Интерьерная игрушка

1

Информационная карта ДООП
I.

Наименование
программы

Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Интерьерные игрушки
в стиле «Тильда»»

II.

Направленность

Художественная

III.

Сведения об авторе составителе

3.1.

ФИО

Майорова Надежда Степановна

3.2.

Год рождения

10.12.1953 г.

3.3.

Образование

Среднее профессиональное

3.4.

Место работы

МАУ ДО «ДД(Ю)Т»

3.5.

Должность

Педагог дополнительного образования

3.6.

Электронный
адрес

IV.

Сведения о программе

4.1.

Нормативная база
(отдельные
основные
документы)

1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
2.
«Стратегия развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года» (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 № 996-р);
3.
Постановление
Главного
государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
4.
Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 29.07.22 № 629 «Об утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
5.
Методические
рекомендации
по
проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (письмо Министерства образования и науки
2

Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 093242);
6.
Устав и другие локальные акты МАУ ДО
«ДД(Ю)Т».
срок 1 год 108 часов

4.2.

Объем и
освоения
программы

4.3.

Форма обучения

Очная

4.4.

Возраст
обучающихся

7 - 12 лет

4.5.

Особые категории нет
обучающихся

4.6.

Вид программы

V.

Ведущие формы и Наглядные методы: демонстрация (показ) картинок,
наблюдение.
виды
деятельности
Словесные методы: беседа; объяснение, диалог,
консультация.

модифицированная

Практические методы: построение простейших
рисунов, выкроек игрушек, метод проблемного
обучения,
проектно-конструкторские,
игровые
методы,
активные
формы
познавательной
деятельности (викторины, соревнования, выставки,
творческие конкурсы).
Методы поощрения: похвала, одобрение, награждение
и т.п.
VI.

Входная аттестация (беседа, наблюдение) для
Формы
выявления индивидуальных особенностей ребенка
мониторинга
результативности (интересов, первичных умений и навыков, мотивации).
Текущая аттестация (наблюдение, практическая
работа, игра, соревнование, выставка, самооценка).
Промежуточная аттестация по полугодиям (беседа,
самостоятельная работа, выставка).

VII.

Дата

Программа рекомендована к реализации в 2023-2024
3

утверждения
последней
корректировки

учебном году, протокол ПС № 3 от « 16 » мая 2023 г.

4

Содержание

I.

Титульный лист

1

Информационная карта ДООП

2

Комплекс основных характеристик ДООП
1.1.Пояснительная записка ……………………………………………….. 6
1.2.Цель, задачи программы ………………………………………........... 8
1.3.Планируемые результаты. Уровни усвоения программы…………... 9
1.4.Учебный план, содержание ………………………..…………………. 10

II. Комплекс организационно-педагогических условий ДООП
2.1. Условия реализации программы ………………….…………………. 12
2.2. Календарный учебный график ………………………………….…… 13
2.3. Формы аттестации ………………………………………………….… 13
2.4. Оценочные материалы ………………………………………….……. 13
2.5. Кадровое обеспечение …………………………………………..……. 15
2.6. Материально-техническое обеспечение ……………………..……… 15
2.7. Методическое обеспечение программы ……………………….……. 16
2.8Список литературы для педагога и обучающихся ……………….…. 17

5

1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Интерьерные игрушки в стиле Тильда» является программой
художественной направленности, разработана с учетом требований
современных нормативных документов:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2.
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
3.
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015 № 996-р);
4.
Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка»
(утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту
«Образование» 07 декабря 2018 г., протокол № 3);
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования,
основным программам профессионального обучения, дополнительным
общеобразовательным программам»;
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
18.09.2020 № 508 «Об утверждении Порядка допуска лиц, обучающихся по
образовательным программам высшего образования, к занятию
педагогической деятельностью по общеобразовательным программам»;
9.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
10. Методические
рекомендации
по
проектированию
6

дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства
образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 093242);
11.Устав и другие локальные акты МАУ ДО «ДД(Ю)Т».
Новизна программы:
Программа позволяет осваивать несколько смежных направлений
декоративно-прикладного искусства по принципу «от простого – к
сложному», что предоставляет больше возможностей для творческой
самореализации обучающихся. В основе программы лежит приобщение
детей к инновационным формам и видам современного рукоделия, не отходя
от истоков декоративно-прикладного искусства в тесном переплетении
различных техник и стилей современного прикладного творчества.
Актуальность программы
В современном мире постоянно происходит поиск новых форм
рукоделия, чтобы мотивировать интерес детей к данному виду творчества. В
моду вошло такое направление как «Изготовление интерьерных игрушек».
Изделия с маркой «хендмэйд» (ручная работа) имеют огромную ценность и
популярность. Сейчас принято украшать дома куклами, игрушками,
предметами, сделанными своими руками.
Актуальность программы заключается в том, что она отражает общую
тенденцию к возрождению популярности рукоделия, поиску инновационных
техник, внесению новых веяний и тенденций в традиционные виды
декоративно-прикладного искусства. Через приобщение детей к
инновационным видам рукоделия оказывается влияние на формирование их
художественного вкуса, открывающего простор для последующего
совершенствования и в других областях культуры.
Гибкость и многоуровневая структура позволяет заниматься детям с
различными творческими способностями. И в то же время программа
ориентирована на оказание помощи и поддержки одаренным и талантливым
учащимся, поднимая всех на качественно новых уровень индивидуального
развития.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая
целесообразность
программы
заключена
в
эффективной организации образовательных, воспитательных и творческих
процессов, основывающихся на единстве формирования сознания,
восприятия и поведения детей в условиях социума.
В основе реализации программы лежит активный процесс
взаимодействия педагога и обучающихся.
7

Занятия рукоделием способствуют развития мелкой моторики,
развитию пространственного мышления, эстетического вкуса, воображения,
фантазии, воспитанию усидчивости, аккуратности, трудолюбия. В результате
формируется благоприятная среда для индивидуального развития детей,
происходит самообучение, саморазвитие и самореализация, формируется
творчески активная личность.
Возраст детей: 7- 12 лет. Срок реализации - 1 год, в количестве – 108
часов. Продолжительность занятий: 1 раз в неделю по 3 часа. Численный
состав группы – 15 человек. Учебно-тематический план программы может
изменяться с учетом индивидуальных способностей, возрастных
особенностей, тематике года и интереса детей. Степень сложности работ
зависит от творческих возможностей состава группы
Данная образовательная программа объединения включает в себя
определенную последовательность теоретических знаний и практических
умений и является основой учебного курса.
В объединение принимаются и девочки и мальчики по желанию и возможен
добор детей в течение учебного года.
1.2. Цель, задачи программы
Цель: формирование и развитие творческих способностей обучающихся,
через овладение технологическими приемами изготовления интерьерных
игрушек.
В процессе обучения реализуются следующие задачи:
Обучающие:
 обучить мастерству ручного шитья;
 получить знания о игрушке (в разной технике), по обработке
материалов различного типа (флис, фетр, х/б ткани);
 формировать умения и навыки по работе с инструментами (иглы,
ножницы, швейная машина, утюг), по использованию типовых и
изготовление новых лекал по собственным эскизам;
 научить детей практической деятельности-шитью, различными видами
набивного материала;
 познакомить с основами цветоведения и построения декоративной
композиции.
Развивающие:
 познакомить детей с современными популярными видами рукоделия;
 развивать эстетический вкус в оформлении игрушки;
 развивать умение самостоятельно выбирать изделие;
 развивать образного мышления, внимания, фантазии.
8

Воспитательные:
 формировать творческую активность личности;
 воспитывать трудолюбие, аккуратность;
 формировать самостоятельность;
 сформировать дружную, коммуникативную атмосферу в объединении,
используя взаимовыручку, умение общения в разновозрастном
коллективе.
1.3. Планируемые результаты
В результате обучения в объединении в течение полного учебного года по
программе 1-го года обучения предполагается, что учащиеся получат
следующие знания и умения:
 название и назначение ручных инструментов и приспособлений
(ножницы, иглы, булавка, наперсток, игольница, клей);
 правила безопасности труда и личной гигиены;
 технику выполнения основных швов;
 историю видов рукоделия, представленных в программе;
 технологию изготовление интерьерных игрушек;
 технологию работы с готовыми выкройками, шаблонами;
 способы оформления поделок, изделий;
 правильно организовывать свое рабочее место;
 изготавливать самостоятельно несложные игрушки;
 под руководством педагога анализировать поделки (определить
материал, из которого изготовлена игрушка, способы соединения
деталей, последовательность изготовления, художественное
оформление).
Уровни усвоения программы
Минимальный уровень – обучающийся овладел менее чем ½ объема
знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, как правило, в
беседах избегает употреблять специальные термины. В ходе практических
работы выполняет простые виды изделий. В процессе выполнения работы
постоянно обращается за помощью к педагогу. Очевидны ошибки на всех
этапах выполнения работы. Низкая активность предъявления результатов
своей деятельности (участие в выставках, конкурсах только на уровне
детского образовательного объединении).
Базовый уровень – обучающийся овладел о более ½ объем знаний,
умений и навыков, предусмотренных программой. В беседах сочетает
специальную терминологию с бытовой. Практические работы выполняет на
9

основе образцов, с достаточной степенью самостоятельности, с соблюдением
технологической последовательности. Изделие выполняет достаточно
аккуратно, при выполнении отдельных операций допускает небольшие
погрешности. Хорошая активность предъявления результатов своей
деятельности (участие в выставках, конкурсах на уровне детского
образовательного объединении или учреждения).
Повышенный уровень - объем знаний, умений и навыков соответствует
программным требованиям. В беседах специальные термины употребляет
осознанно и в полном соответствии с их содержанием. Изделия выполняются
аккуратно, с соблюдением последовательности ведения работы, с элементами
творчества. Высокая самостоятельность при выполнении практических работ
и активность в предъявлении результатов своей творческой деятельности
(участие в конкурсных и выставочных мероприятиях муниципального и
регионального уровня).
Творческий уровень - объем знаний превышает программные
требования. Практические работы выполняются самостоятельно, качественно
и творчески по собственному замыслу и фантазии. Высокая активность в
предъявлении результатов своей творческой деятельности (участие в
конкурсных и выставочных мероприятия на муниципальном, региональном,
всероссийском уровнях).
Способы проверки ожидаемых результатов
Подведение итогов работы является необходимым моментов в работе
творческого коллектива, формой оценки являются выставки, совместный
просмотр выполненных работ, их коллективное обсуждение, что дает детям
критически оценить свои и чужие работы. При оценке изделий учитывается
возраст ребенка, художественная ценность изделия, качество исполнения,
творческий поиск и оригинальность. Проводится тестирование на ЗУН на
теоретические и практические знания.
1.4.
№№
пп

Тема

Учебный план

1.

Вводное занятие

Кол – во
В том
час
числе
ов
теори пра
я
кт
ика
3
3
-

2.

Общие сведения о тканях.

3

3

-

Формы
контроля

Беседа
Беседа,
опрос
10

3.

Виды ручных стежков.

6

2

4

Беседа, опрос

4.

Плоские игрушки

9

3

6

5.

Изготовление игольницы.

6

2

4

Практическ
ая работа,
наблюдение
Беседа,
практическая
работа, оценка
работ

6.

Изготовление объемных игрушек
из ткани

9

3

6

7.

Создание куклы в стиле «Тильда»

Практическая
работа,
наблюдение,
самооценка
Беседа,
самооценка

21

4

17

Работа с моделями одежды на
куклы.
Поделки и подарки к праздничным
датам
Текстильные игрушки своими
руками

12

4

8

Беседа,
выставка

15

2

13

Наблюдени
е

12

2

10

11.

Итоговые выставочные работы по
всей программе обучения

6

-

6

12.

Экскурсии, беседы, итоговое
занятие. Выставка творческих
работ за учебный год
Итого часов:

6

-

6

Беседа,
практическа
я работа
Практическ
ая работа,
самооценка
Выставка

108

26

82

8.
9.
10.

Содержание
Тема №1. Вводное занятие.
Теория.Знакомство с учащимися. Цели, задачи и содержание работы
кружка (знакомство с образцами, выполненными кружковцами).
Организационные вопросы. Принадлежности, необходимые для занятий в
кружке. Организация рабочего места. Техника безопасности во время
занятий. Культура одежды и этика поведения.
Тема №2. Общие сведения о тканях. Краткие сведения о производстве
тканей. Виды тканей. Нити основы и утка. Виды переплетений. Лицевая и
изнаночная стороны ткани. Разновидности рисунка.
Практика: Выбор образцов тканей по качеству, цвету, назначению.
Определение на образцах тканей нитей основы и утка. Определение
лицевой и изнаночной сторон ткани
11

Тема №3. Виды ручных стежков.
Теория. Ручные стежки: сметочные, косые подшивочные, обметочные,
копировальные (селки), крестообразный («козлик»), стачные швы.
Практика: Выполнение образцов ручными швами.
Тема №4. Плоские игрушки.
Практика. Изготовление плоских игрушек с применением ручных стежков,
применяя различный ассортимент ткани.
Тема №5. Изготовление игольницы.
Теория. История создания.
Практика. Подбор ткани. Составление выкройки, раскрой, пошив,
оформление.
Тема №6. Изготовление объемных игрушек из ткани.
Теория.Свойства ткани.
Практика. Работа с выкройками, изготовление и оформление.
Тема №7. Создание куклы в стиле «Тильда».
Теория. Свойства х/б ткани, цветовое решение.
Практика. Работа с шаблонами, выкройками, увеличение и уменьшение
рисунка. Перевод рисунка на ткань. ТБ при работе.
Тема №8. Работа с моделями одежды на куклы.
Теория. Свойства применяемой ткани (х/б). Цветовая гамма, применяемая
при пошиве куклы.
Практика. Работа с выкройками. Технологическая обработка и сборка
деталей куклы. Набивка деталей куклы синтепоном.
Тема №9. Поделки и подарки к праздничным датам.
Теория. Эскиз моделей.
Практика. Изготовление выкройки, подбор ткани-отделки, раскрой, пошив,
оформление моделей, дизайн прически, оформление лица.
Тема №10. Текстильные игрушки своими руками.
Практика. Самостоятельная работа
Тема №11. Итоговые выставочные работы по всей программе обучения.
Эскиз моделей. Изготовление выкройки, подбор ткани-отделки, раскрой,
пошив, оформление моделей, дизайн прически, оформление лица.
Тема №12. Экскурсии, беседы, итоговое занятие. Выставка творческих работ
за учебный год.
2.1. Условия реализации программы
Продолжительность учебного года составляет 36 недель.
Начало занятий первого года обучения не поздне 15 сентября.
Окончание занятий – не позднее 31 мая.
12

Нерабочие и праздничные дни устанавливаются в соответствии с
Постановлениями Правительства РФ.
Промежуточная аттестация проводится по итогам освоения ДООП за 1-е
полугодие в III декаде декабря, за 2-е полугодие - в мае.
2.2. Календарный учебный график
№

Год обучения

1

Первый

Объем
часов
108

учебных Всего
недель
36

учебных Режим работы
1 р х 3 ч=3 ч

2.3. Формы аттестации
Программа предусматривает три вида аттестации обучающихся.
Предварительная (вводная) аттестация, проводится в целях выяснения
уровня готовности ребенка и выявления его индивидуальных особенностей.
Проводится в начале учебного года в форме первичной диагностики, беседы.
Текущая аттестация, проводится в целях оценки качества усвоения
учащимися содержания отдельных разделов образовательной программы в
форме педагогического наблюдения за выполнением практического задания.
Промежуточная аттестация, проводится в целях оценки степени и
уровня усвоения учащимися отдельной части программы или по итогам
освоения полного курса обучения. Промежуточная аттестация проводится в
конце I и II полугодия. Проводится в форме В качестве аттестации возможен
зачет результатов участия выставках различного уровня.
Достижения учащихся оцениваются безотметочным способом. Оценке
подлежит уровень знаний/умений теоретической и практической подготовки,
уровень общеучебных умений и навыков, учебно-организационные умения и
др.
2.4.Оценочные материалы
формы начальной
диагностики

формы
промежуточной
аттестации

формы итоговой
аттестации
результатов
образовательной
деятельности

собеседование,

Контрольные задания

Диагностика,
13

наблюдение

анкетирование

Критерии оценивания
Оцениваемые
параметры

Минимальный
уровень знаний

Работа
инструментами
материалами,
техника
безопасности

с Требуется
и постоянный
контроль педагога
за выполнением
правил по технике
безопасности

уровень Повышенный
уровень знаний

Требуется
периодическое
напоминание о том,
как
работать
с
инструментами и
материалами

Четко и безопасно
работает
с
инструментами и
материалами

Требуется
постоянная
помощь педагога
при работе над
изделием

Нуждается
в
пояснении
последовательности
работы, но после
объяснения
способен
к
самостоятельным
действиям

Самостоятельно
выполняет
операцию
по
изготовлению
изделия

Не может
изготовить по
по образцу без
помощи педагога

Может изготовить
изделие по образцу
при
подсказке
педагога

Способен
изготовить
изделие
образцу

Степень
самостоятельности
при работе над
изделием

Способность
изготовления
изделия
образцу

Базовый
знаний

по

- промежуточная и итоговая аттестация;
- наблюдение;
- опрос;
- анкетирование;
- тестирование;
- практические задания;
- индивидуальные задания;
- творческие задания;
- выполнение творческих проектов;
- участие в конкурсах и выставках различного уровня;
- итоговая выставка.
14

Виды и формы контроля ЗУН
- входной (собеседование, анкетирование);
- текущий контроль-проверка усвоения и оценка результатов. Беседы в
форме «вопрос-ответ», самостоятельная работа, беседы с элементами
викторины, контрольные задания, тестирования.
Способы организации контроля
- индивидуальный;
- фронтальный;
- групповой;
- коллективный.
2.5. Кадровое обеспечение
Программа может быть реализована одним педагогом дополнительного
образования,
имеющим
высшее
образование
или
среднее
профессиональное образование в рамках укрупненных групп
направлений подготовки высшего образования и специальностей
среднего
профессионального
образования
«Образование
и
педагогические науки». Или к реализации дополнительной
общеразвивающей программы могут быть допущены лица,
обучающиеся по образовательным программам высшего образования по
специальностям и направлениям подготовки, соответствующим
направленности дополнительных общеобразовательных программ, и
успешно прошедшие промежуточную аттестацию не менее чем за два
года обучения. Прошедшим обязательный медицинский осмотр
(обследование) и не имеющем ограничений к занятию педагогической
деятельностью,
установленных
законодательством
Российской
Федерации.
2.6. Материально-техническое обеспечение
Материально-техническая база
1. Посадочные места
2. Универсальные швейные машины
3. Утюг
4. Гладильная
5. Комплект лекал
6. Швейные принадлежности и инструменты
7. Литература
8. Интернет-ресурсы
9. Журналы мод.
Учебно-дидактический материал
 папка с лекалами, с выкройками, с образцами;
15

 технологические карты изготовления игрушек;
 фотографии творческих работ;
 технологические карты выполнения различных швов;
просмотр учебных видеофильмов по художественным техникам
2.7. Методическое обеспечение программы
Методы и приемы ведения занятий:
 объяснительно-иллюстративный;
 теоретический;
 практический;
 самостоятельная работа;
 свобода творческого выбора;
 проблемный;
 обсуждение результатов;
 демонстрация видеороликов и использование презентаций по
основным темам;
 диалог.
В программе применяются следующие педагогические технологии:
Здоровье сберегающие:
Учитывая то, что младшие школьники быстро утомляются, во время
занятий вводятся физкультурные минутки, релаксирующие паузы.
Проектный метод обучения и «мозговой штурм»:
Дети разрабатывают проект будущей композиции (работы), выполняют
эскиз, обсуждают детали и цветовые решения, распределяют обязанности.
Таким образом, вовлеченные в работу дети изобретают, принимают решения,
выражают собственные мысли и, конечно же, помогают друг другу, что
способствует приобретению навыков работы в коллективе, умению ставить и
достигать цели, решения возникающих проблем.
Технология личностного – ориентированного обучения
Участие в конкурсах, в выставках и культурно-массовых мероприятиях
различного уровня, в результате чего ребенок самоутверждается, у него
формируется потребность создавать, творить красоту своими руками
Теоретические вопросы освещаются в краткой доступной форме, учитывая
возраст обучающихся.
Учебные занятия по данной программе ведутся совместно с
посещением выставок, экскурсий с изучением наглядного материала по
изучаемым темам программы.
16

Образовательный процесс строится на основе личностноориентированного подхода - не научить и передать свои знания ребенку, а
подвинуть его к раскрытию природной одаренности, творческих
способностей.
В программу входят темы на усвоение, закрепление, контроль и оценку
знаний, умений и навыков обучающихся в творческой деятельности,
направленной на самопонимание.
Для реализации программы используется целостная система знаний:
 ознакомление с новым материалом
 закрепление изученного;
 занятие на применение знаний и умений
 занятие-экскурсии.
Занятия делятся на теоретические и практические, комбинированные. В
реализации
программы
используются
разные
формы
обучения
(индивидуальные и групповые), методы обучения: словесные (рассказ,
беседа, объяснение), наглядные (показ схем, чертежей, образцовый показ,
демонстрация наглядного пособия), практические упражнения.
Стимулирующим методом является поощрение (похвала, одобрение,
благодарность).
Традиционные
формы
обучения
дополняются
тематическими праздниками, такими как «Веселый портняжка», «Мы за чаем
не скучаем». Учащиеся привлекаются и в культурно-досуговые мероприятия
«День знаний», «День открытых дверей», «День рождения дворца»,
новогодние праздники и др.
2.8. Список литературы
Литература для педагога
1. Книга «Уют вашего дома» В.Грей.
2.
Г.В. Городкова, М.И. Нагибина «Мягкая игрушка». Ярославль
«Академия развития» 1997 г.
3. Н.В. Виноградова «Мягкая игрушка своими руками» С-Петербург
«Недра» 1995 г.
4. М. Калинич, Л. Павловская, В. Савиных «Рукоделие для детей» Минск
«Полымя» 1997 г.
5. Джанна Валли Берти, Россана Риколфи «Лоскутное шитье» Москва
2004 г.
Литература для обучающихся
1. Журнал «Рукоделие», «Лена-рукоделие».

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».