Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года

Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 31 марта 2022 г. N 678-р
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДО 2030 ГОДА
I. Общие положения
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (далее Концепция) направлена на определение приоритетных целей, задач, направлений и
механизмов развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до
2030 года.
Концепция разработана с учетом:
статьи 67.1 Конституции Российской Федерации, согласно которой важнейшим
приоритетом государственной политики Российской Федерации являются дети;
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";
Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на
период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19
декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики
Российской Федерации на период до 2025 года";
Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной
Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии
научно-технологического развития Российской Федерации";
Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры",
утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г.
N 317 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие
культуры";
государственной программы Российской Федерации "Развитие образования",
утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017
г. N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие
образования";
Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016
г. N 326-р;
Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019
г. N 2129-р;
Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на
период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации
от 24 ноября 2020 г. N 3081-р;
Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030
года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря
2021 г. N 3894-р;
паспорта национального проекта "Образование";
паспорта национального проекта "Культура".

II. Состояние и проблемы дополнительного образования детей
В Российской Федерации в 2014 - 2021 годах в рамках приоритетного проекта
"Доступное дополнительное образование для детей" федерального проекта "Успех
каждого ребенка", входящего в состав национального проекта "Образование",
федерального проекта "Культурная среда", входящего в состав национального проекта
"Культура", реализован комплекс мероприятий по развитию дополнительного
образования детей.
Основным результатом реализации указанных мероприятий стало планомерное
увеличение охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием (68
процентов в 2015 году, а в 2021 году - более 77 процентов).
Данные о численности детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных программами
дополнительного образования, агрегируются из информационных ресурсов субъекта
Российской Федерации, обеспечивающих доступ к информации о реализуемых в субъекте
Российской
Федерации
дополнительных
общеобразовательных
программах,
организациях,
реализующих
указанные
программы,
поиск
дополнительных
общеобразовательных программ (далее - региональные навигаторы), в единую
автоматизированную информационную систему сбора и анализа данных по учреждениям,
программам, мероприятиям дополнительного образования и основным статистическим
показателям охвата детей дополнительным образованием в субъектах Российской
Федерации (далее - информационная система).
Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей
(далее - целевая модель) позволяет сформировать современные управленческие и
организационно-экономические механизмы в субъектах Российской Федерации через
создание сети региональных модельных центров дополнительного образования детей и
муниципальных опорных центров дополнительного образования детей, внедрение
механизмов персонифицированного учета и персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей (далее - персонифицированное финансирование),
осуществление деятельности региональных навигаторов дополнительного образования
детей, обновление содержания программ и внедрение моделей доступности
дополнительного образования для детей с различными образовательными потребностями.
По итогам 2021 года целевая модель внедрена в 72 субъектах Российской
Федерации, а к 2024 году ее внедрение планируется во всех субъектах Российской
Федерации.
Целевая модель позволяет обеспечить персонифицированный учет через
регистрацию детей в региональных навигаторах и персонифицированное финансирование,
что
приведет
к
повышению
доступности
и
качества
дополнительных
общеобразовательных программ.
Персонифицированное финансирование включает в себя выдачу сертификатов
персонифицированного финансирования и возможность оплаты не менее одной
дополнительной общеобразовательной программы сертификатом персонифицированного
финансирования (за исключением образовательных организаций дополнительного
образования детей со специальными наименованиями "детская школа искусств", "детская
музыкальная школа", "детская хоровая школа", "детская художественная школа", "детская
хореографическая школа", "детская театральная школа", "детская цирковая школа",
"детская школа художественных ремесел" (далее - детские школы искусств). При этом
органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного
самоуправления самостоятельно определяют механизм финансирования для различных
дополнительных общеобразовательных программ. Указанные меры позволяют сохранить
возможность обучения по нескольким дополнительным общеобразовательным
программам, финансируемым как в рамках системы персонифицированного
финансирования, так и вне этой системы.

На федеральном уровне решен вопрос о возможности выбора родителями
(законными представителями) конкретной дополнительной общеобразовательной
программы и зачисления ребенка в образовательную организацию. Во всех субъектах
Российской Федерации функционируют региональные навигаторы, предоставлена
возможность записаться на выбранную программу и при необходимости оплатить
обучение по выбранной программе. Решен вопрос о выдаче сертификатов
персонифицированного финансирования. Так, по итогам 2021 года в Российской
Федерации сертификаты персонифицированного финансирования выданы более 8,6 млн.
детей.
Региональные навигаторы синхронизированы с федеральной государственной
информационной системой "Единый портал государственных и муниципальных услуг
(функций)", что позволяет родителям (законным представителям) подать в электронном
виде заявление о записи ребенка на дополнительную общеобразовательную программу.
Информационная система позволяет исключить повторный учет детей в системе
дополнительного образования и в оперативном режиме получать данные по показателю
"Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных услугами дополнительного
образования", который рассчитывается в рамках оценки эффективности деятельности
высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, национальных целей
развития Российской Федерации на период до 2030 года, а также в рамках федерального
проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".
При
государственной
поддержке
активно
развивается
современная
высокотехнологичная инфраструктура дополнительного образования детей технической и
естественно-научной направленностей, ориентированная на взаимодействие с
организациями реального сектора экономики и позволяющая ежегодно вовлекать в свою
деятельность более 1,5 млн. детей.
С 2019 года ведется системная работа по укреплению материально-технической базы
детских школ искусств, приведению ее в соответствие с федеральными государственными
требованиями к условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ
в области искусств, что позволило более 800 детских школ искусств оснастить новыми
музыкальными инструментами, современным оборудованием и учебными материалами,
осуществить капитальный ремонт и (или) реконструкцию более 430 зданий детских школ
искусств. Предпринимаемые меры позволили увеличить количество обучающихся,
создать новые учебные творческие коллективы.
В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" закреплен статус
детских школ искусств как первой ступени трехуровневой системы подготовки
творческих кадров. Министерством культуры Российской Федерации определен порядок
осуществления образовательной деятельности детскими школами искусств, позволяющий
обеспечить сохранность уникальной отечественной системы начального обучения детей
различным видам искусства и преемственность образовательных программ в сфере
культуры и искусства всех уровней.
Вместе с тем в системе дополнительного образования детей сохраняется ряд
проблем, требующих решения, в том числе следующие:
недостаточная эффективность межведомственного и межуровневого взаимодействия
при формировании региональных систем развития дополнительного образования детей;
сокращение сети организаций дополнительного образования через их ликвидацию
или реорганизацию путем присоединения к иным организациям, в том числе
непрофильным;
неразвитость механизмов учета индивидуальных возможностей и потребностей
ребенка, обеспечения их сбалансированности с направлениями социально-экономического
развития субъектов Российской Федерации при определении содержания и форматов
дополнительного образования детей;

несоответствие темпа обновления материально-технической базы, содержания и
методов обучения дополнительного образования детей, а также профессионального
развития педагогов дополнительного образования темпам развития науки, техники,
культуры, спорта, экономики, технологий и социальной сферы;
недостаточное кадровое обеспечение организаций дополнительного образования, в
том числе в сельской местности, старение квалифицированных педагогических кадров;
ограниченная доступность инфраструктуры дополнительного образования для
различных категорий детей (в особенности для детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов);
неэффективное использование потенциала дополнительного образования в
формировании у обучающихся функциональной грамотности и компетентностей,
связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием
человека, значимых для вхождения Российской Федерации в десятку ведущих стран мира
по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научнотехнологического развития страны;
недостаточный вклад дополнительного образования в профилактику и преодоление
школьной неуспешности;
обособленность дополнительного образования детей от общего и профессионального
образования, низкий уровень вовлеченности профессиональных образовательных
организаций и образовательных организаций высшего образования в реализацию
дополнительных общеобразовательных программ;
недостаточное использование потенциала организаций негосударственного сектора
для развития дополнительного образования детей;
в системе дополнительного образования сферы культуры и искусства:
риск утраты отечественных академических традиций начального образования в
области искусства, а также ряда дополнительных предпрофессиональных программ,
значимых для развития и (или) сохранения традиций отечественного искусства, кадрового
обеспечения отрасли культуры, этнокультурных особенностей народов, проживающих на
территории соответствующих субъектов Российской Федерации;
недостаточное
обеспечение
условий
реализации
дополнительных
общеобразовательных, в том числе дополнительных предпрофессиональных программ в
области искусств, установленных федеральными государственными требованиями, в том
числе сохраняющийся дефицит в современном оборудовании, учебных материалах,
устаревание парка музыкальных инструментов, несоответствие помещений, занимаемых
детскими
школами
искусств,
установленным
требованиям
и
санитарноэпидемиологическим правилам.
III. Цели и задачи развития дополнительного
образования детей
Целями развития дополнительного образования детей являются создание условий
для самореализации и развития талантов детей, а также воспитание высоконравственной,
гармонично развитой и социально ответственной личности.
Целевые показатели реализации Концепции приведены в приложении.
Для достижения целей развития дополнительного образования детей необходимо
решение следующих задач:
совершенствование системы организации и управления дополнительного
образования, направленной на выстраивание региональной политики в части развития
региональных систем дополнительного образования детей с учетом задач социальноэкономического развития субъектов Российской Федерации, в том числе потребностей
соответствующих отраслей экономики;

обновление инфраструктуры дополнительного образования детей, в том числе путем
предоставления субъектам Российской Федерации субсидий из федерального бюджета;
совершенствование системы персонифицированного учета и персонифицированного
финансирования в рамках целевой модели, в том числе выдача сертификатов
персонифицированного финансирования независимо от места проживания, состояния
здоровья ребенка и уровня материальной обеспеченности семьи (за исключением детских
школ искусств, организаций, реализующих дополнительные образовательные программы
спортивной подготовки с 1 января 2023 г.), а также оказание информационноконсультационной поддержки родителям (законным представителям) для получения
детьми качественного дополнительного образования;
обновление содержания и методов обучения при реализации дополнительных
общеобразовательных программ на основе комплексного анализа доступности услуг в
субъектах Российской Федерации, интересов и потребностей различных категорий детей
(в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья),
демографической ситуации и прогнозов социально-экономического развития;
формирование единого открытого образовательного пространства дополнительного
образования детей, расширение участия организаций негосударственного сектора в
реализации дополнительных общеобразовательных программ;
организация воспитательной деятельности на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей российского общества и государства, а также формирование у
детей и молодежи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и
гражданской ответственности;
расширение возможности для использования в образовательном и воспитательном
процессе культурного и природного наследия народов России;
укрепление потенциала дополнительного образования в решении задач
социокультурной реабилитации детей-инвалидов, расширения возможности для освоения
детьми с ограниченными возможностями здоровья программ дополнительного
образования по всем направленностям путем создания специальных условий в
образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы (в том числе с использованием сетевой формы реализации образовательных
программ, дистанционного обучения);
включение в дополнительные общеобразовательные программы по всем
направленностям компонентов, обеспечивающих формирование функциональной
грамотности и навыков, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным,
духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число
десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации
приоритетных направлений научно-технологического развития страны;
использование возможностей дополнительного образования для повышения качества
образовательных результатов у детей, испытывающих трудности в освоении основных
общеобразовательных программ;
формирование механизмов преемственности и непрерывности образовательных
траекторий в общем, дополнительном образовании детей, среднем профессиональном и
высшем образовании;
распространение эффективных моделей интеграции, начального общего, основного
общего и среднего общего образования и дополнительного образования ("школа полного
дня" и др.), в том числе путем совершенствования механизмов финансового обеспечения
реализации
общеобразовательными
организациями
дополнительных
общеобразовательных программ (включая сетевую форму реализации образовательных
программ);
использование
механизма
зачета
общеобразовательными
организациями
образовательных результатов, полученных детьми в ходе освоения дополнительных
общеобразовательных программ;

вовлечение обучающихся в программы и мероприятия ранней профориентации,
обеспечивающие ознакомление с современными профессиями и профессиями будущего,
поддержку профессионального самоопределения, формирование навыков планирования
карьеры, включающие инструменты профессиональных проб, стажировок в организациях
реального сектора экономики;
расширение участия профессиональных образовательных организаций и
образовательных организаций высшего образования в разработке и реализации
дополнительных общеобразовательных программ;
обеспечение взаимодействия с наставниками из научных организаций,
образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных
организаций для вовлечения детей в научную деятельность;
сохранение сети организаций дополнительного образования детей;
обеспечение в каждом субъекте Российской Федерации централизованной системы
управления сетью детских школ искусств органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в области культуры и сетью организаций, реализующих
дополнительные образовательные программы спортивной подготовки с 1 января 2023 г.,
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической
культуры и спорта;
совершенствование научно-методического и ресурсного обеспечения ведомственных
систем дополнительного образования;
создание новых мест для увеличения количества обучающихся в системе
дополнительного образования детей, в том числе увеличение охвата детей
дополнительными предпрофессиональными программами в области искусств в детских
школах искусств;
реализация современных образовательных моделей, обеспечивающих применение
обучающимися полученных знаний и навыков в практической деятельности (хакатоны,
волонтерство, социальные проекты, дискуссионные и проектно-исследовательские клубы
и др.);
создание на базе общеобразовательных организаций сети технологических кружков
для подготовки нового поколения технологических лидеров, инженеров и ученых, а также
школьных спортивных клубов и школьных спортивных лиг по видам спорта для
формирования здорового спортивного образа жизни обучающихся, школьных музеев,
театров, медиацентров;
содействие в разработке и внедрению современных учебно-методических
комплексов, в том числе цифровых, по всем направленностям дополнительного
образования;
развитие системы творческих конкурсов, фестивалей, научно-практических
конференций, в которых принимают участие обучающиеся;
совершенствование деятельности по организации экскурсий для детей, включая
экскурсии по историко-культурной, научно-образовательной и патриотической тематике,
оказание содействия в организации детских культурно-патриотических круизов;
формирование в каждом субъекте Российской Федерации туристских маршрутов для
ознакомления детей с историей, культурой, традициями, природой соответствующего
региона, а также с выдающимися деятелями, внесшими весомый вклад в развитие
субъекта Российской Федерации;
создание условий для профессионального развития и самореализации
управленческих и педагогических кадров дополнительного образования детей;
совершенствование механизмов подготовки и непрерывного повышения
квалификации педагогических и управленческих кадров и привлечения их в систему
дополнительного образования детей, в том числе в сельской местности;
разработка мер поддержки для молодых специалистов, работающих в системе
дополнительного образования детей, содействие их профессиональному развитию;

развитие института наставничества в системе дополнительного образования детей;
создание условий для использования в системе дополнительного образования детей
цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, цифровых инструментов управления, в том числе
оснащение организаций.
IV. Принципы государственной политики в сфере
дополнительного образования детей
К принципам государственной политики в сфере дополнительного образования
детей относятся:
открытость, выраженная в стимулировании роста конкурентной среды, включении
реального сектора экономики в программы и проекты дополнительного образования
детей, построении межведомственного взаимодействия и повышении степени влияния на
сферу дополнительного образования детей и иных субъектов, включая родителей и детей
(за исключением дополнительных общеобразовательных программ в области искусств и
дополнительных образовательных программ спортивной подготовки с 1 января 2023 г.);
вариативность дополнительных общеобразовательных программ, связанная с
обеспечением разнообразия дополнительного образования исходя из запросов, интересов
и жизненного самоопределения детей;
доступность качественного дополнительного образования для разных социальных
групп, включая детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, вне зависимости от
территории их проживания;
инклюзивность, обеспечивающая возможность для детей-инвалидов и детей с
ограниченными
возможностями
здоровья
обучаться
по
дополнительным
общеобразовательным программам по любой направленности, в том числе совместно с
другими обучающимися;
клиентоцентричность, обеспечивающая возможность участия в целевой модели
путем
внедрения
персонифицированного
финансирования
(за
исключением
дополнительных общеобразовательных программ в области искусств и дополнительных
образовательных программ спортивной подготовки с 1 января 2023 г.);
практико-ориентированность дополнительных общеобразовательных программ,
позволяющая проектировать индивидуальный образовательный маршрут ребенка с
учетом направлений социально-экономического развития субъектов Российской
Федерации;
ориентация дополнительных общеобразовательных программ на многоукладность
экономики и быта народов и этносов, проживающих на территории Российской
Федерации;
преемственность дополнительных предпрофессиональных программ в области
искусств и соответствующих основных профессиональных образовательных программ в
области культуры и искусства.
V. Приоритеты обновления содержания и технологий
по направленностям дополнительного образования детей
В рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ социальногуманитарной направленности необходимо создать условия для вовлечения детей в
практику глобального, регионального и локального развития общества, развития культуры
межнационального общения, лидерских качеств, финансовой, правовой и медиаграмотности, предпринимательской деятельности, в том числе с применением игровых
форматов и технологий, использования сетевых коммуникаций в реальной и виртуальной

среде, формирования у обучающихся навыков, связанных с эмоциональным, физическим,
интеллектуальным, духовным развитием человека.
В рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ по
туристско-краеведческой направленности необходимо создать условия для вовлечения
детей в туристскую и краеведческую деятельность в целях изучения как малой Родины,
так и России в целом посредством организации походно-экспедиционных, экскурсионных,
проектно-исследовательских и других профильных форм работы (походы, экспедиции,
слеты, выездные школы и профильные смены и др.), обеспечить междисциплинарный
подход в части интеграции с различными областями знаний (биология, география,
геоэкономика, регионалистика, геология, культурология, литература, урбанистика и
планирование городской среды, экология и др.), содействовать формированию у
обучающихся знаний, умений и навыков, связанных с безопасным пребыванием в
условиях природной и городской среды, создавать условия для воспитания и развития
личности, а также для социализации обучающихся. Деятельность школьных музеев
должна быть интегрирована с воспитательными и образовательными программами
образовательных организаций.
В рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ в области
физической культуры и спорта необходимо создать условия для вовлечения детей, в том
числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в
мероприятия, содержащие элементы различных видов спорта, развивать командные,
индивидуальные и игровые виды деятельности, способствующие физическому,
духовному, интеллектуальному, здоровьесберегающему и патриотическому воспитанию
детей.
В рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной направленности необходимо создать условия для вовлечения детей в научную
работу, в деятельность, связанную с наблюдением, описанием, моделированием и
конструированием
различных
явлений
окружающего
мира,
обеспечить
междисциплинарный подход в части интеграции с различными областями знаний
(генетика,
биомедицина,
биотехнологии
и
биоинженерия,
астрофизика,
природопользование, биоинформатика, экология, наноинженерия и метаматериалы и др.),
содействовать формированию у обучающихся навыков, связанных с безопасным
пребыванием в условиях природной и городской среды.
В рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ технической
направленности необходимо создать условия для вовлечения детей в создание
искусственно-технических и виртуальных объектов, построенных по законам природы, в
приобретение навыков в области обработки материалов, электротехники и электроники,
системной инженерии, 3D-прототипирования, цифровизации, работы с большими
данными, освоения языков программирования, машинного обучения, автоматизации и
робототехники, технологического предпринимательства, содействовать формированию у
обучающихся современных знаний, умений и навыков в области технических наук,
технологической грамотности и инженерного мышления.
В рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ
художественной направленности необходимо:
содействовать эстетическому, нравственному, патриотическому, этнокультурному
воспитанию детей путем приобщения к искусству, народному творчеству,
художественным ремеслам и промыслам, а также сохранению культурного наследия
народов Российской Федерации;
создать условия для вовлечения детей в художественную деятельность по разным
видам искусства и жанрам художественного творчества при сохранении традиций
классического искусства;
обеспечить обновление содержания программ художественной направленности и
развитие инфраструктуры дополнительного образования в том числе с применением

цифровых
технологий,
современных
средств
коммуникации,
оборудования,
художественных материалов.
В рамках реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области
искусств необходимо создать условия:
для развития индивидуальных творческих способностей детей, приобретения ими
знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусства, опыта творческой
деятельности, их профессиональной ориентации;
для устойчивого развития и обновления инфраструктуры системы непрерывного
художественного образования, сохранения традиций классического искусства и народного
творчества в соответствии с приоритетами Стратегии государственной культурной
политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства
Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. N 326-р.
VI. Ожидаемые результаты реализации Концепции
По итогам реализации Концепции предусматривается достижение следующих
результатов:
во всех субъектах Российской Федерации внедрена целевая модель;
осуществлен переход на персонифицированное финансирование, обеспечена
возможность оплаты дополнительных общеразвивающих программ сертификатами
персонифицированного финансирования во всех типах образовательных организаций, в
том числе негосударственных (за исключением детских школ искусств и организаций,
реализующих дополнительные образовательные программы спортивной подготовки с 1
января 2023 г.);
в
субъектах
Российской
Федерации
предоставлены
сертификаты
персонифицированного финансирования (за исключением детских школ искусств и
организаций, реализующих дополнительные образовательные программы спортивной
подготовки с 1 января 2023 г.) не менее 25 процентам детей - до 2024 года, не менее 30
процентам детей - до 2030 года;
создана и функционирует система организации и управления региональной
политикой по развитию дополнительного образования детей с учетом задач социальноэкономического развития субъектов Российской Федерации, в том числе потребностей
соответствующих отраслей экономики;
создана современная инфраструктура в системе дополнительного образования детей,
обновлена материально-техническая база организаций дополнительного образования,
отвечающая потребностям детей, их семей и реального сектора экономики региона, в том
числе путем предоставления субъектам Российской Федерации субсидий из федерального
бюджета;
созданы новые места для увеличения количества детей, обучающихся по
дополнительным общеобразовательным программам, в том числе в детских школах
искусств;
расширено участие организаций негосударственного сектора в реализации
дополнительных общеобразовательных программ;
широко используются эффективные модели интеграции основного и
дополнительного образования ("школа полного дня" и др.);
обучающиеся включены в программы и мероприятия ранней профориентации,
обеспечивающие ознакомление с современными профессиями и профессиями будущего,
им созданы условия для профессионального самоопределения и прохождения стажировок
в организациях реального сектора экономики;
расширено участие профессиональных образовательных организаций и
образовательных организаций высшего образования в разработке и реализации
дополнительных общеобразовательных программ;

усилена
воспитательная
составляющая
в
содержании
дополнительных
общеобразовательных программ, которые реализуются на основе духовно-нравственных
ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных
традиций;
обеспечено взаимодействие с наставниками научных организаций, образовательных
организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций;
созданы условия для социокультурной реабилитации детей-инвалидов, расширены
возможности для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов в системе дополнительного образования;
создана сеть технологических кружков (для подготовки нового поколения
технологических лидеров, инженеров и ученых), школьных спортивных клубов и
школьных спортивных лиг по видам спорта для формирования здорового спортивного
образа жизни обучающихся, школьных музеев, школьных театров, школьных
медиацентров;
обеспечено вовлечение детей, испытывающих трудности в освоении основных
общеобразовательных программ, в обучение по дополнительным общеобразовательным
программам, в том числе реализуемым в каникулярные периоды;
поддержано распространение лучших практик по обновлению содержания и
технологий дополнительного образования по приоритетным направлениям, в том числе
каникулярных профориентационных школ,
организованных образовательными
организациями;
создана и функционирует система творческих конкурсов, фестивалей, научнопрактических конференций, в которых принимают участие обучающиеся, в том числе
дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-сироты и дети, оставшиеся без
попечения родителей;
обеспечена финансовая и информационно-консультационная поддержка реализации
прав детей на участие в дополнительных общеразвивающих программах независимо от
места проживания, состояния здоровья детей-инвалидов, социально-экономического
положения семьи;
созданы условия по регулярному проведению экскурсий для детей, включая
экскурсии по историко-культурной, научно-образовательной и патриотической тематике;
дополнены списки туристских маршрутов, формируемых в соответствии с пунктом 2
статьи 5 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации", культурно-познавательными круизами патриотической направленности в
летнее время года на круизных теплоходах для школьников и студентов;
созданы условия для профессионального развития и самореализации управленческих
и педагогических кадров дополнительного образования детей;
усовершенствованы механизмы подготовки и непрерывного повышения
квалификации педагогических и управленческих кадров и привлечения их в систему
дополнительного образования детей, в том числе в сельской местности;
реализованы меры поддержки молодых специалистов, работающих в системе
дополнительного образования детей, в их педагогической деятельности и
профессиональном развитии;
созданы условия для использования в системе дополнительного образования детей
цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, цифровых инструментов управления, в том числе за
счет оснащения организаций дополнительного образования современным оборудованием;
в каждом субъекте Российской Федерации создана и функционирует эффективная
система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.

VII. Этапы реализации Концепции

Реализация Концепции будет осуществляться в 2 этапа:
I этап - 2022 - 2024 годы;
II этап - 2025 - 2030 годы.
На I этапе реализации Концепции планируется:
во всех субъектах Российской Федерации внедрить целевую модель;
осуществить переход на персонифицированное финансирование (за
исключением детских школ искусств и организаций, реализующих
дополнительные образовательные программы спортивной подготовки с 1
января 2023 г.);
обеспечить ежегодно выдачу сертификатов персонифицированного
финансирования, до 2024 года - не менее 25 процентам детей, до 2030 года не менее 30 процентам детей в каждом субъекте Российской Федерации;
создать систему организации и управления региональной политикой по
развитию дополнительного образования детей с учетом задач социальноэкономического развития субъектов Российской Федерации, в том числе
потребностей соответствующих отраслей экономики;
создать современную инфраструктуру в системе дополнительного
образования детей, отвечающую потребностям детей, их семей и реального
сектора экономики региона, в том числе путем предоставления субъектам
Российской Федерации субсидий из федерального бюджета;
создать новые места для увеличения количества детей, обучающихся по
дополнительным общеобразовательным программам, в том числе в детских
школах искусств;
создать условия для предоставления субсидий из федерального бюджета
бюджетам субъектов Российской Федерации для создания или модернизации
инфраструктуры дополнительного образования детей, включая обновление
материально-технической базы, проведение капитального ремонта,
реконструкции зданий для организации учебно-исследовательской, научнопрактической, творческой деятельности, занятия физической культурой и
спортом, различными видами искусства, использования цифровых сервисов и
контента для образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам;
расширить участие организаций негосударственного сектора в
реализации дополнительных общеобразовательных программ;
вовлечь обучающихся в программы и мероприятия ранней
профориентации, обеспечивающие ознакомление с современными
профессиями и профессиями будущего, поддержку профессионального
самоопределения, формирование навыков планирования карьеры с
применением инструментов профессиональных проб, стажировок в
организациях реального сектора экономики, взаимодействие с сотрудниками
предприятий, научных организаций, профессиональных образовательных
организаций и образовательных организаций высшего образования;

расширить участие профессиональных образовательных организаций и
образовательных организаций высшего образования в разработке и
реализации дополнительных общеобразовательных программ;
усилить воспитательную составляющую в содержании дополнительных
общеобразовательных программ и организовать воспитательный процесс на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского
общества и государства для формирования у детей и молодежи
общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской
ответственности;
создать условия для социокультурной реабилитации детей-инвалидов,
расширить возможности для освоения детьми с ограниченными
возможностями здоровья дополнительных общеобразовательных программ
путем создания специальных условий в образовательных организациях,
реализующих дополнительные общеобразовательные программы;
создать сеть технологических кружков (для подготовки нового
поколения технологических лидеров, инженеров и ученых), школьных
спортивных клубов и школьных спортивных лиг по видам спорта для
формирования здорового спортивного образа жизни обучающихся,
школьных музеев, школьных театров, школьных медиацентров;
обеспечить вовлечение детей, испытывающих трудности в освоении
основных общеобразовательных программ, в освоение дополнительных
общеобразовательных программ (в том числе реализуемых в каникулярные
периоды) для повышения качества образовательных результатов;
обобщить и распространить лучшие практики по обновлению
содержания и технологий дополнительного образования по приоритетным
направлениям, в том числе каникулярных профориентационных школ,
организованных образовательными организациями;
продолжить проведение системы творческих конкурсов, фестивалей,
научно-практических конференций, в которых принимают участие
обучающиеся, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья,
дети-инвалиды, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
осуществить
финансовую
и
информационно-консультационную
поддержку реализации прав детей на участие в дополнительных
общеобразовательных программах независимо от места проживания,
состояния здоровья, социально-экономического положения семьи;
обеспечить гармонизацию законодательства Российской Федерации по
физической культуре и спорту и законодательства Российской Федерации об
образовании в целях обеспечения взаимосвязи, преемственности и единого
методического сопровождения дополнительных общеобразовательных
программ в области физической культуры и спорта;
создать условия по регулярному проведению экскурсий для детей,
включая экскурсии по историко-культурной, научно-образовательной и
патриотической тематике;
дополнить списки туристских маршрутов, формируемых в соответствии
с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона "Об основных гарантиях прав

ребенка в Российской Федерации", культурно-познавательными круизами
патриотической направленности в летнее время года на круизных теплоходах
для школьников и студентов;
создать условия для профессионального развития и самореализации
управленческих и педагогических кадров системы дополнительного
образования детей;
реализовать механизмы подготовки и непрерывного повышения
квалификации управленческих и педагогических кадров и привлечения их в
систему дополнительного образования детей, в том числе в сельской
местности;
создать институт наставничества в системе дополнительного
образования детей;
реализовать меры поддержки молодых специалистов, работающих в
системе дополнительного образования детей, в их педагогической
деятельности и профессиональном развитии;
создать условия для использования в системе дополнительного
образования детей цифровых сервисов и контента для образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам,
цифровых инструментов управления, в том числе за счет оснащения
организаций дополнительного образования современным оборудованием;
создать в каждом субъекте Российской Федерации систему выявления,
поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.
На II этапе реализации Концепции планируется продолжить плановую
работу по ее реализации.
Министерством просвещения Российской Федерации совместно с иными
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти,
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и
органами местного самоуправления начиная с 2022 года будет проводиться
мониторинг реализации Концепции и оценка ее эффективности, степени
достижения ожидаемых результатов (с представлением сводного ежегодного
доклада в Правительство Российской Федерации).
VIII. Объем и источники финансирования мероприятий Концепции
Финансирование мероприятий по реализации Концепции осуществляется за счет
средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных
Министерству просвещения Российской Федерации и заинтересованным федеральным
органам исполнительной власти в федеральном законе о федеральном бюджете на
соответствующий финансовый год и плановый период, а также за счет средств субъектов
Российской Федерации, муниципальных образований и внебюджетных источников (в том
числе в рамках государственно-частного партнерства).
Государственная поддержка может также осуществляться путем предоставления
субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках
реализации национальных проектов "Образование", "Культура", "Демография".

Приложение
к Концепции развития дополнительного
образования детей до 2030 года
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЕЙ ДО 2030 ГОДА
Наименование показателя

Единица
измерения

Значение
показателя
2022 2024 2030
год год год

1. Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием

процентов 76

80

82

72

85

85

3. Доля детей, которые обеспечены сертификатами
персонифицированного финансирования
дополнительного образования в каждом субъекте
Российской Федерации

процентов 25

25

30

4. Охват детей деятельностью региональных центров
выявления, поддержки и развития способностей и
талантов у детей и молодежи, технопарков
"Кванториум" и центров "IT-куб"

процентов 7,9

10

15

5. Доля детей и молодежи в возрасте от 7 до 35 лет, у
которых выявлены выдающиеся способности и
таланты

процентов 0,4 0,61 0,71

6. Доля организаций негосударственного сектора,
реализующих дополнительные общеобразовательные
программы, в общем количестве организаций в сфере
дополнительного образования детей

процентов 4,9

5

10

7. Доля негосударственного сектора, включенного в
систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей

процентов

2

5

8. Доля общеобразовательных организаций, имеющих
школьный спортивный клуб

процентов 54

100

100

5

10

100

100

2. Количество субъектов Российской Федерации,
выдающих сертификаты персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей

единиц

9. Доля детей, обучающихся в 5 - 9 классах,
процентов
принимающих участие в экскурсиях по историкокультурной, научно-образовательной, патриотической
тематике, а также в детских культурно-патриотических
круизах
10.Доля образовательных организаций дополнительного
образования детей со специальными наименованиями
"детская школа искусств", "детская музыкальная
школа", "детская хоровая школа", "детская

-

2

процентов 95

художественная школа", "детская хореографическая
школа", "детская театральная школа", "детская
цирковая школа", "детская школа художественных
ремесел", находящихся в ведении органов местного
самоуправления, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации в области культуры
11.Созданы новые места в образовательных организациях
различных типов для реализации дополнительных
общеразвивающих программ всех направленностей.
Нарастающий итог

тыс.
единиц

12.В общеобразовательных организациях, расположенных
в сельской местности и малых городах, обновлена
материально-техническая база для занятий детей
физической культурой и спортом. Нарастающий итог

единиц 3 360 5765 9020

13.Созданы и функционируют региональные центры
выявления, поддержки и развития способностей и
талантов у детей и молодежи. Нарастающий итог

единиц

44

85

85

14.Поддержана реализация лучших практик по
обновлению содержания и технологий
дополнительного образования по приоритетным
направлениям, в том числе каникулярных
профориентационных школ, организованных
образовательными организациями (в том числе в целях
повышения успешности детей, имеющих низкие
образовательные результаты). Нарастающий итог

тыс.
человек

15

60

150

15.Внедрена и функционирует целевая модель развития
региональных систем дополнительного образования
детей. Нарастающий итог

единиц

72

85

85

16.Обеспечено увеличение численности детей и
молодежи, вовлеченных в детско-юношеский и
студенческий спорт (в части профессиональных
образовательных организаций), посредством
реализации мероприятий общественногосударственного физкультурно-спортивного
объединения "Юность России". Нарастающий итог

тыс.
человек

975 1125 1575

900 1350 2550

17.Доля обучающихся по образовательным программам процентов 30
основного и среднего общего образования, охваченных
мероприятиями, направленными на раннюю
профессиональную ориентацию, в том числе в рамках
программы "Билет в будущее"

37

49

18.Обеспечено проведение открытых онлайн-уроков,
направленных на раннюю профориентацию и
реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков
"Проектория", в которых приняли участие дети

6

6

50

80

19.Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет с ограниченными
возможностями здоровья и детей-инвалидов,
осваивающих дополнительные общеобразовательные
программы, в том числе с использованием
дистанционных технологий. Нарастающий итог

млн.
человек

5

процентов 2,9

20.Выплата премий лучшим педагогам дополнительного
образования за достижения в педагогической
деятельности

тыс.
человек

21.Организована подготовка педагогов дополнительного
образования

тыс.
человек

45

130

301

22.Количество разработанных туристских маршрутов для
ознакомления детей с историей, культурой,
традициями, природой соответствующего региона, а
также для знакомства с лицами, внесшими весомый
вклад в его развитие

единиц

25

100

150

23.Создана сеть технологических кружков на базе
общеобразовательных организаций (для подготовки
нового поколения технологических лидеров,
инженеров и ученых)

единиц

24.Сохранена сеть организаций, осуществляющих
спортивную подготовку, в ведении органов
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, осуществляющих управление в сфере
физической культуры и спорта

100

9500 15000 20000

процентов 100 100

100

Утвержден
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 31 марта 2022 г. N 678-р
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДО 2030 ГОДА,
I ЭТАП (2022 - 2024 ГОДЫ)
Наименование мероприятия

Срок
реализации

Ответственные
исполнители

Итоговый
документ

I. Совершенствование нормативно-правового регулирования и методического
сопровождения системы дополнительного образования детей
1. Совершенствование механизмов
IV квартал Минпросвещения
внедрения персонифицированного
2022 г. России
учета и персонифицированного
финансирования дополнительного
образования детей в рамках целевой
модели развития региональных
систем дополнительного
образования детей, в том числе
выдача сертификатов
персонифицированного
финансирования дополнительного
образования детей независимо от

методические
рекомендации

места проживания, состояния
здоровья ребенка и уровня
материальной обеспеченности семьи
(за исключением образовательных
организаций дополнительного
образования детей со специальными
наименованиями "детская школа
искусств", "детская музыкальная
школа", "детская хоровая школа",
"детская художественная школа",
"детская хореографическая школа",
"детская театральная школа",
"детская цирковая школа", "детская
школа художественных ремесел"
(далее - детские школы искусств),
организаций, реализующих
дополнительные образовательные
программы спортивной подготовки
с 1 января 2023 г.)
2. Совершенствование
статистического инструментария
для организации наблюдения в
сфере дополнительного образования
детей
3. Закрепление нормативного статуса
единой автоматизированной
информационной системы сбора и
анализа данных по организациям,
программам, мероприятиям
дополнительного образования и
основным статистическим
показателям охвата детей
дополнительным образованием в
субъектах Российской Федерации

I квартал Росстат,
2023 г. Минпросвещения
России,
Минспорт России,
Минкультуры России
IV квартал Минпросвещения
2022 г. России

доклад в
Правительство
Российской
Федерации
ведомственный
акт
Минпросвещения
России

4. Совершенствование системы
III квартал Минпросвещения
доклад в
государственных сервисов,
2023 г., далееРоссии,
Правительство
находящихся в ведении
- ежегодно Минкультуры России, Российской
Минпросвещения России,
Минспорт России
Федерации
обеспечивающих доступ к
информации об организациях,
реализующих дополнительные
общеобразовательные программы в
субъектах Российской Федерации,
запись на обучение по
дополнительной
общеобразовательной программе, в
том числе интеграция единой
автоматизированной
информационной системы сбора и
анализа данных по организациям,
программам и мероприятиям

дополнительного образования и
основным статистическим
показателям охвата детей
дополнительным образованием в
субъектах Российской Федерации и
автоматизированной
информационной системой
"Статистическая отчетность
отрасли" и государственной
информационной системой "Единая
цифровая платформа "Физическая
культура и спорт"
5. Совершенствование механизмов
финансирования дополнительных
общеобразовательных программ,
реализуемых
общеобразовательными
организациями,
профессиональными
образовательными организациями,
образовательными организациями
высшего образования, в том числе
посредством сетевой формы
реализации образовательных
программ

III квартал Минпросвещения
2023 г. России,
Минэкономразвития
России,
органы
исполнительной
власти субъектов
Российской
Федерации

доклад в
Правительство
Российской
Федерации

6. Создание современного
инклюзивного образовательного
пространства для детей с
ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных организаций,
реализующих дополнительные
общеобразовательные программы в
субъектах Российской Федерации

IV квартал Минпросвещения
2022 г. России

методические
рекомендации

7. Подготовка проекта указа
III квартал Минпросвещения
Президента Российской Федерации
2025 г. России
об утверждении премий лучшим
педагогам дополнительного
образования за достижения в
педагогической деятельности в
сфере дополнительного образования
детей

проект указа
Президента
Российской
Федерации

II. Повышение доступности и качества дополнительного образования детей
8. Проведение анализа доступности
IV квартал органы
дополнительного образования детей 2022 г., далееисполнительной
в субъектах Российской Федерации - ежегодно власти субъектов
и приоритетных направлений
Российской
развития дополнительного
Федерации
образования детей в соответствии с
социально-экономическими

доклад в
Минпросвещения
России

потребностями субъекта Российской
Федерации, а также потребностями
для различных категорий детей, в
том числе детей с ограниченными
возможностями здоровья и детейинвалидов, детей, находящихся на
длительном лечении
9. Создание новых мест для
увеличения количества
обучающихся в сфере
дополнительного образования

IV квартал Минпросвещения
2022 г., далееРоссии,
- ежегодно органы
исполнительной
власти субъектов
Российской
Федерации

доклад в
Правительство
Российской
Федерации

10.Выявление и распространение
IV квартал Минпросвещения
доклад в
лучших практик повышения
2022 г., далееРоссии,
Правительство
доступности дополнительного
- ежегодно Минкультуры России, Российской
образования для различных
Минспорт России,
Федерации
категорий детей, в том числе детей с
заинтересованные
ограниченными возможностями
общественные
здоровья и детей-инвалидов, детей,
организации, органы
находящихся на длительном
исполнительной
лечении, при помощи сетевой
власти субъектов
формы взаимодействия, с участием
Российской
представителей реального сектора
Федерации
экономики, а также применения
электронного обучения и
дистанционных образовательных
технологий
11.Расширение сети образовательных
IV квартал Минпросвещения
организаций, реализующих
2022 г., далееРоссии
дополнительные
- ежегодно
общеобразовательные программы
для детей, в том числе в сельской
местности и малых городах,
включая создание условий для
образования детей в области
информационных технологий

доклад в
Правительство
Российской
Федерации

12.Обновление содержания
III квартал образовательные
доклад органов
дополнительных
2022 г., далееорганизации,
исполнительной
общеобразовательных программ (за - ежегодно реализующие
власти субъектов
исключением дополнительных
дополнительные
Российской
предпрофессиональных программ в
общеобразовательные Федерации,
области искусств, а также
программы,
представленный
дополнительных образовательных
органы
в
программ спортивной подготовки,
исполнительной
Минпросвещения
реализуемых с 1 января 2023 г.) для
власти субъектов
России
формирования компетентностей,
Российской
связанных с эмоциональным,
Федерации
физическим, интеллектуальным,
духовным развитием человека на

основании анализа социальноэкономических потребностей
субъекта Российской Федерации и
потребностей детей, в том числе с
учетом опыта Образовательного
Фонда "Талант и успех", проектов
Национальной технологической
инициативы, Концепции развития
творческих (креативных) индустрий
и механизмов осуществления их
государственной поддержки в
крупных и крупнейших городских
агломерациях до 2030 года,
утвержденной распоряжением
Правительства Российской
Федерации от 20 сентября 2021 г. N
2613-р
13.Увеличение числа организаций
I квартал Минпросвещения
негосударственного сектора,
2022 г., далееРоссии,
реализующих дополнительные
- ежегодно органы
общеобразовательные программы и
исполнительной
участвующих в мероприятиях
власти субъектов
целевой модели развития
Российской
региональных систем
Федерации
дополнительного образования детей

доклад в
Правительство
Российской
Федерации

14.Организация методической
III квартал
поддержки образовательных
2022 г.
организаций, реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы, в
обновлении содержания и
технологий обучения
дополнительного образования

доклад в
Правительство
Российской
Федерации

15.Разработка и реализация
дополнительных
общеобразовательных программ,
направленных на формирование у
обучающихся функциональной,
технологической, финансовой,
экологической грамотности,
способствующих вхождению
Российской Федерации в число
десяти ведущих стран мира по
качеству общего образования

16.Разработка и реализация
дополнительных
общеобразовательных программ,
направленных на профилактику и
преодоление школьной

Минпросвещения
России,
органы
исполнительной
власти субъектов
Российской
Федерации

I квартал Минпросвещения
доклад в
2024 г. России,
Правительство
органы
Российской
исполнительной
Федерации
власти субъектов
Российской
Федерации,
образовательные
организации,
реализующие
дополнительные
общеобразовательные
программы
II квартал Минпросвещения
2023 г., далееРоссии,
- ежегодно органы
исполнительной
власти субъектов

доклад в
Правительство
Российской
Федерации

неуспешности, в том числе
реализуемых в каникулярный
период

Российской
Федерации,
образовательные
организации,
реализующие
дополнительные
общеобразовательные
программы

17.Внедрение технологий
I квартал Минпросвещения
информационно-консультационной 2023 г., далееРоссии,
адресной поддержки реализации
- ежегодно органы
прав детей на участие в
исполнительной
дополнительных общеразвивающих
власти субъектов
программах независимо от места
Российской
проживания, состояния здоровья,
Федерации
социально-экономического
положения семьи

доклад в
Правительство
Российской
Федерации

18.Создание и функционирование во
IV квартал органы
доклад в
всех субъектах Российской
2022 г., далееисполнительной
Минкультуры
Федерации ресурсных методических - ежегодно власти субъектов
России
центров, обеспечивающих
Российской
организационно-методическое
Федерации в области
сопровождение реализации
культуры
государственной политики в
области культуры и искусств
19.Увеличение количества детей,
IV квартал органы
доклад в
осваивающих дополнительные
2022 г., далееисполнительной
Минкультуры
предпрофессиональные программы - ежегодно власти субъектов
России
в области искусств в детских
Российской
школах искусств
Федерации в области
культуры
20.Вовлечение обучающихся в
IV квартал Минпросвещения
программы и мероприятия ранней 2022 г., далееРоссии,
профориентации, обеспечивающие - ежегодно органы
ознакомление с современными
исполнительной
профессиями и "профессиями
власти субъектов
будущего", поддержку
Российской
профессионального
Федерации
самоопределения, формирование
навыков планирования карьеры,
включающие инструменты
профессиональных проб,
стажировок на площадках реального
сектора экономики, взаимодействие
с наставниками со стороны
предприятий, научных организаций,
профессиональных образовательных
организаций и образовательных
организаций высшего образования,
в том числе в рамках проектов
"Билет в будущее", "Проектория",

доклад в
Правительство
Российской
Федерации

WorldSkills Russia Juniors
21.Вовлечение обучающихся
II квартал органы
доклад в
общеобразовательных организаций 2022 г., далееисполнительной
Минпросвещения
в научно-техническое творчество
- ежегодно власти субъектов
России
под научным руководством
Российской
образовательных организаций
Федерации,
высшего образования, научных
образовательные
организаций, высокотехнологичных
организации высшего
компаний
образования
22.Проведение оценки
IV квартал Минпросвещения
доклад в
удовлетворенности обучающихся и 2022 г., далееРоссии,
Правительство
(или) их родителей (законных
- ежегодно Минспорт России,
Российской
представителей) доступностью и
Минкультуры России, Федерации
качеством предоставления
органы
образовательных услуг в сфере
исполнительной
дополнительного образования
власти субъектов
Российской
Федерации
23.Формирование Календаря
международных, всероссийских
мероприятий в сфере
дополнительного образования

II квартал Минпросвещения
письмо в
2022 г., далееРоссии,
субъекты
- ежегодно Минкультуры России, Российской
Минспорт России
Федерации

24.Формирование единого
II квартал Минпросвещения
календарного плана воспитательной 2022 г., далееРоссии,
работы
- ежегодно заинтересованные
федеральные органы
исполнительной
власти и
общероссийские
общественные
организации

письмо в
субъекты
Российской
Федерации

25.Распространение походноII квартал Минпросвещения
экспедиционной и экскурсионной 2023 г., далееРоссии,
форм организации деятельности с
- ежегодно Минцифры России,
обучающимися при реализации
Минспорт России,
дополнительных
органы
общеобразовательных программ за
исполнительной
пределами фактического
власти субъектов
местонахождения образовательной
Российской
организации (за исключением
Федерации,
детских школ искусств и
заинтересованные
организаций, реализующих
общероссийские
дополнительные образовательные
общественные
программы спортивной подготовки
организации
с 1 января 2023 г.)

доклад в
Правительство
Российской
Федерации

26.Организация проведения Большого I - IV кварталМинпросвещения
Всероссийского фестиваля детского 2022 г., далееРоссии
и юношеского творчества, в том
- ежегодно
числе для детей с ограниченными
возможностями здоровья (с

письмо в
субъекты
Российской
Федерации

международным участием), включая
проведение по отдельным
положениям Всероссийского
фестиваля "Как взмах крыла",
Всероссийского фестиваля
инклюзивных театров,
Всероссийского фестиваля танцев
на колясках
27.Организация проведения
I - IV кварталМинпросвещения
Всероссийской Большой олимпиады 2022 г., далееРоссии
"Искусство - Технологии - Спорт"
- ежегодно

доклад в
Правительство
Российской
Федерации

28.Организация проведения олимпиад
ежегодно Минпросвещения
доклад в
и иных конкурсных мероприятий
России,
Правительство
для детей и молодежи,
Минкультуры России, Российской
каникулярных профориентационных
Минспорт России,
Федерации
школ, профильных и
заинтересованные
специализированных смен
общественные
организации, органы
исполнительной
власти субъектов
Российской
Федерации
29.Проведение общероссийских
конкурсов "Лучшая детская школа
искусств" и "Молодые дарования
России"

ежегодно Минкультуры России, доклад в
органы
Правительство
исполнительной
Российской
власти субъектов
Федерации
Российской
Федерации в области
культуры

30.Проведение всероссийских
конференций и методических
мероприятий, посвященных
сохранению традиций и развитию
отраслевой системы
дополнительного образования в
области искусств, в том числе по
вопросам реализации
дополнительных
предпрофессиональных программ,
значимых для развития и (или)
сохранения традиций
отечественного искусства,
кадрового обеспечения отрасли
культуры

ежегодно Минкультуры России, доклад в
органы
Правительство
исполнительной
Российской
власти субъектов
Федерации
Российской
Федерации в области
культуры

31.Создание условий для учета
достижений обучающихся по
дополнительным
общеобразовательным программам
при формировании цифрового

III квартал Минпросвещения
2024 г. России,
органы
исполнительной
власти субъектов

доклад в
Правительство
Российской
Федерации

портфолио обучающегося в составе
федеральной информационносервисной платформы цифровой
образовательной среды, в том числе
учет указанных достижений при
формировании индивидуальной
образовательной траектории
обучающегося

Российской
Федерации

32.Обеспечение наполнения единого
национального портала
дополнительного образования детей
лучшими практиками,
методическими разработками

ежегодно Минпросвещения
доклад в
России,
Правительство
Минспорт России,
Российской
Минкультуры России, Федерации
органы
исполнительной
власти субъектов
Российской
Федерации

33.Обеспечение функционирования и
наполнения портала
художественного образования,
включая всероссийскую
методическую базу, лучшими
практиками, методическими
разработками в области искусств

ежегодно Минкультуры России, доклад в
органы
Правительство
исполнительной
Российской
власти субъектов
Федерации
Российской
Федерации в области
культуры

34.Формирование реестра примерных IV квартал Минпросвещения
доклад в
адаптированных дополнительных 2022 г., далееРоссии,
Правительство
общеобразовательных программ для - ежегодно Минспорт России,
Российской
детей с ограниченными
Минкультуры России, Федерации
возможностями здоровья и детейорганы
инвалидов
исполнительной
власти субъектов
Российской
Федерации
35.Вовлечение детей, находящихся в
III квартал Минпросвещения
доклад в
трудной жизненной ситуации, в том 2023 г., далееРоссии,
Правительство
числе детей с ограниченными
- ежегодно Минспорт России,
Российской
возможностями здоровья, детейМинкультуры России, Федерации
инвалидов, детей-сирот и детей,
органы
оставшихся без попечения
исполнительной
родителей, в интеллектуальные и
власти субъектов
(или) творческие конкурсы,
Российской
физкультурные и спортивные
Федерации
мероприятия
36.Размещение в федеральной
IV квартал органы
государственной информационной 2022 г., далееисполнительной
системе "Единый портал
- ежегодно власти субъектов
государственных и муниципальных
Российской
услуг (функций)" сведений об
Федерации,
организациях, реализующих
Минпросвещения
дополнительные
России,

доклад в
Минпросвещения
России

общеобразовательные программы
37.Обновление содержания
дополнительных
общеобразовательных программ по
направленностям, обеспечивающих
формирование ключевых
компетентностей, связанных с
эмоциональным, физическим,
интеллектуальным, духовным
развитием человека

Минкультуры России,
Минспорт России
III квартал органы
2023 г. исполнительной
власти субъектов
Российской
Федерации

доклад в
Минпросвещения
России

38.Формирование механизмов
III квартал Минпросвещения
методические
обновления содержания, методов и 2023 г., далееРоссии,
рекомендации
технологий обучения в системе
- ежегодно Минкультуры России,
дополнительного образования
Минспорт России
детей, направленных на повышение
качества дополнительного
образования детей, в том числе
включение компонентов,
обеспечивающих формирование
функциональной грамотности и
компетентностей, связанных с
эмоциональным, физическим,
интеллектуальным, духовным
развитием человека, значимых для
вхождения Российской Федерации в
число десяти ведущих стран мира
по качеству общего образования,
для реализации приоритетных
направлений научнотехнологического и культурного
развития страны
39.Обеспечение управления сетью
IV квартал Минкультуры России, доклад в
детских школ искусств органами
2022 г., далееорганы
Правительство
исполнительной власти субъектов
- ежегодно исполнительной
Российской
Российской Федерации в области
власти субъектов
Федерации
культуры в целях проведения
Российской
единой государственной политики в
Федерации в области
сфере художественного образования
культуры
III. Развитие материально-технического обеспечения и инфраструктуры дополнительного
образования детей
40.Предоставление субъектам
IV квартал Минпросвещения
Российской Федерации субсидий из 2022 г., далееРоссии,
федерального бюджета для создания - ежегодно Минспорт России,
или модернизации инфраструктуры
Минкультуры России
дополнительного образования
детей, в том числе обновление
материально-технической базы,
проведение капитальных ремонтов,
реконструкции зданий для

доклад в
Правительство
Российской
Федерации

организации учебноисследовательской, научнопрактической, творческой
деятельности, занятий физической
культурой и спортом, различными
видами искусств, использования
цифровых сервисов и контента для
образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным программам
41.Создание условий для обучения
детей по модели "Школа полного
дня"

III квартал органы
2023 г., далееисполнительной
- ежегодно власти субъектов
Российской
Федерации

доклад в
Минпросвещения
России

42.Сохранение сети детских школ
IV квартал Минкультуры России, доклад в
искусств в ведении органов
2022 г., далееорганы
Правительство
местного самоуправления, органов - ежегодно исполнительной
Российской
исполнительной власти субъектов
власти субъектов
Федерации
Российской Федерации в области
Российской
культуры
Федерации в области
культуры
43.Сохранение сети организаций,
осуществляющих спортивную
подготовку, в ведении органов
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации,
осуществляющих управление в
сфере физической культуры и
спорта

IV квартал органы
2023 г., далееисполнительной
- ежегодно власти субъектов
Российской
Федерации

доклад в
Минспорт России

IV. Развитие кадрового потенциала - системы дополнительного образования детей
44.Создание и обеспечение
функционирования системы
подготовки и непрерывного
повышения квалификации
управленческих и педагогических
кадров дополнительного
образования детей

45.Содействие проведению конкурсов
профессионального мастерства в
целях поддержки и
профессионального развития
специалистов системы
дополнительного образования
детей, в том числе среди
педагогических работников,
осуществляющих обучение детей по
дополнительным

IV квартал Минпросвещения
доклад в
2022 г., далееРоссии,
Правительство
- ежегодно Минспорт России,
Российской
Минкультуры России, Федерации
органы
исполнительной
власти субъектов
Российской
Федерации
ежегодно Минпросвещения
доклад в
России,
Правительство
Минспорт России,
Российской
Минкультуры России, Федерации
органы
исполнительной
власти субъектов
Российской
Федерации

предпрофессиональным программам
в области искусств и
дополнительным образовательным
программам спортивной подготовки
46.Реализация мер по привлечению
квалифицированных
педагогических кадров в
организации дополнительного
образования, в том числе
расположенные в сельской
местности

I квартал Минпросвещения
доклад в
2023 г., далееРоссии,
Правительство
- ежегодно Минспорт России,
Российской
Минкультуры России, Федерации
органы
исполнительной
власти субъектов
Российской
Федерации

47.Разработка мер поддержки для
IV квартал Минпросвещения
доклад в
молодых специалистов, работающих 2023 г., далееРоссии,
Правительство
в системе дополнительного
- ежегодно Минспорт России,
Российской
образования, содействие их
Минкультуры России, Федерации
профессиональному развитию
органы
исполнительной
власти субъектов
Российской
Федерации
48.Выявление и распространение
лучших практик наставничества в
системе дополнительного
образования детей

II квартал Минпросвещения
доклад в
2023 г., далееРоссии,
Правительство
- ежегодно Минспорт России,
Российской
Минкультуры России, Федерации
органы
исполнительной
власти субъектов
Российской
Федерации

49.Создание условий для развития
IV квартал Минпросвещения
института наставничества в системе 2024 г., далееРоссии,
дополнительного образования детей - ежегодно органы
исполнительной
власти субъектов
Российской
Федерации

доклад в
Правительство
Российской
Федерации

V. Управление реализацией Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 года
50.Разработка и реализация
IV квартал
федеральных и региональных
2022 г.
программ поддержки и развития
отраслевых систем дополнительного
образования детей, актуализация
региональных и муниципальных
программ (планов мероприятий
("дорожных карт") по развитию
дополнительного образования детей

органы
исполнительной
власти субъектов
Российской
Федерации

доклад в
Правительство
Российской
Федерации

51.Мониторинг исполнения плана
IV квартал Минпросвещения
доклад в
мероприятий по реализации
2022 г., далееРоссии,
Правительство
Концепции развития
- ежегодно Минспорт России,
Российской
дополнительного образования детей
Минкультуры России, Федерации
до 2030 года, I этап (2022 - 2024
органы
годы)
исполнительной
власти субъектов
Российской
Федерации,
заинтересованные
общероссийские
общественные
организации
52.Мониторинг соответствия
региональных систем
дополнительного образования детей
(за исключением отраслевых
региональных систем
дополнительного образования в
области культуры и искусств) целям
и задачам целевой модели развития
региональных систем
дополнительного образования детей

ежегодно органы
исполнительной
власти субъектов
Российской
Федерации

доклад в
Минпросвещения
России

53.Мониторинг практики внедрения в
субъектах Российской Федерации
системы персонифицированного
финансирования дополнительного
образования детей, включая анализ
таких показателей, как количество
детей, обучающихся по
дополнительным
общеобразовательным программам
за счет средств бюджетов
бюджетной системы Российской
Федерации, участие
негосударственных организаций,
уровень удовлетворенности
родителей (законных
представителей) обучающихся
качеством дополнительного
образования (за исключением
детских школ искусств,
организаций, реализующих
дополнительные образовательные
программы спортивной подготовки
с 1 января 2023 г.)

IV квартал органы
2022 г. исполнительной
власти субъектов
Российской
Федерации

доклад в
Минпросвещения
России

I квартал Минпросвещения
2023 г., далееРоссии
- ежегодно

сводный доклад в
Правительство
Российской
Федерации

54.Представление в Правительство
Российской Федерации сводного
доклада об исполнении плана
мероприятий по реализации
Концепции развития

дополнительного образования детей
до 2030 года, I этап (2022 - 2024
годы)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».