Я -модельер

1

Информационная карта ДООП
I.

Наименование
программы

Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Конструирование и
моделирование одежды «Я - модельер»

II.

Направленность

Художественная

III.

Сведения об авторе составителе

3.1.

ФИО

Майорова Надежда Степановна

3.2.

Год рождения

10.12.1953 г.

3.3.

Образование

Среднее профессиональное

3.4.

Место работы

МАУ ДО «ДД(Ю)Т»

3.5.

Должность

Педагог дополнительного образования

3.6.

Электронный
адрес

IV.

Сведения о программе

4.1.

Нормативная база
(отдельные
основные
документы)

1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
2.
«Стратегия развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года» (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 № 996-р);
3.
Постановление
Главного
государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
4.
Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 27.07. № 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
5.
Методические
рекомендации
по
проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (письмо Министерства образования и науки
2

Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 093242);
6.
Устав и другие локальные акты МАУ ДО
«ДД(Ю)Т».
срок 3 года 576 часов

4.2.

Объем и
освоения
программы

4.3.

Форма обучения

Очная

4.4.

Возраст
обучающихся

12 – 17 лет

4.5.

Особые категории нет
обучающихся

4.6.

Вид программы

V.

Ведущие формы и Наглядные методы: демонстрация (показ) картинок,
наблюдение.
виды
деятельности
Словесные методы: беседа; объяснение, диалог,
консультация.

модифицированная

Практические методы: построение выкроек одежды,
раскрой и пошив различных видов одежды, метод
проблемного обучения, проектно-конструкторские,
игровые методы, активные формы познавательной
деятельности (викторины, соревнования, выставки,
творческие конкурсы).
Методы поощрения: похвала, одобрение, награждение
и т.п.
VI.

Входная аттестация (беседа, наблюдение) для
Формы
выявления индивидуальных особенностей ребенка
мониторинга
результативности (интересов, первичных умений и навыков, мотивации).
Текущая аттестация (наблюдение,
работа, выставка, самооценка).

практическая

Промежуточная аттестация по полугодиям (беседа,
самостоятельная работа, выставка).
VII.

Дата

Программа рекомендована к реализации в 2023-2024
3

утверждения
последней
корректировки

учебном году, протокол ПС № 3 от «16 » мая 2023 г.

4

Содержание

I.

Титульный лист

1

Информационная карта ДООП

2

Комплекс основных характеристик ДООП
1.1.Пояснительная записка ……………………………………………….. 6
1.2.Цель, задачи программы ………………………………………........... 8
1.3.Планируемые результаты. Уровни усвоения программы…………... 9
1.4.Учебный план, содержание 1-го, 2-го, 3-го годов обучения………

12

II. Комплекс организационно-педагогических условий ДООП
2.1. Условия реализации программы ………………….…………………. 24
2.2. Календарный учебный график ………………………………….…… 24
2.3. Формы аттестации ………………………………………………….… 24
2.4. Оценочные материалы ………………………………………….……. 25
2.5. Кадровое обеспечение …………………………………………..……. 26
2.6. Материально-техническое обеспечение ……………………..……… 26
2.7. Методическое обеспечение программы ……………………….……. 29
2.8. Список литературы для педагога и обучающихся ……………….……...

31

5

1.1.Пояснительная записка
Введение. Одежда является наглядным проявлением нашей личности, она
не только защищает нас от неблагоприятных воздействий внешней среды, но она
создает наш имидж. Благодаря одежде, человек может изменить свой внешний
вид, украсить, скрыть недостатки, подчеркнуть достоинства внешности.
Стремление выглядеть неповторимо вызывает у многих желание научиться
шить. Изготовление швейных изделий производится в определенной
последовательности по схеме: эскиз-конструкция- технология-готовое изделие.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ямодельер» разработана с учетом требований современных нормативных
документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации»;
3. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
29.05.2015 № 996-р);
4. Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на
заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07
декабря 2018 г., протокол № 3);
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 №
114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки
качества условий осуществления образовательной деятельности организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным программам, образовательным программам среднего
профессионального образования, основным программам профессионального
обучения, дополнительным общеобразовательным программам»;
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.09.2020 №
508 «Об утверждении Порядка допуска лиц, обучающихся по образовательным
программам высшего образования, к занятию педагогической деятельностью по
6

общеобразовательным программам»;
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
10. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 09-3242);
11.Устав и другие локальные акты МАУ ДО «ДД(Ю)Т».
Направленность (профиль) программы. Программа «Конструирование и
моделирование одежды» имеет художественную направленность. Содержание
программы направлено на создание необходимых условий для личностного
развития обучающихся, позитивной социализации и профессионального
самоопределения.
Актуальность программы заключается в том, что на современном этапе
развития общества она отвечает запросам детей и родителей: формирует
социально значимые знания, умения и навыки, оказывает комплексное
обучающее,
развивающее,
воспитательное
воздействие,
способствует
формированию эстетических и нравственных качеств личности, приобщает
детей к труду и творчеству.
Педагогическая целесообразность программы имеет практическую
направленность. Занятия рукоделием помогает развивать мелкую моторику рук.
Воспитывает такие качества личности как усидчивость, сила воли и внимание,
аккуратность и умение организовать свое рабочее место. У детей развивается
воображение, эстетический и художественный вкус, что способствует развитию
творческой личности.
Занятия шитьем совершенствует математические навыки вычисления,
измерения, умения сопоставлять объекты по величине (длине, ширине, высоте).
Созидательный труд повышает уверенность подростка в собственных силах,
формирует чувства уважение к труду, что обеспечит в дальнейшем успешную
адаптацию в обществе.
Новизна программы: Программа позволяет в доступной и увлекательной
форме освоить искусство шитья. Совершенствуя свои знания и умения в
избранном виде деятельности, дети активно участвуют в выставках, конкурсах, в
проектной деятельности.
Отличительная
особенность
данной
дополнительной
общеобразовательной программы заключается в том, что она составлена в
соответствии с современными нормативными правовыми актами и
государственными
программными
документами
по
дополнительному
7

образованию, требованиями новых методических рекомендаций по
проектированию дополнительных общеобразовательных программ.
Структура программы.
В содержании программы допускается вариативность в изготовлении
изделий, что позволяет оперативно откликаться педагогу на появление новых
направлений в швейном искусстве, новых технологий, а также приспосабливать
содержание ко времени проведения различных конкурсов, праздников и
мероприятий.
Категория обучающихся. Программа рассчитана на 3 года, для
обучающихся в возрасте 12-17 лет.
1й год обучения – 144 часа;
2й год обучения – 216 часов;
3й год обучения – 216 часов.
На обучение принимаются все желающие без предъявления требований к
уровню предварительной подготовки. Состав группы формируется из учащихся
разного возраста.
Формы и режим занятий. Форма обучения очная. Основными формами
организации учебной деятельности для данной программы являются групповая,
мелкогрупповая и индивидуальная.
Продолжительность учебных занятий определена уставом учреждения,
исчисляется в астрономических часах и составляет 40 минут.
Начало занятий первого года обучения не позднее 15 сентября текущего
года, второго и последующих годов обучения не позднее 5 сентября текущего
года
Окончание занятий – не позднее 31 мая.
Продолжительность учебного года составляет 36 недель для 1 года
обучения, 36 для второго и последующих годов обучения
Нерабочие и праздничные дни устанавливаются в соответствии с
Постановлениями Правительства РФ.
1.2.Цели и задачи программы.
Цели:
Обеспечение личностного развития учащихся, позитивной социализации и
профессионального самоопределения средствами швейного мастерства и
декоративно - прикладного творчества.
Задачи:
Обучающие:
 обучить технологии изготовления швейных изделий;

8

 обучить основным способам обработки ткани; рациональным приемам
организации труда при изготовлении изделий декоративно - прикладного
творчества и швейных изделий;
 обогатить словарный запас обучающихся, на основе использования
соответствующей терминологии;
 формировать
навыки
работы
с
ручными
инструментами
и
приспособлениями, с технологическим швейным оборудованием при
производстве швейных изделий;
 приобщить к разнообразным видам хозяйственно-бытовой деятельности;
 ознакомить с техникой безопасности при выполнении швейных работ.
 формирование у обучающихся системы знаний, умений и навыков в
области швейного искусства
Развивающие:
 пробудить интерес к занятию декоративно-прикладным творчеством и
швейным искусством.
 развить творческую активность через индивидуальное раскрытие
способностей каждого обучающегося.
 развить
творческое
воображение,
конструкторское,
объемнопространственное мышление, художественно-эстетический вкус;
 развить навыки совместной работы, умения работать самостоятельно,
мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия
своих действий;
Воспитательные:
 воспитывать у детей уважение к труду и людям труда, трудовым
достижениям;
 привить навыки работы в группе; формировать культуру общения;
 формировать позитивную установку на семейную жизнь;
 воспитывать
уважение к культуре, языкам, традициям и обычаям
народов, проживающих в Российской Федерации;
 содействовать профессиональному самоопределению, приобщению детей
к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.
1.3. Планируемые результаты
Обучающиеся ,освоившие программу 1 года обучения будут знать:
 виды тканей, их назначение;
 виды ручных швов, их назначение ;
 основные инструменты и приспособления для ручных швейных работ
 правила техники безопасности при выполнении ручных швейных работ
9

и правила организации рабочего места.
 значение основных терминов (сметать, наметать, стачать и т.д.);
Будут уметь:
 пользоваться инструментами для ручных швейных работ;
 изготавливать лекалы;
 кроить различные виды одежды по готовым лекалам.
Обучающиеся освоившие программу 2 года обучения будут знать
 правила техники безопасности при выполнении разных видов
работ и правила организации рабочего места.
 технологию изготовления лоскутной аппликации;
 основные приемы составления композиции плоских накладных
аппликаций, способы соединении деталей аппликации (сшивание
ручным и машинным способом, склеивание);
 классификацию
одежды
по
целевому
назначению,
половозрастным признакам, росту и полноте;
 виды влажно – тепловой обработки;
 правила техники безопасности при работе с колющими и
режущими предметами, швейной машиной и электрическим
утюгом;
 будут иметь представление о работе на швейной машине;
 будут уметь выполнять конкретные виды машинных швов;
 будут различать виды ткани, и знать их назначение;
Будут уметь работать с журналами мод, самостоятельно
разрабатывать модели;
 будут уметь выполнять моделирование более сложных моделей,
их технологическую обработку;
 пользоваться инструкционными картами;
 снимать мерки с фигуры;
 строить чертежи основы блузки;
 кроить и шить блузку;
 проводить виды влажно – тепловой обработки изделий.

10

Ожидаемые результаты
К концу 3 года обучающиеся будут знать:
 основы графической грамоты,
 особенности строения женской и детской фигуры,
 правилами снятия мерок и их условные обозначениями.
 способы разработки моделей,
 виды отделок швейных изделий
 основные сведения о дизайне одежды, о понятии мода, стиль, детали
одежды;
 особенности русского народного костюма и принципы его построения;
 виды декоративно- прикладного творчества;
 основные термины по предмету программы;
 техники и приемы работы с материалами декоративно – прикладного
творчества;
 технику безопасности при работе с инструментами;
 основы цветоведения;
 основные свойства тканей применяемые при пошиве одежды
будут уметь:
 пользоваться чертежными инструментами,
 читать, и строит чертеж основы блузы (платья)
 разработать и сшить модель швейного изделия на себя
У обучающихся будут развиты (сформированы):
 компетенции в области декоративно прикладного творчества и швейного
искусства
 эстетическое восприятие и творческое воображение,
 навыки работы в группе, культура общения
 навыки организации здорового образа жизни: соблюдать режим дня,
правила личной гигиены, профилактика нарушения зрения, сохранения
правильной осанки; безопасного для здоровья режима использования
компьютера.
Уровни усвоения программы
Минимальный уровень – обучающийся овладел менее чем ½ объема
знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, как правило, в
беседах избегает употреблять специальные термины. В ходе практических
работы выполняет простые виды изделий. В процессе выполнения работы
постоянно обращается за помощью к педагогу. Очевидны ошибки на всех этапах
11

выполнения работы. Низкая активность предъявления результатов своей
деятельности (участие в выставках, конкурсах только на уровне детского
образовательного объединении).
Базовый уровень – обучающийся овладел о более ½ объем знаний,
умений и навыков, предусмотренных программой.
В беседах сочетает
специальную терминологию с бытовой. Практические работы выполняет на
основе образцов, с достаточной степенью самостоятельности, с соблюдением
технологической последовательности. Изделие выполняет достаточно аккуратно,
при выполнении отдельных операций допускает небольшие погрешности.
Хорошая активность предъявления результатов своей деятельности (участие в
выставках, конкурсах на уровне детского образовательного объединении или
учреждения).
Повышенный уровень - объем знаний, умений и навыков соответствует
программным требованиям. В беседах специальные термины употребляет
осознанно и в полном соответствии с их содержанием. Изделия выполняются
аккуратно, с соблюдением последовательности ведения работы, с элементами
творчества. Высокая самостоятельность при выполнении практических работ и
активность в предъявлении результатов своей творческой деятельности (участие
в конкурсных и выставочных мероприятиях муниципального и регионального
уровня).
Творческий уровень - объем знаний превышает программные требования.
Практические работы выполняются самостоятельно, качественно и творчески по
собственному замыслу и фантазии. Высокая активность в предъявлении
результатов своей творческой деятельности (участие в конкурсных и
выставочных мероприятия на муниципальном, региональном, всероссийском
уровнях).
1.1. Учебный план
1 год обучения
№
пп

Название темы

Всего
часов

1

Вводное занятие

2

2

Техника безопасности, правила поведения за
швейной машиной. Швейные машины,
машинные швы.

12

В том
Формы
числе
контроля
Тео Пр
рия акт
2
- Собеседовани
е
4
8 Беседа, опрос,
тестирование

12

3

Декоративно – прикладные работы,
создающие уют в доме

8

2

6

4

Художественное проектирование и
моделирование изделий подарочного
ассортимента
Общие сведения об одежде, тканях. ВТО.
Измерение фигуры человека.
Конструирование поясных изделий ( юбка,
брюки)

16

6

10

4
6
6

2
3
2

2
3
4

История развития моды юбок.
Моделирование и технология изготовления
поясных изделий.
Работа с журналами мод, схемами и
выкройками
Моделирование и пошив блузы-топ

14

4

10

4

1

3

Беседа, опрос

10

4

6

11

История платья. Моделирование и
технология обработки плечевых изделий.

18

8

10

12

Творческая работа

34

8

26

Практическая
работа
Беседа, опрос,
практическая
работа
Самостоятель
ная работа

13
14

Беседы, экскурсии, встречи
Итоговое занятие

8
2
144

8
2
56

5
6
7

8

9
10

Всего часов

Практическое
работа,
оценка работ
Практическое
работа,
оценка работ
Беседа, опрос
работа
Практическое
работа,
оценка работ
Беседа
Практическая
работа

Выставка
88

Содержание
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с учащимися. Знакомство учащихся с
программой и планом работы на год. Правила поведения и требования к
учащимся в кабинете. Первичная диагностика.
Тема 2. Техника безопасности, правила поведения за швейной машиной.
Организация рабочего места при проведении ручных и машинных видов работы.
Знакомство с оборудованием и инструментами. Рассказ о назначении и
применении инструментов и приспособлений. Порядок их хранения. Беседа о
правилах безопасности труда, пожарной безопасности, дорожного движения.
Швейные машины.
Теория. Знакомство со швейной машиной: устройство, назначение и принцип
работы. Уход за швейной машиной. Заправка нитей. Классификация машинных
швов. Частота строчки. Техника безопасности при работе на швейной машине.
Практика: Заправка швейных машин и выполнение прямых, овальных,
зигзагообразных строчек. Правильные приемы работы на швейной машине.
13

Выполнение соединительных швов ( стачных 2-х видов, расстрочных,
настрочных, накладных, шов встык). Выполнение краевых швов ( шов в
подгибку с закрытым срезом, шов в подгибку с открытым срезом, окантовочный
с закрытым срезом).
Тема 3. Декоративно – прикладные работы, создающие уют в доме.
Теория. Общие сведения из истории интерьера. Цветовая гамма. Рассказ о
цветовом круге. Основные и дополнительные цвета. Группы холодных и теплых
тонов. Закон контраста. Гармония цвета.
Практика: Цветовая разработка узора в квадрате, прямоугольнике, круге.
Зарисовка узора. Выполнение аппликации из ткани на фартук, салфетке. Пошив
кухонных прихваток, салфеток.
Тема 4. Художественное проектирование и моделирование подарочного
ассортимента.
Практика. Выполнение аппликаций из различных материалов.
Художественная вышивка одежды бисером и блестками.
Изготовление искусственных цветов из ткани, лент, тесьмы. Изготовление
различных видов отделки одежды (манжеты, жабо, броши). Изготовление
открыток, панно к праздникам.
Тема 5. Общие сведения об одежде и тканях. ВТО.
Теория. Краткие сведения из истории одежды. Основные функции одежды.
Одежда в соответствии с местом, временем, назначением, возрастом.
Практика: Работа с журналами мод. Подбор одежды для различных ситуаций.
Краткие сведения о тканях.
Теория. Знакомство с тканями по виду волокон: хлопчатобумажные, шерстяные,
шелковые и ткани из химических волокон. Рассказ о том, как разделяются ткани
по способу выработки, отделки, крашения.
Практика: Определение долевой и уточной нити, лицевой и изнаночной
стороны ткани. Правильный подбор швейных ниток, игл и соответствующего
режима нагрева утюга для определенной ткани. Способы подготовки ткани к
раскрою.
Влажно – тепловая обработка ( ВТО ).
Теория. Виды влажно – тепловой обработки. Технические требования к
выполнению. Техника безопасности при работе с утюгом.
Практика: Обучение первоначальным приемам влажно – тепловой обработки:
разутюживание и заутюживание швов.
Тема 6. Измерение фигуры человека.
Теория. Таблицы размерных признаков. Таблицы прибавок.
Практика. Снятие мерок для построения чертежей в натуральную величину.
14

Тема 7. Конструирование поясных изделий (юбка, юбка – брюки).
Теория. Общие сведения о конструировании одежды.
Практика. Снятие мерок. Построение (описание) основы прямой юбки.
Чертежные инструменты, приспособления. Линейка закройщика № 1 ( 1 : 4).
Рекомендации по выбору ткани, раскладка на ткани лекал.
Тема 8. История развития моды юбок. Моделирование и технология
изготовления поясных изделий.
Теория. Из истории моды юбки. Понятие о моделировании. Способы и приемы
моделирования на основе прямой юбки: юбки с кокетками, с оборками, с
драпировками. Конструкции юбок конических, годэ, расклешенных, юбка –
«полусолнце», юбка – брюки, фантазийные ( в зависимости от направления
моды).
Практика.
Зарисовка и выполнение эскиза модели. Снятие мерок для
построения чертежа одной из юбок ( по выбору). Построение чертежа основы
прямой юбки в натуральную величину и в масштабе 1 : 4. Моделирование
юбки в соответствии с эскизом. Определение расхода ткани. Подготовка ткани к
раскрою. Изготовление выкройки. Окончательная подготовка выкройки к
раскрою. Раскрой изделия. Подготовка юбки к 1 примерке. Особенности
подготовки юбок – брюк к 1 примерке. Дефекты посадки юбок и их устранение.
Обработка вытачек и складок. Обработка рельефных швов. Обработка кокеток.
Обработка карманов и притачивание их к юбке. Стачивание всей юбки.
Обработка застежки, пояса с прокладкой. Обработка верхнего среза юбки поясом
или корсажной лентой. Обработка низа юбки. Петля. Окончательная ВТО.
Пришивание пуговиц.
Тема 9. Работа с журналами мод, схемами и выкройками.
Теория. Характеристика журналов мод. Правила перевода выкроек из журналов.
Алгоритм работы с выкройками. Порядок снятия мерок.
Практика. Выбор и зарисовка моделей. Копирование деталей моделей на
кальку. Сборка деталей.
Тема 10. Моделирование и пошив блузы-топ.
Теория. Характеристика фасонов блузок. Современные модные тенденции.
Выбор тканей для изделия. Правила снятия мерок.
Практика. Построение чертежа основы блузы. Моделирование фасона.
Подготовка ткани к раскрою. Раскрой. Сметывание деталей. первая примерка.
Устранение дефектов кроя. Пошив. Влажно-тепловая обработка. Примерка
готового изделия.
Тема 11. История платья. Моделирование и технология обработки
плечевых изделий.
15

Теория. Эпоха, исторический период, форма и покрой одежды, отделка и
материал, цвет и рисунок ткани, стиль в одежде.
Моделирование с помощью переноса нагрудной вытачки, моделирование спинки
и полочки. Моделирование рукавов. Блузы закрытые и открытые. Простейшие
чертежи воротников. Последовательность и технологические приемы обработки
блузы. Просмотр готового изделия и оценка качества работы.
Практика. Работа с журналами мод. Выбор модели. Зарисовка модели. Снятие
мерок для построения чертежа основы блузки. Определение нормы расхода
ткани. Построение чертежа основы блузки в натуральную величину,
моделирование ее согласно эскизу, изготовление и подготовка выкройки блузки
к раскрою. Подготовка ткани к раскрою, обмеловка и раскрой. Разработка
различных моделей блузок. Освоение всех этапов работы по пошиву блузки.
Подготовка блузы к 1 примерке (копирование линий, прокладывание основных
линий, сметывание вытачек, рельефов, приметывание кокеток, сметывание
плечевых и боковых срезов). Примерка, внесение изменений. Стачивание
вытачек, рельефов, притачивание кокеток. Стачивание боковых и плечевых
швов. Обработка срезов. Обработка застежки, воротника. Вметывание и
втачивание его в горловину.
Обработка рукавов, вметывание и втачивание их в пройму. Обработка низа
блузки. 2 примерка. Внесение исправлений. Обработка срезов пройм. Обработка
петель. Окончательная ВТО. Пришивание пуговиц.
Тема 12. Творческий отчет учащихся. Направления современной моды
(весна – лето).
Теория. Силуэты. Формы. Ткани, расцветки, рисунки. Знакомство с журналами
мод. Просмотр коллекционных показов одежды (телевидение, видео).
Разработка модели по специальному заданию, обсуждение модели.
Рекомендации по выбору ткани, отделок, украшений и дополнений.
Практика. Работа с журналами мод. Моделирование изделий. Раскрой.
Технологическая обработка изделий. Сметывание, примерка, внесение
изменений. Стачивание швов, обработка декоративных деталей, отделки.
Обработка воротников, рукавов и вметывание их. 2-я примерка. Втачивание
воротника и рукавов. Обработка низа изделия, петель. Окончательная ВТО.
Пришивание пуговиц.
Тема 13. Беседы, экскурсии, встречи.
Беседы по истории создания швейных машин, истории народного костюма;
курьезы моды; профессии швейного производства. Экскурсии в ателье города,
центр моды, училище № 7, выставки прикладного творчества, краеведческий
музей. Встречи с людьми интересных профессий, связанных с изготовлением
одежды. Работа в библиотеках.
16

Тема 14. Итоговое занятие. Подведение результатов работы за год.
Планирование работы на следующий год. Выставка изделий.
Учебный план
2 год обучения
№№
пп

Название темы

Всего
часов

1

Вводное занятие. Техника безопасности.

3

2

Швейная машина.

6

3

Свойства тканей

4

4

Стили и направления в моде. Работа с
журналами мод.

6

5

Культурное наследие русского народа.

14

6

Русский национальный головной убор

6

7

20

13

Художественное моделирование,
оформление одежды
Моделирование плечевых изделий более
сложных конструкций. Технологии
изготовления плечевых изделий
Конструктивное моделирование одежды
(нарядное платье). Фигура человека и ее
пропорции.
История развития моды брюк.
Конструирование и моделирование брюк.
Технологическая обработка.
Техника владения использования готовых
выкроек.
Изготовление дополнений к одежде из
кожи, замши, велюра (броши, серьги,
браслеты, кулоны). Обработка тканей
повышенной трудности.
Творческая работа

14

Беседы, экскурсии, встречи

8

9

10

11
12

52

В том числе
Формы
контроля
Теория Практ
ика
3
Собеседован
ие
2
4
Беседа,
опрос
2
2
Беседа,
опрос
2
4
Беседа,
практическа
я работа
4
10
Беседа,
опрос,
практическа
я работа
2
4
Беседа,
наблюдение
4
16
Практическа
я работа
8
44
Практическа
я работа

26

4

22

Практическа
я работа

28

4

24

6

2

4

16

4

12

Беседа
Практическа
я работа
Практическа
я работа
Практическа
я работа

25

4

21

8

8

Самостоятел
ьная работа
17

15

Итоговое занятие
Всего часов

2
216

2
53

Выставка
163

Содержание
Тема 1. Вводное занятие. Техника безопасности. Организационные вопросы.
Задачи, планы работы на год. Правила безопасной работы с ручными
инструментами и на универсальной швейной машине. Инструменты и
принадлежности для работы.
Тема 2. Швейная машина. Санитарно – гигиенические требования. Правила
работы на швейной машине. Простейшие неполадки в работе машины и способы
их устранения.
Тема 3. Свойства тканей.
Теория. Технология производства и свойства искусственных и синтетических
волокон. Свойства тканей из искусственных волокон ( прочность в сухом и
влажном состоянии, сминаемость, воздухопроницаемость). Использование
тканей из искусственных волокон при производстве одежды. Краткие сведения
об ассортименте тканей из искусственных волокон. Сложные переплетения
нитей в тканях (репс, усиленная саржа, усиленный атлас и т.д.). Зависимость
свойств тканей от вида переплетения.
Практика. Определение свойств тканей из искусственных и синтетических
волокон (физико-механические, гигиенические, технологические). Определение
вида раппопорта в сложных переплетениях. Изготовление и оформление
образцов в тетрадь.
Тема 4. Стили и направления в моде.
Теория. История моды. Общее понятие об отдельных стилях и направлениях в
моде. Типичные элементы разных стилей. Характерные формы, детали, отделка,
аксессуары. Платки, шарфы и галстуки - современные аксессуары.
Практика. Выбор собственного стиля: определение пропорций фигуры, выбор
цветовой гаммы, подбор фасона. Просмотр и обсуждение видеоматериалов с
демонстрацией модных коллекций одежды, зарисовка моделей.
Тема 5. Культурное наследие русского народа.
Теория. Формирование русского костюма. Русский национальный костюм 19-20
вв. Ткани, используемые для изготовления народного костюма. Традиционные
комплекты русской одежды: скубельком (распашное платье, рубаха с юбкойандараком, поневой, сарафаном). Составные части девичьего и женского
костюмов. Особенности покроя.
Практика. Изготовление тематического костюма по мотивам традиционных
народных промыслов (по выбору обучающихся).
Тема 6. Русский национальный головной убор.
18

Теория. Характеристика русский головных уборов разных исторических эпох.
Виды головных уборов: венец, кокошник, коруна, повой, повязка, мурмовка,
колпак.
Практика. Выбор фасона, подбор материалов. Изготовление русского
национального головного убора по выбору рбучающихся, в уменьшенном
масштабе.
Тема 7. Художественное моделирование, оформление одежды.
Теория. Понятия: художественное моделирование, отделка. Приемы выполнения
декоративных отделок ( отделка деталей буфами, защипами, отделка руликом,
складками, воланами). Виды современных отделок: вышивка, рюши, бахрома,
сборки; кружева, плетение; цветы, перья, аппликация, пэчворк (лоскутное
шитье); фурнитура, кожа, трикотаж; тесьма, ленты, шнур; украшения (бисер,
броши, бусы, пояса). Освоение разных видов современной отделки.
Осторожность в применении отделок: согласованность с композицией костюма.
Словарь моды.
Практика. Изучение словаря моды. Рисование моделей одежды на бумажные
шаблоны фигуры человека. Освоение и выполнение образцов декоративных
отделок.
Тема 8. Моделирование плечевых изделий более сложных по конструкции.
Теория. Технологии изготовления плечевых изделий. Специфика работы
художника – модельера. Последовательность технического моделирования.
Методика перемещения нагрудной вытачки и ее модификация в лифах
различных форм. Метод перенесения фасонных линий с рисунка на чертеж
основы или на готовую основу. Приемы создания выкроек.
Практика. Работа с журналами мод. Выбор и зарисовка модели. Определение
нормы расхода ткани. Снятие мерок, построение чертежей. Выполнение
моделирования соответственно эскизу. Подготовка ткани к раскрою.
Технологическая обработка изделия (с поузловой ТВО). Подготовка изделия к 1
примерке, ее проведение. Внесение изменений. Стачивание. 2 примерка,
внесение изменений, окончательная ВТО. Пришивание пуговиц. Дефекты
посадки плечевых изделий.
Тема 9. Конструктивное моделирование одежды (нарядное платье).
Теория. Понятие «модели одежды». Метод конструктивного моделирования при
построении чертежей в М 1:4 в натуральную величину. Разработка моделей с
дополнениями и украшениями. Обсуждение моделей. Рекомендации по выбору
тканей, отделок, дополнений.
Практика. Работа с журналами мод. Зарисовка модели или создание авторской
модели. Моделирование с учетом возраста, характера, телосложения.
19

Зависимость формы одежда от индивидуальных особенностей фигуры.
Специфика выполнения эскизов модели одежды. Техника переноса фасонных
линий с рисунка на чертежи основы или на готовую основу.
Фигура человека и ее пропорции. Понятие «фигура». Понятие «пропорции»
как соотношения продольных и поперечных размерных признаков. Понятие
«пропорционально сложенной фигуры». Правило «золотого сечения» - правило
гармонии человека. Формула пропорциональности. Соотношение роста и массы
человека. Характеристика форм тел человека. Асимметрия тела человека.
Классификация фигур. Сопоставление формы одежды с фигурой человека.
Тема 10. Карманы ( в шве, прорезные).
Теория. Виды прорезных карманов : в рамку, с листочкой, с клапаном; в шве.
Практика. Изготовление образцов карманов. Технология обработки.
Тема 11. История развития моды брюк. Конструирование и моделирование
брюк.
Теория. Технологическая обработка. Рекомендации фасона и тканей в
соответствии с направлением моды. Нормы расхода ткани. Правила измерения
фигуры для построения чертежа брюк. Построение основы конструкции
женских брюк. Моделирование ос основе классических брюк (брюки свободной
формы, плотно прилегающие по бедрам и талии, зауженные от колена до низа
изделия, или расклешенные от колена до низа изделия). Раскладка выкроек на
ткани, раскрой. ВТО брюк. Просмотр и оценка готового изделия.
Практика. Работа с журналами мод. Эскиз брюк. Определение нормы расхода
ткани. Снятие мерок для построения чертежа брюк в натуральную величину или
в М 1 : 4. Моделирование брюк согласно эскизу. Подготовка ткани к раскрою.
Раскладка лекал на ткани. Обмеловка и раскрой. Технологическая обработка
брюк. Подготовка раскроенных деталей к сметыванию. Выполнение ВТО на
парных деталях, сложенных лицом внутрь. Сутюжка и оттяжка. Обработка
передних, затем задних половинок брюк.
Сметать вытачки. Сколоть и сметать боковые швы. Сколоть и сметать шаговые
швы. Сколоть и сметать правую и левую половинки брюк по линии среднего
шва. Внести изменения после 1 примерки. Стачать вытачки, кокетки, складки и
т.д. Обработать карман. Обработать стачные боковые и шаговые швы. Обработка
стачного среднего шва и застежки. Обработка верхнего среза брюк ( поясом,
обтачкой, резинкой). Заметывание низа брюк, их обработка. Обработка петель.
Окончательная ВТО. Пришивание пуговиц.
Тема 12. Техника владения использования готовых выкроек.
Практика.Инструкции: как работать с выкройками, с
условными
обозначениями, с таблицей размеров, со словарем терминов, встречающихся на
20

листах супер выкроек. Перевод основных линий деталей кроя на кальку. Раскрой
изделий по готовым лекалам. Смотри: Как работать с выкройками.
Тема 13. Изготовление дополнений к одежде из ткани, кожи, замши, велюра
( косынки, шарфы, пояса, броши, серьги, браслеты, кулоны).
Теория. Обработка тканей повышенной трудности.
Практика. Черты лица человека. Обрамление лица: шляпы, украшения, линия
горловины и воротника. Цветовые образы: женщина – весна, женщина – лето,
женщина - осень, женщина -зима. Определение формы и типа своего лица.
Определение черт своего лица.
Работа с журналами мод и специальной литературой.
Эскизы элементов дополнений к одежде. Разработка и выполнение эскизов.
Практические рекомендации в связи с модой.
Тема 14. Творческая модель.
Теория. Знакомство с журналами мод, специальной литературой, просмотр
видеозаписей с показа моделей. Разработка моделей с дополнениями и
украшениями. Обсуждение модели. Рекомендации отделок, дополнений,
украшений.
Практика. Работа с журналами мод, специальной литературой. Зарисовка
модели. Конструирование и моделирование. Приемы создания выкроек. Раскрой.
Технологическая обработка узлов и деталей модели. Стачивание швов,
обработка деталей отделочных и декоративных. Обработка воротника и рукавов.
Вметывание их в изделие. Вторая примерка. Внесение изменений. Втачивание
воротника и рукавов. Обработка низа изделия, петель. Окончательная ВТО.
Чистка изделия, пришивание фурнитуры. Обсуждение модели, защита.
Тема 15. Беседы, экскурсии, встречи. Беседы: «История развития одежды»,
«Курьезы моды», «Направления моды по сезонам».
Экскурсии: выставки детского творчества, знакомство со швейными
профессиями в училище № 7, музей, театр (сценический костюм).
Встречи: с людьми интересных профессий, связанных с изготовлением
украшений одежды. Работа в библиотеках.
Тема 16. Итоговое занятие. Подведение творческой деятельности учащихся за
год, их достижения. Перспективы работы на следующий год.
Учебный план
3 год обучения
№
пп

Название темы

Всего
часов

В том числе
Теория Практи
ка

Формы
контроля
21

1

Вводное занятие. Техника
безопасности.

3

3

-

2

Изделие из ткани со сложным
рисунком.

18

4

14

3

Моделирование плечевых изделий
более сложных конструкций.

36

6

30

4

Технология изготовления швейных
изделий сложной конструкции

58

8

50

5

Построение чертежа лифа с
цельнокроеными рукавами мягкой
формы без ластовицы
Композиция костюма

12

2

10

12

6

6

6
61

3
8

3
53

9

Направления современной моды
Выполнение комплексных работ по
всем видам одежды
Исследовательская работа (проект).

8

8

10

Итоговое занятие

2
216

2
50

6

7
8

Всего часов

Собеседовани
е,
тестирование
Опрос,
практическая
работа
Опрос,
практическая
работа
Опрос,
практическая
работа
Опрос,
практическая
работа
Опрос,
практическая
работа
Беседа, опрос
Самостоятель
ная работа
Самостоятель
ная работа
Выставка

166

Содержание
Тема 1. Вводное занятие. Техника безопасности. Организационные вопросы.
Задачи, планы работы на год. Инструменты и принадлежности для работы.
Организация рабочего места.
Тема 2. Изделие из ткани со сложным рисунком.
Теория: характеристика тканей со сложными рисунками: клеткой, полоской,
крупным рисунком, раппортом, купоном. Особенности кроя по прямой, по
косой. Расчеты на расходу ткани. Композиция изделия. Сочетание с другими
тканями.
Практика: Выбор фасона. Выбор ткани. Снятие мерок. Раскладка лекал.
Раскрой. Сметывание деталей. Первая примерка. Учтранение дифектов кроя.
Пошив. Влажно-тепловая обработка. Примерка готового изделия.
Тема 3 Моделирование плечевых изделий более сложных конструкций.
Теория:Технологии изготовления плечевых изделий. Специфика работы
художника – модельера. Последовательность технического моделирования.
Методика перемещения нагрудной вытачки и ее модификация в лифах
22

различных форм. Метод перенесения фасонных линий с рисунка на чертеж
основы или на готовую основу. Приемы создания выкроек.
Практика: Работа с журналами мод. Выбор и зарисовка модели. Определение
нормы расхода ткани. Снятие мерок, построение чертежей. Выполнение
моделирования соответственно эскизу. Подготовка ткани к раскрою.
Технологическая обработка изделия (с поузловой ТВО). Подготовка изделия к 1
примерке, ее проведение. Внесение изменений. Стачивание. 2 примерка,
внесение изменений, окончательная ВТО. Пришивание пуговиц. Дефекты
посадки плечевых изделий.
Тема 4. Технология изготовления швейных изделий сложной конструкции.
Практка:Этапы работы: выбор модели из журналов мод (или своя творческая
модель), фасон, эскиз,, мерки, чертежи, моделирование на основе выкройки,
раскрой, примерка, уточнение , пошив, окончательная отделка. Зрительный
образ модели.
Тема 5. Построение чертежа лифа с цельнокроеными рукавами мягкой
формы без ластовицы (кимоно).
Теория:Характеристика изделия с цельнокроеными рукавами. Особенности
конструкции.
Практика: Чертеж лифа с цельнокроеным рукавом
Тема 6. Композиция костюма.
Теория:Понятие «композиции» как объединение всех элементов формы
художественного произведения в единое целое, выражающее образное
содержание. Композиция в одежде – организация всех элементов ее формы.
Форма и содержание одежды. Форма и силуэт. Линии контуров одежды, ее
частей, деталей; конструктивные и декоративные. Форма и объем, приемы
создания. Цвет и рисунок материала. Цвет и форма. Цветовое сочетание,
светотень. Учет ассортимента и свойств материала при создании костюма.
Членение форм костюма. Линии членения: горизонтальные, вертикальные,
диагональные. Пропорции фигуры и линии членения. Симметрия и асимметрия.
Понятие художественной системы в моделировании: отдельные модели одежды,
гарнитур, комплект, ансамбль, коллекция. Понятие «линия – гардероб».
Тема 7. Направления современной моды.
Теория:Направление моды. Силуэты. Формы. Ткани. Расцветки, рисунки.
Знакомство с журналами мод. Просмотр коллекционных показов одежды ( ТВ,
видео). Влияние моды на людей.
Тема 8. Выполнение комплексных работа по всем видам одежды ( юбки,
брюки, блузки, платья, различные виды рукавов, жакеты и т.д.)
Практика: На основе полученных знаний за 2 года обучения. Выбор модели.
Отработка навыков переноса фасонных линий с рисунка на чертеж основы.
23

Приемы создания выкройки путем моделирования на готовой основе. Поэтапное
создание модели, выбранной из журнала для себя. Сравнение полученного
изделия со зрительным образом модели в журнале. Анализ несоответствий.
Разработка
разных моделей ( комбинированный метод) на одной
конструктивной основе. Зарисовка моделей для своей фигуры.
Тема 9. Исследовательская работа.
Теория: Изучение литературных источников, иллюстративного материала.
Проектирование. Характеристика структурных элементов проекта. Разработка
эскиза изделия. Расчет расхода ткани на изделие. Выбор ткани. Технология
изготовления изделия.
Практика: Составление проекта. Определение целей и задач. Планирование и
организация работы. Выбор материалов. Разработка эскизов. Подготовка к
презентации изделия.
Тема 11. Итоговое занятие. Подведение итогов деятельности учащихся за
учебный год, за все время обучения. Творческие достижения, умения, навыки.
Персональные выставки, творческие отчеты, проекты. Переход учащихся для
дальнейшего обучения в творческую мастерскую.
2.1.Условия реализации программы
Продолжительность учебного года составляет 36 недель.
Начало занятий первого года обучения не поздне 15 сентября.
Окончание занятий – не позднее 31 мая.
Нерабочие и праздничные дни устанавливаются в соответствии с
Постановлениями Правительства РФ.
Промежуточная аттестация проводится по итогам освоения ДООП за 1-е
полугодие в III декаде декабря, за 2-е полугодие - в мае.
2.2.Календарный учебный график
№

Год обучения

Объем
часов

учебных Всего
недель

учебных Режим работы

1

Первый

144

36

2р х 2ч = 4 ч

2

Второй

216

36

3р х 3 ч = 6 ч

3

Третий

216

36

3рх3ч=6ч

2.3.Формы аттестации
Программа предусматривает три вида аттестации обучающихся.
24

Предварительная (вводная) аттестация, проводится в начале учебного года в
целях определения уровня мотивации к занятиям избранным видом
деятельности. Формы вводной аттестации: наблюдение, собеседование,
анкетирование.
Текущая аттестация, проводится в целях оценки качества усвоения
учащимися содержания отдельных разделов образовательной программы.
Формы текущей аттестации: тестирование, игры, викторины, кроссворды,
выставки комплексная практическая работа.
Промежуточная аттестация, проводится в конце полугодия или года в
целях оценки степени и уровня усвоения учащимися образовательной
программы в целом. Формы промежуточной аттестации: тестирование,
контрольные задания, творческие задания, практические упражнения,
выполнение творческих работ, выставки, проекты, защита портфолио.
Достижения учащихся оцениваются безотметочным способом.
Промежуточная аттестация проводится по итогам освоения
каждого
образовательного модуля в 1-м полугодии в II декаде декабря, во 2-м полугодии
– во II декаде мая текущего года.

формы начальной
диагностики

собеседование,
наблюдение

2.4.Оценочные материалы
формы промежуточной
формы итоговой
аттестации
аттестации результатов
образовательной
деятельности
Контрольные задания

Диагностика,
анкетирование

Критерии оценивания
Оцениваемые
параметры

Минимальный
уровень знаний

Работа
инструментами
материалами,
техника
безопасности

с Требуется
и постоянный
контроль педагога
за выполнением
правил по технике
безопасности

Базовый
знаний

уровень Повышенный
уровень знаний

Требуется
периодическое
напоминание о том,
как
работать
с
инструментами и
материалами

Четко и безопасно
работает
с
инструментами и
материалами

25

Требуется
постоянная
помощь педагога
при работе над
изделием

Нуждается
в
пояснении
последовательности
работы, но после
объяснения
способен
к
самостоятельным
действиям

Самостоятельно
выполняет
операцию
по
изготовлению
изделия

Не может
изготовить по
по образцу без
помощи педагога

Может изготовить
изделие по образцу
при
подсказке
педагога

Способен
изготовить
изделие
образцу

Степень
самостоятельности
при работе над
изделием

Способность
изготовления
изделия
образцу

по

Тесты;
Опрос, анкетирование;
Листы наблюдения;
Защита проектов,
выставка, демонстрация готовых работ.
2.5. Кадровое обеспечение.
Программа может быть реализована одним педагогом дополнительного
образования, имеющим высшее образование или среднее профессиональное
образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего
образования и специальностей среднего профессионального образования
«Образование и педагогические науки». Или к реализации дополнительной
общеразвивающей программы могут быть допущены лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных
общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную
аттестацию не менее чем за два года обучения. Прошедшим обязательный
медицинский осмотр (обследование) и не имеющем ограничений к занятию
педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской
Федерации
2.6. Материально техническое обеспечение
Требования к помещению(ям) для учебных занятий: в соответствии
с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН
2.4.4.3172-14 для организации учебного процесса.
26

Материально-техническая база
1.
Посадочные места
2.
Универсальные швейные машины
3.
Утюг
4.
Гладильная
5.
Комплект лекал
6.
Швейные принадлежности и инструменты
7.
Литература
8.
Интернет-ресурсы
9.
Журналы мод.
Учебно-дидактический материал
 папка с лекалами, с выкройками, с образцами;
 технологические карты изготовления игрушек;
 фотографии творческих работ;
 технологические карты выполнения различных швов;
Примерочный участок
 примерочная кабина
 Стул - банкетка
 Зеркало
 Вешалка
 Коврик
Мебель:
 ученическая мебель (столы и стулья)
 мебель для педагога (стол и стул)
 шкаф для хранения дидактического материала
 классная доска
Основное и вспомогательное технологическое оборудование:
 машины швейные общего назначения (стачивающие)
 машины швейные специального назначения (Зигзагообразной
строчки)
 машины стачивающе-обметочные
 рабочий стол для раскроя ткани
 иглы машинные (комплект)
 рабочие столы для выполнения ручных работ
 рабочий стол для раскроя ткани
Оборудование для влажно-тепловой обработки:
27

 гладильный стол
Инструмент, приспособления, инвентарь:
 ножницы швейные
 наперсток
 сантиметровая лента
 иглы ручные швейные
 коробка для инструментов
Приспособления для выполнения ручных работ:
 магнит для сборки и хранения иголок
 колышек
 резец
 лекала
 линейки (деревянные)
 портновский мел
 мыло портняжное
Приспособления для влажно-тепловых работ:
 пульверизатор
 проутюжельник
 доска утюжильная
 стул или табурет
 шкаф для хранения материалов и инструментов для
обучающихся
 кронштейн для полуфабрикатов и готовой продукции
 коврик резиновый
 плечики для одежды
Технические средства и дидактические материалы:
 инструкционные
карты
(для
изучения
в
процессе
производственного обучения технологических приемов,
операций и видов работ)
 технологические (инструкционно-технологические) карты для
выполнения работ комплексного характера (простых и
сложных)
 дидактические материалы (карточки – задания, материалы на
печатной основе, обзорно-повторительные таблицы и т.д.)
Учебно-наглядные пособия:
 Плакаты, таблицы по темам программы
 Образцы по узловой обработки деталей изделий
28

Средства информации
 Правила безопасности труда в кабинете
 Инструкции по безопасности труда при работе на швейном
оборудовании
 Правила противопожарной безопасности
 Правила поведения обучающихся в кабинете
 Справочные таблицы

2.7. Методическое обеспечение программы
Наиболее распространенным типом занятия при реализации программы
является комбинированное или смешанное занятие.
Его с т р у к т у р а такова:
 организация обучающихся;
 повторение ранее пройденного учебного материала;
 изложение нового материала;
 закрепление изученного материала;.
Программа включает в свое содержание основные виды обработки
швейных изделий, швов и конструирование одежды. На занятиях объединения
обучающиеся овладевают технологией и практическими навыками выполнения
швейных изделий, знакомятся с направлениями современной моды, получают
знания о хлопчатобумажных, льняных, шерстяных и шелковых тканях,
приобретают умения в подборе ткани для изделий. На основе изучения законов
композиций и цветосочетания обучающиеся учатся выполнять эскизы моделей.
Занятия в объединении построены так, чтобы теоретические вопросы по
каждой теме предшествовали практическим работам. При изложении
теоретических вопросов учитывается возраст и запросы обучающихся.
 При реализации программы используются различные методы обучения:
 словесный,
 наглядный,
 практический,
 объяснительно-иллюстративный,
 репродуктивный,
 частично-поисковый,
 исследовательский.
Формы занятий:
 традиционные,
29

практикумы,
 комбинированные,
 творческие,
 круглый стол,
 коллективное выступление и обсуждение,
 экскурсии,

выставки.
Подведением итогов работы объединения является конкурс лучших швейных
изделий и их демонстрация.
1. Требования безопасности при выполнении ручных работ.
1.1. При выполнении ручных работ необходимо пользоваться наперстком.
1.2. Иголки и булавки необходимо хранить в определенном месте
(специальной коробке, подушечке т. д.), не оставлять их на столе, не брать
иголки и булавки в рот и не вкалывать их в одежду.
1.3. Передавать иголки и булавки необходимо воткнутыми в подушечку или в
ткань.
1.4. Не пользоваться ржавыми ножницами, иглами и булавками.
1.5. Выкройки к ткани прикреплять острыми концами булавок в направлении
от себя.
1.6. Ножницы всегда должны лежать на столе с сомкнутыми лезвиями.
Передавать ножницы необходимо кольцами вперед, держа так же за сомкнутые
лезвия.
1.7. При выкраивании деталей убедиться в отсутствии иголок и булавок,
которые могут попасть под ножницы.
1.8. По окончании работ все инструменты убрать в специальную коробку или
вернуть на место их хранения, производственный мусор убрать в специальную
корзину.


2. Требования безопасности при выполнении машинных работ.
2.1. Перед началом работы убедиться в исправности швейной машины –
правильной установке шпульного комплекта, не погнута ли игла, а так же в
правильности заправленных верхней и нижней нитей.
2.2. Не наклоняться близко к движущимся частям машины.
2.3. Располагать пальцы рук на достаточной удаленности от лапки во
избежание прокола иглой.
2.4. Перед стачиванием убедиться в отсутствии булавок или иголок на линии
шва изделия.

30

2.5. Правильно сидеть за швейной машиной – корпус учащегося должен
находиться напротив иглы швейной машины, сидеть необходимо на всей
поверхности стула, спина должна быть прямая.
2.6. Все необходимые инструменты должны располагать с правой стороны
машины.
2.7 При возникшей поломке отключить швейную машину, сообщить об этом
учителю и остальным учащимся.
2.8. Заправку верхней и нижней нитей, замену иглы производить только при
выключенной швейной машине. Замену иглы самостоятельно можно
производить только под наблюдением учителя.
2.9. Нитки отрезать только при помощи ножниц или спец.швейных
«перекусов»
3.0. После окончания работы отключить швейную машину, убрать
производственный мусор с рабочего места в специальную корзину.
3. Требования безопасности при выполнении влажно-тепловых работ.
3.1. Перед началом работы и после окончания работы наливать воду в утюг и
выливать воду из утюга только при выключенном утюге.
3.2. Включать и выключать утюг сухими руками, держась за вилку
3.3. Не оставлять включенный электроутюг в сети без присмотра
3.4. Ставить утюг на асбестовую, мраморную или керамическую подставку.
3.5. Следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.
3.6. При проведении утюжильных работ всегда обращать внимание на
соответствие температурного режима для используемой ткани.
3.7. При проутюживании швов и деталей одежды необходимо убедиться в
отсутствии игл и булавок в изделии
3.7. В помещениях с бетонными полами во время утюжильных работ
необходимо стоять на резиновом коврике.
3.8. О всех неисправностях сообщать учителю.
2.8. Список литературы
Список литературы для педагогов
1. Орлова Л. Азбука моды. – М.: Просвещение, 1988.
2. Коробцева Н.А., Петрова Е.А. Тайны и секреты женской одежды. – Ростов н
/ Д.: Феникс, 1990.
3. Бердина Т.О. Моделирование и художественное оформление одежды. - Ростов
н / Д.: Феникс, 1990
4. Устинова . Азбука кройки и шитья. Как шить красиво. – Назрань:
Издательство АСТ, 2000.
31

5. Журнал « Дополнительное образование детей». – программы лауреатов
Всероссийского конкурса авторских программ./ Редактор – составитель Егорова
А.В. и др. – М.: ГОУЦРССДОД, 2003.
6. Журналы:
« Внешкольник» спец . выпуск № 1 (6). – Ярославль: 1998;
« Внешкольник» спец. Выпуск № 2 (14). – Ярославл. ;
7. Как шить красиво: Пер. с англ. / Предисл. В. Зайцева. – К 16 М.: Мир, 1990.
8. Волкова Н., Новосѐлова Т. Азбука кройки и шитья. – Ростов н / Д: Феникс,
2002.
9. Боганова Т.А. Сама себе портниха. Серия «Самоучитель». - Ростов н / Д:
Феникс, 2002.
10. Головнина М.Н., Михайлец В.М., Ямпольская А.Н.: Технология обработки
швейных изделий. – Киев: Техника, 1986.
11. Николаенко А.А., Червяков Ф.И., Непряхин А.П., Дремалин Н.А.: Бытовые
швейные
машины. – 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: Легпромбытиздат,
1985.
12. Журналы мод: «Бурда», « Модели сезона», « Журнал мод» и др.
Список литературы для обучащихся
1.
Орлова Л. Азбука моды. – М.: Просвещение, 1988.
2. Коробцева Н.А., Петрова Е.А. Тайны и секреты женской одежды.
Ростов н / Д.: Феникс, 1990.
3. Бердина Т.О. Моделирование и художественное оформление одежды. - Ростов н
/ Д.: Феникс, 1990
4. Устинова . Азбука кройки и шитья. Как шить красиво. – Назрань: Издательство
АСТ, 2000.
5. Как шить красиво: Пер. с англ. / Предисл. В. Зайцева. – К 16 М.: Мир, 1990.
6. Волкова Н., Новосѐлова Т. Азбука кройки и шитья. – Ростов н / Д: Феникс,
2002.
7. Боганова Т.А. Сама себе портниха. Серия «Самоучитель». - Ростов н / Д:
Феникс, 2002.
8. Головнина М.Н., Михайлец В.М., Ямпольская А.Н.: Технология обработки
швейных изделий. – Киев: Техника, 1986.
Список используемых сайтов.
1.
Дистанционное обучение на Осинке ( Электронный ресурс). Режим
доступа: http://www.osinka.ru/Sewing/Modelling/.
2.
Выкройки и уроки шитья для начинающих ( Электронный ресурс). Режим
доступа: http://porrivan/ru/proizvodstvo-odezhdy/konstruirovanie-odezhdy/html
32

3.
Моделирование и конструирование женской одежды ( Электронный
ресурс).
Режим
доступа:
http://www.handly.ru/odejda/modelirovanie
i
konstruirovanie jenskoy odejdy/.
4.
Конструирование и моделирование женской одежды
(Электронный
ресурс. Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/chernyakova/6.html
5.
Библиотека(Электронный
ресурс
Режим
доступа:
http://www.twirpx.com/library/.
6.
Конструирование, моделирование и пошив женской одежды (
Электронный ресурс). Режим доступа: http://club/season.ru/index php?act=idx/

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».