Моделирование и конструирование одежды

1

Информационная карта ДООП
I

II
III
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
IV.
4.1.

4.2
4.3
4.4
4.5.
4.6.

Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Конструирование и моделирование одежды»
Художественная
Направленность
Сведения об авторе составителе
ФИО
Аникина Людмила Николаевна
Год рождения
08.01.1976 г.
Образование
НПО
Место работы
МАУ ДО «ДД(Ю)Т»
Должность
Педагог дополнительного образования
Электронный адрес
Сведения о программе
Нормативная база
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273(отдельные основные
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
документы)
2.
«Стратегия развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года»
(утверждена распоряжением Правительства
Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р);
3.
Постановление
Главного
государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных
правил
СП
2.4.3648-20
«Санитарноэпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
4.
Приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 27.07.22 №629 «Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным
программам»;
5.
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(письмо
Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18 ноября 2015 года № 09-3242);
Устав и другие локальные акты МАУ ДО
«ДД(Ю)Т».
Объем и срок освоения
3 года 648 часов
программы
Форма обучения
очная
Возраст обучающихся
8 -17 лет
Особые категории
нет
обучающихся
Вид программы
модифицированный
Наименование программы

2

V.

Ведущие формы и виды
деятельности

VI.

Формы мониторинга
результативности

VII.

Дата утв. последней
корректировки

Наглядные методы: показ иллюстраций,
картинок,
наблюдение, демонстрация и т.д.
Данные методы дают возможность более
детального изучения объектов, помогают
понять ход изготовления изделия.
Словесные методы в сочетании с наглядными
способствуют развитию мышления, внимания,
памяти, воображения.
Практические методы: игра, упражнения, н
игровые ситуации, моделирование, позволяют
воплотить теоретические знания на практике,
способствуют развитию навыков и умений
детей
Методы поощрения: похвала, одобрение,
награждение и т.п.
Входная диагностика (опрос, наблюдение).
Промежуточная
аттестация
(наблюдение,
опрос, тестирование, контрольная работа,
совместное обсуждение работ, выставка). Итог
(наблюдение, опрос, тестирование, совместное
обсуждение работ, выставка).
Программа рекомендована к реализации в 20232024 учебном году, протокол ПС № 3 от « 16 »
мая 2023 г.

3

Содержание
Титульный лист
Информационная карта ДООП
1.

Комплекс основных характеристик ДООП

1.1

Пояснительная записка

5

1.2.

Цель, задачи программы

8

1.3.

Планируемые результаты, уровни усвоения программы

9

1.4.

Учебный план, содержание программы

11

2.

Комплекс организационно-педагогических условий ДООП

2.1.

Условия реализации программы

18

2.2.

Календарный учебный график

18

2.3.

Формы аттестации

18

2.4.

Оценочные материалы

19

2.5.

Кадровое обеспечение

19

2.6.

Материально-техническое обеспечение

20

2.7.

Методическое обеспечение программы

22

2.8.

Список литературы для педагога и обучающихся

22

4

1.1. Пояснительная записка.
Введение. Шитьѐ изделий всегда было, и будет оставаться одним из
самых распространенных и любимых занятий широкого круга людей. Это
интересный и полезный вид рукоделия, который приносит радость, даѐт
возможность выразить себя в творчестве, увидеть красоту и гармонию в
повседневной жизни. Многообразие линий фасонов позволяет в полной мере
проявить фантазию, вкус, мастерство.
Обучающиеся познакомятся с различными направлениями в современной
одежде, с модой. Они получат практическое представление о различных видах
тканей, научатся выбирать ткани на изделие. Расширят и упрочат знания в
области конструирования, моделирования и изготовления различных видов
одежды, полученные на уроках технологии в школе.
Познание себя, своих возможностей позволяет найти свой индивидуальный
и неповторимый образ, создать определенный стиль в одежде. В программе
большое внимание уделяется вопросам культуры одежды и исследованию
дизайна одежды, начиная с изучения цветового круга и заканчивая
самостоятельной работой по созданию декоративных элементов и всего
изделия.
Программа разработана с учетом требований следующих нормативных
документов:
1.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2.
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
3.
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015 № 996-р);
4.
Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка»
(утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту
«Образование» 07 декабря 2018 г., протокол № 3);
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.22 №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
5

13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие
критерии оценки качества условий осуществления образовательной
деятельности организациями, осуществляющими образовательнуюдеятельность
по
основным
общеобразовательным
программам,
образовательным
программам среднего профессионального образования, основным программам
профессионального
обучения,
дополнительным
общеобразовательным
программам»;
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
18.09.2020 № 508 «Об утверждении Порядка допуска лиц, обучающихся по
образовательным программам высшего образования, к занятию педагогической
деятельностью по общеобразовательным программам»;
9.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
10. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки
Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 09-3242);
11. Устав и другие локальные акты МАУ ДО «ДД(Ю)Т».
Актуальность программы в том, что девочкам прививается вкус. Они
смогут правильно подобрать себе костюм, сочетая оттенки, или смогут
сделать из старенькой модели новое платье. Например, что-то интересное,
модное, слегка изменяя его, вставляя другие элементы или дополняя
модными аксессуарами. Ведь это так замечательно научиться быть
художником и дизайнером для самого себя, познавая глубины своей
индивидуальности. Реализовывать свои творческие способности.
Новизна данной программы заключается в ее практико-показательной
направленности. В объединении девочки не только знакомятся, отшивают
модели, но и участвуют в показах своих изделий. Они придумывают образ к
ним с показом дефиле. В работе это приобщает детей к саморазвитию,
посредством расширения кругозора в области дизайна современной одежды.
Педагогическая целесообразность. Занятие рукоделием оказывает
положительное влияние на развитие детей и подростков. В процессе таких
занятий развивается мелкая моторика ребенка, а вместе с ней речь,
воображение,
координация
движений,
внимание,
способность
концентрироваться. Воспитывается привычка делать что-то своими руками, что
скажется положительно в более старшем возрасте.
Отличительные особенности. Так как объединение работает в союзе с
театром моды «Стиль», в этой программе предусматривается возможность
детям не просто сшить изделие, как это делается в школьной программе, а
6

создать его в соответствии с театральным показом. Сначала выбирается тема идея, сценарий, закладывается костюм. После изготовления костюма, авторы
участвуют в театральном показе моделей. В этом заключается огромный
интерес и отличие программы от других подобного направления.
Здоровьесбережение. Сбережение здоровья обучающихся на занятиях,
формирование у них установки на здоровый образ жизни происходит путем
подбора таких технологий преподавания, которые с учетом возрастных
особенностей могут максимально помочь снизить перегрузки детей и сохранить
их здоровье при статичном обучении. Работа по сохранению физического
здоровья на занятии включает в себя несколько компонентов:
 Физкультминутка из 3-х лѐгких упражнений, позволяющие снять
накопившееся утомление.
 Дыхательные упражнения, помогающие активизировать детей на занятии.
 Смена видов учебной деятельности на занятии.
 Чередование методов обучения (словесные, наглядные, практические).
 Применение методов, способствующих активизации деятельности
(свободная беседа, самооценка, взаимооценка).

Соблюдение санитарно-гигиенических норм в кабинете.
 Создание психологического комфорта.
Данные компоненты позволяют параллельно решать задачи охраны и
сохранения здоровья обучающихся как в физиологическом, так и в
психологическом аспектах. Благодаря использованию современных технологий
оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому
ребенку, учесть его индивидуальные особенности, а, следовательно,
минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его
здоровью.
Возраст обучающихся. Программа рассчитана на три года, ориентирована
на детей 8 - 17 лет.
Набор обучающихся. На обучение принимаются все желающие. Учебные
группы могут формироваться с учетом разновозрастного состава.
Количество учащихся в группе 1-го года обучения составляет 15 человек,
2-го – 12 человек, 3-го – 10 человек.
Срок реализации образовательной программы составляет 3 года. Общий
объем учебного времени, первого года обучения – 216. Всего 648 часов.
Формы и режим занятий. Характерными формами организации учебной
деятельности для данной программы являются коллективная, групповая,
индивидуальная. Формы занятий определяются местом и временем занятия, его
целями, спецификой выполняемых работ.
7

Продолжительность учебных занятий определена уставом учреждения,
исчисляется в астрономических часах и составляет 40 мин. Рекомендуемый
режим занятий: обучения 2 раза по 3 часа в неделю.
1.2. Цели и задачи
Цель программы. Развитие художественно-образного мышления,
хорошего вкуса в процессе работы над проектами изделий и создания моделей
одежды с учѐтом индивидуальности каждого ребѐнка
Задачи программы
Обучающие
1.Формировать и совершенствовать знания, умения и навыки швейного
мастерства.
2.Научить создавать дизайн - проекты в форме эскиза.
3.Формировать у детей уверенность в себе, преодолевать собственную
скованность и закомплексованность.
4.Научить пользоваться готовыми выкройками из журналов,
5.Научить строить выкройки, кроить изделия.
6. Научить проводить примерки и устранять дефекты.
7. Научить владеть навыками работы с различными источниками информации:
книгами, учебниками, журналами, компьютером.
Развивающие
1.Развивать у ребенка такие качества как эстетический вкус, аккуратность,
последовательность в работе, умение доводить начатое дело до конца.
2.Видеть перспективу своего труда, стремиться к достижению намеченной
цели.
3.Расширять общий и интеллектуальный кругозор.
4.Развивать у детей творческие способности.
5.Развивать коммуникативные компетенции.
Воспитательные
1. Воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, взаимопомощь.
2. Прививать основы культуры и труда.
3. Ориентировать в выборе возможных профессий, связанных с производством
одежды и ее популяризацией.
4. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, ответственности.
5. Формировать качества: целеустремленность и умение добиваться успеха.
1.3. Планируемые результаты
Учащиеся 1-го года обучения должны знать:
1.Правила безопасности при ручных работах, при раскрое изделий.
2.Классификацию текстильных волокон, свойства нитей утка и основы.
3.Виды ручных швов.
8

4.Основы композиции и гармонии в одежде, виды отделки швейных
изделий.
Учащиеся должны уметь:
1.Определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночную стороны
ткани.
2.Моделировать различные виды аксессуаров.
3.Научиться применять декор к одежде.
Учащиеся 2-го года обучения должны знать:
1.Правила безопасности при ручных работах, при раскрое изделий.
2.Классификацию текстильных волокон, свойства нитей утка и основы.
3.Правила построения и оформления чертежей швейных изделий: юбок.
4.Правила снятия мерок для построения чертежа юбки.
5.Основы композиции и гармонии в одежде, виды отделки швейных
изделий.
Учащиеся должны уметь:
1.Определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночную стороны
ткани.
2.Читать и строить чертежи юбок, снимать мерки и записывать результаты
измерений, выполнять моделирование юбок.
3.Самостоятельно раскладывать ткань для раскроя, учитывать
необходимые припуски, наносить меловые линии деталей кроя, с помощью
педагога раскраивать изделие.
4.Подготавливать и проводить примерки.
Учащиеся 3-го года обучения должны знать:
1.
Правила построения чертежей конструкций поясных изделий
(юбка) и плечевых (топ, туника, жакет)
2.
Способы моделирования изделий.
3.
Правила выкраивания изделия.
4.
Особенности работы с различными видами тканей, ВТО изделия.
Учащиеся должны уметь:
1.
Самостоятельно работать с журналами мод, читать и строить
чертежи, моделировать выбранные фасоны изделий.
2.
Самостоятельно или с небольшой помощью педагога проводить
примерки.
Исправлять дефекты, оценивать качество готового изделия.
3.Самостоятельно делать ВТО изделия.
Личностные качества
Обучающиеся будут проявлять:
- терпение, аккуратность;
- умение сочувствовать другим людям, сопереживать;
- положительное отношение к обучению, труду;
- способность оценивать свои достижения и трудности;
9

-терпимость, доброжелательность по отношению к окружающим;
-любовь к природе, своему городу, Дворцу, объединению;
Регулятивные УУД
Обучающиеся будут уметь:
-коллективно ставить и выполнять поставленную задачу;
-планировать самостоятельно (под руководством педагога) свои действия для
решения конкретных технических задач;
- выполнять учебные действия (операции) в материализованной, речевой или
умственной форме;
-использовать речь, память, воображение, логическое мышление для регуляции
своих действий;
-выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения,
уметь вносить необходимые коррективы на различных этапах;
-оценивать свои действия самостоятельно, спокойно воспринимать оценку
педагога.
Коммуникативные УУД
Обучающиеся смогут:
-участвовать в общей беседе, в диалоге, выполняя принятые правила речевого
общения;
-задавать вопросы, отвечать на вопросы других; слушать высказывания
собеседников;
-высказывать своѐ мнение по обсуждаемым вопросам, объяснять его; понимать
возможность существования других точек зрения, стремиться к их пониманию;
- проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.
Уровни усвоения программы
Минимальный уровень – обучающийся овладел менее чем ½ объема
знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, как правило, в
беседах избегает употреблять специальные термины. В ходе практических
работы выполняет простые виды изделий. В процессе выполнения работы
постоянно обращается за помощью к педагогу. Очевидны ошибки на всех
этапах выполнения работы. Низкая активность предъявления результатов своей
деятельности (участие в выставках, конкурсах только на уровне детского
образовательного объединении).
Базовый уровень – обучающийся овладел о более ½ объем знаний, умений
и навыков, предусмотренных программой. В беседах сочетает специальную
терминологию с бытовой. Практические работы выполняет на основе образцов,
с достаточной степенью самостоятельности, с соблюдением технологической
последовательности. Изделие выполняет достаточно аккуратно, при
выполнении отдельных операций допускает небольшие погрешности. Хорошая
активность предъявления результатов своей деятельности (участие в
выставках, конкурсах на уровне детского образовательного объединении или
учреждения).
10

Повышенный уровень - объем знаний, умений и навыков соответствует
программным требованиям. В беседах специальные термины употребляет
осознанно и в полном соответствии с их содержанием. Изделия выполняются
аккуратно, с соблюдением последовательности ведения работы, с элементами
творчества. Высокая самостоятельность при выполнении практических работ и
активность в предъявлении результатов своей творческой деятельности
(участие в конкурсных и выставочных мероприятиях муниципального и
регионального уровня).
Творческий уровень - объем знаний превышает программные требования.
Практические работы выполняются самостоятельно, качественно и творчески
по собственному замыслу и фантазии. Высокая активность в предъявлении
результатов своей творческой деятельности (участие в конкурсных и
выставочных мероприятия на муниципальном, региональном, всероссийском
уровнях).
Формы проверки результатов: наблюдение, практическая работа, игра,
выставка, самооценка, участие в показах.

1.4. Учебный план.
1 год
№п/.п.

Тема

Кол-во часов
Теория
всего

Практика

1

Вводное занятие

6

6

-

2

Общие сведения об одежде
Моделирование и
художественное оформление
одежды

15

15

-

3

15

5

10

4

Основные размерные
признаки для построения
изделия

12

3

9

5

Моделирование и
конструирование
аксессуаров. Разновидности
их форм и применение.

45

18

27

6

Творческая модель

117

9

108

Формы контроля
Педагогическое
наблюдение.
Анкетирование
Вопросы
Анализ
Вопросы
Анализ
Педагогическое
наблюдение
Выставка работ
Педагогическое
наблюдение
Выставка работ
Самостоятельная
работа
Педагогическое
наблюдение
11

7

Итоговое занятие
Итого:

6
216

6
60

147

Вопросы
Анализ
Выставка работ

Содержание
1. Вводное занятие.
Теория. Знакомство детей с программой. Задачи работы группы. План
работы. Организация рабочего места. Инструменты и материалы. Знакомство с
оборудованием. Инструктаж о технике безопасности.
2. Общие сведения об одежде.
Теория Беседа - экскурс в историю моды. Просмотр литературы,
альбомы, репродукции исторических костюмов. Основные детали одежды.
Современные силуэтные формы (прямой, полуприлегающий, прилегающий,
трапециевидный). Конструктивные линии (рельефы, кокетки, средний шов и
т.д.)
Знакомство с понятием - одежда и костюм. Функции, выполняемые
одеждой. Требования, предъявляемые к одежде. Обзор современных элементов
одежды.
3. Моделирования и художественное оформление одежды.
Теория. Понятие цвета в костюме. Сочетания цвета (цветовой круг).
Классификация тканей. Декоративные отделки изделия. Обсуждения ткани для
будущей модели. Стилевые решения.
Практическая работа. Упражнения детей в сочетании родственных и
родственно контрастных цветовых тонов. Работа детей с эскизами. Поиск форм
модели, конструктивных линий, декора изделия.
4. Основные размерные признаки для построения изделия.
Теория. Изучение строения тела человека. Пропорции, осанка, форма
тела. Правила снятия мерок.
Практическая работа. Упражнения детей в снятии мерок друг с друга.
Запись основных измерений для построения чертежа юбки в натуральную
величину, выбор модели. Закрепление материала на работе с манекеном.
5. Моделирование и конструирование аксессуаров. Разновидности их форм
и применение.
Теория. Выбор различных форм аксессуаров:
 Бабочки, галстуки, броши.
 Фантазийные, оригинальные.
Практическая работа. Моделирование галстука. Проработка эскиза,
выбранного аксессуара. Подбор ткани по свойствам и цветовой гамме.
Применение аксессуаров к стилю и форме одежды.
12

6.Творческая модель в коллекцию
Теория. Беседа – экскурс в историю моды. Просмотр видеоматериалов,
журналов мод. Беседа о выборе моделей, дополнений, аксессуаров, украшений к
ним. Рекомендации по выбору ткани и фасона в соответствии с направлениями
моды и заданной темы. Совместный с детьми разбор и обсуждение эскизов,
декора изделия. Индивидуальные консультации по работе над моделью.
Практическая работа. Работа детей с журналами мод, выбор модели,
разработка и зарисовка эскиза. Подбор ткани и определение еѐ расхода.
Самостоятельная работа: изготовление творческой модели
Закрепление
пройденного материала по конструированию и декорированию изделия.
Демонстрация моделей.
7. Итоговое занятие.
Теория. Викторина «Что мы узнали за год». Просмотр видеоматериалов.
Повторение пройденного материала. Уточнение знаний и умений детей по
пройденным темам. Аттестация воспитанников. Планирование работы с группой
на новый учебный год.
2 год обучения.
№
п.п.
1
2
3

4

6

Тема
Вводное занятие
Правила техники
безопасности
Общие сведения об одежде.
Моделирование и
художественное оформление
одежды
Основные размерные
признаки и методы
измерения фигуры для
построения изделия.
Разновидности форм,
силуэтов юбок.
Моделирование ,
конструирование и
изготовление юбок
Творческая модель
Итого:

Кол-во
часов

Теория

Практика

3

3

-

6

3

3

18

6

12

36

12

24

129

42

87

24

8

16

216

74

142

Формы
контроля
Вопросы
Анализ

Педагогическое
наблюдение
Анкетирование
Вопросы
Анализ

Педагогическое
наблюдение
Анализ

Самостоятельная
работа
Выставка

Содержание
13

1. Вводное занятие.
Планирование работы. Задачи работы группы.
Организация рабочего места. Техника безопасности при работе на
швейных машинах, с иголками, булавками, ножницами, с утюгом.
Составление коллажа по теме «Кто я?», мини-презентация.
2. Общие сведения об одежде.
Назначение одежды (спортивная, рабочая, ежедневная, праздничная и т.д.).
Требования к одежде (гигиеническая, эстетическая и т. д.).
Беседа по теме.
3. Моделирование и художественное оформление одежды.
Силуэт.
Виды силуэтов (Прямой, полуприлегающий, приталенный, трапецивидный
и т.д.). Групповая работа по журналам моды по определению силуэтов.
Стиль.
Понятие «стиль». Виды стилей (классический, романтический,
спортивный, фольклорный и т.д.).
Просмотр видеоверсии «Дресс-код», с советами от стилиста по
классическому стилю.
Работа в группах. Составление коллажа по выбранным стилям.
Обсуждения, дополнения.
Цветовое тестирование.
Виды цветотипов (Весна, Лето, Осень, Зима), их отличительные
особенности. Просмотр компьютерной презентации по теме «Цветовое
тестирование».
Тестирование по установлению своего цветового типа.
Берѐтся два вида ткани - один голубовато-розовый, другой желтоватолососево-розовый, оба образца по очереди прикладываются к лицу, перед
зеркалом.
Коллективное обсуждение по выбору. Демонстрация нюансов основных
цветов, лучше всего подходящих к определенному типу в одежде.
Цветовые сочетания.
Цветовой спектр. Основные, дополнительные цвета. Хроматические,
ахроматические цвета.
Выполнение цветового спектра. Составление палитры способом
разведения и смешивания красок.
Эскизы модели, коллекции.
Специфика выполнения эскизов модели одежды. Основы построения
фигуры. Форэскиз. Принципы составления коллекции. Одна основа – несколько
моделей.
Пробное рисование и эскизирование моделей. Иллюстрация готовых
коллекций. Составление коллекции из эскизов моделей.

14

4. Основные размерные признаки и методы измерения фигуры для
построения изделия.
Измерения фигуры для построения поясных изделий. Мерки. Порядок их
снятия. Величины измерений, необходимых для построения чертежа
конструкции поясного изделия, их условные обозначения. Рассмотрение
таблицы размерных признаков.
Снятие мерок, запись их с помощью условных обозначений.
5. Моделирование, конструирование и изготовление
Разновидности форм, силуэтов юбок.

юбок.

Швейные машины.
Назначение и принцип действия. Правила подготовки швейной машины к
работе. Схема заправки верхней и нижней ниток. Приемы работы на швейной
машине. Освоение различных видов машинных швов.
Понятие о моделировании. Способы и приемы моделирования.
Практика. Моделирование юбки на основе прямой.
Технология изготовления поясных изделий (юбка, брюки). Определение
расхода ткани на конкретное изделие. Способы подготовки ткани к раскрою.
Раскрой. Технологическая обработка.
Практика. Изготовление выкройки. Окончательная подготовка выкройки
к раскрою. Раскрой изделия.
Детали кроя, их технологическая обработка к первой примерке. Линии
сметывания. Порядок проведения первой примерки. Сметывание. Проведение
первой примерки. Возможные недостатки. Исправление недостатков.
Порядок проведения второй примерки. Проведение второй примерки.
6. Творческая модель.
Разработка и технологическая обработка моделей в коллекцию.
Определить тему коллекции. Выбор моделей (форэскизы). Эскиз. Разработка
модели с дополнениями и аксессуарами. Обсуждение, рекомендации отделок.
Практика. Поэтапное создание творческой модели в коллекцию согласно
эскизу. Выбор материала. Подбор конструкции по модели. Моделирование
согласно эскизу. Изготовление выкроек. Раскрой. Технологическая обработка
узлов и деталей модели. Примерка. Внесение изменений и окончательная
доводка. Просмотр.
Дополнения и аксессуары.
Подбор украшений, отделок и дополнений(перчатки, сумки).
Практика. Изготовление украшений, отделок и дополнений.
Творческие выступления.
Выступления с коллекциями на мероприятиях.
15

Демонстрация одежды на итоговом спектакле.
3 год обучения.
№
п/п.

Тема

1

Вводное занятие

2

Кол-во часов
всего

Теория

Практика

9

9

-

Техническое
моделирование
основы плечевых изделий.

120

20

100

3

Конструирование и моделирование
рукавов различного кроя.

15

6

9

4

Конструирование и моделирование
воротников.

30

9

21

5

Изготовление украшений

42

12

30

Итого:

216

56

160

Формы
контроля
Педагогическо
е наблюдение
Анкетирование
Педагогическо
е наблюдение
Анкетирование
Вопросы
Анализ
Вопросы
Анализ
Пелагогическо
е наблюдение
Вопросы
анализ
Педагогическо
е наблюдение
Педагогическо
е наблюдение
Выставка работ

Содержание
1. Вводное занятие.
Теория. Знакомство детей с программой Театра моды. Задачи работы
группы. План работы. Организация рабочего места. Инструменты и материалы.
Знакомство с оборудованием. Знакомство с необходимым набором материалов
для занятий. Правила по технике безопасности.
2. Техническое моделирование основы плечевых изделий.
Изготовление основы жакета без подкладки.
Теория. Беседа с участием детей по пройденному материалу. Показ
педагога приемов анализа для выявления характерных особенностей выбранной
модели. Выбор базовой основы конструкции. Нанесение линий,
характеризующих модельные особенности. Повторение пройденного материала
- перенесение вытачек. Совместная с детьми проверка разработанных чертежей
конструкций.
Практическая работа. Работа детей по анализу и изучению модели.
Выбор базовой основы конструкции в соответствии с фасоном. Упражнения
детей:
 Нанесение конструктивных линий: рельефы, подрезы, кокетки,
вставки, борта, лацканы, воротники.
16

 Самостоятельная работа детей по перенесению вытачек, проверке
разработанных чертежей конструкции.
Упражнения в моделировании:
 Проведение линий параллельного или конического расширения
деталей для образования складок, сборок, фалд;
 Перемещение вытачек при помощи шаблонов.
. Подготовка ткани к раскрою. Отработка умений в раскладке лекал,
раскрое изделия.
Самостоятельная работа детей по подготовке изделия к примерке.
Проведение примерки.
Закрепление алгоритма действий.
3. Конструирование и моделирование рукавов различного кроя.

Теория. Беседа-экскурс в историю костюма. Поиск новых сложных
форм рукавов. Построение чертежа конструкции изделия с цельнокроеным
рукавом. Построение чертежа конструкции изделия с рукавом «Реглан».
Изучение метода технического моделирования для рукава «Реглан» на основе
втачного рукава.
Практическая работа. Работа детей с эскизами, зарисовка
интересных, сложных форм рукавов. Самостоятельный поиск формы на
манекене. Построение чертежей в натуральную величину цельнокроеного
рукава, рукава «Реглан». Моделирование изделий с различными рукавами на
основе втачного рукава.
4. Конструирование и моделирование воротников.
Теория. Беседа с участием детей по пройденному материалу. Выбор
модели по журналу моды. Правильный выбор нужного размера в таблице
журналов мод. Инструктаж педагога по нахождению деталей модели на листах
выкроек. Знакомство со способами подгонки выкройки к конкретной фигуре.
Практическая работа. Работа детей с журналами мод по выбору
модели. Снятие выбранной модели на кальку. Самостоятельная работа детей по
подгонке готовой выкройки к конкретной фигуре. Уточнение знаний детей по
изучаемой теме.
5. Изготавление украшений.
Теория. Беседа – экскурс в историю моды. Просмотр
видеоматериалов, журналов мод. Беседа о выборе моделей, дополнений,
аксессуаров, украшений к ним. Рекомендации по выбору ткани и фасона в
соответствии с направлениями моды и заданной темы. Совместный с детьми
разбор и обсуждение эскизов. Доработка моделей.
Практическая работа. Работа детей с журналами мод, выбор модели.
Обсуждение творческих идей. Разработка и зарисовка эскизов моделей
коллекции. Построение чертежа конструкции изделия. Самостоятельный
подбор детьми ткани и определение еѐ расхода. Проведение примерки,
изготовление творческой модели. Совместный анализ готовой коллекции.
Демонстрация моделей.
17

Итоговое занятие.
Теория. Викторина «Что мы узнали за год». Просмотр видеоматериалов.
Повторение пройденного материала. Уточнение знаний и умений детей по
пройденным темам. Выставка лучших работ детей. Аттестация воспитанников.
Планирование работы с группой на новый учебный год.
2.1. Условия реализации программы.
Продолжительность учебного года составляет 36 недель.
Начало занятий первого года обучения не поздне 15 сентября.
Окончание занятий – не позднее 31 мая.
Нерабочие и праздничные дни устанавливаются в соответствии с
Постановлениями Правительства РФ.
Промежуточная аттестация проводится по итогам освоения ДООП за 1-е
полугодие в III декаде декабря, за 2-е полугодие - в мае.
2.2. Календарный учебный график
№
1

Год
обучения
Первый

Объѐм учебных
часов
216

Всего рабочих
недель
36

Режим работы

2

Второй

216

36

2рх3ч=6ч

3

Третий

216

36

2рх3ч=6ч

2рх3ч=6ч

2.3. Формы аттестации.
Программа предусматривает три вида аттестации обучающихся:
Текущая аттестация, проводится в целях оценки качества усвоения
учащимися содержания отдельных разделов образовательной программы и
проводится по полугодиям в форме тестирования, анализа содержания
творческих паспортов обучающихся, выполнения проектов.
Промежуточная аттестация, проводится в целях оценки степени и
уровня усвоения учащимися образовательной программы в целом и проводится
в конце 3-го года обучения в форме проектов, творческих работ. Одной из форм
контроля может быть проведение отчетных выставок творческих работ
учащихся, демонстрации моделей и аксессуаров, изготовленных в течении года,
создание и изготовление тематических коллекций, демонстрация их на
массовых мероприятиях, участие в фестивалях, конкурсах, выставках,
подиумные показы.
Достижения учащихся оцениваются безотметочным способом. Оценки
подлежат уровень владения, качество выполнения работы; степень
самостоятельности выполнения работ, уровень творческой деятельности,
уровень активность в представлении результатов своей деятельности. Основой
18

для определения уровня освоения образовательной программы являются
критерии оценивания.
2.4. Оценочные материалы
Параметры
Образовательные
результаты

Эффективность
воспитательных
воздействий
Социальнопедагогические
результаты

Оцениваемые
параметры
Работа с
инструментами и
материалами, техника
безопасности
Степень
самостоятельности
при работе над
изделием
Способность
изготовления изделия
по образцу

Критерии
Освоение детьми содержания образования:
1.Разнообразие умений и навыков.
2.Глубина и широта знаний по предмету.
Детские практические и творческие достижения:
1.Позиция активности ребенка в обучении и устойчивого
интереса к деятельности.
2.Разнообразие творческих достижений (выставки, конкурсы, их
масштаб).
3.Развитие общих познавательных способностей (моторика,
воображение, память, речь, внимание).
1.Культура поведения.
2.Аккуратность в выполнении задания и соблюдения порядка на
рабочем месте.
3.Наличие стремления доводить начатое дело до конца.
1.Выполнение санитарно-гигиенических требований.
2.Выполнение требований техники безопасности.
3.Характер отношений с товарищами в коллективе.
4.Отношение к педагогу.
Критерии оценки по параметрам диагностики
Минимальный
Базовый уровень
Повышенный
уровень знаний
знаний
уровень знаний
Требуется
Требуется
Четко и безопасно
постоянный
периодическое
работает с
контроль педагога
напоминание о том, как инструментами и
за выполнением
работать с
материалами, на
правил по технике
инструментами и
машине.
безопасности
материалами
Требуется
Нуждается в пояснении Самостоятельно
постоянная помощь последовательности
выполняет
педагога при работе работы, но после
операцию по
над изделием
объяснения способен к изготовлению
самостоятельным
изделия
действиям
Не может
Может изготовить
Способен
изготовить по
изделие по образцу при изготовить изделие
образцу без помощи подсказке педагога
по образцу и
педагога
самостоятельно.

2.5. Кадровое обеспечение

19

Требования к образованию: высшее образование или среднее
профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений
подготовки
высшего
образования
и
специальностей
среднего
профессионального образования «Образование и педагогические науки» или
высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках
иного направления подготовки высшего образования и специальностей
среднего профессионального образования при условии его соответствия
дополнительным общеразвивающим программам, реализуемым организацией,
осуществляющей образовательную деятельность, и получение при
необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального
образования по направлению подготовки «Образование и педагогические
науки».
2.6. Материально-техническое обеспечение
Помещение:
 учебный кабинет, освещаемый и отапливаемый в соответствии с
санитарно-гигиеническими нормами, наличие в кабинете горячей и
холодной воды. Общая площадь помещения должна составлять не
менее ___ кв. м.
Мебель:
 ученическая мебель (столы и стулья)
 мебель для педагога (стол и стул)
 шкаф для хранения дидактического материала
 классная доска
Основное и вспомогательное технологическое оборудование:
 машины швейные общего назначения (стачивающие)
 машины швейные специального назначения (Зигзагообразной
строчки)
 машины стачивающе-обметочные
 рабочий стол для раскроя ткани
 иглы машинные (комплект)
 рабочие столы для выполнения ручных работ
 рабочий стол для раскроя ткани
Оборудование для влажно-тепловой обработки:
 гладильный стол
Инструмент, приспособления, инвентарь:
 ножницы швейные
 наперсток
 сантиметровая лента
20

 иглы ручные швейные
 коробка для инструментов
Приспособления для выполнения ручных работ:
 магнит для сборки и хранения иголок
 колышек
 резец
 лекала
 линейки (деревянные)
 портновский мел
 мыло портняжное
Приспособления для влажно-тепловых работ:






пульверизатор
проутюжельник
доска утюжильная
стул или табурет
шкаф для хранения материалов и инструментов
обучающихся
 кронштейн для полуфабрикатов и готовой продукции
 коврик резиновый
 плечики для одежды
Технические средства и дидактические материалы:

для

 инструкционные
карты
(для
изучения
в
процессе
производственного обучения технологических приемов,
операций и видов работ)
 технологические (инструкционно-технологические) карты для
выполнения работ комплексного характера (простых и
сложных)
 дидактические материалы (карточки – задания, материалы на
печатной основе, обзорно-повторительные таблицы и т.д.)
Учебно-наглядные пособия:
 Плакаты, таблицы по темам программы
 Образцы по узловой обработки деталей изделий
Средства информации
 Критерии оценивания знаний, умений и навыков обучающихся
 Правила безопасности труда в кабинете
 Инструкции по безопасности труда при работе на
технологическом оборудовании
 Правила противопожарной безопасности
 Правила поведения обучающихся в кабинете
 Справочные таблицы

21

Примерочный участок






примерочная кабина
Стул – банкета
Зеркало
Вешалка
Коврик

2.7. Методическое обеспечение программы.
Демонстрационный материал:
 Библиотека необходимой литературы по предмету: учебники,
журналы мод, литература по художественно – прикладному искусству;
 Плакаты и таблицы по технологии конструирования и моделирования
одежды;
 Видеоматериалы;
 Образцы изделий и изучаемых технологических узлов;
 Инструкционные карты.
Раздаточный материал:
 Индивидуальные карточки – задания, карточки - памятки;
 Инструкционные технологические карты;
 Образцы изделий и изучаемых технологических узлов;
 Тесты по интересующим вопросам.
Методы и приемы, используемые в образовательном процессе:
1. Беседа.
2. Объяснительно – иллюстративный.
3. Пояснение, уточнение знаний детей, обобщение, анализ.
4. Практический.
5. Эвристический.
6. Частично – поисковый.
7. Демонстрация детьми своих изделий.
2.8. Список литературы
Список литературы для педагогов
1.Бердина Т.О. Моделирование и художественное оформление одежды. Ростов н / Д.: Феникс, 1990
2.Боганова Т.А. Сама себе портниха. Серия «Самоучитель». - Ростов н / Д:
Феникс, 2002.
3.Волкова Н., Новосѐлова Т. Азбука кройки и шитья. – Ростов н / Д: Феникс,
2002.
4.Головнина М.Н., Михайлец В.М., Ямпольская А.Н.: Технология обработки
швейных изделий. – Киев: Техника, 1986.
5.Журналы:
« Внешкольник» спец . выпуск № 1 (6). – Ярославль: 1998;
22

« Внешкольник» спец. Выпуск № 2 (14). – Ярославл. ;
6.Журнал « Дополнительное образование детей». – программы лауреатов
Всероссийского конкурса авторских программ./ Редактор – составитель
Егорова А.В. и др. – М.: ГОУЦРССДОД, 2003.
7.Журналы мод: «Бурда», « Модели сезона», « Журнал мод» и др.
8.Как шить красиво: Пер. с англ. / Предисл. В. Зайцева. – К 16 М.: Мир, 1990.
8. 9
9.Коробцева Н.А., Петрова Е.А. Тайны и секреты женской одежды. – Ростов н /
Д.: Феникс, 1990
10.Николаенко А.А., Червяков Ф.И., Непряхин А.П., Дремалин Н.А.: Бытовые
швейные машины. – 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: Легпромбытиздат, 1985.
11.Орлова Л. Азбука моды. – М.: Просвещение, 1988.
Устинова . Азбука кройки и шитья. Как шить красиво. – Назрань: Издательство
АСТ, 2000.
Сайт: http://podpiska.burda.ru
http:// burdastyle.ru
Список литературы для обучающихся
1.Бердина Т.О. Моделирование и художественное оформление одежды. Ростов н / Д.: Феникс, 1990
2.Боганова Т.А. Сама себе портниха. Серия «Самоучитель». - Ростов н / Д:
Феникс, 2002.
3.Волкова Н., Новосѐлова Т. Азбука кройки и шитья. – Ростов н / Д: Феникс,
2002.
4.Головнина М.Н., Михайлец В.М., Ямпольская А.Н.: Технология обработки
швейных изделий. – Киев: Техника, 1986.
5.Журналы:
« Внешкольник» спец . выпуск № 1 (6). – Ярославль: 1998;
« Внешкольник» спец. Выпуск № 2 (14). – Ярославл. ;
6.Журнал « Дополнительное образование детей». – программы лауреатов
Всероссийского конкурса авторских программ./ Редактор – составитель
Егорова А.В. и др. – М.: ГОУЦРССДОД, 2003.
7.Журналы мод: «Бурда», « Модели сезона», « Журнал мод» и др.
8.Как шить красиво: Пер. с англ. / Предисл. В. Зайцева. – К 16 М.: Мир, 1990.
8. 9
9.Коробцева Н.А., Петрова Е.А. Тайны и секреты женской одежды. – Ростов н /
Д.: Феникс, 1990
10.Николаенко А.А., Червяков Ф.И., Непряхин А.П., Дремалин Н.А.: Бытовые
швейные машины. – 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: Легпромбытиздат, 1985.
11.Орлова Л. Азбука моды. – М.: Просвещение, 1988.
Устинова . Азбука кройки и шитья. Как шить красиво. – Назрань: Издательство
АСТ, 2000.
23

Список используемых сайтов.
1. Дистанционное обучение на Осинке ( Электронный ресурс).
Режим доступа: http://www.osinka.ru/Sewing/Modelling/.
2. Выкройки и уроки шитья для начинающих ( Электронный ресурс). Режим доступа: http://porrivan/ru/proizvodstvo-odezhdy/konstruirovanieodezhdy/html
3. Моделирование и конструирование женской одежды ( Электронный
ресурс). - Режим доступа: http://www.handly.ru/odejda/modelirovanie
i konstruirovanie jenskoy odejdy/.
4. Конструирование и моделирование женской одежды ( Электронный
ресурс).
Режим доступа: http://www.prosv.ru/ebooks/chernyakova/6.html
5. Библиотека ( Электронный ресурс).
Режим доступа: http://www.twirpx.com/library/.

6. Конструирование, моделирование и пошив женской одежды (
Электронный ресурс).
php?act=idx/

-

Режим доступа: http://club/season.ru/index

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».