КИЧЕТОЗА

1

I.
II.
III.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
IV.
4.1.

4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
4.6.
V.

Информационная карта ДООП
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
Наименование
программа «Ки-че-то-за»
программы
Художественная
Направленность
Сведения об авторе составителе
ФИО
Казетова Тамара Георгиевна
Год рождения
27.02.1940 г.
Образование
Неполное высшее
Место работы
МАУ ДО «ДД(Ю)Т»
Должность
Педагог дополнительного образования
Электронный адрес
Сведения о программе
Нормативная база
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
(отдельные основные образовании в Российской Федерации»;
документы)
2.
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации
на период до 2025 года» (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р);
3.
Постановление Главного государственного санитарного
врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
4.
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации от 27.07. №629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
5.
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(письмо
Министерства образования и науки Российской Федерации от 18
ноября 2015 года № 09-3242);
6.
Устав и другие локальные акты МАУ ДО «ДД(Ю)Т».
Объем
и
срок 3 года 972 часа
освоения программы
Форма обучения
Очная
Возраст обучающихся 5 - 18 лет
Особые
категории нет
обучающихся
Вид программы
модифицированная
Ведущие формы и Наглядные методы: демонстрация (показ) картинок, игр,
наблюдение.
виды деятельности
Словесные методы: беседа; объяснение, диалог, сказки, пьесы,
стихотворения.
Практические методы: навыки театрального вокала,
сценической речи, пантомимы, классического тренажа,
аэробики, акробатики и партерной гимнастики. Овладевают
навыками кукловождения через этюды с перчаточными куклами,
2

VI.

VII.

репетиции и показ инсценировки
Методы поощрения: похвала, одобрение, награждение и т.п.
Формы мониторинга Входная аттестация (беседа, наблюдение) для выявления
индивидуальных особенностей ребенка (интересов, первичных
результативности
умений ).
Текущая аттестация (наблюдение, практическая работа, игра,
самооценка).
Промежуточная
аттестация
по
полугодиям
(беседа,
самостоятельная работа, показ , выступление).
Дата
утверждения Программа рекомендована к реализации в 2023-2024 учебном
году, протокол ПС № 3 от « 16 » мая 2023 г.
последней
корректировки

3

Оглавление.
Титульный лист
Информационная карта ДООП
1.
Комплекс основных характеристик ДООП
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………
1.2. Цель, задачи программы………………………………………………….
1.3. Планируемые результаты, уровни усвоения программы……………….
1.4. Учебные планы, содержание…………………………

2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
2.8.

Комплекс организационно-педагогических условий ДООП
Условия реализация программы………………………………………….
Календарный учебный график……………………………………………
Формы аттестации…………………………………………………………
Оценочные материалы…………………………………………………….
Кадровое обеспечение…………………………………………………….
Материально-техническое обеспечение…………………………………
Методическое обеспечение программы…………………………………
Список литературы для педагога и обучающихся………………………

5
8
10

19
20
20
20
23
23
23
24

4

1.1. Пояснительная записка
Программа относится к программам художественной направленности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана
согласно требованиям следующих нормативных документов:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2.
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации»;
3.
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №
996-р);
4.
Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на
заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07 декабря
2018 г., протокол № 3);
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
6.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019
№ 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества
условий
осуществления
образовательной
деятельности
организациями,
осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным
программам, образовательным программам среднего профессионального образования,
основным
программам
профессионального
обучения,
дополнительным
общеобразовательным программам»;
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.09.2020 №
508 «Об утверждении Порядка допуска лиц, обучающихся по образовательным
программам высшего образования, к занятию педагогической деятельностью по
общеобразовательным программам»;
9.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
10.
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18 ноября 2015 года № 09-3242);
11. Устав и другие локальные акты МАУ ДО «ДД(Ю)Т».
С античных времен человечество использовало театр и формы театрального
действа в целях образования и развития личности и общества. Боле того, эти формы
использовались для передачи знаний и опыта человечества еще в те времена, когда театра,
как обособленного института, не существовало вовсе. В России школьный театр возник в
допетровские времена с возникновением самой школы. В 20-60 годы двадцатого века
5

детское театральное движение в России переживало периоды бурного расцвета. Во все
прочие времена оно равномерно развивалось. Всероссийским театральным союзом (позже
– Союз театральных деятелей) и просвещенскими структурами накоплено огромное
количество программ по детскому театральному образованию. Спектр этих программ
чрезвычайно широк. Это программы работы школьных кружков, муниципальных клубов,
притеатральных студий и т.д. Часть программ ориентирована, прежде всего, на
воспитание зрительской культуры, часть- на активизацию творческой деятельности или
даже на раннюю профессионализацию. Последнее время появляется все больше программ
по арт-терапии. Но для чего бы не предназначались эти программы, на что бы они не были
ориентированы, в них отмечаются одни и те же черты театрального искусства,
позволяющие обращаться к нему как к универсально образовательной модели. Вот эти
черты:
1. Театр – синтетический вид искусства. Знакомясь с языком театра, ребенок
погружается в мир литературы, музыки, изобразительного и других видов искусства;
2. Театр – коллективное искусство. Занимаясь театром, ребенок учится
плодотворному взаимодействию с большими и малыми социальными группами,
овладевает навыками коллективного творчества;
3. Основной язык театрального искусства – действие; основные видовые
признаки – диалог и игра, понимаемые в самом широком смысле. Эти особенности делают
театральное искусство особенно близким для детей, потому что игра и общение являются
дл младших школьников и подростков ведущей психологической деятельностью;
4. Театр – искусство, обращенное к различным и самым широким социальным
слоям. В процессе работы театр привлекает к сотрудничеству работников самых разных
специальностей: плотников, художников, инженеров и электриков, администраторов и
артистов. Поэтому детская театральная студия может объе6динить под своей крышей
детей с самыми разными интересами и способностями, а плоды работы могут быть
интересны широкому кругу юных и взрослых зрителей.
Кукольный театр имеет свои дополнительные специфические особенности – это
способ пластического мышления в пространстве. При этом главное внимание уделяется
развитию ассоциативного мышления.
Кукла – первое прикосновение ребенка к искусству театра, тем более, что дети
без куклы и игры жить не могут. Искусство кукольного театра начинается там, где кукла
несет «новое» в жизнь: новый образ новую пластику, новый звук. Кукла является
стимулятором, вызывающим на творчество. Кукла есть «оживление» неживой материи
при помощи рук актера и фантазии. «Ожившие» герои будят у ребенка воображение,
рождают новые образы, которые влияют на ребенка: в работу включается мыслительный
процесс. Прежде чем «оживлять» куклу, рассматривается внешний образ, составляется
характеристика, подбирается соответствующая интонация и стиль речи. В этом процессе
общения проявляется познавательная и предметная деятельность ребенка. Овладение
речью через куклу позволяет ребенку воспринимать явления более осознанно. Чем богаче

6

и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его
возможности в познании действительности, активнее происходит психическое развитие.
В современных условиях гуманизации и демократизации образования кукольный
театр становится «открытым» образовательно-познавательным центром для населения, а
также социальной структурой, защищающей и развивающей личность ребенка.
Воспитательная ценность данной программы в том, что театр представляет
занятия детям разного склада и разных способностей, объединяя их труд данной
общественно полезной задачей. Разумно направленная работа в театре служит средством
разностороннего воспитания и творческого развития ребенка. Работая с куклой,
исполнитель должен понимать содержание образа, сценическую ситуацию,
изобразительные средства куклы, обладать некоторой музыкальностью. В процессе
изготовления кукол, декораций и их монтировки учащиеся приобретают различные
навыки в обращении с различными инструментами и материалами, у них развиваются
сообразительность и конструктивные способности, а также эстетический вкус и
способности в области изобразительного искусства – чувство цвета, формы, понимание
художественного образного изображения.
При постоянном составе детского театра, работающего в течение срока
исполнения программы, путь развития его работы будет путем восхождения от более
простого к более сложному, путем исканий, экспериментов, усовершенствований,
изобретений. Четкое распределение обязанностей, повышение у детей чувства
собственной ответственности, слаженность всего творческого коллектива в период
создания и показа спектакля, приводимого в движение единой для всех задачей, - всѐ это
имеет свое педагогическое значение.
В программе также предусматривается воспитание интереса к национальным,
региональным, местным социокультурным особенностям и традициям.
Данная программа создана для работы с детьми в кукольном мюзикл-театре «Киче-то-за».
Актуальность настоящей программы состоит в том, что она способствует
воспитанию раскрепощенного, общительного человека, владеющего словом и телом,
готового к творческой деятельности в любой области.
Отличительной особенностью программы является то, что она раскрывает
деятельность детского театра синергитического вида, объединяющего различные жанры
театрального и музыкального искусства: кукольный театр, театр живого актера,
пантомима, хореография, аэробика, акробатика, вокальное исполнение. Это связано с тем,
что в театр, как правило, приходят дети, имеющие разные способности, физические
возможности, и группы формируются из детей разного возраста: от 5 до 18 лет. В
разновозрастных группах быстрее происходит адаптация, активнее идет передача опыта
от старших к младшим. С учетом того, что существующие сценарии для кукольных
театров написаны для небольшого количества актеров (4-5 чел.), включение в кукольный
спектакль дополнительных театральных элементов: актеров живого плана, живое
7

вокальное исполнение, танцев с элементами акробатики, - позволяет увеличить
количество исполнителей разного возраста, делает спектакль ярче, живее, интереснее.

1.2. Цель и задачи программы.
Цель: эстетическое и художественное воспитание обучающихся через занятия в
музыкально-хореографическом мюзикл-театре «Кичетоза».
Задачи:
обучающие:
 познакомить с видами театрального искусства;
 сформировать устойчивые знания, умения и навыки при работе с куклой;
 научить анализировать пьесу;
 дать основы знаний по актерскому мастерству, сценречи, сцендвижения;
научить создавать единый образ на сцене «актер-кукла»;
развивающие:

развивать художественные и творческие способности;

развивать художественное воображение, фантазию;

содействовать формированию эстетического вкуса;

содействовать формированию потребности в саморазвитии, в реализации
своего творческого потенциала;

сформировать навыки здорового образа жизни;

развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную
деятельность в коллективе;

развивать двигательные способности детей: ловкость, подвижность,
гибкость, выносливость;

развивать пластическую выразительность: ритмичность. Быстроту реакции,
координацию движений;

развивать способность адекватно оценивать художественные произведения,
различные мнения;
воспитательные:

воспитать интерес к театральному искусству;

воспитывать нравственное отношение к окружающим, культуру поведения и
общения в социуме;

воспитывать у обучающихся волю, терпение, аккуратность, трудолюбие,
самоорганизованность, самостоятельность;

формировать навыки эффективной организации свободного времени.
Данная программа рассчитана на 3 года обучения. На протяжении всего периода
обучения предусматривается 324 часа в год .
Дети 1 года обучения знакомятся через театральные игры (как метод
раскрепощения ребенка, снятия зажимов, комплексов, раскрытия его возможностей,
способностей и талантов) с азами актерского мастерства и сценической речи,
театрального вокала (песни для развития коллектива и песни к спектаклям), пантомимы,
основам классического тренажа, акробатики, аэробики. Обучаются навыкам вождения
«петрушечных» кукол.
8

На 2 году обучения ребята продолжают занятия по актерскому мастерству,
знакомятся с основами сценического движения, совершенствуют навыки театрального
вокала, сценической речи, пантомимы, классического тренажа, аэробики, акробатики и
партерной гимнастики. Овладевают навыками кукловождения через этюды с
перчаточными куклами.
На 3 год обучения в рамках подготовки конкретного спектакля совершенствует
актерское мастерство, сценическое движение, речь, театральный вокал. Ребята обучаются
танцу, сценическому бою и искусству танцевальной импровизации. Вводятся
тематические этюды с тростевыми куклами. Третий год заканчивается участием ребенка в
спектакле.
На протяжении всего курса обучения юные актеры участвуют в процессе
изготовления кукол, театрального реквизита, декораций, костюмов.
Режим занятий, предусмотренный программой, включает в себя занятия по 3 часа
3 раза в неделю. В занятии обязательны 10-минутные перерывы. Из 3-х занятий два
посвящены театральным предметам: актерское мастерство, театральный вокал,
кукловождение, сценическая речь. Третье занятие в неделю предполагает равномерное
чередование занятий классическим тренажом, акробатикой, партерной гимнастикой.
В театр принимаются все желающие дети без предварительного отбора.
1.3. Планируемые результаты, уровни усвоения программы.
По окончании курса обучения обучающиеся:
будут знать  историю театра, театральную терминологию, виды театрального искусства,
театральные профессии, устройство зрительного зала и сцены;
 происхождение кукол, масок; виды кукол;
 знать основы сценречи, актерского мастерства, сцендвижения;
 правила культурного поведения в общественных местах;
будут уметь распределять дыхание во время произношения текста;
 произносить скороговорки в разном темпе, с разными интонациями;
 строить простейший диалог между героями разных сказок, сочинять этюды
по сказкам;
 воображать и верить в сценический вымысел; превращать и превращаться,
действовать на сценической площадке естественно;
 владеть своим телом; уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц;
 уметь управлять разными куклами; создавать небольшие этюды с куклами;
 уметь анализировать пьесу;
 уметь анализировать свою деятельность во время спектакля;
получат развитие  личностные качества: терпение, аккуратность, настойчивость, трудолюбие,
самостоятельность, самоорганизованность;
 коммуникативные навыки, умение работать в коллективе;
 творческие способности, воображение, фантазия; будет сформирован
эстетический вкус и интерес к театру кукол;
9

 способность адекватно оценивать свои и чужие работы;
могут быть сформированы навыки здорового образа жизни;

навыки эффективной организации свободного времени.
Уровни усвоения программы.
Минимальный - обучающийся программу не освоил, т.е. не приобрѐл
предусмотренную учебным планом сумму знаний, умений, навыков; знает отдельные
термины и понятия, испытывает затруднения при выполнении практической части
программы.
Базовый – обучающийся стабильно занимается, выполняет учебную программу,
свободно ориентируется в изученном материале;
Повышенный – обучающийся проявляет устойчивый интерес к изучаемому
предмету; не только выполняет программу, но и стремится к дополнительным занятиям,
принимает участие в мероприятиях, в конкурсах, выставках городского уровня и выше;
Творческий – обучающийся выполняет программу, дополнительно, самостоятельно
занимается, проявляет ярко выраженные способности к изучаемой дисциплине, стабильно
участвует в конкурсах, участвует в спектаклях, фестивалях, занимает призовые места.
№
1.

1

2
11
3

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Тема

1.4. Учебный план. Содержание.
1 год
2 год

Знакомство ребят с
правилами поведения в
объединении
Выбор старосты,
ответственных за хранение
кукол
Рассказ о плане студии на
год
Актерское мастерство
Многообразие
выразительных средств в
театре
Значение поведения в
актерском искусстве
Связь обстоятельств с
поведением
Значение подробностей в
искусстве
Целесообразность поведения
Предлагаемые
обстоятельства «Если бы»
Подготовка к зачетному
уроку, его проведение
Органичность поведения
Бессловесные элементы
действия
Специфика актерских задач
Зачетный урок
Бессловесные элементы
действия
Словесные действия
Логика действий и

всего

теория

1

1

96

18

3

1

3

всего

Т

1

1

78

92

23

2

3

1

1

2

3

3

1

2

3

1

3
3

1
1

6
6
11

1

практика

3 год
всего

Т

1

1

69

61

12

2

1

1

1

2

1

1

3

1

2

1

1

2

3

1

2

1

1

2
2

3
3

1
1

2
2

1
3

1
3

6

3

1

2

2

2

6
10

3
6

1
1

2
5

1
3

1

1
2

3
3
6

1
1

2
3
5

1
3
6

1
1

1
2
5

6
3

1
1

5
2

9
1

3
3
6

1
1

2
3
5

9
2

1
1

8
1

П

2

П

49

7
1
10

17

18
19
20
21
22
23
24

25
26
27

3

28
29
30
31
4

32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45

обстоятельств
Связь словесных и
бессловесных элементов
действий
Урок – зачет
Драматический материал
Работа над ролью в отрывке
Актер и его роли
Урок-зачет
Характер персонажа в
общении
Борьба ,как условие
сценической
выразительности
Параметры общения
Исполнительская техника
Урок-зачет
ИТОГО:
Уроки театрального
вокала(концертмейстер на
каждом занятии)
Музыкальное оформление
спектакля
Сочинение музыки к
спектаклям, танцам и
разучивание танцев
Оформление музыкальной
фонограммы(запись на
студии)
Сочинение текста песен к
спектаклям и разучивание
ИТОГО:
Сценическая речь
Культура речи
Орфоэпия. Правильное
произношение
Чистота речи. Диалекты
Слово – выразитель мысли
Основные артикуляции
Техника речи
Дикция и артикуляция
Дыхание
Голос. Постановка.
Резонаторы. Регистры
Работа над словом в
спектакле
Работа над словом в тексте,
анализ текста
Работа над монологом
Жест
Речевые характеристики
спектакля. Диалекты.
Акценты

4

3

6

1

5

6

1

5

4
3
6
3
3
3

1
1
1
1

3
3
1
1
3
1

2
2
1

1

3
2
5
2
3
2

1
1

1

3
2
2
2
3
2

3

1

2

6

1

5

2

1

1

3
1
3
96

1

3
3
1
92

1
1
1
23

2
2

18

2
1
3
78

69

1
3
3
61

1
1
12

1
2
2
49

41

1

40

41

1

40

41

1

40

7

1

6

7

1

6

7

1

6

12

12

12

12

12

1

12

10

10

10

10

10

10

12

12

12

12

12

12

14
1
1

32

16

5

2

3
3
3
3
3
3

1

1
1
1

1
3
1

46
1
6

14
1
1

32
5

46
1
6

4
3
5
3
3
6
3

1
1
1
1
1
1
1

3
2
4
2
2
5
2

4
3
5
3
3
6
3

1
1
1
1
1
1
1

3
2
4
2
2
5
2

2
2

1
1

3

1

2

3

1

2

1

1

3

1

2

3

1

2

5

3
2
1

1
1
1

2
1

3
2
1

1
1
1

2
1

3
1

4

12
2

1
1

5

1

2
1

11

5
6

46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
7
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
8
70
71
72
73

74

75

ИТОГО:
Сценическое движение
Искусство театра кукол.
История театра кукол
Происхождение кукол. Виды
кукол
Развитие образного
мышления. Ассоциативное
мышление.
Перчаточная кукла
Тростевая кукла
Навыки кукловождения с
петрушкой и тростевой
Развитие фантазии и
воображения
Тематические этюды с
петрушкой и тростевой
Этюды с куклами
Развитие пальцев руки
Репетиция спектакля по
кускам, картинам, актам
Словарь терминов театра
кукол
Изготовление кукол
ИТОГО:
Основы работы с гримом
Инструменты грима
Знакомство с анатомическим
строением лица
Грим отдельных частей лица
Грим носа, глаз, бровей
Гигиена лица
Техника наложения грима
Законы светотени
Мимика лица
Использование накладок:
парики, усы, бороды и т. Д.
Сказочный грим
Боевая и ритуальные
раскраски
Маски. История масок.
ИТОГО:
Работа над пьесой
Распределение ролей
Обсуждение образов, идей,
сквозных действий
Обсуждение постановочного
плана
Работа над ролью, актом,
действием, картиной с
куклами и актерами живого
плана.
Импровизация
Специфика работы актера со
зрителем

46
32
60

14
10
7

32
22
53

46
24
60

14
10
12

32
14
48

16
14
25

4

3

2

1

3

1

2

1

1

1

1

1

1

1
3
10

1
1
1

2
9

1
3
9

1
1
1

2
8

1
1
3

1
1
2

6

6

7

1

6

1

1

6

6

6

1

5

1

1

6
3
12

6
3
12

6
3
11

1
1
1

5
2
10

1
2
4

1
1

1

1

1

1

9
60
12
1
1

1
12

8
48
12
1
1

9
25
10

1
11

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

5
8

1
12
10

1
12
10

1
10
127
3
3

1
10
127
3
3

3

3

58

58

20

20

3

3

1
8
60
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

7
7
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
12

8
53
5

1
7

8

10

10

1

11

12
14
14

1

1
1
3

8
14
10
1

12

76
77
78
9
79
80
81

10

Монтировочные репетиции.
Прогоны
Генеральная репетиция
Выступление со спектаклем
Итого:
Работа с техническими
средствами
Знакомство и работа со
звуковой аппаратурой
Фонограммы
Шумовые и звуковые
эффекты
Итого:
Экскурсии в музей, театр
кукол, драм. Театр
всего:

2. Актѐрское
мастерство

5

12
9
127
20

8

8
8

10

10

2

2

2

2

5

2

5

6

6

4
4

4
4

10
10

2
1

10
5

8

8

25

5

20

20

28

28

27

20
27

266

324

263

324

34

290

324

58

-Знакомство
с
правилами поведения;
- выбор старосты,
-план работы на год.
- многообразие
выразительных средств
в театре;
- значение поведения в
актѐрском искусстве
- связь предлагаемых
обстоятельств с
поведением;
- значение
подробностей в
искусстве;
- целесообразность
поведения;
- «если бы…»
предлагаемые
обстоятельства;
- урок – зачет;
- развивающие,
театральные игры;
- органичность
поведения;
- бессловесные
элементы поведения;
- специфика актѐрских
задач;
- контрольное занятие.

3.Театральный - проверка

16

12
9
127
25

61

Содержание
1 год обучения
2 год обучения
Разделы, темы
1.Вводное
занятие

16

3 год обучения

- План работы на год,
- выбор ответственных
за хранение кукол,
инструментов.
- бессловесные
элементы действия;
- развивающие и
театральные игры;
- логика действий и
предлагаемые
обстоятельства;
- связь словесных
действий с
бессловесными
элементами действий;
- контрольное занятие;
- драматический
материал, как канва для
выбора логики
поведения (действий);
- работа над ролью из
спектакля в отрывке;
- актѐр и его роли;
- контрольное занятие.

-План работы на год,
- правила поведения
в театре,
- инструктаж по Т\Б.
- повторение
предыдущих тем;
- развивающие и
театральные игры;
- проявление
характера персонажа
в общении;
- борьба как условие
сценической
выразительности;
- параметры
общения;
- исполнительская
техника и еѐ роль в
работе актера;
- контрольное
занятие.

-оформление

- сочинение музыки
13

вокал.

музыкального слуха;
-сочинение музыки к
спектаклю, танцам,
песням. Интродукция.
4.Сценическая Раздел « Культура речи,
речь.
орфография:»:
- введение в предмет;
понятие культура речи;
истоки предмета;
формирование
культуры речи в
России; значение
правильного
произношения и
культуры речи.
- орфоэпия; овладение
орфоэпией; русское
литературное
произношение;
основные нормы
русского литературного
произношения; чтение
стихов.
- чистота речи ; словапаразиты и
«вульгаризм»;
разнообразие
диалектов; иностранное
происхождение
некоторых слов.
Иностранные слова,
засоряющие русскую
речь.
- слово-выразитель
мысли; умение ясно и
четко выражать свои
мысли; орфоэпически
правильный и
выразительный рассказ
о ярком событии в
жизни.
- основные
артикуляции;
правильное
произнесение звуков,
гласных и согласных;
строение звуков;
выявление недостатков
артикуляционных
данных воспитанников
и работа над их
исправлением.

музыкальной
фонограммы.

и текста песен к
спектаклю.

Раздел «Техника речи»:
- значение техники
речи для донесения
мысли;
совершенствование и
улучшение речевого
аппарата;
- дикция и
артикуляция;
устройство речевого
аппарата, знакомство с
функциями каждой его
части; развитие
подвижности речевого
аппарата; недостатки
речи, пути их
устранения;
упражнения на
развитие речевого
аппарата и
естественность
артикуляции.
- дыхание; значение
правильно
поставленного и
хорошо
тренированного
дыхания для
выступления; типы
дыхания; неправильное
дыхание, устранение
причин его
возникновения;
смешанно –
диафрагматический тип
дыхания как наиболее
целесообразный;
дыхание и звук;
укрепление мышц
дыхания, диафрагмы и
межреберных мышц;
- голос; правильно
поставленный голос;
голос и дикция;
резонаторы и регистры;
неразрывная часть
голоса и дыхания;
усвоение основного

Раздел « Работа над
словом в спектакле»:
- значение слова в
спектакле; слово –
основной выразитель
авторской мысли;
слово –основной
материал для
определения
характера и
биографии роли;
- работа над словом в
тексте; логический
разбор текста;
действенный анализ;
общение с текстом;
- работа над
монологом;
стихотворный
монолог; значение
второго плана и
видения; слово и
жест;
- речевые
характерности
спектакля; диалекты,
акценты, дефекты
как средство
создания образа.

14

5.
Сценическое
движение.
Ритмика.

положения речевого
аппарата при
правильном
звукотечении; диапазон
голоса; упражнения на
основе голосового
регистра.
- работа над спектаклем
с учетом и
применением
полученных знаний.
Раздел « Ритмика»:
Раздел «Основы
- значение
техники пантомимы»:
сценического движения - пластические образы
в тренировке
в жизни и на сцене;
психофизического
этюды на пластическое
аппарата актера и
видение жизненных
исполнительском
ситуаций;
мастерстве; комплек
- специфика техники
упражнений для
пантомимы;
тренировки мышц рук, максимальное
ног, корпуса; комплекс обобщение материалов,
общеразвивающих
концентрированность
физических
действий,
упражнений;
художественное
- мускульная свобода;
преувеличение,
освобождение мышц;
одноплановость
определение центра
аллегорического
тяжести и
персонажа; общение с
первоначальные
воображаемым
навыки его
партнером, развитие
перенесения;
образа во времени и
соблюдение
пространстве; четыре
равновесия;
условия существования
- совершенствование
пантомимы: наличие
внимания и
идеи, органичность
координации
молчания, понятность
движений; постановка
действия,
корпуса; упражнения на эмоционального
развитие гибкости
замысла, толкающего
корпуса и координацию героя на активные
рук, ног, головы; осанка поступки; элементы
и походка; изучение
пластической
техники правильной
подготовки;
походки и осанки;
- изучение
правильные и
стилизованных
неправильные позы в
движений; упражнения
положении сидя;
на развитие точности,
упражнения на
грамотности,
ориентировку в
максимальной
пространстве;
выразительности
- ритмичность и
движения; передача

Раздел «Основы
сценического
движения»:
- совершенствование
техники сценических
падений и
сценической драки;
комбинированные
этюды;
- знакомство и
овладение типичной
манерой поведения
человека в
различные
исторические эпохи;
европейское
общество 17-18
веков; общие
сведения об
особенностях
стилевого поведения;
ношение костюма;
изучение мужской и
женской походки;
разновидности
поклонов;
- школа обращения с
плащом и шляпой;
навыки владения
испанским плащом;
элементы техники
обращения с веером.
- изучение стиля
поведения 19 века;
общие сведения;
музской поклон,
типичное положение
корпуса, осанка;
обращение с
цилиндром, с
тростью; женская
15

6. Искусство
театра кукол.

координация движений;
ходьба с разными
видами комбинаций,
при различных
вариациях ритмических
музыкальных размеров;
прыжки;
- темпо – ритм
физического действия;
скорость; изменение
цели – перемена
скорости; этюды и
упражнения для
выполнения в разных
скоростях; понятие и
повторение ритма
музыки, передача его
хлопками; передача
разного темпа от
партнера к партнеру;
- воспитание
выразительно
действующей руки
актера; разработка и
тренировка кистевых
суставов, мышц и
суставов пальцев рукупражнение «Волна»,
«Веер», «Игра на
рояле»; комплекс
упражнений на
гибкость рук – этюды
«Чаша», «Крылья»,
«Гладить – полоскать».
- искусство театра
кукол, происхождение
куклы, виды кукол;
- перчаточная кукла,
развитие образного
мышления;
- развитие и
раскрепощение
пальцев, рук,
упражнения для кистей
рук;
-овладение навыками
кукловождения на
примере простейших
этюдов с перчаточной
куклой под музыку;
- словарь терминов
театра кукол.

пластикой тела живого
и неживого предмета,
стихии; упражнения на
сопротивления в
воображаемой среде;
- выразительность
мимики и жестов;
этюды на точное
выполнение
физического и
эмоционального
действия.

осанка и походка;
обращение с
длинной юбкой;
осанка и походка
офицера; осанка и
походка барышни,
типичное положение
рук и ног барышни;
поклон.

- ассоциативное
мышление – путь к
нестандартному
решению сценического
образа куклы;
- раскрепощение
пальцев и рук,
упражнения для кистей
рук;
- словарь терминов
театра кукол;
- синхронное вождение
кукол, групповые и
индивидуальные
упражнения по
овладению навыками
кукловождения под
музыкальное

- раскрепощение
пальцев и рук,
упражнения для
кистей рук;
- словарь терминов
театра кукол;
- синхронное
вождение кукол,
групповые и
индивидуальные
упражнения по
овладению навыками
кукловождения под
музыкальное
сопровождение;
- этюды с куклами на
материале пьесы под
музыку;
16

сопровождение.

7.
Изготовление
кукол,
головных
уборов, обуви,
костюмов.

- обсуждение эскизов
кукол, декораций,
бутафории с
художником,
разработка
конструктивного
решения спектакля;
- работа по
изготовлению кукол:
лепка головки,
выклеивание папьемаше, отделка головы,
левкас, раскраска;
- раскрой и шитьѐ
жилетов из поролона,
рубашек;
- раскрой и шитьѐ
костюмов для кукол,
отделка костюмов для
кукол;

- изготовление плеч из
проволоки;
- изготовление кистей
рук кукол;
- изготовление парика;
- изготовление глаз.

8. Основа
работы с
гримом.

- инструменты грима;
- знакомство с
анатомическим
строением лица;
- грим отдельных
частей лица и тела,
впадины, выпуклости,
грим носа, глаза, брови;
-гигиена лица при
работе с гримом;
- техника наложения
грима: как правильно и
равномерно нанести
грим на лицо, как
подобрать общий тон
лица, румяна, тени и
т.д..

9. Работа над
пьесой.

- читка пьесы,
распределение ролей,
типы нервной системы;
- рисование кукол,
костюмов.

- выбор и смешивание
красок. Законы
светотени;
- Мимика лица: мимика
позитивных эмоций,
мимика негативных
эмоций, мимические
морщинки(веселые,
сердитые, грустные),
как с помощью грима
уменьшить или
увеличить часть лица,
как с помощью грима
подчеркнуть
особенности молодого
и старого лица;
- использование
накладок (парики, усы,
бороды и пр).
- рассказ руководителя
о будущем спектакле;
- обсуждение
характеров, образов,
идеи, темы, сквозного
действия спектакля;
- специфика работы
актера со зрителе;.

- репетиция
спектакля по
картинам, актам с
куклами.
- изготовление
головных уборов;
- изготовление обуви
для кукол и актеров;
- сборка и
окончательная
отделка кукол.

- сказочный,
фантастический
грим;
- боевая и ритуальная
раскраска;
- маски,
происхождение
масок, история и
роль маски в
древнегреческом
театре. Грим в
китайских театрах
«Но», «Кабуки»,
маски – комедии
Дель Арте, театр
мистерий,
скоморохи.
- обсуждение
постановочного
плана, работа над
ролью;
- установка
мизансцен,
пластического и
речевого поведения
17

- изготовление и
монтаж декораций по
эскизам художника.

10. Работа с
техническими
средствами.

11.
Устройство
сцены.

12. Зритель в
зале.

13.
Зрительская
практика.

- работа с
микрофоном;
- работа с микрофоном; - работа с
- работа с
музыкальным центром.
музыкальным центром

возникновение
и
устройство
сцены
драматического театра
и театра кукол;;
- актѐр и хор в
греческом театре;
устройство
зрительного зала.
- театр – зритель;
- возникновение
контакта.
- экскурсии, посещение
драматического театра,
театра кукол,
обсуждение просмотра,
анализ мероприятия.

- устройство сцены;
- техника сцены;
- театральное
хозяйство.

- театр – зритель;
- влияние на
зрительскую
аудиторию.
- экскурсии, посещение
драматического театра,
театра кукол,
обсуждение просмотра,
анализ мероприятия.

образов;
- импровизация в
работе актѐра;
- разучивание песен
к спектаклю с
группой и
индивидуально,
постановка танцев на
основе выученных
песен;
- индивидуальная
творческая работа
над ролью,
декорациями,
бутафорией,
костюмами, куклами;
- репетиция по
эпизодам, картинам,
актам с актерами
живого плана с
куклами, масками;
-монтировочные
репетиции, прогоны;
- генеральная
репетиция;
- показ спектакля
зрителям.

- работа с
микрофоном.
- работа с
музыкальным
центром.
- техника сцены;
- устройство сцены.

- театр – зритель;
- высказывание и
принятие обратной
связи.
- экскурсии,
посещение
драматического
театра, театра кукол,
обсуждение
18

просмотра, анализ
мероприятия.

СОДЕРЖАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО КУРСА
«ПРОФЕССИЯ – ПОМОЩНИК РЕЖИССЁРА».
1. – Значение и роль административных должностей в театре.
- Виды административно – организационных работ в театре.
2. Распределение и организация разных видов работ (ответственные их обязанности).
3. Театральное хозяйство:
А). Составление каждым ответственным списка:
-кукол;
- бижутерии;
- бутафории;
- декораций;
- «скорой помощи»- мальчики (инструменты)
- «скорой помощи» - девочки (нитки, иголки, грим, клей)
- головных уборов;
- обуви;
- костюмов;
- текст музыки, текст освещения, текст бутафорий.
Б). Правила уборки декораций, театрального реквизита со сцены после спектакля,
погрузка в машину и разгрузка во Дворце.
В). Хранение и упаковка кукол, костюмов, театрального реквизита, подготовка их к
перевозу на сценические площадки.
Г). Хранение декораций и монтировочные работы на сцене для подготовки спектакля.
4. Организация репетиционной работы и ведения спектакля:
А). Дневник – помощник режиссѐра.
Б). Взаимодействие помощника режиссѐра со всеми ответственными за реквизит
спектакля.
В). Проверка готовности сцены перед генеральной репетицией и спектаклем.
Г). Организация обеда для актѐров и обслуживающего персонала.
Д). Обеспечение всех выступающих списком необходимых личных вещей для
генеральной репетиции и спектакля.
Е). Подготовка списка родителей, отвечающих за дежурство на сцене, в зале, за
переодевание детей, за питание, за упаковку, за погрузку и разгрузку театрального
реквизита.
2.1. Условия реализации программы
Продолжительность учебного года составляет 36 недель.
Начало занятий первого года обучения не поздне 15 сентября.
Окончание занятий – не позднее 31 мая.
Нерабочие и праздничные дни устанавливаются в соответствии с Постановлениями
Правительства РФ.
Промежуточная аттестация проводится по итогам освоения ДООП за 1-е полугодие в III
декаде декабря, за 2-е полугодие - в мае.
2.2. Календарный учебный график
19

№

Год обучения

1
2
3

Первый
Второй
Третий

Объем
часов
324
324
324

учебных Всего
недель
36
36
36

учебных Режим работы
3рх3ч=9ч
3рх3ч=9ч
3 рх3ч=9
ч

2.3. Формы аттестации
Формы входящей аттестации: анкетирование, тестирование, опрос, наблюдение.
Формы текущей аттестации: контрольный урок; открытый урок; тематический урок с
приглашением других педагогов и родителей, представителей администрации; занятие –
концерт.
Формы промежуточной аттестации: показ части программы перед родителями и
учениками, например: «Посвящение в юные актѐры», День театра, игровые программы в
ДОО, ведение концертной программы, новогодний спектакль, постановки.
Формы итоговой аттестации: создание проблемных, затруднительных ситуаций; день
творчества; тематические игры; деловые игры;
анкетирование; педагогическая
диагностика ребѐнка; самооценка; собеседование; карта индивидуального развития;
портфолио; дневник достижений.
2.4. Оценочные материалы
Для выяснения меры удовлетворенности обучающихся образовательным
процессом и его результатами ведется мониторинг образовательных результатов.
Формы подведения итогов разнообразны: аттестация в виде зачетных уроков;
студийных записей, непосредственно в исполнении спектаклей. Обучающиеся ведут
тетради результатов по акробатике, по классике (хореография).
Оценка уровня сформированности компетенций обучающихся
Информационно – коммуникативная
компетентность.
уровни

стандарт

Критерии,
формы, методы
диагностики

Младший
школьник
Низкий
(минима
льный)

Знание
элементар
ных норм,
правил,
принципо
в

Знает
правила
общения
со
взрослым
ии

наблюд
ение

Критерии,
формы, методы
диагностики

Подросток
Умеет
строить
монолог,
высказыв
ания

Наблюд
ение,
сравнен
ие

Критерии,
формы, методы
диагностики

Старший
школьник
Умеет
элементар
но
обосноват
ь,
высказыва

Наблю
дение,
сравнен
ие,
анализ

20

сверстни
ками

ть

Достаточ
ный
(Базовый
)

Усвоение,
применен
ие
элементар
ных норм,
правмл по
инициатив
е
«извне»(п
едагога,
родителя)

Умеет
вступать
в диалог
с
собеседн
иком;
умеет
слушать
собеседн
ика.

Наблю
дение,
сравнен
ие

Умеет
элементар
но
обосноват
ь
высказыв
ания

Наблюд
ение,
сравнен
ие,
анализ

Способно
сть поиска
частичной
информац
ии

Наблю
дение,
сравнен
ие,
анализ

Оптимал
ьный
(Повыше
нный)

Эмоциона
льная
значимост
ь
(ситуатив
ное
проявлени
е)

Умеет
строить
монологи
ческие
высказыв
ания

Наблю
дение,
сравнен
ие,
анализ
ситуац
ий

Способно
сть
поиска
определен
ной части
информац
ии по
заданной
теме.

Наблюд
ение,
сравнен
ие,
анализ

Способно
сть к
содержате
льному
общению

Наблю
дение,
тренинг
и,
дискусс
ии,
диспут
ы.
Ролевы
е игры,
мозгово
й
штурм

Высокий
(творчес
кий)

Поведение
,
построени
е на
убеждени
и:
осознание
значения
смысла и
цели

Умеет
элемента
рно
обоснова
ть
собствен
ное
суждение

Наблю
дение,
сравнен
ие,
анализ
ситуац
ий.

Самостоя
тельное
определен
ие темы
информац
ии для
поиска и
ее
реализаци
и

Самоан
ализ,
анализ
продук
та
деятель
ности

Способно
сть
самостоят
ельно
собирать,
хранить и
использов
ать
информац
ию,
создавать
базы
данных

Каталог
и,
фоноте
ка,
картоте
ка

2.
уровни

стандарт

Критерии,
формы, методы

Общекультурная компетентность
Критерии,
Критерии, формы,
формы, методы
методы диагностики
21

диагностики

Младший
школьник

диагностики

Подросток

Старший
школьник

Низкий
(минима
льный)

Знание
элементар
ных норм,
правил,
принципо
в

Умение
понима
ть
элемент
арные
нормы,
правила
,
принци
пы

Наблю
дение,
словес
ные,
игровы
е,
нагляд
ные
методы
.

Способно
сть видеть
и
понимать
окруж.
мир и
свою роль
в нѐм

Наблюд
ение,
игровые
методы

Способно
сть
влиять,
изменять

Самоанал
из

Достаточ
ный
(Базовы
й)

Усвоение,
применен
ие
элементар
ных норм,
правил по
инициати
ве
«извне»(п
едагога,
родителя)

.Умени
е
высказ
ывать

Наблю
дение,
словес
ные,
игровы
е,
нагляд
ные
методы

Способно
сть к
взаимодей
ствию

Наблюд
ение,
игровые
методы

Способно
сть к
самостоят
ельному
взаимодей
ствию

Самоконт
роль,
самоанал
из,
рефлекси
я

Оптимал
ьный
(Повыше
нный)

Эмоциона Умение
льная
выража
значимост ть
ь
(ситуатив
ное
проявлен
ие)

Наблю
дение,
игровы
е
методы

Способно
сть к
самостоят
ельному
взаимодей
ствию

Самоко
нтроль,
самоана
лиз,
рефлекс
ия

Определе
ние проф.
сферы,
сфера
интересов

Самоконт
роль,
самоанал
из,
рефлекси
я

Высокий
(творчес
кий)

Поведени
е,
построени
е на
убеждени
и:
осознание
значения

Наблю
дение,
частич
ный
анализ
ситуац
ий.

Определе
ние

Самоана
лиз,
рефлекс
ия

Определе
ние себя в
общей
культуре

Самореал
изация,
самоопре
деление

Умение
с
пользой
провест
и
свободн
ое

себя в
семье,
обществе

22

смысла и
цели

время

2.5.Кадровое обеспечение
Программа может быть реализована одним педагогом дополнительного
образования, имеющим высшее образование или среднее профессиональное образование в
рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и
специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические
науки». Или к реализации дополнительной общеразвивающей программы могут быть
допущены лица, обучающиеся по образовательным программам высшего образования по
специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности
дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедшие промежуточную
аттестацию не менее чем за два года обучения. Прошедшим обязательный медицинский
осмотр (обследование) и не имеющем ограничений к занятию педагогической
деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации.
2.6. Материально-техническое обеспечение
1. Материальная база (ножницы, нитки, клей, пуговицы, блестки, ткань и т.п.).
2. Хореограф.
3. Концертмейстер.
4. Художник-декоратор ( изготовление кукол, эскизы костюмов, декорации, бутафория)
5. Костюмы.
6. Инструменты (электродрель)
7. Музыкальная аппаратура (колонки, усилитель, музыкальный центр, радиомикрофон,
удлинители)
8. Класс с хореографическими станками.
9. Пианино.
10. Мебель ( столы, стулья, шкафы для одежды, полки).
11. Маты для акробатики.
12. Ширмы, подставки для кукловодов, стойки для декораций (69 штук).
13. Зеркала.
14. Мастерская для изготовления театрального реквизита.
15. Ремонт стульев.
2.7. Методическое обеспечение программы.
1) Формы занятий:
 игры;
 беседы;
 практические занятия;
 учебные занятия;
 экскурсии;
 спектакли;
 праздники;
 встречи с интересными людьми.
2) Приемы и методы:
 беседа;
 рассказ;
 практический прием.
23

3)




4)




Техническое оснащение занятий:
музыкальная звуковая аппаратура;
фортепиано;
куклы, маски;
бутафория, костюмы.
Дидактическое оснащение занятий:
музыкальная звуковая аппаратура;
разработки уроков;
наглядные материалы
2.8. Литература.
Литература для педагога
1. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет /Игровые технологии/. –
М.: Творческий центр, 2005
2. Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г.
3. Буренина И.А. От игры до спектакля. – М.: Просвещение, 1985.
4. Григорьева Т.С. Программа «Театр маленького актѐра» для детей 5-7 лет. Москва,
ТЦ «Сфера», 2012 год
5. Доронова Т.И. Играем в театр. – М.: Просвещение, 2005.
6. Лаптева Г.В. «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные
занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г.
7. Улашенко Н.Б. «Организация театральной деятельности. Старшая группа»
Издательско-торговый дом г.Волгоград 2009г.
8. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 6-7
лет / Под редакцией О. Ф. Горбуновой. М.:Мозаика- Синтез, 2008.
9. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6
лет / Под редакцией О.Ф. Горбуновой. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.
10.
11.
12.
13.

Литература для обучающихся.
1.Станиславский К.С. Работа актѐра над ролью.- М., 1975
2.Ушакова О.Д. Пословицы и стихи о семье и детях: Справочник школьника. – СПб.:
Издательский Дом «Литера», 2008. – 80 с.
3. Штракин В.И. Грим. Пособие по гриму для художественной самодеятельности.- М.:
ВТО, 1971.
4. Энциклопедический словарь юного зрителя. – М.: Педагогика, 1989

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».