Долина аппликаций

1

Информационная карта ДООП
Дополнительная
общеразвивающая
аппликаций»
Художественная

общеобразовательная
программа
«Долина

I

Наименование программы

II
III
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
IV.
4.1.

Направленность
Сведения об авторе составителе
ФИО
Аникина Людмила Николаевна
Год рождения
08.01.1976 г.
Образование
НПО
Место работы
МАУ ДО «ДД(Ю)Т»
Должность
Педагог дополнительного образования
Электронный адрес
Сведения о программе
Нормативная база
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273(отдельные основные
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
документы)
2.
«Стратегия развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года»
(утверждена
распоряжением
Правительства
Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р);
3.
Постановление
Главного
государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
4.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской Федерации от 27.07.22 №629 «Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам»;
5.
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(письмо
Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18 ноября 2015 года № 09-3242);
Устав и другие локальные акты МАУ ДО
«ДД(Ю)Т».
Объем и срок освоения
1 год 72 часа
программы
Форма обучения
очная
Возраст обучающихся
7 – 8 лет
Особые категории
нет
обучающихся
Вид программы
модифицированный
Наглядные
методы:
показ
иллюстраций,
Ведущие формы и виды
картинок,
наблюдение, демонстрация и т.д.
деятельности
Данные методы дают возможность более
детального изучения объектов, помогают понять
ход изготовления изделия.

4.2
4.3
4.4
4.5.
4.6.
V.

2

VI.

Формы мониторинга
результативности

VII.

Дата утв. последней
корректировки

Словесные методы в сочетании с наглядными
способствуют развитию мышления, внимания,
памяти, воображения.
Практические методы: игра, упражнения, н
игровые ситуации, моделирование, позволяют
воплотить теоретические знания на практике,
способствуют развитию навыков и умений детей
Методы поощрения: похвала, одобрение,
награждение и т.п.
Входная диагностика (опрос, наблюдение).
Промежуточная аттестация (наблюдение, опрос,
тестирование, контрольная работа, совместное
обсуждение работ, выставка). Итог (наблюдение,
опрос, тестирование,
совместное обсуждение
работ, выставка).
Программа рекомендована к реализации в 20232024 учебном году, протокол ПС № 3 от «16» мая
2023 г.

3

Содержание
Титульный лист
Информационная карта ДООП
1.Комплекс основных характеристик ДООП
1.1.
Пояснительная записка
1.2.
Цель, задачи программы
1.3.
Планируемые результаты, уровни усвоения программы
1.4.
Учебный план, содержание программы
2. Комплекс организационно-педагогических условий ДООП
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
2.8.

Условия реализации программы
Календарный учебный график
Формы аттестации
Оценочные материалы
Кадровое обеспечение
Материально-техническое обеспечение
Методическое обеспечение программы
Список литературы для педагогов и обучающихся

5
6
7
9-

15
15
15
16
16
17
17
18

4

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Долина
аппликаций» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации»;
3.
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996р);
4.
Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на
заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07 декабря 2018 г.,
протокол № 3);
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 №
114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий
осуществления
образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования, основным
программам
профессионального
обучения,
дополнительным
общеобразовательным
программам»;
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.09.2020 №
508 «Об утверждении Порядка допуска лиц, обучающихся по образовательным программам
высшего образования, к занятию педагогической деятельностью по общеобразовательным
программам»;
9.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»;
10.
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18 ноября 2015 года № 09-3242);
11.
Устав и другие локальные акты МАУ ДО «ДД(Ю)
Декоративно – прикладное творчество в настоящее время становится всѐ более
популярным и востребованным. Одним из самых интересных вариантов для детей
младшего школьного возраста является аппликация из фетра. Привлекательность таких
аппликаций в том, что фетр — прекрасный материал, который во многом превосходит
обычную ткань. Из него получаются не только мягкие, приятные на ощупь картины и
фигурки: фетр можно расшить на свой вкус, он легко поддается вырезанию, и края
материала не придется дополнительно подравнивать, ведь фетр прекрасно сохраняет
форму, которую придали ему ножницы. Главная особенность фетра - это то, что к
аппликации можно приклеить или пришить ленты, бусины, ткань, пуговицы, что делает
5

аппликацию более живой и интересной.
Педагогическая целесообразность
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического
воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью, а в
частности аппликация влияет на всестороннее развитие и воспитание дошкольника.
Умственное воспитание - постепенно расширяется запас знаний на основе представлений
о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего
мира, различных
величинах,
многообразии оттенков
цветов. Формируются
мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развивается речь детей,
обогащается словарный запас.
Сенсорное воспитание - непосредственное, чувствительное знакомство с
предметами и явлениями, с их свойствами и качествами.
Нравственное воспитание - аппликация должна быть использована для воспитания у детей
любви ко всему лучшему. Воспитываются нравственно - волевые качества: доводить начатое до
конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу и т.п.
Трудовое воспитание здесь сочетаются
умственная
и
физическая
активность. Умение вырезать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем
требуется известной затраты физических
сил, трудовых навыков. Формированию
трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них.
Эстетическое воспитание - чувство цвета. Чувство ритма возникает, когда в первую
очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение
его
частей. Чувство
пропорции
- конструктивной
цельности
вырабатывается
при восприятии разнообразных построек. Постепенно у детей развивается художественный
вкус.
В основе аппликации лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в
определенном порядке. Детали закрепляют на основе с помощью клея и ниток. В настоящее
время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды
фетра, ткани, нитки, ленты, бусины, пуговицы и т.д. Сюжетами для нее были птицы, животные,
люди, красивые растения и цветы.
Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет
возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное
мышление, творческие способности.
Актуальность – Обучение по данной программе является своеобразной подготовкой
дошкольников к дальнейшему обучению в объединениях декоративно-прикладного профиля,
ведет к развитию творческих способностей и навыков. С помощью аппликации дети развивают
умственную и физическую активность, чувство пропорции, глазомер, мелкую моторику
пальцев.
Новизна и отличительные особенности. Анализ образовательных программ, по данному виду
деятельности позволил выделить особенности, отличающие ее от других программ в том, что
предлагает работу с различными материалами: фетр, разнообразные ткани, ленты, нитки,
Учитывается широкое применения современных материалов. Предполагает различную отделку
работы бусами, стразами, пуговицами и т.п.
Организация процесса обучения.
В результате обучения дети приобретают основные знания, умения и навыки
декоративно прикладного искусства, осваивают различные техники аппликации, строго
соблюдая безопасность работы. В процессе работы дети постоянно совмещают и объединяют в
одно целое все элементы аппликации: материал, и цветовое решение, технику изготовления, и
др.
Возраст обучающихся: Программа рассчитана на 1 год обучения, ориентирована на
детей 7 – 8 лет.
Набор обучающихся: На обучение принимаются все желающие. Количество учащихся
в группе 10 – 15 человек.
6

Срок реализации образовательной программы составляет 1 год. Общий объем
учебного времени – 72 часа.
Формы и режим занятий.
Характерными формами организации учебной деятельности для детей данной программы
является коллективная, групповая, индивидуальная. Формы занятий определяются местом и
временем занятия, его целями, спецификой выполняемых работ. Продолжительность учебных
занятий определена уставом учреждения, исчисляется в астрономических часах и составляет 40
минут. Рекомендуемый режим занятий: 2 раза по 1 часу в неделю.
1.2. Цели и задачи
Цель обучения – формирование у детей необходимых в жизни элементарных приемов ручной
работы с различными материалами и инструментами, знакомство с основными техниками
аппликации.
Задачи:
Обучающие:
 Познакомить с основными техниками аппликации.
 Научить приемам вырезывания и аккуратного наклеивания.
 Научить вырезать мелкие детали.
 Научить пользоваться (детской) иглой.
 Обучить основным принципам и технологиям работы с фетром.
 Формировать умение составлять аппликацию из фетра согласно образцу,
 Формировать умение красиво подбирать цвета, правильно передавать соотношения по
величине.
 Научить делать нужные и полезные вещи своими руками.
 Научить владеть различными инструментами и приспособлениями при изготовлении
аппликации из фетра.
Развивающие:
 Развивать творческие и художественные способности.
 Развивать мелкую моторику пальцев и координацию движения рук.
 Развивать образное мышление и умение выразить свой замысел на плоскости с помощью
эскиза, шаблона.
 Содействовать формированию познавательной активности, воображения.
 Содействовать развитию устойчивого интереса к данному виду творчества.
 Способствовать развитию художественного вкуса учащихся.
 Формировать у детей стремление творить своими руками.
 Формировать у детей навыки самостоятельной работы.
Воспитательные:
 Воспитывать эстетическую и нравственную культуру.
 Сформировать умения самостоятельно решать цветовые, образные и технические задачи в
процессе изготовления аппликаций - выбор материала, выбор цвета и формы, способ
обработки, и т.д.
 содействовать формированию чувства ответственности, коллективизма.
 стимулировать желание аккуратно и качественно выполнять изделия.
1.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся
на каждой ступени расширять круг задач на основе использования полученной в ходе обучения
информации, коммуникативных навыков, социализации в общественной жизни.
Предполагается, что в результате освоения данной общеразвивающей программы
учащиеся:
 познакомятся со свойствами и возможностями фетра как материала для
художественного творчества;
7



познакомятся с основными видами работ, различными способами : складывание,
вырезание, аппликация из цветных полосок, объемная аппликация, основные законы
композиции, конструирование и моделирования из фетра так и из бумаги;
 научатся эргономичной организации своего рабочего пространства;
 научатся работать необходимыми для определенного технологического процесса
инструментами и приспособлениями;
 научатся последовательно вести работу (замысел, выбор материала и способов
изготовления, готовое изделие)
Общие навыки:
познавательные: учащиеся с помощью умений и навыков будут уметь:
 анализировать информацию, делать выводы из полученных анализов
 классифицировать понятия, факты по заданным основаниям;
 самостоятельно устанавливать алгоритм работы;
регулятивные: учащиеся с помощью умений и навыков будут уметь:
 выбирать средства достижения целей, выдвигать версии;
 работать по плану, соответствуя цели;
 оценивать степень собственной успешности;
коммуникативные: учащиеся будут уметь:
 работать в паре, в группе в разных ролях (лидера, исполнителя, критика);
 излагать свое мнение, аргументируя его;
личностные: учащиеся с помощью умений и навыков будут уметь:
 пользоваться правилами поведения, общими для всех людей.
 черты характера: аккуратность, усидчивость, коллективизм, чувства взаимопомощи,
доброжелательного отношения к окружающим;
 личностные качества: сопереживание и уважение к другим людям.
Уровни усвоения программы
Минимальный уровень – обучающийся овладел менее чем ½ объема знаний, умений и
навыков, предусмотренных программой, как правило, в беседах избегает употреблять
специальные термины. В ходе практических работы выполняет простые виды изделий. В
процессе выполнения работы постоянно обращается за помощью к педагогу. Очевидны
ошибки на всех этапах выполнения работы. Низкая активность предъявления результатов
своей деятельности (участие в выставках, конкурсах только на уровне детского
образовательного объединении).
Базовый уровень – обучающийся овладел о более ½ объем знаний, умений и навыков,
предусмотренных программой. В беседах сочетает специальную терминологию с бытовой.
Практические работы выполняет на основе образцов, с достаточной степенью
самостоятельности, с соблюдением технологической последовательности. Изделие выполняет
достаточно аккуратно, при выполнении отдельных операций допускает небольшие
погрешности. Хорошая активность предъявления результатов своей деятельности (участие в
выставках, конкурсах на уровне детского образовательного объединении или учреждения).
Повышенный уровень - объем знаний, умений и навыков соответствует программным
требованиям. В беседах
специальные термины употребляет осознанно и в полном
соответствии с их содержанием. Изделия выполняются аккуратно, с соблюдением
последовательности ведения работы, с элементами творчества. Высокая самостоятельность при
выполнении практических работ и активность в предъявлении результатов своей творческой
деятельности (участие в конкурсных и выставочных мероприятиях муниципального и
регионального уровня).
8

Творческий уровень - объем знаний превышает программные требования. Практические
работы выполняются самостоятельно, качественно и творчески по собственному замыслу и
фантазии. Высокая активность в предъявлении результатов своей творческой деятельности
(участие в конкурсных и выставочных мероприятия на муниципальном, региональном,
всероссийском уровнях).
1.4. УЧЕБНЫЙ - ПЛАН
№
1.

2.
3.

Темы занятий

Кол-во
Теория Практика
часов

Вводное занятие. Правила ТБ.

Инструменты.
Материалы.

Беседа
2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

Формы
контроля

Беседа,
опрос
Беседа, опрос

Накладная аппликация.
4.
Аппликация «Гусеница».
5.

2

1

1

Беседа, практическая
работа, оценка работ
Практическая работа,
наблюдение, самооценка

Аппликация «Мухомор».
6.
7.

Аппликация «Чебурашка»

8. Аппликация «Медальон Ёжик».
9. Игра «Сделай сам!».
Модульная аппликация (
10.
мозаика).
11. Аппликация «Лучший друг».
Аппликация «Автомобиль».
12.
Аппликация «Домик».
13.
14. Игра «Это мы умеем!».
15.
16.
17.
18.

Симметричная аппликация.
Аппликация «Новогодняя
елка».
Аппликация «Снеговик».
Аппликация «Ракета».

2

1

1

2

1

1

2
2

1
1

1
1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

19. Игра «Угадай что получится?».

20. Объемная аппликация из

Беседа, самооценка
Беседа, выставка
Наблюдение

Беседа, практическая работа
Практическая работа,
самооценка
Практическая работа,
наблюдение
Наблюдение

Практическая работа,
выставка
Практическая работа,
выставка
Практическая работа,
выставка
Наблюдение

9

21.

фетровых полосок.
Аппликация «Петушок».

Аппликация «Цветок на
стебле».
23. Групповая работа «Ананас».
22.

Групповая работа «Любимому
воспитателю».
25. Сюжетная аппликация.
Аппликация «Лошадка на
26.
прогулке».
Аппликация «Аквариум».
27.
24.

Аппликация «Птички на
дереве». Групповая работа.
29. Выставка.
30. Итоговое занятие.
Итого:
28.

72

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

6

2

4

6

2

4

6

2

4

2
2

1
1

1
1

33

Беседа, практическая
работа, осамооценка
Практическая работа,
самооценка
Практическая работа,
самооценка
Практическая работа,
выставка
Беседа, практическая
работа, выставка
Практическая работа,
самооценка
Практическая работа,
самооценка
Выставка

39

СОДЕРЖАНИЕ
1.Вводное занятие. Правила ТБ:
Теория. Знакомство с группой детей и родителей. Техника безопасности во время занятий.
Краткое знакомство с материалами и инструментами. Краткое знакомство с техникой
аппликация.
Практическая работа. Начинаем учиться правильно пользоваться ножницами и карандашом.
Обводим шаблоны (круг, овал), вырезаем. ТБ при работе с ножницами.
2. Инструменты.
Теория. Продолжаем учиться правильно пользоваться ножницами и карандашом. Учимся
правильно пользоваться клеем. Узнаем, как можно приклеить шаблоны.
Практическая работа. Слушаем историю возникновения фетра «Медвежонок Тедди».
Работаем с карандашом и ножницами, обводим шаблоны, вырезаем заготовки из фетра.
Начинаем работать с клеем, клеем заготовки.
3. Материалы.
Теория. Для детей сделаны подборки разнообразного фетра. Внимательно рассматривают,
гладят пальцами, рассказывают, что они видят, что ощущают, чем отличается фетр (ферт
жесткий, мягкий, разный по толщине от 1мм. до 3мм.). Знакомимся с попутными материалами
атласная лента, бусины, пуговицы, (детская) игла, нитки.
Практическая работа. Работаем с карандашом и ножницами, обводим шаблоны, вырезаем
заготовки из фетра. Продолжаем работать с клеем, клеем заготовки.
4.Накладная аппликация
Теория. Знакомимся с техникой накладной аппликации, узнаем, как получить многоцветное
изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладываем и наклеиваем
детали слоями, так чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.
10

Смотрим готовые работы. Просмотр материалов; карандаш, фломастер, картон (основа) фетр,
клей.
Практическая работа. Осваиваем технику создания многослойных изображений. Учимся
приклеивать детали друг на друга в убывающем порядке. Знакомимся с цветовым кругом.
Учимся подбирать красивые цветосочетания.
5.Аппликация «Гусеница».
Теория. Смотрим картинки гусениц из мультфильма «Лунтик». Смотрим готовые работы.
Подбираем материал; фетр, ножницы, клей, карандаш.
Практическая работа. С помощью шаблонов обводим и вырезаем детали аппликации. Учимся
дополнять работу мелкими деталями, приклеиваем заготовки мелких деталей (глазки, ротик,
рожки). Оформляем аппликацию «Гусеницу».
6.Аппликация «Мухомор».
Теория. Слушаем рассказ о ядовитых грибах в стихотворной форме. Смотрим картинки грибмухомор. Подбираем материал; фетр, ножницы, клей, карандаш.
Практическая работа. С помощью шаблонов обводим и вырезаем детали аппликации. Учимся
аккуратно вырезать и наклеивать. Учимся дополнять работу мелкими деталями, приклеиваем
заготовки мелких деталей (пятнышки). Оформляем аппликацию «Мухомор».
7.Аппликация «Чебурашка».
Теория. Поем песню из мультфильма «Чебурашка». Смотрим готовые работы. Подбираем
материал; фетр, ножницы, клей, карандаш.
Практическая работа. С помощью шаблонов обводим и вырезаем детали аппликации.
Упражняемся в аккуратном вырезании и наклеивании. Приклеиваем заготовки мелких деталей
(глазки, рот, носик). Знакомимся с понятием полукруг, разрезаем круг пополам, делаем ручки и
ножки для Чебурашки. Оформляем аппликацию «Чебурашка».
8.Аппликация «Медальон Ёжик».
Теория. Разгадываем загадки про ѐжика. Смотрим готовые работы. Подбираем материал; фетр,
ножницы, клей, карандаш, знакомимся с новым материалом (атласная лента).
Практическая работа. Учимся комбинировать разные материалы (фетр + атласная лента).
При помощи шаблонов создаем накладную аппликацию «Ёжик». Прикрепляем к ѐжику
ленточку, чтобы получить медальон. Закрепляем приемы аккуратного приклеивания и
вырезания.
9. Игра «Сделай сам!».
Теория. Закрепляем технику накладной аппликации. Смотрим готовые работы, внимательно
изучаем форму, цвет, размер, последовательность наклеивания. Учимся правильно составлять
изображения, находить место тому или иному шаблону в общей работе.
Практическая работа. Детям предложены перемешанные шаблоны героев мультфильма
«Смешарики». Выбираем нужный по размеру и цвету шаблон. Собираем своего героя в технике
накладная аппликация.
10.Модульная аппликация (мозаика).
Теория. Знакомимся с техникой модульной аппликации. Узнаем, как правильно расположить
множество одинаковых фигур на аппликации. Смотрим готовые работы. Просмотр материалов;
карандаш, фломастер, картон (основа) фетр, клей.
Практическая работа. Учимся нарезать мелкие детали разной формы, создавать красочное
изображение мозаикой, аккуратно наклеивать близко друг к другу. Учимся подбирать красивые
цветосочетания.
11

11. Аппликация «Лучший друг».
Теория. Читаем стихи «Домашние зверята». Смотрим готовые работы. Подбираем материал;
карандаш, фломастер, картон (основа), фетр, клей.
Практическая работа. Делаем модульную аппликацию «Лучший друг». Упражняемся в
аккуратном вырезании и наклеивании. Учимся нарезать мелкие детали, приклеивать, оформлять
в аппликацию. Учимся подбирать красивые цветосочетания.

12. Аппликация «Автомобиль».
Теория. Повторяем правила дорожного движения в стихотворной форме. Смотрим готовые
работы. Подбираем материал; карандаш, фломастер, картон (основа), фетр, клей.
Практическая работа. Делаем модульную аппликацию «Автомобиль». Нарезаем мелкие
детали, приклеиваем, оформляем в аппликацию. Учимся подбирать красивые цветосочетания.

13. Аппликация «Домик».
Теория. Беседа на тему «Домашний этикет». Смотрим готовые работы. Подбираем материал;
карандаш, фломастер, картон (основа), фетр, клей.
Практическая работа. Делаем модульную аппликацию «Домик». Нарезаем мелкие детали,
приклеиваем, оформляем в аппликацию. Учимся подбирать красивые цветосочетания.

14. Игра «Это мы умеем!».
Теория. Закрепляем технику модульной аппликации. Смотрим готовые работы, внимательно
изучаем форму, цвет, размер, последовательность наклеивания. Учимся самостоятельно
составлять изображения из мелких деталей, оформлять в общую работу. Подбираем материал;
карандаш, фломастер, картон (основа), фетр, клей.
Практическая работа. Для детей приготовлены заготовки (картинка) модульной аппликации.
Самостоятельно выбирают нужный по размеру и цвету фетр, аккуратно нарезают его,
приклеивают, собирают свою модульную аппликацию.
15. Симметричная аппликация.
Теория. Знакомимся с техникой симметричной аппликации, узнаем, как правильно сложить и
вырезать фетр для получения целого изображения. Знакомимся с новым материалом и
инструментом (пуговицы, детская игла, нитки) Смотрим готовые работы. Подбираем
материалов; карандаш, фломастер, фетр, клей, лента, пуговицы, детская игла, нитки, картон.
Практическая работа. Учимся работать с симметричной аппликацией, точно вырезать форму
двойных силуэтов. Вырезаем круг, овал, листок, ажурный листок. Учимся работать с детской
иглой и нитками, пришиваем пуговицу на специально подготовленные заготовки фетра с
отверстиями для пришивания.
16. Аппликация «Новогодняя елка».
Теория. Беседа о новогодних праздниках. Смотрим новогодние картинки. Подбираем материал;
фетр, ножницы, клей, лента, пуговицы, детская игла, нитки.
Практическая работа. Делаем симметричную аппликацию «Новогодняя елка». При помощи
заготовки для симметричной аппликации вырезаем изображение елки. Учимся работать с
детской иглой и нитками. Украшаем елку пуговицами и лентами. Оформляем аппликацию.
17. Аппликация «Снеговик».
12

Теория. Беседуем о новогодних праздниках. Смотрим новогодние картинки. Подбираем
материал; фетр, ножницы, клей, лента, пуговицы.
Практическая работа. Делаем симметричную аппликацию «Снеговик». При помощи
заготовки для симметричной аппликации вырезаем изображение снеговика, украшаем
снеговика пуговицами, при помощи шаблона вырезам ему шапку, самостоятельно рисуем и
вырезаем шарфик. Оформляем аппликацию.
18. Аппликация «Ракета».
Теория. Познавательная беседа о космосе. Смотрим готовые работы. Подбираем материал;
фетр, ножницы, клей.
Практическая работа. Делаем симметричную аппликацию «Ракета». При помощи заготовки
для симметричной аппликации вырезаем изображение ракеты, самостоятельно рисуем и
вырезаем окошки круглой формы. Оформляем аппликацию.
19. Игра «Угадай что получится?».
Теория. Закрепляем технику симметричной аппликации. Учимся самостоятельно составлять
изображения из симметричных деталей, оформлять в общую работу.
Практическая работа. Для детей приготовлены заготовки симметричных изображений.
Самостоятельно выбирают разные заготовки, вырезают, оформляют аппликацию.
20. Объемная аппликация из фетровых полосок.
Теория. Знакомимся с техникой объемной аппликации из полосок. Узнаем, что этот способ
позволяет получить не только плоскую, но и объемную аппликацию. Знакомимся с линейкой,
узнаем, как при помощи линейки чертить и нарезать тонкие и широкие полоски. Смотрим
готовые работы. Просмотр материалов; карандаш, фломастер, фетр, клей, картон, ножницы,
лента, пуговицы, нитки, детские (иглы), деревянные палочки, линейка.
Практическая работа. Учимся чертить ровные линии с помощью линейки. Учимся работать с
аппликацией из полосок, ровно нарезать полоски разной длины и ширины, частично
приклеивать.
21. Аппликация «Петушок».
Теория. Вспоминаем сказочных героев петушков. Смотрим готовые работы. Подбираем
материал; фетр, ножницы, клей.
Практическая работа. Подбираем красивые цветосочетания. Учимся ровно нарезать полоски
определенной длины и ширины с помощью линейки. При помощи шаблона делаем туловище
петушка, самостоятельно рисуем и вырезаем мелкие детали (глазки, носик). Учимся частично
приклеивать деталь. Оформляем аппликацию.
22. Аппликация «Цветок на стебле».
Теория. Слушаем сказку «Цветик-семицветик». Смотрим готовые работы. Подбираем
материал; фетр, ножницы, клей, карандаш, линейка, знакомимся с новым материалом
(палочки).
Практическая работа. Подбираем красивые цветосочетания. Учимся ровно нарезать полоски
определенной длины и ширины с помощью линейки. Самостоятельно рисуем и вырезаем
серединку цветка. Учимся частично приклеивать деталь. Оформляем аппликацию, приклеиваем
готовый цветок на палочку.
23. Аппликация «Ананас».
Теория. Беседа о фруктах и ягодах. Смотрим готовые работы. Подбираем материал; фетр,
ножницы, карандаш, линейка, клей, картон (основа).
13

Практическая работа. Учимся ровно нарезать полоски определенной длины и ширины с
помощью линейки. Учимся частично приклеивать деталь. Оформляем аппликацию.
24. Групповая работа «Любимому учителю».
Теория. Беседуем о празднике «8 марта!». Учимся выполнять совместные действия, принимать
групповые решения, договариваться и помогать друг другу. Учимся располагать объекты в
пространстве слева, справа, в правом, левом верхнем углу и т.д. Смотрим готовые работы.
Подбираем материал; фетр, ножницы, карандаш, клей, ватман.
Практическая работа. Закрепляем технику объемной аппликации из фетровых полосок.
Нарезаем полоски определенной длины и ширины с помощью линейки. Делаем аппликацию
цветы, самостоятельно рисуем и вырезаем листья в технике симметричной аппликации. Учимся
правильно располагать цветы на большом ватмане в виде цифры восемь. Оформляем
групповую аппликацию «Любимому воспитателю».
25. Сюжетная аппликация.
Теория. Знакомимся с сюжетной аппликации. Учимся делать аппликация из разных элементов,
связанных между собой, так чтобы готовая работа демонстрировала какое-либо событие.
Повторяем все техники аппликации. Смотрим готовые работы. Просмотр материалов;
карандаш, фломастер, фетр, клей, ленты, пуговицы, картон.
Практическая работа. В разных техниках аппликации рисуем, вырезаем и клеем элементы и
заготовки. Подбираем красивые цветосочетания.
26. Групповая работа. Аппликация «Лошадка на прогулке».
Теория. Учимся выполнять совместные действия, принимать групповые решения,
договариваться и помогать друг другу. Делимся на команды и выбираем свое задание в одной
из предложенных техник аппликации. Беседа на тему «Домашнее животное лошадь».
Вспоминаем технику накладной, модульной, симметричной, объемной аппликации. Смотрим
готовые работы. Просмотр материалов; карандаш, фломастер, фетр, клей, картон.
Практическая работа. С помощью шаблонов обводим и вырезаем детали для накладной
аппликации «куст с ягодой». На картоне делаем модульную аппликацию «Травка». В технике
симметричной аппликации делаем «Облако». В технике объемной аппликации из полосок
делаем «Солнце». Оформляем сюжетную аппликацию «Лошадка на прогулке».
27. Групповая работа. Аппликация «Аквариум».
Теория. Учимся выполнять совместные действия, принимать групповые решения,
договариваться и помогать друг другу. Делимся на команды и выбираем свое задание в одной
из предложенных техник аппликации. Просмотр картинок с рыбками. Вспоминаем технику
накладной, модульной, симметричной и объемной аппликации. Смотрим готовые работы.
Просмотр материалов; карандаш, фломастер, фетр, клей, картон.
Практическая работа. С помощью шаблонов обводим и вырезаем детали для накладной
аппликации «Рыбка». На картоне делаем модульную аппликацию «Камни». В технике
симметричной аппликации делаем «Морская звезда». В технике объемной аппликации из
полосок делаем «Водоросли». Оформляем сюжетную аппликацию «Аквариум».
28. Групповая работа. Аппликация «Птички на дереве».
Теория. Учимся выполнять совместные действия, принимать групповые решения,
договариваться и помогать друг другу. Делимся на команды и выбираем свое задание в одной
из предложенных техник аппликации. Беседа на тему «Птички поют». Вспоминаем технику
накладной, модульной и объемной аппликации. Смотрим готовые работы. Просмотр
материалов; карандаш, фломастер, фетр, клей, ватман.
14

Практическая работа. С помощью шаблонов обводим и вырезаем детали для накладной
аппликации «птички». На картоне делаем групповую модульную аппликацию «дерево». В
технике объемной аппликации из полосок делаем групповую аппликацию «Ромашка», «Трава».
Оформляем сюжетную аппликацию «Птички на дере».
29. Выставка.
Теория. Обсуждение и отбор лучших детских работ на городские и областные выставки
художественно - прикладного творчества.
Практическая работа. Выполнение изделий и участие в выставках лучших детских работ.
30. Итоговое занятие.
Теория. Обзор выполненной работы. Итоги деятельности кружка за год – «Чему мы
научились», «Что нового узнали». Награждение отличившихся детей в течение года.
Практическая работа. Оформление итоговой выставки детских работ.
2.1. Условия реализации программы.
Продолжительность учебного года составляет 36 недель.
Начало занятий первого года обучения не поздне 15 сентября.
Окончание занятий – не позднее 31 мая.
Нерабочие и праздничные дни устанавливаются в соответствии с Постановлениями
Правительства РФ.
Промежуточная аттестация проводится по итогам освоения ДООП за 1-е полугодие в III декаде
декабря, за 2-е полугодие - в мае.

№
1

2.2. Календарный учебный график
Объем
учебВсего учебных
Года обучения
ных часов
недель
Первый
72
36

Режим
работы
2 р.х1 ч.=2 ч

2.3. Форма аттестации
Программа предусматривает следующие виды аттестации обучающихся:
- входная (предварительная) аттестация проводится в целях выяснения уровня
готовности ребенка и выявления его индивидуальных особенностей (интересов, первичных
умений и навыков, мотивации для занятий и т.д.). Проводится в начале учебного года в форме
наблюдения и беседы;
- текущая аттестация проводится в целях оценки качества усвоения обучающимися
содержания отдельных разделов образовательной программы и проводится по окончанию
раздела в форме наблюдения, практической работы, игры, соревнования, выставки, самооценки
детей;
- промежуточная аттестация проводится в целях оценки степени и уровня усвоения
обучающимися образовательной программы в целом и проводится за 1-е полугодие в III декаде
декабря, за 2-е полугодие - в мае в форме беседы, самостоятельной работы, выставки.
Формой подведения итогов работы по реализации данной программы являются:
• диагностирование детей по выявлению уровня сформированности общих и
специализированных умений и навыков в форме опроса, игры, викторины конкурса;
• организация практической деятельности с учѐтом программного содержания каждого года
обучения и индивидуальных особенностей детей;
• викторины, кроссворды по темам. После каждого занятия проводится выставка работ детей с
обсуждением готовых изделий. В конце года организуется выставка творческих работ
учащихся.

15

формы начальной
диагностики

2.4. Оценочные материалы
формы промежуточной
аттестации

собеседование, наблюдение

Контрольные задания

Оцениваемые
параметры

Критерии оценивания
Базовый
Минимальный
знаний
уровень знаний

формы итоговой аттестации
результатов
образовательной
деятельности
Диагностика, анкетирование
уровень Повышенный
уровень знаний

Работа
с Требуется
инструментами
и постоянный контроль
материалами, техника педагога за
безопасности
выполнением правил
по технике
безопасности

Требуется
Четко и безопасно
периодическое
работает
с
напоминание о том, инструментами
и
как
работать
с материалами
инструментами
и
материалами

Степень
Требуется постоянная
самостоятельности
помощь педагога при
при
работе
над работе над изделием
изделием

Нуждается
в
пояснении
последовательности
работы, но после
объяснения способен
к
самостоятельным
действиям
Может
изготовить
изделие по образцу
при
подсказке
педагога

Способность
Не может изготовить
изготовления изделия по образцу без
по образцу
помощи педагога

Самостоятельно
выполняет операцию
по
изготовлению
изделия

Способен изготовить
изделие по образцу

Формы контроля.
Достижения учащихся оцениваются без отметочным способом. Оценки подлежат
уровню владения, качеству выполнения работы, степени самостоятельности выполнения
работы, уровень творческой деятельности.
 Уметь вырезать и аккуратного наклеивания детали, собирать их в аппликацию.
 Уметь вырезать мелкие детали.
 Самостоятельно подбирать форму, цвет, фактуру для изготовления изделий;
 Определять технику выполнения аппликации по образцу.
 Владеть приемами работы с ножницами, карандашом, клеем, картоном, (детской) иглой.
 Владеть приемами работы с фетром, лентами, декоративными элементами.
 экономно расходовать материалы;
 эстетично оформлять изделия;
 оформлять выставочные материалы;
 работать индивидуально и коллективно.
2.5. Кадровое обеспечении
Требования к образованию: высшее образование или среднее профессиональное
образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и
специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические
науки» или высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного
направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального
16

образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам,
реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при
необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по
направлению подготовки «Образование и педагогические науки».
2.6. Материально-техническое обеспечение
Наглядные пособия:
- фетр разного размера и плотности
- готовые работы и образцы
- цветовой круг
Дидактические материалы:
-сказки
-стихи
- загадки
- шаблоны для изготовления аппликации
- распечатки фигур для аппликации
Список инструментов и материалов необходимых для занятий в объединении:
- фетр
- ножницы
- клей
- детская (игла)
- нитки

- пуговицы
- атласная лента
- цветная бумага
- цветной картон
- ватман

- карандаш
- шаблоны из фетра
- фломастеры - шаблоны из картона
- линейка
- дырокол
- клей ПВА

2.7. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Для реализации программы используются разнообразные формы и методы проведения занятий.
1. Информационный метод.
Информационный метод включает разделы «Вводное занятие. Правила ТБ.», «Инструменты»,
«Материалы». На этих занятиях дети изучают правила техники безопасности и санитарногигиенические требования, знакомятся с материалом и инструментом, узнают о свойствах
фетра, его назначении и применении. Также к этому блоку относятся познавательные беседы,
например, - Беседа на тему домашний этикет; - Беседа о Новогодних праздниках; Познавательная беседа о космосе и т.д.
2. Технологический метод.
Технологический метод включает в себя приемы вырезания, наклеивания и пришивания фетра.
Различные техники аппликации из фетра: «Накладная», «Модульная», «Симметричная»,
«Объемная», «Сюжетная». К этому блоку относится изучение технологии использования в
аппликации пуговиц, атласных лент, бусин, детских игл и т.д., а также множество способов
соединения различных деталей между собой с помощью клея и ниток.
3. Организационно- воспитательный.
Организационно-воспитательный метод представлен в программе двумя разделами
«Подготовка к праздникам», «Игры, выставки, соревнования». Эти занятия проводятся
соответственно тематике праздников. Занятие предусматривает изготовление аппликации,
связанной с тем или иным праздником, а также посещением выставок, участием в конкурсах,
викторинах, соревнованиях. Это дает возможность детям развития чувства цвета и композиции,
образного мышления и видения, вызывает интерес к декоративно – прикладному искусству.
4. Проверочно- результативный метод.
Проверочно-результативный метод. Для проверки результативности реализации программы и
правильного планирования тематики занятий в завершении каждой темы предусмотрены
итоговые задания, которые проводятся в виде игры, соревнований, выставок, групповых работ
и помогают педагогу проанализировать результаты деятельности. В проверочнорезультативный блок входят также занятия по решению кроссвордов, загадок по тематике
декоративно- прикладного творчества.
17

2.8. Литература
Литература для педагога
1.Выгодский Л.С. – «Воображение и творчество в детском возрасте». – изд. «Просвещение»,
1999.
2.Геронимус Т.М. –Технология « Маленький мастер- учеб. Для 4 класса», изд. ООО «АСТПРЕСС ШКОЛА» 160 с., 2008г.
3.Зайцева А.А., Моисеева Е.А. - «Мягкие игрушки» = серия «Азбука рукоделия» = изд. ООО
«Эксмо», 64 стр. 2013г
4.Зайцев В.Б. – Серия детское творчество «Аппликация»= изд. «РИПОЛ классик», 16 стр.,
2011г.
5.Лыкова . И.А. - «Изобразительная деятельность в детском саду» - «Карапуз» 2010 г
6.Макурова Т. - «Мягкая игрушка для малышей своими руками» - изд. ООО «Питер», 64 стр.,
2013г.
7.Небатова З.Л, Кононович Т.П. Мягкая игрушка: игрушки-сувениры – М. изд. ООО «ЭКСМОПресс», 160стр.2001г
8.Токарева Е.В. – «Мои цветы» = изд. ООО «Эксмо», 272 стр., 2012г.
9.Щеблыкин И.К, В.И.Романина, И.И. Кагакова. - «Аппликационные работы»- Москва
«Просвещение» 190стр., 1990г.
Литература для обучающихся
1.«Песенки и стихи для малышей»- ООО «Издательство= АСТ», 51стр., 2011г
2.Серия книг- «Узнай про всѐ вокруг» - изд. ООО «Сима ленд», 2006 г.
3.Спицына А.С. - «Удивительные поделки из бумаги» изд. ООО «Рипол классик». Москва.
2012

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».