание при сгибании под углом,
по
криволинейным контурам. Резка с помощью инструментов, склеивание и притирание
приклеенных деталей, наклеивание мелких бумажных деталей.
Тема 3.2. Аппликация.
Теория. История возникновения аппликации. Виды аппликации (предметная,
декоративная, сюжетная).
Практическая работа. Изготовление из бумаги плоской аппликации.
Тема 3.3. Традиционная (резаная) аппликация.
Теория. Знакомство с выполнением изделий по форме: плоская и объемная; по технике:
предметная, сюжетно-тематическая, декоративная; по способу выполнения. Инструменты и
приспособления необходимые для выполнения.
Практическая работа. Вырезанная из бумаги симметричной аппликация. Вырезание
симметрично деталей изделия определенной ширины и высоты. Создание изделия по сюжету
(открытка с изображением природы: цветов и деревья). Собирание деталей по схеме.
Наклеивание на основу и оформление.
Ознакомление с обрывной (рваной) технологией.
Тема 3.4.Геометрическая аппликация.
Теория. Знакомство с геометрическими фигурами. Показ изделий.
Практическая работа. Вырезание геометрических фигур: квадраты, круги,
прямоугольники. Создание сюжетных картинок из элементов. Собирание геометрических
фигур по схеме (панно из кругов, треугольников, квадратов). Наклеивание на основу и
оформление изделия.
Практические занятия: Участие в выставках лучших детских работ.
Раздел 6. Итоговые занятия Обзор выполненной работы. Подведение итогов за год.
Аттестация учащихся. Анкетирование детей. Совместное обсуждение выполненных работ.
Игры, викторины, конкурсы. Итоговая выставка работ и творческих паспортов учащихся.
Задание, рекомендации на время летних каникул.
Практические занятия: Выставка детских работ и обсуждение изделий.
2.1. Условия реализации программы
Продолжительность учебного года составляет 36 недель.
Начало занятий первого года обучения не поздне 15 сентября.
Окончание занятий – не позднее 31 мая.
Нерабочие и праздничные дни устанавливаются в соответствии с Постановлениями
Правительства РФ.
9

Промежуточная аттестация проводится по итогам освоения ДООП за 1-е полугодие в III
декаде декабря, за 2-е полугодие - в мае.
№

Год обучения

1

Первый

2.2. Календарный учебный график
Объем
учебных Всего
учебных Режим работы
часов
недель
72
36
2 р х 1 ч=2 ч

2.3. Формы аттестации
Программа предусматривает три вида аттестации обучающихся.
Предварительная (вводная) аттестация, проводится в целях выяснения уровня
готовности ребенка и выявления его индивидуальных особенностей. Проводится в начале
учебного года в форме первичной диагностики, беседы.
Текущая аттестация, проводится в целях оценки качества усвоения учащимися
содержания отдельных разделов образовательной программы в форме педагогического
наблюдения за выполнением практического задания.
Промежуточная аттестация, проводится в целях оценки степени и уровня усвоения
учащимися отдельной части программы или по итогам освоения полного курса обучения.
Промежуточная аттестация проводится в конце I и II полугодия. Проводится в форме В
качестве аттестации возможен зачет результатов участия выставках различного уровня.
Достижения учащихся оцениваются безотметочным способом. Оценке подлежит уровень
знаний/умений теоретической и практической подготовки, уровень общеучебных умений и
навыков, учебно-организационные умения и др.
2.4. Оценочные материалы
Критерии оценивания
Оцениваемые
Минимальный
Базовый
уровень Повышенный
параметры
уровень знаний
знаний
уровень знаний
Работа
с Требуется
Требуется
Четко и безопасно
инструментами
и постоянный контроль периодическое
работает
с
материалами, техника педагога за
напоминание о том, инструментами
и
безопасности
выполнением правил
как
работать
с материалами
по технике
инструментами
и
безопасности
материалами
Степень
Требуется постоянная Нуждается
в Самостоятельно
самостоятельности
помощь педагога при пояснении
выполняет операцию
при
работе
над работе над изделием
последовательности
по
изготовлению
изделием
работы, но после изделия
объяснения способен
к
самостоятельным
действиям
Способность
Не может изготовить
Может
изготовить Способен изготовить
изготовления изделия по образцу без
изделие по образцу изделие по образцу
по образцу
помощи педагога
при
подсказке
педагога
Формы контроля.
Достижения учащихся оцениваются без отметочным способом. Оценки подлежат
уровню владения, качеству выполнения работы, степени самостоятельности выполнения
работы, уровень творческой деятельности.
 Уметь вырезать и аккуратного наклеивания детали, собирать их в аппликацию.
 Уметь вырезать мелкие детали.
 Самостоятельно подбирать форму, цвет, фактуру для изготовления изделий;
 Определять технику выполнения аппликации по образцу.
10




Владеть приемами работы с ножницами, карандашом, клеем, картоном, (детской)
иглой.
Владеть приемами работы с фетром, лентами, декоративными элементами.
 экономно расходовать материалы;
 эстетично оформлять изделия;
 оформлять выставочные материалы;
 работать индивидуально и коллективно.
2.5. Кадровое обеспечение

Программа может быть реализована одним педагогом дополнительного образования,
имеющим высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках
укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего
профессионального образования «Образование и педагогические науки». Или к реализации
дополнительной общеразвивающей программы могут быть допущены лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям
подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных
программ, и успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два года
обучения. Прошедшим обязательный медицинский осмотр (обследование) и не имеющем
ограничений к занятию педагогической деятельностью, установленных законодательством
Российской Федерации.
2.6. Материально-техническое обеспечение

Помещения: учебный кабинет соответствующий санитарным и противопожарным нормам,
нормам охраны труда из расчета 4,5 кв. м. на 1-го обучающегося.
Мебель:
 мебель для педагога (стол и стул)
 ученическая мебель (столы и стулья)
 шкафы для хранения наглядных пособий
 демонстрационные витрины
Оборудование:
 компьютер
 видеопроектор
 уюг
Инструменты:
 клеевой пистолет 3 шт.
 ножницы для вырезок из бумаги большие 15 шт.
 ножницы для вырезок из бумаги маленькие 15 шт.
 кисти для клея
 подставка для клеевой кисти
 баночка для клея
 простой карандаш,
 коробка для обрезков
 пластилин
Материалы:
 бумага А4
 картон белый
 картон цветной
 термоклей
11

 клей карандаш
 фетр
 природный материал (растительный материал, галька, ракушки)
Методическое обеспечение программы:
 образцы поделок
 иллюстрации и репродукции материалов декоративно-прикладного искусства
 дидактический раздаточный материал по темам образовательной программы
 технологические карты изготовления поделок
 компьютерные презентации по темам программы
2.7. Методическое обеспечение программы
Для реализации программы используются разнообразные формы и методы проведения
занятий.
1. Информационный метод.
Информационный метод включает разделы «Вводное занятие. Правила ТБ.», «Инструменты»,
«Материалы». На этих занятиях дети изучают правила техники безопасности и санитарногигиенические требования, знакомятся с материалом и инструментом, узнают о свойствах
фетра, его назначении и применении. Также к этому блоку относятся познавательные беседы.
2. Технологический метод.
Технологический метод включает в себя приемы вырезания, наклеивания деталей. Различные
техники аппликации:: «Накладная», «Модульная», «Симметричная», «Объемная»,
«Сюжетная». К этому блоку относится изучение технологии использования в аппликации
способов соединения различных деталей между собой с помощью клея..
3. Проверочно- результативный метод.
Проверочно-результативный метод. Для проверки результативности реализации программы и
правильного планирования тематики занятий в завершении каждой темы предусмотрены
итоговые задания, которые проводятся в виде игры, соревнований, выставок, групповых работ
и помогают педагогу проанализировать результаты деятельности. В проверочнорезультативный блок входят также занятия по решению кроссвордов, загадок по тематике
декоративно- прикладного творчества.
2.8. Литература
Литература для педагога
1. Гусакова М.А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1987.
2. Евстратова Л.В. Цветы. – М.: Культура и традиции, 1997.
3. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: Академия
развития, 1987.
Литература для детей
1.Елкина Н.В., Тарабрина Т.И. Тысяча загадок. – Ярославль: Мысль, 1994.
2.Костерина Н.А. Учебное рисование. – М.: Просвещение, 1984.
3.Калинич М., Павловская Л., Савиных В. Рукоделие для детей. – Минск: Полымя, 1998.
Интернет-ресурсы
1. http://www pochemu4ka..ru/ Детям, родителям, педагогам.
4.http://www.mironovacplor.org
5.http://www.handhold.ru humans-color/influence/of color/
6.http://www.onenclass.ru/master classes.
7. nsportal.ru. metodicheshoe-posobie…Методическое пособие «Декоративно прикладное
искусство».
8.infourok.ru metodicheshoe-posobie…materiala-dlya…Методическое пособие аппликация.
9.infourok.ru metodicheshoe-posobie…

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».