Бумажный мир

Информационная карта ДООП
I.
II.
III.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
IV.
4.1.

4.2.

Дополнительная
общеобразовательная
Наименование
общеразвивающая программа «Бумажный мир»
программы
Направленность Техническая
Сведения об авторе составителе
ФИО
Яценко Ираида Павловна
Год рождения
20.10.1944
Образование
Высшее
Место работы
МАУ ДО «ДД(Ю)Т»
Должность
Педагог дополнительного образования
Электронный
iraida.jatsenko@mail.ru
адрес
Сведения о программе
Нормативная база 1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
(отдельные
образовании в Российской Федерации»;
основные
2.
«Стратегия развития воспитания в Российской
документы)
Федерации на период до 2025 года» (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 № 996-р);
3.
Постановление
Главного
государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
4.
Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
5.
Методические
рекомендации
по
проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 093242);
6.
Устав и другие локальные акты МАУ ДО
«ДД(Ю)Т».
Объем и срок 1 год 72 часа
освоения
программы
2

4.3.
4.4.
4.5.
4.6.
V.

VI.

VII.

Форма обучения
Возраст
обучающихся
Особые категории
обучающихся
Вид программы
Ведущие формы и
виды
деятельности

Очная
7-10 лет
нет

модифицированная
Наглядные методы: демонстрация (показ) картинок,
чертежей, моделей, наблюдение.
Словесные методы: беседа; объяснение, диалог,
консультация.
Практические методы: построение простейших
чертежей, конструирование моделей, игрушек,
поделок, метод проблемного обучения, проектноконструкторские, игровые методы, активные формы
познавательной
деятельности
(викторины,
соревнования, выставки, творческие конкурсы).
Методы поощрения: похвала, одобрение, награждение
и т.п.
Входная аттестация (беседа, наблюдение) для
Формы
выявления индивидуальных особенностей ребенка
мониторинга
результативности (интересов, первичных умений и навыков, мотивации).
Текущая аттестация (наблюдение, практическая
работа, игра, соревнование, выставка, самооценка).
Промежуточная аттестация по полугодиям (беседа,
самостоятельная работа, выставка).
Программа рекомендована к реализации в 2023-2024
Дата
учебном году, протокол ПС № 3 от «16» мая 2023 г.
утверждения
последней
корректировки

3

Содержание

I.

Титульный лист

1

Информационная карта ДООП

2

Комплекс основных характеристик ДООП
1.1.Пояснительная записка ……………………………………………….. 5
1.2.Цель, задачи программы ………………………………………........... 9
1.3.Планируемые результаты. Уровни усвоения программы…………... 10
1.4.Учебный план, содержание ………………………..…………………. 13

II. Комплекс организационно-педагогических условий ДООП
2.1. Условия реализации программы ………………….…………………. 17
2.2. Календарный учебный график ………………………………….…… 18
2.3. Формы аттестации ………………………………………………….… 18
2.4. Оценочные материалы ………………………………………….……. 18
2.5. Кадровое обеспечение …………………………………………..……. 19
2.6. Материально-техническое обеспечение ……………………..……… 19
2.7. Методическое обеспечение программы ……………………….……. 20
Список литературы для педагога и обучающихся ……………….……... 25

4

1.1. Пояснительная записка
Введение. Программа «Бумажный мир» модифицированная,
познавательная, ознакомительная.
Она раскрывает возможности работы с бумагой и картоном, дает
возможность ребенку поверить в себя и раскрыть свои способности.
Программа предусматривает развитие у обучающихся конструкторских
способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Способствует формированию правильных навыков в доступных видах труда,
сообщает знания о предметах и материалах труда.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Бумажный мир» разработана с учетом современных нормативных
документов:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2.
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
3.
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015 № 996-р);
4.
Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка»
(утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту
«Образование» 07 декабря 2018 г., протокол № 3);
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным программам среднего профессионального образования,
основным программам профессионального обучения, дополнительным
общеобразовательным программам»;
5

8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
18.09.2020 № 508 «Об утверждении Порядка допуска лиц, обучающихся по
образовательным программам высшего образования, к занятию
педагогической деятельностью по общеобразовательным программам»;
9.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
10. Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства
образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 093242);
11. Устав и другие локальные акты МАУ ДО «ДД(Ю)Т».
Направленность программы. Данная программа имеет техническую
направленность. Содержание направлено на создание необходимых условий
для личностного развития детей посредством занятий конструированием и
моделированием различных простейших объектов, на формирование умения
пользоваться
чертежными
инструментами
и
принадлежностями,
формирование и развитие творческих способностей детей, выявление,
развитие и поддержку способных обучающихся.
Актуальность программы. Настоящая программа предусматривает
работу с обучающимися по развитию технического мышления на занятиях
объединения по направлению технического конструирования и
моделирования. Она определяется современными требованиями начального
общего образования, конкретностью, целенаправленностью выбранного
материала. Формирует фундамент технических знаний для более успешного
освоения школьной программы.
Новизна программы. Технические достижения все быстрее
проникают во все сферы человеческой деятельности и вызывают
возрастающий интерес детей к современной технике. Технические объекты
осязаемо близко предстают перед ребенком повсюду в виде десятков
окружающих его вещей и предметов: бытовых приборов и аппаратов,
игрушек, транспортных, строительных и других машин. Дети познают и
принимают мир таким, каким его видят, пытаются осмыслить, осознать, а
потом объяснить.
Осуществление политехнического обучения по данной программе
дает возможность учащимся по окончании курса обучения определиться с
выбором занятий в специализированных объединениях – техническое
конструирование, авиамодельном, судомодельном, ракетомодельном и
других.
6

Отличительные особенности программы. Некоторые существующие
программы по техническому творчеству для младших школьников делают
упор на работу детей с конструкторами. Это вполне обоснованно, однако
следует учитывать тот факт, что обеспечить детей таковыми нет
возможности ни у учреждений дополнительного образования, ни у
большинства родителей. В такой ситуации настоящая программа предлагает,
как выход из положения, работу с бумагой, картоном, как самыми
доступными и универсальными в работе материалами.
Настоящая программа оригинальна тем, что обучает детей графической
грамотности, изготовлению различных поделок из картона, объединяя в себе
обучение ребят построению моделей (авиамоделей, автомоделей,
судомоделей, ракетомоделей), игр, игрушек. Это позволяет в дальнейшем
каждому выбрать свою направленность в технических кружках.
Категория обучающихся. Программа рассчитана на детей в возрасте
7-10 лет. На обучение принимаются все желающие без предъявления
требований к уровню предварительной подготовки. Рекомендуемое
количество обучающихся в группе не более 15 человек. Состав группы
формируется из детей одного возраста.
Срок реализации образовательной программы 1 год. Общий объем
учебного времени составляет 72 часа.
Уровень программы ознакомительный.
Особенности организации образовательного процесса:
Педагогическая целесообразность программы.
Одним из основополагающих принципов работы с детьми является
принцип смены деятельности, чередование занятий, требующих
интеллектуальных усилий и двигательной активности.
Педагогические принципы работы: опора на интересы ребенка,
индивидуальный
темп
продвижения,
гуманистичность
(доброта,
доброжелательность), сочетание репродуктивного и творческого начала.
Программа позволяет в формах, специфических для детей данной
возрастной группы (игра, познавательная деятельность, творческая
активность), не только получить определенные знания и умения, но также
заложить основы социально ценных личностных и нравственных качеств, как
трудолюбие и организованность, инициативность и любознательность,
творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость.
Навыки, умения, опыт деятельности применимы в различных
жизненных ситуациях. Программа направлена на развитие компетентностей
в области технического творчества.
7

Для получения максимального эффекта в воспитательной и
образовательной деятельности педагогу необходимо учитывать возрастные
особенности детей.
У младших школьников память развивается в двух направлениях произвольности и осмысленности. Внимание отличается небольшим объѐмом
и малой устойчивостью. Они могут сосредоточенно заниматься одним делом
10-20 минут. Затруднены распределение внимания и его переключение с
одного задания на другое. Поэтому основополагающим принципом работы в
объединении является принцип смены деятельности. Работа направлена на
то, чтобы учить детей не только конструировать игрушки и модели, но и
рисовать, сочинять, решать логические задачи, играть.
Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа.
Определенное место отведено графической подготовке, так как в
объединении технического конструирования важно сформировать навыки в
графическом изображении при изготовлении изделий.
В программе предусмотрено изучение правил техники безопасности
при работе с ручным инструментом, а также обеспечение санитарной
гигиены.
Обучение носит пропедевтический характер без дифференциации по
конкретным отраслям техники.
Формы и режим занятий. Форма обучения очная. Основной формой
организации учебной деятельности для данной программы являются
групповая форма обучения.
Рекомендуемый режим занятий 1 раз в неделю по 2 часа.
Продолжительность учебных занятий определена уставом учреждения,
исчисляется в академических часах и составляет для обучающихся до 8 лет –
30 мин, старше 8 лет – 40 мин.
Начало занятий первого года обучения не позднее 15 сентября.
Окончание занятий – не позднее 31 мая.
Продолжительность учебного года составляет 36 недель для 1 года
обучения (в количестве 72 учебных часов).
Нерабочие и праздничные дни устанавливаются в соответствии с
Постановлениями Правительства РФ.
Здоровьесбережение. Сбережение здоровья обучающихся на занятиях,
формирование у них установки на здоровый образ жизни происходит путем
подбора таких технологий преподавания, которые с учетом возрастных
особенностей могут максимально помочь снизить перегрузки детей и
сохранить их здоровье при статичном обучении. Работа по сохранению
физического здоровья на занятии включает в себя несколько компонентов:
8

 Физкультминутка из 3-х лѐгких упражнений, позволяющих снять
накопившееся утомление.
 Дыхательные упражнения, помогающие активизировать детей на
занятии.
 Смена видов учебной деятельности на занятии.
 Чередование методов обучения (словесные, наглядные, практические).
 Применение методов, способствующих активизации деятельности
(свободная беседа, самооценка, взаимооценка).
 Соблюдение санитарно-гигиенических норм в кабинете.
 Создание психологического комфорта.
Данные компоненты позволяют параллельно решать задачи охраны и
сохранения здоровья обучающихся как в физиологическом, так и в
психологическом аспектах. Благодаря использованию современных
технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные
условия каждому ребенку, учесть его индивидуальные особенности, а,
следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы
нанести вред его здоровью.
1.2. Цель и задачи
Цель: развитие личности, способной к техническому творчеству,
формирование еѐ социальной компетентности.
Основные задачи.
1. Обучающие:
 формировать общетехнические знания;
 подготовить к конструированию различных простейших моделей:
авиамоделей, судомоделей, ракетомоделей, автомоделей и др.;
 научить определенным понятиям и терминам, необходимым в
техническом конструировании;
 обучить приемам работы с инструментами;
 обучить планированию своей работы;
 обучить графической грамоте и построению простейших чертежей;
 обучить приемам и технологии изготовления несложных конструкций.
2. Развивающие:
 развивать воображение, память, внимание, речь, логическое мышление,
познавательные способности;
 формировать творческую и эстетическую основы для дальнейшего
получения навыков по конструированию моделей;

9

 развивать практически-действенное мышление и умение выразить свой
замысел на плоскости с помощью эскиза, рисунка, простейшего чертежа,
схемы;
 формировать умение достаточно самостоятельно решать технические
задачи в процессе изготовления моделей простейших технических объектов
(выбор материала, способ обработки, планирование предстоящих действий,
самоконтроля и т. д.);
 формировать коммуникативные и социальные компетенции.
3. Воспитательные:
 воспитывать терпение, аккуратность;
 формировать умение общаться со своими сверстниками в коллективе;
 воспитывать чувство прекрасного, уважение к людям и труду;
 воспитывать любовь к природе, к своему городу, Дворцу,
объединению;
 воспитывать привычки к ЗОЖ.
1.3. Планируемые результаты
В
процессе
освоения
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Бумажный мир» обучающиеся:
будут знать  определенные понятия и термины, необходимые в техническом
конструировании;
 графическую грамоту;
 приемы и технологию изготовления несложных конструкций;
овладеют –
 практическими навыками и приѐмами художественной обработки
бумаги;
 способами продуктивного сотрудничества с другими учащимися и
педагогом в процессе творчества;
научатся –
 строить простейший чертеж;
 планировать выполнение индивидуальных и коллективных творческих
работ;
 работать аккуратно, бережно, опираясь на правила техники
безопасности;
 четко работать с ножницами, линейкой, циркулем, канцелярским
ножом, другими подручными материалами;
10

 самостоятельно выполнять простые фигуры в техниках оригами,
бумагопластики, конструировании автомобилей, кораблей, самолетов,
детских игрушек.
Личностные качества
Обучающиеся будут проявлять:
- терпение, аккуратность;
- умение сочувствовать другим людям, сопереживать;
- положительное отношение к обучению, труду;
- способность оценивать свои достижения и трудности;
- терпимость, доброжелательность по отношению к окружающим;
- любовь к природе, своему городу, Дворцу, объединению;
Регулятивные УУД
Обучающиеся будут уметь:
- коллективно ставить и выполнять поставленную задачу;
- планировать самостоятельно (под руководством педагога) свои действия
для решения конкретных технических задач;
- выполнять учебные действия (операции) в материализованной, речевой или
умственной форме;
- использовать речь, память, воображение, логическое мышление для
регуляции своих действий;
- выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после
завершения, уметь вносить необходимые коррективы на различных этапах;
- оценивать свои действия самостоятельно, спокойно воспринимать оценку
педагога.
Коммуникативные УУД
Обучающиеся смогут:
- участвовать в общей беседе, в диалоге, выполняя принятые правила
речевого общения;
- задавать вопросы, отвечать на вопросы других; слушать высказывания
собеседников;
- высказывать своѐ мнение по обсуждаемым вопросам, объяснять его;
понимать возможность существования других точек зрения, стремиться к их
пониманию;
- проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.
Уровни усвоения программы
Минимальный уровень – обучающийся овладел менее чем ½ объема
знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, как правило, в
беседах избегает употреблять специальные термины. В ходе практических
11

работ выполняет простые виды изделий. В процессе выполнения работы
постоянно обращается за помощью к педагогу. Очевидны ошибки на всех
этапах выполнения работы. Низкая активность предъявления результатов
своей деятельности (участие в выставках, конкурсах только на уровне
детского образовательного объединении).
Базовый уровень – обучающийся овладел не более ½ объема знаний,
умений и навыков, предусмотренных программой. В беседах сочетает
специальную терминологию с бытовой. Практические работы выполняет на
основе образцов, с достаточной степенью самостоятельности, с соблюдением
технологической последовательности. Изделие выполняет достаточно
аккуратно, при выполнении отдельных операций допускает небольшие
погрешности. Хорошая активность предъявления результатов своей
деятельности (участие в выставках, конкурсах на уровне детского
образовательного объединении или учреждения).
Повышенный уровень - объем знаний, умений и навыков соответствует
программным требованиям. В беседах специальные термины употребляет
осознанно и в полном соответствии с их содержанием. Изделия выполняются
аккуратно, с соблюдением последовательности ведения работы, с
элементами творчества. Высокая самостоятельность при выполнении
практических работ и активность в предъявлении результатов своей
творческой деятельности (участие в конкурсных и выставочных
мероприятиях муниципального и регионального уровня).
Творческий уровень - объем знаний превышает программные
требования. Практические работы выполняются самостоятельно, качественно
и творчески по собственному замыслу и фантазии. Высокая активность в
предъявлении результатов своей творческой деятельности (участие в
конкурсных и выставочных мероприятиях на муниципальном, региональном,
всероссийском уровнях).
Формы проверки результатов: наблюдение, практическая работа,
игра, соревнование, выставка, самооценка.

12

1.4. Учебный план, содержание
Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа.
В программе предусмотрено изучение правил техники безопасности при
работе с ручным инструментом, а также обеспечение санитарной гигиены.
Учебный план
№
темы

Наименование
раздела и темы

Количество часов

Вводное занятие.
Введение в образовательную
программу.
Техника безопасности и
правила
поведения
на
занятиях.
Шаблоны и трафареты.

Теория
1

Практика Всего
1
2

Формы
контроля
Наблюдение,
беседа
по
итогам
занятия.

Раздел 1. Материалы: бумага и картон - 10 часов

1.1
1.2
1.3
1.4

Изобретение бумаги.
Виды бумаги.
Гофрирование бумаги.
Оригами.
Симметрия.

1

1

2

2
4
2

2
4
2

Выводы
по
итогам
знакомства с
бумагой
и
проведенного
опыта.
Оценка
поделки.

Раздел 2. Первоначальная графическая подготовка – 12 часов

Основы черчения: понятие о 1
1
точке, прямой, отрезке.
2.2.
Разметка. Линия чертежа.
2
Объемное
и
плоское
изображение.
2.3
Способы перевода чертежа:
2
через
копировальную
бумагу.
2.4
Способ перевода чертежа с
2
помощью шаблона.
2.5
Построение чертежа
на
4
листе в клетку.
Раздел 3. Конструирование из геометрических фигур - 4
2.1.

3.1.

Геометрический
конструктор.
Конструирование

1
из

1

2

Наблюдение.

2
Самооценка.
2

2
4

Выставка по
итогам темы.

2

Сравнение
составленных
силуэтов.
13

№
темы

Наименование
раздела и темы

Количество часов
Теория

Практика Всего

геометрических фигур.
Моделирование
на
плоскости.
3.2
Конструирование на основе
2
2
геометрической
фигуры
«Круг».
Раздел 4. Поделки на основе геометрических тел – 12 часов
4.1.

4.2
4.3
4.4

Понятие о геометрических 1
телах: куб, конус, цилиндр,
параллелограмм.
Чертеж:
развертка куба.
Игрушки на основе куба.
Игрушки на основе конуса.
Игрушки
на
основе
цилиндра.

1

2

2
4
4

2
4
4

1

2
4

Формы
контроля

Оценивание
практической
работы.

Оценивание
практических
работ.

Раздел 5. Аппликация - 12 часов
Понятие об аппликации. 1
Декоративная аппликация.
5.2
Сюжетная аппликация.
5.3.
Мозаика из бумаги.
5.4.
Объемная аппликация.
Раздел 6. Техническая игрушка - 8 часов
5.1

4
2
4

Внутри
кружковые
выставки.

2
4

6.1
Авиамодель – планер.
2
6.2
Судомодель из бумаги.
2
6.3
Простейшая ракетомодель.
2
6.4
Стендовая автомодель.
2
Раздел 7. Поделки и подарки к праздникам –10 часов

2
2
2
2

Соревнования,
выставки.

Поделки ко Дню матери.
Поделки к Новому году.
Поздравления
к
Дню
защитника Отечества.
7.4
Подарки к 8 Марта.
7.5
Подарки ветеранам ВОВ.
Итоговое занятие

2
2
2

2
2
2

2
2

2
2

Внутри
кружковые
выставки,
самооценка
работ.

7.1
7.2
7.3

Всего

2
6

64

72 часа

14

Содержание
Введение.
Теория. Знакомство с группой учащихся, с содержанием работы
объединения. План работы. Техника безопасности при работе с
инструментами. Правила поведения на занятиях.
История и современное развитие техники; современное моделирование и
технологии постройки моделей.
Показ моделей или фотографии различных моделей кораблей, самолѐтов,
автомобилей (из бумаги и других материалов).
Практическая работа. Шаблон и трафарет - наши друзья. Поделка с
применением трафарета.
Раздел 1. Материалы: бумага и картон - 10 часов
Тема 1.1. Изобретение бумаги. Виды бумаги.
Теория. Свойства бумаги. Способы обработки бумаги. Разница между
бумагой и картоном. Опыты с бумагой и картоном.
Практическая работа. Поделка из бумаги.
Тема 1.2. Гофрирование бумаги.
Теория. Способ гофрирования. Изменение формы гофрируемой заготовки
для создания разных поделок.
Практическая работа. Поделка из гофрированной бумаги.
Тема 1.3. Оригами.
Теория. Понятие - оригами - сложенная бумага. Условные знаки, принятые в
оригами. Базовые формы оригами: дом, книжка, дверь, катамаран, квадрат,
треугольник и т.д.
Практическая работа. Поделка - оригами.
Тема 1.4 Симметрия.
Теория. Симметрия - повторяемость элементов или частей фигуры.
Элементы симметрии: плоскость симметрии, ось симметрии, центр
симметрии.
Практическая работа. Повторение второй части фигурки бабочки, елочки,
автомобиля.
Раздел 2. Первоначальная графическая подготовка – 12 часов
Тема 2.1. Основы черчения: понятие о точке, прямой, отрезке.
Теория. Понятие о точке, прямой, отрезке.
Практическая работа. Правильное использование линейки, изготовление
шкатулки.
Тема 2.2. Разметка. Линия чертежа. Объемное и плоское изображение.
Практическая работа. Пирамида и треугольник.
Тема 2.3. Способы перевода чертежа через копировальную бумагу.
15

Практическая работа. Плоская динамическая игрушка.
Тема 2.4. Способ перевода чертежа с помощью шаблона.
Практическая работа. Объемная динамическая игрушка.
Тема 2.5. Построение чертежа на листе в клетку.
Практическая работа. Домик.
Раздел 3. Конструирование из геометрических фигур - 4
Тема 3.1. Геометрический конструктор. Конструирование из
геометрических фигур. Моделирование на плоскости.
Практическая работа. Изготовление геометрического конструктора.
Составление силуэтов технических объектов из элементов геометрического
конструктора на плоскости.
Тема 3.2. Конструирование на основе геометрической фигуры «Круг».
Практическая работа. Конструирование игрушек «Часы» или «Юла».
Раздел 4. Поделки на основе геометрических тел – 12 часов.
Тема 4.1. Понятие о геометрических телах: куб, конус, цилиндр.
Чертеж: развертка куба.
Теория. Отличие геометрических тел от геометрических фигур. Элементы
геометрических тел: грань, ребро, вершина, основание, боковая поверхность.
Понятие о геометрических телах: куб, конус, цилиндр, параллелограмм.
Геометрические тела как объѐмная основа предметов и технических
объектов. Развертки и выкройки. Приѐмы их вычерчивания, вырезания и
склеивания.
Практическая работа. Чертеж: развертка куба.
Тема 4.2. Игрушки на основе куба.
Практическая работа. Конструирование игрушек на основе куба.
Тема 4.3. Игрушки на основе конуса.
Практическая работа. Конструирование игрушек на основе конуса.
Тема 4.4. Игрушки на основе цилиндра.
Практическая работа. Конструирование игрушек на основе цилиндра.
Раздел 5. Аппликация - 12 часов
Теория. Понятие об аппликации и ее видах.
Тема 5.1. Декоративная аппликация..
Практическая работа. Изготовление орнаментальной декоративной
аппликации.
Тема 5.2. Сюжетная аппликация.
Практическая работа. Изготовление сюжетной аппликации.
Тема 5.3. Мозаика из бумаги.
Практическая работа. Изготовление мозаичной аппликации.
Тема 5.4. Объемная аппликация.
16

Практическая работа. Изготовление объемной аппликации.
Раздел 6. Техническая игрушка - 8 часов
Теория (общая). Систематизировать общие понятия о транспорте, его видах
и значении. Современные достижения и задачи дальнейшего развития
автомобильного, воздушного, водного, космического транспорта.
Тема 6.1. Авиамодель – планер.
Практическая работа. Конструирование авиамодели - планера.
Тема 6.2. Судомодель из бумаги.
Практическая работа. Конструирование судомодели.
Тема 6.3. Простейшая ракетомодель.
Практическая работа. Конструирование ракетомодели. Изготовление (по
образцу, чертежу, собственному замыслу) моделей ракет.
Тема 6.4. Стендовая автомодель.
Практическая работа. Конструирование автомодели.
Раздел 7. Поделки и подарки к праздникам – 10 часов
Теория. Историческое происхождение праздников. Традиции праздников.
Как дарить подарки, сделанные своими руками. Виды прикладного
творчества. Правила рассматривания изделий прикладного творчества,
различия, сравнение. Элементы художественного конструирования. Цвет,
цветосочетание. Художественное оформление работ.
Практическая работа. Изготовление поделок-подарков к праздничным
датам в соответствии с тематикой праздника.
Тема 7.1. Поделки к Дню матери.
Тема 7.2. Поделки к Новому году.
Тема 7.3. Поздравления ко Дню Защитника Отечества: открытки,
подарки.
Тема 7.4. Подарки к 8 Марта.
Тема 7.5. Подарки ветеранам ВОВ.
Итоговое занятие - 2 часа Подведение итогов за год. Награждение лучших
обучающихся. Вручение благодарностей родителям.
2.1. Условия реализации программы
Продолжительность учебного года составляет 36 недель.
Начало занятий первого года обучения не поздне 15 сентября.
Окончание занятий – не позднее 31 мая.
Нерабочие и праздничные дни устанавливаются в соответствии с
Постановлениями Правительства РФ.
Промежуточная аттестация проводится по итогам освоения ДООП за 1-е
полугодие в III декаде декабря, за 2-е полугодие - в мае.
17

2.2. Календарный учебный график
№

Год обучения

1

Первый

Объем
часов
72

учебных Всего
недель
36

учебных Режим работы
1 р х 2 ч=2 ч

2.3. Формы аттестации
предусматривает
следующие

Программа
виды
аттестации
обучающихся:
- входная (предварительная) аттестация проводится в целях
выяснения уровня готовности ребенка и выявления его индивидуальных
особенностей (интересов, первичных умений и навыков, мотивации для
занятий и т.д.). Проводится в начале учебного года в форме наблюдения и
беседы;
- текущая аттестация проводится в целях оценки качества усвоения
обучающимися содержания отдельных разделов образовательной программы
и проводится по окончанию раздела в форме наблюдения, практической
работы, игры, соревнования, выставки, самооценки детей;
- промежуточная аттестация проводится в целях оценки степени и
уровня усвоения обучающимися образовательной программы в целом и
проводится за 1-е полугодие в III декаде декабря, за 2-е полугодие - в мае в
форме беседы, самостоятельной работы, выставки.
2.4. Оценочные материалы
Параметры
Образовательные
результаты

Эффективность
воспитательных
воздействий
Социальнопедагогические
результаты

Критерии
Освоение детьми содержания образования:
1.Разнообразие умений и навыков.
2.Глубина и широта знаний по предмету.
Детские практические и творческие достижения:
1.Позиция активности ребенка в обучении и устойчивого
интереса к деятельности.
2.Разнообразие творческих достижений (выставки, конкурсы, их
масштаб).
3.Развитие общих познавательных способностей (моторика,
воображение, память, речь, внимание).
1.Культура поведения.
2.Аккуратность в выполнении задания и соблюдения порядка на
рабочем месте.
3.Наличие стремления доводить начатое дело до конца.
1.Выполнение санитарно-гигиенических требований.
2.Выполнение требований техники безопасности.
3.Характер отношений с товарищами в коллективе.
18

4.Отношение к педагогу.

Критерии оценки по параметрам диагностики
Оцениваемые
параметры
Работа
с
инструментами
и
материалами, техника
безопасности

Минимальный
уровень знаний
Требуется
постоянный
контроль педагога
за
выполнением
правил по технике
безопасности
Степень
Требуется
самостоятельности
постоянная
при
работе
над помощь педагога
изделием
при работе над
изделием

Базовый уровень
знаний
Требуется
периодическое
напоминание о том,
как
работать
с
инструментами
и
материалами
Нуждается
в
пояснении
последовательности
работы,
но
после
объяснения способен к
самостоятельным
действиям
Способность
Не
может Может
изготовить
изготовления изделия изготовить
по изделие по образцу
по образцу
образцу
без при
подсказке
помощи педагога
педагога

Повышенный
уровень знаний
Четко и безопасно
работает
с
инструментами и
материалами

Самостоятельно
выполняет
операцию
по
изготовлению
изделия

Способен
изготовить изделие
по образцу

2.5. Кадровое обеспечение
Программа может быть реализована одним педагогом дополнительного
образования, имеющим высшее образование или среднее профессиональное
образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего
образования и специальностей среднего профессионального образования
«Образование и педагогические науки», или к реализации дополнительной
общеразвивающей программы могут быть допущены лица, обучающиеся по
образовательным программам высшего образования по специальностям и
направлениям
подготовки,
соответствующим
направленности
дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие
промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения, прошедшим
обязательный медицинский осмотр (обследование) и не имеющем
ограничений к занятию педагогической деятельностью, установленных
законодательством Российской Федерации.
2.6. Материально-техническое обеспечение
Для
реализации
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Бумажный мир» необходимо следующее:
19

 помещение: учебный кабинет, соответствующий требованиям СанПиН
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 перечень оборудования (мебели) учебного помещения: классная
доска 1 штука, стол и стул для педагога, 8 ученических стандартных столов и
16 стульев, регулируемых по высоте, 2 шкафа для хранения инструментов,
наглядных и дидактических пособий и учебных материалов; шкаф для
оформления выставки готовых работ;
 перечень технических средств обучения: персональный компьютер
или ноутбук для педагога, точка подключения к сети «Интернет»,
мультимедийный проектор, экран, принтер по 1 штуке; магнитно-маркерная
доска;
 перечень материалов, необходимых для занятий: ватман, клей,
кисточки, краски, линейка, ножницы, карандаш чернографитовый, ластик 16 комплектов (по количеству детей и для педагога), шаблоны разверток
(куб, конус, цилиндр, прямоугольный параллелепипед), шаблоны для
изготовления поделок, чертежи - не менее 9 комплектов (по 1 на пару и 1 для
педагога).
Информационное обеспечение:
Электронные образовательные ресурсы (аудио, видео), специальные
компьютерные программы, информационные технологии.
2.7. Методическое обеспечение
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
является частью учебно-методического комплекса, который представляет
собой целостную систему учебно-методических документов и материалов,
обеспечивающих образовательный процесс:
 календарно-тематический план;
 сборники практических работ, заданий, тестов, папки с чертежами
поделок;
 методические рекомендации по выполнению практических работ,
проектной деятельности;
 наглядные
материалы
(стенды,
работы
обучающихся,
демонстрационные образцы, схемы, иллюстрационный материал);
 специальные учебные пособия; дидактический материал (шаблоны,
задачи, загадки, познавательное лото и др.)
 печатные издания по направлению деятельности.

20

В то же время, содержание учебно-методического комплекса
предполагает вариативность. Его изменение и уточнение - вполне
допустимое явление.
На занятиях с детьми педагог опирается на следующие принципы:
 научность и связь теории с практикой;
 систематичность, последовательность, доступность и посильность;
 активность (заинтересованность детей);
 наглядность;
 прочность овладения знаниями и умениями;
 воспитывающий характер труда.
В зависимости от поставленных задач педагог на занятиях использует
различные приѐмы:
 убеждение, пример, разъяснение;
 показ, подражание, упражнения, приучение;
 поощрение, похвала, оценка, взаимооценка;
 сотрудничество;
 свободный выбор;
и методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего
объединяя их. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает
теоретическую часть и практическое выполнение задания:
Для реализации программы используются разнообразные формы и
методы проведения занятий:
1. Словесные
 Беседа;
 Объяснение;
 Диалог;
 Консультация.
2. Практические
 Графическая грамота;
 Построение простейших чертежей;
 Конструирование моделей, игрушек, поделок.
3. Проблемного обучения
 Создание проблемной ситуации;
 Освоение основных понятий и терминов.
4. Проектно-конструкторские
 Конструирование и создание творческих работ;
 Планирование деятельности;
21

 Создание проектов.
5. Игровые
 Игры дидактические, познавательные;
 На развитие внимания, памяти, воображения, фантазии, глазомера;
 Игры – конкурсы.
6. Социологические и психологические
 Анкетирование;
 Тестирование;
 Создание и решение различных ситуаций.
7. Активные формы познавательной деятельности
 Викторины;
 Соревнования;
 Выставки;
 Творческие конкурсы.
Теоретический материал обычно дается в начале занятия - это
объяснение нового материала, информация познавательного характера,
инструктаж по выполнению заданий (в форме рассказа, информации или
беседы, сопровождается вопросами к детям). Новая тема, то или иное задание
объясняется просто, доходчиво, обязательно закрепляется объяснение
показом наглядного материала, сопровождается выполнением педагогом
графических работ с помощью ИКТ, на доске или на большом листе бумаги,
прикрепленном к доске. Таким образом, на занятиях при объяснении нового
материала или одинакового для всей группы задания в основном
используются методы фронтальной работы (демонстрация таблиц, схем,
чертежей, рисунков, наглядного материала, а также различных технических
приемов работы).
Методы обучения, методические приемы подбираются с учетом знаний
и практических навыков, приобретенных детьми ранее, поэтому методика
обучения в начале учебного года отличается от той, которая применяется в
конце года.
Выполнение заданий детьми должно способствовать развитию
познавательной активности, усиливать эстетическую восприимчивость,
развивать художественный вкус и творческие способности.
Дети младшего школьного возраста быстро утомляются при
выполнении однообразной работы, поэтому заранее продумывается, строится
занятие, предусматриваются разнообразные формы работы. Нагрузка во
время занятий должна соответствовать силам и возможностям детей,
обеспечивать их занятость в течение всего занятия.
22

Выполнения заданий в группе обычно проходят неравномерно: кто-то
выполнил работу, кто-то еще только начинает. Поэтому педагогу необходимо
проводить индивидуальную работу с детьми, зачастую дополнительно
объясняя задание.
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, ее
анализ и оценка. Надо только помнить, что одно малое замечание не по
существу лишает ребенка радости, может вызвать нежелание продолжать
работу. Поэтому оценка работ должна носить объективный, обоснованный
характер.
Занятия построены на игровом моменте, т.к. игра в жизни детей
занимает одно из важнейших мест, является не только отдыхом, но и видом
деятельности. В игре дети находят образцы для решения новых жизненных
задач, возникающих в познании, в труде, в художественном творчестве.
Поэтому опора на игровой тренинг – это важнейший путь включения детей в
учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на
воспитательные воздействия и нормальные условия жизнедеятельности.
На занятиях ребята учатся следовать устным инструкциям, развивают
усидчивость, внимание, развивают элементарные навыки работы с бумагой,
картоном, режущими инструментами.
Выполняя ту или иную поделку, модель дети закрепляют ранее
полученные знания, умения и навыки посредством конкурсов, игр,
соревнований.
Конструирование, как известно, наиболее оптимальный путь
формирования творческой личности младшего школьника. В программе
важное место занимает самостоятельная практическая деятельность детей.
Это связано с тем, что именно в ней дети находят наиболее полное
удовлетворение своим потребностям действовать с различными материалами
и также могут чувствовать себя способными сделать нечто такое, что может
быть использовано в игре или получить оценку окружающих.
Кроме того, самостоятельная практическая деятельность детей
положительно влияет на своевременное и полноценное психическое развитие
ребенка, поскольку способствует:
 развитию пространственных представлений;
 практическому усвоению некоторых физических закономерностей;
 познанию свойств различных материалов;
 овладению различными способами практических действий;
 появлению бережного и созидательного отношения к окружающему.

23

В результате сочетания конструирования
и развивающих игр,
политехнические знания, полученные детьми ранее (математика,
окружающий мир, ИЗО) приобретают более осмысленный характер.
Очень важно, чтобы ребенок младшего школьного возраста получал в
продуктивной
деятельности
результат,
чувствовал
гордость
и
удовлетворение от выполнения сложной работы. Это поможет ему
утвердиться в позиции «Я сделал это сам».
Организуя работу с детьми, необходимо знать, что формирование такой
позиции возможно, если:
 ребенку интересен данный вид деятельности;
 ребенку посилен данный труд по объему и сложности выполнения
работы.
Дети овладевают необходимыми в жизни элементарными приемами
ручной работы с различными материалами и инструментами, у них
формируется умение и желание трудиться, бережное отношение к
собственности, развивается культура труда, происходит первоначальное
развитие интереса к различным профессиям.
Для детей любого возраста важны их творческие достижения. Педагог
дополнительного образования, работающий в малой группе, может дать
рекомендации воспитателю, родителям как лучше найти подход к детям,
помочь создать среду, условия развития, наиболее адекватные личности
каждого ребенка. Индивидуально занимаясь с детьми педагогу сделать это
проще, есть возможность фиксировать личные достижения каждого ребенка,
исходя из его потенциала, не сравнивая их с жесткими нормативными
показателями.
В начальной школе систематически демонстрируется творчество самих
детей. Тематические выставки с периодически сменяющимися рисунками,
аппликациями, моделями, являются важным средством, содействующим
воспитанию у ребят стремления к занятиям изобразительным
самодеятельным искусством, конструированием из бумаги.
После годичного курса обучения в объединении в детях развиваются
навыки и желания к конструированию простейших технических (летающих,
плавающих) моделей, черчению механизмов и машин.

24

Литература для педагога
1.Андриянов П.Н., Галагузова М.А. Развитие технического творчества
младших школьников. М: Просвещение, 1990.
2. Богоявленская А. В науку идут малыши // Практический журнал для
учителя и администрации школы. 2006. №1. - С.26-31.
3. Брыкова О. Сотворчество учителя и ученика //Управление школой (Первое
сентября). 2006 .№20. -С.33-37.
4. Васильева Л.А. К проблеме развития творческих способностей младшего
школьника //Начальная школа + до и после. 2006.
№10. - С.16-18.
5. Гликман И.З. Подготовка к творчеству//Одаренный ребенок. 2006. №5.
6. Гукасова А. Внеклассная работа по труду. М.: Просвещение,1981.
7. Гульянц Э. Учите детей мастерить. М.: Просвещение,1984.
8. Журавлева А.П., Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование.
М.: Просвещение, 1982.
9. Заворотнов В. От идеи до модели. М: Просвещение, 1982.
10.
Крюков
М.П.,
Беднова
В.И.
Художественно-техническое
моделирование//Бюллетень. 2013. №1. - с.34-40
11. Симановский Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль, 1997.
12. Стахурский А.Е. Техническое моделирование в начальных классах. М.,
1994.
13. Журналы:
 Внешкольник № 9, 2003. – с. 3.
 Внешкольник № 5, 2006. – с.11 -15.
 Дополнительное образование № 10, 2004. – с.5 - 9.
 Дополнительное образование № 3, 2005. – с. 11 – 15.
 Дополнительное образование № 2, 2006. – с. 12 – 15.
Литература для обучающихся
1. Алексеевская Н. Волшебные ножницы. — М.: Лист, 1998.
2. Амоков В.Б. Искусство аппликации. — М.: Школьная пресса, 2002.
3. Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома. — М.:
Рольф Аким, 1999.
4. Выгонов В.В. Изделия из бумаги. - М.: Издательский дом МС, 2001.
5. Горичева B.C., Филиппова ТВ. Мы наклеим на листок солнце, небо и
цветок. — Ярославль: Академия развития, 2000.
6. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия
развития, 2002.
25

7. Журнал «Девчонки – мальчишки. Школа ремѐсел». – М.: ООО
«Формат – М»
8. Журнал «Коллекция идей». – М.: ЗАО «Эдипресс-Конлига».
9. Иванов Б. Самоделки для клуба. - Москва, 1994.
10. Калугин М.А. Развивающие игры для младших школьников. Ярославль: «Академия развития», 1997.
11. Кобитина И.И. Работа с бумагой; поделки и игры. - М.: Творческий
центр «Сфера», 2000.
12. Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. - Санкт-Петербург:
«Кристалл», 2001.
13. Хелен Блисс. Твоя мастерская. Бумага. / Перевод: Беловой Л.Ю. –
Санкт- Петербург: «Норинт», 2000.
14. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. – Ярославль: «Академия
развития», 1997.
15. Шпаковский В.О. Для тех, кто любит мастерить. -М.: Просвещение,
1990.
16. Яшнова О., Успешность обучения и воспитания младших
школьников // Воспитание школьников. - 2002 - № 8.
17. http://www.liveinternet.ru
18. http://www.vKIDS.km.ru
19. http://www.stranamasterow.ru
20. http://www.sashin–mir.blogspot.com

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».