Глиняная игрушка

1

2

Информационная карта ДООП
I.

Наименование
программы

Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Глиняная игрушка»

II.

Направленность

Художественная

III.

Сведения об авторе составителе

3.1.

ФИО

Садовникова Анна Викторовна

3.2.

Год рождения

15.04.1983 года

3.3.

Образование

ВПО

3.4.

Место работы

МАУ ДО «ДД(Ю)Т»

3.5.

Должность

Педагог дополнительного образования

3.6.

Электронный
адрес

IV.

Сведения о программе

4.1.

Нормативная база
(отдельные
основные
документы)

1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
2.
«Стратегия развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года» (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 № 996-р);
3.
Постановление
Главного
государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
4.
Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
5.
Методические
рекомендации
по
проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 093242);

3

6.
Устав и другие локальные акты МАУ ДО
«ДД(Ю)Т».
срок 2 года 288 часов

4.2.

Объем и
освоения
программы

4.3.

Форма обучения

Очная

4.4.

Возраст
обучающихся

6-12 лет

4.5.

Особые категории нет
обучающихся

4.6.

Вид программы

V.

методы:
демонстрация
(показ),
Ведущие формы и Наглядные
наблюдение.
виды
Словесные методы: беседа; объяснение, диалог,
деятельности
консультация.
Практические методы: составление композиции
поделок, метод проблемного обучения, игровые
методы,
активные
формы
познавательной
деятельности (викторины, выставки, творческие
конкурсы).
Методы поощрения: похвала, одобрение, награждение
и т.п.
Входная
аттестация
(наблюдение,
беседа
и
Формы
анкетирование) для выявления индивидуальных
мониторинга
результативности особенностей ребенка (интересов, первичных умений
и навыков, мотивации).
Текущая аттестация (беседа, анализ выполнения
практических заданий).
Промежуточная
аттестация
по
полугодиям
(тестирование, творческое задание, выставка).
Программа рекомендована к реализации в 2023-2024
Дата
учебном году, протокол ПС № 3 от «16» мая 2023 г.
утверждения
последней
корректировки

VI.

VII.

модифицированная

4

Содержание

I.

Титульный лист

1

Информационная карта ДООП

2

Комплекс основных характеристик ДООП
1.1.Пояснительная записка ……………………………………………….. 5
1.2. Цель, задачи программы ………………………………………........... 10
1.3.Планируемые результаты. Уровни усвоения программы…………... 11
1.4.Учебный план, содержание ………………………..…………………. 13

II. Комплекс организационно-педагогических условий ДООП
2.1. Условия реализации программы ………………….…………………. 20
2.2. Календарный учебный график ………………………………….…… 21
2.3. Формы аттестации ………………………………………………….… 21
2.4. Оценочные материалы ………………………………………….……. 21
2.5. Кадровое обеспечение …………………………………………..……. 22
2.6. Материально-техническое обеспечение ……………………..……… 23
2.7. Методическое обеспечение программы ……………………….……. 24
Список литературы для педагога и обучающихся ……………….……... 27

5

1.1. Пояснительная записка
Введение. Практически все дети очень любят лепить и используют для
этого все подходящие материалы - от песка на детской площадки до теста для
маминого печенья. Занятие это не только увлекательное, но и полезное.
Научно доказано, что занятия лепкой влияют на умственное развитие детей.
Когда ребенок разминает в руках материал для лепки, создает из него детали
различных форм, присоединяет их друг к другу, сплющивает, вытягивает,
развивается мелкая моторика, которая напрямую влияет на развитие речи,
координацию движения, память и логическое мышление. Помимо основных
моторных навыков развивается целеустремленность, усидчивость и
аккуратность.
Занятия лепкой сопровождается целой гаммой чувств: от простых тактильные ощущения, восприятия цвета и запаха, до сложных внутренних
состояний - волнения, интереса, радости от того, что все получается, и
огорчения, если ожидания не совпадают с результатом.
Лепка - простой и эффективный способ выявления и развития способностей
ребенка, демонстрации ему собственной уникальности и творческого начала.
Опыт создания собственных произведений убеждает ребенка в его
значимости и нужности, учит смотреть на вещи под другим углом и находить
оригинальные решения.
Работа с материалом, которому можно придать любую форму, при
необходимости изменить ее на новую развивает у детей уверенность в
собственных силах, любознательность, желание экспериментировать, не
опасаясь, что что-то может не получиться.
Среди разнообразия современных материалов, используемых для занятий
лепкой, особое место занимает глина. Глина – это уникальный материал, к
которому человек прикоснулся на заре развития цивилизации. Первые изделия
из глины появились около 3500 лет до н.э. и сопровождают нас по сей день. Этот
древний природный материал обладает уникальными свойствами. С одной
стороны глина мягка, податлива, легко трансформируется, но с другой стороны,
это требовательный материал. Глина не терпит резких, необдуманных движений,
пересушенной поверхности, слабых соединений. Она пробуждает, развивает
фантазию, творческое отношение к работе и внутренне дисциплинирует.
Современная цивилизация создает новые и легкие в изготовлении
материалы, используемые в повседневной жизни, но особое чувство возникает
от соприкосновения с глиняными изделиями, более трудоемкими в
изготовлении, но обладающими особой притягательной силой. Может быть, это

6

связано с особенностями зрительного и чувственного восприятия керамики, с ее
теплотой, сочностью, нарядностью декора, природной гармонией этого
материала. Эти качества позволяют керамике выдерживать конкуренцию с
другими материалами.
В основе содержания программы «Глиняная игрушка» лежит многолетний
личный опыт работы педагога в области изготовления глиняной игрушки.
Программа разработана с учетом требований современных нормативных
документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации»;
3. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 № 996-р);
4. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на
заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07
декабря 2018 г., протокол № 3);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019
№ 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки
качества условий осуществления образовательной деятельности организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным программам, образовательным программам среднего
профессионального образования, основным программам профессионального
обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.09.2020
№ 508 «Об утверждении Порядка допуска лиц, обучающихся по образовательным
программам высшего образования, к занятию педагогической деятельностью по
общеобразовательным программам»;

7

9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
10. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 09-3242);
11. Устав и другие локальные акты МАУ ДО «ДД(Ю)Т».
Направленность программы – художественная. Программа нацелена на
создание условий для познания учащимися приемов работы в различных
материалах, техниках, на выявление и развитие потенциальных творческих
способностей каждого ребенка, на формирование основ целостного восприятия
эстетической культуры через пробуждение интереса к национальной культуре.
Актуальность программы.
Воспитание гармоничной личности неотделимо от мира культуры и
искусства. Особая роль в воспитании отводится народному декоративноприкладному искусству.
Содержание программы «Глиняная игрушка» дополняет знания детей,
получаемые на уроках изобразительного искусства и технологии в школе.
Программа направлена на развитие способностей и склонностей к занятиям
изобразительным искусством, художественного вкуса, способствует творческой
самореализации
детей
и
подростков,
подготовки
личности
к
постижению мира искусства, формированию у обучающихся личностных,
регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий.
Новизна программы заключаются в том, что она не привязана к какомулибо одному промыслу или направлению, а включает в себя техники разных
школ: дымковская, каргопольская и филимоновская игрушка, сувенирная лепка,
декоративные пластины (панно, барельеф). Построение программы позволяет
вводить появляющиеся новинки декоративного искусства, что делает творчество
детей модным и современным.
Отличительные особенности. Анализ образовательных программ, по
данному виду деятельности позволил выделить особенности, отличающие ее от
других программ:
 содержание программы базируется на изучении традиций и техник работы
мастеров, ведущих Российских народных промыслов по изготовлению
глиняной игрушки (филимоновский, дымковский, каргопольский);
 программа содержит региональный компонент - изготовление сувениров на
северную тематику;
 при проектировании программы учтены требования компетентностного

8

подхода в обучении;
 в программу в качестве приложения включен методический материал по
организации занятий лепкой из глины, по организации работы над лепкой и
росписью народных глиняных игрушек; комплект технологических карт,
тематическая подборка фольклорного материала (загадки, потекши,
стишки), обеспечивающие эмоциональное восприятие материала на
занятиях
Категория обучающихся.
На обучение принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний
по здоровью. Программа рассчитана на детей и подростков в возрасте 6-12 лет.
Количество детей в группе 1-го года обучения составляет 15 человек, 2-го – 12
человек.
Срок реализации образовательной программы составляет 2 года. Общий
объем учебного времени - 288 часов, из них 1-й год обучения -144 часа, 2-й год144 часа.
Уровень программы – базовый.
Особенности организации образовательного процесса:
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что при
освоении нового направления в творчестве детям предоставляется возможность
развивать фантазию, мышление, творческие способности, эстетический вкус,
внимание, то есть все психологические процессы, которые способствуют
развитию ребенка, осуществляют психологическую и практическую подготовку к
труду. Доказано, что создание художественных изделий положительно влияют на
психику, помогая переключаться на другой вид деятельности, что способствует
снижению утомляемости и нервного напряжения.
Возрастные особенности обучающихся. Программа рассчитана на детей и
подростков в возрасте 6-12 лет. Данный возрастной период в педагогике
характеризуется как младший (6-10 лет) и средний (11-12 лет) школьный возраст.
Младший школьный возраст отличается интенсивным умственным
развитием, становлением произвольного внимания и развитием воссоздающего
(репродуктивного) воображения.
Дети в этом возрасте обращают свое внимание на то, что им
непосредственно интересно, что выделяется яркостью и необычностью.
Направлять и сохранять внимание на нужных предметах или информации ребенок
учится постепенно. К 9-10 годам у ребенка формируется произвольное
(целенаправленное) внимание и умение направлять его на решение конкретной
задачи. Младшие школьники обладают не богатым воображением.
Воссоздаваемые образы и объекты отличаются бедностью деталей и лишь

9

приблизительно характеризуют реальный объект. В процессе обучения педагогу
необходимо уделять внимание формированию воссоздающего (репродуктивного)
воображения которое является важнейшим условием развития творческого
(продуктивного) воображения.
В младшем школьном возрасте детей интересуют не содержание
деятельности, а свое продвижением в ней. Для развития интереса к занятиям
любым видом деятельности на занятиях важно создавать и поддерживать
«ситуацию успеха» для ребенка, постоянно показывать ему положительные
результаты его деятельности.
Подростковый возраст - характеризуется интенсивным социальным
развитием личности, возрастанием возможности самоорганизации личности
(поиск идеалов, стремление к обоснованию принимаемых решений, к
отстаиванию своих позиций). В этом возрасте подросток уже может поставить
перед собой личностно значимую цель. У него возникают профессиональные
намерения, которые выражаются в первичной ориентировке в различных сферах
профессиональной деятельности, появляется стремление к самореализации и
способность реально оценить свои учебные, профессиональные, творческие
возможности и наметить пути дальнейшего образования и профессионального
самоопределения.
Формы и режим занятий. Характерными формами организации учебной
деятельности для данной программы являются коллективная, групповая,
индивидуальная. Формы занятий определяются местом и временем занятия, его
целями, спецификой выполняемых работ.
Продолжительность учебного занятия определена уставом учреждения,
исчисляется в академических часах и составляет 40 мин. Рекомендуемый режим
занятий: 2 раза в неделю по 2 занятия. Перерывы для отдыха между занятиями - 10
мин.
Здоровьесбережение. Сбережение здоровья обучающихся на занятиях,
формирование у них установки на здоровый образ жизни происходит путем
подбора таких технологий преподавания, которые с учетом возрастных
особенностей могут максимально помочь снизить перегрузки детей и сохранить
их здоровье при статичном обучении. Работа по сохранению физического
здоровья на занятии включает в себя несколько компонентов:
 Физкультминутка из 3-х лѐгких упражнений, позволяющих снять
накопившееся утомление.
 Смена видов учебной деятельности на занятии.
 Чередование методов обучения (словесные, наглядные, практические).

10

 Применение методов, способствующих активизации деятельности
(свободная беседа, самооценка, взаимооценка).
 Соблюдение санитарно-гигиенических норм в кабинете.
 Создание психологического комфорта.
Данные компоненты позволяют параллельно решать задачи охраны и
сохранения здоровья обучающихся как в физиологическом, так и в
психологическом аспектах. Благодаря использованию современных технологий
оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому
ребенку, учесть его индивидуальные особенности, а, следовательно,
минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его
здоровью.
1.2. Цель и задачи
Цель программы. Развитие творческих способностей детей средствами
художественной лепки, формирование устойчивого интереса к занятиям
декоративно-прикладным творчеством.
Задачи программы:
обучающие
 сформировать практические умения по выполнению Дымковской,
Филимоновской, Каргопольской глиняных игрушек;
 изучить элементы соответствующих видов росписи и применять их на
практике;
 обучить общим основам композиции при изготовлении игрушек;
 обучить планированию своей работы;
 сформировать умение выполнять изделия по собственному замыслу.
развивающие
 развивать цветовое видение;
 развивать познавательные интересы, абстрактное, образное, логическое
мышление, наблюдательность;
 развивать эстетический и художественный вкус;
 расширять общекультурный кругозор;
 развивать мотивацию к самовыражению и творческую активность.
воспитывающие
 содействовать формированию нравственного, патриотического, духовного
чувства к родному краю;

11

 воспитывать трудолюбие, бережное отношение к природе, уважение к
традициям национальной культуры;
 воспитывать потребность в здоровом образе жизни;
 приобщать к нормам социальной жизнедеятельности, к общечеловеческим
ценностям, к социальному самоопределению;
 воспитывать у детей волю, терпение, трудолюбие, самоорганизованность.
1.3. Планируемые результаты. Уровни усвоения.
1 год обучения
Освоение содержания программы обеспечивает обучающимся овладение
компетенциями, включающими:
предметные компетенции - рационально организовывать и содержать в
порядке рабочее место; правильно пользоваться инструментом (скальпелем,
стеком); определять по внешним признакам качество глины; подготавливать
глину к работе; разрабатывать эскиз изделия; выполнять лепку глиняных игрушек
конструктивным и комбинированным способами; создавать барельеф в глине;
подготавливать поверхности работ к росписи; выполнять роспись глиняной
игрушки; передавать традиционные особенности народных глиняных игрушек;
учебно-познавательные компетенции - ставить, пояснять цель и
организовывать еѐ достижение; планировать, анализировать, осуществлять
рефлексию и самооценку своей деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым
фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание/непонимание
по отношению к изучаемой теме; выбирать необходимые инструменты; работать с
инструкциями; выступать устно и письменно о результатах своей деятельности с
использованием компьютерных средств и технологий;
информационные компетенции - самостоятельно искать, анализировать и
отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать,
сохранять и передавать ее;
компетенции личностного совершенствования - организовать свой режим
дня; соблюдать правила личной гиены; организовать свой досуг;
общекультурные компетенции – понимать особенности образного языка
искусства, значение искусства в жизни человека, уважительно относиться к
культуре и традициям России и родного края.
2 год обучения
Освоение содержания программы обеспечивает обучающимся овладение
компетенциями, включающими:
предметные компетенции - рационально организовывать и содержать в
порядке рабочее место; правильно пользоваться инструментом (скальпелем,

12

стеком); определять по внешним признакам качество глины; подготавливать
глину к работе; разрабатывать эскиз изделия; выполнять лепку глиняных игрушек
конструктивным и комбинированным способами; создавать барельеф в глине;
подготавливать поверхности работ к росписи; выполнять роспись глиняной
игрушки; передавать традиционные особенности народных глиняных игрушек;
учебно-познавательные компетенции - ставить, пояснять цель и
организовывать еѐ достижение; планировать, анализировать, осуществлять
рефлексию и самооценку своей деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым
фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание/непонимание
по отношению к изучаемой теме; выбирать необходимые инструменты; работать с
инструкциями; выступать устно и письменно о результатах своей деятельности с
использованием компьютерных средств и технологий;
информационные компетенции - самостоятельно искать, анализировать и
отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать,
сохранять и передавать ее;
компетенции личностного совершенствования - организовать свой режим
дня; соблюдать правила личной гиены; организовать свой досуг;
общекультурные компетенции – понимать особенности образного языка
искусства, значение искусства в жизни человека, уважительно относиться к
культуре и традициям России и родного края.
Уровни усвоения программы:
Минимальный уровень – обучающийся овладел менее чем ½ объема знаний,
умений и навыков, предусмотренных программой, как правило, в беседах
избегает употреблять специальные термины.
В ходе практических работ
выполняет простые виды изделий, при росписи игрушек не всегда учитывает
характерные особенности народного промысла. В процессе выполнения работы
постоянно обращается за помощью к педагогу. Очевидны ошибки на всех этапах
выполнения работы. Низкая активность предъявления результатов своей
деятельности (участие в выставках, конкурсах только на уровне детского
образовательного объединении).
Базовый уровень – обучающийся овладел не более ½ объема знаний, умений
и навыков, предусмотренных программой. В беседах сочетает специальную
терминологию с бытовой. Практические работы выполняет на основе образцов, с
достаточной степенью самостоятельности, с соблюдением технологической
последовательности. Изделие выполняет достаточно аккуратно, при выполнении
отдельных операций допускает небольшие погрешности. Хорошая активность
предъявления результатов своей деятельности (участие в выставках, конкурсах на
уровне детского образовательного объединении или учреждения).

13

Повышенный уровень - объем знаний, умений и навыков соответствует
программным требованиям. В беседах специальные термины употребляет
осознанно и в полном соответствии с их содержанием. Изделия выполняются
аккуратно, с соблюдением последовательности ведения работы, с элементами
творчества. Высокая самостоятельность при выполнении практических работ и
активность в предъявлении результатов своей творческой деятельности (участие в
конкурсных и выставочных мероприятиях муниципального и регионального
уровня).
Творческий уровень - объем знаний превышает программные требования. В
работе использует различные способы лепки. Практические работы выполняются
самостоятельно, качественно и творчески по собственному замыслу и фантазии.
Высокая активность в предъявлении результатов своей творческой деятельности
(участие в конкурсных и выставочных мероприятиях на муниципальном,
региональном, всероссийском уровнях).
Формы проверки результатов: наблюдение, анкетирование, контрольные
вопросы, творческие задания, практическая работа, беседа, викторина, выставка,
самооценка. В процессе обучения дети получат опыт участия в выставках и
конкурсах различного уровня, совместной работы в коллективе.
1.4. Учебный план, содержание
Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа. В
программе предусмотрено изучение правил техники безопасности при работе с
ручным инструментом, а также обеспечение санитарной гигиены.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№п/п

1.1.
1.2.

1.3.

Тема

Всего
часов

В том числе

Форма
контроля

теория практика
Раздел 1. Форма, символ, образ
Вводное занятие.
2
1
1
Беседа
Основные приемы и способы лепки 4
2
2
Опрос,
глиняной игрушки.
наблюдение,
практическая
работа
Образы животных в глиняных 18
4
14
Опрос,
игрушках (ежик, поросенок, кошка,
наблюдение,
собака, лиса, волк, заяц, медведь и
практическая

14

1.4.

2.1.

2.2.

3.1.

3.2.

4.1.

5.1.
5.2.
5.3.

т.д.). Обжиг изделия.
Роспись работ.

18

4

Раздел 2. Сказка в глине
Образы птиц и животных в русских 16
2
народных сказках (лиса, заяц, курочка
Ряба и другие), их воплощение в
глиняных игрушках.
Роспись глиняных изделий птиц и 16
2
животных по мотивам русских
народных сказок.
Раздел 3 Декоративные пластины
Барельеф.
Лепка
объемного 16
2
изображения
на
плоской
основе(корзинка
с
цветами,
фруктами, овощами; с изображением
птиц и животных).
Роспись работ
18
4

работа
Творческая
работа,
выставка

14

Опрос,
наблюдение,
практическая
работа
Творческая
работа,
выставка

14

14

14

Опрос,
наблюдение,
практическая
работа

14

Творческая
работа,
выставка

Раздел 4. Народная игрушка
Народная глиняная игрушка, ее 1 2
4
8
разновидности и история появления
на Руси. Отличительные особенности
дымковской,
филимоновской,
каргопольской
игрушек.
Традиционные цвета и символы в
росписи народных игрушек. Лепка
простых игрушек в традициях
народных
промыслов.
Роспись
игрушек.
Раздел 5. Глиняный сувенир
Лепка сувениров к праздникам
8
2
6
Роспись сувениров
8
2
6
Итоговое занятие
2
2
Резерв времени*
ИТОГО

6
144

6
34

Опрос,
наблюдение,
практическая
работа,
творческая
работа,
выставка

Выставка
Выставка
Выставка,
беседа, анализ
_

110

*Резерв времени используется преподавателем на участие воспитанников в
мероприятиях Дворца творчества, проведение экскурсий, посещение выставок.

15

СОДЕРЖАНИЕ
1 год обучения
Раздел 1. Форма, символ, образ.
Тема 1.Вводное занятие.
Теория: история глиняной игрушки. Этапы изготовления глиняной игрушки
(лепка, сушка обжиг, побелка, роспись). Глина - природный материал, основные
свойства (хрупкость, гигроскопичность, пластичность, клейкость, вязкость,
водонепроницаемость), виды глины («тощая», «жирная»).
Практика: опытная работа по определению свойств глины, распознавание
вида глины (тощая, жирная) по внешним признакам, определение качества глины,
упражнения в простейших приемах лепки.
Тема 2. Основные приемы и способы лепки глиняной игрушки.
Теория: основные приемы лепки (раскатывание, сплющивание,
вытягивание, примазывание). Основные способы лепки (конструктивный,
пластический, комбинированный). Инструменты (стеки, скальпель), их
назначение. Техника безопасности при работе с инструментами.
Материалы и инструменты для росписи изделий (гуашевые и темперные
краски, художественные кисти).
Правила организации рабочего места. Техника безопасности при работе с
глиной.
Практика: отработка простейших приемов и способов лепки. Смешивание
красок на палитре.
Тема 3. Образы животных в глиняных игрушках (ежик, поросенок, кошка,
собака, лиса, волк, заяц, медведь и т.д.). Обжиг изделия.
Теория: образы животных в русских народных сказках. Обжиг изделия, его
назначение. Знакомство с образцами изделий из обожженной и необожженной
глины. Процесс обжига в муфельной печи. Техника безопасности при работе с
муфельной печью
Практика: лепка по образцу простых, объѐмных игрушек (ежик,
поросенок, кошка, собака, лиса, волк, заяц, медведь и т.д.). Закрепление приемов
лепки (раскатывание, сплющивание, вытягивание, примазывание). Подготовка
игрушки к обжигу.
Тема 4: Роспись работ.
Теория: возможности цвета, понятие «основные цвета», «теплые»,
«холодные» оттенки, дополнительные цвета. Цветовой круг. Многообразие
красок в природе (времена года). Виды и назначение художественных кистей.
Техника работы с гуашевыми красками. Особенности росписи глиняной игрушки.
Составление коллективной композиции

16

Практика: упражнения на получение дополнительных цветов, теплых и
холодных оттенков. Отработка цветовых сочетаний. Работа с палитрой,
выполнение эскиза работ, роспись игрушки. Подготовка игрушек к первой
выставке детских работ. Составление коллективной композиции.
Раздел 2. Сказка в глине
Тема 5. Образы птиц и животных в русских народных сказках (лиса, заяц,
курочка Ряба и другие), их воплощение в глиняных игрушках.
Теория: беседа о русских народных сказках. Животные и птицы – герои
русских народных сказок, особенности характеров.
Практика: лепка сказочных персонажей
Тема 6. Роспись глиняных изделий птиц и животных на темы русских
народных сказок.
Теория: понятие. Виды, технология изготовления.
Практика: отработка навыка цветовых сочетаний, выполнение эскиза.
Работа с палитрой, роспись готовой игрушки.
Раздел 3. Декоративные пластины
Тема 7.Барельеф.
Теория: понятие. Виды, технология изготовления.
Практика: раскатка глины, вырезание готовых пластов Лепка объемного
изображения на плоской основе: корзинка с цветами, фруктами, овощами;
барельеф с изображением птиц и животных. Работа с глиняным пластом.
Тема 8. Барельеф. Роспись изделий. Технологическая последовательность
работы над изделием.
Теория: актуализация знаний учащихся о красках, цветовом круге и
цветовых сочетаниях. Технологическая последовательность выполнения работы
над изделием.
Практика: отработка навыка цветовых сочетаний. Работа с палитрой,
смешивание красок, выполнение эскиза в альбоме, роспись изделия. Выставка
детских работ.
Раздел 4. Народная игрушка
Тема 9. Глиняная игрушка, ее разновидности и история появления на
Руси. Отличительные особенности дымковской, филимоновской, каргопольской
игрушек. Традиционные цвета и символы в росписи народных игрушек
Теория: история возникновения русских народных промыслов глиняной
игрушки.
Отличительные
особенности
дымковской,
филимоновской,

17

каргопольской игрушек. Традиционные цвета и символы в росписи народных
игрушек. Дымковская игрушка (забеливание).
Практика: выполнение эскиза игрушки. Лепка простых народных игрушек
в традиционном исполнении. Роспись игрушки. Выставка детских работ.
Раздел 5. Глиняный сувенир
Тема 10. Лепка сувениров к праздникам.
Теория: история основных Российских праздников: Новый год, День
защитника Отечества, Международный женский день, День Победы, Пасха,
обычаи и традиции. Понятие сувенира и его назначение. Способы создания
сувенира в глине.
Практика: разработка эскиза, выполнение сувенира в материале, роспись
изделий. Подготовка детских работ к выставке.
Тема 11. Итоговая выставка
Анализ проделанной работы за год. Подготовка экспонатов к выставке.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения
№п/п

Тема

Всего
В том числе
Форма
часов теория практика контроля
Раздел 1. Форма, символ, образ.
2
1
1
Беседа
Повторение основных 2
1
1
Опрос,
наблюдение,
практическая
работа
Раздел 2. Народная игрушка

1.1.
1.2.

Вводное занятие.
Лепка из глины.
приемов лепки.

2.1.

Народная глиняная игрушка. Лепка сложных 8
игрушек: филимоновская (олень, петушок,
курочка),
дымковская (барышня лошадка,
птица, козлик),
каргопольская игрушка (КентаврПолкан)
Роспись работ.
8

2.2.

2

6

Опрос,
наблюдение,
практическая
работа

2

6

Творческая
работа,
выставка

Раздел 3. Декоративные пластины

18
3.1.

Барельеф. Лепка объемного изображения на
плоской основе животных: олень, лошадка;
птиц.

3.2.

Роспись работ

4.1.

Сюжетная лепка
замыслу.

4.2.

Роспись изделий.

6

1

5

1

5

Раздел 4. Сказка в глине
по мотивам сказок по 6
1

6

1

Опрос,
наблюдение,
практическая
работа
Творческая
работа,
выставка
Опрос,
наблюдение,
практическая
работа
Творческая
работа,
выставка

5

5

Раздел 5. Мы на Севере живем
5.1

Лепка
фигурки
чукотской
женщины 4
«Северянка», фигурок животных северной
фауны (олень, белый медведь, морж, тюлень)

1

3

5.2.

Роспись работ.

1

3

5.3.

Лепка объемных игрушек по теме: 30
«Животные и морские обитатели нашей
планеты».

4

26

5.4.

Роспись игрушек

4

26

6.1.

4

30

Опрос,
наблюдение,
практическая
работа
Творческая
работа,
выставка
Опрос,
наблюдение,
практическая
работа
Творческая
работа,
выставка

Раздел 6. Глиняный сувенир
Лепка сувениров к праздникам (Новый год, 12
2
10
День защитника Отечества, 8 марта, День
Победы, Светлая Пасха)

6.2.

Роспись игрушек, сувениров.

12

2

6.3

Итоговое занятие

2

2

6.4.

Резерв времени*

6

6

ИТОГО:

144

32

Беседа,
творческая
работа,
выставка
Выставка

10
-

112

Выставка,
беседа, анализ

19

*Резерв времени может использоваться преподавателем на участие
воспитанников в мероприятиях Дворца творчества, проведение экскурсий,
посещение выставок.
СОДЕРЖАНИЕ
2 год обучения
Раздел 1. Форма, символ, образ
Тема 1. Вводное занятие.
Теория: правила техники безопасности. Организация рабочего места.
Инструменты и правила их использования. Основные приемы лепки
Практика: подготовка глины, красок.
Тема 2. Основные приемы лепки (повторение). Ознакомление с изделиями
выполненными кружковцами.
Практика: подготовка глины к работе; приемы лепки (раскатывание,
скатывание, сплющивание, примазывание); подпись работ инициалами.
Раздел 2.Народная игрушка
Тема 3. Лепка сложных народных игрушек: филимоновской, дымковской,
каргопольской (лошадка, птица, барыня, олень, Кентавр-Полкан).
Теория:
пластическое
своеобразие
филимоновской,
дымковской
каргопольской игрушки, демонстрация иллюстраций и игрушек.
Практика: подготовка глины; лепка игрушек;
Тема 4: Роспись народных игрушек.
Теория: особенности росписи, элементы, композиция цвет.
Практика: выполнение эскиза в альбоме, роспись игрушки.
Раздел 3. Декоративные пластины
Тема 5. Лепка декоративных пластин (работа с глиняным пластом): корзина
с цветами, фруктами, овощами, животные (олень, лошадка),птицы (петушок).
Теория: технологи выполнения декоративных пластин.
Практика: подготовка глины к работе; раскатывание глины, вырезание
формы; лепка, изготовление отверстия.
Тема 6. Роспись декоративных пластинок.
Теория: особенности росписи декоративных пластин, знакомство с
образцами работ.
Практика: разработка эскиза в альбоме; роспись работ.
Раздел 4. Сказка в глине

20

Тема 7.Сюжетая лепка сказочных героев по замыслу Знакомство с
сюжетом из сказок. Составление сюжетной композиции. (Колобок, три медведя,
три поросенка).
Теория: ознакомление со сказочными героями, выбор сюжета для лепки
Практика: подготовка глины; лепка по замыслу.
Тема 8. Роспись сказочных героев.
Теория: показ готовых игрушек; показ иллюстраций;
Практика: разработка эскиза в альбоме; роспись работ.
Раздел 5.Мы на Севере живем
Тема 9. Лепка фигурки чукотской женщины «Северянка», фигурок
животных северной фауны (олень, белый медведь, морж, тюлень)
Теория: знакомство с основными принципами лепки фигурки человека,
фигурок животных.
Практика: подготовка глины; изготовление игрушки;
Тема 10. Роспись работ на северную тематику.
Теория: орнаменты для росписи
Практика: разработка эскиза в альбоме; роспись работ.
Раздел 6. Глиняный сувенир
Тема 5. Лепка сувениров к праздникам (Новый год, Международный
женский день 8 Марта, День защитника Отечества, Пасха, день Святого
Валентина).
Теория: традиции празднования народов мира (Новый год, международный
женский день 8 марта, Пасха, день Святого Валентина)
Практика: изготовление работ по избранной тематике.
Тема 6. Роспись сувениров.
Теория: показ готовых работ, иллюстраций.
Практика: выполнение эскиза в альбоме; роспись работ.
Тема 10. Итоговое занятие.
Анализ проделанной работы за год. Обсуждение и анализ выполненных
работ. Отбор работ для постоянной действующей выставки детского
объединения. Выставка.

2.1. Условия реализации программы.
Продолжительность учебного года составляет 36 недель.
Начало занятий первого года обучения не поздне 15 сентября.

21

Окончание занятий – не позднее 31 мая.
Нерабочие и праздничные дни устанавливаются в соответствии с
Постановлениями Правительства РФ.
Промежуточная аттестация проводится по итогам освоения ДООП за 1-е
полугодие в III декаде декабря, за 2-е полугодие - в мае.
2.2. Календарный учебный график
№
1
2

Год обучения
Первый
Второй

Объем учебных часов
144
144

Всего учебных недель
36
36

Режим работы
2р х 2ч = 4ч
2р х 2ч = 4ч

2.3. Формы аттестации
Формы контроля. Программа предусматривает три вида аттестации
обучающихся.
Предварительная (вводная) аттестация, проводится в целях выяснения
уровня готовности ребенка и выявления его индивидуальных особенностей
(интересов, первичных умений и навыков, мотивации для занятия и т.д.).
Проводится в начале учебного года в форме собеседования, наблюдения или
анкетирования.
Текущая аттестация, проводится в целях оценки качества усвоения
учащимися содержания отдельных разделов образовательной программы и
проводится по полугодиям в форме тестирования, анализа содержания творческих
паспортов обучающихся, выполнения проектов.
Промежуточная аттестация, проводится в целях оценки степени и уровня
усвоения обучающимися образовательной программы в целом и проводится в
конце 2-го года обучения в форме проектов, творческих работ. Одной из форм
контроля может быть проведение отчетных выставок творческих работ
обучающихся.
Достижения обучающихся оцениваются безотметочным способом. Оценки
подлежат уровень владения способами лепки и росписи игрушки, качество
выполнения работы; степень самостоятельности выполнения работ, уровень
творческой деятельности, уровень активность в представлении результатов своей
деятельности.
2.4. Оценочные материалы
Аттестуя обучающихся, следует учитывать их возраст и индивидуальные
особенности, способности к обучению. Ведется постоянное наблюдение за
детьми, педагогом оценивается и определяется качество выполненных работ.
Количество выполненных работ постоянно заносится детьми в личный

22

творческий паспорт. В процессе обучения дети научатся выполнять творческие
работы, оформлять работы в соответствии с требованиями, участвовать в
выставках МАУ ДО ДД (Ю) Т, муниципальных и региональных, а также в
выставках
более
высокого
уровня
(международных).
Результатами
образовательной деятельности можно считать:
1.Изделия, изготовленные детьми;
2. Участие в выставках, конкурсах.
Поэтапная система отслеживания образовательных результатов по каждому
ребенку, начинается с первого момента взаимодействия с педагогом, позволяет
увидеть его собственные успехи по сравнению с исходным уровнем.
Промежуточные результаты в виде детских работ предоставляются по
окончании темы (раздела) работы на выставке в кабинете.
Регулярное отслеживание результатов, может
стать основной,
стимулирование и поощрение обучающегося за его труд, старание, прирост
мастерства – что поддержит его стремление к новым успехам.
Параметры
Образовательные
результаты

Эффективность
воспитательных
воздействий
Социальнопедагогические
результаты

Критерии
Освоение детьми содержания образования:
1.Разнообразие умений и навыков.
2.Глубина и широта знаний по предмету.
Детские практические и творческие достижения:
1.Позиция активности ребенка в обучении и устойчивого интереса к
деятельности.
2.Разнообразие творческих достижений (выставки, конкурсы, их масштаб).
3.Развитие общих познавательных способностей (моторика, воображение,
память, речь, внимание).
1.Культура поведения.
2.Аккуратность в выполнении задания и соблюдения порядка на рабочем
месте.
3.Наличие стремления доводить начатое дело до конца.
1.Выполнение санитарно-гигиенических требований.
2.Выполнение требований техники безопасности.
3.Характер отношений с товарищами в коллективе.
4.Отношение к педагогу.

2.5. Кадровое обеспечение
Программа может быть реализована одним педагогом дополнительного
образования, имеющим высшее образование или среднее профессиональное
образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего
образования и специальностей среднего профессионального образования
«Образование и педагогические науки», или к реализации дополнительной
общеразвивающей программы могут быть допущены лица, обучающиеся по

23

образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных
общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную
аттестацию не менее чем за два года обучения, прошедшим обязательный
медицинский осмотр (обследование) и не имеющем ограничений к занятию
педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской
Федерации.
2.6. Материально-техническое обеспечение
Для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Глиняная игрушка» необходимо следующее:
 помещение: учебный кабинет, соответствующий требованиям СанПиН
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; наличие в
кабинете горячей и холодной воды. Общая площадь помещения должна
составлять не менее 70 кв. м. Также необходимо наличие участка для обжига
изделий; подсобное помещение для хранения инвентаря, расходных материалов,
наглядных пособий и т.д.;

перечень оборудования (мебели) учебного помещения: классная
доска 1 штука, стол и стул для педагога, 8 ученических стандартных столов и 16
стульев, регулируемых по высоте, 2 шкафа для хранения инструментов,
наглядных и дидактических пособий и учебных материалов, стеллажи,
демонстрационные витрины, муфельная печь;
 перечень технических средств обучения: персональный компьютер или
ноутбук для педагога, точка подключения к сети «Интернет», мультимедийный
проектор, экран по 1 штуке; магнитно-маркерная доска;
 перечень материалов и инструментов, необходимых для занятий для
детей и педагога:
Инструменты:

стеки деревянные

подкладные доски (деревянные для просушки)

материал для заглаживания форм

кисти мягкие для росписи, щетинистые для грунтовки

кафельные плитки

гипсовые формы

емкости для воды, спринцовка

24


палитра
Материалы:

глина

клей ПВА

лак бесцветный

краски водоэмульсионные, гуашевые, темперные

карандаши, фломастеры

глина

бумага и картон

ткань фактурная
Спецодежда:

фартуки

нарукавники
Информационное обеспечение: презентации по темам; инструкции и
технологические карты; электронные образовательные ресурсы (аудио, видео),
специальные компьютерные программы, информационные технологии.
2.7. Методическое обеспечение
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
является частью учебно-методического комплекса, который представляет собой
целостную систему учебно-методических документов и материалов,
обеспечивающих образовательный процесс:
 календарно-тематический план;
 методические рекомендации по выполнению практических работ,
проектной деятельности;
 учебно-наглядные материалы (презентации, плакаты, таблицы по темам
программы, демонстрационные образцы, иллюстрации и репродукции материалов
декоративно-прикладного искусства, технологические карты
изготовления
изделий, наброски и эскизы росписи);
 дидактический раздаточный материал по темам образовательной
программы; справочные таблицы;
 натуральные образцы глиняных игрушек народных промыслов; образцы
фондовых работ детей;
 видеофильмы об искусстве и народных промыслах;
 компьютерные презентации по темам программы;
 материалы диагностики, результатов деятельности обучающихся по
образовательной программе: тесты, таблицы;

25

 правила безопасности труда в кабинете, правила противопожарной
безопасности, правила поведения обучающихся в кабинете.
Основные педагогические приѐмы, принципы и технологии,
используемые в образовательном процессе.
При
определении
содержания
деятельности
учитываются
следующие принципы:
- воспитывающего характера труда;
- научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики,
установленной размеренности);
- связи теории с практикой (практике отводится 75% учебного времени);
- систематичности и последовательности;
- доступности и посильности (с учетом возрастных и психологических
особенностей);
- комплексности, системности и последовательности (образовательный
процесс тесно связан с воспитательной работой);
- сознательности и активности (заинтересованность детей);
- наглядности (мышление опирается на восприятие);
- прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех
вышеперечисленных принципов).
Педагогические приемы:
- Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
- Организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание,
требование);
- Стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка,
взаимооценка и т.д.);
- Сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть партнерами
в увлекательном процессе образования;
- Свободного выбора, когда детям предоставляется возможность выбирать
для себя направление деятельности, педагога, степень сложности задания и т.п.
 Формы организации учебной работы: фронтальная - групповая - по
группам; индивидуальная - с каждым ребенком;
 Очень часто группы детей бывают смешанные, поэтому необходимо
организовать работу детей разного возраста и разного уровня ЗУН
Подгруппы могут быть:
 Разновозрастные
 Разноуровневые
 Смешанные
 По типу выполняемого изделия.

26

Методы обучения. С учетом методики и традиций обучения
изобразительному творчеству наиболее продуктивными при реализации целей и
задач данной программы являются:
словесные методы обучения (объяснение, рассказ, беседа, диалог,
консультация), позволяют связать учебный материал с личным опытом ребенка,
обеспечить оперативную обратную связь, являются средством формирования
научного мировоззрения, поведения, положительных качеств личности человека;
наглядные методы обучения (иллюстрация, демонстрация, показ),
облегчают восприятие новых сведений, сокращают время для объяснения, дают
обучающимся не только точные и определенные сведения и понятия, но и новые
представления, впечатления и ощущения, развивают наблюдательность,
повышают уверенность в своих силах;
метод наблюдения (зарисовка эскизов, рисунки), используется для решения
различных дидактических задач. Наблюдение предметов народного промысла
формирует у обучающихся умение различать техники изготовления глиняной
игрушки, развивает эстетический вкус ребенка, помогает почувствовать яркие
эмоциональные переживания, вырабатывает собственное отношение к
увиденному. Разглядывая игрушку, ребенок учится видеть перспективу, замечать
пропорции, контраст цвета и т.д.;
метод игры, позволяет формировать равноправные, партнерские отношения
сотрудничества, привлекать к решению проблем жизненный опыт обучающихся,
вырабатывать решение задач на основе учета широкого спектра мнений и точек
зрения, обеспечивает формирование социальной компетентности;
проектные
методы,
обеспечивают
условия
для
личностноориентированного обучения. Выполняя проект, воспитанники имеют
возможность выбрать задание в соответствии со своими способностями и
интересами, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию,
интегрировать и применять полученные знания. В итоге развиваются творческие
и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность,
формируются умения планировать и принимать решения. В ходе выполнения
проектов учащиеся активно пользуются электронной почтой, работают с
различными поисковыми системами, участвуют в дистанционных конкурсах, что
способствуют развитию и совершенствованию информационно-коммуникативной
компетентности обучающихся;
практические методы (практические работы), обеспечивают связь теории и
практики, способствуют закреплению и конкретизации полученных знаний
обучающихся, формированию компетенций.

27

Список литературы для педагогов
Алексахин Н.Н. Волшебная глина. – М.: Издательский центр «Агар», 1998.
Васильева М.А. Учебное издание. Искусство детям.- М.: Мозаика-Синтез,

1.
2.
2002.
3.
Величкина Г.А., Шпикалова Т.Я. Дымковская игрушка. Учебное издание.
Искусство детям. - М.: Мозаика-Синтез, 2002.
4.
Вохринцева С. Учимся рисовать. Дымковская игрушка. - Екатеринбург:
Страна фантазий, 2007.
5.
Гаричева В.С., Нагибина В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега,
пластилина.- Ярославль: Академия развития, 1998.
6.
Горичева В.С. Куклы.- Ярославль: Академия развития, 1999.
7.
Горяева Н. Островская О. Декоративно-прикладное искусство в жизни
человека.- М.: Просвещение, 2006.
8.
Дайн Г. Коллекция книг. Тряпичная кукла Хотьково. - Сергиев-Посад:
Цветографика, 2012.
9.
Дайн Г. Игрушка в культуре России Хотьково. - Сергиев-Посад:
Цветографика, 2012.
10. Дайн Г. Столица русской игрушки Хотьково. - Сергиев-Посад:
Цветографика, 2012.
11. Дорожин Ю. Учебное издание. Искусство детям. Каргопольская игрушка.М.: Мозаика-Синтез, 2015.
12. Дорожин Ю. Учебное издание. Искусство детям. Узоры Северной Двины.М.:Мозаика-Синтез, 2015.
13. Дорожин Ю. Учебное издание. Искусство детям. Цветочные узоры
Полхова-Майдана. - М.: Мозаика-Синтез, 2015.
14. Дорожин Ю. Учебное издание. Искусство детям. Мезенская роспись. - М.:
Мозаика-Синтез, 2015.
15. Клиентов А. Народные промыслы.- М.: Белый город, 2004.
16. Конышева Н.М. Секреты мастеров.- М.: Ассоциация ХХI век, 2001.
17. Костюченко М. Путешествие по России Русские праздники.- СПб, 2015.
18. Костюченко М. Путешествие по России Русские промыслы.- СПб, 2016.
19.
Левина М., Горшева В.С. Куклы. – Ярославль: Академия развития, 1995.
20. Левина М. 365 кукол со всего света. – М.: Рольф, 2000.
21. Лыкова И.А. Наш вернисаж. Дымковская игрушка.- М.: Карапуз, 2002
22. Маврина Т. Рогов А. Тарарушки – тарарушки - это русские игрушки. М.:
Малыш, 1986г.
23. Миловский А. Скачи добрый единорог.- М.: Детская литература, 1986.

28

24. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров.- М.:
Просвещение, 1983.
25.Сокольникова Н.М.. Изобразительное искусство и методика его преподавания
в начальной школе: учебное пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений/ 3-е
изд., стереотип.- М.: Издательский центр Академия, 2006.
26.Наглядные и раздаточные пособия. Культура России - М.: Айрис-пресс, 2008.
27.Чижова Т. Школа семи гномов. Расписная игрушка.- М.: Мозаика-Синтез,
2012.
28.Федотов Г. Глина и керамика. - М.: Эксмо-Пресс, 2002.
29.Хананова И. Соленое тесто.- М.: АСТ Пресс Книга, 2006.
Список литературы для обучающихся
1.Ганина Н. Дружок книга для внеклассного чтения(1,2,3 класс). - М.: Стрекоза,
2001.
2.Дайн Г. Детский народный календарь. - Сергиев-Посад, Цветографика,2012.
2.Зотов В. Лесная мозаика: кн. для воспитателей дет. сада и родителей. - М.:
Просвещение, 1993.
3.Леденцов
Н.И.
Белоснежка.
Магадан,
Магаданское
книжное
издательство,1987.
4. Михалков С. Стихи о маме. - М.: Омега-пресс, 2006.
Никольский Б. Армейская азбука. - Л.: Детская литература, 1983.
Новогодние чудеса: Стихи, сказки, загадки. - М.: Махаон, 2008.
5. Научно-познавательная литература для младшего школьного возраста. Тайны
животных. - М.: РОСМЭН-ИЗДАТ, 2000.
6.Рутковская А. Рисование в начальной школе. - СПб.: Издательский Дом
«Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2001.
7. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. - М.: Просвещение,
1990.
8. Яковлев Ю. Рыба-солнце. - М.: Малыш, 1974

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Список используемых сайтов.
Дымковская игрушка. razym.ru/deti…lykova-i-dymkovskaya
Дымковская игрушка. www.1-kvazar.ruidymka
Культура РФ. Народные промыслы России.
Русские народные промыслы Ru.m.wikipediaorg/
rukukla.ru
www/knqidain.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».